Текущий ремонт газобаллонного оборудования

Текущий ремонт газобаллонного оборудования

Во время эксплуатации ГБА происходят отказы его газобаллон­ного оборудования. Устранение отказов может выпол­няться в профилактическом порядке при выполнении работ тех­нического обслуживания и сезонного обслуживания или по заявке между обслуживаниями. Обычно 10…20 % объема работ ТО-2 и до 50 % СО составляют работы текущего ремонта.

При выполнении текущего ремонта важным является обеспе­чение запасными частями. Это приобретает актуальность в связи с тем, что в настоящее время различными производителями выпус­кается большое число моделей ГБО. Оборотный фонд запасных частей зависит от надежности ГБО. Основными показателями надежности являются безотказность и долговечность, которые оце­ниваются наработкой на отказ и ресурсом. Таким образом, при массовой эксплуатации и ремонте надо отдавать предпочтение аппа­ратуре с высоким ресурсом и наработкой на отказ.

Работы текущего ремонта – это в основном разборочно-сбо­рочные, дефектовочные и контрольно-регулировочные операции. Для обеспечения безопасности эксплуатации ГБА эти работы долж­ны выполняться в строгом соответствии с технологическими кар­тами постовых и цеховых работ.

Постовые технологические карты описывают процесс демонта­жа и установки ремонтируемого элемента на ГБА и проверки гер­метичности в системе питания и, если это необходимо, выполне­ния контрольно-регулировочных работ.

Цеховые технологические карты описывают процесс устранения неисправностей элемента на участке по ремонту ГБО.

При выполнении постовых работ по снятию узла или агрегата ГБО перекрывают вентили на баллонах или мультиклапане. Выра­батывают газ из магистрали, т.е. после баллонов. В таком состоянии газовая система питания безопасна, и можно снять необходимый для ремонта элемент.

Неисправности деталей ГБО устраняют на участке ремонта ГБО. На этом участке можно отремонтировать многие агрегаты и узлы. После выполнения работ на участке ремонта ГБО отремонтиро­ванный элемент устанавливают в обратной последовательности на ГБА. При необходимости устанавливают новый узел, который хра­нится на складе. Проверяют герметичность соединений.

Читайте также:  Део ланос ремонт рулевой рейки

Если необходим ремонт вентиля и мультиклапана, установлен­ных непосредственно на баллоне, необходимо предварительно вы­пустить газ из баллона и дегазировать его на специальном посту выпуска или слива газа.

На участке ремонта ГБО неисправный агрегат или узел разби­рают и дефектуют. Производят мойку деталей и продувают их сжа­тым воздухом.

Во время проведения ремонта, как правило, применяют метод групповых замен. Данный метод заключается в том, что одновре­менно с отказавшей деталью заменяют всю группу изнашиваемых деталей. Для групповых замен выпускаются ремонтные комплек­ты, подобные ремкомплектам для карбюраторов.

При выполнении ремонта необходимо понимать, что если се­годня вы сэкономите и замените только одну отказавшую деталь, то, возможно, в ближайшее время могут отказать и другие детали. Следует учитывать, что за время простоя газобаллонного автомо­биля в ремонте потери составляют значительно больше, чем сто­имость сэкономленных запчастей.

При ремонте вентиля его закрепляют в специальной оп­равке в тисках и выполняют разборку. Отвинчивают гайку 7, снимают маховичок 3, за­тем отвинчивают гайку саль­ника 4, вывинчивают корпус клапана 12, затем извлекают расположенные над ним дета­ли (рис.3.32).

Собирают вентиль в обрат­ной последовательности, заме­няя неисправные детали. Сна­чала производят замену клапа­на 12 вместе с уплотнителем 31, уплотнительных колец и прокладок 5, 6, 8. При сборке важно завернуть гайку сальни­ка с необходимым усилием. После сборки проверяют лег­кость вращения маховика и герметичность вентиля.

Техническое состояние ГБО проверяется на стендах.

Для вентиля оно характери­зуется внутренней герметич­ностью в закрытом состоянии, внешней герметичностью при полностью открытом вентиле и про­пускной способностью.

Для определения этих показателей вентиль закрепляют в тисках стенда и подсоединяют его вход шлангом к выводу Рц (рис. 3.33).

Для проверки внутренней герметичности закрывают вентиль до отказа и на его выходное отверстие наносят мыльный раствор.

Рис. 3.32. Вентиль. 1 – гайка; 2 – пружина; 3 – маховичок; 4 – гайка сальника; 5 –уплотнительная прокладка; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – защитное кольцо; 8 – кольцо уплот­нителя; 9 – прокладка; 10 – корпус; 11 – уплотнитель; 12 – клапан; 13 – муф­та; 14 – шпиндель.

Рис.3.33. Проверка герметичности расходного вентиля: МН1 – манометр; В1 – вентиль; Р – вывод.

На вход подают давление 20.0МПа, открыв вентильВ1. Прове­ряемый вентиль герметичен, если не наблюдается пузырения мыль­ной пленки на его выходном отверстии.

Рис.3.34. Схема подсоединения электромагнитного клапана для проверки герметичности: МН1, МНК и МНВ – манометры; В1 – вентиль; Р – вывод.

Рис.3.35. Редуктор высокого давления в разобранном виде: 1 – регулировочный болт; 2 – контргайка; 3 и 8 – гайки (7 шт.); 4 и 9 – разрезные шайбы; 5 – колпак; 6 – упор пружины; 7 – пружина мембраны; 10 – тарелка мембраны; 11 – мембрана; 12 – предохранительный клапан; 13 – пружина предохранительного клапана; 14 – корпус предохранительного клапана; 15 – вставка предохранительного клапана; 16 – штуцер полости теплоносителя; 17 – выходной штуцер; 18 – штуцер входной; 19 – корпус редуктора; 20 – упор клапана высокого давления; 21 – датчик давления; 22 – пружина клапана высо­кого давления; 23 – клапан высокого давления; 24 – пружина; 25 – фильтрую­щий элемент; 26 – корпус клапана высокого давления; 27 – направляющая втулка; 28 – шток мембраны.

Рис. 3.36. Схема подсоединения РВД для проверки и регулировки: МН1, МН2, МНК и МНВ – манометры; Рв и Рн – выводы; Б, В1 и В2 – вентили; 1 – приспособление для измерения пропускной способности РВД.

Для проверки внешней герметичности вентиля на его выходное отверстие навинчивается заглушка. Затем вентиль полностью от­крывают, вращая рукоятку до упора. На вход с помощью вентиля B1 подают давление 20.0 МПа. Вентиль герметичен, если на мано­метре МН1 после закрытия вентиля В1 не наблюдается падения давления в течение 3 мин.

Аналогично проверяется герметичность ЭМК (рис.3.34).

При разборке РВД его закрепляют в специальной оправке в тисках. Вывинчивают регулировочный болт 1, разгружая, таким образом, пружину 7 (рис. 3.35).

Отвинчивают гайки 3 и снимают колпак 5, пружину 7, мембра­ну 11. Затем вывинчивают корпус клапана высокого давления 26. Производят замену деталей этого корпуса: клапан 23, шток мемб­раны 28 (толкатель), фильтрующий элемент 25. Возможна замена нового корпуса 26 в сборе. Заменяют мембрану 11. Собирают РВД в обратной последовательности. Сначала устанавливают корпус кла­пана 26 в сборе. Затяжку корпуса 26 проводят с определенным усилием. На специальном стенде проверяют внутреннюю герме­тичность клапана 23 и корпуса 26. Последовательность проверки приведена ниже. Если внутренняя герметичность в норме, то про­должают сборку РВД, устанавливая мембрану 11, детали над ней и колпак 5, обращая внимание на усилие затяжки гаек 3. При не­обходимости разбирают предохранительный клапан 12.

После полной сборки проверяют герметичность РВД, выпол­няют его регулировку, проверку срабатывания предохранительно­го клапана (рис. 3.36).

Рис. 3.37. Редуктор низкого давления ЗАО «Автосистема» в разобранном виде: 1 – мембрана 1-й ступени в сборе; 2 – болты; 3 – мембрана 1-й ступени; 4 – торсионная пружина; 5 – клапан 1-й ступени в сборе; 6 – рычаг клапана; 7 – втулка-седло с шайбой; 8 – штуцер; 9 – прокладка; 10 – крышка камеры подогрева; 11 и 27 – болты с шайбами; 12 – клапан газовый в сборе; 13 – соленоид; 14 – винт регулировки давления 1-й ступени; 15 – выходной патрубок; 16 – корпус редуктора; 17 – седло клапана 2-й ступени; 18 – скоба крепления патрубка; 19 – винт регулировочный 2-й ступени с пружиной; 20 – винт холостого хода в сборе; 21 – пластина крепления торсионной пружины; 22 – винты; 23 – клапан 2-й ступени; 24 – рычаг клапана 2-й ступени; 25 – ось; 26 – крышка редуктора.

РВД должен обладать внутренней и внешней герметичностью, достаточной пропускной способностью и понижать давление до 1.0 МПа. При аварийном повышении давления в рабочей магистра­ли более 1.7 МПа должен срабатывать предохранительный клапан.

Работы по проверке и регулировке РВД выполняются в следую­щей последовательности:

• проверка внутренней герметичности редуцирующего узла;

• проверка внешней герметичности РВД;

• проверка и регулировка предохранительного клапана;

• проверка пропускной способности фильтрующего элемента;

• регулировка рабочего давления.

Для выполнения этих работ на стенде К-278 редуктор закрепля­ют в тисках с помощью специальной оправки и соединяют шлан­гами с выводами Ре и Рц установки.

Проверку внутренней герметичности редуцирующего узла выпол­няют со снятым колпаком 5 и мембраной 11 (рис. 3.35). На верх­нюю полость корпуса редуктора наносят мыльный раствор. Мед­ленно открывая вентиль Б, повышают давление на входе в редук­тор до 20.0 МПа.

Редуцирующий узел, включая его клапан, герметичен, если нет появления пузырей на мыльной пленке. По окончании проверки закрывают вентиль Б и снижают плавно давление до нуля.

Для проверки внешней герметичности вентили Б и В1 должны быть закрыты. Проверяемый редуктор собирают, и до отказа вы­винчивают винт, ослабив при этом гайку. Выходной штуцер со­единяют с выводом Рц. В проверяемый редуктор воздух поступает через вентиль Б РВД стенда К-278 (в нем давление снижается до 1.2 МПа) и вентиль В2. Герметичность проверяется при закрытом вентиле В2. В течение 3 мин на манометре МН2 не должно наблю­даться падение давления воздуха.

Для проверки давления срабатывания предохранительного клапа­на подключение редуктора остается таким же, как и в предыдущей операции. Полностью открывают вентиль В2. Повышают редукто­ром стенда давление на манометре МН2 до момента срабатывания предохранительного клапана. Нормативное давление этого пара­метра должно составлять 1.6 МПа. Регулировка давления срабаты­вания предохранительного клапана осуществляется его крышкой,

Пропускная способность РВД определяется по падению давле­ния продуваемого через него сжатого воздуха. На выходе редукто­ра подсоединяют тройник с гайкой, имеющей калиброванное от­верстие Æ4.5 мм. На вывод Рц подают давление 1.2 МПа. Редуктор обладает достаточной пропускной способностью, если на выходе из него показание манометра МН2 не превышает 0.6МПа.

Разборку РНД (рис. 3.37) начинают с демонтажа деталей, уста­новленных на внешней стороне корпуса: клапана 12, патрубка 15, втулки 7 и при необходимости штуцеров 8. Снимают крышки 10 и 26. Для этого отвинчивают болты 11 и 27 крепления этих деталей к корпусу 16. Затем демонтируют детали, расположенные внутри кор­пуса РНД. Вывинчивают регулировочный винт второй ступени 19 и извлекают пружину вместе с ее опорой. Отвинчивают винты креп­ления оси 25 рычага клапана 24. Ослабляют и отвинчивают регули­ровочный винт 14. Отвинчивают винты 22 крепления торсионной пружины. Снимают клапан первой ступени 5. Вывинчивают винты креп­ления мембраны второй ступени и снимают ее, слегка сдвигая вдоль оводка клапана первой ступени. Вывинчивают регулировочный винт холостого хода 20.При необходимости вывинчивают седло клапа­на второй ступени 17 и втулку 7. При ремонте РНД можно заменить только мембраны 1, 3 и прокладку 9. Для обеспечения надежной работы РНД можно заменить клапаны первой и второй ступеней, а также (при необходимости) седло первой или второй ступени. Сборку произво­дят в обратной последовательности. В процессе сборки проверяют параллельность прилегания клапанов первой и второй ступеней к седлам. Для этого проверяют визуально след от касания уплотнителя седла клапана в форме окружности, образующейся после первого нажатия на клапан.

После сборки регулируют давление в первой ступени и проверяют внутреннюю герметичность клапанов первой и второй ступеней. Произво­дят проверку герметичности РНД и предварительную регулировку давления на выходе из редуктора. Для проверки редуктора исполь­зуются специальные стенды ИС-001, К-278 и др.

Необходимо отметить, что частичный ремонт редуктора низко­го давления ЗАО «Автосистема» можно выполнять непосредствен­но на автомобиле, сняв толькокрышку 26.Доступ к большинству деталей становится свободным.

Разборочно-сборочные работы по вентилям и редукторам других моделей имеют свою специфику, определяемую конструктивными особенностями. Однако при выполнении этих работ необходимо в обязательном порядке заменять мембраны, уплотнения клапанов и при необходимости пружин, а также проверять внутреннюю и вне­шнюю герметичность и регулировать давление в ступенях.

Для проведения работ по переоборудованию, техническому об­служиванию и текущему ремонту газобаллонного оборудования ис­пользуют различное технологическое оборудование и специализи­рованный инструмент. Выпускаются стационарные, передвижные и переносные стенды. Основные характеристики наиболее распро­страненных стендов представлены в табл.3.3. Стенды позволяют выполнить работы по контролю агрегатов и узлов ГБО при рабо­чем давлении на сжатом воздухе. Для крупных предприятий с большим объемом работпо обслу­живанию, выполняющих все виды ремонтных работ, рекомендуют­ся стенды ИС-001, К-278 и установка К-277. Эти стенды позволяют выполнять проверку и регулировку газовых аппаратов: редуктора высокого давления, редуктора низкого давления, наполнительного и расходного вентилей, электромагнитных газовых клапанов. На автопредприятиях часто используются стенд Новгородского завода «Автоспецоборудование» К-278 (рис.3.38) и установка К-277. Эти установки сходны по функциям и конструкции и позволяют проводить работы с оборудованием, работающим при высоком дав­лении (до 20 МПа). Установка К-277 выполнена в передвижном исполнении и в отличие от К-278 не имеет в комплекте компрес­сора высокого давления.

Источник

Оцените статью