Текущий ремонт гидротехнического сооружения

Текущий ремонт гидротехнического сооружения

В зависимости от состояния и условий эксплуатации сооружений ежегодно после пропуска весеннего паводка проводят текущий или капитальный ремонт. За счет средств, предусмотренных на текущий, ремонт, исправляют незначительные повреждения и дефекты, не связанные с изменением конструкций сооружений.

В состав работ по текущему ремонту обычно входят:

исправление небольших повреждений откосов плотин и дамб;

восстановление креплений откосов;

устранение оползней, вызванных фильтрацией воды и другими причинами;

частичная подсыпка плотин и дамб в местах их просадок;

исправление повреждений гребня и откосов дамб и плотин, причиненных движением транспорта и прогоном скота;

очистка от наносов, зарастания и заиления водоснабжающих и сбросных каналов осушительно-рыбосборной сети и рыбоуловителей;

исправление повреждений бетонных и железобетонных сооружений;

восстановление вымытой загрузки под флютбетом и за стенами сооружений; восстановление крепления у водосбросных и водорегулирующих сооружений (водосбросов, шлюзов, водоспусков и др.);

мелкий ремонт проезжих мостов, дорог, подъемных механизмов и др.

При капитальном ремонте восстанавливают отдельные части сооружения, устраняют повреждения, связанные с изменением конструкции сооружения. При капитальном ремонте должны быть устранены все дефекты, которые препятствуют нормальной эксплуатации сооружения, а также дефекты, вызывающие перенапряжение в отдельных его частях.

Капитальный и текущий ремонт, связанный с конструктивными изменениями сооружений и изменением существующих отверстий водопропускных сооружений, можно выполнять только по заключению проектной организации.

Источник

Особенности ремонта гидротехнических сооружений

Гидротехнические сооружения обычно подразделяются на две группы: сооружения общего и специального назначения. Сооружения общего назначения применяются во всех или нескольких отраслях водного хозяйства, а специального назначения — только в одной определенной отрасли.

К гидротехническим сооружениям общего назначения относятся: водонапорные (плотины, дамбы и т.д.), водосбросные, водопроводящие (каналы, лотки, трубопроводы, гидротехнические туннели), регуляционные, водозаборные, сопрягающие и т.д. К специальным гидротехническим сооружениям относятся: гидроэнергетические — здания ГЭС, бассейны и т.д.; воднотранспортные — судоходные шлюзы и каналы, порты, пристани, причалы, волноломы, молы, мосты; водопроводные и канализационные — водозаборы, насосные станции, резервуары, коллекторы; мелиоративные — оросительные и осушительные каналы и сооружения на них; рыбохозяйственные и т.п. Существуют также совмещенные гидротехнические сооружения, в которых совмещается несколько сооружений разного назначения, например, водосливная ГЭС, шлюз-водосброс.

Все эти сооружения, отличающиеся целым рядом специфических особенностей, объединяет один существенный фактор: постоянный контакт с водой. Причем независимо от того, с чем контактирует сооружение (морская вода, пресная вода, грунтовые или сточные воды), водная среда является агрессивной по отношению к материалам, из которых построено большинство гидротехнических объектов. Вода оказывает на них механическое, физическое, химическое и биологическое воздействие. Механическое воздействие выражается в виде статического давления воды, льда или наносов, принесенных водой к сооружению, а также динамического воздействия от удара струй или льдин, движущихся с большой скоростью. Физическое воздействие связано с истиранием поверхности сооружения водой (кавитация), наносами, содержащимися в воде, или льдом, а также с переменными циклами замораживания-оттаивания. Химическое воздействие приводит к выщелачиванию бетона под воздействием агрессивных веществ и коррозии арматуры. Биологическое воздействие связано с деятельностью микроорганизмов, обитающих в водной среде. Все эти виды воздействий приводят к преждевременному разрушению гидротехнических сооружений и их отдельных конструкций.

В настоящее время по результатам инвентаризации большинство гидротехнических сооружений России (более 52%) находится в состоянии, требующем капитального ремонта. Средний возраст подпорных дамб, плотин и других гидротехнических сооружений составляет 30-40 лет, а в ряде случаев превышает 100 лет.

Анализ современного состояния проблемы показывает, что в целом по России гидротехнические сооружения характеризуются довольно низким уровнем безопасности. Подавляющее большинство гидротехнических сооружений нуждается в текущем ремонте, а более 400 находится в аварийном и предаварийном состоянии.

Основным материалом, из которого построено большинство гидротехнических объектов, является железобетон. В настоящее время существует большое количество материалов и технологий для ремонта, защиты и гидроизоляции бетонных и железобетонных конструкций, однако выбор оптимальных для каждого конкретного случая материалов и технологий является сложным многофакторным процессом, зависящим от множества условий.

Одним из важнейших факторов при определении стратегии ремонта является оценка условий эксплуатации всего сооружения и его отдельных элементов. Сюда входит зона расположения конструкции (подводная, надводная, переменного уровня воды), величина кавитационного воздействия, подверженность ударным и динамическим нагрузкам, агрессивность среды (контакт с морской водой, грунтовыми или сточными водами) и так далее. От точной оценки условий работы ремонтируемой конструкции зависит, насколько выбранный ремонтный материал должен быть, например, сульфатостойким, морозостойким или устойчивым к истиранию.

Большое значение имеет расположение конструкции в плане ее доступности для ремонта, то есть возможность установки опалубки или необходимость применения тиксотропных материалов.

Также необходимо определить причины и степень разрушения, то есть насколько данный дефект влияет на несущую способность конструкции. Само по себе это уже определяет выбор материала для конструкционного или неконструкционного ремонта.

Особенностью проведения ремонтных работ на гидротехнических сооружениях является их сезонность и ограничение сроков ремонта. Например, на внутренних водных путях принято проводить ремонтные работы в зимний период, после закрытия навигации. Однако появление большого количества быстротвердеющих материалов (например, серия материалов EMACO FAST производства ООО «БАСФ Строительные системы») создало возможность проведения ремонтных работ в «окна». Ведь при грамотной организации работ можно произвести быстрый ремонт за 2-3 часа, что не слишком скажется на графике пропуска судов, но позволит в кратчайшие сроки привести в порядок многие сооружения, давно требующие ремонта. Серия материалов ЕМАСО FAST представлена тиксотропным составом ЕМАСО ® Fast Tixo и литыми составами ЕМАСО ® Fast Fluid и ЕМАСО ® Fast Fibre .

ЕМАСО ® Fast Tixo — безусадочный быстротвердеющий состав тиксотропного типа для конструкционного ремонта. Применяется при температуре от — 10°С до +30°С. Предназначен для ремонта вертикальных и потолочных поверхностей без устройства опалубки, для восстановления бетонных конструкций, подверженных действию агрессивных сред, а также для ремонта армированных (в том числе преднапряженных) конструкций гидротехнических сооружений и сооружений морского и внутреннего водного транспорта, балок, опор, мостовых плит и т.д.

Результаты испытаний ЕМАСО ® Fast Tixo при различных температурах

Источник

Полное меню
Основные ссылки

На правах рекламы:

Вернуться в «Каталог СНиП»

Особенности ремонта гидротехнических сооружений.

Особенности ремонта гидротехнических сооружений

Гидротехнические сооружения обычно подразделяются на две группы: сооружения общего и специального назначения. Сооружения общего назначения применяются во всех или нескольких отраслях водного хозяйства, а специального назначения — только в одной определенной отрасли.

К гидротехническим сооружениям общего назначения относятся: водонапорные (плотины, дамбы и т.д.), водосбросные, водопроводящие (каналы, лотки, трубопроводы, гидротехнические туннели), регуляционные, водозаборные, сопрягающие и т.д. К специальным гидротехническим сооружениям относятся: гидроэнергетические — здания ГЭС, бассейны и т.д.; воднотранспортные — судоходные шлюзы и каналы, порты, пристани, причалы, волноломы, молы, мосты; водопроводные и канализационные — водозаборы, насосные станции, резервуары, коллекторы; мелиоративные — оросительные и осушительные каналы и сооружения на них; рыбохозяйственные и т.п. Существуют также совмещенные гидротехнические сооружения, в которых совмещается несколько сооружений разного назначения, например, водосливная ГЭС, шлюз-водосброс.

Все эти сооружения, отличающиеся целым рядом специфических особенностей, объединяет один существенный фактор: постоянный контакт с водой. Причем независимо от того, с чем контактирует сооружение (морская вода, пресная вода, грунтовые или сточные воды), водная среда является агрессивной по отношению к материалам, из которых построено большинство гидротехнических объектов. Вода оказывает на них механическое, физическое, химическое и биологическое воздействие. Механическое воздействие выражается в виде статического давления воды, льда или наносов, принесенных водой к сооружению, а также динамического воздействия от удара струй или льдин, движущихся с большой скоростью. Физическое воздействие связано с истиранием поверхности сооружения водой (кавитация), наносами, содержащимися в воде, или льдом, а также с переменными циклами замораживания-оттаивания. Химическое воздействие приводит к выщелачиванию бетона под воздействием агрессивных веществ и коррозии арматуры. Биологическое воздействие связано с деятельностью микроорганизмов, обитающих в водной среде. Все эти виды воздействий приводят к преждевременному разрушению гидротехнических сооружений и их отдельных конструкций.

В настоящее время по результатам инвентаризации большинство гидротехнических сооружений России (более 52%) находится в состоянии, требующем капитального ремонта. Средний возраст подпорных дамб, плотин и других гидротехнических сооружений составляет 30-40 лет, а в ряде случаев превышает 100 лет.

Анализ современного состояния проблемы показывает, что в целом по России гидротехнические сооружения характеризуются довольно низким уровнем безопасности. Подавляющее большинство гидротехнических сооружений нуждается в текущем ремонте, а более 400 находится в аварийном и предаварийном состоянии.

Основным материалом, из которого построено большинство гидротехнических объектов, является железобетон. В настоящее время существует большое количество материалов и технологий для ремонта, защиты и гидроизоляции бетонных и железобетонных конструкций, однако выбор оптимальных для каждого конкретного случая материалов и технологий является сложным многофакторным процессом, зависящим от множества условий.

Одним из важнейших факторов при определении стратегии ремонта является оценка условий эксплуатации всего сооружения и его отдельных элементов. Сюда входит зона расположения конструкции (подводная, надводная, переменного уровня воды), величина кавитационного воздействия, подверженность ударным и динамическим нагрузкам, агрессивность среды (контакт с морской водой, грунтовыми или сточными водами) и так далее. От точной оценки условий работы ремонтируемой конструкции зависит, насколько выбранный ремонтный материал должен быть, например, сульфатостойким, морозостойким или устойчивым к истиранию.

Большое значение имеет расположение конструкции в плане ее доступности для ремонта, то есть возможность установки опалубки или необходимость применения тиксотропных материалов.

Также необходимо определить причины и степень разрушения, то есть насколько данный дефект влияет на несущую способность конструкции. Само по себе это уже определяет выбор материала для конструкционного или неконструкционного ремонта.

Особенностью проведения ремонтных работ на гидротехнических сооружениях является их сезонность и ограничение сроков ремонта. Например, на внутренних водных путях принято проводить ремонтные работы в зимний период, после закрытия навигации. Однако появление большого количества быстротвердеющих материалов (например, серия материалов EMACO FAST производства ООО «БАСФ Строительные системы») создало возможность проведения ремонтных работ в «окна». Ведь при грамотной организации работ можно произвести быстрый ремонт за 2-3 часа, что не слишком скажется на графике пропуска судов, но позволит в кратчайшие сроки привести в порядок многие сооружения, давно требующие ремонта. Серия материалов ЕМАСО FAST представлена тиксотропным составом ЕМАСО ® Fast Tixo и литыми составами ЕМАСО ® Fast Fluid и ЕМАСО ® Fast Fibre .

ЕМАСО ® Fast Tixo — безусадочный быстротвердеющий состав тиксотропного типа для конструкционного ремонта. Применяется при температуре от — 10°С до +30°С. Предназначен для ремонта вертикальных и потолочных поверхностей без устройства опалубки, для восстановления бетонных конструкций, подверженных действию агрессивных сред, а также для ремонта армированных (в том числе преднапряженных) конструкций гидротехнических сооружений и сооружений морского и внутреннего водного транспорта, балок, опор, мостовых плит и т.д.

Результаты испытаний ЕМАСО ® Fast Tixo при различных температурах

Источник

Текущий ремонт гидротехнического сооружения

УКАЗАНИЯ
ПО РЕМОНТУ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Дата введения 1990-07-01

РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «Союзморниипроект» Одесским филиалом «Черноморниипроект»

Главный инженер В.М.Таран

Заведующий группой стандартизации А.Ф.Долгая

Руководитель темы А.В.Маглеванный

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Инструктивным письмом Минморфлота СССР от 02.03.90 N 24

ВЗАМЕН РД 31.35.02-71

Настоящий РД устанавливает нормы и правила ремонта причальных, оградительных и берегоукрепительных сооружений с обеспечением их переустройства с использованием прогрессивной технологии, оборудования, приспособлений и новых строительных материалов.

РД распространяется на все виды ремонтных работ морских портовых гидротехнических сооружений.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Классификация гидротехнических сооружений по типам и конструктивным схемам приведена в табл.1.1.

1.2. Определение категории ремонта сооружений производится согласно РД 31.35.08-84.

1.3. Характерные дефекты и разрушения элементов сооружений, выполненных из различных материалов, а также рекомендуемые способы их ремонта приведены в табл.1.2.

Характерные признаки износа и разрушений элементов сооружений

Ссылка о способах ремонта

Шифр эле-
мента (см. приме-
чание)

Виды повреждений и разрушений

Номера рис. приложения 16

Шифр нормативных документов, номера подразделов настоящего РД, литература, приложения

Коррозия металлического шпунта, смещения в плане и прогибы шпунта. Пробоины, трещины, разорванные замки

Трещины вдоль стержней рабочей арматуры, разрушение защитного слоя с обнажением арматуры

Механические повреждения в виде отколов и поперечных трещин

Каверны коррозионного разрушения с обнажением арматуры

Механические повреждения в виде отколов, выбоин, трещин

Механические повреждения деревянной отбойной рамы и металлических креплений

41, 42, 43, 44, 45, 46, 48

Каверны коррозионного разрушения с обнажением арматуры

Механические повреждения в виде отколов, выбоин, трещин

Разрыв анкерных тяг. Нарушение анкерных связей со шпунтом и анкерной плитой

Нарушение гидроизоляции и коррозия анкера

Трещины защитного слоя в зоне периодического смачивания. Разрушения плит

Трещины, выколы, расслоения, излом рельсов и болтовых креплений.

Местные искривления путей в плане и по высоте

Дефекты швов, просадка плит.

Каверны, раковины, механические повреждения. Коррозия арматуры

Каверна в виде раковин, откосы, выбоины, трещины, просадка покрытия

Каверны коррозионного разрушения. Механические повреждения в виде отколов, выбоин, трещин

Аналогично шифру 1.1.2

Каверны коррозионного разрушения. Трещины. Расстройство швов. Смещение массивов. Нарушение проектной отметки

Источник

Читайте также:  Королла сиденье с подогревом ремонт
Оцените статью