- Текущий ремонт государственного бюджетного учреждения
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения проводит текущий ремонт объекта «водопровод», на учете числится как особо ценное движимое имущество — инженерные сети. Для проведения ремонта закупаются по отдельному договору фланцевый адаптер, прокладка, фланец, болт, гайка, шайба плоская. По какому коду КОСГУ провести расходы на закупку: 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» или 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»?
- Учет расходов на текущий и капитальный ремонт в учреждениях госсектора
- Учет текущего ремонта
- Учет капитального ремонта
Текущий ремонт государственного бюджетного учреждения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения проводит текущий ремонт объекта «водопровод», на учете числится как особо ценное движимое имущество — инженерные сети. Для проведения ремонта закупаются по отдельному договору фланцевый адаптер, прокладка, фланец, болт, гайка, шайба плоская.
По какому коду КОСГУ провести расходы на закупку: 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» или 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение фланцевого адаптера, прокладки, фланца, болта, гаек, шайб плоских для ремонта водопровода могут быть отнесены на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.
Обоснование вывода:
С 2019 года при определении статей (подстатей) КОСГУ необходимо руководствоваться порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н).
Согласно пп. 11.4 п. 11 Порядка N 209н отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.
Поэтому для корректного определения статьи (подстатьи) КОСГУ при приобретении материальных запасов учреждению необходимо прежде всего исходить из цели их приобретения. Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. В зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ. То есть даже для приобретения нефинансовых активов, поименованных в п. 118 Инструкции N 157н в составе строительных материалов, могут быть в данном случае использованы как подстатья 344 «Увеличение стоимости строительных материалов», так и 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.
В соответствии с пп. 11.4 п. 11 Порядка N 209н подстатья 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ классификации операций сектора государственного управления используется при отражении приобретения материалов в целях проведения строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями (в частности, это ремонтные работы). Подстатья 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ используется при отражении приобретения материалов для собственных нужд учреждения, не для ремонтных работ (смотрите, в частности, информацию Минфина России от 13.05.2019, письма Минфина России от 20.03.2020 N 02-08-03/22042, от 26.04.2019 N 02-08-10/31403, раздел 2 Методических рекомендаций к Стандарту «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075).
Получается, что если материальные запасы (фланцевый адаптер, прокладки, фланец, болты, гайки, шайбы плоские) приобретаются не для целей проведения ремонтных работ, а например, для обеспечения определенного запаса материалов на случай плановой замены, иных непредвиденных обстоятельств, не связанных с ремонтом или капитальными вложениями, то расходы на их приобретение следует отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ. Если же материалы приобретаются для целей проведения ремонтных работ, то при их приобретении следует применить подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ. Причем для цели определения конкретной детализированной подстатьи статьи 340 КОСГУ не важен способ проведения ремонтных работ, в том числе и наличие в учреждении заключенного договора на проведение ремонтных работ.
Также, исходя из общих рекомендаций финансового ведомства, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075 (смотрите также письмо Минфина России от 02.07.2019 N 02-08-05/48683), можно сделать вывод, что применение подстатьи 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ возможно, когда речь идет о приобретении материалов для ремонта движимого имущества. В свою очередь ,применение подстатьи 344 связано с приобретением материалов для ремонта недвижимого имущества.
Однако в данном случае речь идет о приобретении материалов для целей дальнейшего их использования при ремонте водопровода. В свою очередь, водопровод представляет собой сложную систему конструктивно-сочлененных объектов. В соответствии с п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам. Существуют разные виды таких объектов, но главное их отличие от остальных — протяженность и наличие в составе, как правило, большого количества отдельных объектов, которые все вместе выполняют заданную цель. Для ремонта таких объектов обычно составляется смета к договору на выполнение текущего ремонта.
Если обратиться к Общероссийскому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» (принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст), сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. В частности, примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы; линии связи и электропередачи; местные трубопроводы. Такое же определение сооружений указывается и в п. 23 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Однако законодательство не содержит прямого указания об отнесении к недвижимости трубопроводов (газопровода, водопровода и т.п.). В связи с чем практика включения подобных объектов в состав недвижимого имущества весьма не однозначная. Так, например, имеется судебная практика, признающая такие объекты недвижимым имуществом (смотрите, в частности, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2018 N Ф08-10789/17 по делу N А32-6398/2017, постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.08.2018 N Ф05-12789/18 по делу N А40-176218/2017, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 N 12АП-15314/19, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 N 11АП-1521/20 по делу N А65-23979/2019). В то же время при определенных обстоятельствах суды исходят из возможности отнесения таких объектов к движимому имуществу (смотрите, в частности, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 N 02АП-2487/2008).
Таким образом, можно сделать вывод, что водопровод — это сложный линейный объект, который может быть учтен как в составе недвижимого, так и в составе движимого имущества, в зависимости от специфики конкретного объекта и решения уполномоченного органа.
С учетом изложенного считаем, что расходы на приобретение фланцевого адаптера, прокладки, фланца, болта, гаек, шайб плоских для текущего ремонта водопровода могут быть отнесены на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ. Однако, учитывая неурегулированность данного вопроса, конкретный порядок отнесения подобных расходов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ целесообразно закрепить в рамках формирования учетной политики.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
2 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Учет расходов на текущий и капитальный ремонт в учреждениях госсектора
эксперт Контур.Школы по учету в учреждениях бюджетной сферы
Каждое здание рано или поздно нуждается в ремонте. Со временем изнашиваются конструкции и материалы, которые использовались при строительстве и отделке. Ремонт здания — это прежде всего безопасность людей, которые в нем находятся. В статье рассмотрим особенности учета ремонта в учреждениях госсектора.
Ремонт бывает капитальный и текущий. Разграничить понятия текущего и капитального ремонта объектов капитального строительства помогут следующие нормативно-правовые акты:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
- Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279;
- Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ MAC 81-35.200, утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.
Учет текущего ремонта
Сначала о ремонте текущем. На основании ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, в процессе их эксплуатации должен проводиться текущий ремонт.
Текущий ремонт зданий, сооружений проводится для того, чтобы обеспечить их надлежащее техническое состояние.
Согласно п. 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР № 279, к текущему ремонту зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их частей и инженерного оборудования от преждевременного износа. Для этого должны проводиться профилактические мероприятия и устранение мелких повреждений и неисправностей.
В Приложении 3 к Постановлению Госстроя СССР № 279 можно найти перечень текущих ремонтных работ. В него, например, входит:
- ремонт отмостки вокруг здания с восстановлением до 20% общей площади отмостки;
- расшивка раствором мелких трещин в кирпичных стенах;
- антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций;
- смена неисправных оконных и дверных приборов;
- окраска помещений и отдельных конструкций.
Текущий ремонт объектов основных средств учреждения может быть выполнен как силами учреждения, так и в рамках договора подряда.
Незначительные текущие ремонтные работы могут в учреждении проводиться своими силами. Если в штате имеется рабочий по обслуживанию здания, то для проведения мелкого текущего ремонта не требуется заключение дополнительного гражданско-правового договора, так как работник получает заработную плату. В этом случае для ремонта могут понадобиться только расходные строительные материалы.
Заключая договор на приобретение строительных материалов необходимо руководствоваться федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Расходы учреждения на приобретение строительных материалов относятся на статью 340 КОСГУ «Увеличение стоимости материальных запасов».
Учет приобретенных строительных материалов нужно оформить бухгалтерскими записями:
1. Перечисление денежных средств в счет погашения задолженности перед поставщиком:
Дт 0 302 34 830 | Кт 0 201 11 610 |
2. Принятие к учету строительных материалов. Строительные материалы принимаются к учету по фактической стоимости, в данном случае равной сумме, которая уплачена поставщику:
Дт 0 105 34 340 | Кт 0 302 34 730 |
3. Списание израсходованных строительных материалов. Основанием для списания служит Акт о списании материальных запасов ф. 0504230. Расходы на ремонт объектов основных средств учреждением могут быть отнесены:
— на себестоимость готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг
Дт 0 109 ХХ 272 | Кт 0 105 34 440 |
— на финансовый результат текущего года
Дт 0 401 20 272 | Кт 0 105 34 440 |
Если учреждение осуществляет текущий ремонт с привлечением подрядчика, то договор также заключается с соблюдением положений федеральных законов 44-ФЗ, 223-ФЗ. В соответствии со ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, работа выполняется из материалов подрядчика, его силами и средствами.
Например, бюджетным учреждением заключен договор с подрядной организацией на покраску фасада здания учреждения на общую сумму 200 000 руб. Заключенным договором предусмотрена уплата авансового платежа в размере 50 000 руб. В учетной политике бюджетного учреждения прописано, что затраты на ремонт объектов нефинансовых активов учитываются в составе накладных расходов. Следующие бухгалтерские записи возникнут в учете учреждения:
1. Перечислен аванс подрядчику за проведение ремонтных работ
Дт 0 206 25 560 | Кт 0 201 11 610 | 50 000 руб. |
2. Произведен зачет перечисленного аванса
Дт 0 302 25 830 | Кт 0 206 25 660 | 50 000 руб. |
3. Погашена задолженность перед подрядчиком за выполненные ремонтные работы
Дт 0 302 25 830 | Кт 0 201 11 610 | 150 000 руб. |
4. Выполненные ремонтные работы отражены в составе накладных расходов учреждения
Дт 0 109 70 225 | Кт 0 302 25 730 | 200 000 руб. |
Договором на выполнение ремонтных работ может быть предусмотрено, что подрядная организация производит текущий ремонт с использованием материалов, приобретенных учреждением.
Например, автономное учреждение заключило договор на работы по замене линолеума в здании. Материалы приобретены учреждением, их стоимость составила 325 000 руб., стоимость работ по договору — 75 000 руб. После проведения ремонта неизрасходованные материалы на сумму 3 000 руб. были возвращены подрядчиком. Все расходы осуществлялись за счет приносящей доход деятельности.
В соответствии с п. 116 Инструкции № 157н передача материальных запасов подрядчику осуществляется на основании Требования-накладной ф. 0504204. Передаваемые материалы не списываются с балансового учета. Одновременно их передача отражается на соответствующих забалансовых счетах. Учет материальных запасов, переданных подрядчику, может быть организован на специально предусмотренном учетной политикой учреждения забалансовом счете или на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Это нужно указать в учетной политике.
Списание использованных подрядчиком материалов оформляется актом о списании материальных запасов ф. 0504230. Основаниями для его составления является акт приема-сдачи, в котором указано, что работы проведены с использованием материалов заказчика и перечень данных материалов.
В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:
1. Закуплены строительные материалы:
Дт 2 105 34 000 | Кт 2 302 34 000 | 325 000 руб. |
2. Переданы строительные материалы подрядчику по накладной с одновременным отражением на забалансовом счете 26:
Дт 2 105 34 000 (подрядчик) | Кт 2 105 34 000 (склад) | 325 000 руб. |
счет 26 |
3. Приняты на учет неиспользованные строительные материалы от подрядчика:
Дт 2 105 34 000 (склад) | Кт 2 105 34 000 (подрядчик) | 3000 руб. |
счет 26 |
4. Списаны израсходованные строительные материалы:
Дт 2 109 70 272 | Кт 2 105 34 000 (подрядчик) | 322 000 руб. |
счет 26 |
5. Оплачены ремонтные работы, выполненные подрядчиком
Дт 2 302 25 000 | Кт 2 201 11 000 | 75 000 руб. |
6. Отражены выполненные работы по ремонту согласно акту:
Дт 2 109 70 225 | Кт 2 302 25 000 | 75 000 руб. |
Учет капитального ремонта
Теперь о ремонте капитальном. В процессе капитального ремонта происходит замена или восстановление:
- строительных конструкций объектов капитального строительства;
- инженерно-технических систем и сетей, их элементов;
- отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или улучшающие их эксплуатационные показатели.
Это разъясняется в п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
Согласно Приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного, муниципального имущества осуществляется по КВР 243. А текущий ремонт оплачивается по КВР 244. Для бухгалтера важно правильно определить вид ремонтных работ, чтобы верно применить КВР.
Необоснованное отнесение расходов на КВР 243 или 244 является основанием для привлечения должностных лиц учреждений к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Для того, чтобы обеспечить целевое использование бюджетных средств, еще на этапе принятия решения о заключении контракта на оплату строительных работ, нужно разобраться, будет ремонт текущим или капитальным.
Какие работы можно с уверенностью трактовать как капитальный ремонт, а какие отнести к ремонту текущему?
Важно знать, что вопросы квалификации работ в качестве капремонта или текущего ремонта не относятся к компетенции бухгалтерии. Задача бухгалтера правильно применить КБК только после получения заключения технических специалистов о виде запланированных строительных работ.
Поэтому необходимо проводить экспертизу сметной документации и экспертизу проектной документации на проведение капитального ремонта.
Порядок проведения экспертизы можно найти в «Положении о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства…», утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.
Источник