Текущий ремонт карданных передач

Техническое обслуживание карданной передачи и главной передачи

Неисправности карданной передачи характеризуются следующими признаками: биение вала, изнашивание его шлицевого соединения и шарниров крестовин (щелчки при трогании автомобиля с места, высокий уровень шума и вибрации во время движения, особенно «накатом»), изнашивание ШРУС у автомобилей с передним приводом.

Причинами проявления неисправностей карданной передачи может быть следующее: износ игольчатых подшипников и шипов крестовин карданных шарниров; повышенный износ шлицевых соединений, ослабление крепления фланцев вилок; износ подшипника, разрушение резиной опорной подушки или ослабление крепления корпуса промежуточной опоры; погнутость или скручивание труб валов, деформация вилок или дисбаланс карданных валов.

При ЕО карданной передачи при работе на линии необходимо следить за характером работы карданной передачи – при наличии вышеуказанных неисправностей, при больших динамических нагрузках, возможно полное разрушение карданной передачи.

При ТО-1 – проводят контрольно-осмотровые работы, особое внимание уделяют состоянию сальников крестовин карданных шарниров. Проверяют состояние подушки промежуточной опоры. Проводят крепежные работы, затяжку фланцев шарниров.

Проверяют наличие люфта в карданных шарнирах, шлицевых соединениях и в подшипнике промежуточной опоры. При проверке люфтов в карданных шарнирах и шлицевых соединениях удобно использовать прибор КИ-4832 (рис. 9.3, а).

Установив и закрепив подвижные губки прибора на торцах вилки кардана, прикладывая к рукоятке динамометра усилие в соответствии с ТУ, определяют с большой точностью возможный люфт по градуированной шкале. С помощью этого же прибора определяют суммарные люфты в КП, раздаточных коробках и главных передачах.

а – прибор КИ-4832 для проверки люфта в карданных шарнирах б – устройство КИ-8902А для проверки биения карданных валов непосредственно на автомобиле

Рисунок 9.3 – Приборы для проверки технического состояния карданной передачи

Читайте также:  Руководство по ремонту рено дастере

Смазку игольчатых подшипников карданных шарниров производят только соответствующими трансмиссионными маслами через специальные масленки.

При ТО-2 дополнительно к объему ТО-1, при наличии в АТП стенда для испытаний с беговыми барабанами, используя прибор КИ-8902А (рис. 9.3, б), можно проверить карданные валы на радиальное биение. Допустимое биение труб валов у автомобилей ГАЗ 1,2 мм, у ЗИЛ-130 – 0,8 мм.

При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять как отдельные неисправные узлы и детали, так и целиком карданные валы вместе с промежуточными опорами.

Неисправности ведущих мостов характеризуются такими признаками: стуки, шумы и вибрации при работе, повышенный нагрев, люфт и увеличение механических потерь из-за износа или поломки зубьев шестерен, износа подшипников и их посадочных мест, ослабления креплений и разрегулировки зубчатых пар. Причиной этого являются значительные нагрузки, действующие на главную передачу, что вызывает упругую деформацию валов и подшипников, уменьшение предварительного натяга их и появление зазоров в подшипниках (особенно ведущей шестерни). Деформация подшипников и нарушение их регулировки обусловливают осевое смещение шестерен, нарушение их центровки и как следствие увеличенные износы и шум при работе.

При ЕОглавной передачи ежедневно следить за характером работы главной передачи на линии, обращая внимание на характерные признаки вышеуказанных неисправностей. При их обнаружении по возвращении с линии оформить заявку на ТР в целях уточнения причин возникших неполадок, а возможно и ремонта.

При ТО-1 – провести контрольно-осмотровые и крепежные работы; проверить герметичность соединений картера; проверить уровень масла – масло должно находиться на уровне нижнего края отверстия.

При ТО-2 дополнительно к объему работ ТО-1, следует проверить наличие люфтов в главной передаче. Для контроля суммарных люфтов можно использовать приспособление КИ-4832. Для определения наличия радиального люфта (Б) (рис. 9.4, а) в зацеплении конических шестерен нужно резко покачивать торец фланца то в одну, то в другую сторону – при наличии люфта, сопровождаемого щелчками и стуками необходимо оформить заявку на текущий ремонт ГП.

Для проверки осевого люфта (А) в конических подшипниках ведущего вала конической шестерней резко покачивают фланец вдоль оси вала (на себя – от себя) и определяют значения по индикаторной головке с установочным механизмом (рис. 9.4, б). При наличии повышенного люфта, определяемого по шкале прибора, необходимо, расшплинтовать гайку крепления фланца и попытаться подтянуть ее с соответствующим усилием.

а – проверка радиального люфта б – проверка осевого люфта

Рисунок 9.4 – Проверка технического состояния главной передачи

В двойных главных передачах помимо вышеуказанной проверки, в целях выяснения технического состояния ГП и заднего моста в целом, вывешивают одно из ведущих колес и замеряют его люфт по ободу колеса.

При проведении СО помимо операций ТО-2 выполняют сезонную замену смазочного материала в агрегатах трансмиссии после их предварительной промывки и проверяют техническое состояние механизма блокировки дифференциала и качество его работы.

Источник

III ТО И ТР КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ

Техническое обслуживание и текущий ремонт трансмиссии

II КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНЫЕ КП

Основные отказы и неисправности:

— износ зубьев шестерен, синхронизаторов;

— износ, выкрашивание шлицев валов, зубьев муфты включения;

— износ подшипников, фиксаторов;

— поломка, ослабление пружин фиксаторов;

— прогиб и заедание валиков (в механизме переключения);

— износ сальников и маслоотражателей;

— ослабление затяжки болтов и гаек крепления крышек подшипников;

Признаки неисправностей

— Самопроизвольное выключение передач (происходит из-за: а) износа шариков фиксаторов и лунок на ползунах; б) ослабление пружин фиксаторов; в) засорение гнезд пружин фиксаторов; г) нарушение соосности валов).

— Затрудненное переключение передач

а) повышенные частоты на холостом ходу двигателя

б) неисправная работа механизма переключения:

1. погнутость или задиры на ползунах

2. ослабление крепления или погнутость вилок

3. загрязнение гнезд ползунов в крышке КП

в) нарушение соосности валов и перекос шестерен (износ валов, подшипников и посадочных мест под них)

г) забоины на зубьях шестерен

д) неисправная работа синхронизаторов (износ)

— Шум и стуки при работе (происходит при износе деталей, поломке зубьев, пониженном уровне масла).

— Подтекание масла а) из-под прокладок крышек; б) повреждение сальников валов; в) трещины в крышках, картере; г) повышенный уровень масла; д) разжижение масла.

Для КП автомобилей ЗИЛ-4331 и КамАЗ (с коробкой 15 одели) могут быть дополнительные неисправности, связанные с существенным отличием их конструкции от обычных КП грузовых автомобилей.

Неисправности КП ЗИЛ-4331 и КамАЗ:

— Отказ работы двигателя:

а) ЗИЛ-4331 – выход из строя блока клапанов

б) КамАЗ – поломка воздухораспределителя с золотником (засорение, заедание)

в) КамАЗ – поломка или нарушение регулировки редукционного клапана

г) выход из строя деталей редукторов делителей:

— КамАЗ заедание рычагов тяг управления или неправильная установка регулировочного стяжного фланца

— ЗИЛ-4331 выход из строя масляного насоса.

Одновременное включение двух передач ЗИЛ-130, ЗИЛ-413410:

1. Износ замков и их гнезд.

2. износ ползунов и их гнезд.

— температура ≤ 60 о + t окр. возд. для КП

≤ 90 о + t окр. возд. для РКП

— шумы стуки (при помощи стетоскопа)

— угловой люфт КП (5 о -15 о )

— угловой люфт КП на передачах (используют люфтомер динамометр НИИАТ К-428)

ЗИЛ-130 I – 4 о III – 7 о V – 9 о

II – 6 о IV – 9 о з/х – 5 о

КамАЗ I – 5 о III – 5-9 о V – 14-19 о

II – 3-7 о IV – 9-14 о з/х – 2-3 о

УАЗ I – 2,5 о III – 4 о з/х – 2,5 о

II – 3,5 о IV – 6 о

Увеличение люфтов свидетельствует о необходимости ремонта КП.

ТО КП И РКП

— осмотр, выявление подтекания масла;

— проверка уровня масла и доливка;

— замена масла с промывкой дизельным топливом (1,5-2,0 мин) затем веретенным или индустриальным маслом (1-2 мин) на 1-ой передаче (при вывешенных колесах), затем залить свежее масло

легковые автомобили ТАД-17и

КамАЗ, ЗИЛ-4331 ТСп-15к

III ТО И ТР КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ

Основные отказы и неисправности:

— износ отверстий в вилках игольчатых подшипников и шипов крестовин карданных шарниров;

— ухудшение состояния сальников (манжет) и игольчатых подшипников;

— износ подшипника, разрушение резиновой опорной подушки промежуточной опоры;

— погнутость или скручивание карданного вала;

— ослабление бортовых креплений.

— вибрации, стуки, шумы в передаче при движении автомобиля;

— щелчки при трогании с места при переходе от торможения двигателем к разгону;

— перегрев (свыше 100 о С) карданных шарниров.

— угловой зазор в карданной передаче

КамАЗ (ср, мост) – 1-3 о

КамАЗ (задний мост) – 1,5-4 о

— биение карданного вала (определяется с помощью индикатора)

ГАЗ-53307 – 0,6-1,2 мм

ЗИЛ-130 – 0,6-1,5 мм

ГАЗ-3110 – 0-0,3 мм

ЛИАЗ-677 – 0,5-1 мм

температура деталей карданного вала 60 о + t окружающего воздуха

Работы ТО карданной передачи:

— проверить состояние подшипника промежуточной опоры карданного вала (покачивая вал в вертикальной плоскости);

— проверить состояние карданных шарниров и в шлицевых соединениях (охватив руками смежные валы и покачивая их резко в противоположные стороны);

— проверить сальников шлицевого соединения;

— крепежные работы карданного вала к КП и заднего моста

КамАЗ 12-14 кг м ср. мост

8-9 кг м задний мост

1 Контрольный осмотр агрегатов трансмиссии

Внешним осмотром проверить:

— отсутствие подтеканий масла в соединениях;

— состояние креплений деталей и узлов;

— результаты осмотра занести в лабораторную тетрадь.

а) Проверка и регулировка сцепления:

— проверить работу сцепления на полное включение и выключение, переключать передачи в коробке передач.

ТУ: переключение передач должно происходить бесшумно.

— затянуть ручной тормоз при работающем двигателе, включить передачу, плавно отпускать педаль сцепления, одновременно нажимая на педаль акселератора.

ТУ: двигатель должен заглохнуть сразу после отпускания педали сцепления.

— проверку сцепления производить только при участии преподавателя (лаборанта) со строгим соблюдением мер безопасности.

Для автомобилей «УАЗ» регулировка свободного хода конца вилки привода сцепления проводится изменением длины толкателя рабочего цилиндра.

— снимите пружину и отпустите контргайку;

— вращением ввертной части толкателя установите свободный ход внешнего конца вилки в пределах 2,5-3,5 мм и затяните гайку;

— установите пружину и проверьте свободный ход конца вилки привода сцепления.

б) Проверка свободного хода педали сцепления:

— установить основание линейки на полу кабины и подвести линейкой движок линейки и педаль;

— нажать рукой на педаль до начала выключения сцепления;

— снять линейку и определить свободный ход педали.

ТУ: свободный ход педали сцепления

«УАЗ» и их модификации – 35-55 мм

в) Регулировка свободного хода педали сцепления:

— отсоединить возвратную пружину вилки выключения сцепления;

— вращать регулировочную гайку на тяге установить необходимый свободный ход педали сцепления.

ТУ: при заворачивании гайки свободный ход уменьшается, при отворачивании увеличивается.

— проверить свободный ход педали;

— запустить двигатель, проверить правильности работы сцепления, повторив работы, как описаны в пункте «а».

2 Проверка технического состояния коробки передач, карданной передачи и главной

а) Проверка герметичности и состояния коробки передач

— отсутствие подтеканий в месте соединений крышек, из под пробок заливного и сливного отверстий;

— отсутствие трещин и вмятин;

— подтянуть болты крепления КП к картеру сцепления, верхней и боковых крышек коробки;

— запустить двигатель и поочередным включением всех передач убедиться в исправном действии рычага переключения передач.

б) Проверка карданной передачи

— проверить состояние подшипника промежуточной опоры карданного вала, покачивая вал в вертикальной плоскости;

— проверить состояние карданных шарниров;

— проверить состояние сальников шлицевого соединения и труб;

— затянуть болты крепления фланцев кардана, кронштейна опорного подшипника и крышек игольчатых подшипников;

— проверить люфт в шарнирах и карданного вала резко перемещая относительно друг друга вилки карданного шарнира.

в) Проверка герметичности и подтяжки крепления соединений заднего моста

— осмотреть болтовые соединения картера заднего моста и пробки наливного и сливного отверстия;

— подтянуть болты в местах подтекания смазки, крыши переднего подшипника ведущей конической шестерни главной передачи, картера редуктора и фланцев полуосей.

3 Определить техническое состояние агрегатов трансмиссии по величине суммарного углового зазора

а) Подготовка и проверка шкалы люфтомера:

— закрепить зажим 2 на отражателе ведущего вала главной передачи;

— закрепить стрелку 1 на фланце карданного вала вблизи шкалы люфтомера.

б) Проверка углового зазора в карданной передаче:

— затормозить автомобиль ручным тормозом;

— поворачивать карданный вал динамометрическим ключом за карданное соединение у заднего моста из одного крайнего положения в другое с крутящим моментом для автомобилей «ГАЗ» 2 кгм.

ТУ: крутящий момент для «УАЗ-3303» – 2 кгм,

для «ЗИЛ-431410» – 2,5 кгм

— по шкале люфтомера определить величину угла зазора в карданной передаче.

ТУ: величина суммарного углового люфта в карданной передаче 0-1 о .

в) Проверка суммарного углового зазора КП

— отпустить ручной тормоз и включить одну из передач;

— поворачивать динамометрическим ключом карданный вал с постоянно крутящим моментом для автомобилей «УАЗ-3303» 2 кгм вправо и влево;

— по шкале люфтомера определить величину суммарного углового зазора;

— вычесть из полученной величины найденную раньше величину углового зазора в карданной передаче.

ТУ: среднепредельные величины углового зазора в КП должны быть в пределах: I передачи 2,5 о ; II передача 3,5 о ; III передача 4 о ; IV передача 6,0 о ; задний ход 2,5 о .

г) Проверка суммарного углового зазора в главной передаче

— нажать на педаль тормоза;

— поворачивать динамометрическим ключом карданный вал с крутящим моментом для автомобилей «УАЗ-3303» – 2 кгм вправо и влево;

— определить по шкале люфтомера общую величину углового зазора в главной передаче.

ТУ: значение величины суммарного углового зазора в главной передаче 0-20 о .

| следующая лекция ==>
угол, замкнутого состояния контактов; | Шины легковых автомобилей

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 3582 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью