Техническое обслуживание карданной передачи и главной передачи
Неисправности карданной передачи характеризуются следующими признаками: биение вала, изнашивание его шлицевого соединения и шарниров крестовин (щелчки при трогании автомобиля с места, высокий уровень шума и вибрации во время движения, особенно «накатом»), изнашивание ШРУС у автомобилей с передним приводом.
Причинами проявления неисправностей карданной передачи может быть следующее: износ игольчатых подшипников и шипов крестовин карданных шарниров; повышенный износ шлицевых соединений, ослабление крепления фланцев вилок; износ подшипника, разрушение резиной опорной подушки или ослабление крепления корпуса промежуточной опоры; погнутость или скручивание труб валов, деформация вилок или дисбаланс карданных валов.
При ЕО карданной передачи при работе на линии необходимо следить за характером работы карданной передачи – при наличии вышеуказанных неисправностей, при больших динамических нагрузках, возможно полное разрушение карданной передачи.
При ТО-1 – проводят контрольно-осмотровые работы, особое внимание уделяют состоянию сальников крестовин карданных шарниров. Проверяют состояние подушки промежуточной опоры. Проводят крепежные работы, затяжку фланцев шарниров.
Проверяют наличие люфта в карданных шарнирах, шлицевых соединениях и в подшипнике промежуточной опоры. При проверке люфтов в карданных шарнирах и шлицевых соединениях удобно использовать прибор КИ-4832 (рис. 9.3, а).
Установив и закрепив подвижные губки прибора на торцах вилки кардана, прикладывая к рукоятке динамометра усилие в соответствии с ТУ, определяют с большой точностью возможный люфт по градуированной шкале. С помощью этого же прибора определяют суммарные люфты в КП, раздаточных коробках и главных передачах.
а – прибор КИ-4832 для проверки люфта в карданных шарнирах | б – устройство КИ-8902А для проверки биения карданных валов непосредственно на автомобиле |
Рисунок 9.3 – Приборы для проверки технического состояния карданной передачи
Смазку игольчатых подшипников карданных шарниров производят только соответствующими трансмиссионными маслами через специальные масленки.
При ТО-2 дополнительно к объему ТО-1, при наличии в АТП стенда для испытаний с беговыми барабанами, используя прибор КИ-8902А (рис. 9.3, б), можно проверить карданные валы на радиальное биение. Допустимое биение труб валов у автомобилей ГАЗ 1,2 мм, у ЗИЛ-130 – 0,8 мм.
При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять как отдельные неисправные узлы и детали, так и целиком карданные валы вместе с промежуточными опорами.
Неисправности ведущих мостов характеризуются такими признаками: стуки, шумы и вибрации при работе, повышенный нагрев, люфт и увеличение механических потерь из-за износа или поломки зубьев шестерен, износа подшипников и их посадочных мест, ослабления креплений и разрегулировки зубчатых пар. Причиной этого являются значительные нагрузки, действующие на главную передачу, что вызывает упругую деформацию валов и подшипников, уменьшение предварительного натяга их и появление зазоров в подшипниках (особенно ведущей шестерни). Деформация подшипников и нарушение их регулировки обусловливают осевое смещение шестерен, нарушение их центровки и как следствие увеличенные износы и шум при работе.
При ЕОглавной передачи ежедневно следить за характером работы главной передачи на линии, обращая внимание на характерные признаки вышеуказанных неисправностей. При их обнаружении по возвращении с линии оформить заявку на ТР в целях уточнения причин возникших неполадок, а возможно и ремонта.
При ТО-1 – провести контрольно-осмотровые и крепежные работы; проверить герметичность соединений картера; проверить уровень масла – масло должно находиться на уровне нижнего края отверстия.
При ТО-2 дополнительно к объему работ ТО-1, следует проверить наличие люфтов в главной передаче. Для контроля суммарных люфтов можно использовать приспособление КИ-4832. Для определения наличия радиального люфта (Б) (рис. 9.4, а) в зацеплении конических шестерен нужно резко покачивать торец фланца то в одну, то в другую сторону – при наличии люфта, сопровождаемого щелчками и стуками необходимо оформить заявку на текущий ремонт ГП.
Для проверки осевого люфта (А) в конических подшипниках ведущего вала конической шестерней резко покачивают фланец вдоль оси вала (на себя – от себя) и определяют значения по индикаторной головке с установочным механизмом (рис. 9.4, б). При наличии повышенного люфта, определяемого по шкале прибора, необходимо, расшплинтовать гайку крепления фланца и попытаться подтянуть ее с соответствующим усилием.
а – проверка радиального люфта | б – проверка осевого люфта |
Рисунок 9.4 – Проверка технического состояния главной передачи
В двойных главных передачах помимо вышеуказанной проверки, в целях выяснения технического состояния ГП и заднего моста в целом, вывешивают одно из ведущих колес и замеряют его люфт по ободу колеса.
При проведении СО помимо операций ТО-2 выполняют сезонную замену смазочного материала в агрегатах трансмиссии после их предварительной промывки и проверяют техническое состояние механизма блокировки дифференциала и качество его работы.
Источник
III ТО И ТР КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ
Техническое обслуживание и текущий ремонт трансмиссии
II КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНЫЕ КП
Основные отказы и неисправности:
— износ зубьев шестерен, синхронизаторов;
— износ, выкрашивание шлицев валов, зубьев муфты включения;
— износ подшипников, фиксаторов;
— поломка, ослабление пружин фиксаторов;
— прогиб и заедание валиков (в механизме переключения);
— износ сальников и маслоотражателей;
— ослабление затяжки болтов и гаек крепления крышек подшипников;
Признаки неисправностей
— Самопроизвольное выключение передач (происходит из-за: а) износа шариков фиксаторов и лунок на ползунах; б) ослабление пружин фиксаторов; в) засорение гнезд пружин фиксаторов; г) нарушение соосности валов).
— Затрудненное переключение передач
а) повышенные частоты на холостом ходу двигателя
б) неисправная работа механизма переключения:
1. погнутость или задиры на ползунах
2. ослабление крепления или погнутость вилок
3. загрязнение гнезд ползунов в крышке КП
в) нарушение соосности валов и перекос шестерен (износ валов, подшипников и посадочных мест под них)
г) забоины на зубьях шестерен
д) неисправная работа синхронизаторов (износ)
— Шум и стуки при работе (происходит при износе деталей, поломке зубьев, пониженном уровне масла).
— Подтекание масла а) из-под прокладок крышек; б) повреждение сальников валов; в) трещины в крышках, картере; г) повышенный уровень масла; д) разжижение масла.
Для КП автомобилей ЗИЛ-4331 и КамАЗ (с коробкой 15 одели) могут быть дополнительные неисправности, связанные с существенным отличием их конструкции от обычных КП грузовых автомобилей.
Неисправности КП ЗИЛ-4331 и КамАЗ:
— Отказ работы двигателя:
а) ЗИЛ-4331 – выход из строя блока клапанов
б) КамАЗ – поломка воздухораспределителя с золотником (засорение, заедание)
в) КамАЗ – поломка или нарушение регулировки редукционного клапана
г) выход из строя деталей редукторов делителей:
— КамАЗ заедание рычагов тяг управления или неправильная установка регулировочного стяжного фланца
— ЗИЛ-4331 выход из строя масляного насоса.
Одновременное включение двух передач ЗИЛ-130, ЗИЛ-413410:
1. Износ замков и их гнезд.
2. износ ползунов и их гнезд.
— температура ≤ 60 о + t окр. возд. для КП
≤ 90 о + t окр. возд. для РКП
— шумы стуки (при помощи стетоскопа)
— угловой люфт КП (5 о -15 о )
— угловой люфт КП на передачах (используют люфтомер динамометр НИИАТ К-428)
ЗИЛ-130 I – 4 о III – 7 о V – 9 о
II – 6 о IV – 9 о з/х – 5 о
КамАЗ I – 5 о III – 5-9 о V – 14-19 о
II – 3-7 о IV – 9-14 о з/х – 2-3 о
УАЗ I – 2,5 о III – 4 о з/х – 2,5 о
II – 3,5 о IV – 6 о
Увеличение люфтов свидетельствует о необходимости ремонта КП.
ТО КП И РКП
— осмотр, выявление подтекания масла;
— проверка уровня масла и доливка;
— замена масла с промывкой дизельным топливом (1,5-2,0 мин) затем веретенным или индустриальным маслом (1-2 мин) на 1-ой передаче (при вывешенных колесах), затем залить свежее масло
легковые автомобили ТАД-17и
КамАЗ, ЗИЛ-4331 ТСп-15к
III ТО И ТР КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ
Основные отказы и неисправности:
— износ отверстий в вилках игольчатых подшипников и шипов крестовин карданных шарниров;
— ухудшение состояния сальников (манжет) и игольчатых подшипников;
— износ подшипника, разрушение резиновой опорной подушки промежуточной опоры;
— погнутость или скручивание карданного вала;
— ослабление бортовых креплений.
— вибрации, стуки, шумы в передаче при движении автомобиля;
— щелчки при трогании с места при переходе от торможения двигателем к разгону;
— перегрев (свыше 100 о С) карданных шарниров.
— угловой зазор в карданной передаче
КамАЗ (ср, мост) – 1-3 о
КамАЗ (задний мост) – 1,5-4 о
— биение карданного вала (определяется с помощью индикатора)
ГАЗ-53307 – 0,6-1,2 мм
ЗИЛ-130 – 0,6-1,5 мм
ГАЗ-3110 – 0-0,3 мм
ЛИАЗ-677 – 0,5-1 мм
температура деталей карданного вала 60 о + t окружающего воздуха
Работы ТО карданной передачи:
— проверить состояние подшипника промежуточной опоры карданного вала (покачивая вал в вертикальной плоскости);
— проверить состояние карданных шарниров и в шлицевых соединениях (охватив руками смежные валы и покачивая их резко в противоположные стороны);
— проверить сальников шлицевого соединения;
— крепежные работы карданного вала к КП и заднего моста
КамАЗ 12-14 кг м ср. мост
8-9 кг м задний мост
1 Контрольный осмотр агрегатов трансмиссии
Внешним осмотром проверить:
— отсутствие подтеканий масла в соединениях;
— состояние креплений деталей и узлов;
— результаты осмотра занести в лабораторную тетрадь.
а) Проверка и регулировка сцепления:
— проверить работу сцепления на полное включение и выключение, переключать передачи в коробке передач.
ТУ: переключение передач должно происходить бесшумно.
— затянуть ручной тормоз при работающем двигателе, включить передачу, плавно отпускать педаль сцепления, одновременно нажимая на педаль акселератора.
ТУ: двигатель должен заглохнуть сразу после отпускания педали сцепления.
— проверку сцепления производить только при участии преподавателя (лаборанта) со строгим соблюдением мер безопасности.
Для автомобилей «УАЗ» регулировка свободного хода конца вилки привода сцепления проводится изменением длины толкателя рабочего цилиндра.
— снимите пружину и отпустите контргайку;
— вращением ввертной части толкателя установите свободный ход внешнего конца вилки в пределах 2,5-3,5 мм и затяните гайку;
— установите пружину и проверьте свободный ход конца вилки привода сцепления.
б) Проверка свободного хода педали сцепления:
— установить основание линейки на полу кабины и подвести линейкой движок линейки и педаль;
— нажать рукой на педаль до начала выключения сцепления;
— снять линейку и определить свободный ход педали.
ТУ: свободный ход педали сцепления
«УАЗ» и их модификации – 35-55 мм
в) Регулировка свободного хода педали сцепления:
— отсоединить возвратную пружину вилки выключения сцепления;
— вращать регулировочную гайку на тяге установить необходимый свободный ход педали сцепления.
ТУ: при заворачивании гайки свободный ход уменьшается, при отворачивании увеличивается.
— проверить свободный ход педали;
— запустить двигатель, проверить правильности работы сцепления, повторив работы, как описаны в пункте «а».
2 Проверка технического состояния коробки передач, карданной передачи и главной
а) Проверка герметичности и состояния коробки передач
— отсутствие подтеканий в месте соединений крышек, из под пробок заливного и сливного отверстий;
— отсутствие трещин и вмятин;
— подтянуть болты крепления КП к картеру сцепления, верхней и боковых крышек коробки;
— запустить двигатель и поочередным включением всех передач убедиться в исправном действии рычага переключения передач.
б) Проверка карданной передачи
— проверить состояние подшипника промежуточной опоры карданного вала, покачивая вал в вертикальной плоскости;
— проверить состояние карданных шарниров;
— проверить состояние сальников шлицевого соединения и труб;
— затянуть болты крепления фланцев кардана, кронштейна опорного подшипника и крышек игольчатых подшипников;
— проверить люфт в шарнирах и карданного вала резко перемещая относительно друг друга вилки карданного шарнира.
в) Проверка герметичности и подтяжки крепления соединений заднего моста
— осмотреть болтовые соединения картера заднего моста и пробки наливного и сливного отверстия;
— подтянуть болты в местах подтекания смазки, крыши переднего подшипника ведущей конической шестерни главной передачи, картера редуктора и фланцев полуосей.
3 Определить техническое состояние агрегатов трансмиссии по величине суммарного углового зазора
а) Подготовка и проверка шкалы люфтомера:
— закрепить зажим 2 на отражателе ведущего вала главной передачи;
— закрепить стрелку 1 на фланце карданного вала вблизи шкалы люфтомера.
б) Проверка углового зазора в карданной передаче:
— затормозить автомобиль ручным тормозом;
— поворачивать карданный вал динамометрическим ключом за карданное соединение у заднего моста из одного крайнего положения в другое с крутящим моментом для автомобилей «ГАЗ» – 2 кгм.
ТУ: крутящий момент для «УАЗ-3303» – 2 кгм,
для «ЗИЛ-431410» – 2,5 кгм
— по шкале люфтомера определить величину угла зазора в карданной передаче.
ТУ: величина суммарного углового люфта в карданной передаче 0-1 о .
в) Проверка суммарного углового зазора КП
— отпустить ручной тормоз и включить одну из передач;
— поворачивать динамометрическим ключом карданный вал с постоянно крутящим моментом для автомобилей «УАЗ-3303» – 2 кгм вправо и влево;
— по шкале люфтомера определить величину суммарного углового зазора;
— вычесть из полученной величины найденную раньше величину углового зазора в карданной передаче.
ТУ: среднепредельные величины углового зазора в КП должны быть в пределах: I передачи 2,5 о ; II передача 3,5 о ; III передача 4 о ; IV передача 6,0 о ; задний ход 2,5 о .
г) Проверка суммарного углового зазора в главной передаче
— нажать на педаль тормоза;
— поворачивать динамометрическим ключом карданный вал с крутящим моментом для автомобилей «УАЗ-3303» – 2 кгм вправо и влево;
— определить по шкале люфтомера общую величину углового зазора в главной передаче.
ТУ: значение величины суммарного углового зазора в главной передаче 0-20 о .
| | следующая лекция ==> | |
угол, замкнутого состояния контактов; | | | Шины легковых автомобилей |
Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 3582 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник