- Обзор периодичности ремонта и обслуживания мостовых и козловых кранов
- Техническое обслуживание и ремонт мостовых кранов
- Порядок выполнения ремонта мостового крана
- Техническое обслуживание и ремонт козловых кранов
- Обслуживание козловых кранов
- Виды технического обслуживания козловых кранов
- На заметку!
- ПТО и ЧТО козловых кранов
- Меры безопасности при обслуживании козлового крана
- Техническое обслуживание козловых кранов в «Атлант-Кран»
- Ремонт подъемных кранов: капитальный, текущий и аварийный
- Классификация подъемных кранов
- Текущий и капитальный ремонт подъемных кранов
Обзор периодичности ремонта и обслуживания мостовых и козловых кранов
Техническое обслуживание и ремонт кранов относятся к обязательным этапам эксплуатации данного вида оборудования. Так как использование крановой техники связано с перемещением тяжелых и крупногабаритных грузов, эксплуатация неисправного крана может привести не только к окончательному отказу техники, но и создать угрозу здоровью и жизни людей. В данной статье рассмотрим особенности ремонта и технического обслуживания мостовых и козловых кранов.
Техническое обслуживание и ремонт мостовых кранов
Мостовые краны являются одним из наиболее распространённых видов кранового оборудования. что обусловлено их универсальностью и возможностью работы с наиболее тяжелыми и крупногабаритными грузами. Вместе с тем, такие эксплуатационные характеристики накладывают жесткие требования к регулировочным работам, проверке технического состояния крана и его ремонту.
Машинист крана обязан проводить регулировочные работы и устранение мелких неисправностей перед началом каждой смены. Текущие ремонты включают в себя осмотр и регулирование механической части крана, замену изношенных фрикционных накладок тормозных устройств и регулирование тормозов, регулирование предохранительных устройств, подшипниковых узлов, смену масла и устранение течи из корпусов редукторов.
Капитальный ремонт подразумевает разборку и сборку всех механизмов крана, замену выработанных подшипников качения, уплотнений, крепежных и фиксирующих деталей, тормозных шкивов, грузовых крюков, ходовых колес, ремонт буферов, металлоконструкций.
Для того чтобы знать, когда своевременно заменить изношенный элемент, необходимо знать предельно допустимые нормы износа крановых деталей, после достижения которых они подлежат замене.
Порядок выполнения ремонта мостового крана
Перед остановкой крана его полностью отключают от электросети и проводят комплекс подготовительных работ для обеспечения безопасности рабочих. Очищают участок цеха, на котором выполняется ремонт, подготавливается техническая документация на ремонтируемые узлы и детали, выдается наряд-допуск на проведение ремонта.
Рубильник главных троллеев ремонтируемого крана отключают и закрывают на замок или отключают секцию троллеев ремонтного участка при эксплуатации нескольких кранов на одним путях. Вывешивается плакат «Троллеи под напряжением!». После остановки крана на ремонт машинист обязан отключить рубильник в кабине управления и вывесить плакат «Не включать— работают люди!»
При проведении техобслуживания производится несколько мероприятий. Выполняется осмотр крановых редукторов, слив отработанного масла и замена на новое. Регулируются тормозные устройства с заменой изношенных фрикционных накладок и доливкой масла в полость толкателя. Ходовые колеса восстанавливают путем ручной наплавки износостойкой проволокой, а затем протачивают под номинальный размер и повторно подвергают термообработке поверхность колеса.
По окончании текущего ремонта приемку и пуск крана в эксплуатацию производит работник, ответственный за исправное состояние и безопасное действие кранов цеха. Перед сдачей крана в эксплуатацию необходимо очистить мост крана и крановые пути от посторонних предметов.
Техническое обслуживание и ремонт козловых кранов
Особенности ремонта и техобслуживания козловых кранов связаны с тем, что они устанавливаются и эксплуатируются на открытом воздухе и подвержены негативным факторам влажности, температуры и др.
При содержании кранов следует особое внимание обращать на состояние их металлической конструкции. Действующий регламент устанавливает периодичность обследований металлических конструкций кранов, работающих на открытом воздухе, 1 раз в 15 лет. Однако для козловых кранов, особенно интенсивно эксплуатируемых, данный срок сокращается до 1 раза в 5-7-лет.
В состав комплекса технического обслуживания включают осмотры механизмов и электрооборудования и осмотр наиболее нагруженных элементов металлоконструкции. Во время этих работ при необходимости заменяют изношенные” элементы механизмов и электрооборудования.
Капитальный ремонт можно производить с опусканием моста крана. Передовые предприятия выполняют его агрегатно-узловым методом. Для этого предварительно создают обменный фонд, в который помимо грузовых и ходовых тележек, крюковых подвесок и других узлов механизмов включают также стойки опор и стяжки.
Для оценки допустимого износа элементов механизмов используют общие нормативы, принятые в краностроении; они приводятся также и в некоторых заводских инструкциях по эксплуатации. Не реже одного раза в год следует проводить освидетельствование лакокрасочного покрытия металлоконструкции, возобновляя при необходимости окраску поврежденных участков покрытия.
Уменьшение площади сечения элементов несущей металлической конструкции вследствие коррозийного изнашивания не должно превышать 7%; износ полок ездовых монорельсов — 12% первоначальной толщины; отгиб кромок нижней полки — не более 3% ее ширины.
При ремонтах производится те же мероприятия, что и при проведении ремонтных работ на мостовых кранах – техника отключается от электросети, вывешиваются предупреждающие плакаты
Источник
Обслуживание козловых кранов
Техническое обслуживание представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержку работоспособности козлового крана. Своевременное ТО решает целый ряд задач. Во-первых, обеспечивает надежную и безопасную работу кранового оборудования в процессе его эксплуатации. Кроме того, плановое ТО позволяет предотвратить аварийные ситуации и избежать крупных расходов на внеплановый ремонт. Несоблюдение периодичности ТО приводит к поломкам подъемно-транспортного оборудования. Чтобы свести к минимуму вероятность простоя козлового крана, необходимо соблюдать сроки проведения технического обслуживания каждого вида.
Виды технического обслуживания козловых кранов
В процессе эксплуатации узлы и механизмы козлового крана изнашиваются. Для своевременного выявления степени износа, оборудование необходимо регулярно осматривать и устранять обнаруженные дефекты. Это недостаток смазки, ослабление болтовых соединений, неисправность проводки и другие дефекты. Периодичность технического обслуживания указывается в паспорте козлового крана, оформленном производителем. Порядок проведения ТО регламентируется требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». В зависимости от сроков эксплуатации козловых кранов предусмотрены несколько видов обслуживания:
- Ежесменное обслуживание – проводится крановщиком или ответственным лицом в начале, перерывах и в конце каждой смены. Включает в себя оценку состояния подкрановых путей, путевого оборудования, канатов и механизма захвата. Проверку технического состояния тормозов, приборов безопасности, грузоподъемных и других действующих механизмов. Для возможности последующего анализа состояния козлового крана, данные о результатах ежесменного обслуживания заносятся в вахтенный журнал.
- Первое техническое обслуживание выполняются бригадой специально подготовленных, квалифицированных специалистов. Техническое обслуживание проводится через каждые 100 моточасов, но не реже чем один раз в два месяца. Оно включает в себя все работы по ежесменному обслуживанию, а также осмотр и проверку металлоконструкций, ходовых колес, тормозной и полиспастной систем. При этом контролируется уровень смазочных материалов в движущихся узлах. Проверке также подлежат все механизмы и их составные узлы, редукторы, электрооборудование, приборы безопасности и система питания козлового крана. По результатам первого технического обслуживания составляется ведомость дефектов, в которой фиксируются выявленные проблемы.
- Второе техническое обслуживание козлового крана проводится подготовленными слесарями, с периодичностью в 1000 моточасов, но не реже одного раза в 240 дней. В процессе второго технического обслуживания выполняются работы, предусмотренные регламентом первого технического обслуживания, а также ряд дополнительных операций. Это проверка уплотнений, а также контроль состояния болтовых, шлицевых и шпоночных соединений. Регулировка механизмов привода, тормозной системы и колесных узлов. Проверка зубчатых передач и электрических компонентов пускорегулирующей аппаратуры. В процессе второго технического обслуживания козлового крана проводится разборка отдельных узлов, замена поврежденных и существенно изношенных деталей.
- Сезонное обслуживание козлового крана выполняется каждые полгода, специалистами с соответствующими допусками. Это особенно актуально для кранового оборудования, расположенного на открытых площадках и в неотапливаемых производственных помещениях. При этом козловой кран очищается от грязи, меняется масло в редукторах и жидкость в тормозной системе, нивелируется крановый путь.
На заметку!
При выборе подрядчика для технического обслуживания предпочтение следует отдать производителю козлового крана, специалисты которого отлично знакомы с особенностями своей продукции и выполнят необходимые работы максимально оперативно и качественно.
ПТО и ЧТО козловых кранов
Подъемно-транспортные операции относятся к опасным видам работ. Поэтому, чтобы подтвердить соответствие козлового крана требованиям правил безопасности предусмотрено полное и частичное техническое освидетельствование (ПТО и ЧТО). Данные процедуры проводятся экспертами Госпромнадзора или аттестованными специалистами. Освидетельствование необходимо для подтверждения исправности и безопасности эксплуатации оборудования. Результаты ЧТО и ПТО заносятся в паспорт козлового крана.
- ЧТО козлового крана проводится каждые 12 месяцев. Частичное техническое освидетельствование включает в себя осмотр механизмов оборудования, органов управления и системы безопасности. Также проверяется состояние металлоконструкций, прочность крепления лестниц, площадок и других элементов.
- ПТО козлового крана проводится один раз в три года. При этом кроме регламентированного ЧТО осмотра узлов и агрегатов, крановое оборудование подвергается статическим и динамическим испытаниям. Проверяется грузоподъемность козлового крана и работа его механизмов под нагрузкой.
Меры безопасности при обслуживании козлового крана
- К работам по техническому обслуживанию козлового крана допускаются только прошедшие соответствующую подготовку специалисты.
- Работы по перемещению грузов выполняются квалифицированными крановщиком (оператором) и стропальщиком.
- Слесарь обязан иметь соответствующие допуски, знать и уметь пользоваться средствами пожаротушения, а также оказывать первую медицинскую помощь.
- Перед началом работ необходимо получить задание, пройти инструктаж по технике безопасности, подготовить инструмент и убедиться в его исправности и работоспособности.
- В процессе технического обслуживания козлового крана пользоваться только исправным инструментом и неукоснительно соблюдать правила ТБ.
- По окончании работ следует доложить механику, убрать рабочее место и сделать запись о состоянии козлового крана в вахтенном журнале.
Техническое обслуживание козловых кранов в «Атлант-Кран»
Наша компания «Атлант-Кран» является производителем кранового оборудования и готова выполнить полный комплекс работ по техническому обслуживанию козловых кранов. Наши специалисты обладают высокой квалификацией, а также имеют все необходимые для проведения ТО допуски и разрешения. Свяжитесь с нами любым удобным способом и узнайте подробнее, как именно мы можем помочь Вашей организации в обслуживании козловых кранов.
Источник
Ремонт подъемных кранов: капитальный, текущий и аварийный
Подъемные краны – это сложные по своей конструкции механизмы, используемые для пространственного перемещения различного рода грузов и объектов посредством определенных грузозахватных приспособлений.
Классификация подъемных кранов
В зависимости от основной конструкции выделяют подъемные краны стрелкового и мостового типов, с несущими канатами и краны-штабелеры. В плане мобильности и возможностей перемещения они бывают:
- радиальные;
- стационарные;
- переставные;
- самоподъемные;
- быстромонтируемые;
- передвижные.
Все они в свою очередь делятся на поворотные и неповоротные. Еще один критерий классификации подъемных кранов – тип опоры, в зависимости от которого они делятся на автомобильные, опорные, тракторные, железнодорожные, подвесные. А также пневмоколесные, рельсовые, на колесном, гусеничном ходу или специальном шасси.
Классификация не была бы полной без градации по типу привода, обеспечивающего подъем/перемещение груза. Согласно ей, подъемные краны бывают с ручным, электрическим или пневматическим приводом. Отдельно выделяют краны, оснащенные двигателями внутреннего сгорания.
Что же касается грузозахватных устройств, то подъемные краны могут оснащаться крюками, грейферами, электромагнитами, спредерами и клещевыми грузозахватными механизмами.
Текущий и капитальный ремонт подъемных кранов
Как и все механизмы, подъемные краны подвержены выходу из строя. При первых же признаках неполадок в работе рекомендуется проведение ремонтных мероприятий, направленных на выявление причин неисправности, их устранение и оперативное приведение ГПМ в работоспособное состояние.
Ремонт подъемных кранов может быть как текущим, так и капитальным, причем отличаются они не только масштабами, но и комплексом мероприятий.
Текущий ремонт подъемных кранов нередко называют плановым, так как проводится он на основании результатов регламентного технического обслуживания. Если во время ежесменного, периодического или сезонного технического обслуживания выявляются неисправности в работе как самого крана, так и его грузозахватных устройств, проводится текущий ремонт, задачей которого является устранение выявленной поломки во избежание аварийной выхода из строя.
Текущий ремонт подъемных кранов предусматривает следующие мероприятия:
- диагностику;
- замену тормозных накладок, предохранителей, смазочных материалов;
- регулировку отдельных узлов и агрегатов;
- промывку двигателя, подтяжку клеммных соединений, зачистку контактов и т. д.
Отличительная особенность текущего ремонта в том, что производится он на месте. Так как он не предусматривает полную разборку и замену основных узлов, необходимости в транспортировке подъемного крана в цех нет.
Капитальный же ремонт, наоборот, сопряжен с полной или частичной разборкой основных узлов и механизмов, и затрагивает механическую, электрическую и опорную части подъемного крана. Как правило, в рамках такого ремонта производится замена износившегося либо устаревшего оборудования, деталей и механизмов.
Именно в ходе капитального ремонта производится нанесение защитных лакокрасочных слоев, проводятся сварочные работы, направленные на усиление и восстановление элементов металлоконструкции подъемного крана.
Если текущий и капитальный ремонты относятся к заранее планируемым мероприятиям, то экстренный (аварийный) проводится внепланово, а его сроки и стоимость всецело определяются сложностью поломки
Источник