Текущий ремонт кпп маз

Общая разборка коробки передач

При общей разборке выполняют следующие операции:

  • отвертывают болты крепления крышки 3 заднего подшипника ведущего вала 2;
  • снимают крышку 3 в сборе с сальником;
  • вынимают ведущий вал 2 в сборе из картера 18 коробки передач, применяя при этом съемник;
  • продвигают ведомый вал 14 в сборе вперед до выхода заднего подшипника из гнезда;
  • вынимают клещами из кольцевой канавки стопорное кольцо;
  • спрессовывают съемником с ведомого вала задний подшипник и червяк 35 шестерни привода спидометра;
  • вынимают из картера 18 коробки передач ведущий вал 14 в сборе и снимают его шлицевой поверхности шестерни первой передачи и заднего хода;
  • вывертывают болты крепления масляного насоса 25 к картеру коробки передач;
  • снимают масляный насос 25 в сборе и прокладку насоса;
  • вывертывают болты крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала 17, снимают крышку и прокладку крышки;
  • удаляют шплинтовочную проволоку, выворачивают два болта крепления упорной шайбы заднего подшипника промежуточного вала 77 и снимают шайбу;
  • вынимают ось 26 блока шестерен заднего хода и блок 27 шестерен в сборе с подшипниками;
  • вынимают из блока 27 шестерен заднего хода роликовые подшипники и распорную втулку;
  • продвигают промежуточный вал 17 в сборе до выхода заднего подшипника промежуточного вала из гнезда картера 18 коробки передач;
  • вынимают клещами стопорное кольцо из канавки подшипника;
  • спрессовывают подшипник с вала и вынимают промежуточный вал 17 в сборе шестернями из картера коробки передач;
  • удаляют шплинтовочную проволоку, вывертывают болты крепления картера сцепления 4, снимают с болтов пружинные шайбы и снимают картер сцепления с картера коробки передач 18;
  • вывертывают из картера коробки передач пробку контроля уровня масла и пробки масляного канала.
Читайте также:  Ремонт токовых клещей м266 своими руками

Источник

Техническое обслуживание трансмиссии

Сцепление

Для двигателя ЯМЗ-236 выпускается сцепление ЯМЗ-236К, а для двигателя ЯМЗ-238 — сцепление ЯМЗ-238. Оба сцепления одинаковы по конструкции и отличаются лишь количеством нажимных пружин. Уход за сцеплением в основном заключается в проверке свободного хода педали, смазке привода и подшипника муфты выключения.

Коробка передач

На автомобиле MA3-5335 и его модификациях установлена трехходовая, пятиступенчатая (с пятой повышенной передачей), с синхронизаторами на 2-3 и 4-5-й передачах.

На автомобилях МАЗ-64227, МАЗ-54322 устанавливается восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода. Коробка передач состоит из основной четырёхступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной коробки (понижающей передачи).

Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Обслуживание привода коробки передач заключается в регулировке положения его различных рычагов и устройств.

Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить при снятии и установке двигателя и кабины.

Карданная передача

Конструктивно карданные передачи всех модификаций автомобилей выполнены по единой схеме и отличаются только количеством карданных валов и их длиной. Небольшие базы автомобилей MA3-5335 и их модификаций позволили осуществить однокарданную схему.

У автомобилей MA3-5335 и МАЗ-516Б карданные валы длиннее, чем у других модификаций. Карданные соединения всех карданных передач автомобилей МАЗ полностью унифицированы.
У автомобилей МАЗ-64227 карданная передача состоит из двух карданных валов: привода к среднему и заднему мостам. У MA3-54322 один карданный вал к заднему мосту.

Ведущие мосты

Задний мост автомобиля МАЗ-5335 и его модификаций является ведущим и состоит из одинарного центрального редуктора и двух колесных передач. Принятая конструктивная и кинематическая схема передачи крутящего момента позволяет разделить его в центральном редукторе, направив к колесным передачам.

Применение колесных передач позволяет, кроме того, путем изменения только числа зубьев цилиндрических шестерен колесного редуктора при том же центральном редукторе и сохранении межцентрового расстояния у шестерен колесных передач получать различные передаточные числа, что делает задний мост пригодным для использования на разных модификациях автомобилей.

Вследствие этого по устройству задние мосты автомобилей МАЗ практически не различаются между собой. В зависимости от размерности и модели шин, характеристики коробки передач для конкретных условий эксплуатации, завод может изготовлять задние мосты с тремя разными общими передаточными числами.

На автомобиле МАЗ-64227 установлено два ведущих моста — средний с проходным валом и задний, а на MA3-54322 — только задний.

Уход за ведущими мостами заключается в проверке и поддержании необходимых уровней смазки в центральных редукторах и колесных передачах, своевременной смене смазки, проверке шума работы и температуры нагрева мостов.

Источник

Текущий ремонт кпп маз

Техобслуживание и ремонт коробки передач ЯМЗ-238А МАЗ

Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным отверстием

Сливать масло нужно горячим через все сливные отверстия.

После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место.

При этом следует обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5 — 3 л индустриального масла И-12А или И—20А по ГОСТ 20799—75.

При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7 — 8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, промывочное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.

Недопустимо промывать коробку передач керосином или дизельным топливом.

В процессе эксплуатации привода коробки передач возможны регулировки:

— положения рычага 3 (см. рис. 1) переключения передач в продольном направлении;

— положения рычага переключения передач в поперечном направлении;

— блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги.

Для регулировки угла наклона рычага 3 в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом направлении установить угол наклона рычага примерно 85 ° (см. рис. 1) при нейтральном положении в коробке передач.

Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 17, для чего необходимо отсоединить один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении против включения 6 — 2 и 5 — 1 передач, имел примерно угол, равный 90˚ к горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).

Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач нужно производить следующим образом:

— расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22;

— очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой смазки и грязи;

— задвинуть внутреннюю тягу до «щелчка» блокировочной втулки 15;

— расконтрить гайку серьги 25 и, вставив отвертку в шлиц хвостовика внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги;

— удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку;

— проверить качество регулировки. При смещении блокировочной втулки 21 в сторону пружины 19 внутренняя тяга должна вытягиваться без заеданий на всю длину, а при задвигании тяги внутрь до упора в пазы блокировочная втулка должна перемещаться четко со «щелчком» до упора втулки в нижний выступ серьги.

При регулировке привода следует соблюдать следующие требования:

— регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем двигателе;

— не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг;

— во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так, чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью тяги 4;

— нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять свободным перемещением рычага 18 механизма переключения передач в поперечном направлен ни (относительно продольной оси автомобиля).

Валик 12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное 30 — 35 мм, при этом ощущается сжатие пружины.

Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить при снятии и установке двигателя и кабины.

Возможные неисправности коробки передач

Причины

Способ устранения

Затруднено включение передач в основной коробке передач. Включение первой передачи и заднего хода происходит со скрежетом

— Неполное выключение сцепления (сцепление ведет)

Отрегулировать свободный ход педали сцепления или заменить поврежденные детали

Затруднено включение второй, третьей, четвертой и пятой передач. Включение происходит со скрежетом

— Износ конусных колец синхронизаторов

Не включаются передачи в основной коробке

— Износ зубчатых венцов каретки синхронизатора, зубчатых муфт, установленных на шестернях 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передач, зубчатой муфты включения первой передачи и заднего хода или зубчатых венцов шестерен первой передачи и заднего хода

Заменить неисправные детали

— Износ деталей или разрегулировка дистанционного привода переключения передач

Заменить неисправные детали; отрегулировать дистанционный привод переключения передач

Включение передач в демультипликаторе происходит с ударом и скрежетом

— Повышенное давление в пневмосистеме управления демультипликатором

Отрегулировать редукционный клапан

— Износ конусных колец в синхронизаторе

— Износ блокирующих фасок пальцев и каретки синхронизатора

Невыключение или замедленное включение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага переключения основной коробки.

Лампа сигнализатора долго не гаснет при включении быстрого диапазона и долго не загорается при включении медленного диапазона.

Воздух выходит через салун воздухораспределителя

— Износ резины впускного клапана

— Износ уплотнительного кольца стержня клапана

Заменить уплотнительное кольцо

— Неравномерное прилегание впускного клапана к буртику корпуса

Заменить уплотнительное кольцо

— Заедание впускного клапана в отжатом положении

Заменить неисправные детали

— Затвердевание уплотнительного кольца кольцо корпуса впускного клапана

Промыть, продуть и смазать стержни клапана и отверстие крышки. При необходимости стержень заполировать

— Износ или затвердевание уплотнительных колец штока поршня силового цилиндра

Заменить уплотнительные кольца

— Воздух выходит через сапун коробки передач при включенной медленной передаче в демультипликаторе

Заменить уплотнительное кольцо

— Износ или затвердевание уплотнительного кольца поршня воздухораспределителя

Заменить уплотнительные кольца

— Износ или затвердевание уплотнительных колец золотника воздухораспределителя

— Низкое давление в пневмосистеме коробки передач

— Износ или затвердевание манжеты поршня силового цилиндра

— Разрыв диафрагмы впускного клапана воздухораспределителя

— Воздух выходит через сапун коробки передач.

Прочистить или заменить сапун

— Разрыв диафрагмы блокировочного устройства первой передачи и заднего хода

Заменить неисправные детали

— Воздух выходит через сапун коробки передач при включенной быстрой передаче в демультипликаторе

Прочистить или заменить сапун

Самовыключение передач на ходу автомобиля

— Неполное включение передачи из-за износа сухарей вилок, из-за разрегулировки дистанционного привода управления

Подтянуть крепления, заменить изношенные детали, отрегулировать привод управления.

— Износ зубчатых муфт шестерен и кареток синхронизаторов в связи с неполным включением

Заменить изношенные детали

Повышенный шум при работе коробки передач

— Ослабление затяжки болтов крепления картера сцепления к картеру маховика

— Износ зубьев шестерен

— Износ подшипников валов или шестерен

— Недостаточно масла в коробке передач

Долить масло до верхней метки на указателе уровня масла

Течь масла из коробки передач

— Износ или потеря эластических манжет

— Повышенное давление в картере

— Нарушение герметичности по уплотнительным поверхностям

Подтянуть крепежные детали

Включение медленного диапазона при скоростях автомобиля, превышающих рекомендуемые

— Размыкание контактов электроцепи

— Обрыв проводов системы АСБП

— Неисправно реле блокировки АСБП

Заменить реле 6312.3747

— Неисправен датчик скорости

Заменить датчик скорости 1101.3843

— Неисправен клапан блокировки

Заменить неисправные детали

Ремонт коробки передач

Снятие коробки передач.

Для снятия необходимо:

— произвести опрокидывание кабины;

— слить масло из коробки передач;

— снять площадку шасси;

— ослабить хомуты, снять патрубок чистого воздуха системы воздухоочистки;

— расшплинтовать, отвернуть гайку и отсоединить тягу управления коробкой передач от рычага механизма переключения передач;

— отвернуть болты и снять вторую поперечину рамы;

— отсоединить приемную трубу глушителя;

— расшплинтовать, отвернуть гайки и снять заднюю опору двигателя;

— отвернуть болты крепления кронштейна с топливными трубками от крышки коробки передач;

— отвернуть болты и снять кронштейны задней опоры двигателя;

— отсоединить рычаг вала выключения сцепления от вилки штока клапана;

— отсоединить электропровода от датчика сигнальной лампы переключения передач в дополнительной коробке;

— отвернуть болты крепления карданного вала к фланцу коробки передач, отсоединить карданный вал и подвесить его к левому лонжерону рамы;

— отсоединить трубопровод подвода воздуха к редукционному клапану;

— отвернуть болты и снять трубу глушителя;

— подвести под коробку передач канавный подъемник с приспособлением для снятия и установки коробки передач или другое подъемно-транспортное средство;

— отвернуть болты крепления картера сцепления от картера маховика, вывести коробку передач и отсоединить ее от двигателя;

— опустить коробку передач на подъемнике, поднять заднюю часть автомобиля и выкатить подъемник с коробкой из-под автомобиля, посла чего опустить автомобиль.

Установку коробки передач производят в обратной последовательности.

Разборка коробки передач

Коробку передач следует разбирать в следующей последовательности:

— отсоединить от воздухораспределителя воздуховоды;

— снять верхнюю крышку дополнительной коробки с механизмом управления в сборе;

— расшплинтовать и вывернуть три стопорных болта на обойме малого синхронизатора дополнительной коробки;

— снять малый синхронизатор со вторичного вала основной коробки;

— отвернуть гайки крепления картера дополнительной коробки к картеру основной коробки передач;

— отсоединить дополнительную коробку от основной коробки передач;

— снять фланец крепления карданного вала, крышку вторичного вала, червяк привода спидометра, шариковый подшипник задней опоры, роликовый подшипник передней опоры, каретку синхронизатора и извлечь вал вместе с роликовым подшипником задней опоры.

Дальнейшая разборка дополнительной коробки передач сложности не представляет. Валы из картера коробки необходимо вынимать в сборе.

Для разборки основной коробки передач сначала необходимо снять стопорное кольцо подшипника вторичного вала, затем с помощью болтов-съемников снять центрирующее кольцо подшипника вторичного вала.

Валы из картера основной коробки передач необходимо вынимать в сборе. После разборки узла коробки детали нужно промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.

Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивание и обломы зубьев шестерен, и другие дефекты. Шестерни подлежат замене в случае наличия трещин или обломов зубьев, а также повышенного износа зубьев.

Наиболее быстро изнашиваемым узлом коробки передач является синхронизатор, у которого возможны такие дефекты, как ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, зубьев кареток и шлицевых отверстий.

При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают и взамен вставляют новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.

После замены вышедших из строя деталей сборку коробки передач производят в обратном порядке.

При установке коробки передач на автомобиль рекомендуется пользоваться подъемниками или специальными подставками во избежание поломки или изгиба ведомых дисков сцепления. После установки коробки передач проводят регулировку ее привода.

Источник

Оцените статью