Текущий ремонт насоса магистрального

Ремонт магистральных и подпорных насосов нефтеперекачивающих станций

Страницы работы

Содержание работы

№11. Ремонт магистральных и подпорных насосов НПС.

Система ТОР магистральных и подпорных насосов предусматривает выполнение диагностики при всех видах ремонта выездными диагностическими и ремонтными бригадами производственного обслуживания (БПО). Диагностический контроль осуществляется как на работающих, так и на выведенных из эксплуатации агрегатов. Текущий ремонт производится при снижении напора на 5-6 % от базового исполнения, и при снижении КПД на 2-4 %.

Текущий ремонт без вскрытия крышки насоса: производятся все работы, предусмотренные ТО [а) проверка фланцевых и резьбовых соединений; б) затяжка фундаментных болтов; в) проверка уровня масла в маслобаках; г) проверка герметичности маслопроводов; д) проверка торцевых уплотнений ротора насоса; е) затяжка болтовых соединений зубчатой или пластинчатой упругих муфт; ж) проверка герметичности разделительной стенки. Для подпорных насосов: а) дополнение или замена смазки; б) полная замена масла в корпусе упорного подшипника], а также: 1) проверка состояния подшипников; 2) проверка состояния торцевых уплотнений; 3) проверка состояния зубчатых и пластинчатых муфт; 4) измерение радиальных зазоров во вкладышах подшипника; 5) натяг крышек радиально-упорных подшипников (РУП); 6) разборка, дефектация и сборка торцевых уплотнений; 7) проверка центровки и подготовка насосного агрегата к пуску; 8) пуск и измерение рабочих параметров под нагрузкой.

Средний ремонт, предусматривающий разборку насоса без демонтажа с фундамента: выполняются все мероприятия текущего ремонта, а также: 1) опорожнение насоса от нефти и вскрытие его; 2) очистка, промывка и визуальный осмотр всех узлов и деталей; 3) проверка надёжности крепления и стопорения втулок вала, РУП; 4) проверка степени износа втулок; 5) контроль размеров и технического состояния посадочных и резьбовых поверхностей вала, лопаток и дисков рабочего колеса; 6) измерение радиальных зазоров щелевых уплотнений РК и при необходимости замена уплотнительного кольца; 7) замена паранитовых прокладок. В зависимости от состояния проводят следующие мероприятия:1) замена или ремонт ротора; 2) ремонт или замена уплотнительных втулок, колец, импеллерных втулок; 3) замена подшипников скольжения, шарикоподшипников; 4) сварка, центровка, опробование под нагрузкой; 5) измерение и анализ рабочих режимов. Все резиновые уплотнения заменяются.

Читайте также:  Капитальный ремонт электроустановок это

Капитальный ремонт: производится центральной базой производственного обеспечения (ЦБПО), а фундамент ремонтируют выездные бригады. Выполняются все мероприятия среднего ремонта, а также: 1) демонтаж насосов; 2) проверка состояния корпусов; 3) проверка состояния стаканов вертикальных насосов; 4) дефектация фундамента с заменой анкерных болтов; 5) гидравлическое испытание насоса при Р = 1,5*Рраб; 6) центровка, опробование под нагрузкой, повторная центровка. Перед выводом в ремонт необходимо замерить: вибрационные параметры, Р и Т масла, Т подшипников, напор, мощность и КПД.

Источник

1.5 Техническое обслуживание насосов.

Техническая эксплуатация оборудования на НПС «Кириши» осуществляется путем межремонтного обслуживания (техническое обслуживание) и ремонтов. Техническое обслуживание (ТО) осуществляется в профилактических целях. В объем ТО входят эксплуатационный уход н мелкий ремонт. Для насосных агрегатов ТО включает в себя: наблюдение за состоянием агрегатов, запорной арматуры и трубо­проводов; надзор за контрольно-измерительными приборами и си­стемами автоматики и их регулирование; наблюдение за нормаль­ной работой системы смазки, охлаждения и уплотнений; периоди­ческий контроль технологических и технических показателей, пре­дусмотренных инструкцией; подтяжку болтовых соединений, регу­лировку уплотнений, чистку оборудования, устранение мелких не­исправностей и др. ТО осуществляется обычно в плановом порядке и позволяет удлинить срок службы оборудования.

Техническое обслуживание (ТО) насосов осуществляется эксплуатационно-ремонтным персоналом НПС.

Для магистральных и подпорных насосов проводятся проверки состояния фланцевых и резьбовых соединений, затяжки фундаментальных болтов; уровня масла в маслобаках, герметичности маслопроводов и вспомогательных трубопроводов; герметичности торцевых уплотнений ротора насоса; затяжки болтовых соединений зубчатой или пластинчатой упругой муфты; равномерности зазора по окружности между втулкой и диафрагмой беспромвального узла, наличия всех болтов и их затяжки; герметичности уплотнения в разделительной стенке между отделениями насосов и электродвигателей (через каждые шесть месяцев).

Кроме того, для подпорных насосов проводятся:

– дополнение консистентной смазки в опорно-упорные подшипники насосов;

проверка по маслоуказателю уровня турбинного масла и восстановление уровня при необходимости;

замена смазки для насосов через каждые 900±50 ч работы

осмотр резиновых колец втулочно-пальцевой муфты через каждые 7000 ч работы;

полная замена масла в корпусе упорного подшипника,

смазка радиального подшипника промежуточного вала и зубчатой муфты насоса через каждые 5000 ч работы.

Устранение обнаруженных неисправностей и дефектов осуществляется при отключенном насосном агрегате и его обесточивании. Если насосный агрегат находится в состоянии резерва более месяца, то с целью проверки его работоспособности производится кратковременное включение его в работу один раз в месяц и прокрутка ротора не реже 1 раза в 15 дн. с поворотом на 180° для предотвращения прогиба вала насоса. Для насосов вспомогательных систем осуществляются:

проверка состояния фундаментных болтов, муфты соединения насоса с электроприводом;

набивка или замена сальника насоса, смазка подшипников;

подтяжка фланцевых соединений насоса;

проверка герметичности запорной арматуры, трубопроводов, плавности открытия и закрытия задвижек и вентилей;

устранение подтеков и неплотностей маслопроводов, трубопроводов утечки нефти и опорожнения насоса. [ 5. Стр. 96–97]

1.6 Технология ремонта центробежных насосов.

Ремонты отличаются от ТО тем, что эти работы, как правило, вызываются по причине отказов. Эти отказы могут быть внезап­ными и по причине износа. Сведения о видах отказов и неисправ­ностей в магистральных насосах и способы их устранения приво­дятся в работах [14, 33 и др.]. Отказы по причине износа имеют закономерный характер, их можно предупредить посредством про­филактических ремонтов (ППР).

Система ППР — это совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, обслуживанию и ремонту агрегатов по заранее составленному плану, способствующих увеличению долго­вечности деталей и узлов при номинальных рабочих параметрах, по предупреждению аварий, повышению культуры эксплуатации и уровня организации ремонта. Система ППР должна быть эконо­мичной. Плановые виды ремонтных работ насосов делятся на те­кущий, средний и капитальный ремонты.

Текущий ремонт — это такой минимальный по объему вид пла­нового ремонта, когда при частичной разборке насоса производит­ся замена или восстановление быстроизнашпвающихся деталей оборудования, устранение мелких дефектов и регулирование узлов и механизмов, что обеспечивает нормальную эксплуатацию агрега­та до очередного планового ремонта. Текущий ремонт производит­ся на месте эксплуатации.

Средний ремонт — такой вид планового ремонта, при котором производятся разборка насоса, капитальный ремонт отдельных узлов, замена и восстановление значительного числа изношенных; агрегату возвращают предусмотренные техническими условиями его основные параметры и характеристики. В объем среднею ре­монта входят также все работы, предусмотренные текущим ремонтом. Инструкцией по техническому обслуживанию и ре­монту технологического оборудования магистральных нефтепро­водов (РД 39-30-416—80) понятие среднего ремонта исключено.

Капитальный ремонт — наибольший по объему плановый ре­монт, при котором оборудование для детального выяснения его со­стояния подвергают полной разборке и проводят ремонт и замену всех без исключения износившихся и устаревших деталей и узлов. В результате капитального ремонта работоспособность машины должна полностью восстановиться. Этот ремонт отличается от дру­гих наибольшей продолжительностью и наименьшей частотой. Его часто осуществляют специальные централизованные организации (ЦБПО).

Сущность системы ППР заключается в том, что после отработ­ки агрегатом заданного числа часов и в зависимости от его техни­ческого состояния назначается определенный вид планового ремонта.

Система ППР определяет структуру ремонтных циклов в зави­симости от конкретных условий эксплуатации машины; продол­жительность межремонтных периодов; объем и виды профилакти­ческих и ремонтных работ в каждом виде ремонта (технологиче­ские карты ремонтов); продолжительность простоев в ремонте; потребность в материалах и запасных частях для выполнения ре­монтных работ.

Структурой ремонтного цикла называется перечень видов ре­монта и последовательность их выполнения в период между капи­тальными ремонтами. При­менительно к ремонту магистральных насосов принята годовая си­стема ППР, одновременно она рассчитывается и на период между капитальными ремонтами. [ 10. Стр. 297–298]

Типовой объем работ при текущем ремонте

Для магистральных и подпорных насосов проводятся все операции технического обслуживания, а также: подготовка транспортных средств, подъемных механизмов и приспособлений, инструментов; проверка наличия и состояния запасных частей, мест для укладки узлов и деталей насоса; проверка состояния подшипников, торцевых уплотнений, зубчатой и пластинчатой муфт; смена смазки зубчатой муфты; измерение радиальных зазоров во вкладышах подшипников, натяга крышек радиально-упорного подшипника и подшипника скольжения; разборка, дефектация и сборка торцевых уплотнений; вновь устанавливамые торцевые уплотнения должны пройти обкатку и испытание на стенде БПО (ЦБПО); проверка герметичности стыков крышки с корпусом основных и горизонтальных подпорных насосов, крышки со стаканом вертикальных подпорных насосов; контроль работоспособности и, при необходимости, ремонт системы обогрева элементов картера вертикальных насосов; проверка центровки и подготовка насосного агрегата к пуску; пуск, измерение и анализ рабочих параметров насосного агрегата под нагрузкой.

Для насосов вспомогательных систем выполняются все операции ТО, а также разборка, промывка деталей и узлов, дефектация и замена изношенных деталей, сборка и монтаж отремонтированного насоса; проверка центровки, пуск и проверка рабочих параметров.

Типовой объем работ при среднем ремонте

При среднем ремонте магистральных и подпорных насосов проводятся все операции текущего ремонта, а также:

опорожнение от нефти, вскрытие и разборка насоса;

очистка, промывка и визуальный осмотр узлов и деталей;

проверка состояния надежности крепления и стопорения втулок вала, радиально-упорных подшипников (если вал не ме­няется);

проверка степени износа импеллерных втулок;

контроль размеров и технического состояния посадоч­ных и резьбовых поверхностей вала, лопаток и дисков рабочего колеса, при необходимости ремонт или замена;

измерение радиальных зазоров в щелевых уплотнениях рабочего колеса и, в случае превышения нормативных значений, указанных на рис. 4.3^.5 и в табл. 4.6 — 4.9, замена уплотни­тельного кольца или восстановление размеров элементов щеле­вого уплотнения:

дефектоскопия вала (если срок ее проведения совпадает с временем выполнения среднего ремонта);

замена паронитовых прокладок между крышкой и корпу­сом насосов.

В зависимости от технического состояния узлов и деталей насоса проводятся замена (или ремонт) ротора, устанавливае­мый ротор должен быть динамически отбалансирован; ремонт (восстановление) или замена уплотняющих втулок, колец им­пеллер ных втулок; замена (или ремонт) подшипников сколь­жения, пришабровка новых вкладышей по валу с проверкой прилегания вкладышей к корпусу подшипника: замена шарико­подшипников; восстановление антикоррозионных покрытий и окраски; разборка, ремонт, сборка воздушной камеры беспром- вального узла и установка зазоров между втулкой и диафрагмой беспромвального узла; проверка избыточного давления в воз­душной камере уплотнения промежуточного вала (не менее196,2 Па (20 мм вод. ст.); сборка, центровка, опробование под нагрузкой, измерение и анализ рабочих режимов.

Все резиновые уплотнительные кольца подлежат замене на новые.

Для вертикальных подпорных насосов, кроме того, прово­дятся проверка отсутствия течи из стакана, из-под крышки и из картера; замена импеллера, всех прокладок и крепежных дета­лей со смятой или сорванной резьбой более двух ниток; провер­ка состояния шнеков, рабочего колеса уплотнительных колец и узла торцевого уплотнения; ремонт торцевого уплотнения с за­меной пар трения и уплотняющих колец.

Полная разборка, составление дефектной ведомости и вос­становление деталей ротора производятся на БПО (ЦБПО). По­сле сборки новых или восстановленных деталей осуществляется динамическая балансировка ротора.

Типовой объем работ при капитальном ремонте

При капитальном ремонте осуществляются все операции среднего ремонта, а также демонтаж насосов; проверка состоя­ния корпусов, патрубков насоса, состояния стакана насосов типа НПВ и Вортингтон и, при необходимости, их ремонт, заварка обнаруженных дефектов стальных корпусов и деталей насосов, нанесение вновь антикоррозионного и декоративного покрытия, покраска насосов; испытания на герметичность и прочность за­варенных стальных корпусов.

При обнаружении поверхностных трешин или негерметич- ности проводят дефектоскопию деталей.

Чугунные детали с обнаруженными трещинами заменяются на новые.

Демонтаж подлежащего капитальному ремонту’ и монтаж нового или заранее отремонтированного насоса осуществляется персоналом выездной ремонтной бригады или специализиро­ванными пуско-наладочными организациями, при этом прово­дятся дефекация и ремонт фундамента с заменой анкерных болтов (при необходимости); установка и монтаж насоса; гид­равлические испытания насосов при давлении Р11СП = 1,5Рраб.; центровка агрегата, опробование под нагрузкой в течении 72 ч. (при работе на нефтепровод) и повторная проверка центровки; измерение и анализ рабочих параметров.

Для насосов вспомогательных систем проводятся демонтаж подлежащего капитальному ремонту насоса и доставка его на БПО, монтаж нового или заранее отремонтированного насоса, центровка и опробование его под нагрузкой. [ 5. Стр. 98–103]

Источник

РЕМОНТ НАСОСОВ

Ремонт насосного оборудования должен носить профилактический, предупредительный характер и мо­жет выполняться на месте эксплуа­тации или в цехе ремонтного пред­приятия. Различают текущий, сред­ний и капитальный ремонты насо­сов.

Текущий ремонт насосов прово­дится на месте их установки. Сред­ний и капитальный ремонты могут осуществляться на месте установки насоса с выполнением ремонта от­дельных сборочных единиц в цехе ремонтного предприятия. Самым прогрессивным методом капиталь­ного ремонта в настоящее время является централизо­ванный ремонт, с применением демонтажа насосов и заменой их заранее отремонтированными.

Перед остановом насоса на пла­ново-предупредительный капиталь­ный ремонт в зависимости от типа и назначения насоса проводятся ис­пытания для определения: высоты всасывания; давления при номи­нальной подаче; вибрации опор; вне­шних утечек; давления жидкости в разгрузочной полости; температуры подшипников; параметров работы электродвигателя.

При выполнении капитального ремонта разборка (демонтаж) на­ружных корпусов питательных и конденсатных насосов, корпусных частей осевых и вертикальных на­сосов производится при невозможно­сти их ремонта на месте эксплуата­ции или при замене.

В процессе демонтажа центро­бежного лопастного насоса произ­водятся следующие обязательные проверки:

— несоосности валов насоса и элек­тродвигателя, измеряемой по ободу и торцам полумуфт в четырех точ­ках;

— осевого разбега ротора у насо­сов с упорным подшипником сколь­жения или автоматическим устрой­ством уравновешивания осевых сил, действующих на ротор;

— зазоров по дистанционным бол­там, продольным и поперечным шпонкам, фиксирующим насос на фундаментной плите.

Проверка несоосности валов, на­соса и электродвигателя выполня­ется по скобам и щупу (см. п. 3.1.7). Необходимо также про­верить тепловой зазор между тор­цами полумуфт и маркировку их взаимного положения.

Зазоры между дистанционными болтами и корпусом насоса, а так­же в шпоночных соединениях уста­навливаются для возможности теп­ловых перемещений и сохранения центровки при работе насоса. На рис. 3.27 показаны места измере­ний и значения тепловых зазоров питательного насоса.

Рис. 3.27. Места измерений тепловых зазоров питательного насоса:

а – вид спереди; б – передние лапы; в – задние лапы; г – зазоры удистанционных болтов и у шпонок;

1 – корпус насоса; 2 – постамент; 3 – траверса; 4 – вертикальная шпонка

Осевой разбег ротора любого насоса секционного типа измеряет­ся до удаления разгрузочной пяты (рабочий разбег) и после него (пол­ный разбег).

Например, при разборке насоса секционного типа (рис. 3.28) для измерения рабочего разбега ротора вскрывают подшипник со стороны выходного патрубка и устанавлива­ют индикатор. Индикатор часового типа устанавливают с упором конца измерителя в торец вала, после чего ротор насоса сдвигают до отказа сначала в одну, а затем в другую сторону.

Рис. 3.28. Насос секционного типа:

1 – всасывающий патрубок, 2 – секция; 3 – разгрузочная пята, 4 – разгрузочный диск; 5 – кронштейн подшипника, 6 – защитная втулка вала;

7 – напорный патрубок, 8 – стяжная шпилька

На валу по торцевой крыш­ке другого подшипника наносят рис­ки, соответствующие рабочему поло­жению ротора. После выполнения этого измерения снимают крышки и верхние вкладыши подшипников, вынимают набивку сальников, сни­мают полумуфту и кронштейн под­шипника (вал насоса подпирают временной опорой). Вслед за этим снимают защитную втулку вала и разгрузочный диск. Защитную втул­ку на резьбе отворачивают специ­альным ключом, при гладкой по­садке втулку стягивают приспособ­лением, приведенным на рис. 3.29, а.Упорный диск сни­мают приспособлением, изобра­женным на рис. 3.29, б.После уда­ления разгрузочной пяты 3 (см. рис. 3.28) измеряют полный разбег ротора. Для этого разгрузочный диск надевают на вал, зажимают втулкой вала и смещают поочередно до отказа в сторону выходного и входного патрубков. После замера общего разбега ротора насоса сни­мают стяжные шпильки 8,напор­ный патрубок 7,рабочее колесо и корпус выходной секции и вновь из­меряют осевой разбег ротора. Эту операцию повторяют до тех пор, по­ка не будут снятые все рабочие коле­са и секции корпуса. Снятие рабо­чих колес выполняют приспособлением, приведенным на рис. 3.29, а.

Рис. 3.29. Приспо­собления для снятия деталей с вала на­соса:

а – для снятия рабочих колес и защитных вту­лок; б – для снятия разгрузочного диска;

1 – рабочее колесо; 2 – кольцо; 3 – захваты; 4 – шпильки; 5 – фланец;

6 – разгрузочный диск.

При разборке насоса проверяют правильность расположения рабо­чего колеса по отношению к на­правляющему аппарату, замеряют радиальные и осевые зазоры в уп­лотнениях рабочих колес. Зазор между рабочими колесами и уплотнительными кольцами опреде­ляют как полуразность диаметров рабочих колес в месте уплотнения и внутренних диаметров уплотнительных колец. Измерения произво­дят по двум взаимно перпендику­лярным диаметрам. Диаметр коль­ца замеряют микрометрическим ну­тромером (штихмасом), a диаметр места уплотнения рабочего колеса — микрометрической скобой. Зазоры должны соответствовать данным, указанным вчертежах. Значения радиальных зазоров в уплотнениях рабочих колес зависят от размера насоса и температуры рабочей среды и обычно находятся в пределах 0,2—0,5 мм на каждую сторону. Осевые зазоры между уплотнительными кольцами и колесами насоса должны быть больше осевого разбега ротора насоса на 1,0—1,5 мм для обеспечения свободных тепло­вых расширений ротора относитель­но корпуса. Определение плотности посадки рабочего колеса на вал производят измерением диаметров ступицы и вала. Измерение выпол­няют в двух сечениях по длине по двум диаметрально противополож­ным направлениям.

Разность диаметров ступицы и вала даст значение натяга или за­зора при посадке рабочего колеса на вал. Это значение должно соот­ветствовать данным технических ус­ловий или указаниям чертежа кон­кретного насоса.

При разборке насосов необходи­мо проверять, а при необходимости наносить метки взаимного распо­ложения сопрягаемых деталей для последующей сборки. При отсутст­вии меток их наносят на поверхно­сти, не являющиеся посадочными, уплотняющими или стыковыми, без нарушения защитных покрытий.

Разборку неподвижных сопря­гаемых деталей производят на прессах с помощью специальных приспособлений или предусмотрен­ных конструкцией специальных уст­ройств (отжимных болтов, шпилек и т. п.). При разборке сопряженных частей допускается нагрев охватывающей сопрягаемой составной части соединения без местных пережогов равномерно от периферии к центру разбираемого соединения. Температура предварительного на­грева должна быть около 100130°С. Подшипники качения снима­ются без предварительного подо­грева с приложением усилия к коль­цу, имеющему неподвижную по­садку.

Разборку фланцевых и стыковых соединений выполняют специальными приспособлениями и устройства­ми (домкратами, отжимными бол­тами и т. п.). Разборка стыкую­щихся поверхностей расклинивани­ем (зубилами или отвертками) не допускается.

Разборка лопастного осевого вертикального насоса начинается со слива мас­ла из ванны верхнего подшипника электродвигателя. Разбирают и уда­ляют маслоохладитель, рассоединя­ют валы насоса и электродвигателя, затем демонтируют ступицы пяты и сег­менты подпятника. После удаления роторной части проверяют центров­ку корпусных деталей насоса. Для этого опускают струну с грузом в центре агрегата, используя для этой цели калиброванную проволоку без сгибов и узлов диаметром 0,3 0,5 мм. Вертикальную струну цент­рируют по закладному кольцу с точностью 0,10,2 мм. Для учета эллипсности расточек корпусных де­талей до подвеса струны измеряют штихмасом диаметры всех расточек в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Проверку центриро­вания корпусных деталей насоса вы­полняют измерением расстояний от поверхностей их расточек до струны в двух взаимоперпендикулярных направлениях. При необходимости передвигают корпусные детали на­соса, увеличивают отверстия во фланцах и перешлифовывают флан­цы.

В процессе разборки насоса про­веряют идентичность углов установ­ки лопастей рабочего колеса. Разница углов установки лопастей не должна быть более 30′. Проверяют зазоры между валом и вкладышем верхнего и несущего подшипников, а также степень касания расточкой вкладыша шейки вала. Диаметральный зазор в подшипниках должен быть 0,30,4 мм.

При измерении зазоров подшип­ник соединяют на валу и, поворачи­вая его, измеряют снизу в четырех положениях диаметральный зазор по всей длине вкладыша. Если за­зоры в подшипнике больше чем на 20 % отличаются от проектных, устанавливают проклад­ки под планки или заменяют вкла­дыш (при большом износе).

Корпусные детали проточной части насоса подвергают проверке с целью выявления их кавитационно-коррозионного и абразивного из­носа. На валах обычно обнаружива­ют дефекты в виде изменения фор­мы центрирующего выступа полу­муфты, который должен плотно входить в заточку сопрягаемого ва­ла. Если изменение диаметра составляет около 0,10,2 мм, то со­пряжение восстанавливают удара­ми в торец выточки с последующей проточкой вала на станке. При больших зазорах посадочное сопря­жение восстанавливают наплавкой буртика или выточки с последую­щей проточкой. Если обнаружено повышенное торцевое биение флан­цев вала, его исправляют на стан­ке. В таких случаях рекомендуется одновременная проточка шеек вала и центрирующих буртиков или впа­дин.

Наиболее частыми дефектами рабочих колес являются кавитационно-коррозионный и абразивный износы. Кроме проверки рабочего колеса с целью выявления поверх­ностных разрушений и трещин про­веряют жесткость посадки лопасти насоса во втулке. Рабочие колеса не должны иметь люфтов в меха­низме разворота лопастей. Не до­пускаются протечки масла в уплот­нениях цапф лопастей колес и по прокладке между втулкой и обте­кателем. Зазор между камерой и лопастью колеса должен быть 0,001 DK (DK диаметр камеры).

В поворотно-лопастных осевых насосах камера сферическая, поэто­му после наварки торцов лопастей в случае их с работки торцы обраба­тываются на карусельном станке. Для этой цели лопасти после навар­ки свертывают, прихватывая каж­дую лопасть к соседней. Поверх­ность лопасти после наплавки шли­фуют заподлицо со старым метал­лом, профиль проверяют по шабло­ну. В случае наплавки, большого ко­личества металла рабочее колесо балансируют.

При обслуживании и ремонтах насоса особое внимание должно уделяться состоянию уплотнений вала.

Уплотнения вала в местах выхо­да его на корпуса насоса (рис. 3.30) выполняют две функции: соб­ственно уплотнения и охлаждения. В насосах тепловых электростанций и котельных применяют в основном уплотнения сальникового и щелевого типов.

Причинами быстрого износа сальниковой набивки и как следст­вие выхода из строя сальниковых уплотнений могут быть:

— применение в качестве набивки материала, не отвечающего режи­му работы насоса, что приводит к обугливанию набивки и пропуску воды через сальник;

— некачественное изготовление на­бивок сальникового уплотнения, за­ключающееся в плохой заделке замка, недостаточной опрессовке ко­лец, неправильном взаимном распо­ложении стыков колец;

— сильный износ защитных втулок;

— большая вибрация насоса;

— разработка нажимной втулки, фонарного и упорного колец, приво­дящая к попаданию (и деформиро­ванию) колец сальниковой набивки в увеличенный зазор между валом и этими деталями;

— прекращение подачи уплотняю­щей жидкости на фонарное кольцо или ее нарушение в результате не­правильной установки фонарного кольца;

— нарушение или прекращение по­дачи охлаждающей воды в камеры сальников насосов, работающих на горячей воде.

Рис. 3.30. Уплотнения вала насоса:

а – сальниковое; б – щелевое;

1 – нажимная втулка; 2 – трубка подвода воды; 3 – упорное коль­цо; 4 – фонарное кольцо; 5 – сальниковая набивка; 6 – защитная втулка; 7 – разгрузочная пя­та; 8 – камера подвода холодного конденсата; 9 – камера отвода конденсата в бак низших точек; 10 – камера отвода конденсата в конденсатор; 11 – обойма; 12 – втулка; 13 – вал на­соса

Во время работы насоса набив­ка изнашивается, из нее вымывает­ся графит и отлагаются приносимые водой твердые частицы, что при­водит к пропуску воды через саль­ник и износу защитной втулки вала. Сальниковая набивка через опреде­ленный период должна заменяться новой, защитная втулка вала по мере износа.

При капитальном ремонте на­бивку сальников производят после окончания всех работ по сборке и центровке насоса, убедившись в свободном вращении ротора от ру­ки.

Для большинства насосов при­меняется хлопчатобумажная набив­ка, пропитанная салом, смешанным с графитом. Для насосов, работаю­щих на горячей воде, применяется специальная набивка, пропитанная графитом и армированная медной проволокой.

Толщина набивки выбирается по размеру кольцевого отверстия саль­ника. Внутренний диаметр колец сальниковой набивки выполняют точно по наружному диаметру за­щитной втулки вала.

Перед набивкой сальника точно измеряют расстояние от торца на­жимной втулки до отверстия, через которое поступает уплотняющая во­да, и располагают фонарь так, что­бы его кромка, смещенная в сторо­ну нажимной втулки, захватывала половину диаметра отверстия. Такая установка фонарного кольца обеспечивает соединение его поло­сти с отверстием подвода воды и возможность подтягивания сальни­ка при работе насоса.

В питательных насосах применя­ют щелевые бессальниковые уплот­нения (рис. 3.30, б).Через ради­альный зазор (0,300,35 мм) меж­ду обоймой и втулкой горячая питательная вода не может прони­кать наружу корпуса, поскольку кольцевой зазор между буксой и втулкой заперт холодным конденса­том, поступающим в камеру 8 под давлением несколько большим, чем давление питательной воды в раз­грузочной (или всасывающей) ка­мере насоса.

При ремонте щелевых уплотне­ний промывают подводящий кон-денсатопровод и установленный на нем фильтр. Проверяют щупом ра­диальные зазоры в уплотнении.

При необходимости выполняют центрирование вала относительно обойм уплотнений перемещением корпусов подшипников и изменени­ем установки их контрольных штиф­тов.

Сборку насосов производят со­гласно техническим условиям или руководству по ремонту конкретно­го насоса. Все детали собирают в сборочные единицы согласно имею­щимся меткам.

При сборке сопрягаемых дета­лей по посадкам с натягом и по скользящей посадке допускается нагрев охватывающей составной ча­сти в кипящей воде или в горячем масле.

При запрессовке подшипников качения допускается их нагрев в масле до 8090 °С, передача уси­лий производится через кольцо, со­прягающееся с натягом. При сбор­ке насосов необходимо проверять совпадение осей каналов рабочих колес и отводящих устройств, допу­стимое несовпадение ±0,5 мм. У се­кционных насосов проверяют пер­вую ступень, последующие контро­лируют поочередно по разбегу рото­ра после установки рабочих колес.

Отсутствие перекосов при сбор­ке секционных насосов с межсекци­онным уплотнением гибкими про­кладками (или резиновыми кольца­ми) контролируют по размеру меж­ду торцами крышек на сторонах входа и выхода насоса. Измерения производят в трех местах со смеще­нием на 120 o . Максимально допус­тимая разность размеров не должна превышать 0,03 мм.

После окончательной центровки ротора со статором выполняют про­верку прилегания разгрузочного диска к пяте автоматического уст­ройства уравновешивания осевой силы, действующей на ротор. Про­верку производят по краске, кото­рая должна быть равномерно рас­пределена по всей площади контак­та, и занимать не менее 70 % поверх­ности.

Для секционных насосов с авто­матической компенсацией осевой силы, действующей на ротор, про­верку осевого перемещения ротора относительно статора проводят до и после установки разгрузочного ди­ска, для остальных насосов до и после сборки опорного и упорного подшипников. Осевое перемещение ротора при собранном подшипнике должно быть в соответствии с требованиями рабочего чертежа или технических условий на ре­монт.

Для насосов, ротор которых ус­тановлен на упорных подшипниках качения с регулируемым осевым за­зором, осевое перемещение ротора при собранном упорном подшипни­ке должно быть не более 0,02 мм. Этого добиваются подбором про­кладок между кольцами подшип­ников.

После сборки насоса и присоеди­нения входного и выходного патруб­ков выполняют центровку насоса с двигателем по полумуфтам. Цент­ровка, при которой в качестве базы всегда принимается насос, осущест­вляется в два приема. Сначала пра­вильность установки привода выве­ряют по валу насоса при помощи линейки, которую помещают на об­разующие полумуфт, затем монти­руют скобы и окончательно центри­руют по щупу.

Каждый отремонтированный на­сос должен проходить приемосда­точные испытания с целью провер­ки его соответствия требованиям технических условий на ремонт или другой нормативно-технической до­кументации.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается ремонт зубчатых передач?

2. С какими дефектами подшипники качения подлежат замене?

3. Как выполняется центровка валов?

4. Что проверяют перед выводом в ремонт дымососов и вентиляторов?

5. Как подбирают по массе лопатки перед установкой в ротор центробежного дымососа?

6. Как ремонтируют редуктор шаровой мельницы?

7. Какие детали наиболее подвержены износу в лопастном питателе пыли?

8. Какие ремонтные процедуры выполняют в сепараторах?

4. РЕМОНТ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью