Текущий ремонт резервуаров азс
Техническое обслуживание и текущий ремонт резервуаров на АЗС
При осмотре Р . необходимо обратить внимание на :
— образование трещин по сварным швам и основному металлу ;
— неравномерную осадку резервуара .
Текущий ремонт проводится в плановом порядке без очистки резервуара по заранее разработанному графику .
При текущем ремонте Р . выполняются следующие работы :
— ремонт кровли , верхних поясов стенки с применением эпоксидных или иных клеевых соединений ;
— набивка сальников задвижек ;
— ремонт отмостки для РВС ;
— замена кассет на огневых предохранителях ;
— ремонт прочего оборудования , расположенного с внешней стороны резервуара , который может быть выполнен без вывода резервуара из эксплуатации .
2. Передвижные АЗС ( ПАЗС )- назначение , устройство , особенности эксплуатации .
Предназначены для розничной продажи только жидкого моторного топлива ( ЖМТ ) в местах стоянки транспорта , на автотрассах , в местах турмаршрутов и полевых работ . Оборудование устанавливается на а / м шасси , прицепе или полуприцепе , и выполнено как единое заводское изделие . В составе ПАЗС : топливный резервуар с 1,2 или 3 отсеками и емкостью 5-20 м 3 и раздаточная колонка (1-2 шт .).
Как альтернатива передвижным АЗС применяются топливозаправщики или контейнерные АЗС , перевозимые в кузове бортовых машин .
Для хранения и заправки техники для ПАЗС подготавливается специальная площадка , очищенная от сухой травы и мусора . Вокруг ПАЗС должна быть выполнена круговая полоса опашки шириной не менее 4 м . Минимальное расстояние ПАЗС от легковоспламеняющихся материалов ( солома , древесина и т . п .) – 100 м , от строений — 50 м .
Единичная вместимость резервуаров ( отсеков ) ПАЗС для использования в населенных пунктах — до 10 м 3, вне населенных пунктов — до 20 м 3.
Резервуар должен оборудоваться устройствами , предотвращающими образование волны топлива при движении ПАЗС .
ТРК должны устанавливаться в технологическом отсеке в задней торцевой части резервуара ПАЗС . Технологический отсек должен быть оборудован поддоном для сбора малых утечек топлива .
Выдача топлива потребителям самотеком запрещается .
ПАЗС должны оснащаться четырьмя выдвижными опорами устойчивости , снабженными креплениями для установки на них барьеров , ограничивающих подъезд транспортных средств к ПАЗС не менее чем на 1 м . Опоры и барьеры должны окрашиваться световозвращающими красками с хорошо заметным рисунком ( например , штриховкой ). ПАЗС должны быть оборудованы проблесковыми маячками оранжевого цвета .
Размещение ПАЗС в пределах населенных пунктов допускается только на территории традиционных АЗС в период проведения на АЗС ремонтных работ , не связанных с огневыми работами .
Во время нахождения ПАЗС на территории традиционных АЗС эксплуатация зданий сервисного обслуживания не допускается .
3. Защита от статического электричества на АЗС .
Стати́ческое электри́чество — возникновение свободного электрического заряда на поверхности диэлектриков ( напр ., пластмасса , стекло ) при трении .
Поэтому отпуск светлых нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару запрещен . Для воспламенения паров топлива на АЗС достаточно одной искры . Более того , это опасно не только непосредственно на АЗС . Пластмассовая канистра с топливом в багажнике машины также опасна , т . к . во время движения топливо плещется в ней и образуется статическое электричество . Железные канистры с этой точки зрения безопасны .
Для защиты сотрудников АЗС от статического электричества им выдается хлопчатобумажная спецодежда ( иногда с металлической нитью в ткани ).
Известен случай , когда на водителе автомобиля загорелась одежда от заряда статического электричества . Поэтому , перед тем как открывать бензобак на заправке , надо дотронуться до чего — нибудь металлического . Например , ручки двери ( накопившийся электрический разряд уйдет в землю ).
При увеличении скорости налива нефтепродуктов в резервуары заряды статического электричества накапливаются быстрее , чем отводятся через заземление . Поэтому скорость налива НП ограничивают до определенного значения .
Источник
Текущий ремонт резервуаров азс
Ремонт резервуаров АЗС
На АЗС используются вертикальные и горизонтальные стальные сварные резервуары.
Каждый резервуар на АЗС должен подвергаться следующим видам ремонта: осмотровому, текущему, капитальному. Осмотровый и текущий ремонты каждого резервуара следует проводить по календарному графику, ко-торый должен быть составлен на АЗС с учетом особенностей эксплуатации резервуаров.
Осмотровый ремонт резервуара должен предусматриваться в графике не реже 1 раза в шесть месяцев, текущий ремонт — не реже 1 раза в два года.
Капитальный ремонт резервуара должен проводиться по мере надобности. Срок проведения капитального ремонта назначается на основании результатов эксплуатационных осмотров и осмотров при текущих ремонтах резервуара и его оборудования, а также при осмотре во время очередных зачисток резервуар от грязи, окалины и остатков нефтепродуктов.
Резервуары наземные (КАЗС и блочные АЗС) и подземные являются ответственными сооружениями и эксплуатируются в различных климатических условиях: до минус 60 °С в зимнее время и до плюс 50 °С в летнее время при различной температуре продукта в резервуаре.
Нарушения прочности и плотности в резервуарах происходят по разным причинам В большинстве случаев они вызываются совокупностью различных неблагоприятных воздействий на конструкцию.
Случаи нарушения прочности, плотности и изменения формы резервуаров и отдельных конструктивных элементов, обнаруженные при эксплуатации или монтаже, можно сгруппировать по следующим видам.
1. Трещины в узле примыкания нижнего пояса корпуса к днищу. В этом случае трещины появляются:
а) в сварных стыках, листах сегментов и в окрайках днища; иногда трещи-
ны с окрайки переходят на основной металл первого пояса корпуса;
б) в нижнем уторном уголке по сварным стыкам и по основному металлу;
в ряде случаев трещины с уголка переходят на основной металл
первого пояса корпуса.
2. Трещины в сварных швах полотнища днища с выходом или без выхода на основной металл.
3. Выпучины, хлопуны и складки в полотнище днища.
4. Трещины в вертикальных и горизонтальных швах и листах нижних поясов корпуса.
Наиболее часто трещины возникают в вертикальных стыках вдоль швов с выходом или без выхода на основной металл, в крестообразных стыковых соединениях, вблизи горизонтального (нахлесточного) и вертикального (стыкового) швов и поперек стыков по основному металлу. Трещины образуются также в основном металле вблизи люков (лазов), трубопроводов, резервуар-ного оборудования и т.д.
5. Подрезы основного металла корпуса резервуара.
6. Неплотности (отпотины) в сварных швах и основном металле днища, корпуса и кровли.
7. Изменения геометрической формы верхних поясов корпуса резервуара (местные выпучины, вмятины, горизонтальные гофры).
8. Коррозионные повреждения днища, стенки и кровли резервуаров.
9. Значительные деформации и разрушения отдельных несущих конструктивных элементов покрытия резервуаров.
10. Отрыв центральной стойки от днища резервуара.
11. Деформация днища по периметру резервуара.
12. Значительные равномерные и неравномерные осадки (просадки) основания.
13. Потеря устойчивости обвязочного уголка в узле сопряжения стенок с днищем у горизонтальных резервуаров, а также потеря устойчивости элементов внутренних колец жесткости и опорных диафрагм.
14. Осадка опор (фундаментов) горизонтальных резервуаров.
Перечисленные дефекты обуславливаются рядом причин, важнейшими
из которых являются: амортизационный износ конструкций, хрупкость металла при низких температурах, наличие дефектов в сварных швах (непрова-ры, подрезы и пр.), являющиеся концентраторами напряжений; скопление большого количества сварных швов в отдельных узлах резервуара, нарушение технологии монтажа и сварки, неравномерные осадки (просадки) песчаных оснований, коррозия металла, возникающая вследствие хранения в резервуарах нефтепродуктов с повышенным содержанием серы; нарушение правил технической эксплуатации резервуаров из-за превышения уровня взли-ва, избыточного давления или недопустимого вакуума внутри резервуара, а также частичной вибрации корпуса при закачке нефтепродуктов.
Устранение дефектов и ремонт резервуаров являются весьма ответственными операциями, определяющими во многом дальнейшую безопасную и бесперебойную эксплуатацию АЗС.
Предусматриваются следующие работы, выполняемые при ремонтах:
а) осмотровый ремонт — работы производятся без освобождения резервуара от нефтепродукта: ремонт покрытия, верхних поясов корпуса с применением эпоксидных соединений; ремонт оборудования, расположенного с наружной стороны резервуара;
б) текущий ремонт — работы, связанные с зачисткой, дегазацией резервуара с соблюдением правил техники безопасности и пожарной безопасности: установка отдельных металлических накладок с применением сварочных работ, ремонт трещин и швов, ремонт или замена оборудования;
в) капитальный ремонт — работы, предусмотренные текущим ремонтом и работы по частичной или полной замене дефектных частей корпуса, днища, покрытия и оборудования.
До начала ремонта резервуара все дефектные места на наружной поверхности резервуара выявляются осмотром, отмечаются краской (вокруг дефектного места наносится круг с указанием стрелкой места дефекта), осматриваются сварные швы и основой металл и составляется схема расположения дефектов.
Осмотр внутренней поверхности резервуара, несущих конструкций покрытия, а также текущий и капитальный ремонт резервуара, находившегося в эксплуатации, производится только после полного его освобождения от нефтепродуктов, отсоединения от резервуара всех трубопроводов путем установки заглушек указателем-хвостовиком, зачистки, промывки, пропарки и полной дегазации (лабораторный анализ).
При осмшре резервуара должны тщательно зачищаться следующие узлы и участки:
• узел примыкания корпуса к днищу снаружи резервуара;
• сегменты или окрайки, примыкающие к корпусу с внутренней стороны резервуара;
• вертикальные стыки трех нижних поясов корпуса;
• места врезки люков (лазов) и резервуарного оборудования в первом поясе корпуса;
• узел крепления центральной стойки к днищу.
Зачистка производится ветошью, стальными щетками и т.д.
Зачищенные места подвергаются тщательному осмотру, а в случае необходимости при помощи лупы с 10-кратным увеличением.
При обнаружении трещины в сварном шве или основном металле необходимо установить ее границы. Для этой цели дефектное место подвергают рентгено- или гамма-просвечиванию либо зачищают до металлического блеска и протравливают 10%-ным водным раствором азотной кислоты. При этом места трещины выявляются по почернению; их фиксируют краской. Вид и характер трещины наносят на эскиз. По концам трещины просверливают по одному отверстию диаметром 6-8 мм. Расточенные отверстия шлифуют и протраливают 10%-ным раствором азотной кислоты (для дополнительного контроля новых трещин, которые могут появиться после засверловки).
После уточнения границ трещины устанавливают причину ее возникновения. В случае некачественного выполнения сварного шва на значительную длину, большую, чем сама трещина, необходимо выполнить ремонт всего дефектного шва.
При длине трещины на корпусе до 100 мм следует разметить участок для последующей вырубки (выплавки) металла по длине трещины между двумя просверленными отверстиями с правлением двусторонней сваркой.
При длине трещины на корпусе более 100 мм (трещина расположена у горизонтального шва и не пересекла его) размечается участок для удаления
пояса корпуса с последующей вставкой встык и двусторонней сваркой. Ширина удаляемого участка назначается не менее 1 м (по 500 мм в каждую сторону от трещины) на всю высоту дефектного пояса. В случае выхода трещины на смежный пояс следует удалять такой же участок этого пояса.
Обнаруженная трещина на полотнище днища засверливается по концам с последующей вырубкой, подгонкой накладки на дефектный участок и сваркой. Накладка должна перекрывать трещину не менее чем на 200 мм с каждой стороны.
В случае обнаружения трещины в основном металле, необходимо проверить качество металла листа. При наличии расслоений, закатов и т.п. следует заменить весь лист.
Конструкции днища, корпуса, кровли с дефектными участками сварных швов или основного металла со значительными размерами трещин, расслоений, коррозионных повреждений и другими дефектами подлежат частичному или полному удалению и замене.
Размер дефектных участков, подлежащих удалению, определяется в зависимости от конкретных размеров дефекта и выбранного метода ремонта.
Дефектные места в целых листах корпуса, днище, кровле удаляются механической или газовой резкой с последующей зачисткой кромки от шлака и наплывов расплавленного металла зубилом, напильником, механической или ручной стальной щеткой или шлифовальными машинками.
Дефектные участки сварных швов днища удаляют:
• вырубкой пневматическим (ручным) зубилом;
• вырезкой абразивным кругом;
• вырезкой газовой резкой;
• вырезкой воздушно-дуговой резкой.
Вырубать зубилом дефектный участок можно только в том случае, если ремонт резервуаров выполняется при плюсовой температуре окружающего воздуха.
Кромки деталей после кислородной или дуговой (воздушной и кислородной) резки не должны иметь неровностей, прожогов и шероховатостей более 1 мм.
При толщине металла свыше 5 мм, в котором выявлена трещина, кромки трешины разделывают под сварку с V-образной подготовкой (угол раскрытия 60-70°). При толщине элементов менее 5 мм кромки трещины не разделываются.
Разделка кромок может осуществляться ручным и пневматическим зубилами, рубильно-чеканочными молотками, шлифовальными кругами и кислородной резкой.
Источник
Ремонт и техническое обслуживание емкостей ГСМ
Резервуары, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодическому обследованию и дефектоскопии для определения их технического состояния. Для поддержания резервуаров в исправном состоянии и предотвращения аварий проводятся следующие плановые работы: ежедневное техническое обслуживание (ТО); профилактическое обслуживание; ремонт резервуаров и их оборудования; зачистка резервуаров от воды, грязи и ржавчины.
Общий порядок ремонта топливных резервуаров
Система планово-предупредительных ремонтов является наиболее рациональной системой эксплуатации, ухода, а также ремонта оборудования и сооружений предприятий по хранению и продаже нефтепродуктов.
Под системой планово-предупредительных ремонтов подразумевается совокупность организационно-технических мероприятий. С учетом режима и сложности работ, связанных с ремонтом и осмотром резервуаров ГСМ, время их функционирования устанавливается заранее.
Резервуарные топливные емкости должны подвергаться осмотровому, текущему и капитальному ремонтам. На практике нередко наблюдаются случаи неправильного использования средств, отпускаемых на ремонт, к примеру, проведения текущего и среднего ремонтов за счет амортизационных отчислений или, наоборот, капитального ремонта за счет средств основной деятельности нефтебаз. Поэтому при том или ином виде ремонта необходимо точно определить объем работ.
Осмотровый ремонт резервуара ГСМ осуществляется в процессе эксплуатации резервуара без освобождения его от нефтепродукта. При осмотровом ремонте путем наружного осмотра проверяется техническое состояние крыши и корпуса резервуара, а также проводится обследование оборудования резервуара, находящегося снаружи. Осмотровый ремонт резервуара должен предусматриваться в графике не реже 1 раза в шесть месяцев.
Операции текущего и капитального ремонта резервуаров ГСМ
До начала ремонта производится нивелировка окрайки днища резервуара. Затем резервуар освобождается от хранящегося в нем нефтепродукта или нефти, производится зачистка резервуара, емкость дегазируется с соблюдением требований техники безопасности, в частности пожарной безопасности.
Текущий ремонт резервуара должен предусматриваться в графике не реже 1 раза в два года. Текущий ремонт резервуара ГСМ включает в себя следующие операции:
- очистка внутренней поверхности резервуара от коррозионных отложений;
- проверка технического состояния корпуса, днища и крыши и заварка коррозионных раковин и отверстий с постановкой отдельных заплат;
- проверка и ремонт сварных швов, заправка и чеканка клепаных швов;
- ремонт змеевиковых подогревателей;
- проверка всего резервуарного оборудования и в необходимых случаях ремонт или замена оборудования;
- испытание на прочность и плотность отдельных узлов или резервуара в целом;
- окраска резервуара.
Капитальный ремонт резервуара должен проводиться по мере надобности. Срок проведения капитального ремонта назначается на основании результатов эксплуатационных осмотров и осмотров при текущих ремонтах резервуара и его оборудования, а также при осмотре во время очередных зачисток резервуара от грязи, окалины и остатков нефтепродуктов.
Капитальный ремонт резервуара ГСМ предполагает подготовительные ремонтные работы, предусмотренные для текущего ремонта. Далее, помимо подготовительных, выполняется совокупность следующих работ:
- замена дефектных частей корпуса;
- полная или частичная замена днища;
- полная или частичная замена крыши резервуара (кровли и несущей конструкции);
- полная или частичная замена змеевиковых подогревателей;
- испытание резервуара на прочность и плотность.
Кроме перечисленных работ при капитальном ремонте резервуаров могут выполняться работы, направленные на его модернизацию, к примеру замена крыш из кровельного железа на сварные крыши из листовой стали.
Зачистка резервуаров ГСМ
Основным мероприятием по профилактическому обслуживанию топливных емкостей является их зачистка. Резервуары ГСМ подвергаются периодическим зачисткам в соответствии с требованиями государственных стандартов не реже одного раза в два года (длядизельных топлив). Резервуары зачищаются также при ремонтах, при выполнении работ по поверке или калибровке, выполняемой объемным методом,ри смене марок хранимых нефтепродуктов и по мере необходимости.
В акте о зачистке резервуара указывается объем извлеченных и подлежащих вывозу и утилизации пирофорных отложений, ила и т.д. Порядок хранения актов по зачистке резервуаров определяется руководством организации, исходя из местных условий с учетом необходимости их представления по требованию представителей контрольных и надзорных органов. После зачистки резервуара в паспорте резервуара делается отметка с указанием даты зачистки. Место и порядок утилизации продуктов зачистки согласовывается в установленном порядке. Техническое обслуживание и ремонт резервуаров осуществляются по графику, утвержденному руководителем (техническим руководителем) организации. Результаты ремонтов и устраненные неисправности отмечаются в журнале учета ремонта обарудованея и паспортах резервуаров.
Источник