- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Текущий ремонт — резервуар
- Техническое обслуживание и текущий ремонт резервуаров
- Ремонт резервуаров
- 1. Причины снижения надежности конструкций резервуаров РВС
- 2. Планово-предупредительный ремонт резервуаров
- 2.1. Оценка технического состояния резервуара
- 2.2. Осмотровый и текущий ремонт резервуаров вертикальных стальных
- 2.3. Капитальный ремонт резервуаров
- 2.4. Подготовка к ремонту вертикальных резервуаров
- 2.4.1. Заполнение резервуара негорючими газами
- 2.4.2. Зачистка резервуара от нефти, парафина и твердых осадков
- 2.5. Технологии ремонта основания, днища, стенки и крыши резервуаров
- 2.5.1. Ремонт основания резервуара
- 2.5.2. Ремонт или замена днища резервуара
- 2.5.3. Ремонт корпуса резервуара
- Таблица: Предельно допустимые размеры стрелы прогиба
- 2.6. Контроль качества ремонтных работ, приемка РВС после ремонта
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Текущий ремонт — резервуар
Текущий ремонт резервуара проводится не реже одного раза в два года. В текущий ремонт входят: нивелировка окрайки при заполненном резервуаре; очистка внутренних поверхностей от коррозионных отложений; проверка состояния корпуса, днища и кровли и исправление дефектных мест; ремонт змеевиков; проверка и ремонт резервуарного оборудования; испытание на прочность и плотность отдельных узлов или резервуара в целом; окраска резервуара. [1]
Текущий ремонт резервуаров выполняют не реже одного ргза в б мес без освобождения их от нефтепродукта. При этом проверяют техническое состояние корпуса, крыши резервуара и оборудования, расположенного снаружи. Замеченные неисправности сразу же устраняют. [3]
Текущий ремонт резервуаров проводится не реже одного раза в 2 года. Как и в случае осмотрового ремонта, график утверждается главным инженером управления. [4]
Текущий ремонт резервуара выполняется не реже 1 раза в шесть месяцев без освобождения его от нефти. При этом проверяется техническое состояние корпуса, крыши резервуара и оборудования, расположенного снаружи. Замеченные неисправности устраняются также и в процессе эксплуатации. [5]
В зависимости от характера и объема предполагаемых ремонтных работ текущий ремонт резервуара может выполняться с опорожнением его от нефтепродукта, зачисткой и дегазацией, но с заполнением газового пространства негорючими ( дымовыми) газами. [6]
Расходы на в нутрипромы еловый транспорт газового конденсата: а) амортизация и текущий ремонт резервуаров , конденсатопроводов, насосных, наливных эстакад и других основных средств цеха перекачки газового конденсата; б) стоимость смазочных и обтирочных материалов; заработная плата вспомогательных рабочих; электроэнергия, вода, пар, сжатый воздух; в) перемещение грузов, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочие расходы цеха перекачки газового конденсата. [7]
Технологический процесс подготовки резервуаров к сварке при проведении ремонтных работ отличается большой трудоемкостью и высокой себестоимостью. Применение в этих условиях эпоксидных клеев значительно упрощает технологию текущего ремонта резервуаров и резко снижает его себестоимость. [8]
На эту статью относятся затраты по содержанию, амортизации и текущему ремонту резервуаров , коцденсатопроводов, эстакад, насосных и прочих основных фондов, связанных с внутри-промысловым сбором, хранением, обработкой, транспортировкой, перекачкой, сливом и наливом конденсата. [9]
Капитальный ремонт резервуаров проводят по мере необходим эсти. Сроки его проведения назначают исходя из результатов проверок технического состояния, осмотров и текущего ремонта резервуаров и оборудования. На основании этих данных составляют график ремонта резервуаров с учетом обеспечения бесперебойной работы резервуарного парка. Капитальный ремонт проводят после опорожнения, зачистки и дегазации резервуара. При этом выполняют все работы, предусматриваемые-текущим ремонтом, а также заменяют дефектные листы корпуса, днища и крыши, исправляют положение резервуара ( при неравномерной осадке, когда просадка днища по разности отметок составляет 150 мм и более для диаметрально противоположных и 80 мм и более для смежных точек), ремонтируют основание, ремонтируют или заменяют оборудование, испытывают резервуар на прочность и плотность. [10]
Капитальный ремонт резервуара проводится по мере необходимости. Срок проведения капитального ремонта определяется на основании результатов проверок технического состояния, осмотров при текущих ремонтах резервуара и его оборудования, а также осмотров во время зачисток резервуара от загрязнении и нефтяных остатков. [11]
Капитальный ремонт резервуара должен быть проведен по мере необходимости. Срок проведения капитального ремонта назначают на основании результатов проверок технического состояния, осмотров при текущих ремонтах резервуара и его оборудования, а также осмотров во время зачисток резервуара от загрязнений и нефтяных остатков. [12]
Источник
Техническое обслуживание и текущий ремонт резервуаров
4.3.1 Осмотр и техническое обслуживание резервуаров должны проводиться в соответствии с картами технического обслуживания (таблицы 3 — 6).
При осмотре РВС необходимо обратить внимание на:
образование трещин по сварным швам и основному металлу;
неравномерную осадку резервуара.
4.3.2 В резервуарах со стационарной крышей (без понтона) необходимо контролировать избыточное давление, его соответствие установленному (допустимому). Для резервуаров, находящихся в эксплуатации длительное время, могут быть уменьшены избыточное рабочее и максимальное давление и вакуум по сравнению с проектными на величину, определяемую на основе результатов диагностирования состояния резервуара.
4.3.3 Визуальный осмотр поверхности понтона должен проводиться в верхнем его положении через световой люк. При осмотре необходимо проверить наличие или отсутствие отпотин или нефти на ковре понтона и в открытых коробах.
4.3.4 Плавающую крышу необходимо осматривать с верхней кольцевой площадки. При осмотре необходимо проверить положение плавающей крыши, ее горизонтальность, отсутствие нефти в центральной части плавающей крыши, зимой — наличие снега на плавающей крыше, состояние защитных щитков кольцевого уплотняющего затвора, положение задвижки системы водоспуска.
4.3.5 При техническом обслуживании резервуара с плавающей крышей следует проверить состояние катучей лестницы, погружение плавающей крыши, проверить отсутствие нефти в коробах и в отсеках между ними, техническое состояние затвора и его элементов, ливнеприемника.
4.3.6 Для удобства обслуживания следует каждому коробу плавающей крыши присвоить порядковый номер, написать несмываемой краской, начиная с короба, расположенного над приемо-раздаточным патрубком, и далее по часовой стрелке.
4.3.7 На ЖБР с водонаполненным покрытием в условиях плюсовой температуры уровень водяного экрана должен постоянно поддерживаться на проектной отметке.
На ЖБР с земляной насыпью на кровле поверхность должна быть спланирована.
При появлении нефти в дренажном и шахтном колодцах, камере управления, а также при выходе ее на поверхность обсыпки резервуара или территорию резервуарного парка резервуар должен быть опорожнен для выявления и устранения имеющихся неисправностей.
4.3.10 Текущий ремонт проводится в плановом порядке без очистки резервуара по заранее разработанному графику.
4.3.11 При текущем ремонте РВС выполняются следующие работы:
— ремонт кровли, верхних поясов стенки с применением эпоксидных или иных клеевых соединений;
— ремонт сифонных кранов;
— набивка сальников задвижек;
— замена кассет на огневых предохранителях;
— ремонт прочего оборудования, расположенного с внешней стороны резервуара, который может быть выполнен без вывода резервуара из эксплуатации.
4.3.12 При текущем ремонте ЖБР выполняются следующие виды работ:
— ремонт кровли резервуара нанесением торкрет — раствора, торкрет -бетона или укладкой бетона по арматурной сетке (армирование конструктивное), а также защита бетона путем пропитки его или покраски различными составами;
— набивка сальников задвижек;
— замена кассет на огневых предохранителях.
Таблица 3 — Карта технического обслуживания резервуара со стационарной крышей
Наименование объекта | Сроки проведения работ | Перечень работ |
1. Резервуар в целом | Ежедневно в светлое время суток | Проверить визуально внешнее состояние. Обратить внимание на сварные вертикальные и горизонтальные швы нижних поясов, окрайки днища |
2. Дыхательный клапан | Не реже: 2 раз в месяц в весенне-летний период; 1 раза в неделю в осенне-зимний период | Седла тарелок очистить от окиси металла, грязи и пр., что препятствует клапанам свободно перемещаться вверх и вниз. Тарелки клапанов несколько раз повернуть, прижимая их к седлу. Не допускать заедания, примерзания клапанов, обмерзания предохранительных сеток, закрывающих наружные отверстия дыхательных клапанов |
3. Огневой предохранитель на резервуаре | Не реже: 1 раза в месяц в весенне-летний период | Снять крышку огневого предохранителя, проверить исправность и чистоту пакетов, удалить с них пыль, проверить плотность крышки и фланцевых соединений, правильность расположения пластин или гофрированной и плоской металлических лент в пакете |
4. Предохранительный клапан | Не реже: 2 раз в месяц в весенне-летний период; 1 раза в 10 дней в осенне-зимний период | Проверить качество и паспортный уровень масла, горизонтальность колпака, чистоту сетчатой перегородки. При снижении уровня жидкости в гидрозатворе долить жидкость той же марки. При обнаружении удалить с внутренней поверхности колпака снег, лед, иней |
5. Люки: световой, люк-лаз | Не реже 1 раза в месяц | Проверить визуально наличие прокладок и затяжку болтов фланцевых соединений |
6. Уровнемер | Каждый раз перед пользованием, но не реже 1 раза в месяц | Проводить контрольную проверку правильности показаний прибора в соответствии с инструкцией завода-изготовителя |
7. Перепускное устройство | Не реже 2 раз в месяц | Проверить плавность открытия-закрытия вентиля |
8. Сифонный кран | Не реже 2 раз в месяц | Проверить отсутствие течи в сальниках крана, поворот крана должен быть плавным, без заеданий; в нерабочем состоянии приемный отвод должен находиться в горизонтальном положении |
9. Приемо-раздаточные патрубки | Каждый раз при приеме-отпуске, но не реже 2 раз в месяц | Проверить герметичность сварных швов |
10. Системы пенотушения | Сроки и порядок технического обслуживания систем пожаротушения осуществляется в соответствии с нормативными документами ГУГПС МВД России | |
11. Генератор пены ГПСС | 1 раз в месяц | Проверить состояние уплотнений монтажного фланца и растворопровода; внешний вид генератора; состояние рычажной системы; состояние защитной сетки |
1 раз в год | Проверка срабатывания ручного привода; промывка и чистка сеток кассеты; промывка, чистка и смазка шарнирных соединений; промывка и чистка распылителя; выявление и исправление мест коррозии и отслаивания покрытий; проверка состояний контактных поверхностей деталей из цветных металлов; проверка уплотнения выходного отверстия генератора на герметичность | |
12. Лестница шахтная | Перед пользованием, но не реже 1 раза в месяц | Следить за исправностью, не допускать загромождения посторонними предметами, не допускать присутствия наледи в осенне-зимний период |
13. Основание и фундамент | В первые 4 года эксплуатации — 1 раз в год; в последующие — 1 раз в 5 лет или при диагностике | Следить за осадкой основания, проводить нивелирование окрайки днища Проводить нивелирование окрайки днища |
14. Система размыва донных отложений | В соответствии с инструкцией по ее эксплуатации | Контрольный пуск с целью проверки целостности и пропускной способности системы |
Таблица 4 — Карта технического обслуживания резервуара с понтоном
Наименование объекта | Сроки проведения работ | Перечень работ |
1. Резервуар в целом и его оборудование | Те же, что и для резервуара со стационарной крышей за исключением дыхательной арматуры | |
2. Понтон стальной с открытыми отсеками | 2 раза в год | Проверить наличие нефти на поверхности понтона |
3. Вентиляционный патрубок с огневым предохранителем | 2 раза в год | Проверить целостность кассеты огневого предохранителя, плотность прилегания кассеты к прокладке в корпусе, плотность и непроницаемость корпуса огневого предохранителя и фланцевых соединений. Очистить от пыли. При температуре наружного воздуха ниже 0 °С огневые предохранители необходимо снять. |
Таблица 5 — Карта технического обслуживания резервуара с плавающей крышей
Наименование объекта | Сроки проведения работ | Перечень работ |
1. Резервуар в целом | Ежедневно | Те же, что и для резервуара со стационарной крышей |
2. Кольцо жесткости | 2 раза в год | Проверить визуально внешнее состояние |
3. Дополнительные кольца жесткости | 2 раза в год | Проверить визуально внешнее состояние |
4. Плавающая крыша Центральная часть | Ежедневно, в светлое время | Проверить наличие отпотин или нефти |
5. Короба плавающей крыши | 1 раз в квартал | Открыть крышки люков всех коробов и отсеков между коробами и проверить наличие отпотин или нефти в коробах |
6. Люк световой | 1 раз в месяц | Проверить визуально наличие прокладок и затяжку болтов фланцевых соединений |
7. Лестница шахтная Площадка-Переход | Перед пользованием, но не реже 1 раза в месяц | Проверить исправность, не допускать загрязнения, загромождения посторонними предметами, присутствия наледи в осенне-зимний период |
8. Лестница катучая | Каждую смену или перед каждым заполнением-опорожнением | Обратить внимание на состояние верхнего узла вращения |
9. Ферма опорная | 1 раз в неделю | Зимой обращать внимание на образование наледи, своевременно удалять ее |
10. Водоспуск | Ежедневно | Открыть задвижку водоспуска на несколько витков и убедиться в отсутствии выхода нефти из открытого крана водоспуска |
11. Ливнеприемник | Ежедневно | Проверить техническое состояние сетки ливнеприемника. По мере засорения сетки очищать ее от пыли, грязи, зимой — от обледенений |
12. Огневой предохранитель | 1 раз в месяц | Проверить целостность кассеты огневого предохранителя, плотность прилегания кассеты к прокладке в корпусе, плотность и непроницаемость корпуса огневого предохранителя и фланцевых соединений. При температуре наружного воздуха ниже 0 °С огневые предохранители необходимо снять |
13. Затвор у направляющей стойки | 2 раза в год | Проверить степень износа трущихся поверхностей |
14. Затвор уплотняющий | 2 раза в год | Проверить техническое состояние мембраны, пружин и рычагов затвора, степень износа трущихся частей затворов. Обратить внимание на плотность прилегания затвора к стенке резервуара. Не допускать скопления пыли и грязи на щитке затвора |
Таблица 6 — Карта технического обслуживания железобетонных резервуаров
Источник
Ремонт резервуаров
1. Причины снижения надежности конструкций резервуаров РВС
Стальные вертикальные резервуары подвержены износу, снижающему надежность их конструкций. Износ обусловлен как объективными факторами, такими как воздействие природных стихий или агрессивное воздействие на металл днища РВС подтоварной воды, так и факторы нарушения технологии (производства, монтажа и/или эксплуатации резервуара).
Условно причины снижения надежности РВС можно разделить на:
- заводские дефекты:
- дефекты металлопроката;
- дефекты сварки;
- дефекты монтажа, включая недочеты монтажных сварных соединений;
- дефекты эксплуатации;
- процессные проблемы:
- деструктивные влияния природной стихии;
- нарушение геометрии РВС;
- коррозия;
- дефекты, возникшие в процессе транспортировки рулонных заготовок.
В таблице приводится классификация дефектов конструкций РВС.
Заводские дефекты | Дефекты монтажа | Дефекты эксплуатации | Транспортные дефекты |
Дефекты металлопроката: | плохая подготовка основания | Процессные проблемы: | гофры на поверхности |
закаты | местные пластические деформации | нарушение технологии производства | смятие части рулона |
расслоения | остатки монтажных устройств | нарушение графика технического осмотра | локальные вмятины по краю |
проблемы легирования | подтягивание окрайки к стенке | нарушение противопожарных правил | локальные вмятины на рулоне |
шлаки | вертикальное смещение стыкуемых полотнищ | Нарушение геометрии резервуара: | регулярное продольное прогибание |
задиры | жесткое скрепление шахтных лестниц с РВС | крен | |
микротрещины | вырывы металла из полотнища при разворачивании | неравномерная осадка по периметру | |
проблемы геометрии проката | сквозные пробои металлоконструкций монтажной техникой | неравномерная осадка по площади | |
отсутствие фундамента под задвижками или ГУС | равномерная осадка по периметру | ||
Дефекты сварки: | угловатость монтажных швов | равномерная осадка по площади | |
свищи | угловые перемещения | ||
подрезы | изгиб окраек | ||
газовые поры | потеря устойчивости | ||
нарушение геометрии шва | хлопуны стенки и днища | ||
непровары | Природная стихия: | ||
кратеры | землетрясения | ||
микротрещины | ураганы | ||
грозы | |||
Коррозия: | |||
коррозия сварных швов | |||
сплошная поверхностная коррозия металлоконструкций | |||
сквозная коррозия металлоконструкций | |||
очаговая коррозия металлоконструкций | |||
язвенная коррозия металлоконструкций | |||
питтинговая коррозия металлоконструкций |
2. Планово-предупредительный ремонт резервуаров
Планово-предупредительный ремонт резервуаров для нефтепродуктов и других жидкостей предусматривает своевременное проведение:
- осмотрового ремонта резервуара;
- текущего ремонта резервуара;
- капитального ремонта резервуара.
Соответственно необходимо с определенной регулярностью проводить обследования технического состояния РВС, по их результатам составлять дефектную ведомость, определять необходимый состав и технологию ремонта резервуаров, планировать последовательность временного вывода их из эксплуатации.
2.1. Оценка технического состояния резервуара
Оценка технического состояния РВС проводится на основании ряда правил эксплуатации и ремонта резервуаров, основными документами из которых являются:
- СНиП 3.03.01-87 “Несущие и ограждающие конструкции” (устанавливает требования к новым резервуарам);
- РД 39-0147103-385-87 “Правила технической эксплуатации резервуаров магистральных нефтепроводов” (устанавливает требования к новым и эксплуатирующимся резервуарам);
- РД 08-95-95 “Положение о системе технического диагностирования сварных вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов” (устанавливает требования к новым и эксплуатирующимся резервуарам);
- “Правила технической эксплуатации резервуаров и инструкции по их ремонту” (устанавливают требования к новым и эксплуатирующимся резервуарам).
В рамках оценки состояния металлоконструкций проводится измерение их фактических толщин и лабораторные исследования их механических свойств и химического состава.
2.2. Осмотровый и текущий ремонт резервуаров вертикальных стальных
Осмотровый ремонт резервуаров для хранения нефтепродуктов и других жидкостей необходимо проводить не реже 1 раза в 6 месяцев. Для осмотрового ремонта вертикальных резервуаров не требуется его освобождение от хранимого продукта, поскольку оценивается состояние стенки, крыши и наружного резервуарного оборудования по результатам внешнего осмотра и измерений.
Текущий ремонт резервуаров вертикальных стальных производят не реже 1 раза в 2 года. В зависимости от состояния резервуара текущий ремонт может проводиться:
- с опорожнением резервуара от хранимого продукта с последующими зачисткой и дегазацией;
- без опорожнения, зачистки и дегазации резервуара (в таком случае газовое пространство заполняют негорючими дымовыми газами).
До начала работ (вне зависимости от технологии ремонта резервуаров) необходимо произвести нивелировку окраек днища для определения степени осадки основания. Нивелировка проводится по тем же точкам (не менее 8), в которых она производилась перед вводом резервуара в эксплуатацию.
Текущий ремонт резервуаров для нефтепродуктов и других жидкостей с освобождением его хранимого продукта производится в следующей последовательности:
- откачка хранимого продукта;
- зачистка и дегазация резервуара;
- очистка резервуара от коррозии внутри и снаружи;
- оценка технического состояния металлоконструкций стенки, днища и кровли резервуара;
- устранение раковин коррозии и возникших отверстий;
- оценка состояния сварных соединений;
- осмотр и ремонт навесного технологического оборудования;
- испытание резервуара на прочность.
При ремонте резервуара без опорожнения (с заполнением газового пространства дымовыми газами) проводятся аналогичные работы, но без зачистки, дегазации, ремонта днища и внутреннего технологического оборудования.
2.3. Капитальный ремонт резервуаров
Часто по результатам осмотров (планового эксплуатационного и осмотров в рамках текущего ремонта) емкость выводится из эксплуатации для проведения капитального ремонта. Согласно правилам по ремонту резервуаров, при капитальном ремонте резервуаров их опорожнение, зачистка и дегазация обязательны.
При капитальном ремонте резервуара проводятся следующие работы:
- откачка хранимого продукта;
- зачистка и дегазация резервуара;
- очистка резервуара от коррозии внутри и снаружи;
- оценка технического состояния металлоконструкций стенки, днища и кровли резервуара;
- устранение раковин коррозии и возникших отверстий;
- оценка состояния сварных соединений;
- осмотр и ремонт (замену) навесного технологического оборудования;
- замена дефектных элементов металлоконструкций резервуара;
- исправление положения резервуара при превышении нормативных показателей осадки;
- ремонт основания резервуара;
- испытание резервуара на прочность;
Важно, чтобы материалы, использованные для ремонтных работ были сертифицированы.
2.4. Подготовка к ремонту вертикальных резервуаров
2.4.1. Заполнение резервуара негорючими газами
Заполнение резервуара дымовыми (негорючими) газами производится для вытеснения взрывоопасной паровоздушной смеси из его газового пространства. Перед началом подачи дымовых газов необходимо заглушить дыхательные клапаны и трубопроводы и открыть замерные и световые люки, через которые произойдет вытеснение. Подача дымовых газов прекращается при достижении концентрации углекислого газа не менее 10% газового пространства, а кислорода не более 5%. Соответственно в процессе заполнения резервуар дымовыми газами обеспечивает забор проб воздуха под его кровлей.
После достижения нужного состояния газового пространства резервуара световой и замерный люки герметизируются. Затем резервуар выдерживают в течение нескольких часов и вновь определяют концентрацию углекислого газа и кислорода для проверки герметичности. Допустимой считается изменение концентрации данных газов не более чем 0,5% за 2 часа.
Для заполнения газового пространства негорючими газами СМУ “ Р ЕЗЕР В УАРО С ТРОИТЕЛЬ” применяет специальные установки. Они обеспечивают:
- охлаждение газов от с 400°С до 35—40°С;
- их фильтрацию;
- подачу в резервуар под давлением до 300 мм вод.cт.
Используются дымовые газы от котельной. Они под действием вентилятора подаются через теплообменник в нижнюю его часть. Первоначальное охлаждение газов осуществляется расположенным в теплообменнике оросителем, затем конструкцией из колец Рашига, помещенной на решетке. Далее дымовые газы проходят сухую фильтрацию на верхней решетке теплообменника.
2.4.2. Зачистка резервуара от нефти, парафина и твердых осадков
Перед проведением ремонта резервуара необходима его зачистка до состояния, дающего возможность проведения огневых работ.
2.5. Технологии ремонта основания, днища, стенки и крыши резервуаров
2.5.1. Ремонт основания резервуара
При ремонте основания резервуара выполняется:
- подбивание краев песчаной подушки;
- заполнение пустот под днищем, образовавшихся в местах хлопунов;
- заполнение участков просадки;
- исправление отмостки.
Для ремонта основания СМУ “ Р ЕЗЕР В УАРО С ТРОИТЕЛЬ” применяет гидрофобный состав, который готовится из песка и вяжущего вещества. Используется песок крупностью от 0,1 мм до 2 мм с содержанием глинистых частиц не более 30%. Песок смешивается с жидким битумом А-6 или Б-6, или с малосернистым мазутом так, чтобы содержание вяжущего вещества в готовом составе было от 8% до 10%. При подготовке гидрофобного состава важно исключить содержание в нем кислот и свободной серы.
Для проведения ремонтных работ на основание резервуара производится его подъем. Наши специалисты, как правило, проводят подъем резервуара двумя способами. Первый – подъем резервуара домкратами с их упором в специально приваренные к стенке ребра жесткости. В таком случае резервуар поднимается на высоту, большую величины осадки на 20 см. Второй способ – подъем резервуара под днище с помощью домкратов, расположенных в специальных приямках.
После подъема резервуара производится подбивание просевших частей основания до проектной отметки с помощью гидрофобного состава.
Далее резервуар опускается с последующей обязательной нивелировкой окраек днища.
Также пустоты в основании резервуара можно заполнять, вырезав в днище двадцатисантиметровые отверстия, которые впоследствии завариваются металлической накладкой с нахлестом в 30-40 мм.
2.5.2. Ремонт или замена днища резервуара
При ремонте днища резервуара наиболее часто выполняется ремонт трещин, устранение выпуклостей либо полная замена днища.
Трещины возникают в сварных соединениях и в металле днища и окраек вследствие концентрации напряжений.
Трещины длиной до 100 мм устраняются следующим образом. Сначала определяется граница трещины, для чего дефектный шов травят 10% раствором азотной кислоты. На концах трещины просверливают отверстия диаметром от 6 мм до 8 мм. Далее трещину разделывают под сварку, устанавливают технологическую подкладку под шов и сваривают.
Трещины большей длины ремонтируют методом вырезания участка днища с трещиной с последующим завариванием вставкой встык. При таком методе также устанавливают подкладку.
При обнаружении в днище резервуара выпуклостей высотой до 200 мм пространство под ними заполняется гидрофобным составом. Выпуклости высотой более 200 мм удаляют, распустив сварные соединения с помощью газорезки.
Листы днища с сильной деформацией удаляют и заменяют на новые, подогнав их внахлест.
Для замены днища резервуара его полностью поднимают на 200 мм, вырезают старое днище, ремонтируют основание, на нем монтируют и испытывают новое днище, опускают резервуар и варят уторный шов.
2.5.3. Ремонт корпуса резервуара
В корпусах резервуаров в процессе их эксплуатации также могут образовываться трещины, особенно часто – в местах пересечений швов.
Продольные и поперечные трещины в сварных соединениях, не затрагивающие основной металл стенки резервуар, удаляют предварительно засверлив концы трещины и разделав дефектный участок под сварку. Заваривают трещину с обеих сторон.
Если трещина превышает 150 мм в длину, либо затрагивает основной металл, ремонт производится с вырезанием участка стенки шириной 1000 мм и высотой на всю высоту листа. Отверстие заваривается вставкой встык или внахлест.
Пересекающиеся трещины в сварных соединениях удаляют также с вырезанием отверстия диаметром 500 мм привариванием вставки диаметром 1000 мм изнутри. Для вставок применяется металл той же толщины, что и метал корпуса резервуара (в том поясе, где производится ремонт).
Трещины в основном металле I пояса резервуара могут возникать в месте установки технологического оборудования. В таких случаях лист удаляют полностью.
Также полная замена листа производится при обнаружении расслоений, раковин и крупных вмятин. Если заменяется лист толщиной до 5 мм, новый лист можно приваривать внахлест, а при толщине от 6 мм только встык.
При монтаже нового листа встык предусматривается зазор от 2 мм до 4 мм. Скос кромок свариваемых элементов предусматривается с углом 30—35°.
При ремонте корпуса резервуара обязательно необходимо измерить отклонение корпуса от цилиндрической формы, которые могут быть в виде вмятин или выпуклостей. Наиболее они появляются в средних и верхних поясах резервуара ввиду их меньшей жесткости. При превышении размера нормативных величин, их необходимо устранить. Нормативные величины приведены в таблице:
Таблица: Предельно допустимые размеры стрелы прогиба
Толщина стенки корпуса, мм | Размеры стрелы прогиба, мм |
4 | 30 |
5 | 40 |
6 | 50 |
7 | 60 |
8 | 80 |
Устранение вмятин при ремонте резервуаров для хранения нефтепродуктов и других жидкостей проводится следующим методом: в центр монтируется накладка круглой формы толщиной 6 мм, диаметром 150 мм с серьгой в центре. Вмятина вытягивается за серьгу лебедкой или трактором. После вытягивания важно тщательно исследовать дефектное место на наличие трещин.
Часто для устранения больших деформаций и гофр требуется полная замена листов.
2.6. Контроль качества ремонтных работ, приемка РВС после ремонта
Все новые сварные соединения, выполненные в процессе ремонта резервуара, подвергаются стопроцентному рентгеновскому контролю. Также все новые сварные соединения и близлежащие участки основного металла необходимо зачистить от шлака направлений и подвергнуть внешнему осмотру с применением лупы.
Внешний осмотр направлен на выявление следующих дефектов:
- неправильные форма, размер и состояние поверхности сварного соединения;
- трещины;
- поры;
- подрезы;
- незаваренные кратеры;
- шлаковые включения.
Нормы дефектности устанавливаются СНиП 3.03.01-87 и Правилами технической эксплуатации резервуаров и инструкции по их ремонту.
Также часто необходимо применение вакуумного метода контроля сварных швов днища, окраек, а также уторного шва, который позволяет выявить сквозные дефекты.
Выявленные дефекты подлежат удалению.
После ремонта резервуар принимается на основании ППР по ремонту РВС. Принимающей комиссии предоставляется техническая документация:
- проект производства работ (ППР);
- сертификаты на металлоконструкции;
- сертификаты на материалы;
- копии удостоверений сварщиков;
- акты (заключения) по качеству сварных швов;
- акты скрытых работ.
Комиссией составляется Акт о приемке и вводе резервуара в эксплуатацию, к которому прикладываются вышеуказанные документы. Акт хранится с паспортом на резервуар.
Источник