Виды и система ремонта военной автомобильной техники и агрегатов
Система ремонта — в армии принята система ремонта, при которой средний и капитальный ремонт планируется согласно установленным межремонтным ресурсам, а фактическая потребность в ремонте устанавливается в зависимости от технического состояния машины.
Детали, узлы и агрегаты, составляющие машину, работают в различных условиях, испытывают различные нагрузки и различное влияние окружающей среды. В процессе эксплуатации одни детали изнашиваются быстрее других, работающих в более благоприятных условиях.
В результате неравномерного изнашивания различных деталей после отработки определенного количества часов (пробега в км) возникает необходимость в ремонте или замене этих деталей. Характер и объем ремонта изменяются и зависят от числа пройденных машиной километров. Для характеристики технического состояния машины и объема работ, необходимых для восстановления, установлены следующие виды ремонта:
- Текущий
- Средний
- Капитальный
В зависимости от характера повреждения (неисправности) и трудоемкости работ по их устранению установлены следующие виды ремонта:
- для автомобилей, гусеничных машин и тракторов — текущий, средний и капитальный.
- для агрегатов и прицепов — текущий и капитальный.
Текущий ремонт машины (агрегата) — ремонт при котором устраняются неисправности путем замены деталей, узлов и агрегатов, а также выполняются несложные специальные работы (регулировочные, крепежные, слесарно-механические и др.). При текущем ремонте производится очередное техническое обслуживание силами ремонтных подразделений и водителями.
При текущем ремонте машин допускается замена отдельных агрегатов, в том числе одного основного, кроме кузова легкового автомобиля (автобуса), корпуса или рамы машины, а для многоосных автомобилей также двигателя и гидромеханической коробки передач.
К основным агрегатам автомобиля относятся: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, передний ведущий мост, средний и задний мосты, гидромеханическая коробка передач, рама, кабина, кузов легкового автомобиля и автобуса.
Текущий ремонт в полевых условиях выполняется подвижными ремонтными средствами МТО-АТ, ПАРМ-1М1, ПАРМ-ЗМ1 с участием водителей.
Трудозатраты на текущий ремонт автомобиля составляет — до 25 чел/час, для гусеничных машин и тракторов — до 35 чел/час.
Текущий ремонт агрегатов заключается в частичной его разборке с заменой отдельных поврежденных или изношенных деталей.
Средний ремонт машины — ремонт, при котором производится замена или ремонт изношенных и поврежденных агрегатов, узлов, приборов и деталей с обязательной проверкой технического состояния и устранением неисправностей остальных агрегатов и узлов. Выполняются также все необходимые специальные работы и техническое обслуживание №2. При среднем ремонте производится замена не менее двух, но не более половины основных агрегатов. Средний ремонт производится ремонтными частями соединений и объединений. Средний ремонт в полевых условиях выполняется силами ПАРМ-1М1, ПАРМ-ЗМ1 на готовых агрегатах и деталях.
Трудозатраты на средний ремонт колёсных машин на готовых агрегатах и деталях составляют — 115 чел/час, для гусеничных машин — 330 чел/час.
Капитальный ремонт машины – ремонт, при котором производится полная разборка и дефектовка машины, а также замена и ремонт всех неисправных агрегатов, узлов, приборов и деталей, сборка и испытание в соответствии с техническими условиями на капитальный ремонт машины. В результате капитального ремонта обеспечивается восстановление установленного срока работы машины до очередного планового ремонта. Капитальный ремонт производится ремонтными заводами.
Капитальный ремонт агрегата состоит в полной его разборке, дефектации его деталей, в ремонте и замене поврежденных и изношенных деталей и узлов с последующим стендовым испытанием собранного агрегата.
Источник
3 Система технического обслуживания и ремонта судов
2. Система технического обслуживания и ремонта судов (ТОРС)
2.1. Стратегии ремонта
Общая характеристика системы ремонта и технического обслуживания регламентируется ГОСТ 24166, согласно которому система ТОРС представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов (технических средств, материалов, документов, исполнителей), необходимых и достаточных для поддержания и восстановления заданных значений технико-эксплуатационных характеристик судов, входящих в эту систему.
Главное содержание двух подсистем системы ТОРС (флот и ремонтная база) составляют стратегии ремонта и технического обслуживания. Классификация применяемых в практике эксплуатации транспорта стратегий ремонта приведена на рис. 2.1.
Рекомендуемые файлы
Рис. 2.1. Классификация стратегий ремонта судов
Принципиально возможны несколько различных стратегий ремонта в зависимости от требований к безопасности эксплуатации элементов техники или всего транспортного средства.
1) Ремонт может выполняться после того, как произойдёт поломка механизма, устройства или другого элемента судна. В этом случае применяют стратегию ремонта по потребности. Данная стратегия обеспечивает наименьшие затраты на ремонт, так как заменяют (или ремонтируют) только те элементы, которые вышли из строя. Однако из-за непрогнозируемости выходов из строя элементов судна возможны неплановые стоянки судов на ремонте и снижение безопасности судоходства.
2) Ремонт может производиться в заранее установленные сроки с тем, чтобы предупредить поломки. В этом случае применяют планово-предупредительную стратегию ремонта, которая имеет три различных направления: послеосмотровая стратегия, ремонт по состоянию, стандартная планово-предупредительная стратегия.
Послеосмотровая планово-предупредительная стратегия заключается в том, что заранее регламентируются сроки проведения ремонтных работ и их объёмы. Эти объёмы могут быть откорректированы после выполнения предремонтной проверки.
Стратегия «ремонт по состоянию» является дальнейшим развитием основной системы и характеризуется переходом к определению состояния элементов, узлов, и деталей судна без их разборки на базе диагностирования объекта.
При стандартной планово-предупредительной стратегии ремонт производится в заранее установленные сроки и в заранее указанных объёмах. Предусмотренные к замене узлы или детали, обязательно заменяют независимо от того, в плохом или хорошем техническом состоянии они находятся.
3) В последнее время в некоторых областях техники всё более широкое распространение получают смешанные стратегии ремонта, при которых для различных элементов одной и той же технической системы применяют различные стратегии: для наиболее ответственных – стандартная (по отработанному ресурсу), для большинства остальных элементов – по состоянию на базе технического диагностирования, для отдельных неответственных элементов – по потребности.
Смешанные стратегии обеспечивают наибольшую надёжность и минимальные затраты на ремонт, однако широкое распространение этих стратегий требует создания и внедрения судовых бортовых диагностических комплексов.
На речном флоте применяют послеосмотровую планово-предупредительную стратегию ремонта и технического обслуживания судов. Её использование регламентируется «Правилами ремонта», «Правилами Регистра» и руководящими техническими материалами по техническому обслуживанию судов.
2.2. Основные звенья системы ТОРС
Система ТОРС решает 3 задачи:
1. использование судов по назначению;
2. техническое обслуживание судов – комплекс мероприятий, направленных на поддержание технического состояния судна;
3. ремонт судов – восстановление технического состояния судов, которое было утрачено в процессе эксплуатации.
Основные руководящие документы при технической эксплуатации судна:
– Правила технической эксплуатации речного транспорта;
– Правила Российского Речного Регистра (РРР);
– Правила Морского Регистра судоходства;
– Правила ремонта судов.
Система ТОРС – планово-предупредительная, послеосмотровая система. Это означает, что каждый вид обслуживания и ремонта проводится в сроки, установленные в результате осмотров и дефектаций. При этом каждое последующее обслуживание включает все предыдущие плюс дополнительно усложняемые работы.
Система ТОРС включает в себя основные звенья:
1. эксплуатационная обкатка;
2. техническое обслуживание (ТО);
3. технический осмотр;
5. хранение флота.
2.2.1. Эксплуатационная обкатка судовых механизмов
Обкатка проводится с начала эксплуатации до технического обслуживания №1. Она предназначена для правильной приработки и подготовки узлов и сопряженных деталей к восприятию полных эксплуатационных нагрузок и для устранения недостатков закончившегося ремонта.
Рис. 2.2. Схема периодов эксплуатации судов
1 – период эксплуатационной обкатки;
2 – период нормальной эксплуатации;
3 – время прогрессирующих износов; АВ – поле допусков на износ.
Эксплуатация судна и его механизмов производится в этот период на щадящих режимах (не более 90–95% номинальной мощности) с применением специальных способов для ускорения приработки деталей трущихся пар с добавлением в смазку и топливо специальных добавок для предупреждения задиров и улучшения скольжения (сернистые присадки в топливо, графит в смазку).
В этот период осуществляется повышенный контроль над всеми узлами механизмов, их температурой, частотой смазки. Чаще заменяется масло, промываются топливные и масляные фильтры, контролируется затяжка крепежа.
Для этого периода характерно наличие повышенных износов и возможных отказов механизмов, что видно из графиков динамики нарастания износов трущихся пар от времени эксплуатации (рис. 2.2).
2.2.2. Техническое обслуживание (ТО)
Техническое обслуживание и ремонт судов решают три основных задачи:
1. Предупреждение износов и отказов путем своевременного осмотра и технического обслуживания.
2. Устранение износов и отказов путем проведения соответствующих видов ремонта.
3. Повышение эффективности и работоспособности судов, накопивших моральный износ, путем проведения модернизационных работ.
ГОСТ 18322 «Система технического обслуживания и ремонта техники» устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области видов, методов и показателей технического обслуживания и ремонта изделий.
Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе. Ниже приведены данные по основным терминам и соответствующим им определениям.
– Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании и транспортировании
Метод технического обслуживания
– Совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания
Периодичность технического обслуживания
– Интервал времени или наработки между данным видом технического обслуживания и последующим таким же видом или другим большей сложности
Цикл технического обслуживания
– Наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка изделий, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации все установленные виды периодического технического обслуживания
– Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия
– Запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования
Средства технического обслуживания
– Средства технического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания
Продолжительность технического обслуживания
– Календарное время проведения одного технического обслуживания данного вида
Трудоемкость технического обслуживания
– Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания данного вида
Стоимость технического обслуживания
– Стоимость одного технического обслуживания данного вида
Суммарная продолжительность, трудоемкость и стоимость технического обслуживания
– Календарное время, трудозатраты и стоимость проведения всех технических обслуживаний за заданную наработку или интервал времени
Виды технического обслуживания
Техническое обслуживание при исполнении
– Техническое обслуживание при подготовке к использованию по назначению, а также непосредственно после его окончания
Техническое обслуживание при хранении
– Техническое обслуживание при подготовке к хранению, хранение, а также непосредственно после его окончания
Техническое обслуживание при транспортировании
– Техническое обслуживание при подготовке к транспортированию, транспортирование, а также по его завершению.
Периодическое техническое обслуживание
– Техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени
Сезонное техническое обслуживание
– Техническое обслуживание, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях
Регламентированное техническое обслуживание
– Техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической документации и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от состояния изделия
Техническое обслуживание с периодическим контролем
– Техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической документации периодичностью и объемом, а объем остальных операций определяется техническим состоянием изделия в момент начала технического обслуживания
Техническое обслуживание с непрерывным контролем
– Техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической документации и выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния изделия
Методы технического обслуживания
Поточный метод технического обслуживания
– Метод выполнения технического обслуживания на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом
Централизованный метод технического обслуживания
– Метод выполнения технического обслуживания персоналом и средствами одного подразделения организации или предприятия
Децентрализованный метод технического обслуживания
– Метод выполнения технического обслуживания персоналом и средствами нескольких подразделений организации или предприятия
Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом
– Метод выполнения технического обслуживания персоналом, работающим на данном изделии, при использовании его по назначению
Метод технического обслуживания специализированным персоналом
– Метод выполнения технического обслуживания персоналом, специализированным на выполнении операций технического обслуживания
Метод технического обслуживания специализированной организацией
– Метод выполнения технического обслуживания организацией, специализированной на операциях технического обслуживания
Все работы по техническому обслуживанию на речном транспорте систематизированы по признакам:
1. По времени проведения
– в движении флота, при нагрузке и
выгрузке, при специальных остановках.
2. По исполнителям
– экипажи судов, БТОФ, заводы.
3. По сезонности
– в навигацию, в межнавигационный период.
В системе выполнения ТО флота большой объем работ выполняют береговые специализированные фирмы (БСФ). Они размещаются, как правило, в районах крупных портов.
Специализация технического обслуживания судов реализуется в следующих их видах:
3. ТО судовыми экипажами.
Очередное техническое обслуживание
Очередное ТО производится для предупреждения неисправностей и отказов, снижения интенсивности изнашивания деталей и узлов судовой техники путем периодического и своевременного выполнения контрольных, регулировочных, смазочных и других работ.
Очередное техническое обслуживание производится по графику, в зависимости от наработки или календарного времени эксплуатации судовой техники. Техническое обслуживание всего судна также производится через установленные календарные сроки и после определенной наработки в часах.
Виды очередного планового ТО отдельных элементов судовой техники обозначаются порядковыми номерами, например ТО № 1, ТО № 2 и т.д. по мере возрастания сложности и объема работ и выполняются без разборки, с частичной разборкой или полной разборкой обслуживаемого механизма.
Каждое последующие по номеру очередное техническое обслуживание включает все операции предыдущего, что обеспечивает проверку всех элементов судовой техники за цикл технического обслуживания.
Так очередность ТО регламентируется типом ДВС (быстроходные или тихоходные) и составляет следующий ряд:
Сроки проведения ТО
Быстроходные ДВС, ч
Тихоходные ДВС, ч
Береговое техническое обслуживание
Береговое ТО организовано для выполнения очередных плановых технических обслуживаний судовой техники в соответствии с графиками, правилами и инструкциями по техническому обслуживанию.
В период навигации специалисты БСФ выполняют очередные плановые технические обслуживания ТО-2, ТО-3, ТО-4 по двигателям и испытания их, техническое обслуживание, наладку и испытание судового электрооборудования, средств автоматики, систем ДАУ и холодильного оборудования.
БСФ не только устраняют неисправности, но и производят наладку судовой техники «По вызовам» на основании заявки судовладельца. БСФ специализируются по определенным типам судов, а подразделения БСФ – по проведению ТО определенных элементов или групп судового оборудования. БСФ выполняют техническое обслуживание судов узловым методом. При ТО допускается оказывать помощь судну в выполнении ремонтных работ в объемах не более 10% от общих затрат на обслуживание.
Техническое обслуживание судовым экипажем
Судовой экипаж во время навигации обязан регулярно, в полном объеме и качественно выполнять календарные графики проведения плановых технических обслуживаний по всем элементам судовой техники для поддержания судна в надлежащем техническом состоянии, а также соблюдать требования Правил технической эксплуатации речного транспорта и Устава службы на судах речного флота.
Техническое обслуживание судовыми экипажами выполняется по календарному графику, составленному на каждом судне. Судовой экипаж проводит ежедневное техническое обслуживание ТО-1, неплановое ТО и работы по ТО судовой техники в соответствии с расписанием по заведованию. В целях сокращения потерь навигационного времени на проведение очередного ТО, предусматривается его проведение судовым экипажем узловым методом в период кратковременных стоянок судов во время погрузо-разгрузочных операций. Работы по техническому обслуживанию должны выполняться в соответствии с нормативно-технической документацией при непосредственном участии ответственных лиц судового командного состава.
В основные работы по ТО экипажами входят:
– контроль и надзор за технической эксплуатацией;
– бункеровочные и заправочные работы;
– испытание судна и механизмов;
– приведение судна в зимовочное состояние.
Заводское техническое обслуживание
Заводское ТО выполняется на промышленном предприятии в межнавигационный период вместо текущего ремонта судна и включает в себя кроме очередного ТО судовой техники экипажем и БПУ проведение силами завода мелких ремонтных работ для нормальной эксплуатации судов в предстоящую навигацию.
Заводское ТО судов внутреннего плавания производится в осенний или весенний периоды. Для судов смешанного (река-море) плавания с круглогодовой навигацией, между текущими ремонтами (раз в два года), проводится заводское ТО перед зимней эксплуатацией и после неё.
Перед заводским ТО суда внутреннего плавания приводятся в зимовочное состояние и сдаются в отстой. Заводское ТО судов смешанного плавания при круглогодовой навигации может проводится с выводом судна из эксплуатации на отстой без приведения его в зимовочное состояние.
После проведения заводского ТО или отстоя судна судовой экипаж совместно с предприятием подготавливает судно к эксплуатации путем проведения швартовных и ходовых испытаний, контрольных проверок и осмотров судовой техники.
2.2.3. Технические осмотры
Технические осмотры являются главным звеном в системе ТОРС. Они позволяют планировать потребность в ТО и ремонтах и прогнозировать техническое состояние судов и затраты на ремонт на ближайшую перспективу и до конца срока службы судов.
Технические осмотры (технические надзоры) за судами во время эксплуатации осуществляются аппаратом судовладельца, а также органами государственного и ведомственного надзора к которым относятся: Речной Регистр, инспекция по безопасности судоходства, инспекция Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.
Надзор за техническим состоянием судов и судовой техники на отстое осуществляется аппаратом технического надзора судовладельца, береговыми производственными участками.
Теплотехнические партии судовладельца не реже одного раза в две-три навигации в соответствии с графиком производят теплотехнические обследования и теплодинамометрические испытания судов.
Технические осмотры производятся по разным направлениям и регулярно:
1. – капитан судна (КС) и механик судна (МС) производят осмотры каждодневно и повахтно;
– при любых ТО и ремонтах;
– помесячно с фиксацией результатов в журналах.
2. Групповыми механиками судовладельца – ежемесячно.
3. При специализированных осмотрах, выполняемых контролирующими организациями (Регистр, судоходная инспекция, профсоюзы, санитарная инспекция и др.).
Технические осмотры дают возможность накапливать информацию для принятия решений о корректировке системы ТОРС, а также о технических требованиях к новым судам.
2.2.4. Регистр и его функции при эксплуатации судов
Российский Речной Регистр состоит из Главного управления и территориальных Филиалов. Функция Главного управления при ремонте – согласование обоснованных отступлений от Правил Регистра во время ремонта.
– согласование проектов на ремонт и модернизацию;
– определение и согласование высоты надводного борта, нанесение грузовой марки при реконструкции судна;
– наблюдение за применяемыми при ремонте материалами;
– постоянный контроль над ходом выполнением ремонта;
– состояние, выдача и продление документации на право плавания.
Специализированные осмотры, проводимые РРР, регламентируются правилами технического наблюдения за эксплуатацией флота, как составной частью Правил РРР.
Регистр осуществляет свои осмотры в форме освидетельствований, которые имеют целями:
1. Оценку технического состояния судна.
2. Назначение или подтверждение класса судна.
3. Назначение вида ремонта и оценка его объема.
Регистр проводит следующие виды освидетельствований:
Первоначальное освидетельствование проводится после постройки судна, после обновления, переоборудования или ремонта, следствием которых является изменение его типа и назначения, при переклассификации судна, при приеме на классификационный учет судна, не имеющего документов Речного Регистра, в том числе ранее находившихся на учете другого классификационного органа. При первоначальном освидетельствовании проверяется соответствие элементов судна проекту и правилам, выявляются их конструктивные особенности и техническое состояние для присвоения судну класса и выдачи судовых документов Речного Регистра.
Очередное освидетельствование проводится перед классификационным с целью определения технического состояния элементов судна. По результатам очередного освидетельствования предъявляются требования, после выполнения которых может быть возобновлен класс судна. Периодичность очередных освидетельствований определяется периодичностью классификационных.
Классификационное освидетельствование проводится после очередного на подготовленном к эксплуатации судне с целью возобновления класса и оформления нового классификационного свидетельства. Судовладелец предоставляет документы, подтверждающие объем и качество выполненных после очередного освидетельствования работ, результаты измерений параметров, акты об испытаниях элементов судна, сертификаты на замененные детали. Судно предъявляется к классификационному освидетельствованию 1 раз в 5 лет, начиная от даты первоначального или последнего классификационного освидетельствования.
Ежегодное освидетельствование проводится в период между классификационными освидетельствованиями, включает в себя контрольную проверку технического состояния судна и имеет цель установить, что судно в достаточной степени подтверждает условия класса. Проводятся, преимущественно, наружные осмотры элементов судна, выполняются проверки в действии.
Доковому освидетельствованию подлежат все суда смешанного плавания, а также суда внутреннего плавания, которые признаны годными к эксплуатации с ограничениями, предусматривающими снижение внешних нагрузок на корпус судна. Доковое освидетельствование проводится перед 3-им ежегодным, после первоначального или классификационного освидетельствований с таким расчетом, чтобы период между доковым и очередным освидетельствованиями не превышал 36 месяцев. Доковое освидетельствование проводится с целью выявления признаков потери общей прочности, недопустимых местных остаточных деформаций, нарушений целостности наружной обшивки, донно-забортной арматуры.
Внеочередное освидетельствование проводится:
– после появления повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность эксплуатации судна;
– после устранения повреждений;
– в случаях выявления дефектов, угрожающих безопасности плавания;
– с целью контрольной проверки технического состояния экспериментальных объектов;
– для проверки готовности судна к разовому переходу вне установленного района плавания, либо при неспецификационной его загрузке;
– при обновлении, модернизации, ремонте судна без изменения его типа и назначения;
– по просьбе судовладельца и т.д. [3].
В обоснованных случаях Регистр может перенести сроки проведения освидетельствования. Оценка технического состояния судна при освидетельствовании выставляется отдельно по главным элементам судна: корпусу, главному механизму и вспомогательным, котлам и сосудам, работающим под давлением, по электрооборудованию и автоматике. По каждому элементу устанавливается 1 из 3-х оценок:
– годное техническое состояние;
– годное с ограничениями;
Окончательная оценка по судну в целом принимается по наихудшей из оценок, полученных по всем элементам. Оценка технического состояния определяется дважды: до и после ремонта. В первом случае она выводится по результатам дефектации, во втором – по результатам ремонта.
2.2.6. Ремонт судов
Ремонтом называется комплекс операций по восстановлению работоспособности и ресурсов судов или их составных частей.
Ремонт судна может производиться:
– по планово-предупредительной системе ремонта (ППР), которая представляет собой совокупность плановых ремонтов, выполняемых с установленной периодичностью;
– по техническому состоянию.
Плановые виды ремонта
Капитально-восстановительный ремонт (КР) выполняется для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, близких построечным, с заменой или восстановлением любых элементов, включая базовые, а также целесообразные ремонтные работы.
КР подлежат отдельные элементы судна, судовые двигатели, вспомогательные механизмы и судовые устройства после выработки ресурса, независимо от срока наступления КР, или в случаях, когда их техническое состояние требует КР.
КР производится под техническим надзором инспектора РРР. КР как правило выполняется узловым методом. Его должно производить судоремонтное предприятие соответствующей мощности и оснащенности. Наблюдение за КР осуществляет КС, МС и электро-механик (Эл.М), назначенные судовладельцем.
КР судна в целом (по судам серийной постройки) проводится в виде исключения. При больших объемах работ КР может производиться в период навигации с выводом судна из эксплуатации. Работы по КР могут производиться поэтапно и в различные сроки. При КР необходимо проводить модернизацию.
Средний ремонт (СР) выполняется для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до заданных значений с заменой или восстановлением элементов определенной номенклатуры и обеспечением работоспособного состояния судна до следующего СР или КР при условии выполнения между ними текущего ремонта (ТР).
При среднем ремонте производится дефектация всех судовых технических средств и конструктивных элементов судна, по результатам которой производится замена или восстановление узлов, деталей и механизмов, обшивки и набора корпуса судна. В зависимости от технического состояния, срок проведения СР может быть перенесен.
СР проводится 1 раз в 4–7 лет в зависимости от назначения и условий эксплуатации судов. СР должен производиться как правило в навигационный период. Работы по СР выполняются под надзором Речного Регистра. При СР возможна модернизация судна.
Текущий ремонт (ТР) выполняется для поддержания технико-эксплуатационных характеристик судна в заданных пределах с восстановлением быстроизнашивающихся деталей.
Он проводится между средним ремонтом (СР) и капитально- восстановительным (КР). Конкретные сроки, периодичность и объем определяет судовладелец с учетом фактического состояния судна. Как правило, он выполняется ежегодно или один раз в два года. ТР выполняется без модернизации с привлечением экипажа. Участие завода имеет место там, где требуется заводское оборудование, а также при подготовке запасных частей и для обеспечения нормальных условий труда экипажей.
Доковый (слиповый) ремонт
Доковый (слиповый) ремонт (ДР) – ремонт подводной части судна, выполняемый при подъеме судна на судоподъемное сооружение.
В процессе ремонта в доке производится дефектация, восстановление средств защиты корпуса от коррозии и обрастания, устранение выявленных дефектов и повреждений подводной части корпуса, движительно-рулевого комплекса (ДРК), донно-забортной арматуры и других элементов подводной части судна.
Постановка судна на ремонт осуществляется в соответствие с договором, заключенным судовладельцем с ремонтной организацией.
В договоре отражается:
– стоимость и условия расчетов;
– сроки начала и окончания;
– объем выполняемых организацией работ;
– условия подготовки и приемки судна в ремонт и из ремонта;
– участие органов технического надзора и гарантийные обязательства;
– объемы и условия выполнения работ силами экипажа и другими организациями, привлекаемыми судовладельцем, которые не включены в переданную заводу ведомость ремонтных работ;
–ответственность за сохранность демонтированных с судна узлов и деталей;
– другие условия по согласованию сторон.
Исходными материалами для составления ведомости намечаемых ремонтных работ являются:
– акты, предписания и требования органов надзора;
– нормы допустимых износов;
– результаты судоремонтных дефектаций, наблюдений и осмотров в процессе эксплуатации.
Судовладелец до постановки судна на ремонт должен:
– при необходимости, предоставить возможность ремонтной организации осмотреть судно с целью уточнения ремонтной документации, объема, характера и особенностей заявленных работ;
– согласовать, в соответствии с ПРРР, ведомость заявленных ремонтных работ;
– передать ремонтной организации конструкторскую и техническую документацию по судну, необходимую для выполнения заявленных ремонтных работ;
– утвердить состав и численность экипажа, оставляемого на судне на период ремонта.
Организация работ по подготовке судна к ремонту возлагается на капитана и механика судна. Сдача подготовленного судна в ремонт ремонтной организации оформляется актом, дата подписания которого является датой начала ремонта. Рабочие чертежи, эскизы и технологические процессы для ремонтируемого судна, потребность в которых возникла в процессе ремонта, разрабатываются ремонтной организацией.
СР и КР проводятся под надзором Регистра и судовладельца. Капитан, механик судна или другое лицо, уполномоченное судовладельцем, контролирует выполнение и сроки ремонтных работ и участвует в приемке судна из ремонта. Ответственность за полноту и качество выполненных ремонтных работ, соответствие применяемых материалов техническим условиям и стандартам, несет ремонтная организация. Испытания после СР и КР проводятся по программе, разработанной ремонтной организацией или автором проекта ремонта судна, согласовывается с органами надзора и судовладельцем. Ответственность за противопожарное состояние судна в период ремонта определяется договором на ремонт.
По окончании ремонта на судно возвращается вся документация, переданная ремонтному предприятию. Представителю судовладельца ремонтным предприятием передается отчетная документация по ремонту и исполнительная ремонтная ведомость с указанием стоимости фактически выполненных ремонтных работ.
На дефекты, связанные с некачественным выполнением ремонтных работ, обнаруженные в течение гарантийного периода, оформляются рекламационные акты, которые передаются ремонтному предприятию. Выявленные дефекты устраняются предприятием в сроки, оговоренные контрактом.
Исполнительные ремонтные ведомости и акты приемки судов в эксплуатационную готовность из ТР, СР, КР являются документами, удостоверяющими техническую готовность судна к эксплуатации. При ремонте судна по техническому состоянию (в системе допустимых норм износов) судовладелец обеспечивает постоянный контроль за техническим состоянием основных элементов судна. Ремонт основных элементов судна, по которым превышены допустимые нормы износов, выполняется в необходимых объемах вплоть до замены новыми элементами с учетом предписаний органов технического надзора.
Неплановые виды ремонта
Гарантийный ремонт (ГР) производится за счет средств исполнителя ремонта или судостроителя, если в процессе эксплуатации судна в гарантийный период после постройки или заводского ремонта будут обнаружены дефекты или отказы и неисправности, не связанные с нарушением правил технической эксплуатации экипажем судна.
Основанием для проведения ГР являются рекламационные акты, предъявляемые судовладельцем заводу-строителю или ремонтному предприятию.
Аварийный ремонт (АР) выполняется для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна, для устранения повреждений, полученных при авариях или при других транспортных происшествиях.
АР оформляется актом в соответствие с действующими инструкциями. До и после него судно предъявляется к внеочередному освидетельствованию РРР. В отдельных случаях, по согласованию с РРР, при обеспечении безопасности плавания, выполнение ремонтных работ может быть отсрочено до очередного планового ремонта.
Восстановительный ремонт (ВР)
При эксплуатации судна могут возникнуть стихийные обстоятельства, нарушающие его работоспособность (ледостав, унос судна при половодье и др.) Целесообразность ВР оценивается после анализа результатов технико-экономического обоснования (ТЭО). В зависимости от технического состояния судна, уровня его морального износа и ситуации на рынке транспортных услуг может быть принято решение о переоборудовании судна под новые функции с понижением класса РРР.
Поддерживающий ремонт (ПР)
ПР имеет место после завершения нормативного срока службы каждого судна. Заключение о возможности проведения ПР дает РРР в зависимости от технического состояния судна. Оно дается на одну навигацию, но может быть продлено на дальнейшие 2-3 навигации. Возможно переоборудование судна под нетранспортные функции.
По предложению РРР в практику российского судоходства вводится система реновации судов после окончания нормативного срока их службы. По существу технологии реновации – это постройка судов с использованием элементов эксплуатирующихся судов. При этом датой постройки судна считается дата окончания реновации.
2.2.7. Схемы ремонта судов
Основу ППР составляют ремонтные схемы, в которых определяют все виды плановых ремонтов и периодичность проведения этих ремонтов за весь срок эксплуатации судна. Ремонтные схемы составляются не только для всего судна, но и для его отдельных основных элементов. Ремонтные схемы зависят от технического состояния судна, организации ремонтного производства, уровня технической эксплуатации флота и от срока службы судна. Ремонтные схемы характеризуются сроком службы судна, ремонтным циклом и межремонтным периодом.
Ремонтный срок службы – это период, повторяющий совокупность плановых ремонтов от постройки до капитального ремонта и от капитального ремонта до списания.
Рис. 2.3. Ремонтная схема сухогрузного теплохода внутреннего плавания:
КР – капитально-восстановительный ремонт; СР – средний ремонт;
П – поддерживающий ремонт;
1 – кривая эффективности судна после ремонта;
МП – межремонтный период (период между двумя видами ремонта)
Ремонтные схемы индивидуальны для каждого типа судна и являются основой для организации схемы технической эксплуатации судна. Ремонтная схема сухогрузного теплохода внутреннего плавания выглядит следующим образом (рис. 2.3). На эту схему нанесены линии потенциального изменения эффективности судна (Эф) от проведения СР и КР.
Ремонт и слипование (докование) судов смешанного плавания классов «М-ПР», «О-ПР», «М-СП» РРР производится в соответствии с Правилами ремонта судов речного флота, а судов смешанного плавания класса «II СП», «III СП» Российского Морского Регистра судоходства – в соответствии с Правилами ремонта морских судов.
2.2.8. Модернизация, переоборудование и реконструкция судов
Эти мероприятия входят в состав общего плана ремонта и финансируются судовладельцем. Модернизация направлена на повышение технико-эксплуатационных характеристик судна и против его морального износа.
Модернизационные работы разрешается проводить во время КР и СР. Исключением являются работы, связанные с охраной окружающей среды, которые разрешается проводить и при ТР.
Примеры модернизаций — это введение винта с регулируемым шагом (ВРШ), станций приготовления питьевой воды, станций очистки сточных вод, пенных аппаратов для очистки газов и т.д.
Реконструкция касается всего судна в целом, и для речного флота встречается в следующих случаях:
– изменение назначения судна;
– изменение района плавания с повышением класса Регистра;
– изменение главного основного элемента судна на другой тип.
Лекция «11 Список литературы» также может быть Вам полезна.
2.2.9. Хранение флота
Хранение флота является заключительным звеном системы ТО судов, которым заканчивается его ежегодная эксплуатационная работа. Различают хранение флота в период использования и неиспользования флота. В первом случае (летний период) используемый флот храниться по обычной вахтовой схеме вне зависимости от причин и места хранения, неиспользуемый флот в этот период храниться на территории судоремонтного предприятия в так называемом режиме «холодного отстоя» в законсервированном состоянии.
Хранение действующего флота в зимний период проходит в так называемом режиме «зимнего отстоя», подготовка которого является заключительным этапом навигации судов внутреннего плавания.
Следует отметить, что кроме временного хранения судов при зимнем отстое, каждое из этих судов проходит этапы зимнего ремонта, операции хранения флота при котором контролируются караванным капитаном. В задачи процедуры зимнего хранения флота входят: организация пожарной охраны и постов, очистка территории от снега для сохранения подъездных дорог, содержание водомерных постов, обколка судов ото льда и др.
Источник