- Техническое обслуживание соуэ
- Техническое обслуживание СОУЭ в Москве
- Этапы проведения, разновидности техобслуживания СОУЭ
- Что делать при выявлении неполадок после осмотра СОУЭ
- Текущий ремонт системы оповещения
- Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2020 г. N 579/366 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
Техническое обслуживание соуэ
Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (сокращенно СОУЭ) – совокупность элементов, механизмов, основное функциональное предназначение которых связано с предупреждением людей, находящихся в здании или на объекте о возникновении очага возгорания или пожара. Кроме того, СОУЭ используется для контроля за процессом эвакуации находящихся в здании людей.
Техническое обслуживание СОУЭ в Москве
Техническое обслуживание СОУЭ необходимо для поддержания комплекса оповещения в рабочем состоянии на протяжении срока эксплуатации.
К элементам СОУЭ относятся:
- датчики температуры, степени задымления и определения небезопасных веществ;
- многочисленные анализаторы;
- пультовые устройства;
- станции контроля;
- провода, кабеля.
Эти элементы являются частью единой системы, отвечающей за оповещение и в случае необходимости эвакуацию людей при пожаре.
Техническое обслуживание СОУЭ имеют право проводить люди со специальной квалификацией, обладающие навыками работы с электронной аппаратурой. Организация или лица, проводящие техобслуживание, должны иметь специальный правовой документ, разрешающий этим компаниям и субъектам проводить ТО, лицензию МЧС России.
Этапы проведения, разновидности техобслуживания СОУЭ
Перед тем, как проводить работы по техническому обслуживанию СОУЭ с компанией, ответственной за выполнение этих действий, заключается договорное соглашение, где оговаривается периодичность проведения осмотра, регламент оказания услуг. Компания обязуется неукоснительно соблюдать этот регламент, а владелец объекта обязуется предоставлять открытый доступ ко всем элементам СОУЭ мастерам, выполняющим ТО.
Существуют две разновидности технического обслуживания СОУЭ: совершаемое раз в месяц (ТО №1) и раз в год (ТО №2). ТО №1 предусматривает:
- визуальный внешний осмотр всей системы и элементов (надежность монтажа, целостность пломб, наличие дефектов, повреждений и пр.);
- чистку СОУЭ;
- проверку рабочего состояния всех механизмов и составных компонентов;
- выявление и устранение поломок в работе СОУЭ.
ТО №2 предусматривает проведение ежемесячных процедур обслуживания СОУЭ №1. Кроме того, технические показатели СОУЭ проверяются на степень соответствия заявленным в проекте значениям громкости сигнальных оповещений, четкости передачи световых сигналов и пр. Проводится осмотр оборудования управления, с выявлением и устранением сбоев и неполадок. Лица, отвечающие за проведение СОУЭ, контролируют ведение документов, касающихся противопожарной безопасности.
После проведения ТО СОУЭ мастер составляет акт о рабочем состоянии оборудования, при необходимости – с рекомендациями по улучшению работы системы, замене отдельных механизмов и пр.
Техническое обслуживание проводится внепланово, при поломке оборудования, при ложном оповещении тревоги, при влиянии на СОУЭ негативных внешних факторов и пр.
Что делать при выявлении неполадок после осмотра СОУЭ
В случае выявления малейших неполадок или неисправностей после проведенного технического обслуживания в обязательном порядке проводится ремонт – текущий, капитальный или средний (в зависимости от масштаба поломки). Текущий ремонт предусматривает замену отдельных элементов системы (шлейфов, извещателей и пр.) без полного демонтажа оборудования. При среднем ремонте мастера могут частично разобрать систему, произвести замену механизмов, а потом собрать заново. Капитальный ремонт понадобится при полном выходе из строя СОУЭ.
Владелец объекта или здания, где установлена система пожарной сигнализации и оповещения людей при эвакуации должен позаботиться о своевременном и тщательном техобслуживании. Рабочее состояние оборудования и отдельных элементов СОУЭ – залог сохранности материальных ценностей и безопасности жизни людей.
Источник
Текущий ремонт системы оповещения
С 1 января 2021 года вступают в силу два нормативных акта МЧС России и МинЦифРаз России существенно влияющих на создание и обслуживание систем оповещения, в том числе и на локальные системы оповещения (ЛСО).
Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития РФ № 579/366 утверждает Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.
Для сотрудников организаций эксплуатирующих и создающих ЛСО на опасных производственных объектах I и II классов опасности необходимо разобраться в изменившихся требованиях к созданию и эксплуатации ЛСО. Мы рассмотрим все изменения и рассмотрим все аспекты создания и эксплуатации ЛСО.
«Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» устанавливает порядок планирования и обслуживания систем оповещения, утверждает новые формы обязательной отчётности.
Итак давайте рассмотрим основные положения и нововведения.
Эксплуатационно-техническое обслуживание Локальных систем оповещения (далее — ЭТО) включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения локальных систем оповещения в работоспособном состоянии.
Технические средства оповещения (далее — ТСО) осуществляют прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Оконечные средства оповещения населения используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.
ТСО, выполняющие заданные функции, сохраняя значения параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией (далее — ЭТД), являются работоспособными. Работоспособное состояние ТСО подразумевает его исправность.
«Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» устанавливает следующие задачи ЭТО:
1. предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров ТСО от норм, установленных ЭТД;
2. устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта ТСО;
3. доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;
4. анализ и устранение причин возникновения неисправностей;
5. продление сроков службы ТСО.
Сами же мероприятия по ЭТО разделяются на несколько этапов эксплуатационно-технического обслуживания:
планирование ЭТО;
техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО;
оценка технического состояния систем оповещения населения.
Эксплуатационно-техническое обслуживание ЛСО планируется организацией, осуществляющей ЭТО.
Документами и исходными данными для планирования ЭТО являются:
эксплуатационно-техническая документация, в том числе формуляры (паспорта) ТСО;
состояние ТСО;
наличие ЗИП и средств измерений, необходимых для проведения ЭТО.
Планирующими документами по ЭТО являются план-график технического обслуживания ТСО и план проведения технического обслуживания ТСО.
ЭТО Локальной системы оповещения организуют организации эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, соответственно.
ЭТО проводится организациями, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО.
Теперь к этим организациям сформулированы требования, хотя они и носят формальный характер.
Работы по ЭТО организуются и выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны труда.
Руководители организаций, осуществляющих ЭТО, для выполнения работ по ЭТО назначают специалистов из числа своих сотрудников и
допускают к проведению этих работ с учетом наличия у них:
— образования в области профессиональной деятельности «Связь, информационные и коммуникационные технологии» ;
— соответствующей группы по электробезопасности;
— допуска к работам на высоте вне помещений (при необходимости).
Конкретные ТСО теперь закрепляются за сотрудниками, допущенными к проведению работ по ЭТО.
Техническое обслуживание считается завершенным при выполнении следующих условий:
1. на ТСО выполнен перечень работ, предписанных ЭТД;
2. устранены все выявленные неисправности;
3. внесены соответствующие записи в книгу учета ТСО (при проведении текущего ремонта) и формуляры (паспорта) ТСО (при проведении ТО-2).
Результаты проведения ТО-2 оформляются актом.
В соответствии с «Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» оценка технического состояния ЛСО осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и организацией на соответствующем уровне функционирования РСЧС.
Что же кроется за этими странными формулировками? Орган государственной власти субъекта РФ и орган местного самоуправления должен иметь в своих полномочиях полномочия по проверке систем оповещения. Думаем, что в ряде регионов придётся серьёзно покопаться в полномочиях гос. органов. Фактически это может быть ГКУ эксплуатирующая РАСЦО или соответствующий комитет, а на муниципальном уровне отдел ГО и ЧС. Самое интересное, что МЧС России при такой формулировке вообще выпадает из процедуры оценки технического состояния ЛСО.
Оценка технического состояния систем оповещения проводится в рамках комплексных проверок готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения. Такие проверки как правило проходят 2 раза в год. Для проведения оценки технического состояния систем оповещения населения привлекаются представители организаций, осуществляющих ЭТО. В соответствии с «Положением» органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации не позднее чем за 30 дней до начала проведения оценки технического состояния системы оповещения населения письменно уведомляют организацию, осуществляющую ЭТО, о дате ее проведения. Как всегда документ не доработали, не понятно как будут уведомлять организации проводящие ЭТО если они работают по контракту. Достаточно было написать — организацию владельца ЛСО и проблема бы снялась сама собой.
При проведении оценки технического состояния системы оповещения населения проверяются:
наличие, комплектность и работоспособность ТСО;
организация и качество выполнения ЭТО;
наличие, соответствие, комплектность, а также своевременное восполнение ЗИП.
До начала проведения оценки руководитель организации, осуществляющей ЭТО, представляет «Справку о наличии и состоянии технических средств оповещения».
Техническое состояние системы оповещения населения оценивается:
оценка «удовлетворительно», если:
— не менее 90% проверяемых ТСО работоспособны;
— ЭТО организовано и осуществляется в соответствии с Положением;
— ЗИП имеется и укомплектован не менее чем на 60% от требуемого количества, а также имеются договоры на восполнение ЗИП и — ремонт неисправных ТСО;
— контроль качества выполнения работ ЭТО осуществляется своевременно;
оценка «неудовлетворительно», если не выполнено первое требование на оценку «удовлетворительно».
По результатам оценки оформляется «АКТ по результатам оценки технического состояния технических средств ЛСО »
Акт оформляется в двух экземплярах:
экземпляр N 1 хранится в организации — владельце ЛСО;
экземпляр N 2 направляется руководителю организации проводящей ЭТО,
Источник
Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2020 г. N 579/366 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
В целях реализации подпункта «а» пункта 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696 1 , подпункта «е» пункта 13 Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12 2 , и на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р 3 приказываем:
1. Утвердить прилагаемое Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 07.12.2005 N 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2006 г., регистрационный N 7443).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Министр
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 октября 2020 г.
Регистрационный N 60566
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7611.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 515.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334.
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий и
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31.07.2020 г. N 579/366
Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения
I. Общие положения
1. Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения (далее — Положение) разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1 , от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» 2 , от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» 3 , от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 4 , от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 5 , от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 6 , указами Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» 7 , от 13 ноября 2012 г. N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» 8 , постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 9 , от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» 10 , от 2 апреля 2020 г. N 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» 11 , приказами Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33990) с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 17 июня 2015 г. N 383н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный N 38119) и от 20 декабря 2018 г. N 826н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2019 г., регистрационный N 53418), и от 24 июля 2013 г. N 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2013 г., регистрационный N 30593) с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 19 февраля 2016 г. N 74н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2016 г., регистрационный N 41781) и от 15 ноября 2018 г. N 704н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2019 г., регистрационный N 53323), для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
2. Положение определяет задачи и мероприятия эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.
Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения (далее — ЭТО) включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения в работоспособном состоянии.
Технические средства оповещения (далее — ТСО) осуществляют прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Оконечные средства оповещения населения используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.
ТСО, выполняющие заданные функции, сохраняя значения параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией (далее — ЭТД), являются работоспособными.
Работоспособное состояние ТСО подразумевает его исправность.
3. Задачами ЭТО являются:
предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров ТСО от норм, установленных ЭТД;
устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта ТСО;
доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;
анализ и устранение причин возникновения неисправностей;
продление сроков службы ТСО.
4. К мероприятиям ЭТО относятся:
техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО;
оценка технического состояния систем оповещения населения.
5. На региональном, муниципальном и объектовом уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) ЭТО организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, соответственно.
6. ЭТО систем оповещения населения регионального и муниципального уровней функционирования РСЧС осуществляется подведомственными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предприятиями (учреждениями, подразделениями) либо другими юридическими лицами (сторонними организациями), определяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — организации, осуществляющие ЭТО).
ЭТО систем оповещения населения объектового уровня функционирования РСЧС проводится организациями, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО.
7. Организациям, осуществляющим ЭТО, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, ТСО, а также запасные части, инструмент и принадлежности (далее — ЗИП) к ним передаются по договорам в работоспособном состоянии в комплекте, поставленном производителями.
8. Продление эксплуатационного ресурса ТСО, установленного ЭТД, осуществляется ежегодно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, с участием представителей территориального органа МЧС России и организации, осуществляющей ЭТО. Для определения предельного срока эксплуатации ТСО привлекаются представители производителей этих ТСО.
Взамен ТСО, выводимых из эксплуатации (для проведения ремонта или замены), без снижения готовности действующей системы оповещения населения, должны быть установлены и введены в эксплуатацию новые (резервные) ТСО.
Введенные в эксплуатацию ТСО заносятся в книгу учета ТСО, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 1.
Отремонтированные ТСО включаются в резерв (состав ЗИП) системы оповещения населения.
Выводу из эксплуатации подлежат ТСО, у которых по совокупности:
выработан установленный техническими условиями (ЭТД) эксплуатационный ресурс, а также достигнут предельный срок продления;
производителями завершено серийное производство, в том числе ЗИП, и восстановление неисправных ТСО экономически нецелесообразно;
эксплуатация технически невозможна в действующих сетях связи.
II. Планирование эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения
9. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения планируется организацией, осуществляющей ЭТО.
10. Документами и исходными данными для планирования ЭТО являются:
ЭТД, в том числе формуляры (паспорта) ТСО;
наличие ЗИП и средств измерений, необходимых для проведения ЭТО.
11. Планирующими документами по ЭТО являются:
план-график технического обслуживания ТСО;
план проведения технического обслуживания ТСО.
12. Для ТСО предусмотрены следующие виды технического обслуживания:
ежедневное техническое обслуживание (далее — ЕТО);
техническое обслуживание N 1 (далее-ТО-1);
техническое обслуживание N 2 (далее — ТО-2).
13. При переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды на ТСО, эксплуатирующихся вне отапливаемых помещений, работы сезонного технического обслуживания осуществляются во время проведения ТО-1 и ТО-2.
14. Содержание работ по каждому виду технического обслуживания определено технологическими картами ЭТД.
15. План-график технического обслуживания ТСО, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 2, хранится в течение 3 лет и согласовывается с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, организацией, в полномочия которого(й) входят вопросы поддержания в постоянной готовности системы оповещения соответствующего уровня функционирования РСЧС в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.
16. План проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ТСО, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 3, хранится в течение 3 лет.
В плане проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО отражаются:
работы по проведению технического обслуживания, в том числе производство работ на высоте вне помещений;
мероприятия по контролю качества выполнения технического обслуживания.
III. Техническое обслуживание и текущий ремонт технических средств оповещения
17. Организациями, осуществляющими ЭТО, используются необходимые для проведения работ по ЭТО измерительные приборы и инструменты.
Работы по ЭТО организуются и выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны труда.
18. Руководители организаций, осуществляющих ЭТО, для выполнения работ по ЭТО назначают специалистов из числа своих сотрудников и допускают к проведению этих работ с учетом наличия у них:
образования в области профессиональной деятельности «Связь, информационные и коммуникационные технологии» 12 ;
соответствующей группы по электробезопасности;
допуска к работам на высоте вне помещений (при необходимости).
ТСО закрепляются за сотрудниками, допущенными к проведению работ по ЭТО.
19. Для проведения наиболее сложных видов работ организациями, осуществляющими ЭТО, допускается создание групп (бригад) обслуживания, в том числе ремонта, из наиболее квалифицированных специалистов.
20. ЕТО проводится перед технической проверкой готовности к задействованию системы оповещения населения только на ТСО, установленных в помещениях в местах размещения дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.
Проведение ЕТО осуществляется персоналом дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.
В ходе проведения технической проверки готовности к задействованию системы оповещения населения проверяется работоспособность оконечных средств оповещения путем их удаленного мониторинга.
Выполнение ЕТО отражается в журнале несения дежурства уполномоченного на задействование системы оповещения населения оперативного дежурного (дежурного диспетчера) органа повседневного управления РСЧС регионального, муниципального и объектового уровней.
21. ТО-1 и ТО-2 проводятся с периодичностью, установленной ЭТД на ТСО.
Выполнение ТО-1 и ТО-2 отражается в плане проведения технического обслуживания ТСО.
Результаты ТО-2 со значениями измеренных параметров заносятся в формуляр (паспорт) ТСО.
22. Для систем оповещения регионального и муниципального уровней функционирования РСЧС, в целях обеспечения постоянной готовности и непрерывности их функционирования, при необходимости перед началом ЭТО производится подготовка и проверка резервных ТСО и линий связи.
Для проведения ТО-1 (ТО-2) техническое средство оповещения выключается.
При отсутствии возможности резервирования ТСО и линий связи, на период технического обслуживания, допускается одновременное выключение не более 10% направлений оповещения.
На данных направлениях оповещения должно быть заранее организовано и обеспечено оповещение населения с использованием резервных ТСО.
Выключение ТСО осуществляется по согласованию с дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, уполномоченными на включение (запуск) ТСО, на которых должно проводиться техническое обслуживание, и уведомлением (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС вышестоящего уровня функционирования не позднее чем за два часа до начала проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО.
23. Техническое обслуживание считается завершенным при выполнении следующих условий:
на ТСО выполнен перечень работ, предписанных ЭТД;
устранены все выявленные неисправности;
внесены соответствующие записи в книгу учета ТСО (при проведении текущего ремонта) и формуляры (паспорта) ТСО (при проведении ТО-2).
Результаты проведения ТО-2 оформляются актом, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 4.
Акт оформляется в двух экземплярах:
экземпляр N 1 хранится в организации, осуществляющей ЭТО;
экземпляр N 2 направляется органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, организации на соответствующем уровне функционирования РСЧС.
24. Техническое обслуживание ТСО должно быть завершено досрочно либо перенесено на другой срок, а ТСО приведены в готовность к задействованию в случае установления режимов функционирования РСЧС повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации на территории, на которой размещены обслуживаемые ТСО.
25. Формуляр (паспорт) ТСО является документом, в котором ведутся записи о поступлении, ходе эксплуатации и выбытии оборудования.
Сохранность формуляра (паспорта) ТСО, своевременное и правильное его ведение обеспечивает ответственное лицо организации, осуществляющей ЭТО, за которым закреплено ТСО.
В случае утраты или порчи формуляра (паспорта) ТСО должен быть заведен его дубликат, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 5.
26. Текущий ремонт ТСО является неплановым и включает в себя работы по восстановлению работоспособности после отказов и повреждений путем замены и (или) восстановления функциональных блоков, узлов и элементов. К текущему ремонту относятся работы по поиску и замене отказавших легкосъемных функциональных блоков, узлов и элементов, а также другие восстановительные работы, не требующие использования специального ремонтного оборудования.
Текущий ремонт производится специалистами организации, осуществляющей ЭТО. Результаты проведения текущего ремонта заносятся в формуляр (паспорт) ТСО.
Для текущего ремонта ТСО используются одиночные и групповые комплекты ЗИП, а также запасные части, приобретаемые отдельно.
Организация, осуществляющая ЭТО, заблаговременно направляет заявки на восполнение ЗИП органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, в ведении или собственности которых находится система оповещения населения.
27. В случае невозможности самостоятельного восстановления неисправных ТСО (их функциональных блоков, узлов и элементов) ремонт осуществляется в специализированных мастерских (у производителей).
Восстановленные в результате ремонта функциональные блоки, узлы и элементы используются для укомплектования ЗИП.
IV. Оценка технического состояния систем оповещения населения
28. Оценка технического состояния систем оповещения населения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и организацией на соответствующем уровне функционирования РСЧС.
Оценка технического состояния систем оповещения населения проводится в рамках комплексных проверок готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
Для проведения оценки технического состояния систем оповещения населения привлекаются представители организаций, осуществляющих ЭТО.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации не позднее чем за 30 дней до начала проведения оценки технического состояния системы оповещения населения письменно уведомляют организацию, осуществляющую ЭТО, о дате ее проведения.
29. При проведении оценки технического состояния системы оповещения населения проверяются:
наличие, комплектность и работоспособность ТСО;
организация и качество выполнения ЭТО;
наличие, соответствие, комплектность, а также своевременное восполнение ЗИП.
30. При проверке наличия, комплектности и работоспособности ТСО проверяются:
наличие ТСО и соответствие их проектной-сметной (рабочей) документации на систему оповещения населения, книге учета ТСО, а также договору на ЭТО;
соответствие заводских (серийных) номеров на ТСО, их функциональных блоков и панелей номерам, указанным в формулярах (паспортах) ТСО;
соответствие измеренных параметров и характеристик ТСО параметрам и характеристикам, указанным в ЭТД;
выполнение ТСО функций, заданных ЭТД.
31. При проверке организации и качества выполнения ЭТО проверяются:
наличие и соответствие планирующих документов ЭТО;
наличие и правильность ведения формуляров (паспортов) ТСО;
соответствие и полнота выполнения ЭТО;
наличие и целостность пломб и печатей на ТСО;
квалификация ответственных за эксплуатацию специалистов по выполнению ЭТО (копии документов, подтверждающих наличие необходимого профессионального образования или профессионального обучения и соответствующий уровень квалификации).
32. При проверке наличия, соответствия, комплектности, а также своевременного восполнения ЗИП проверяются:
наличие и соответствие ЗИП проектно-сметной (рабочей) документации на систему оповещения населения (если имеются соответствующие расчеты их количества и номенклатуры) и ЭТД на ТСО;
соответствие фактического наличия составных частей ЗИП ТСО комплекту поставки и записям в формуляре (паспорте) ТСО;
своевременность восполнения ЗИП после проведения текущего ремонта ТСО.
33. Количество проверяемых ТСО определяется планами проведения комплексных проверок систем оповещения населения и должно составлять не менее 50% от их общего количества.
34. До начала проведения оценки руководитель организации, осуществляющей ЭТО, представляет справку о наличии и состоянии ТСО, рекомендованный образец которой приведен в приложении N 6.
35. Техническое состояние системы оповещения населения оценивается:
оценка «удовлетворительно», если:
не менее 90% проверяемых ТСО работоспособны;
ЭТО организовано и осуществляется в соответствии с Положением;
ЗИП имеется и укомплектован не менее чем на 60% от требуемого количества, а также имеются договоры на восполнение ЗИП и ремонт неисправных ТСО;
контроль качества выполнения работ ЭТО осуществляется своевременно;
оценка «неудовлетворительно», если не выполнено первое требование на оценку «удовлетворительно».
36. По результатам оценки оформляется акт, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 7.
Акт оформляется в двух экземплярах:
экземпляр N 1 хранится в органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления, организации на соответствующем уровне функционирования РСЧС;
экземпляр N 2 направляется руководителю организации, осуществляющей ЭТО, для устранения выявленных недостатков.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2020, N 26, ст. 3999.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2020, N 15, ст. 2233.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2020, N 29, ст. 4504.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2020, N 30, ст. 4767.
6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2020, N 24, ст. 3754.
7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.
8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6454.
9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 15, ст. 2275.
10 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2019, N 40, ст. 5570.
11 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст. 2274.
12 Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
Приложение N 1
к Положению по организации
эксплуатационно-технического
обслуживания систем оповещения
населения, утвержденному приказом
Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий и
Министерства цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской
Федерации
от 31.07.2020 г. N 579/366
КНИГА
учета технических средств оповещения
Источник