Билет №12
№1. Понятие о техническом обслуживании и ремонте станков-качалок.
В начале эксплуатации станка-качалки необходим контроль за состоянием сборки, крепления подшипников, затяжки кривошипных и верхних пальцев на шатуне, а также за уравновешиванием, натяжением ремней и отсутствием течи масла в редукторе и т.п. Кроме того, следует проверять соответствие мощности и скорости вращения вала электродвигателя установленному режиму работы станка. При подключении электродвигателя необходимо, чтобы кривошипы вращались по стрелке, указанной на редукторе.
В процессе эксплуатации следует регулярно проверять и смазывать узлы станка-качалки и редуктора в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
После пуска в эксплуатацию нового редуктора через 10-15 сут необходимо вылить из него масло и промыть керосином или соляровым маслом для удаления частиц металла. Наличие масла в редукторе проверяют через контрольные клапаны или щупом.
Для повышения срока службы механизмов станка-качалки и улучшения энергетических показателей установки особое внимание необходимо уделять уравновешиванию. В редукторных станках-качалках для уравновешивания используются противовесы, установленные на кривошипе и балансире. Их поставляют со станком-качалкой. При кривошипном уравновешивании устанавливают от одного до четырех грузов на каждом кривошипе. Правильность уравновешивания проверяется замером тока электродвигателя на всех режимах откачки с помощью ампер-клещей.
В процессе эксплуатации станков-качалок возможны внеплановые ремонты, вызванные отказами и авариями. Ремонты станков-качалок подразделяются на два вида: текущий и капитальный.
— Текущий ремонт — проверяют состояние станка-качалки и при необходимости заменяют канатные подвески, головки балансира, серьги, шатуны, тормозной шкив и ленты, подшипники, втулки и пальцы, оси; крепежные и стопорные детали, смазку, исправляют погнутости; ликвидируют трещины и отколы; ремонтируют рамы, лестницы и ограждения; проверяют фиксаторы головки; регулируют СК и при необходимости его красят. Ремонт завершается уравновешиванием станка-качалки.
— Капитальный ремонт кроме работ, перечисленных при текущем ремонте, предусматривает полную разборку узлов и их ремонт.
Капитальный ремонт станков-качалок выполняется специализированными ремонтно-монтажными бригадами по узловому методу.
Период работы оборудования между любыми очередными плановыми работами, называется межремонтным периодом (МРП). Для станков-качалок его продолжительность по текущему ремонту равна 2750 ч.
№2. Назначение и устройство поршневых и плунжерных насосов.
Прокачку бурового раствора и других жидкостей в циркуляционной системе буровой обеспечивают насосы поршневого или плунжерного типов. Рассмотрим принципиальную схему и принцип действия простейшего насоса – одноцилиндрового, одинарного действия. Разумеется, в практике такой насос, а тем более на буровой, не встречается, однако изучение его устройства и принципа действия поможет изучить более сложный насос.
На рис. 2 приведена принципиальная схема одноцилиндрового поршневого приводного насоса простого действия. Детали, отмеченные позициями с 1 по 8, относятся к гидравлической части насоса, а с 10 по 15 – к приводной. Шток насоса 9 служит связующим звеном между приводной и гидравлической частями насоса. Приводная часть обеспечивает преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное перемещение поршня или плунжера за счет кривошипно-шатунного механизма.
Рис. 2. Принципиальная схема одноцилиндрового поршневого насоса простого (или одинарного) действия. 1–патрубок входной; 2–клапан всасывающий; 3–крышка клапанной коробки; 4–клапан нагнетательный; 5–патрубок выходной; 6–пневмокомпенсатор; 7–поршень; 8–цилиндр; 9–шток; 10–крейцкопф; 11–шатун; 12–ведущее колесо; 13–кривошип; 14–ведомое колесо; 15–корпус; 16–приемный резервуар.
№3.Способы перфорации скважин, их сравнительная характеристика.
После того как обсадные трубы спущены в скважину и зацементированы, против продуктивной части пласта при помощи перфораторов делают отверстия в эксплуатационной колонне и цементном камне для соединения продуктивной части пласта с забоем скважины. Эта операция называется перфорацией. Применяются различные методы перфорации скважин: пулевая, торпедная, кумулятивная и гидропескоструйная.
1)Пулевой перфоратор (ПП) представляет собой трубу длиной 1 м и диаметром 100 мм, которая заряжается спрессованным порохом и 10 стальными пулями. На каротажном кабеле пулевой перфоратор спускают в скважину, заполненную глинистым раствором, устанавливают против заданного интервала продуктивного пласта и делают выстрелы. Глубина отверстий в породе не превышает 5-7 см.
2)Торпедный перфоратор (ТП). осуществляется аппаратами, спускаемыми на кабеле и стреляющими разрывными снарядами диаметром 22 мм. Аппарат состоит из секций, в каждой из которых имеется по два горизонтальных ствола. Снаряд снабжен детонатором накольного тина. При остановке снаряда происходит взрыв внутреннего заряда и растрескивание окружающей горной породы. Глубина каналов, по данным испытаний, составляет 100-160 мм, диаметр канала 22 мм.
3)В настоящее время в основном применяют кумулятивную перфорацию (ПК). Кумулятивные перфораторы имеют заряды с конусной выемкой, которые позволяют фокусировать взрывные потоки газов и направлять их с большой скоростью перпендикулярно к стенкам скважины. В кумулятивный перфоратор вставляют шашку из спрессованного порошкообразного взрывчатого вещества, которая имеет конусную выемку, облицованную металлической плашкой.
Кумулятивная перфорация осуществляется стреляющими перфораторами, не имеющими пуль или снарядов. Прострел колонны, цементного камня и породы достигается за счет сфокусированного взрыва. Такая фокусировка обусловлена конической формой поверхности заряда взрывчатого вещества (ВВ), облицованной тонким металлическим покрытием (листовая медь толщиной 0.6 мм). Кумулятивная струя имеет скорость в головной части до 6-8 км/с и создает давление 3-5 тыс. мПа. При выстреле кумулятивным зарядом в колонне и цементном камне образуется узкий перфорационный канал глубиной до 350 мм и диаметром в средней части 8-14 мм.
4)На нефтяных промыслах применяют также гидропескоструйный перфоратор (ГПП). Он состоит из толстостенного корпуса, в который ввинчивается до десяти насадок из абразивно-стойкого материала (керамики, твердых сплавов) диаметрами отверстий 3-6 мм. Гидропескоструйный перфоратор спускают в скважину на насосно-компрессорных трубах. Перед проведением перфорации скважины с поверхности в НКТ бросают шар, который перекрывает сквозное отверстие перфоратора. Нагнетаемая жидкость с песком выходит только через насадки. При выходе из насадок развиваются огромные скорости абразивной струи. В результате за короткое время пробиваются отверстия в обсадных трубах, цементном камне и породе, ствол скважины соединяется с продуктивным пластом. При гидропескоструйной перфорации на устье скважины создается давление до 40 мПа. Темп прокачки жидкости с песком составляет 3-4 л/с на одну насадку. При этом объемная скорость струи в насадке достигает 200-300 м 3 /сут, а перепад давления 18-22 мПа. Продолжительность перфорации одного интервала — 15-20 минут.
№4. Освобождение пострадавших от действия эл тока
1) Убрать травмирующий фактор, т.е. отключить ток, напряжение. Если нет возможности его отключить и пострадавший находиться под воздействием огромного количества вольтов, то постараться с разбегу оттолкнуть от электротока. Определить в каком состоянии чел. Сделать ПМП, исскуственное дыхание.
2) Нельзя брать за голое тело, перчатками или ещё чем то оторвать чел от источника.
№5. Защитные средства органов дыхания
1) Фильтрующие(если в воздухе есть вредные вещ ва, их конц-ия менее 18%)
-противоаэрозольные -противогазовые -противоаэрозольногазовые
Представляет собой маску или полу маску, фильтрующие , могут быть с клапнами или без. Респираторы РУ-60-Н с фильтрами, А – от органич в-в, В – кислые газы, пары кислот; РПГ -67 – может работать с ядохимикатами.
2) Изолирующие – противогазы(при 0,5% вредных в-в)
Размеры в см: 0-93см, 1 — 93-95см, 2 – 95-99см, 3 – 99-103см, 4 – свыше 103 см
КД(серый) – от аммиака, сероводорода БКМ – от кислых паров
Источник
Описание ремонтных работ основных узлов станка-качалки
Техническое обслуживание и ремонт станков-качалок
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта станков-качалок включает в себя: периодические осмотры, периодическое техническое обслуживание и ремонт (текущий, средний, капитальный). Периодические осмотры должны проводиться ежедневно, техническое обслуживание через 720 ч работы, текущий ремонт через 2160 ч, а капитальный через 44 000 ч работы.
Периодический осмотр предусматривает: надзор за правильной эксплуатацией станка-качалки; наблюдение за исправной работой всех узлов; надзор за состоянием и натяжением ремней; подтягивание ослабленных креплений, сальников и др.
Техническое обслуживание предусматривает комплекс работ, обеспечивающих исправность станка-качалки при его эксплуатации: смазку согласно карте смазки, проверку крепления деталей и регулировку отдельных узлов.
Ремонт станков-качалок производится с целью восстановления их работоспособности, нарушенной в процессе эксплуатации вследствие износа, деформаций деталей, нарушения посадок и т. д.
При текущем ремонте выполняют комплекс работ технического обслуживания, а также частично разбирают узлы станка-качалки с целью замены поврежденных или изношенных деталей. Восстановленные узлы испытывают, регулируют и обкатывают.
Для ускорения ремонта станков-качалок на промыслах широко применяют метод узлового ремонта, который заключается в том, что узел, включающий в себя несколько деталей, среди которых имеются износившиеся, целиком снимают со станков-качалок, а на их место устанавливают другой, заранее отремонтированный в мастерских.
Для технического обслуживания и ремонта станков-качалок используют агрегат наземного ремонта АНР-1.
Балансир и опора балансира. Тело балансира может быть изогнуто в результате перегрузки, что требует его демонтажа, разборки и правки.
В случае повышенного радиального люфта подшипники качения необходимо заменить, а изношенные посадочные поверхности восстановить наплавкой. При технических обслуживаниях следует проверять затяжку болтов корпусов подшипников, крепление балансира к оси и узла подвески траверсы к балансиру.
Узел подвески траверсы к балансиру. Техническое обслуживание этого узла заключается в подтяжке клеммовых соединений, креплений кронштейнов к траверсе, болтовых соединений корпуса подшипника и грузов на балансире. Изношенные подшипники качения подлежат замене, а корпус подшипника и ось бракуют или восстанавливают. Трещины в сварных швах траверсы заваривают, соответственно подготавливая дефектный участок.
Узел шатуна и кривошипа. При техническом обслуживании этого узла кривошипы устанавливают несколько наклонно к горизонтальной линии. После этого проверяют крепление грузов к кривошипам, затяжку клеммовых соединений у кривошипов и шатунов, люфт пальцев, крепление корпусов, подшипников к шатунам, крепление крышек к корпусам подшипников и в случае необходимости эти соединения подтягивают. При повышенном люфте оси верхней головки шатуна, изношенные втулки выпрессовывают из бобышек в траверсах и заменяют новыми. Запрессованную втулку обрабатывают разверткой до заданного размера сопряжения втулки с пальцем. Клеммовое соединение верхней головки шатуна должно быть надежно затянуто, чтобы избежать проворачивания пальца в ней. Особое внимание уделяется при техническом обслуживании затяжке корончатой гайки пальца, так как от этого зависит долговечность узла. При проворачивании пальца в корпусном отверстии кривошипа узел подлежит разборке с заменой изношенных деталей. Палец выпрессовывают с помощью съемника. Перед установкой нового пальца следует очистить посадочное место. Заплечик вставленного пальца должен упереться в плоскость кривошипа. Затем со стороны редуктора надевают на палец разжимную втулку и в шпоночный паз пальца забивают шпонку. При заворачивании корончатой гайки промежуточная шайба вдавливает разжимную втулку в отверстие кривошипа и затягивает палец. Между шайбой и телом кривошипа должен остаться зазор, гарантирующий натяг. Корончатую гайку шплинтуют. Изношенные подшипники качения пальцев кривошипа заменяют новыми. Погнутые шатуны рекомендуется заменять, а их сварные швы реставрируют заваркой.
При ослаблении затяжки клеммового соединения кривошипа уменьшается натяг сборки с валом редуктора, вследствие чего ослабляется шпоночное соединение. Это приводит к смятию шпонки и шпоночных пазов, что в свою очередь вызывает смещение продольной оси одного кривошипа относительно другого. Кривошипы начинают работать рывками, что может привести к отрыву верхних головок шатунов. Для снятия кривошипа отвинчивают стяжные винты клеммового соединения. Клеммовое соединение разжимают домкратом и снимают кривошип с помощью съемника. Смятые стенки шпоночных пазов на валу и в кривошипе запиливают для получения правильной геометрической формы. Изготовляют ступенчатую шпонку по размерам шпоночных пазов, которая должна ликвидировать смещение осей кривошипа. Сильно изношенные шпоночные пазы заваривают и долбят новые.
Узел подвески полированного штока ремонтируют заменой изношенных деталей, а при необходимости и самого штока.
Клиноременная передача. При техническом обслуживании клиноре-менной передачи проверяют крепление шкивов на валу электродвигателя и редуктора, состояние и натяжение ремней.
Рабочие поверхности ремней должны быть гладкими, без складок, трещин, торчащих нитей, срывов резины и других дефектов. Натяжение ремней проверяют нажатием на середину ветви с усилием 50 Н. Нормально натянутые ремни должны иметь стрелу прогиба верхней ветви не более 45 мм и не менее 18 мм. В случае необходимости натяжение регулируют. Ремни с дефектами заменяют новыми. Ремни в комплекте не должны отличаться по длине более чем на 10 мм. Недопустима эксплуатация передачи с уменьшенным количеством ремней.
Ремонт узла тормоза заключается в замене тормозных колодок и восстановлении шпоночного соединения тормозного шкива. Изношенные гайки и ходовой винт заменяют новыми.
Ремонт редуктора производят на заводе или в механической мастерской. Методы восстановления зубчатых передач были подробно рассмотрены выше.
Капитальный ремонт станка-качалки заключается в полной разборке, замене или ремонте всех деталей и узлов, в том числе и базовых, сборке станка, его регулировке, обкатке и испытании. Станок обкатывают в течение 24 ч без нагрузки, после чего осуществляют контроль основных узлов станка-качалки.
Режимы обкатки редуктора следующие:
· под нагрузкой, равной 0,25 от номинальной мощности — 15 мин;
· под нагрузкой, равной 0,5 от номинальной мощности, — 45 мин;
· при номинальной нагрузке — 60 мин.
В процессе обкатки проверяют:
· работу зубчатых передач — по характеру шума зубчатых колес, устанавливаемому на слух (шум должен быть умеренной силы, ровным, без ударов и пульсации), силу шума определяют на максимальных оборотах, а характер шума — на минимальных оборотах;
· работу подшипников по характеру шума;
· отсутствие течи масла по разъему корпуса и крышки, из-под фланцев стаканов, заглушек и сальников — наружным осмотром;
· температурный режим (установившиеся температуры масла, залитого в редуктор и подшипники, не должны превышать 70° С).
После испытания масло из редуктора должно быть слито и редуктор промыт.
Дата добавления: 2014-03-22 ; просмотров: 2703 ; Нарушение авторских прав
Источник