Тема 11.3. Техническое обслуживание и текущий ремонт стартеров
Основные неисправности стартеров
Стартер и тяговое реле вообще не включаются.
• сильная разряженность АБ;
• сильное окисление клемм и наконечников АБ (возможна их поломка или обрыв проводов в местах пайки);
• неисправность замка зажигания или обгорание клемм включения стартера в контактной группе замка;
• выход из строя дополнительного реле — происходит при сильном межвитковом замыкании в обмотке катушки, отпаивании проводов, при сильном подгорании контактов реле;
• сильное окисление клемм соединительных проводов (или их разрушение, ослабление) или нарушение контакта удерживающей обмотки тягового реле с корпусом.
Тяговое реле включается, но якорь не вращается.
• сильное разряжение АБ или окисление клемм и наконечников; подгорание контактов в выключателе стартера на тяговом реле; износ или «зависание» щеток стартера;
• заклинивание якоря стартера в результате разноса обмотки — может произойти при несвоевременном выходе из зацепления приводной шестерни с венцом маховика.
Нет четкого включения тягового реле — после включения быстро самопроизвольно выключается, слышен стук.
• резкое снижение напряжения в электрической цепи стартера, при пуске двигателя — происходит при сильно разряженной АБ, окислении клемм, подгорании контактов и т.д.
Стартер включается, но коленчатый вал двигателя не проворачивается — при этом может прослушиваться шум и стук муфты свободного хода.
• пробуксовка муфты свободного хода — происходит обычно при износах деталей, чему способствуют частые пуски двигателя при низких температурах или перемещение автомобиля с помощью стартера.
Стартер включается, но шестерни не входят в зацепление — при этом прослушивается скрежет шестерен.
• установка стартера с перекосом (или ослабление его крепления); забоины на торцах зубьев; неправильная регулировка привода стартера; ослабление буферной пружины.
После пуска двигателя стартер не выключается — при этом возможен разнос обмотки якоря стартера.
• спекание контактов дополнительного реле, или контактов на тяговом реле (при высокой силе тока); заедание привода на шлицевой части вала.
Примечание. Часто окисление и даже подгорание контактов различного типа связано с тем, что при больших нагрузках на стартер при пуске двигателей (особенно при низких температурах) в электрической цепи стартера возникает очень большая сила тока, превышающая порой 700 А, что и способствует сильному искрообразованию с подгоранием контактов.
Техническое обслуживание
ТО-1 — провести очистительные, крепежные и контрольно-осмотровые работы, обращая особое внимание на состояние изоляции проводов и контактов внешней цепи. Сильно окисленные контакты зачистить, при спайке или надрыве проводов в местах соединения с клеммами их следует заменить. Проверить пуск двигателя стартером, при обнаружении неисправностей стартер следует
сдать для проверки в электроцех.
ТО-2 — выполнить объем работ при ТО-1. Проверить работу стартера пуском двигателя; после проведения диагностики переносными приборами или с помощью мототестеров делают заключение о техническом состоянии стартера. Если он работоспособен и в данной модели автомобиле к нему есть доступ, то работы по обслуживанию можно провести, не снимая его с двигателя.
Предварительно необходимо снять защитную ленту, проверить состояние щеток и коллектора; при замасливании его протирают ветошью, смоченной в бензине; следы подгорания и окисления можно удалить, подсунув полоску шкурки под щетки зерном к коллектору (зернистость 100—140). Затем полость стартера продуть сжатым воздухом. При явной неисправности и пpи сезонном ТО-2 необходимо стартер передать в электроцех для диагностики, обслуживания и ремонта.
Текущий ремонт
Для обслуживания и ремонта стартера в цехе используется комплект инструмента ПТ-761-И
Для проточки коллекторов применяют настольный станок Р-105, а для поэлементной проверке электрической части якорей — прибор Э-236. Комплексную диагностику стартера производят на стационарных стендах.
Давление пружин на щетки проверяют обычным динамометром. При потере упругости на 25%, пружину заменяют. При проверке на стационарных стендах Э-211 и 532-2М определяют параметры работы дополнительного реле (контакты должны размыкать цепь при напряжении 2—4 В, а замыкать при 6—9 В, при необходимости следует отрегулировать пружину реле подгибанием стойки).
В ходе разборки необходимо зачистить контакты втягивающего реле. После сборки и испытания стартера необходимо отрегулировать исходное положение шестерни 10 привода (расстояние А) винтом 7. Максимальный выход шестерни, когда замыкаются неподвижные контакты 1 подвижным контактом 2
(расстояние Б при этом должно быть в пределах 3—5 мм), регулируется вращением винта 4, завернутого в якорек 3, в ту или иную сторону (замер показан на рис. 4.23, б). В некоторых стартерах регулировка не предусмотрена, при этом изношенные и неисправные узлы и детали тягового реле и привода заменяются.
Источник
Техническое обслуживание и текущий ремонт стартера
В случае неисправности стартера запустить двигатель автомобиля очень сложно. Подлежит ли ремонту отказавший узел, или нет? Данная публикация расскажет про техническое обслуживание и текущий ремонт стартера.
Чаще всего поломанный стартер, не важно, в каком автомобиле, может быть восстановлен. Перед тем, как перейти к ремонту, необходимо принять к сведению, как долго работал узел, а также объем его работы и экономическую рациональность его восстановления.
Существует два вида ремонта стартеров: мелкий и капитальный.
Суть мелкого ремонта заключается в проверке и ремонте одной, или двух составляющих: втягивающее реле, щеткодержатель, щетки и втулки. Данный текущий ремонт выходит намного дешевле, чем покупка нового узла.
Суть капитального ремонта состоит в ремонте вышеописанных деталей и ремонте обгонной муфты, шестерни привода, якоря, обмотки статора, маски, редуктора, корпуса с магнитами.
Безупречный ремонт.
Для того чтобы проверить стартер, предварительно снятый с автомобиля, необходим аккумулятор и опыт работы. Строение этого узла простое, типичные поломки довольно хорошо известны. Неисправности можно заметить по специфическим шумам и звукам во время включения.
Разобранный стартер для начала необходимо вымыть.
Часто встречаемой причиной отказа стартера является неисправность втягивающего реле – подгорание контактных болтов силовой электрической цепи включения стартера.
Иногда перегорает обмотка реле, или случается заедание его якоря из-за коррозии. В данном случае устраняют ржавчину, производят замену истертых деталей, или устанавливают новое реле.
Щетки стартера очень быстро изнашиваются. В случае их замены требуется проточить коллектор, который, в свою очередь, не возможно заменить отдельно – каждый вывод обмотки якоря установлен в паз определенной полоски коллектора и запрессован.
Одной из неисправностей является выход из рабочего состояния якоря стартера. Эту проблему очень сложно устранить. В случае перегорания обмотки, межвитковом замыкании, повреждении коллектора, спекании ламелей требуется перемотка и балансировка якоря. В некоторых случаях ремонт может обойтись намного дороже, чем покупка новой детали. Перемотку якорей проводят только на якорях дорогих стартеров или на тех якорях, на которые очень сложно подобрать замену.
При длительной эксплуатации коллектора, во время технического обслуживания якорь заменяют новым. Повреждения можно удалить его проточкой на токарном станке, в случае незначительных повреждений на поверхности коллектора. После такого процесса, а также в случае установки нового якоря, щетки стартера заменяют новыми. В крайнем случае, изношенные щетки начинают интенсивно «выгрызать» новый коллектор, что таким образом быстро приведет его в негодность.
В связи с тем, что обмотка статора выдерживает большой перегрев, она редко перегорает. Она залита компаундом и закрыта ленточной изоляцией.
При поломке магнитов статора текущий ремонт стартера совершают по-разному. Если магниты приклеены, то стакан-корпус с изъянами заменяют полностью. А если, они снимаются, то можно провести поштучную замену. Необходимо принять во внимание, что запасной магнит могут доставить под заказ в виде заготовки — полуфабриката, который перед монтажом необходимо намагнитить на спецоборудовании.
В случае замены магнитов нужно специальным индикатором правильно вычислить полярность и местонахождение детали. Погрешность во время установки магнитов может привести к потере мощности стартера.
Втулки и подшипники якоря невозможно отремонтировать. Во время эксплуатации их необходимо заменять парами. Если заменяется только одна деталь, то якорь может искривиться, что в результате приведет к заеданию и поломке стартера. Очень чувствительны к не благовременной замене втулок стартеры редукторного строения.
Во время ремонта щеткодержателя и замены обмотки статора для реконструкции электрических соединений необходимо применять контактную сварку. Не рекомендуют проводить монтаж с помощью пайки, т.к. реконструированные таким методом выводы во время перегрева могут быть небезопасными.
Ремонт с помощью своих сил и возможностей.
Авто-владельцы могут осуществить мелкий текущий ремонт стартера самостоятельно. Разобрать стартер несложно. Кроме набора обычных инструментов, понадобится еще аппарат для контактной сварки, тестер. А для замены подшипников и втулок потребуется специальный съемник и пресс.
Повышаем резерв.
Для того чтобы стартер работал дольше, необходимо придерживаться нескольких пунктов.
- Необходимо избегать движения по глубоким лужам, избегать проникновения воды в стартер во время мытья моторного отсека.
- Нельзя подкатывать «на стартере» автомобиль к заправке, в случае, если закончился бензин.
- В старых автомобилях один раз в сезон необходимо снимать стартер и проводить техническое обслуживание: проверять отсутствие коррозии якоря втягивающего реле, оценивать порчу втулок, масок, якоря, щеток, устранять с коллектора графитовые накопления и грязь, смазывать подшипники и направляющие.
- Придерживаться надежного режима пуска двигателя – 2-4 секунды запуск стартером, после чего нужно сделать перерыв на 15-20 секунд.
- Большие мощности на бендикс во время пуска неисправного двигателя сокращают длительность работы стартера.
Классификация.
Существует группа признаков, по которым различают стартеры.
- По строению они бывают классические и редукторные, со статором с обмоткой или с постоянными магнитами.
- По электрическим параметрам подразделяют на 12-ти вольтовые и 24-х вольтовые, маломощные — 0,85 — 2,5 кВт и мощные — 2,8 — 6,6 кВт.
Источник
Ремонт и техническое обслуживание стартера
К основным неисправностям стартера относятся: изнашивание и загрязнение щеток и коллектора, ослабление крепления проводящих проводов, окисление контактов выключателя, изнашивание деталей муфты свободного хода и зубьев шестерни, обрыв или замыкание в ободах. Эти неисправности могут привести к тому, что стартер перестает работать или не развивает нужной частоты вращения и мощности. Кроме того, из-за неисправностей при включении зажигания якорь стартера начнет вращаться, а коленчатый вал двигателя будет оставаться неподвижным, а также может появиться сильный шум при работе стартера;
Если стартер не работает, то для выявления причины неисправности необходимо включить фары и стартер: если при включении стартера накал ламп не изменяется, то это значит, что проблема либо в плохом контакте или в обрыве цепи вспомогательного реле, либо цепи основного рабочего тока стартера. Если при включении стартера накал лампы уменьшается, то это говорит о том, что наиболее вероятными причинами неполадки могут быть плохое состояние аккумуляторной батареи, либо нарушение контактов в ее клеммных соединениях, либо неисправность электродвигателя стартера. Место плохого контакта в электрической цепи, а также участок с обрывом определяются при помощи контрольной лампы, которую необходимо последовательно подключать к узлам электрической цепи. Кроме этого необходимо проверять степень заряженности аккумуляторной батареи. Если при включений стартера прослушиваются характерные щелчки, значит, тяговое реле находится в исправном состоянии.
Наиболее частыми причинами того, что при включении стартера коленчатый вал начинает вращаться очень медленно является окисление или ослабление креплений контактов рабочей электрической цепи стартера, недозаряд аккумуляторной батареи, пробуксовка роликовой муфты свободного хода. Если аккумуляторная батарея работает исправно, то стартер необходимо снять с автомобиля для детальной проверки и устранения неисправностей.
Если при включении стартера якорь вращается, а маховик неподвижен, это значит, что произошла поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины. Кроме этого причинами этой неполадки может быть пробуксовка муфты свободного хода, выпадение оси или поломка рычага муфты.
Сильный шум при включении и работе стартера может появиться из-за ослабления его креплений, обрыве удерживающей обмотки втягивающего реле, а также в результате поломки зубцов шестерни привода и венца маховика. Кроме этого сильный шум после включения двигателя говори о том, что стартер не выключился. В этом случае необходимо срочно заглушить двигатель, затем отключить аккумуляторную батарею, проверить крепления стартера, а при необходимости снять его и проверить состояние зубцов шестерни привода обмоток и обмоток втягивающего реле.
Ремонт стартера включает в себя проверку работоспособности стартера на стенде, его разборку, проверку его деталей и последующую сборку.
Проверка работоспособности стартера осуществляется на специальном стенде в двух режимах: в режиме холостого хода и под нагрузкой. При проверке необходимо убедиться, что соединительные провода к батарее и амперметру имеют сечение не менее 16 мм2. При подводимом напряжении в 12 В стартер должен в режиме холостого хода потреблять электрический ток силой 70-85 А, а его частота вращения должна составлять примерно 5000±500 мин-1.
Повышенный потребляемый ток, низкая частота вращения, а также нехарактерный шум во время работы говорят о механических или электрических неисправностях. Уменьшенный потребляемый ток, а также пониженная частота вращения якоря при потреблении нормального напряжения свидетельствуют о нарушении контактов в соединениях проводов или в щеточном узле, таких как заедание щеток, загрязнение коллектора, износ деталей.
Для испытаний стартера в нагруженном режиме на шестерню привода необходимо надеть специальное зажимное приспособление с рычагом, которое соединяется с динамометром и определяет тормозной момент. В процессе испытания производится кратковременное включение стартера, при котором по шкале динамометра происходит измерение развиваемого им усилия. Включения должны составлять примерно 4-5 секунд, чтобы не перегреть и не повредить обмотки стартера. После этого перемножают величину усилия, измеренную при помощи динамометра, на длину плеча рычага и в результате получают развиваемый стартером крутящий момент. Полученная величина развиваемого крутящего момента должна соответствовать паспортным данным.
Разборку стартера проводят в следующем порядке:
1) отсоединяют от втягивающего реле вывод катушки возбуждения, затем вывод катушки возбуждения отсоединяют от крышки и после этого снимают;
2) выворачивают стяжные болты, затем снимают крышку со щеками и вынимают щетки из щеткодержателей со стороны коллектора;
3) разъединяют корпус с передней крышкой и вынимают якорь в сборе с муфтой свободного хода;
4) снимают муфту свободного хода, для этого нужно сдвинуть ограничительное кольцо в сторону привода и удалить из проточки вала якоря стопорное кольцо.
После разборки стартера все его детали необходимо промыть, затем просушить сжатым воздухом и проверить на работоспособность.
Проверка деталей стартера на замыкание осуществляется при помощи автотестера или источника питания и индикатора (контрольной лампы). При обнаружении замыкания деталь меняется на новую. На якоре стартера не допускается наличие различных механических повреждений шлицев и повышенного износа коллектора. Если на коллекторе обнаруживается значительная шероховатость, то его протачивают, а затем зачищают мелкозернистой шлифовальной бумагой.
Для того чтобы снять замкнутые катушки возбуждения необходимо при помощи пресс-отвертки отвернуть винты их крепления к корпусу стартера. При сборке стартера головки этих болтов зачеканивают во избежание самопроизвольного проворачивания.
Муфта свободного хода проверяется путем проворачивания ее шестерни на ступице. Шестерня должна свободно проворачиваться относительно ступицы в одну сторону и не проворачиваться в другую. Не допускается наличие сколов и следов выкрашиваний на зубьях шестерни. Если на заходной части шестерни образовались небольшие забоины, то их можно удалить шлифовкой мелкозернистым шлифовальным кругом.
Не допускается наличия на крышке стартера различных сколов и трещин. Допускается перепрессо-вывать изношенные втулки якоря.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях, сильно изношенные щетки необходимо заменить вместе с щеткодержателями. У большинства легковых автомобилей высота щеток не должна быть менее 12 мм.
Сборка стартера осуществляется в порядке обратном разборке. При сборке винтовые шлицы вала якоря необходимо смазать моторным маслом, а втулки якоря и шестерню привода лучше всего смазать смазкой «Литол-24». При сборке необходимо осуществлять регулировку осевого перемещения вала якоря путем подбора количества и толщины регулировочных шайб, которые устанавливаются на передней или задней шейках вала якоря. Расположение регулировочных шайб определяется конструкцией стартера. После сборки необходимо проверить правильность регулировки привода по расстоянию между торцом шестерни муфты свободного хода и ограничительным кольцом ее хода.
Техническое обслуживание стартера сводится к периодической подтяжке креплений приводов и очистке наружных поверхностей от загрязнений.
Через каждые 45 000 км (а при необходимости можно и раньше) пробега необходимо снимать стартер с автомобиля, для того чтобы его разобрать, прочистить и проверить состояние его деталей и смазки. При этом необходимо зачищать коллектор и при необходимости заменять, изношенные щетки, а также выполнять регулировку привода и осевого перемещения вала якоря.
Источник