- Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
- ГАРАНТ:
- Технический надзор в строительстве: функции, этапы проведения, стоимость
- 3 вида технического надзора в строительстве
- Лица, имеющие право на осуществление технического надзора в строительстве
- Нормативная база для организации технического надзора в строительстве
- 7 основных функций технического надзора в строительстве
- 4 этапа проведения технического надзора в строительстве
- Стоимость услуг по техническому надзору в строительстве
Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:
а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;
б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;
в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468)
ГАРАНТ:
См. также Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009), утвержденное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
3. Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.
В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.
8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:
соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.
11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня.
В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства
Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля
Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.
Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля
Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль
Источник
Технический надзор в строительстве: функции, этапы проведения, стоимость
В этой статье мы расскажем:
- 3 вида технического надзора в строительстве
- Лица, имеющие право на осуществление технического надзора в строительстве
- Нормативная база для организации технического надзора в строительстве
- 7 основных функций технического надзора в строительстве
- 4 этапа проведения технического надзора в строительстве
- Стоимость услуг по техническому надзору в строительстве
Комплекс мер, известный как технический надзор в строительстве, сегодня просто необходим, и это понятно любому заказчику. К сожалению, в данной сфере хозяйственной деятельности обосновалось множество бригад, не имеющих нужных знаний и опыта. Часто, привлекая специалистов со стороны, нельзя быть стопроцентно уверенным, что деньги не окажутся потрачены впустую.
С другой стороны, тщательный контроль мероприятий по возведению объекта исключает эти проблемы. Более того, подобное решение позволяет не только оценить качество проводимых работ, а также завершить строительство в установленные сроки, но и существенно снизить финансовые расходы. Согласитесь, мотивация для обращения в соответствующую организацию неплохая.
3 вида технического надзора в строительстве
Техническим надзором (или строительным контролем) называют комплекс экспертиз и проверок, проводимых с целью обеспечить соблюдение подрядчиком сроков возведения объекта, а также общих затрат, технологических и прочих вопросов, заданных проектом. В частности, проверяется соответствие качества работ, объемов и состава применяемых строительных материалов с проектными данными. Проще говоря, технический надзор контролирует качество строительства и соблюдение технологии на всех этапах и в каждом действии специалистов.
Существует несколько утвержденных видов технадзора: государственный, административно-технический, финансовый.
- Государственный технический надзор в строительстве
Проверяется соответствие строительных работ, выполняемых на участке, действующим нормативным актам и проектной документации. Уполномоченная служба госстройнадзора в процессе данных мероприятий выявляет нарушения, допускаемые исполнителем, и пресекает их.
Государственный строительный надзор выполняется как при возведении объектов строительства, так и при их реконструкции и капитальном ремонте. Экспертной оценке государственными органами должна подвергаться также проектная документация. Без проведения экспертизы данная документация признается лишь разработанным проектом или же модификацией этого проекта. Подобная проверка должна проводиться в отношении всех строящихся зданий, исключая индивидуальные и блочные жилые дома высотой не более двух этажей и площадью до 1500 кв. м, а также объекты недвижимости, получать разрешительную документацию для которых необязательно.
Административно-технический надзор в строительстве
В основном контролируется выполнение требований всех норм и стандартов, распространяющихся на строительную отрасль. В первую очередь, уполномоченные органы комплексно оценивают весь процесс строительства, реконструкции или капитального ремонта, определяя уровень безопасности работ и далее детально анализируя сметную документацию. Как результат, общие затраты могут быть оптимизированы, скорректированы сроки окончания работ.
Данное надзорное мероприятие проводится с целью эффективного контроля над расходованием выделенного заказчиком бюджета. Процесс осуществляется на протяжении всех этапов, начиная c формирования проекта и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.
Лица, имеющие право на осуществление технического надзора в строительстве
Осуществлять надзорную деятельность в строительной отрасли имеет право достаточной широкий круг юридических лиц. Этим занимаются в первую очередь различные государственные органы надзора, как федеральные, так и муниципальные. В последнем случае у местных властей есть право выдавать разрешение на организацию строительства и на ввод возведенного сооружения в эксплуатацию. Эти ведомства участвуют в надзорной деятельности на стадии приемки объекта недвижимости.
Помимо указанных лиц технический надзор в капитальном строительстве может осуществляться:
- организациями, имеющими допуск СРО (привлекаются для надзорных мероприятий в первую очередь на крупных и технически сложных стройках по договору с заказчиком);
- проектными фирмами (в рамках авторского надзора);
- непосредственно заказчиками строительства либо лицами, официально действующими от их имени;
- подрядными организациями, имеющими в штате уполномоченных сотрудников по ведению надзора.
После того, как строительные работы начались, надзорную деятельность осуществляют государственные органы, среди которых Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Инспекция по экологическому контролю. Такое право данным ведомствам предоставлено действующим законодательством.
Нормативная база для организации технического надзора в строительстве
При возникновении необходимости в проведении технического строительного надзора подрядчикам полезно изучить перечень используемой при этом нормативной документации. Можно выделить две крупные группы таких документов: регламентирующие непосредственно саму надзорную деятельность и регулирующие деятельность уполномоченных исполнителей технадзора.
В первом случае нормы и правила устанавливаются Градостроительным кодексом, различными техническими регламентами и строительными стандартами. Ко второй группе относится такая документация технического надзора строительстве как ГОСТы и СНиПы, обеспечивающие безопасность возводимых объектов; ведомственные нормативные документы, включающие в себя требования противопожарной, санитарной, экологической и иной безопасности.
7 основных функций технического надзора в строительстве
В процессе надзорных мероприятий проводится комплексный контроль:
- Наличия у подрядчика необходимой документации на используемые стройматериалы, а также документально оформленных результатов произведенных лабораторных испытаний (входной контроль).
- Качества применяемых строительных материалов. В частности, проверяются сертификаты, анализируются образцы материалов в лабораторных условиях. Уполномоченный специалист технадзора, как правило, отлично осведомлен о применяемых в строительстве и отделке стройматериалах. Это дает возможность беспристрастной их оценки. Также у инженера технического надзора имеются актуальные сведения по ценовой ситуации на рынке строительных материалов, что позволяет проконтролировать смету и предотвратить искусственное завышение подрядчиком стоимости (как это зачастую встречается на практике).
- Хранения и складирования строительных материалов. При этом в случае выявления нарушений уполномоченный сотрудник технадзора вправе запретить дальнейшее использование материалов в строительных работах.
- Технологии ведения строительства на каждом этапе. Проверка осуществляется с поэтапным фиксированием результатов в специальном журнале отчетов. Контроль также осуществляется с использованием периодической фотосъемки, а в некоторых случаях и видеосъемки с трансляцией через интернет в онлайн-режиме.
- Объемов работ, указанных в смете. Кроме того, контролируется соблюдение сметной стоимости и пресекается ее неоправданное превышение. Данная мера позволяет заказчику строительства снизить издержки до 20% от изначальной суммы, обезопаситься от значительного увеличения заложенных в смету расходов.
- Своевременного выявления и устранения недостатков в технологических процессах. Важное значение технического надзора и контроля в строительстве состоит в том, чтобы своевременно выявлять брак в производстве. Специалисты надзорных органов обладают достаточными знаниями в современных строительных технологиях и уполномочены обязывать строительные компании переделывать некачественно выполненную работу. При возникновении спорных моментов может быть проведена экспертиза, а ее результаты предоставят в суде.
- Соблюдения календарного графика строительных работ. Отслеживание плана организации строительства осуществляется в соответствии с договором, заключаемым со строительной компанией. Благодаря привлечению надзорных органов заказчик избавляется от необходимости следить за исполнением работ на каждом этапе.
Продолжать строительные работы подрядчик может только после формирования акта о выполнении проверок, подписанного сотрудником надзора и исполнителем. Такой документ составляется на каждом этапе графика строительства в соответствии с рабочей документацией и с действующими нормативами. Составленный акт является документальным подтверждением соответствия объекта требованиям проектной документации, ГОСТов, СНиПов и действующих законов.
4 этапа проведения технического надзора в строительстве
Проводить технический надзор процесса строительства сегодня заказчикам необязательно. Они могут по своему усмотрению решать о необходимости проведения данных мероприятий и выбирать для этого подходящую организацию. Как заказчик, так и подрядчик вправе и вовсе отказаться от услуг технадзорного ведомства, осуществив эту функцию самостоятельно. Однако привлечение третьих лиц все же является более эффективным вариантом. При этом заказчик должен иметь разрешение на строительство.
Этапы проведения технадзора:
- Создание рабочей группы
Группа формируется из специалистов, обладающих опытом работы от 5 лет. В их число должны включаться инженеры по общестроительным работам, по электросетям, по вентиляционному оборудованию и системам кондиционирования, по водоснабжению и водоотведению, а также проектировщик и сметчик-аналитик.
Проведение проверок
Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с периодичностью, указанной в договоре и зависящей от сложности объекта недвижимости. Обычно они осуществляется как минимум ежемесячно.
Формирование отчетности
Каждое контрольное мероприятие должно оформляться в виде отчета, где фиксируются выявленные нарушения, фотографии произведенных проверок, актуальные строительные графики, таблицы с финансовыми расходами, ссылки на действующие нормативные документы.
Процесс приемки здания или сооружения государственной комиссией проводится в присутствии специалистов технического надзора заказчика. Строительство объекта может продолжаться только после устранения выявленных недостатков на каждом этапе работ. Надзорное ведомство несет ответственность, указанную в договоре с заказчиком.
Стоимость услуг по техническому надзору в строительстве
На стоимость данных услуг влияет политика конкретной организации. В среднем эта сумма составляет 1-3% от общих затрат на строительство. Иногда цена достигает 5% в зависимости от определенных факторов:
- технологии работ;
- вида объекта;
- сроков выполнения строительных работ;
- сложности объекта;
- количества специалистов, привлеченных для ведения надзорной деятельности;
- текущей стадии строительства, на которой начнутся надзорные мероприятия;
- количества выездов представителя технадзора на объект;
- дополнительно оказанных услуг.
Чаще всего окончательную стоимость представитель надзорной организации обсуждает с заказчиком заранее. Помимо приведенных факторов учитывается также квалификация специалистов. Обсуждение ценообразования осуществляется до заключения договора, а в последнем должна указываться окончательная стоимость услуг. Изменять эту стоимость в дальнейшем можно только при наступлении форс-мажорных обстоятельств.
Эта сумма обычно окупается уже в течение первых месяцев работы при условии, что она составляет 2-5% от общих расходов на строительство. При этом по завершению мероприятий заказчику гарантируется своевременный ввод объекта в эксплуатацию, обеспечивается максимальная экономия средств, а также исключаются любые нарекания со стороны контролирующих служб.
Поскольку проведение технадзора является исключительно добровольным мероприятием, многие строительные компании стремятся сэкономить на привлечении сторонних специалистов и обойтись своими силами. Хотя крупные организации предусмотрительно включают в свой штат независимых оценщиков, следящих за ходом работ.
Компании, которые специализируются на надзорной деятельности, присутствуют в большинстве регионов нашей страны. Специалисты этих компаний обладают всеми необходимыми знаниями и опытом, в том числе ориентируются в требованиях необходимых при ведении технического надзора в строительстве СНиПов и ГОСТов. Заказчик, заключивший договор с такой организацией, впоследствии существенно сэкономит деньги и время на возможное исправление недочетов. В противном случае есть немалый риск получить объект ненадлежащего качества, при этом по завышенной стоимости. К тому же существует опасность для людей, если здание начнет разрушаться. Поэтому экономить на технадзоре все же не стоит.
Источник