Текущий ремонт тоннельных обделок

Текущий ремонт обделки тоннеля, порталов, ниш и камер

Текущий ремонт обделки тоннеля, порталов, ниш и камер — раздел Образование, Влияние различных факторов на состояние эксплуатируемых тоннелей и классификация дефектов тоннельных обделок Наиболее Ответственной Конструкцией Тоннеля Является Ее Обдел­Ка, Несущая Спо.

Наиболее ответственной конструкцией тоннеля является ее обдел­ка, несущая способность которой должна соответствовать давлению окружающей породы, а материал обделки обеспечивать долговечность ее работы.

Большинство тоннелей отечественных железных дорог, построен­ных до 1930 г., имеют каменную обделку. В нескольких тоннелях, по­строенных в конце прошлого столетия, обделка выполнена из кирпич­ной кладки, которую теперь в отечественной практике тоннелестрое­ния не применяют. В последующие годы чаще всего применяли обдел­ки из монолитного бетона и лишь в исключительных случаях в слож­ных гидрогеологических условиях — чугунные и железобетонные обделки.

Под воздействием ряда неблагоприятных факторов в обделке мо­гут возникать различные дефекты, приводящие к местным локальным повреждениям, а в некоторых случаях даже к разрушениям обделки.

Установлено, что большинство деформаций тоннельных обделок происходит не внезапно, а под влиянием многих факторов разви­вается в течение некоторого времени.

Силами дистанции пути выполняются следующие виды работ огра­ниченного объема, связанные с ликвидацией дефектов в процессе текущего ремонта тоннелей.

Восстановление разрушенных швов каменной кладки. Наиболее часто встречающимся повреждением каменной кладки тоннельной об­делки являются растрескивания и выкрашивания швов кладки, по которым воды, стекающие со стен и сводов тоннеля, могут проникать в тело кладки и, замерзая при низких температурах, способствовать ее разрушению.

Читайте также:  Ремонт коленвала планета 5 своими руками

Технология восстановления разрушенных швов каменной кладки предусматривает их расчистку от остатков старого цементного раст­вора, изгари и грязи, промывку водой и заполнение новым цемент­ным раствором.

Расчистку швов производят на разную глубину — в зависимости от состояния старого цементного раствора.

При расшивке швов следует обращать внимание на тщательное за­полнение, уплотнение и выравнивание раствора для получения ров­ных, гладких и плотных швов, без трещин и разрывов.

Поверхностная затирка раствором разрушенных швов категори­чески запрещается.

Для лучшего сцепления нового раствора с каменной кладкой рас­чищенные и промытые швы смачивают цементным молоком.

В сильно обводненных тоннелях и при больших объемах работ по расшивке швов целесообразно применять аэрированные цементно- песчаные растворы, используя для этой цели специальное оборудова­ние (см. § 28).

Расшивку швов в стенах тоннеля производят в перерывах между поездами. Расшивку швов в сводах выполняют со специальных подмостей в «окна», предусмотренные в графике движения поез­дов.

Закрепление облицовочных камней тоннельной обделки. Слабо закрепленные камни в кладке свода создают серьезную угрозу для безопасности движения поездов и людей, работающих в тоннелях. Та­кие камни, обнаруженные в своде, следует немедленно закреплять или временно удалять.

Временное подкрепление отдельных камней стен и сводов тонне­лей выполняется расклинкой открытых швов деревянными клиньями, изготовленными из древесины твердых пород.

Камень для замены ослабшей облицовки заготовляют из твердых морозоустойчивых пород прочностью не менее 400 кгс/см 2 , не имею­щих трещин, подбирают в соответствии с размерами удаленного кам­ня. Необходимо тщательно отесать его по местам соприкасания с остав­ляемыми смежными камнями.

Раствор для постановки выпавших камней приготовляют из пуццоланового портландцемента марки не ниже 400 и хорошо промытого песка с зернами крупностью от 0,5 до 1 мм, в соотношении 1 : 3 при водо-цементном отношении 0,5; вода, применяемая для приготовления раствора, не должна содержать сульфатов более 1500 мг/л.

В ряде случаев взамен удаленных камней укладывают бетон марки 300 и выше. Для лучшего удержания заделки бетона армируют металлическими штырями, заделываемыми в смежные камни.

Усиление каменной и бетонной обделки цементацией. В обделке старых тоннелей вследствие разрушительного действия агрессивных вод или некачественного выполнения

кладки могут появляться локальные деформации об­делки, требующие ее пере­кладки.

Во многих случаях: такие обделки можно достаточно прочно закрепить путем нагнетания цементного раствора.

При небольшом объеме такие работы выполняются силами дистанции пути в процессе текущего ремонта. Большие объемы таких работ выполняются при капитальном ремонте или реконструкции (см. раздел второй). Усиление каменной и бетонной обделки железобетоном. Во многих обводненных тоннелях старой постройки, обделка которых подвергается периодическим замораживаниям и размораживаниям, и в особенности в тоннелях, где производится систематическая околка наледей, поверхность каменной или бетонной обделки на отдельных участках настолько разрушается, что возникает необ­ходимость в ее удалении и замене новой кладкой.

Рис. 32. Укрепление обделки тоннеля железобетоном: 1 — обделка; 2 — вырубка дефектного слоя; 3 — клинья; 4 — кружала; 5 — арматура; 6 — скобы; 7 — штыри; 8 — опалубка

Очень часто такую замену выполняют вырубкой материала кла­дки на толщину ее разрушения и заделкой выломанных мест а

тоннельной обделке железобетонной рубашкой, толщина рубашки должна составлять от 10 до 30 см (рис. 32).

Заделка вывалов в тоннельной обделке. При возникновении в своде тоннеля вывалов обделка на этих участках подлежит немедленному подкреплению.

В случаях небольших сквозных вывалов при достаточной прочнос­ти прилегающей обделки такое подкрепление выполняют закладкой за обделку коротышей (для подвязки подвесных секторных кружал) и устройством потолочной затяжки из досок (рис. 33).

При недостаточной прочности прилегающей к вывалу обделки из-за ее ветхости или деформированности горным давлением подкрепление осуществляют несущими кружалами, устанавливая их по внутрен­нему периметру тоннельной обделки.

В последние годы находят все более широкое распространение инвентарные металлические кружала (см. рис. 80).

Заделку и усиление несквозных вывалов кладки в сводовой части тоннельной обделки выполняют обычно установкой секторных кружал, подвешиваемых к ненарушенной части кладки металлически­ми скобами, заделываемыми на глубине не менее 40 см. Бетонную за­делку такого вывала усиливают поперечной и продольной арматурой, прикрепляемой к металлическим штырям, заделываемым на глубину не менее 25 см (рис. 34). Перед бетонированием вывала необходимо установить несколько металлических трубок для отвода в процессе бетонирования притекающих к вывалу подземных вод и для последу­ющего заполнения заобделочных пустот и трещин нагнетанием цемент­ного раствора.

Рис. 33. Раскрепление и подготовка под бетонировку сквозного вывала в бетонной обделке: 1 — контактные провода; 2 — лекало; 3 — опалубка; 4—проволока; 5 — закладная деталь из дерева или металла; 6 — железобетон; 7 — старая каменная кладка свода; 8 — контур поло­жения токоприемника при его смещениях

Рис. 34. Заделка несквозных вывалов бетоном: 1 — вывал; 2 — деревянные кружала; 3 — опалубка; 4 — штыри металлические; 5 — скоба металлическая; б— арматура; 7 — вновь уложенный бетон

В целях замоноличивания вывала нижнюю часть защитного по­крытия наносят по металлической сетке, прикрепляемой к обделке анкерами (рис. 35).

Устранение фильтрации подземных вод. При наличии подземных вод, проникающих в тоннельной обделке, на поверхности последней появляются сырые пятна, потеки, капеж и даже фонтанирующие струи воды. При длительной фильтрации подземных вод происходит выщелачивание и разрушение бетона и раствора каменной кладки, а также образуются заобделочные пустоты.

Решение вопроса гидроизоляции водообильных тоннелей представляет сложную инженерную задачу и выполняется по специально разрабатываемым проектам в порядке реконструкции или капитального ремонта тоннелей (см. главу VII).

Зашита поверхности тоннельной обделки от разрушительных процессов выветривания. Нередко поверхность тоннельных обделок, облицованная камнем слабых пород или сложенная из недостаточно прочного бетона, подвергается интенсивному разрушению, вызываемому процессами выветривания. Это усугубляется действием выхлопных

Рис. 35. Устройство защитного слоя из аэрированного цементно-песчаного раствора: 1 — металлическая сетка; 2— аэроцем; 3 — металлические штыри

Рис. 36. Прикрепление металлической сетки для торкретных и аэроцемных покрытий: 1 — сетка; 2 — штыри; 3 — шпуры глубиной до 20 см; 4 — торкретное или аэроцемное покрытие (размеры в мм)

газов локомотивов, агрессивными водами, а также периодическими замораживаниями и размораживаниями.

Разрушение обделки, вызванное процессами выветривания, начи­нается с поверхности и, если своевременно не принять соответствующих защитных мер, оно может проникнуть в глубь обделки и постепенно разрушить ее.

Наиболее рациональным способом защиты каменной или бетонной обделки тоннелей от разрушительного влияния процессов выветривания и придания ей большей водонепроницаемости является нанесение защитных покрытий.

Перед нанесением покрытия защищаемую поверхность обделки следует отстукать молотками для удаления разрушенного с поверхности камня или бетона, очистить пескоструйным аппаратом и хорошо промыть водой.

При глубоком проникновении трещин выветривания в кладку обделки, а также при ее значительной обводненности такое покрытие наносят слоями по металлической сетке (рис. 36).

Эта тема принадлежит разделу:

Влияние различных факторов на состояние эксплуатируемых тоннелей и классификация дефектов тоннельных обделок

раздел I Эксплуатация и содержание железнодорожных тоннелей.. Текущее содержание и технический надзор за тоннельными сооружениями и их.. Задачи текущего содержания тоннелей..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Текущий ремонт обделки тоннеля, порталов, ниш и камер

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Техническая документация на эксплуатируемые тоннели
Документация, предъявляемая при сдаче тоннеля в эксплуатацию. Законченные строительством или реконструированные железнодорож­ные тоннели принимаются в постоянную эксплуатацию специально на

Надзор за состоянием тоннелей
Правилами и указаниями Главного управления пути МПС установ­лен единый для всей сети железных дорог Союза ССР порядок осущест­вления технического надзора и контроля за состоянием земляного полотна,

Периодические и постоянные наблюдения за тоннельными сооружениями и обустройствами
Основной целью проводимых, в тоннелях периодических и постоян­ных наблюдений является получение сведений о состоянии тоннельного сооружения, а также о характере, динамике и интенсивности возмож­ных

Текущий ремонт водоотводных и дренажных устройств
Поверхностный водоотвод. Обводненность железнодорожных тонне­лей зависит и от возможности фильтрации поверхностных вод. Поэ­тому исправному состоянию поверхностного водоотвода над тоннеля­ми следуе

Охрана труда и техника безопасности при выполнении работ в эксплуатируемых тоннелях
Все работы по текущему содержанию и ремонту тоннелей и всех их обустройств выполняют в соответствии с требованиями Инструк­ции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых

Причины, определяющие необходимость капитального ремонта и реконструкции тоннелей
Нормальная эксплуатация тоннелей не всегда может быть обеспе­чена проведением ремонтных работ в процессе текущего содержания. В ряде случаев указанные выше в § 3 факторы, влияющие на состоя­ние тон

Особенности определения нагрузок на обделки при капитальном ремонте и реконструкции тоннелей
В общем случае на обделку железнодорожных тоннелей воздейст­вует три типа нагрузок: основные, дополнительные и особые. К основ­ным относятся нагрузки от горного давления, собственного веса об­делки

Особенности организации работ в эксплуатируемых тоннелях
Выполнение любых работ и других производственных процессов, связанных с ремонтом и реконструкцией действующих тоннелей, ос­ложняется влиянием ряда факторов, вызываемых их конструктивны­ми особеннос

Перекладка сводов и стен обделки
Полная или частичная перекладка элементов тоннельной обделки, выполняемая в порядке капитального ремонта тоннелей, как правило, не предусматривает их реконструктивных изменений или уси­лений, а име

Перекладка обратных сводов и водоотводных лотков
Перекладка обратных сводов. Перекладку пришедших в негодность обратных сводов тоннелей, выполняют под прикрытием разгрузочных инвентарных металлических пакетов с пониженной строительной высотой рас

Усиление существующей конструкции обделки
Возрастание величины нагрузок от горного давления, изменение их характера (односторонние, неравномерные, несимметричные и т. п.), потеря первоначальной несущей способности обделки, связанная с разл

Замена существующей обделки более мощной
Необходимость в полной замене существующей обделки или от­дельных ее элементов более мощной конструкцией возникает либо вследствие потери ею первоначальной несущей способности, либо в результате во

Сооружение обделки в эксплуатируемых безобделочных тоннелях
В сплошных крепких нетрещиноватых слабо выветривающихся и устойчивых породах тоннельную выработку в некоторых случаях в процессе строительства оставляют без обделки. Исключением яв­ляются лишь вход

Устранение негабаритности тоннелей
Устранение боковой негабаритности. Боковую негабарит- ность величиной до 5 см устраняют за счет стески кладки стен. Умень­шение толщины обделки более чем на 5 см приводит к появлению в ней деформац

Реконструкция однопутных тоннелей под двухпутное движение
При проектировании тоннельных сооружений на железнодорожных линиях, которые первоначально сдаются в эксплуатацию как однопутные, всегда следует рассматривать два возможных варианта их сооружен

Удлинение тоннеля
В результате недооценки ряда факторов, влияющих на устойчи­вость лобового откоса, а иногда и по соображениям прямой экономии при проектировании и строительстве, идут на укорочение тоннеля, отодвига

Раскрытие тоннеля в выемку
Рис. 77. Конструкция железобетонной галереи: 1 — засыпка; 2 — гидроизоляция; 3 — бетон; 4 — мятая глина; 5 —

Металлические кружала
Рис. 78. Выемка, раскрываемая взамен дефектного участка тоннеля: 1 — откосы выемки; 2 — разбираемая обделка т

Приспособления для установки кружал
Подмости для установки отдельных кружал механическим способом. Установку отдельных кружал на ремонтируемом участке тоннеля при незначительных объемах работ выполняют при помощи механического кружал

Передвижные подмости для ремонта и осмотра тоннелей
Подмости для ремонта однопутных тоннелей. Работы по ремонту обделки однопутных тоннелей выполняют с передвижных подмостей, смонтированных на двухосной железнодорожной платформе (рис. 84, а).

Механизмы для погрузочных и монтажных работ
Кран на железнодорожном ходу. Краны на железнодорожном ходу находят широкое применение не только на строительных площадках тоннельно-мостовых отрядов, но и непосредственно у портала реконструируемо

Общие сведения об осушении и гидроизоляции тоннелей
Как показал длительный опыт эксплуатации железнодорожных тоннелей, появление и развитие большинства дефектов, ухудшающих в значительной мере эксплуатационные характеристики сооружения, являются сле

Осушение горного массива
Поверхностный водоотвод. Назначение поверхностного водоотво­да состоит в быстром удалении воды с надтоннельной поверхности и исключении ее просачивания в глубь массива. Особое значение при­дают пов

Гидроизоляция тоннелей
Гидроизоляция обделки. Гидроизоляция обделки имеет цель создать водонепроницаемую конструкцию, способную воспринять гидростатическое давление и надежно защищающую внутритоннельное пространство от п

Основные направления в развитии метрополитенов
Работы по реконструкции тоннельных сооружений обычно возникают со временем вследствие изменения условий эксплуатации метрополитена, архитектурно-планировочных факторов, характера и объема пасс

Сооружение второго входа на эксплуатируемую станцию метрополитена
Обычно при росте объема пассажирских перевозок метрополитена в первую очередь возникает потребность в сооружении второго входа на эксплуатируемую станцию в связи с возросшим пассажирооборо- том это

Удлинение среднего и боковых тоннелей станции и раскрытие дополнительных проемов
Рост пассажирооборота станций метрополитена, помимо необхо­димости сооружения второго входа на станцию, требует увеличения числа проходов между боковыми тоннелями, в которых расположены пассажирски

Переустройство промежуточной станции в пересадочную
Переустройство промежуточной станции метрополитена в переса­дочную дает возможность пассажирам перейти на другую вновь возве­денную или реконструированную станцию другого направления, т. е. сделать

Сооружение камер съездов и дополнительных станций на перегонах
В связи с дальнейшим развитием метрополитенов крупных горо­дов возникает необходимость устройства на существующей сети новых дополнительных станций или различного рода ответвлений, требующих сооруж

Причины разрушения тоннелей в процессе их постройки и эксплуатации
В практике строительства и эксплуатации тоннелей иногда проис­ходят случаи разрушения тоннелей. Основными причинами разруше­ния тоннелей являются: неправильная оценка или недостаточное зна

Виды разрушений тоннелей
Рис. 100. Разрушение обделки тон­неля под влиянием подошвенного и бокового горного давления

Обделки и поперечные сечения временно восстанавливаемых тоннелей
В соответствии с характером и объемом разрушения тоннеля, а так­же видом его восстановления применяют краткосрочные, временные и капитальные несущие конструкции (обделки). Назначение таких обделок

Расчистка портальных завалов и восстановление входных участков тоннелей
Наиболее поврежденными при землетрясениях участками являют­ся входные участки тоннелей, пор­талы и подходные выемки. Восстановительные работы на­чинают обычно с расчистки под­ходных выемок

Способы восстановления отдельных участков тоннелей при завалах с отрывом и глухих завалах
Способы восстановления разрушенных участков тоннелей весьма разнообразны и зависят от конструкции тоннеля, характера его раз­рушения, вида восстановления и других конкретных условий. Опре­деляющим

Переход от временного восстановления тоннелей к капитальному
Капитальное восстановление тоннелей предусматривает полное устранение последствий разрушений на отдельных участках тоннеля и обеспечение условий нормальной его эксплуатации. Капитальное во

Капитальное восстановление тоннелей без осуществления промежуточных этапов работ
Капитальное восстановление тоннелей, осуществляемое без про­межуточных этапов работ, относят к разряду первоочередных восста­новительных работ. Такую организацию восстановления тоннелей применяют в

Источник

Оцените статью