Текущий ремонт топливораздаточных колонок
Виды ремонтов топливораздаточных колонок АЗС
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ существуют три вида ремонта колонок:
Текущий ремонт предусматривает частичную их разборку, восстановление или замену изношенных и поломанных деталей. Потребность в текущем ремонте выявляется при профилактическом обслуживании и в процессе эксплуатации. В процессе ремонта проводятся необходимые регулировочные работы.
Средний ремонт предусматривает замену или восстановление одного или нескольких узлов (агрегатов), а также базовых деталей с выполнением технологически более сложных, чем при текущем ремонте операций.
Текущий и средний ремонт проводятся непосредственно на месте установки колонки. При этом желательно не разбирать узел (агрегат), вышедший из строя, а заменять его новым, отремонтированным, из обменного фонда. При таком методе ремонт ускоряется, а вышедший из строя узел (агрегат) ремонтируется в более удобных условиях в мастерских.
Капитальный ремонт имеет целью восстановление всех технических параметров. При капитальном ремонте колонка подлежит полной разборке и ремонту или восстановлению всех узлов. Капитальный ремонт, как правило, ведется в мастерских или на заводе.
Текущий и средний ремонт обычно осуществляется силами слесарей-механиков, обслуживающих АЗС. Рабочее место слесаря-механика должно быть оборудовано всем необходимым для обеспечения качественного и быстрого проведения технического обслуживания и ремонта. На нем должен быть установлен слесарный верстак с тисками, стеллаж для хранения деталей и узлов, комплект слесарного, монтажного инструмента и приспособлений, образцовые мерники 2-го разряда вместимостью 10 и 50 л.
В интересах наиболее четкой организации и лучшего проведения ремонтных работ обычно придерживаются следующего порядка:
• установление последовательности разборки;
• разборка оборудования на узлы и детали;
• выявление характера и величины износа деталей, их отбраковка и определение деталей, подлежащих замене;
• выбор способов восстановления изношенных деталей;
• сборка узлов и оборудования с необходимой подгонкой;
• проверка, регулировка и тарировка.
Неисправности выявляют внешним осмотром оборудования и его отдельных узлов, опросом лиц, работающих на данном оборудовании, а также путем контрольного пуска колонки.
Источник
Текущий ремонт топливораздаточных колонок
Техническое обслуживание колонок проводят без вскрытия опломбированных механизмов. Следует предотвращать появление течи топлива и подсоса воздуха.
Не реже чем один раз в неделю следует промывать сетки фильтра, а при снижении производительности — Чаще.
Необходимо в процессе работы следить за герметичностью сальников насоса и счетчика жидкости, чистотой топлива и масел, поступающих в колонки, так как посторонние твердые частицы могут повредить или заклинить счетчик жидкости и тем самым вывести колонку из строя. В силу указанного необходимо следить за состоянием фильтра колонки, засоряющегося механическими частицами.
Колонка работает с постоянно заполненным раздаточным рукавом. Отсечной клапан раздаточного крана при неработающей колонке не должен допускать течи и даже капель.
Электродвигатели, пусковую аппаратуру и прочие электрические устройства осматривают и налаживают не реже одного раза в год. Профилактические осмотры электропроводок проводятся:
• при открытой прокладке изолированных проводок на роликах или изоляторах — один раз в месяц;
• при скрытой прокладке осмотр соединительных коробок один раз в три месяца;
• при прокладке проводов в изолированных трубках с металлической оболочкой — один раз в три месяца;
• при открытой прокладке освинцованных проводов один раз в три месяца;
• при прокладке проводов в стальных газовых трубах — один раз в три месяца.
Ремонтировать электрооборудование можно только при отсутствии напряжения в электрической цепи. Электрическое оборудование (электродвигатели, магнитные пускатели, выключатели, штепсельные розетки) не перегружается током выше допустимого значения, указанного в документации. У магнитных пускателей, рубильников и предохранителей осветительной и силовой сети наносятся четкие надписи с наименованием присоединения и указанием величины номинального тока.
Однопроволочные провода сечением до 10 мм2 и многопроволочные провода до 2,5 мм2 присоединяются к токоприемникам без наконечников; однопроволочные провода сечением более 10 мм2 и многопроволочные провода более 2,5 мм2 снабжаются наконечниками. На находящихся в эксплуатации электрических измерительных приборах должны быть клейма государственного поверителя.
Один раз в год измеряют сопротивления изоляции электрической сети. Сопротивление изоляции вновь смонтированных или прошедших капитальный ремонт элементов электрических сетей на участках между двумя смен-ными предохранителями должно быть не менее 1000 Ом на каждый вольт рабочего напряжения. Сопротивление в 500 Ом и менее считается недостаточным. При измерении сопротивления изоляции в силовых цепях приемники электроэнергии отключаются.
Электродвигатели с двойным напряжением 220/380 В, можно включить в сеть 220 В только при соединении обмоток статора в треугольник, а в сеть 380 В при соединение обмоток статора в звезду. Нарушение этого правила может привести к повреждению электродвигателя.
Не допускается устанавливать рубильники в среде, насыщенной парами, пылью, в местах не защищенных от атмосферных осадков, брызг воды, а также во взрывоопасной среде.
Указанные нормы позволяют организовать обслуживание и ремонт колонок по планово-предупредительной системе.
Техническое обслуживание колонок — это комплекс технологических операций, имеющих целью предупредить неисправности, что достигается периодическим контролем за чистотой и состоянием отдельных деталей, узлов и агрегатов и их своевременным креплением, регулировкой и смазкой.
Техническое обслуживание обеспечивает высокопроизводительную работу АЗС, уменьшает потребность в ремонтах, удлиняет срок службы, сокращает расход запасных частей и поддерживает оборудование в технически исправном состоянии.
Источник
Возможные неисправности ТРК и способы их устранения
Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
Производительность колонки меньше номинальной | 1. Ослабла пружина перепускного клапана. | Подтянуть пружину или заменить. |
2. Зависание одной-трех лопаток ротора насоса. | Промыть лопатки и проверить свободное движение их в пазах. | |
3. Износились торцы лопаток ротора насоса. | Заменить лопатки. | |
4. Износились ротор, крышки и корпус насоса. | Заменить детали на новые или восстановить изношенные детали. | |
5. Износ рабочего колеса. | Заменить рабочее колесо. | |
6. Засорилась сетка фильтра. | Промыть стакан фильтра. | |
После непродолжительной остановки колонка не засасывает топливо | Не работает приемный клапан резервуара. | Промыть и притереть седло к клапану, а в случае шарикового клапана, выровнять кромку и притерать шарик. |
Насос внезапно прекратил подачу топлива | Лопнула пружина перепускного клапана. | Заменить пружину. |
Заклинило насос | Рассыпался шарикоподшипник. | Заменить шарикоподшипник. |
В индикаторе проходят пузырьки воздуха и газа | 1. Негерметичность во всасывающем трубопроводе. | Проверить герметичность всасывающего трубопровода и устранить неисправность. |
2. Засорилось отверстие в штуцере газоотделителя. | Прочистить отверстие. | |
Не держится уровень топлива в индикаторе | Неисправен верхний обратный клапан. | Подогнать, а в случае необходимости заменить тарелку клапана, проверить плотность ее прилегания к седлу. |
Погрешность выдаваемой дозы топлива превышает допустимую | Нарушена регулировка счетчика жидкости. | Провести тарировку колонки. |
Колонка передает топливо, не тарируется | 1. Сработалось зеркало золотника. | Выровнять сопрягающиеся плоскости и притереть. |
2. Износились уплотнительные поршневые манжеты. | Заменить манжеты | |
3. Износились овальные шестерни. | Заменить шестерни на новые. | |
Электродвигатель не набирает номинального числа оборотов | 1. Электродвигатель перегружен в результате заеданий в насосе или в соединении его с двигателем. | Снять насос, проверить на легкость вращения и устранить заедание. |
2. Напряжение электросети ниже номинального. | Принять меры к повышению напряжения в сети. | |
Электродвигатель гудит, но не вращается | Нет одной фазы в подводящей электросети. | Проверить целостность предохранителей на щите, сгоревший заменить. |
Продолжение таблицы 3.17
Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
Вал счетчика жидкости вращается, а счетное устройство не работает | 1. Нарушено соединение муфты счетчика жидкости и счетного устройства (сломан или выпал штифт муфты). | Поставить штифт. |
2. Нарушено соединение передающих шестерен в результате выпадения штифта или отхода гитары. | Поставить штифт, отрегулировать и закрепить гитару шестерен. | |
3. Заклинило пару шестерен. | Отрегулировать свободный ход шестерен, а в случае износа заменить шестерни. | |
Подтекание топлива через сливную трубку раздаточного крана при открытом положении ручного клапана и при отсутствии напора топлива в колонке | 1. Засорен отсечной клапан. | Отрегулировать клапан. |
2. Повреждена поверхность тарелки отсечного клапана. | Заменить тарелку отсечного клапана. | |
3. Недостаточно затянута пружина отсечного клапана. | Подтянуть пружину регулировочной гайкой. | |
4. Зависание штока отсечного клапана. | Устранить зависание. | |
Подтекание топлива через сливную трубку при закрытом положении ручного клапана | 1. Засорился ручной клапан. | Промыть клапан. |
2. Повреждена поверхность тарелки ручного клапана. | Заменить тарелку. | |
3. Зависание штока ручного клапана. | Устранить зависание. | |
Отсечной клапан раздаточного крана не открывается при давлении свыше 0,02 МПа | Неправильная регулировка отсечного клапана; пружина отсечного клапана сильно затянута. | Вращением гайки отрегулировать открытие отсечного клапана. |
Из атмосферной трубки поплавковой камеры газоотделителя вместе с воздухом идет топливо | 1. Лопнул или нарушена герметичность поплавка в газоотделителе или поплавковой камере. | Заменить или запаять поплавок. |
2. Неисправна запорная игла поплавка газоотделителя. | Исправить иглу. | |
Перегрев подшипника, часто сопровождающийся шумом | 1. Загрязнен подшипник или смазка. | Промыть подшипник, заменить смазку. |
2. Велика нагрузка на подшипник. | Проверить соединение электродвигателя с насосом. | |
Вибрация электродвигателя | Дефект соединения электродвигателя с насосом. | Проверить соединение и крепление электродвигателя и насоса. |
Электродвигатель перегревается | Напряжение электросети выше номинального. | Принять меры к снижению напряжения электросети до нормы |
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ существуют три вида ремонта колонок:
Текущий ремонт предусматривает частичную их разборку, восстановление или замену изношенных и поломанных деталей. Потребность в текущем ремонте выявляется при профилактическом обслуживании и в процессе эксплуатации. В процессе ремонта проводятся необходимые регулировочные работы.
Средний ремонт предусматривает замену или восстановление одного или нескольких узлов (агрегатов), а также базовых деталей с выполнением технологически более сложных, чем при текущем ремонте операций.
Текущий и средний ремонт проводятся непосредственно на месте установки колонки. При этом желательно не разбирать узел (агрегат), вышедший из строя, а заменять его новым, отремонтированным, из обменного фонда. При таком методе ремонт ускоряется, а вышедший из строя узел (агрегат) ремонтируется в более удобных условиях в мастерских.
Капитальный ремонт имеет целью восстановление всех технических параметров. При капитальном ремонте колонка подлежит полной разборке и ремонту или восстановлению всех узлов. Капитальный ремонт, как правило, ведется в мастерских или на заводе.
Текущий и средний ремонт обычно осуществляется силами слесарей- механиков, обслуживающих АЗС. Рабочее место слесаря-механика должно быть оборудовано всем необходимым для обеспечения качественного и быстрого проведения технического обслуживания и ремонта. На нем должен быть установлен слесарный верстак с тисками, стеллаж для хранения деталей и узлов, комплект слесарного, монтажного инструмента и приспособлений, образцовые мерники 2-го разряда вместимостью 10 и 50 л.
В интересах наиболее четкой организации и лучшего проведения ремонтных работ обычно придерживаются следующего порядка:
· установление последовательности разборки;
· разборка оборудования на узлы и детали;
· выявление характера и величины износа деталей, их отбраковка и определение деталей, подлежащих замене;
· выбор способов восстановления изношенных деталей;
· сборка узлов и оборудования с необходимой подгонкой;
· проверка, регулировка и тарировка.
Неисправности выявляют внешним осмотром оборудования и его отдельных узлов, опросом лиц, работающих на данном оборудовании, а также путем контрольного пуска колонки.
МАСЛОРАЗДАТОЧНЫЕ КОЛОНКИ
3.3.1. УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ
Требования к маслораздаточным колонкам определены ГОСТом 4.103: номинальный расход масла должен обеспечиваться при высоте всасывания не менее 3 м, высоте раздаточного крана над уровнем земли до 2 м и расположении отдельных блоков колонки на расстоянии до 20 м; тонкость фильтрования должна составлять 250 мкм.
Маслораздаточную колонку с насосной установкой монтируют в отапливаемом помещении, поскольку они могут работать лишь при температуре не ниже +8°С.
Колонка состоит из (рис. 3.13):
· раздаточного крана с рукавом.
СЧЕТЧИК МАСЛА — поршневого типа, четырехцилиндровый. Предназначен для измерения и учета количества выданного масла по показаниям стрелок и суммарного счетчика. За один полный оборот большой стрелки выдается 1 л, а за один полный оборот малой стрелки — 10 л масла. Итоговые результаты выдачи показывает суммарный счетчик роликового типа с максимальным пределом измерения 999,9 л. После каждой выдачи стрелки вручную устанавливают в нулевое положение.
НАСОСНАЯ УСТАНОВКА состоит из шестеренчатого насоса, приводимого в действие электродвигателем, гидравлического аккумулятора, фильтра, автоматического выключателя с манометром, обратного и предохранительного клапанов. Весь агрегат смонтирован на чугунной плите. На всасывающем трубопроводе установлен клапан с грубым сетчетым фильтром. Основной фильтр смонтирован на нагнетательной линии насоса. В фильтре имеется пробка для слива масла из системы и удаления воздуха из всасывающей магистрали.
Гидравлический аккумулятор соединен трубопроводом с автоматическим выключателем плунжерного типа, который служит для автоматического управления электродвигателем в процессе работы насосной установки.
Манометр предназначен для контроля давления в аккумуляторе и для регулировки автоматического выключателя и предохранительного клапана.
Электрический двигатель включается и выключается автоматически с помощью магнитного пускателя.
Предохранительный клапан регулируется в пределах 1,6. 1,7 МПа для предохранения гидравлической системы в случае неисправности автоматического выключателя.
При выдаче масла, давление в системе поддерживается 1,2. 1,3 МПа. При прекращении выдачи, когда клапан раздаточного крана закрыт, давление в системе возрастает до 1,4. 1,5 МПа. При этом контакты автоматического выключателя размыкаются и электродвигатель останавливается. Давление в системе при этом поддерживается гидравлическим аккумулятором. При повторной выдаче масла, когда клапан раздаточного крана открыт, масло сначала выдается за счет давления в гидравлическом аккумуляторе. Давление в системе при этом падает. При понижении давления до 0,8. 1,0 МПа контакты автоматического выключателя вновь замыкаются и включают электродвигатель насоса.
Для заполнения гидравлической системы маслом и удаления из нее воздуха, следует вывернуть пробку из тройника всасывающего трубопровода и залить масло через отверстие во всасывающий трубопровод и насос. Затем следует завернуть эту пробку, а пробку фильтра отвернуть на 2-3 оборота и включить насосную установку.
Рис. 3.13. Технологическая схема малораздаточной колонки:
1 — манометр; 2 — автоматический выключатель; 3 — предохранительный клапан; 4 — счетчик; 5 — фильтр-сетка; 6 — раздаточный кран с рукавом; 7 — шестеренчатый насос; 8 — электродвигатель;
9 — обратный клапан; 10- гидравлический аккумулятор; 11 — фильтр; 12- корпус колонки
Особенности монтажа:
· насосная установка монтируется в непосредственной близости от резервуара с маслом в помещении, обеспечивающем температуру не ниже +17 °С;
· место расположения насосной установки должно обеспечить минимальную высоту всасывания и устойчивую работу при температуре +8 °С;
· гидравлическая система заполняется маслом, для чего необходимо: вывернуть пробку из тройника всасывающего трубопровода и залить масло, завернуть пробку на тройнике и вывернуть пробку на фильтре на 2-3 оборота, включить установку до поступления из фильтра чистого без пузырьков воздуха масла, и завернуть пробку.
После монтажа маслораздаточную колонку проверяют на герметичность, точность отпуска масла и производительность.
Подготовка к работе:
· заполнить гидравлическую систему маслом и удалить воздух; для этого следует вывернуть пробку из тройника всасывающего трубопровода и залить масло;
· завернуть пробку и отвернуть на 2-3 оборота пробку фильтра;
· включить насосную установку;
· после того, так масло пойдет ровной струей, без пузырьков воздуха, т.е. после заполнения гидравлической системы маслом электрический двигатель автоматически выключается;
· удалить воздух из счетчика, для чего: снять крышку маслоколонки и вывернуть на 3-4 оборота пробку, расположенную в вертикальной плоскости блока между двумя верхними цилиндрами; после того, как масло без воздуха пойдет, пробку завернуть. При закрытом запорном клапане раздаточного крана давление в системе не должно падать;
· включить колонку и убедиться в исправной работе насоса, счетчика и раздаточного крана.
При пробном пуске следует учитывать, что суммарный счетчик показывает нарастающий итог отпущенного масла и возврату в исходное положение не подлежит.
Обслуживающему персоналу необходимо проверить места соединений и уплотнений и в случае подтекания масла устранить течь.
Запрещается эксплуатировать колонку с погрешностью счетчика более нормы установленной эксплуатационной документацией.
Порядок отпуска масла:
· установить нулевое положение;
· извлечь раздаточный кран из отверстия корпуса колонки и вставить его наконечник в горловину картера. Нажатием на рукоятку раздаточного крана открыть запорный клапан и произвести заправку;
· контроль за количеством выданного масла осуществляется наблюдением за показаниями стрелок счетного устройства;
· электродвигатель останавливается автоматически после отпуска нужной дозы и закрытии запорного клапана;
· после окончания выдачи масла раздаточный кран вставить в отверстие корпуса колонки.
Возможные неисправности колонок и способы их устранения приведены в табл. 3.18.
Источник