Текущий ремонт целевые денежные средства

Аналитический учёт УК по счёту 90

Управляющие компании предоставляют коммунальные услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД на основании договора управления. У бухгалтеров и экономистов управляющих организаций зачастую возникает вопрос, как правильно вести учёт выручки в бухгалтерском и налоговом учёте по счёту 90 «Продажи»? Постараемся в сегодняшней статье в этом разобраться.

Стоимость договора управления

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, аналитический учёт по счёту 90 «Продажи» должен вестись раздельно, то есть, по каждому виду выполненных работ и оказанных услуг.

В платёжных документах выполненные работы и оказанные услуги по договору управления детализируются специалистом УК на его усмотрение. Необходимо ли обеспечивать соответствие видов доходов в бухгалтерском учёте строкам в платёжных квитанциях?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к понятию стоимости договора управления МКД (п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ). Правила проведения открытого конкурса (ПП РФ №75 от 06.02.2006 года) определяют цену договора управления как сумму, подлежащую уплате в течение месяца. Иными словами, это сумма платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД и коммунальные услуги по всему дому.

Правила содержания общего имущества в МКД (ПП РФ №491 от 13.08.2006 года) определяют цену договора управления как размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Читайте также:  Прогрессивные технологии ремонта пути

Что касается жилищного законодательства, то в ЖК РФ определены 2 крупных составляющих договора, на основании которых выделяются два вида платежа с особыми принципами расчёта:

  • плата за коммунальные услуги (ст.157);
  • плата за содержание жилого помещения (ст.156).

Содержание жилого помещения отличается от предоставления коммунальных услуг. Следовательно, во избежание расхождений с Инструкцией по применению Плана счетованалитический учёт доходов в управляющей компании должен вестись раздельно для коммунальных услуг и работ по содержанию жилого помещения.

Что касается последующей детализации аналитического учёта по счёту 90, то в бухгалтерском законодательстве нет таких рекомендаций. Но в ПБУ «Доходы организации», сказано, что «если договор содержит элементы нескольких сделок, для целей признания выручки в бухгалтерском учёте, в договоре выделяются соответствующие части, к каждой из которых применяются и условия признания выручки в бухгалтерском учёте».

При заключении договора управления УК должна оценить работы и услуги, которые должны по нему оказываться. В договоре управления указаны работы и услуги, которые управляющая организация обязуется оказывать собственникам помещений в МКД. Договор управления МКД по требованию закона и правоприменительной практики (Постановление Президиума ВАС РФ №6464/10 от 29.09.2010 года) обязывает УК выполнять все работы и услуги для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД.

В соответствии с п.31 МСФО 15УК должна признавать выручку, когда она выполняет работы и оказывает услуги по договору управления МКД. Для каждой отдельной обязанности к исполнению (например, для сезонных работ по подготовке МКД к отопительному сезону) выручка признается по-разному.

Данным правилом нельзя пренебрегать, поскольку именно оно является основополагающим при ведении аналитического учёта по счёту 90. Таким образом, все работы и услуги, имеющие различные периоды выполнения и предоставления, должны отражаться на счёте отдельно.

Коммунальные услуги

Коммунальные услуги предоставляются непрерывно круглосуточно в течение года (за исключением отопления). В общем случае можно отражать доходы и расходы по всем видам коммунальных услуг суммарно, без детализации по видам.

Но в таком случае возникает вопрос, связанный с раскрытием информации по Стандарту в части соотношения стоимости коммунальных услуг и коммунальных ресурсов. Поэтому аналитический учёт в управляющей компании по счёту 90 подразумевает под собой раздельное отражение выручки и расходов по видам коммунальных услуг.

Содержание и текущий ремонт общего имущества

Услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества состоит из нескольких работ. Услуги по содержанию жилого помещения отличаются от работ по текущему ремонту общего имущества. Однако, бывают случаи, когда размер платы устанавливается без детализации по указанным составляющим.

Предметом выполнения работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту является общее имущество в МКД. Иными словами, собственникам помещений в МКД должно быть не принципиально, какие мероприятия обеспечивают надлежащее состояние общего имущества. Главное, чтобы жилое помещение содержалось в надлежащем состоянии.

Исходя из этого можно предположить, что услуги содержания и текущего ремонта являются неотличимыми. Следовательно, по ним можно не вести раздельный учёт доходов по счёту 90. Но это в корне неверно, поскольку в содержание общего имущества входят одни группы работ, а в текущий ремонт жилого помещений — совершенно другие мероприятия.

Виды услуг по содержанию общего имущества

Ещё один спорный момент касается того, должна ли управляющая организация показывать отдельно выручку по некоторым элементам содержания общего имущества в МКД. Ведь зачастую в отдельных строках квитанции на оплату потребителям прописывают плату за обслуживание домофона, лифта, внутридомового газового оборудования.

Конечно, каждой услугой собственник пользуется отдельно. Поэтому при утверждении условий договора управления следует определить и прописать перечень всех мероприятий, входящих в состав платы за содержание общего имущества, вместе с периодичностью их проведения и стоимостью. Если какая-то из услуг оказана ненадлежащего качества или с нарушением сроков, то размер платы за неё должен быть снижен.

Но, несмотря на это, все эти мероприятия составляют целостный комплекс мероприятий, входящих услугу по содержанию общего имущества в МКД (ПП РФ №290 от 03.04.2013 года). Поэтому отдельные работы в составе услуги по содержанию общего имущества не являются отличимыми. Следовательно, по правилам бухгалтерского учёта доход от содержания общего имущества отражается целиком без разбивки по субсчетам.

Услуги по содержанию общего имущества и управлению МКД

Кроме содержания и текущего ремонта общего имущества деятельность УК по договору включает услуги управления МКД. Возникает вопрос, необходимо ли формировать выручку от оказания этих услуг отдельно от выручки от содержания общего имущества?

Услуга управления является обязательной по договору управления МКД и тесно взаимосвязана с содержанием общего имущества и предоставлением коммунальных услуг. Поэтому услуга по управлению МКД и работы по содержанию общего имущества в доме не являются отличимыми. Следовательно, выручка по этим услугам может отражаться суммарно.

Льготы по НДС

В соответствии с п.4 ст.149 НК РФ, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, он должен вести их раздельный учёт для применения налогового вычета по приобретениям, использованным в облагаемых НДС операциях (п.4 ст.170 НК РФ, Постановление АС СЗО от 19.03.2015 по делу №А56-27774/2014). Но в Налоговом Кодексе РФ не указана ответственность за отсутствие раздельного учёта в отношении не облагаемых НДС операций (Постановление АС МО от 26.02.2015 №Ф05-16994/2014).

Согласно п.7 ст.166 НК РФ НДС исчисляется на основании данных бухгалтерского учёта. Поэтому для применения льгот по НДС (пп.29, 30 п.3 ст.149 НК РФ), УК должна обеспечить:

  • раздельный учёт облагаемых и не облагаемых налогом операций;
  • в рамках облагаемых НДС операций наглядность соответствия стоимости приобретённых и оказанных услуг и работ.

Если УК отказалась от налоговых льгот, на неё всё равно распространяется пп.1 п.3 ст.162 НК РФ. Положения этой статьи гласят, что в налоговую базу не включаются денежные средства, идущие на текущий ремонт общего имущества в МКД. Поэтому расчёты по текущему ремонту рекомендуется отражать отдельно.

Целевое финансирование

Согласно пп.14 п.1 ст.251 НК РФ денежные средства собственников помещений в МКД, поступающие на счета УК на финансирование текущего ремонта общего имущества в доме, считаются средствами целевого финансирования. Обязательным требованием к налогоплательщикам, получившим такие средства, является необходимость вести раздельный учёт доходов и расходов в рамках целевого финансирования.

Для ведения правильного бухгалтерского учёта нужно сразу разграничивать средства целевого финансирования и остальные поступления. Например, средства для финансирования текущего ремонта общего имущества в МКД должны быть обособлены в целях налогообложения прибыли.

Раскрытие информации

До 31 марта 2016 года управляющие компании должны разместить на портале Реформа ЖКХ, сайте УК и в печатной форме на информационных стендах в офисе организации годовой отчёт за 2015 год по форме 2.8. Этого требует жилищное законодательство (ч.10 ст.161 ЖК РФ), Стандарт раскрытия информации (ПП РФ №731 от 23.09.2010 года) и Приказ Минстроя РФ №882/пр.

УК в своём годовом отчёте по форме 2.8 должна раскрыть информацию о суммах, начисленных потребителям за прошедший год, с разбивкой:

  • по каждой коммунальной услуге;
  • на содержание общего имущества дома;
  • на текущий ремонт;
  • на услуги управления.

Сотрудник, ответственный за заполнение этой формы отчётности, может взять сведения из бухгалтерских регистров. Поэтому аналитический учёт по счёту 90 должен обеспечить необходимую для отчётности детализацию.

Также в форме 2.8 присутствует требование о необходимости размещать сведения о годовой фактической стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме. Это, в свою очередь, тоже указывает на обязательность детализации статей доходов от выручки по содержанию общего имущества. Если же у вас таких данных нет, то их всегда можно взять из первичных документов бухгалтерского учёта.

Для требований Стандарта раскрытия информации и сдачи годового отчёта УК за прошедший год по форме 2.8 достаточно отделить коммунальные услуги от услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества. При разработке учётной политики управляющей организации необходимо аккумулировать и отражать по счетам информацию бухгалтерского учёта так, чтобы в любой момент извлечь необходимые сведения без проблем.

Источник

Министерство финансов Российской Федерации: Письмо № 03-03-06/1/530 от 09.10.2012

Вопрос: ООО осуществляет управление жилым фондом на основании договоров управления и просит разъяснить порядок применения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

1. ООО от имени собственников помещений в многоквартирном доме и по их поручению заключает договоры аренды общего имущества дома. По решению собственников, 80% полученных доходов от аренды направляется на выполнение работ по текущему ремонту общего имущества дома.

Фактически, денежные средства хоть и поступают на расчетный счет управляющей компании от арендаторов, но являются средствами, принадлежащими собственникам дома, направляемым по целевому назначению — на ремонт.

Являются ли эти средства целевыми в смысле применения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ?

2. ООО в составе платы за содержание и ремонт жилья получает денежные средства от нанимателей жилых помещений на текущий ремонт. Ведение раздельного учета организовано в бухгалтерском учете на счете 86 «Целевое финансирование» и базируется на расшифровке ставки оплаты. Данные средства расходуются только на ремонт.

Являются ли средства, полученные от нанимателей жилых помещений на текущий ремонт, целевыми в смысле применения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ?

3. Арендаторы нежилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, перечисляют средства по договорам долевого участия в расходах по содержанию и ремонту общего имущества дома.

Являются ли средства, полученные от арендаторов помещений и направленные на ремонт, целевыми в смысле применения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов управляющей компании в виде средств на проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и сообщает следующее.

Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на прибыль организаций для российских организаций признается прибыль, исчисляемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Доходы и расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, определяются с учетом положений главы 25 Кодекса. Расходы должны соответствовать требованиям, определенным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Исчерпывающий перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Кодекса.

В частности, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса в целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

Исходя из изложенного денежные средства, поступающие управляющей организации от арендаторов общего имущества многоквартирного дома, от нанимателей жилых помещений на условиях социального найма в рамках договора управления многоквартирным домом и (или) договора долевого участия в расходах по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не указаны в статье 251 Кодекса в качестве средств целевого финансирования.

При этом расходы управляющей организации при условии их соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 Кодекса, также учитываются в целях налогообложения прибыли.

В случае оказания услуг по управлению многоквартирным домом на условиях агентских договоров следует учитывать положения подпункта 9 пункта 1 статьи 251 и пункта 9 статьи 270 Кодекса, согласно которым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы (расходы) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) поверенному (переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным) в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет возмещения (оплаты) затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Источник

Оцените статью