- Текущий ремонт здания памятника
- Работы по текущего ремонту здания — памятника культурного наследия проводятся согласно смете. Работы освобождены от уплаты НДС по пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ. Стоимость работ по смете — 317 661 руб., в том числе компенсация НДС на материалы — 41 208 руб. Подрядчик находится на УСН, освобожден от уплаты НДС. Как указать стоимость договора в контракте? Надо ли уменьшать сумму сметы на сумму НДС на материалы, если подрядчик не является плательщиком НДС?
- Текущий ремонт здания памятника
Текущий ремонт здания памятника
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Работы по текущего ремонту здания — памятника культурного наследия проводятся согласно смете. Работы освобождены от уплаты НДС по пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ. Стоимость работ по смете — 317 661 руб., в том числе компенсация НДС на материалы — 41 208 руб. Подрядчик находится на УСН, освобожден от уплаты НДС.
Как указать стоимость договора в контракте? Надо ли уменьшать сумму сметы на сумму НДС на материалы, если подрядчик не является плательщиком НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Компенсация уплаченного подрядчиком НДС за приобретенные материалы включается в смету и в контракт на выполнение подрядных работ.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что организации и индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст.ст. 161 и 174.1 НК РФ (не имеющих отношения к рассматриваемой ситуации) (п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).
Из положений п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ, а также п. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ следует, что организации и ИП, применяющие УСН и не являющиеся плательщиками НДС, дополнительно к цене реализуемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не должны предъявлять к оплате покупателю соответствующую сумму НДС и, соответственно, выставлять ему счет-фактуру.
Отношения между заказчиком и подрядчиком регулируются, в частности, главой 37 ГК РФ.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
К отношениям сторон по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяются специальные нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, общие положения о договоре подряда параграфа 1 главы 37 ГК РФ (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
Как следует из ст. 768 ГК РФ, в части, не урегулированной ГК РФ, эти отношения регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (п. 1 ст. 709 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
Цена работы может быть определена путем составления сметы.
В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (п. 3 ст. 709 ГК РФ).
Пункт 1.2 Методических указаний МДС 81-25.2001 по определению величины сметной прибыли в строительстве, принятых постановлением Госстроя РФ от 28.02.2001 N 15 (далее — МДС 81-25.2001), предусматривает, что в составе норматива сметной прибыли учитываются затраты в том числе на отдельные федеральные, региональные и местные налоги. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2 к МДС 81-25.2001 (п. 1.3 МДС 81-25.2001). НДС, уплаченный подрядной организацией, в указанном приложении не поименован.
До 5 октября 2020 года для определения сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных работ применялась Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1) (далее — Методика).
В п. 4.100 Методики приведен порядок включения средств по уплате НДС в сметную документацию. Так, в общем случае сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством РФ, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой под наименованием «Средства на покрытие затрат по уплате НДС».
В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством РФ установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.
Применяя УСН, организация-подрядчик продолжает оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, субподрядным организациям и другим организациям. При этом «входной» НДС к вычету не принимает, так как не является плательщиком этого налога. В подобной ситуации затраты на уплату подрядчиком НДС определяются по расчету в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ (письмо Минрегионразвития России от 08.10.2010 N 10463-08/ИП-05). Пример расчета затрат на уплату НДС для включения в сметную документацию при применении УСН приведен в приложении к письму Госстроя России от 06.10.2003 N НЗ-6292/10.
При составлении сметы учитываются все затраты подрядной организации по выполнению работ. Согласно письму Госстроя от 06.10.2003 N НЗ-6292/10 организация, применяющая УСН, изначально должна включить в смету стоимость материалов без учета НДС, а уже затем методом предложенного Госстроем расчета вывести сумму НДС, которая и подлежит оплате заказчиком в соответствии с утвержденной сметой. При этом сумма НДС, выделенная подрядной организацией в смете затрат, является одной из расходных позиций. Правомерность выделения в смете компенсации НДС подтверждается уже поименованным выше письмом Минрегионразвития России от 08.10.2010 N 10463-08/ИП-05).
Таким образом, выделенная подрядчиком в сметном расчете сумма НДС является одной из расходных статей (затрат), формирующих стоимость выполненных работ (цены договора), а не суммой НДС, исчисленной со стоимости выполненных подрядчиком работ в порядке, установленном п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 168 НК РФ (смотрите также постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 N 08АП-10887/16, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 N 04АП-4594/13, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 N 13АП-31499/15, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 N 15АП-16302/14).
Поскольку подрядчик применяет УСН и не является плательщиком НДС, то он не предъявляет заказчику к стоимости выполненных работ сумму НДС и не выставляет счет-фактуру, соответственно, данную сумму налога организация-заказчик к вычету не принимает.
С 5 октября 2020 года применяется Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвржденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.08.2020 N 421/пр (далее — Методика определения).
Согласно п. 142 Методики определения за итогом глав сводного сметного расчета приводятся резерв средств на непредвиденные работы и затраты и сумма НДС.
За итогом сводного сметного расчета приводится сумма НДС, принимаемого в размере, установленном законодательством РФ (п. 180 Методики определения).
Расчет суммы НДС выполняется от итогов глав 1-12 сводного сметного расчета с учетом резерва средств на непредвиденные работы и затраты, за исключением стоимости работ и услуг, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ. Полученная сумма НДС показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 (п. 181 Методики определения).
Из текста Методики определения прямо не следует, что в сметную документацию включаются средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материалов (также и в тех случаях, когда подрядчик не исчисляет НДС со стоимости своих работ).
Вместе с тем поскольку при составлении сметы учитываются все затраты подрядной организации по выполнению работ, считаем правомерным включение в смету (и, соответственно, в контракт) компенсации сумм НДС, уплаченных подрядчиком поставщикам материалов, в рамках выполнения им строительных или ремонтных работ.
Но это справедливо только в случае, если стоимость материалов выделена отдельно (соответственно, и сумма НДС, относящаяся к этим материалам) и не включена в стоимость работ подрядчика (смотрите постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 N 11АП-216/17, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 N 08АП-10945/14).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации «Содружество» Иванкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
24 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Текущий ремонт здания памятника
Статья 42. Ремонт памятника
Комментарий к статье 42
1. Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов, возникающих при проведении ремонтных работ в целях сохранения памятников истории и культуры. Отношения, возникающие в результате их осуществления, регулируются помимо комментируемого Закона также гражданским и градостроительным законодательством Российской Федерации.
Ремонт памятника является одним из видов работ по сохранению объекта культурного наследия и предполагает проведение комплекса различных мероприятий, направленных на поддержание памятника в эксплуатационном состоянии, включающих научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (см. п. 1 комментария к ст. 40).
Главной особенностью ремонтных работ в соответствии с комментируемой статьей является их цель — поддержание памятника в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Ремонт проводится в целях компенсации физического и морального износа объекта, приведения исторического здания (сооружения) или его отдельных конструктивных элементов в первоначально существующее техническое состояние или восстановления изношенных элементов здания (сооружения) проектными решениями, реализованными в процессе реставрации и приспособления к современному использованию (см. Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия, в целях сохранения объектов культурного наследия в процессе современного использования ).
———————————
Официальный сайт Министерства культуры РФ. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017/07_03_2017_02.pdf (дата обращения: 1 августа 2017 г.).
Законодательством не раскрывается понятие «эксплуатационное состояние памятника». В данном случае можно говорить о работоспособном техническом состоянии объекта культурного наследия, то есть такой категории технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности.
Эксплуатация объекта культурного наследия включает в себя комплекс работ по содержанию, обслуживанию и ремонту здания (сооружения), являющегося объектом культурного наследия. Эксплуатация предполагает техническое обслуживание, санитарное содержание здания (сооружения), проведение ремонтных работ с учетом требований действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и в соответствии с охранными обязательствами.
При эксплуатации, использовании объектов культурного наследия следует соблюдать правовой режим, установленный действующим законодательством, направленный на их сохранение с целью обеспечения неизменности облика и интерьера данных объектов культурного наследия, индивидуальные особенности которых послужили основанием для включения их в ЕГРОКН в качестве таковых объектов.
В процессе эксплуатации лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, осуществляется эксплуатационный контроль (ч. 9 ст. 55.24 ГрК РФ). Положениями ст. 55.25 ГрК РФ регламентирован правовой статус лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения. Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Необходимость в ремонте памятника подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия), который составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения. В таком акте фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.
Согласно разъяснениям Министерства культуры РФ к ремонтным работам относятся, в частности, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения — оборудование, улучшающее показатели (см. письмо Минкультуры России от 24 мая 2014 г. N-106-01-39/12-ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах»).
Конкретные виды и состав работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника, должны быть определены в специальном документе (задании), выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. При этом допускается состав, виды и объемы работ по ремонту объекта культурного наследия определять актом технического состояния объекта культурного наследия, составляемого собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия с привлечением экспертов, аттестованных в установленном законодательством порядке, с приложением фотографических материалов, подтверждающих необходимость проведения ремонта.
2. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе и ремонтных работ, регламентирован ст. 45 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье).
Работы по ремонту должны выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и опыт проведения реставрационных работ.
Ремонт памятников проводится при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника.
Приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г. N 683 утвержден Административный регламент предоставления Министерством культуры РФ государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.
Приказом Минкультуры России от 30 июля 2012 г. N 811 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Проектную документацию для проведения ремонтных работ необходимо разработать вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности (см. ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 593-ст)). Проектная документация выполняется на основе научно-исследовательской и изыскательской документации и содержит текстовые и графические материалы, а также определяющие архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и инженерно-технологические решения для обеспечения выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия. После проведения всех предусмотренных законодательством согласований и государственной экспертизы один экземпляр проектной документации направляется в орган охраны объектов культурного наследия.
Проведение ремонтных работ может быть предусмотрено требованиями к содержанию конкретного объекта культурного наследия, которые в соответствии с Приказом Минкультуры России от 1 июля 2015 г. N 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» включаются в охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и заполняются в соответствии со ст. 47.3 комментируемого Закона.
В охранном обязательстве закрепляются обязанности по содержанию и сохранению конкретного объекта культурного наследия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Собственник или иной законный владелец не вправе производить самостоятельно какие-либо изменения в данном ему объекте культурного наследия. Например, нельзя без соответствующего разрешения и согласования выполнять перепланировку, косметический ремонт, капитальный ремонт объекта культурного наследия. В противном случае орган по охране объекта культурного наследия вправе обратиться с требованием (в том числе и в суд) об устранении произведенных изменений за свой счет и в жесткие сроки. Ненадлежащее исполнение обязанностей влечет административную и уголовную ответственность. Требования к форме, содержанию охранного обязательства объекта культурного наследия регламентированы ст. 47.6 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье). Описание предмета охраны объекта культурного наследия содержится в паспорте объекта культурного наследия (ст. 21 комментируемого Закона), который является неотъемлемой частью охранного обязательства. Следует отметить, что в ходе проведения ремонтных работ могут возникнуть случаи, когда характеристики, указанные в предмете охраны объекта культурного наследия, потребуют расширения. Такие изменения следует в установленном порядке зафиксировать.
Таким образом, ремонт памятников осуществляется с учетом требований, содержащихся в конкретном охранном обязательстве объекта культурного наследия, при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта, а также с учетом результатов экспертизы.
Пример: ООО «Кастл» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области (далее — Инспекция) о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области.
Как следует из материалов дела, Инспекцией было выявлено, что Общество, являясь собственником помещений первого этажа объекта культурного наследия регионального значения Ольгинской женской гимназии, осуществляло ремонтные работы (ремонт напольного покрытия, стен, потолка внутренних помещений правого крыла в здании) без получения соответствующего разрешения и задания на производство работ органа охраны объектов культурного наследия, а также при отсутствии согласования проводимых работ с Инспекцией, что является нарушением требований п. п. 2 и 4 ст. 35, п. 1 ст. 45 комментируемого Закона. По мнению Инспекции, в связи с неполучением Обществом разрешения на проведение ремонтных работ и отсутствием согласования проводимых работ с Инспекцией данные работы могут представлять угрозу ухудшения состояния объекта культурного наследия — Ольгинской женской гимназии, нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия. Обществу было вынесено предписание о необходимости приостановления работ.
Признавая данное требование Инспекции незаконным, суды провели анализ охранного обязательства по данному недвижимому памятнику истории и культуры. В нем указывалось, что Общество обязалось не производить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия (предмет охраны фиксируется актом технического состояния, составляющим неделимое целое с охранным обязательством) без согласования с Комитетом. Согласно имеющемуся в материалах дела акту технического состояния памятника предметом охраны объекта культурного наследия — Ольгинской женской гимназии является фасад здания (внешние архитектурно-конструктивные элементы): фундаменты, цоколи и отмостки около них, стены, внешнее декоративное убранство. Внутренние архитектурно-конструктивные и декоративные элементы памятника (полы, стены, перекрытия, окна и двери) предметом охраны не являются, за исключением лестниц. Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что в данном случае Общество проводило устройство подвесных потолков, разборку покрытий полов и керамической плитки и устройство новых полов, шпаклевку и оклейку новыми обоями стен, монтаж новых дверных блоков и демонтаж осветительных приборов, то есть осуществляло работы, не затрагивающие предмет охраны спорного объекта культурного наследия. Следовательно, исходя из положений охранного обязательства соответствующего разрешения органа охраны объектов культурного наследия на производство таких работ не требовалось (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2011 г. по делу N А05-2935/2011).
3. Раздел 5.2 Методических рекомендаций по эксплуатации объектов культурного наследия, указанных в п. 1 комментария к настоящей статье, определяет порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта здания или сооружения.
Ремонт выполняется каждые 2 — 3 года для зданий из кирпича, естественного камня с деревянными перекрытиями, а также деревянных зданий с нормальными условиями эксплуатации (содержания) и носит планово-предупредительный (профилактический) характер. Он также может быть внеплановым (непредвиденным), выполняемым в срочном порядке в промежутках между плановыми ремонтами.
Установлены сроки проведения непредвиденного ремонта для устранения неисправностей:
— кровля: протечки — 1 сутки; водосточные элементы — 5 суток;
— стены: утрата связи кирпичей с кладкой наружных стен с угрозой для безопасности людей — 1 сутки (с немедленным ограждением опасной зоны); отслоения штукатурки потолка, верхней части стен, угрожающие обрушением — 5 суток (с немедленным принятием мер по безопасности);
— фасады: нарушение каменной облицовки, карнизных камней, лепнины на фасадах на высоте более 1,5 м — 1 сутки (с немедленным принятием мер по безопасности); то же в цокольной части — 5 суток.
Основанием к плановому ремонту являются результаты технических осмотров и акты технического состояния, утвержденные представителем органа охраны объектов культурного наследия.
Источник