- Текущий ремонт здания по 223 фз
- В 2019 организация провела закупку работ по текущему ремонту внутренних помещений (ремонт малого зала) путем аукциона в электронной форме. Начальная максимальная цена контракта была сформирована сметным методом в соответствии с локальной сметой. В аукционной документации было обоснование невозможности применения методов определения НМЦК, указанных в части 1 статьи 22 Закона: — метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка) не применим, так как невозможно определить критерии идентичности или однородности для закупаемых работ, что не позволяет получить объективную и достоверную информацию о рыночных ценах на идентичные или однородные закупаемым работы; — нормативный метод не применим, так как к закупаемым заказчиком работам не установлены в соответствии со статьей 19 Закона правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов; — тарифный метод не применим, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых заказчиком работ не подлежат государственному регулированию и не установлены муниципальными правовыми актами; — проектно-сметный метод не применим, так как объектом закупки не является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства или текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений; — затратный метод не применим, так как заказчиком для определения начальной цены контракта в открытых источниках не найдена информация о точных структуре и величине необходимых для производства закупаемых работ затрат, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли. Является ли применение сметного метода для обоснования НМЦК нарушением Закона N 44-ФЗ?
- Закупка строительных работ
- Закупка строительных работ: важные нюансы
- 2 основных сходства и различия закупок строительных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- Особенности закупки строительных работ по 44-ФЗ
- Нюансы закупки выполнения строительных работ по 223-ФЗ
- Новые требования законодательства к закупке строительных работ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ
Текущий ремонт здания по 223 фз
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В 2019 организация провела закупку работ по текущему ремонту внутренних помещений (ремонт малого зала) путем аукциона в электронной форме. Начальная максимальная цена контракта была сформирована сметным методом в соответствии с локальной сметой.
В аукционной документации было обоснование невозможности применения методов определения НМЦК, указанных в части 1 статьи 22 Закона:
— метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка) не применим, так как невозможно определить критерии идентичности или однородности для закупаемых работ, что не позволяет получить объективную и достоверную информацию о рыночных ценах на идентичные или однородные закупаемым работы;
— нормативный метод не применим, так как к закупаемым заказчиком работам не установлены в соответствии со статьей 19 Закона правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;
— тарифный метод не применим, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых заказчиком работ не подлежат государственному регулированию и не установлены муниципальными правовыми актами;
— проектно-сметный метод не применим, так как объектом закупки не является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства или текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений;
— затратный метод не применим, так как заказчиком для определения начальной цены контракта в открытых источниках не найдена информация о точных структуре и величине необходимых для производства закупаемых работ затрат, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли.
Является ли применение сметного метода для обоснования НМЦК нарушением Закона N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любой заказчик вправе установить любой метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта или контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обосновав невозможность применения методов, указанных в законе. Степень обоснованности при этом относится к оценочным категориям.
В рассматриваемом случае возможность применения проектно-сметного метода прямо предусмотрена законом, а отсутствие необходимости подготовки проекта следует из закона.
Обоснование вывода:
Согласно ч.ч. 1, 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), а в случаях, когда количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), также начальная цена единицы товара, работы, услуги (далее — НЦЕ) определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Впрочем, из ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае невозможности применения методов, указанных в законе, для определения НМЦК применяются иные методы, можно видеть, что перечень методов определения и обоснования НМЦК в ст. 22 Закона N 44-ФЗ не является закрытым, исчерпывающим.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Данный метод является приоритетным для определения и обоснования предполагаемой цены контракта, применяемым по умолчанию, использование иных методов допускается только в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Анализ вышеуказанных норм приводит к выводу, что нормативный, тарифный и — по общему правилу — проектно-сметный метод должны применяться в случаях, указанных в ч. 7, ч. 8 и ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, затратный метод применяется как основной при невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен в случаях, не подпадающих под применение нормативного, тарифного и проектно-сметного методов (ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), а иные методы — в случае невозможности применения и затратного метода. В последнем случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения методов, указанных в законе.
Таким образом, в случае невозможности применения указанных в законе применение иных методов определения и обоснования НМЦК, равно как и подготовка представленного в вопросе проекта обоснования указанной невозможности, безусловно, соответствует закону. Однако поскольку закон не дает никакого перечня причин невозможности применения указанных в законе методов определения и обоснования НМЦК или признаков таких причин, то степень обоснованности, убедительность обоснования относится к оценочной категории, а потому не может быть предметом рассмотрения.
При этом поскольку закон не дает никакого перечня иных методов, любой заказчик вправе установить любой метод определения и обоснования НМЦК и условия их применения. Среди таких методов может быть и «сметный метод», то есть метод определения и обоснования НМЦК путем составления сметы без составления проектной документации в случаях, когда это не обязательно в силу закона (смотрите об этом также в материале: Энциклопедия решений. Не предусмотренные законом методы определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ).
Вместе с тем должны заметить, что, как указывалось выше, применение проектно-сметного метода определения и обоснования НМЦК в обязательном порядке в указанном в Законе N 44-ФЗ случаях — это только общее правило. Исключение из этого общего правила установлено ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, согласно которой проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Как видим, возможность применения проектно-сметного метода в рассматриваемом случае прямо предусмотрена законом.
Проведение текущего ремонта ни гражданским, ни градостроительным законодательством, ни Законом N 44-ФЗ особо не регулируется. В частности, нормы об обязательности составления проектной (технической) документации прямо говорят о том, что это обязательно при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений, относительно же текущего ремонта никаких указаний нет. Причем из ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ можно сделать вывод, что смета также может рассматриваться как часть проектной документации — единственная часть, составление которой обязательно для проведения работ по капитальному ремонту, осуществляемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или средств юридических лиц, указанных в данной норме (смотрите также п. 4 ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Очевидно, именно поэтому правоприменительная практика еще до введения в Закон N 44-ФЗ и Градостроительный кодекс РФ вышеприведенных норм признавала правомерным обоснование заказчиком НМЦК на проведение текущего ремонта путем составления только одной сметы, без составления «собственно проектной документации», ее «архитектурно-конструктивной» части (решения УФАС по Республике Северная Осетия — Алания от 18.06.2018 N А178-06/18, УФАС по Иркутской области от 28.05.2015 N 264, УФАС по Омской области от 31.07.2018 N 03-10.1/241-2018, УФАС по Москве от 23.10.2018 N 2-57-13109/77-18, УФАС по Ленинградской области от 24.07.2018 N Р/03/879).
Еще раз обратим внимание на то, что закон прямо допускает применение нескольких методов для определения и обоснования НМЦК. Соответственно, заказчик вправе рассчитать НМЦК проектно-сметным методом и проверить достоверность, точнее — реалистичность, расчета анализом рынка.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
2 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Закупка строительных работ
Антикризисное предложение до 09 июля
Закупка строительных работ: важные нюансы
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- 2 основных сходства и различия закупок строительных работ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ
- Особенности закупки строительных работ по 44-ФЗ
- Нюансы закупки выполнения строительных работ по 223-ФЗ
- Новые требования законодательства к закупке строительных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Закупка строительных работ считается одной из самых сложных в данном виде деятельности, так как требуется большое количество разнообразной технической документации. Кроме того, без изучения немалых объемов информации грамотно подготовить заявку просто не получится.
Специалистам, работающим в этой сфере, также необходимо четко понимать, чем отличаются строительные закупки по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, какие особенности необходимо учитывать в каждом из случаев. Полный сравнительный анализ займет сотни страниц текста, поэтому остановимся лишь на основных моментах.
2 основных сходства и различия закупок строительных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ
В первую очередь при организации закупок строительных работ важно понимать разницу между подходами к таким торгам по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Основные отличия состоят в следующем:
- При работе по закону 44-ФЗ устанавливаются дополнительные требования к претендентам на заключение контракта, зафиксированные постановлением Правительства РФ. Тогда как при использовании норм закона 223-ФЗ заказчик имеет право сам выдвигать подобные требования и вносить их в положение о закупках.
- Для договора по закону 44-ФЗ обязательным условием является поэтапная оплата произведенных исполнителем работ. Закон 223-ФЗ позволяет организатору торгов выбирать правила оплаты услуг, после чего они должны быть отражены в положении о закупках и контракте.
Среди сходств законов № 223 и 44 в сфере закупок строительных работ необходимо обозначить такие:
- Ключевым методом, применяемым законом 44-ФЗ для обоснования НМЦК, в данном случае является проектно-сметный. При использовании норм закона 223-ФЗ также необходимо определить сметную стоимость работ. Если строительство объекта осуществляется из бюджетных средств либо за счет юридических лиц, в которых более 50 % уставного капитала принадлежит РФ, региону или муниципалитету, определение сметной стоимости производится на основании нормативов, входящих в соответствующий федеральный реестр.
- Требуется обязательная проверка рассчитанной сметной стоимости, используемой для закупки выполнения строительных работ за счет бюджета или средств юридических лиц, в которых государству либо муниципалитету принадлежит более 50 %.
Особенности закупки строительных работ по 44-ФЗ
1.Способы выбора исполнителя.
В части 2 ст. 24 закона 44-ФЗ содержится перечень допустимых в данном случае конкурентных способов:
- конкурсы, а именно открытый, предполагающий ограничения по участию исполнителей, проходящий в два этапа, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
- электронный, закрытый аукционы;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Кроме того, допускается использование формата закупки строительных работ у единственного поставщика. При этом необходимо опираться на основания, предусмотренные законом 44-ФЗ.
2. НМЦК.
Данный показатель устанавливается и обосновывается за счет таких методов:
- сопоставления рыночных цен или анализа рынка;
- нормативного;
- тарифного;
- проектно-сметного;
- затратного;
- других подходов, согласно закону 44-ФЗ.
3. Общие требования к исполнителям, принимающим участие в торгах по 44-ФЗ.
Заказчик должен проследить, чтобы участники закупки строительных работ отвечали нормам, зафиксированным на законодательном уровне. Так, потенциальный исполнитель должен представить разрешительные документы. К последним относятся, например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия. Копия последней предоставляется в обязательном порядке, если закупаются услуги, подлежащие непременному лицензированию, согласно нормам законодательства РФ.
Градостроительный кодекс РФ устанавливает особые требования к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, от которых может зависеть безопасность всего объекта. Так, для осуществления подобной деятельности индивидуальные предприниматели или юридические лица должны иметь допуск, выданный саморегулируемой организацией.
Все остальные этапы строительства могут проводиться любыми физическими или юридическими лицами.
При организации закупки работ, для осуществления которых исполнителю необходимо иметь свидетельство, заказчик должен установить в тендерной документации соответствующее требование: вместе с заявкой нужно предоставить свидетельство с указанием видов работ, способных повлиять на безопасность объектов капитального строительства.
4. Список дополнительных требований к участникам закупки строительно-монтажных работ по 44-ФЗ.
Такие требования устанавливаются помимо единых норм. Так, заказчик может указать, что потенциальный исполнитель должен иметь:
- денежные средства на оказание услуг по договору;
- оборудование, иные материальные ресурсы в собственности либо на другом законном основании, необходимые для исполнения условий соглашения;
- опыт работы в интересующей заказчика сфере, хорошую репутацию в деловых кругах;
- штат сотрудников с квалификацией, необходимой для выполнения работ.
Организатор торгов может выдвинуть дополнительные требования, если тендер проводится в одном из таких форматов, как:
- конкурс или закрытый конкурс, предполагающий ограничения по участию исполнителей;
- двухэтапный конкурс, в том числе закрытый;
- аукцион.
К отдельным видам закупок Правительство РФ установило дополнительные требования – при проведении подобных торгов все они должны присутствовать в тендерной документации, составляемой заказчиком.
5. Заявка.
Организатор торгов прописывает единые и дополнительные требования к исполнителям, а также прикладывает полный список документов, которые поставщику необходимо предоставить вместе со своим предложением. Кроме того, заказчик публикует инструкцию по заполнению заявки для участия в закупке, тендере на строительные работы. В противном случае будет считаться, что он нарушил закон 44-ФЗ.
В указанную выше инструкцию включаются рекомендации по заполнению документов, входящих в заявку. Кроме того, заказчик поясняет, каким образом фиксируются технические, функциональные характеристики товаров, которые планируется задействовать в процессе оказания услуг, а также их соответствие параметрам эквивалентности, установленным покупателем. Данное правило действует при подготовке торгов по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Нюансы закупки выполнения строительных работ по 223-ФЗ
1. Заказчики.
В данном случае закупки строительных работ проводят организации, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 50 %. А именно:
- государственные корпорации, компании;
- публично-правовые компании;
- субъекты естественных монополий;
- организации, осуществляющие регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения, пр.;
- автономные учреждения;
- хозяйственные общества, где 50 % капитала получено от государства;
- дочерние компании, в которых 50 % капитала является долей субъектов из п. 1–6, а также п. 7;
- бюджетные учреждения, проводящие закупки на гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков для выполнения условий договоров;
- ГУП и МУП, приобретающие ТРУ на гранты, собственные средства, пользующиеся услугами субподрядчиков по исполняемым контрактам, не расходуя средства соответствующих бюджетов – пункт действует при условии, что положение о закупках было утверждено и размещено до начала 2019 года;
- ФГУП, входящие в перечень, согласно распоряжению Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016 г.
2. Обязанности и права покупателя.
Во время закупки строительных работ по закону 223-ФЗ ключевым внутренним документом считается положение о торгах, в котором расписан порядок и все этапы запланированной работы. После того как данный документ был утвержден, у организатора торгов есть 15 дней, чтобы разместить его в ЕИС.
В отдельном разделе плана также необходимо зафиксировать обязанность заказчика приобретать некоторую долю ТРУ у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По закону, покупатель имеет право:
- отказаться от сотрудничества с исполнителями, внесенными в РНП по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ;
- не публиковать информацию о процедурах, когда их сумма составляет менее 100 тысяч или 500 тысяч рублей, если выручка заказчика превышает 5 миллиардов рублей;
- размещать все документы в ЕИС и на собственном сайте, однако данное правило не распространяется на информацию, относящуюся к гостайне.
3. Выбор исполнителя.
Закон 223-ФЗ позволяет заказчику выбирать среди множества конкурентных форматов торгов для проведения закупки строительных работ. Раньше допускалось использование только электронного аукциона или конкурса, о чем нужно было уведомить исполнителей в Положении о закупке. 1 июля 2018 г. в силу вступили поправки, согласно которым заказчик обязан прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, запроса предложений и котировок.
Также закон 223-ФЗ позволяет организатору торгов зафиксировать в положении другие способы определения поставщика. Так, он может использовать редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы, пр. В положении должны быть зафиксированы все условия проведения процедуры – от оснований до действий, к которым заказчик прибегнет, если закупка будет признана несостоявшейся.
Для неконкурентных способов закон 223-ФЗ, в отличие от законодательного акта 44-ФЗ, не предполагает наличия определенного списка. Отдельные виды юридических лиц сами определяют подобный формат. В данном случае главная задача заказчика состоит в том, чтобы соблюсти правила, касающиеся защиты конкуренции.
4. Закупка строительных работ по нормам закона 223-ФЗ.
Особенно внимательно стоит подойти к составлению ТЗ при подготовке к закупке строительных работ.
Данный документ обязательно включает в себя:
- список необходимых услуг;
- сроки выполнения условий договора, в том числе допускается прописать промежуточные сроки, отведенные для отдельных этапов;
- требования к исполнителям;
- наличие возможности привлечения субподрядчиков, если заказчик считает это необходимым;
- условия оказания услуг.
Чтобы исполнители могли рассчитать стоимость работ, организатор торгов должен подготовить проектно-сметную документацию. При ее отсутствии в полном объеме у поставщиков недостаточно информации, чтобы сформировать ценовое предложение.
5. Единые и дополнительные требования к исполнителям.
В число единых требований, выдвигаемых законом 223-ФЗ, входят наличие лицензий, допусков СРО. Тогда как дополнительных требований больше, то их задает на свое усмотрение каждый заказчик, фиксируя информацию в положении о закупках. При работе по закону 44-ФЗ организатор торгов не может требовать от исполнителей наличия опыта проведения работ на определенном объекте (допустим, при строительстве больницы). Тогда как закон 223-ФЗ позволяет заказчику устанавливать столь жесткие правила.
Допускается расширение списка дополнительных требований при работе по закону 223-ФЗ. При проведении торгов в формате электронного аукциона заказчик может указать, что ему необходим исполнитель с определенным оборудованием и человеческими ресурсами.
Новые требования законодательства к закупке строительных работ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ
1 июня 2019 г. вступили в силу поправки в законодательство в сфере закупок. Они затронули такие аспекты:
- Включение проектной документации в документацию.
Часть 1 ст. 33 закона 44-ФЗ была дополнена пунктом 8, в соответствии с требованиями которого при закупке строительных работ, услуг по реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства документы о закупке должны включать в себя проектную документацию. Для ее утверждения используется порядок, зафиксированный законодательством в сфере градостроительства. Однако из этого правила существуют исключения.
Изменение условий договоров.
В ст. 95 закона 44-ФЗ добавлены новые случаи, позволяющие скорректировать значимые положения соглашения в процессе исполнения.
Проектно-сметный метод установления НМЦК.
В п. 9 ст. 22 содержится обязанность организатора торгов определять НМЦК при помощи данного метода, если речь идет о работах по сносу объектов капитального строительства, и контракт заключается с единственным поставщиком.
До внесения поправок проектно-сметный метод должен был использоваться при определении НМЦК соглашения с единственным поставщиком, когда предметом договора было строительство, реконструкция, капитальный ремонт и текущий объектов капитального строительства.
С 27 июня 2019 г. сметные нормативы и цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости работ, не должны использоваться в процессе оказания услуг по договору.
Это правило действует для всех организаторов закупок строительных работ по закону 44-ФЗ и для некоторых заказчиков, работающих на основе закона 223-ФЗ. Речь идет об автономных учреждениях, унитарных предприятиях, хозяйственных обществах, в которых более 50 % уставного капитала принадлежит Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям.
Данный формат закупки строительных работ претерпел серьезные изменения с июня 2019 года. Заказчик обязан опубликовать в ЕИС извещения о проведении подобного мероприятия минимум за 7 дней до завершения срока приема предложений исполнителей.
На данный момент «короткие» аукционы позволяют заключать договоры на осуществление строительных работ, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Однако НМЦК не может быть выше 2 миллиардов рублей. До внесения поправок в закон допускалось проведение таких процедур для закупок с НМЦК до 3 миллионов рублей.
Напомним, что при проведении обычных закупок извещение должно быть опубликовано в ЕИС за 15 дней до даты конца приема документов или ранее.
Дополнительные требования к исполнителям.
Не имея регистрации в ЕИС, исполнитель не может участвовать в торгах, если предметом договора являются некоторые виды ТРУ, а заказчик предъявляет к участникам дополнительные требования. Последние могут быть выставлены при закупке определенных видов подрядных работ только при условии установления НМЦК более 10 миллионов рублей.
Ведение реестра участников.
Данную функцию теперь обязаны выполнять операторы ЭТП – в реестр вносятся все исполнители, получившие аккредитацию на площадке. Обязательно указывается информация об участнике любой закупки, в том числе строительных работ, прилагаются документы, способные свидетельствовать о его соответствии дополнительным требованиям. Задача оператора ЭТП состоит в том, чтобы включить необходимые бумаги в реестр – на это дается пять рабочих дней с момента получения.
Отмена некоторых типовых соглашений.
С 30 и 31 декабря 2019 г. перестали использоваться определенные типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утвержденные Минстроем РФ.
Возможность использования услуг дочерних обществ поставщика.
С 8 января 2020 г. во время строительства, реконструкции объектов капитального строительства допускается привлечение дочерних обществ подрядчика. До внесения изменений в закон исполнитель был обязан выполнить все работы своими силами.
Считается, что за счет данной поправки удастся упростить строительство и реконструкцию объектов капитального строительства компаниями, которые имеют структуру холдинга.
Вывод определенного вида закупок из-под действия закона 44-ФЗ.
С 8 января 2020 г. закон 44-ФЗ не распространяется на договоры об установлении сервитута в случаях, предусмотренных земельным законодательством. Поясним, что сервитут представляет собой ограниченное право пользования чужим земельным участком. Иными словами, закону 44-ФЗ теперь не подчиняются закупки ТРУ, осуществляемые для реализации публичных сервитутов. Среди последних можно назвать размещение ряда линейных объектов или проведение мелиоративных работ.
Изменения, связанные с реализацией национальных проектов.
С 8 января 2020 г. действуют скорректированные правила закупок строительных работ и оказания услуг по договорам в рамках национальных проектов, при условии, что последние определены Президентом РФ.
Источник