1. Введение
Восстановление одежды включает перекрой и ремонт изделий, устаревших по форме, но годных для дальнейшего использования.
Одежда, сшитая из дорогостоящих тканей, морально (по форме и покрою) стареет быстрее, чем изнашивается сама ткань. Появляется необходимость в ее реставрации. Восстановление одежды может иметь множество различных вариантов, связанных с перекроем. К ним можно отнести перекрой изделия, используя при этом преимущество уменьшения габаритов лекал нового силуэта по сравнению со старым; перекрой изделия из большего размера в меньший; из одного вида изделия в другой и т. д. Кроме того, срок носки одежды увеличивается за счет ремонта отдельных деталей и изделия в целом, а также перелицовки изделия.
Перекрой и перелицовку изделий чаще всего применяют для верхней одежды. Основной покрой одежды за последнее время существенно не изменился. Как и в предыдущие годы изделия по покрою подразделяются на следующие виды: с втачными рукавами, цельнокроеными, реглан и комбинированными; по силуэту — прилегающий по фигуре, полуприлегающий, прямой и свободный.
Важное значение при восстановлении одежды имеет эстетическая сторона. При ремонте изделия необходимо не только ликвидировать изношенные места, но и привести его в соответствие с современным направлением моды, используя различные конструктивные и декоративные средства.
Большую роль в оформлении изделия играет отделка, замена изношенных деталей и т. п. При этом важно правильно выбрать соответствующую отделку и способ ее выполнения. Существуют следующие виды отделки:
- отделка декоративными деталями (воротники, манжеты, бейки, рюши, жабо, воланы, оборки, рулики, планки, клапаны карманов);
- отделка фурнитурой (пуговицы, пряжки, молнии, тесьма, сутаж, бахрома, шнур, бисер, стеклярус, блестки, цветы, нитки);
- отделка бижутерией (бусы, броши, цепи и пр.);
- отделка конструктивными средствами (буфы, защипы, плиссе, гофре, вышивка, аппликации, мережка, различные складки — односторонние, бантовые и встречные, цельнокроеная драпировка лифа юбки, воротника).
Из всех перечисленных способов отделки наиболее приемлемым для восстановления одежды является отделка различными материалами, декоративными деталями и отделка фурнитурой.
В качестве дополнительных отделочных материалов можно использовать мех, трикотаж, различные виды бархата и другие ворсовые материалы, шелк, капрон, пике, кружево, гипюр, натуральная и искусственная кожа. Следует при этом отметить, что больший эффект достигается сочетанием отделки тканями двух цветов или одинаковых цветов различной тональности.
Все варианты отделки должны гармонировать с основной тканью по цвету, подходить по плотности и фактуре и отвечать законам и правилам композиции одежды.
Источник
§ 18. Ремонт одежды
Чтобы одежда дольше служила, нужно не только ее аккуратно носить и следить за чистотой, но и уметь ее ремонтировать. Теперь ты научишься правильно пришивать оторвавшиеся пуговицы, крючки и кнопки.
Выбор и замена фурнитуры
Фурнитура — это вспомогательные изделия, которые используют в швейном производстве.
К одежной фурнитуре относятся: пуговицы (рис. 83, а), кнопки (рис. 83, б), крючки и петли (рис. 83, в), застежки-молнии (рис. 83, г), пряжки (рис. 83, д), пуговицы-кнопки (рис. 83, е), цепочки-вешалки (рис. 83, ж). Служат они для застегивания, прикрепления, подвешивания и отделки швейных изделий. При выборе фурнитуры учитывают свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды. Подбирают фурнитуру по размеру, форме и цвечу.
Рис. 83. Виды фурнитуры:
а — пуговицы; б — кнопка; в — крючок и петля; г — застежка-молния; д — пряжка; е — пуговицы-кнопки; ж — цепочка-вешалка
Пуговицы применяют для застегивания и отделки одежды. По назначению они делятся на пальтовые, бельевые (для легкой одежды) и для специальной одежды (рис. 84). Изготовляют пуговицы из различных материалов: пластмассы, металла, дерева, кости, рога, раковин моллюсков и т. п. Различают пуговицы по оформлению: без отделки и с отделкой (с рисунком, с металлическим или кожаным покрытием, с надписями).
Рис. 84. Виды пуговиц
Пуговицы бывают с отверстиями (двумя, четырьмя) и на стойке. Подбирают их в цвет основного материала или отделки.
Пуговицу к легкой одежде пришивают вплотную к ткани четырьмя-пятью стежками. Для верхней одежды пуговицу делают на стойке («ножке») (рис. 85). В зависимости от толщины ткани высота «ножки» может быть 0,1-0,4 см.
Рис. 85. Пришивание пуговицы на стойке
Для прочности крепления пуговицы можно использовать прокладку из ткани или подпуговицу с изнаночной стороны изделия (рис. 86). Пришивают пуговицы нитками № 40, 50, сложенными вдвое. Нитки подбирают в тон ткани, если пуговица на стойке, или в тон пуговицы, если она с отверстиями.
Рис. 86. Способы прочного закрепления пуговицы
Кнопки — застежки из двух металлических или пластмассовых частей, входящих одна в другую. Они бывают двух видов: пробивные (см. рис. 83, е) и пришивные (см. рис. 83, б).
Кнопка состоит из основания (со стерженьком) и накладки (с пружиной). Кнопки производят разного размера и формы.
По цвечу они должны как можно меньше выделяться на ткани. Чтобы пришить кнопки, используют иглы № 1, 2 и нитки, тонкие, но прочные, № 50, 60, в цвет ткани.
Пришивают их с внутренней стороны застежки к двойному слою ткани, делая по три-четыре стежка в каждое отверстие (рис. 87).
Рис. 87. Образец пришивания кнопок
Основание пришивают с изнаночной стороны верхнего края (стежки должны быть незаметными с лицевой стороны), а накладку — с лицевой стороны нижнего края застежки (рис. 88).
Рис. 88. Крепление деталей кнопки к застежке
Кнопка будет хорошо застегиваться, если нитки, которыми она пришита, не накладываются друг на друга (рис. 89).
Рис. 89. Расположение ниток при пришивании кнопок
Иногда, если ткань тонкая, а кнопки нужно расположить близко одна от другой, под них пришивают планку (рис. 90).
Рис. 90. Кнопки на планке
Крючки и петли используют на участках с малым натяжением ткани для того, чтобы скрыть место застежки. Изготовляют их металлическими, различных форм и размеров (рис. 91).
Рис. 91. Виды крючков и петель
Нитки для пришивания крючков и петель выбирают в цвет ткани, № 50, 60. Застежку пришивают различными способами, в зависимости от вида ткани, модели изделия, места расположения застежки (рис. 92).
Рис. 92. Способы пришивания крючков и петель
Крючки пришивают в трех местах, а петли — в четырех, делая по три-четыре стежка (рис. 93).
Рис. 93. Пришивание крючка и петли
Крючок должен находиться на изнаночной стороне верхней части застежки (рис. 94). Если застежка не имеет большой нагрузки, используют маленькие крючки, а петли выполняют из ниток.
Рис. 94. Расположение крючка и петли на застежке
Когда фурнитура пришла в негодность, ее следует заменить. Во время работы нужно быть внимательной и осторожной, чтобы не сделать надрез на ткани. Для этого служат нож для про-резания петель или маленькие ножницы с острыми концами.
Ремонтируя одежду, помни и соблюдай правила безопасной работы с ножницами, иглами, булавками и утюгом.
Практическая работа № 15
Пришивание фурнитуры
Материалы, инструменты и оборудование: лоскут ткани размером 20×20 см, швейная машина, фурнитура: три пуговицы (бельевая, декоративная и для верхней одежды), два крючка, металлическая петля и кнопка, мелок, ножницы, нитки.
Пришей фурнитуру в соответствии с таблицей 27.
Таблица 27.
Пришивание пуговиц, крючков и кнопок
Новые слова и понятия
Фурнитура, пуговицы, кнопки, крючки, петли.
Источник
Основы ремонта одежды – технологии доступные всем
Все мы привыкаем к вещам – старая одежда идеально (как нам кажется) подходит фигуре, выбранному стилю и нашему самочувствию. Но время, активная носка, механические и физические факторы приводят к постепенному разрушению одежды:
- выцветание;
- образование мелких дырочек;
- растрепываются концы – становятся «бархатными»;
- отлетают пуговицы;
- разрываются молнии и другие неприятности.
Многие поступают кардинально – выкидывают изношенную одежду (либо отправляют на дачу), но есть выход с большей выгодой – ремонт одежды, технология которого порой проста и доступна всем. Лишь в исключительных случаях, большой занятости и полном неумении можно обратиться в ателье по ремонту одежды.
Ремонт одежды – создание нового образа или обычное устранение дефекта?
Минимальные технологии ремонта одежды доступны всем – пришить пуговицу, заштопать дырку или заменить молнию не составляет особого труда. Но качественный ремонт, производимый швеями-мастерами, позволяет не только восстановить функциональность вещи, но и придать ей красивый современный вид, добавить новых красок и внести определенные коррективы.
Конструктивные и декоративные средства отделки:
При реставрации одежды существуют две основные технологии – использование дополнительных отделочных материалов или однотипных тканей. В первом случае изъян в одежде маскируется под интересной вставкой из кожи, вельвета, трикотажа, меха, бархата и любого другого материала. Такое решение должно иметь гармоничное сочетание, иначе получится вычурное пятно.
Вариант с использованием похожего материала более прагматичен. В данном случае изъян маскируется и со стороны будет не заметен. Обычно подбирается ткань схожая по текстуре и цвету, реже используют участки самого изделия – пояса, надставки подбортов, другие изделия из комплекта.
Источник
Урок-презентация «Ремонт одежды»
урока трудового обучения (профиль — швейное дело) Тема: Ремонт одежды Сформировать знания учащихся по теме «Ремонт одежды.» -назначение ремонта, — виды ремонта, — план работы. Сформировать у учащихся знания и умения правильного ухода за одеждой. Закрепить знания учащихся по теме «Пуговицы. Общие сведения.» Закрепить знания учащихся по теме «Пуговицы. Пришивание пуговиц.» Научить учащихся самостоятельно определять вид ремонта, составлять план работы. Научить учащихся выполнять ремонт одежды на примере «Пришивания пуговиц.» Развивать словесную речь, внимание, навыки контроля. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, культуру труда. Комплекты образцов для каждого учащегося, раздаточный дидактический материал, медиакомплект по теме урока, План урока, плакат «Виды ремонта», плакат «План работы», плакат «Виды одежды и белья», плакат «Пришивание оторванной пуговицы», словарные слова «Ремонт, заплата, штопка, бельё». Проверка готовности кабинета к уроку; Проверка готовности учащихся к уроку; Проверка готовности оборудования к уроку; — приветствие гостей (ребята встаньте у своих мест, поприветствуем гостей у нас на уроке.) — психологический настрой учащихся(начинаем урок, очень приятно вас видеть, здравствуйте садитесь.) 2. Вводная часть Мы сегодня с вами поговорим об «Одежде». ? – Какие виды одежды бывают. Ответ — Виды одежды и белья: столовое бельё (полотенца, салфетки, скатерти) нательное бельё (ночная сорочка, пижама, майка, трусы) постельное бельё (наволочка, пододеяльник, простынь) одежда (юбка, брюки, блузка, рубашка, платье, пальто) К сожалению, не существует вечной одежды. Срок носки одежды, долговечность вещей зависит от правильного ухода за ними, от аккуратности человека. Вовремя выполненная – чистка – стирка — влажно-тепловая обработка –помогут одежде длительное время сохранять хороший внешний вид. ? – Поэтому! Каким бы человек ни был аккуратным, что может случиться с его одеждой. 0твет — одежда может повредиться: — на локтях рукавов, — в области колен на брюках, — по низу юбок, платьев, — по краям карманов, — в области застёжки, — распороться по шву, — порваться или протереться. Подвергаясь воздействию — солнечных лучей, — пыли, — влаги, — моющих средств – одежда теряет свой внешний вид. ? – Что надо хорошо, правильно и аккуратно делать когда одежда повреждена. 0твет — ремонтировать одежду. 2.1. Основная часть 2.2. Сообщение темы урока, — Итак, тема урока — «Ремонт одежды. Пришивание оторванной пуговицы» — Сегодня на уроке мы должны научиться самостоятельно определять вид ремонта, работать по плану, выполнять один из видов ремонта одежды — «Пришивание пуговиц». Давайте запомним, что продлить срок службы вещей может: — правильный уход за ними, — умение устранить мелкие недостатки, — умение аккуратно и незаметно произвести ремонт. ? – А, ещё с какой целью выполняю ремонт одежды. 0твет — чтобы изделие было пригодно для носки. ? – что надо знать, чтоб отремонтировать одежду. 0твет — способы ремонта одежды. Есть – 5 способов.Попробуйте сами назвать их по фотографиям. 1 способ – РЕМОНТ ЗАПЛАТАМИ, АППЛИКАЦИЯМИ – позволяет выполнить ремонт, когда изношенное место велико по размеру или образовалась дырка. Заплаты могут быть – накладные и подкладные. 2 способ – ШТОПКА (ремонт в месте разрыва) – позволяет выполнить ремонт без наложения заплаты, если в ткани образовался небольшой разрыв. Выполняют — косыми стежками или специальной строчкой на швейной машине. 3 способ – РЕМОНТ РАСПОРОВШЕГОСЯ ШВА – это выполнение ремонта — машинной строчкой; — петельными стежками; — потайными стежками. 4 способ – ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦ — со сквозными отверстиями (с 2-мя, с 4-мя отверстиями); — на стойке. 5 способ – ПРИШИВАНИЕ ВЕШАЛКИ При выполнении любого ремонта надо знать и придерживаться плана: Одежда и бельё должны быть: — выстираны, — отутюжены Вещи должны быть разложены по видам: — столовое бельё, — нательное, — постельное бельё, — одежда Осмотреть изделие – определить вид ремонта; Проверить качество работы; Сложить изделие аккуратно. 2.3. Актуализация знаний 3. Выполнение практических заданий — работа в группах -Сейчас выполним вид ремонта – «Пришивание оторванной пуговицы» ? – Почему мы можем выполнить этот вид ремонта одежды. Ответ: потому что изучили тему: «Пуговицы.» Давайте повторим изученный материал: Д/З –дома в альбоме вы должны были прикрепить разные виды пуговиц и подписать их. ? – Для чего нужны пуговицы. Ответ: — 1- для застёгивания изделия, 2 — для украшения изделия. ? – Какие пуговицы бывают по форме. Ответ: 1- круглые, 2- квадратные, 3- треугольные, 4- овальные. (Покажите д/з и скажите какие пуговицы по форме вы нашли) ? – Пуговицы бывают из разных материалов. Какие. Ответ: 1- деревянные, 3- пластмассовые, 2- стеклянные, 4- металлические, 5- обтяжные из ткани и кожи. ? – Какие пуговицы бывают по назначению. Ответ: 1- плательные, 3- пальтовые, 5- костюмные, 2- брючные, 4- форменные, 6- детские. ? – Какие пуговицы бывают по количеству отверстий. Ответ: 1- со сквозными отверстиями (с 2-я, с 4-я отверстиями), 2- на стойке. ? – Какие инструменты нужны для пришивания пуговиц. Ответ: 1- игла, 3- ножницы, 2- напёрсток, 4- мел, мыло. ? – Какими нитками пришивают пуговицы. Ответ: 1- лавсановыми, 2- сложенными вдвое. Работаем в группах. 1 человек – выполняет работу, 2 человек – готовит ответ (по плану ответа) 1 группа — выполняет ремонт на блузке с застёжкой спереди; 2 группа — выполняет ремонт на блузке с застёжкой сзади; 3 группа — выполняет ремонт на форменных брюках; 4 группа — выполняет ремонт на форменном пиджаке; Давайте вспомним правильный план работы: Вид ремонта: «Пришивание оторванной пуговицы» Определить вид пуговицы; Отметить место пришивания пуговицы; Подготовить нитку для работы; Проверить качество работы; Сложить изделие аккуратно ? – Чтобы пуговицы были пришиты качественно и правильно — что надо проверить после выполнения работы. Ответ: качество работы: Пуговица должна быть подобрана правильно; Пуговица должна быть пришита прочно; Нитка должна быть правильно и прочно закреплена в начале и в конце работы; Стойка из ниток должна быть прочной, упругой; Ткань под пуговицей не должна быть стянута. План ответа учащегося: Мы выполняли ремонт: «Пришивание пуговицы……….» Мы выбрали пуговицу: «Цвет, форма……………» Мы определили место пришивания пуговицы по «…..…» Мы пришивали пуговицу «…………» (по таблице «Пришивание пуговиц») Наша пуговица пришита «………..» (по плакату «Проверка качества работы») На работу даётся 10 минут. Работаем внимательно, аккуратно. — Опираясь на знания и результаты работы закрепим новый материал. Задание 1. Рассмотрите изделие и его повреждение – назовите вид ремонта, который надо выполнить. 1 -наволочка – штопка, заплата; 2 -юбка детская – штопка, аппликация; 3 -платье детское – распоровшийся шов; 4 -форменный пиджак – пришивание вешалки; 5 -серый шарф – штопка, аппликация; 6 -белая детская блузка – пришивание пуговицы Задание 2. Выберите правильный ответ «ДА» или «НЕТ», на вопросы. 1. Чтобы одежда долго носилась и её внешний вид не менялся — надо о ней постоянно заботиться? (ДА — М) 2. Одежда может распороться по шву, порваться или протереться? (ДА — О) 3. Если во время не выполнять – чистку, стирку, утюжку – одежда сохранит хороший внешний вид? (НЕТ — Л) 4. План работы по пришиванию пуговицы написан правильно? (НЕТ — О) — Подготовить нитку для работы; — Отметить место пришивания пуговицы; — Проверить качество работы; — Определить вид пуговицы; 5. «Выполнение аппликации» — это вид ремонта? (ДА — О) 6. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговицы? (ДА — Ц) 7. После пришивания ткань под пуговицей должна быть стянута? (НЕТ — Ы) Итоговое слово – «Молодцы» -Давайте подведём итог нашей работы ? – почему надо следить за своей одеждой, почему надо учиться её ремонтировать. ? — Как вы думаете, мы научились определять вид ремонта и выполнять вид ремонта «Пришивание пуговиц» ? — Почему? 1.За одеждой надо следить ежедневно и бережно относиться: — чистить, -утюжить, — стирать или отдавать в химчистку, — проветривать — правильно хранить: вешать на плечики или складывать на полку. 2.Любую одежду надо учиться ремонтировать: — учиться пришивать пуговицы, — учиться пришивать вешалку, — учиться ставить заплаты, — учиться выполнять штопку. 3.Выполнять ремонт своевременно; 4.Маленькое повреждение всегда легче исправить; 5.Любые вещи следует хранить в чистом виде: 6.Грязные вещи чаще поражаются молью; 7.Аккуратным людям вещи служат дольше! Урок на этом закончен. — Работать понравилось? — Что понравилось? — За Д/З-( оценки учащихся…..), за урок оценки(….) — На след. уроке мы будем выполнять другие виды ремонта, применяя знания сегодняшнего урока. — Спасибо за урок. Здесь будет файл: /data/edu/files/v1453930383.pptx (Презентация для урока «Ремонт одежды» 5 кл.) Источник |