Тепловозы электрическое оборудование ремонт рудая логинова

Тепловозы электрическое оборудование ремонт рудая логинова

Рассмотрены принципы работы, устройство и системы автоматического регули­рования электрических передач постоянного и переменно-постоянного тока. Изложены основы технологии ремонта электрооборудования. Приведены принципы работы полупроводниковых микроэлементов и использования микропроцессорных систем на тепловозах.
Для учащихся технических школ.

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВА
Назначение передачи. Тепловоз, у которого коленчатый вал дизеля непосредственно соединен с осями движущих колесных пар (так называемый тепловоз непосредственного действия), практически неработоспособен. Без дополнительных устройств такой локомотив не сможет сдвинуться с места и следовать с заданной скоростью по перегону. Это объясняется тем, что давать нагрузку на дизель можно только при частоте вращения коленчатого вала, равной примерно 1/3 номинального ее значения; мощность дизеля увеличивается при увеличении частоты вращения коленчатого вала, наконец, конструкция дизеля не допускает больших перегрузок.
Передача мощности должна обладать высокой надежностью и долговечностью, наименьшими размерами, массой и стоимостью, высоким к. п. д. на всех режимах работы, минимальными затратами на обслуживание и ремонт. На тепловозах применяются три типа передач мощности: электрическая, гидравлическая и механическая. Наибольшее распространение получила электрическая передача, которая по многим показателям наиболее эффективна. Для современных электрических передач характерно увеличение мощности при сохранении почти тех же габаритных размеров и уменьшении удельных масс. На тепловозах применяют электрические передачи мощности постоянного, переменно-постоянного и переменного тока. Преимущественное распространение в мировой практике имеет передача на постоянном токе. Коэффициент полезного действия электрической передачи при продолжительном режиме 84—86 %. В связи с увеличением мощности тепловозов получает широкое распространение передача переменно-постоянного тока.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Общие сведения об электрической передаче мощности
1.1. Назначение передачи мощности и ее свойства
1.2. Принципы регулирования напряжения тяговых генераторов и управления тяговыми электродвигателями
1.3. Принципиальные схемы электрических передач постоянного и переменно-постоянного тока

Глава 2. Основные сведения об электрических машинах
2.1. Назначение и расположение электрического оборудования на тепловозах
2.2. Принцип действия электрических машин
2.3. Реакция якоря, коммутация, мощность, к. п. д
2.4. Материалы, нагревание и охлаждение электрических машин

Глава 3. Тяговые электрические машины
3.1. Особенности тяговых машин
3.2. Тяговые генераторы постоянного тока
3.3. Тяговые синхронные генераторы и тяговые агрегаты
3.4. Тяговые электродвигатели постоянного тока
3.5. Тяговые электродвигатели переменного тока

Глава 4. Возбудители, вспомогательные генераторы и электродвигатели
4.1. Возбудители и вспомогательные генераторы
4.2. Возбудители переменного тока и вспомогательные генераторы
4.3. Электродвигатели вспомогательных механизмов

Глава 5. Ремонт и испытания электрических машин
5.1. Основные неисправности
5.2. Техническое обслуживание и ремонт
5.3. Испытания электрических машин

Глава 6. Аккумуляторные батареи
6.1. Назначение и принцип работы
6.2. Устройство тепловозных аккумуляторных батарей
6.3. Неисправности и ремонт

Читайте также:  Ремонт бытовой техники вытяжка

Глава 7. Электрические аппараты
7.1. Общие сведения
7.2. Коммутационные аппараты
7.3. Аппараты автоматического управления и регулирования
7.4. Аппараты контроля и защиты
7.5. Остальные аппараты

Глава 8. Бесконтактные блоки и полупроводниковые устройства
8.1. Полупроводниковые элементы
8.2. Панели и блоки выпрямителей
8.3. Полупроводниковые устройства
8.4. Неисправности и ремонт

Глава 9. Системы регулирований и управления тяговыми машинами
9.1. Системы регулирования напряжения тяговых генераторов постоянного тока
9.2. Системы регулирования напряжения тяговых генераторов переменного тока
9.3. Управление тяговыми электродвигателями

Глава 10. Схемы электрических соединений маневровых тепловозов
10.1. Особенности электрических схем
10.2. Электрическая схема тепловоза ТЭМ2
10.3. Электрическая схема тепловоза ТГМ4

Глава 11. Схемы электрических соединений магистральных тепловозов
11.1. Электрическая схема тепловоза 4ТЭ10С
11.2. Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116

Глава 12. Основные направления совершенствования электрической передачи
12.1. Общие положения
12.2. Передача мощности тепловозе 2ТЭ121
12.3. Электрическое торможение
12.4. Передача мощности переменного тока
12.5. Использование микропроцессорных систем на тепловозах
Список литературы
Предметный указатель

Источник

ТЕПЛОВОЗЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СХЕМЫ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ

Рудая К. И., Логинова Е. Ю. Тепловозы. Электрическое оборудование и схемы. Устройство и ремонт: Учеб. для техн. шк.— М.: Транспорт, 1991. 303 с.

Рассмотрены принципы работы, устройство и системы автоматического регули­рования электрических передач постоянного и переменно-постоянного тока. Изложены основы технологии ремонта электрооборудования. Приведены принципы работы полупроводниковых микроэлементов и использования микропроцессорных систем на тепловозах.
Для учащихся технических школ.

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВА
Назначение передачи. Тепловоз, у которого коленчатый вал дизеля непосредственно соединен с осями движущих колесных пар (так называемый тепловоз непосредственного действия), практически неработоспособен. Без дополнительных устройств такой локомотив не сможет сдвинуться с места и следовать с заданной скоростью по перегону. Это объясняется тем, что давать нагрузку на дизель можно только при частоте вращения коленчатого вала, равной примерно 1/3 номинального ее значения; мощность дизеля увеличивается при увеличении частоты вращения коленчатого вала, наконец, конструкция дизеля не допускает больших перегрузок.
Передача мощности должна обладать высокой надежностью и долговечностью, наименьшими размерами, массой и стоимостью, высоким к. п. д. на всех режимах работы, минимальными затратами на обслуживание и ремонт. На тепловозах применяются три типа передач мощности: электрическая, гидравлическая и механическая. Наибольшее распространение получила электрическая передача, которая по многим показателям наиболее эффективна. Для современных электрических передач характерно увеличение мощности при сохранении почти тех же габаритных размеров и уменьшении удельных масс. На тепловозах применяют электрические передачи мощности постоянного, переменно-постоянного и переменного тока. Преимущественное распространение в мировой практике имеет передача на постоянном токе. Коэффициент полезного действия электрической передачи при продолжительном режиме 84—86 %. В связи с увеличением мощности тепловозов получает широкое распространение передача переменно-постоянного тока.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Общие сведения об электрической передаче мощности
1.1. Назначение передачи мощности и ее свойства
1.2. Принципы регулирования напряжения тяговых генераторов и управления тяговыми электродвигателями
1.3. Принципиальные схемы электрических передач постоянного и переменно-постоянного тока

Глава 2. Основные сведения об электрических машинах
2.1. Назначение и расположение электрического оборудования на тепловозах
2.2. Принцип действия электрических машин
2.3. Реакция якоря, коммутация, мощность, к. п. д
2.4. Материалы, нагревание и охлаждение электрических машин

Глава 3. Тяговые электрические машины
3.1. Особенности тяговых машин
3.2. Тяговые генераторы постоянного тока
3.3. Тяговые синхронные генераторы и тяговые агрегаты
3.4. Тяговые электродвигатели постоянного тока
3.5. Тяговые электродвигатели переменного тока

Глава 4. Возбудители, вспомогательные генераторы и электродвигатели
4.1. Возбудители и вспомогательные генераторы
4.2. Возбудители переменного тока и вспомогательные генераторы
4.3. Электродвигатели вспомогательных механизмов

Глава 5. Ремонт и испытания электрических машин
5.1. Основные неисправности
5.2. Техническое обслуживание и ремонт
5.3. Испытания электрических машин

Глава 6. Аккумуляторные батареи
6.1. Назначение и принцип работы
6.2. Устройство тепловозных аккумуляторных батарей
6.3. Неисправности и ремонт

Глава 7. Электрические аппараты
7.1. Общие сведения
7.2. Коммутационные аппараты
7.3. Аппараты автоматического управления и регулирования
7.4. Аппараты контроля и защиты
7.5. Остальные аппараты

Глава 8. Бесконтактные блоки и полупроводниковые устройства
8.1. Полупроводниковые элементы
8.2. Панели и блоки выпрямителей
8.3. Полупроводниковые устройства
8.4. Неисправности и ремонт

Глава 9. Системы регулирований и управления тяговыми машинами
9.1. Системы регулирования напряжения тяговых генераторов постоянного тока
9.2. Системы регулирования напряжения тяговых генераторов переменного тока
9.3. Управление тяговыми электродвигателями

Глава 10. Схемы электрических соединений маневровых тепловозов
10.1. Особенности электрических схем
10.2. Электрическая схема тепловоза ТЭМ2
10.3. Электрическая схема тепловоза ТГМ4

Глава 11. Схемы электрических соединений магистральных тепловозов
11.1. Электрическая схема тепловоза 4ТЭ10С
11.2. Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116

Глава 12. Основные направления совершенствования электрической передачи
12.1. Общие положения
12.2. Передача мощности тепловозе 2ТЭ121
12.3. Электрическое торможение
12.4. Передача мощности переменного тока
12.5. Использование микропроцессорных систем на тепловозах
Список литературы
Предметный указатель

Источник

Маневровые локомотивы

Назначение и расположение электрического оборудования на тепловозах

Электрические тяговые машины. К тяговым машинам относятся: тяговые генераторы и тяговые электродвигатели, возбудители и подвозбудители, вспомогательные генераторы, стартер-генераторы, электродвигатели вспомогательных механизмов и машин. Тяговые генераторы и тяговые электродвигатели — это основные тяговые машины, остальные машины вспомогательные.

Тяговые генераторы служат для преобразования механической энергии дизеля в электрическую. На тепловозах с передачей постоянного тока тяговые генераторы также используются для пуска дизеля. Тяговые генераторы приводятся в действие дизелями и образуют вместе с ними дизель-генераторные агрегаты или дизель-генераторы.

Тяговые электродвигатели служат для преобразования электрической энергии в механическую энергию движущих колес тепловоза. На тепловозах получил широкое применение индивидуальный привод; когда на каждую двужущую колесную пару передается вращающий момент от отдельного тягового двигателя. Тяговые электродвигатели установлены на тележках тепловоза и приводят в движение оси колесных пар через механические редукторы. На большинстве тепловозов тяговые электродвигатели имеют опорно-осевую (трамвайную) подвеску, т. е. каждый двигатель своим моторно-осевым подшипником опирается на приводимую им ось; другой же стороной он упруго опирается носиком на рамное крепление.

На пассажирских тепловозах ТЭП70, ТЭП60 (конструкционная скорость 160 км/ч) и грузовых 2ТЭ121 электродвигатели имеют опорно-рамную подвеску, при которой двигатель опирается на полую ось, имеющую с движущей осью эластичное соединение.

Вспомогательные генераторы служат для питания цепей управления, освещения и заряда аккумуляторной батареи. Возбудители предназначены для питания независимых обмоток возбуждения тяговых генераторов. На большинстве тепловозов вспомогательный генератор и возбудитель конструктивно объединены в двухмашинный агрегат. К вспомогательным электродвигателям относятся электродвигатели привода маслопрокачивающего и топливопро-качивающего насосов, двигатели различных вентиляторов, стартер-генераторы, тахогенераторы и др.

Аккумуляторная батарея. Для питания тягового генератора при пуске дизеля, а также для питания цепей управления, освещения, возбуждения и ряда вспомогательных машин при неработающем вспомогательном генераторе используют аккумуляторную батарею.

На магистральных тепловозах аккумуляторную батарею располагают в специальных отсеках под полом дизельного помещения, в аккумуляторных отсеках, расположенных по обеим сторонам тепловоза иод рамой (над топливным баком) или в топливном баке.

Электрические аппараты. Аппараты необходимы для переключения электрических цепей (и силовых цепях тяговых генераторов и электродвигателей, в цепях возбуждения, вспомогательных механизмов и системах управления, регулирования и защиты). Электрические аппараты в основном размещены в аппаратных (высоковольтных) камерах, расположенных между кабиной машиниста и дизельным помещением или вдоль стенок кузова в передней части дизельного помещения. Аппараты размещены на пульте управления тепловозом и на дизель-генераторе. На тепловозах более раннего выпуска имеется одна аппаратная камера, а на последующих выпусках — две (правая и левая) и даже три камеры.

Размещение основного электрического оборудования на каждой серии тепловозов имеет ряд особенностей. Рассмотрим расположение электрического оборудования на тепловозе 2ТЭ10М с передачей мощности постоянного тока (рис. 2.1). Тяговые электродвигатели 17 установлены на тележках и имеют опорно-осевую подвеску. Внутри кузова тепловоза располагаются дизель 14 и тяговый генератор 30, основное и вспомогательное электрическое оборудование. В средней части дизельного помещения на общей поддизельной раме установлен дизель-генератор. Двухмашинный агрегат 2 расположен под полом между аппаратными камерами и приводится во вращение от вала тягового генератора через передний распределительный редуктор. От вала дизеля через задний распределительный редуктор и клиноременную передачу вращается якорь синхронного подвозбудиТеля 38. Аккумуляторная батарея установлена под иолом по обеим сторонам дизеля в четырех ящиках 35, а под левой аппаратной камерой размещен стабилизирующий трансформатор 28. Основные электрические аппараты установлены в двух аппаратных камерах 25 и 29. Управление тепловозом производится с пульта 20, установленного в кабине. На пульте управления размещены измерительные приборы, кнопки, тумблеры, аппараты сигнализации.

На задней стенке кабины машиниста расположены блоки радиостанции 26, 27, блок переговорного устройства 22, автоматические выключатели. Для управления тепловозом в двух- и трех-

секционном исполнениях на заднем листе рамы крайней секции и на переднем и заднем листах средней секции установлены розетки межтепловозных соединений 43 и розетки параллельного включения аккумуляторных батарей.

Источник

Читайте также:  Южное шоссе ремонт техники
Оцените статью