Типовые работы при ремонте электродвигателей

Типовые работы при ремонте электродвигателей

Техническое обслуживание электрических машин

Техническое обслуживание производится для всех электрических машин, находящихся в эксплуатации, и состоит из следующих работ:
— мелкий ремонт, не требующий специальной остановки машины и осуществляемый во время перерывов в работе технологических установок, с целью своевременного исправления незначительных дефектов машин, подтяжки контактов и креплений, смены щеток, регулировки траверс, регулировки устройств, обеспечивающих выходные параметры генераторов, умформеров и преобразователей, регулировки защиты, протирки и чистки доступных частей машины — наружных поверхностей, колец, коллекторов и т. п.;
— осмотры эксплуатируёмых машин, включая систему их управления и защиты;
— заполнение карты осмотра;
— повседневный надзор за выполнением правил эксплуатации и инструкций заводов-изготовителей и, в частности, за величиной нагрузки, за температурой подшипников, обмоток и корпуса, а для машин с замкнутой системой вентиляции — надзор за температурой входящего и выходящего воздуха, контроль за наличием смазки, проверка отсутствия ненормальных шумов и гула, а также отсутствия искрения на коллекторах и кольцах;
— контроль за соблюдением правил безопасности операторами или мотористами, работающими на оборудовании;
— повседневный контроль за целостностью заземления;
— отключение электромашин в аварийных ситуациях;
— участие в приемо-сдаточных испытаниях после монтажа, ремонта и наладки электрических машин и систем их защиты и управления.

Типовой объем текущего ремонта машин включает:

— производство операций технического обслуживания;
— отключение от питающей сети;
— очистку наружных поверхностей от грязи, пыли и масел; разборку машины в нужном для производства ремонта объеме;
— проверку состояния, промывку подшипников, замену подшипников качения при превышении величины максимально допустимых радиальных зазоров;
— проверку работы смазочных колец для электромашин с подшипниками скольжения;
— проверку, ремонт системы принудительной смазки отключающей блокировки при прекращении подачи смазки в соответствии с требованиями;
— замену смазки;
— осмотр и очистку вентиляционных устройств;
— проверку и ремонт крепления вентилятора;
проверку и ремонт у машин с принудительной вентиляцией (продуваемых электромашин) шиберов, заслонок и их приводных механизмов;
— осмотр, очистку и продувку сжатым воздухом статорных и роторных (якорных) обмоток, коллекторов, а также вентиляционных каналов;
— проверку состояния и надежности крепления лобовых частей обмоток и устранение дефектов;
— устранение местных повреждений изоляции обмоток статора, ротора (якоря);
— сушку обмоток и покрытие лобовых частей обмоток покровным лаком (при необходимости);
— проверку и подтяжку крепежных соединений (крепление к фундаменту, к салазкам, крепление шкивов, муфт, конструктивных креплений узлов самой машины) и контактов, при необходимости замену крепежных деталей;
— зачистку и шлифовку колец и коллекторов, продороживание коллектора (при необходимости);
— проверку и регулировку щеткодержателей, траверз, щеткоподъемных закорачивающих механизмов;
— проверку состояния и обозначений (маркировки) выводных концов обмоток, клеммных щитков с производством необходимого ремонта;
— замену фланцевых прокладок и уплотнений;
проверку и восстановление герметичности взрывозащищенных машин в соответствии с «Инструкцией по ремонту взрывозащищенного электрооборудования»;
— сборку машины;
— проверку защитного заземления;
— подсоединение электросети;
— проверку работы на холостом ходу и под нагрузкой;
— проверку для машин, работающих при разных частотах вращения, правильности работы в различных режимах;
— проверку для генераторов, преобразователей, умформеров, индукционных регуляторов, фазорегуляторов выходных параметров;
— устранение повреждений окраски;
проведение приемо-сдаточных испытаний, оформление сдачи машины после ремонта.

Читайте также:  Ремонт корректор фар калина

Типовой объем капитального ремонта машин включает:

Источник

Состав работ при ремонте электродвигателей

Вышедший из строя электродвигатель требует комплексного ремонта, в состав которого входят разборочно-дефектировочные, заготовительно-намоточные, сушильно-пропиточные и сборочные работы. Замена элементов, ремонт ротора электродвигателя и другие работы они выполнятся на специализированных участках предприятий, в электроремонтных цехах или в условиях специальных мастерских. В зависимости от этапа и специфики работ в восстановлении оборудования заняты электромонтеры по ремонту трансформаторов и электродвигателей, специалисты-обмотчики и изолировщики, а также мойщики и маляры.

На первом этапе выполняется разборка и дефектовка оборудования, которым предшествует осмотр, продувка и очистка двигателя. В рамках полной разборки с использованием слесарного инструмента выполняется снятие ротора и других элементов (полумуфт, шкивов, подшипников), демонтаж с ротора (или якоря) бандажа, распайка петушков якоря и демонтаж с корпуса катушек полюсов. Изоляцию неисправной обмотки выжигают в электропечи, после чего саму обмотку удаляют. Далее производится выправление и очистка пазов. На моечной установке выполняется промывка и протирка деталей, которые затем транспортируются на следующий участок ремонтного цеха.

За дефектовкой следует заготовительно-намоточные работы. В пазы статора (якоря или ротора), куда предварительно вмонтированы изоляционные гильзы (их заготовки производятся с помощью пресс-ножниц) обмотчиками укладываются секции катушек обмоток, после чего выполняется их уплотнение и фиксация с помощью клиньев. Если производится ремонт якоря двигателя постоянного тока, выполняется лужение петушков и выводных концов обмотки якоря для их лучшего соединения и далее — пайка их к петушкам. После этого с помощью стеклобандажной ленты или бандажировочной проволоки осуществляется бандажировка якоря (или ротора) и далее — балансировка.

Заключительные этапы ремонта

По завершении обмотки элементы электродвигателя транспортируются на сушильно- пропиточный участок. В сушильной печи происходит просушка статора, ротора или якоря, а также катушки полюсов. Из печи узлы попадают в ванну с пропиточным лаком, где производится пропитка обмотки, после которой излишки лака удаляются. Далее выполняется просушка пропитанной обмотки.

На заключительном этапе выполняется сборка электродвигателя, по завершении которой оборудование тестируется на испытательной станции. После испытаний поверхность двигателя обезжиривается с помощью ксилола и прокрашивается в специальной окрасочной камере на вращающемся столе с помощью распылителя, при этом качество прокраски контролируется через специальное окно.

Источник

Виды и объемы ремонтов

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт

Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ: наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата, проверка состояния крепления лобовых обмоток, восстановление лакового покрова этих обмоток, шлифование контактных колец и коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток, продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных соединений, проверка защитного заземления, проведение профилактических испытаний.

Капитальный ремонт

Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех узлов и деталей и их дефектация, ремонт станин и подшипниковых щитов, магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов, коллекторов, устранение местных дефектов изоляции обмоток и соединений, проведение послеремонтных испытаний.

Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации.

После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах производят следующие дополнительные работы: выверка положения электродвигателя, центровка и соосность ил нов электродвигателя и агрегата, крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток (частичная замена двухслойных обмоток статора не целесообразна, так как при этом повреждается изоляция исправных катушек).

Провода, снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта, используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки проводов см старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое отделение остатков изоляции от провода — волочением через деревянные или текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на станках.

При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода прямоугольного сечения используют повторно Изоляцию восстанавливают с помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на ½ ширины изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием изоляции.

Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего капитального ремонта.

Источник

Ремонт асинхронных электродвигателей

Своевременный и качественный ремонт асинхронных электродвигателей является одним из наиболее действенных средств поддержания оборудования в должном техническом состоянии и продления сроков его эксплуатации. После ремонта поврежденная электрическая машина не только возвращается в строй; в нужном направлении изменяются ее технические параметры (частота вращения, напряжение и частота питающей сети, класс нагревостойкости изоляции), совершенствуется ее конструкция, повышается надежность. Электродвигатель более полно удовлетворяет конкретным требованиям и условиям эксплуатации.

В промышленности применяется система ППР, основным содержанием которой является плановое осуществление комплекса работ и мероприятий по уходу за электрооборудованием и его ремонту. Чередование, периодичность и объемы ремонтов устанавливаются в соответствии с этой системой в зависимости от режимов работы и условий эксплуатации электрооборудования с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы предприятия и безопасности эксплуатационного персонала. Система ППР является плановой системой мероприятий, обеспечивающей продолжительную безаварийную работу оборудования.

Создание зональных и ведомственных специализированных электроремонтных заводов способствовало централизации ремонта электрооборудования многочисленных мелких и средних предприятий, повышению качества ремонта и снижению затрат на его проведение. На ряде крупных предприятий созданы отдельные электроремонтные цехи, где ремонт асинхронных электродвигателей производится по технологии, принятой на специализированных электроремонтных заводах.

В промышленности применяют централизованную, децентрализованную и смешанную системы организации ремонта. При централизованной системе ремонт электрооборудования выполняют специализированные ремонтные службы, подчиненные главному энергетику предприятия. Обслуживание работающего электрооборудования и мелкий ремонт выполняет персонал, также подчиненный главному энергетику.

При децентрализованной системе специальные ремонтные службы отсутствуют. Все ремонтные работы выполняет персонал, находящийся в подчинении у начальников производственных подразделений.

Смешанная система отличается тем, что в производственных подразделениях имеются не только свои электроремонтные мастерские и бригады, выполняющие небольшие по объему и сложности работы, но и специализированные ремонтные службы, выполняющие сложные и большие по объему работы.

На предприятиях предусмотрено выполнение нескольких видов ремонтов: текущего и капитального, среднего и капитального или текущего, среднего и капитального. Наиболее прогрессивной формой является проведение для большей части оборудования двух видов ремонта — текущего и капитального. Средние ремонты в настоящее время практически не применяются.

Текущий ремонт асинхронных электродвигателей включает замену небольших деталей, устранение мелких дефекттов, регулировку пускорегулирующей аппаратуры и обеспечивание нормальной работы двигателя до очередного ремонта. К текущему ремонту относятся также чистка двигателя, обработка обгорелых контактов аппаратов, промывка подшипников, смена износившихся щеток, подтягивание креплений и т. д. В процессе выполнения текущих ремонтов проверяют состояние изоляции обмоток, а также проводят различные профилактические испытания с целью выявления и своевременного устранения имеющихся неисправностей. Как правило, текущий ремонт асинхронных электродвигателей выполняется без разборки электрооборудования во время кратковременных остановок технологического оборудования.

При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные основные узлы и детали электрооборудования. К капитальному ремонту относятся перемотка роторной или статорной обмоток, перезаливка подшипников скольжения и т. д. Капитальный ремонт асинхронных электродвигателей подразумевает разборку двигателей. В ряде случаев при капитальном ремонте их модернизируют, улучшая их энергетические показатели и конструкцию, повышают надежность и ремонтопригодность. Основная цель модернизации при капитальном ремонте — приближение характеристик старого двигателя к характеристикам появившегося нового, технически более совершенного, а также максимальное приспособление серийного двигателя к конкретному механизму. Затраты средств, времени, труда и материалов при модернизации должны быть оправданы полученными техническими или экономическими результатами.

Под средним ремонтом понимают ремонт асинхронных электродвигателей , при котором предупреждают опасность чрезмерного износа наиболее ответственных частей электрооборудования или предотвращают его аварийный выход из строя. В состав среднего ремонта асинхронного двигателя входит восстановление надежности электрических соединений, устранение дефектов изоляции лобовых частей обмоток, ремонт щеткодержателей с заменой пружин и гибких связей, шлифовка контактных колец и т. д.

Ремонты электрооборудования планируют на основе межремонтных периодов, ремонтных циклов и их структуры. Межремонтным периодом считается время работы электрооборудования между двумя очередными плановыми ремонтами, например между соседними текущими или текущим и капитальным.

Ремонтный цикл — отрезок времени, в течение которого электрооборудование работает между двумя капитальными ремонтами или с момента ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта.

Под структурой ремонтного цикла понимают совокупность текущих и средних ремонтов, выполняемых между капитальными ремонтами, т. е. в течение одного ремонтного цикла.

Основой для определения продолжительности межремонтного периода и ремонтного цикла асинхронного двигателя служит расчетное или действительное время, в течение которого он может нормально работать в заданных режимах. Одним из факторов, определяющих минимальный период, является продолжительность работы наиболее быстроизнашивающихся частей и деталей. Обычно ремонты планируют на один год с разбивкой .по кварталам и месяцам. Такое планирование называется текущим. Наряду с текущим осуществляется и оперативное планирование с использованием сетевых графиков.

Различают два метода ремонта электрооборудования — принудительный и послеосмотровый. Принудительный метод ремонта применяется главным образом для особо ответственных машин и заключается в том, что через определенные периоды времени машины в обязательном порядке подвергают капитальному ремонту с перемоткой обмоток. Также через строго определенное время производят текущий и средний ремонты.

Основанием для определения ремонтного цикла, как указывалось, является расчетное время износа отдельных частей машины, подтверждаемое данными эксплуатации. Срок безаварийной службы наиболее слабого звена принимается как продолжительность межремонтного периода или цикла.

При принудительной системе ремонта ресурс электрической машины не всегда бывает использован полностью; перемотке может быть подвергнута машина, которая еще значительное время могла бы работать без замены обмотки. Поэтому принудительный метод ремонта является наиболее дорогим.

Послеосмотровый метод ремонтов предполагает планирование капитальных ремонтов после осмотра и профилактических испытаний во время очередной ревизии или текущего ремонта. Если дефектов при этом не обнаруживают, то машину включают в график ремонтов на последующий год. Ресурс машины при этом методе ремонта используется более полно, чем при принудительном, поэтому стоимость ремонтов снижается. Но в то же время из-за возможности внеочередных ремонтов усложняется организация их проведения.

Типовой объем работ при текущем ремонте электродвигателей

Типовой объем работ при текущем ремонте включает:

  • производство операций технического обслуживания;
  • отключение от питающей сети и отсоединение от приводного механизма (двигателя);
  • очистку наружных поверхностей от загрязнений;
  • разборку асинхронного двигателя в нужном для ремонта объеме;
  • проверку состояния подшипников, промывку их, замену подшипников качения, если зазоры в них превышают допустимые; проверку и ремонт системы принудительной смазки; замену смазки;
  • проверку, очистку и ремонт крепления вентилятора; проверку и ремонт системы принудительной вентиляции;
  • осмотр, очистку и продувку сжатым воздухом обмоток и вентиляционных каналов;
  • проверку состояния и надежности крепления лобовых частей обмоток, устранение выявленных дефектов;
  • устранение местных повреждений изоляции обмоток, сушку обмоток, покрытие лобовых частей обмоток покровным лаком;
  • проверку и подтяжку крепежных соединений и контактов с заменой дефектных крепежных деталей;
  • проверку и регулировку щеткодержателей, короткозамыкающих устройств, механизма подъема щеток;
  • зачистку и шлифовку контактных колец;
  • проверку состояния и правильности обозначений выводных концов обмоток и клеммных колодок с необходимым ремонтом;
  • замену фланцевых прокладок и уплотнений;
  • проверку герметичности взрывозащищенных машин;
  • сборку двигателя и проверку защитного заземления;
  • присоединение двигателя к сети и проверку его работы на холостом ходу и под нагрузкой;
  • устранение повреждений окраски;
  • проведение приемосдаточных испытаний и оформление сдачи двигателя в эксплуатацию.

Типовой объем работ при капитальном ремонте электродвигателей

Типовой объем работ при капитальном ремонте включает;

  • производство операций текущего ремонта;
  • проверку осевого разбега ротора и радиальных зазоров подшипников скольжения с последующей перезаливкой вкладышей;
  • замену подшипников качения;
  • полную разборку двигателя с чисткой и промывкой всех механических деталей;
  • замену дефектных обмоток1 (включая ремонт короткозамкнутых обмоток ротора), очистку и продувку сохраняемых обмоток;
  • пропитку и сушку обмоток, покрытие лобовых частей обмоток покровными лаками и эмалями;
  • ремонт конктактных колец и щеточных узлов (вплоть до их замены на новые);
  • ремонт магнитопровода статора и ротора, включая частичную замену листов;
  • восстановление прессовки магнитопроводов;
  • ремонт подшипниковых щитов, корпуса, восстановление размеров посадочных мест; ремонт вала;
  • ремонт или замену вентилятора;
  • замену неисправных пазовых клиньев, различных изоляционных деталей;
  • маркировку выводных концов в соответствии с ГОСТ 183—74*; сборку и окраску двигателя;
  • проведение приемосдаточных испытаний и оформление сдачи двигателя в эксплуатацию.

Испытание асинхронных электродвигателей

После ремонта асинхронные двигатели подвергаются испытаниям, объем которых зависит от типа ремонта.

Программа испытаний асинхронных двигателей в соответствии с Нормами после капитального ремонта, производимого в сроки, устанавливаемые системой ППР (для двигателей ответственных механизмов и двигателей, работающих в тяжелых условиях, — не реже 1 раза в два года), содержит 14 пунктов;

  1. Испытание стали статора двигателей с обмоткой из прямоугольного провода.
  2. Измерение сопротивления изоляции обмоток статора, ротора (для двигателей с фазным ротором) и подшипников.
  3. Испытание обмоток статора и ротора (фазного) на электрическую прочность повышенным напряжением промышленной частоты на полностью собранном двигателе. Результаты испытаний считаются положительными, если не наблюдалось скользящих разрядов, толчков тока утечки, пробоев или перекрытий и если сопротивление изоляции после этих испытаний осталось прежним.
  4. Измерение сопротивления обмоток статора и фазного ротора постоянному току, а также сопротивления постоянному току реостатов и пускорегулирующих резисторов, если последние входят в комплект двигателя.
  5. Испытание витковой изоляции обмоток из прямоугольного провода импульсным напряжением высокой частоты.
  6. Измерение воздушного зазора (если позволяет конструкция) и расчет эксцентриситета ротора.
  7. Измерение зазоров в подшипниках скольжения для решения вопроса о необходимости перезаливки вкладышей подшипников.
  8. Проверка работы двигателя на холостом ходу. Сравнение тока холостого хода с его каталожным значением.
  9. Измерение вибрации подшипников для высоковольтных двигателей и двигателей ответственных механизмов.
  10. Измерение разбега ротора в осевом направлении для двигателей с подшипниками скольжения, двигателей ответственных механизмов и при выемке ротора при ремонте.
  11. Проверка работы двигателя под нагрузкой.
  12. Гидравлическое испытание воздухоохладителя (если такой имеется в комплекте двигателя).
  13. Проверка исправности стержней короткозамкнутой обмотки ротора электродвигателей мощностью 100 кВт и более. Все стержни должны быть целыми.
  14. Проверка срабатывания защиты двигателей напряжением до 1 кВ при питании их от сети с заземленной нейтралью.

При текущих ремонтах двигателей Нормы регламентируют проведение испытаний по пп. 2, 14. Величины воздушных зазоров, значения испытательных напряжений, допустимых сопротивлений изоляции и других контролируемых во время испытаний физических величин приводятся в соответствующих типовых положениях и нормах.

Источник

Оцените статью