Общие понятия о технологии ремонта корпуса судна
Основной технологический процесс ремонта корпуса судна разделяют на стадии, определяющие последовательность выполнения всех ремонтных работ.
Подготовительная стадия технологического процесса заключается в подготовке судна и производства для ремонта корпуса. При подготовке судна производят удаление топлива, остатков груза, очистку -помещения и другие работы. Основой подготовки производства являются ремонтная документация, включающая составленные экипажем судна ведомости, определяющие объем ремонта, техническая и технологическая ремонтная документации, разрабатываемые проектными организациями. На основании этой документации судоремонтное предприятие производит заготовку конструкций корпуса и другие работы, которые можно выполнить до подхода судна к ремонтной базе. Эти работы называют «нулевым этапом ремонта». Одновременно производят материально-техническую подготовку производства.
Стадия дефектации заключается в производстве освидетельствования корпуса судна с целью определения технического состояния корпуса и отдельных его конструкций и установления объема и способов выполнения ремонта.
В стадию подготовки деталей, узлов и конструкций корпуса входят работы по обработке металла, заготовке и предварительной сборке заменяемых деталей, узлов и конструкций корпуса в цехе.
Стадия замены и восстановления конструкций корпуса предусматривает выполнение всех работ по ремонту корпуса судна как на плаву, так и в доке, на слипе. На этой стадии производят разборку корпусных конструкций, подлежащих ремонту, а также демонтаж трубопроводов, механизмов и других устройств и оборудования, выемку защитных щитов в трюмах, разборку изоляции зашивки и отделки кают, деревянного настила, удаление цементных ящиков и др. После окончания всех работ испытывают корпус или отдельные конструкции на водонепроницаемость.
Применительно к ремонту корпуса судна существуют следующие виды обобщенных корпусных работ: замена поврежденных или изношенных элементов и конструкций в целом; установка новых (дополнительных) деталей конструкций; правка деформированных корпусных конструкций или отдельных элементов; демонтаж отдельных элементов конструкций по технологическим причинам (например, для доступа в отсек); наплавка разрушенных коррозией сварных швов и коррозионных язвин.
Порядок и очередность выполнения работ по ремонту корпуса должен быть увязан с работами по ремонту механизмов, устройств, систем и другими ремонтными работами.
На судоремонтных предприятиях ремонт корпуса осуществляют индивидуальным (подетальным), секционно-блочным методами ремонта.
При индивидуальном методе производят ремонт отдельных элементов конструкций корпуса. Такой метод ремонта применяют при текущем ремонте корпуса, когда объем ремонтных работ небольшой.
Секционно-блочный метод (см. § 53) является наиболее эффективным способом ремонта конструкций корпуса при наличии больших повреждений. Одним из главных преимуществ этого способа является возможность производства работ в цехе, а также предварительное изготовление секций и блоков до прихода судна на ремонт по «нулевому этапу».
В процессе производства ремонта корпуса инспекция Регистра ведет техническое наблюдение и контроль. Работы по ремонту судна, подлежащие обязательному контролю Регистра СССР или речного Регистра РСФСР, следующие:
выборочная проверка материала, применяемого для ремонта прочного металлического корпуса судна (листовой, профильной, полосовой) ;
выборочная проверка качества применяемых электродов, заклепок, флюсов, защитного газа, гужонов и др.;
наружный осмотр после монтажа корпусных литых и кованых деталей (штевни, мортиры, кронштейны) и проверка качества сварных швов;
выборочная проверка качества работ по сборке под сварку и клепку корпусных конструкций;
наружный осмотр качества выполненных работ и выборочная проверка размеров элементов набора, калибров швов (наружная обшивка, палубы, платформы, двойное дно, продольные и поперечные связи, водонепроницаемые переборки, шахты, туннели гребных валов, надстройки, рубки и др.), а также проверка качества сварных швов дефектоскопией;
проверка качества материала, наружный осмотр, выборочная проверка размеров элементов фундаментов под главные механизмы и котлы и под другие ответственные механизмы и устройства;
выборочная проверка качества работ и испытание на водонепроницаемость грузовых люков, лацпортов, световых и прочих люков и закрытий (иллюминаторы, водонепроницаемые двери и прочие отверстия и их закрытия в корпусе судна);
испытания на водонепроницаемость отсеков корпуса судна, перекрытий, цистерн, наружной обшивки, палуб, переборок и др.
Непосредственно перед началом ремонта владелец судна согласовывает с инспекцией Регистра ведомости на ремонт корпуса, а также чертежи на восстановление, переоборудование или модернизацию корпуса, проводимые во время ремонта.
Завод, выполняющий ремонт корпуса судна, должен получить одобрение инспекции Регистра на выпускаемые рабочие чертежи, технические условия, различные технологические процессы ремонта или изготовления ответственных конструкций корпуса.
В процессе проверки и испытания материалов и изделий, используемых при ремонте корпуса, а также выполнения ремонта корпусных конструкций инспекция Регистра устанавливает их соответствие Государственным стандартам (ГОСТам), утвержденной и согласованной технической документации и правилам Регистра.
Результаты осмотров или освидетельствований предъявляемых узлов, деталей и механизмов инженер Регистра заносит в акт специальной формы.
Для успешного и качественного выполнения ремонта корпуса судна используется соответствующая технологическая документация, в которой дается подробное описание работ, подлежащих выполнению в процессе ремонта; способы их выполнения; инструмент приспособления и оснастка, необходимые для ремонта; последовательность производства работ; перечень материалов (по маркам, видам и размерам); состав бригады и квалификация рабочих; время, необходимое для производства ремонтных работ, и порядок производства испытания конструкции на непроницаемость. Для обычных текущих работ по ремонту корпуса судна подробные технологические процессы не составляют. В этом случае пользуются обычно типовым технологическим процессом. Для конкретного судна выпускают чертеж или эскиз, на котором указывают поврежденные места, а при помощи условных обозначений видов ремонта — метод ремонта данной конструкции (рис. 110). Дополнительно к таким чертежам (эскизам) даются технологические указания о марке материала (листов, профилей), испытании конструкции на непроницаемость.
Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, обводя на чертеже (эскизе) соответствующим цветом контуры заменяемых (ремонтируемых) конструкций корпуса, участков листов и набора.
Источник
ТТП 212.0501-80
В сборник включены типовые технологические процессы выполнения наиболее распространенных и часто повторяющихся ремонтных работ по корпусам стальных судов внутреннего и смешанного плавания.
Сборник ТТП обязателен для использования при ремонте судов всеми предприятиями Микречфлота.
ТТП 212.0501-80.pdf передан 09.12.2015
На неограниченный срок Вы получаете возможность скачать любой уже имеющийся в библиотеке портала документ либо дождаться поступления еще отсутствующего документа. Благодаря системе обмена документами наша библиотека ежедневно пополняется множеством нормативных документов.
Пакетный доступ к 10 документам позволяет сэкономить на стоимости отдельного документа, которая в некоторых случаях может даже превосходить стоимость доступа к 10 документам.
Это предложение для организаций, которые заинтересованы не только в получении сотрудниками доступа к нормативной документации, но и в представлении своей продукции и услуг, а так же в продвижении своего сайта в поисковых системах. Тариф «Стандарт» предоставляет комплексный доступ к ресурсам портала, при грамотном и полном использовании которого Вы сможете получить значительный отклик в виде новых клиентов и улучшившейся посещаемости сайта организации.
В качестве бонуса в тариф «Стандарт» включен доступ к марочнику металлов и сплавов сроком на один год.
Источник
Типовые технологические процессы ремонта
Основных дефектов корпуса
Все многообразие вариантов ремонта корпуса судна по рассмотренным в п.6.2 видам повреждений корпуса (износы основных связей корпуса, остаточные деформации корпуса, недопустимые или прочие дефекты) можно сформулировать восьми типовых технологических процессах, которые излагаются в настоящем разделе и которые наглядно показывают последовательность выполнения технологических операций [8].
Основные операции технологических процессов ремонта
1. Смена листов обшивки (на всем заданном участке):
1.1. Разметить контур выреза в обшивке;
1.2. Отделить набор от обшивки;
1.3. Вырезать обшивку по разметке (на судне);
1.4. Выполнить разметку листов обшивки (в цехе);
1.5. Вырезать листы по разметке (в цехе);
1.6. Установить листы в корпус судна;
1.7. Сварить листы между собой, с обшивкой и с набором изнутри корпуса судна;
1.8. Разделать кромки обшивки и листов с наружной стороны корпуса (строжка);
1.9. Сварить кромки обшивки и листов с наружной стороны корпуса;
1.10. Зачисть сварные швы и околошовную зону от шлака, брызг и загрязнений;
1.11. Испытать сварные швы в зоне ремонта на непроницаемость;
1.12. Загрунтовать сварные швы и обшивку в зоне ремонта.
2. Смена криволинейной обшивки (на всем заданном участке):
2.1. Разметить контур выреза в обшивке;
2.2. Отделить набор от обшивки;
2.3. Вырезать удаляемую часть обшивки по разметке;
2.4. Изготовить шаблоны погиби обшивки;
2.5. Разметить контур нового листа (в цехе);
2.6. Вырезать лист по разметке;
2.7. Изготовить шаблон погиби;
2.8. Согнуть лист по шаблонам;
2.9. Установить лист в корпус судна на прихватки;
2.10. Сварить лист с обшивкой и с набором изнутри корпуса судна;
2.11. Разделать кромки обшивки и листа с наружной стороны;
2.12. Сварить обшивку с листом с наружной стороны;
2.13. Зачистить сварные швы и околошовную зону от шлака, брызг, загрязнений;
2.14. Испытать сварные швы в зоне ремонта на непроницаемость;
2.15. Загрунтовать сварные швы и обшивку в зоне ремонта.
3. Замена обшивки вмятины с заменой и правкой набора:
3.1. Разметить контур выреза обшивки;
3.2. Разметить балки набора, подлежащие замене;
3.3. Отделить набор от обшивки газовым резаком;
3.4. Вырезать удаляемую часть обшивки;
3.5. Вырезать заменяемые участки набора из корпуса судна;
3.6. Изготовить шаблоны погиби обшивки (при необходимости);
3.7. Разметить контур нового листа (в цехе);
3.8. Вырезать лист в цехе по разметке на гильотинных ножницах;
3.9. Согнуть лист по шаблонам (при необходимости);
3.10. Изготовить новые балки набора для замены;
3.11. Произвести гибку балок холостого набора (при необходимости);
3.12. Выправить балки холостого набора в корпусе судна;
3.13. Установить балки набора в корпусе судна;
3.14. Сварить стыки набора;
3.15. Установить лист в корпус судна;
3.16. Сварить лист с обшивкой и с набором изнутри корпуса судна;
3.17. Выполнить разделку (строжку) кромок с наружной стороны корпуса судна;
3.18. Сварить лист с обшивкой с наружной стороны корпуса судна;
3.19. Зачистить сварные швы и околошовную зону от шлака, брызг, загрязнений;
3.20. Испытать сварные швы на непроницаемость и герметичность керосиново-меловой пробой;
3.21. Загрунтовать зону ремонта.
4. Замена обшивки в районе бухтин, ребристости, цементной заделки, дублирующего листа:
4.1. Разметить контур выреза в обшивке;
4.2. Отделить набор от обшивки газовым резаком;
4.3. Вырезать удаляемую часть обшивки по разметке;
4.4. Изготовить шаблоны погиби обшивки;
4.5. Разметить контур нового листа в цехе;
4.6. Вырезать лист в цехе по разметке на гильотинных ножницах;
4.7. Выполнить гибку листа в цехе по шаблонам;
4.8. Установить листы в корпус судна на прихватки;
4.9. Сварить лист с обшивкой и с набором изнутри корпуса судна;
4.10. Выполнить разделку (строжку) кромок обшивки с наружной стороны корпуса судна;
4.11. Сварить лист с обшивкой с наружной стороны корпуса судна;
4.12. Зачистить сварные швы и околошовную зону от шлака, брызг, загрязнений;
4.13. Испытать сварные швы на непроницаемость и герметичность керосиново-меловой пробой;
4.14. Загрунтовать сварные швы и обшивку в зоне ремонта.
5. Правка обшивки вмятины с заменой и правкой набора:
5.1. Разметить контур правки обшивки;
5.2. Разметить участки набора, подлежащие замене;
5.3. Отделить набор от обшивки газовым резаком;
5.4. Вырезать удаляемые участки набора;
5.5. Изготовить шаблоны погиби заменяемых балок набора;
5.6. Разметить места установки приспособлений для правки обшивки;
5.7. Установить приспособления для правки обшивки;
5.8. Выправить обшивку вмятины с нагревом и с усилиями;
5.9. Завершить правку обшивки вмятины с нагревом;
5.10. Выправить балки холостого набора;
5.11. Изготовить заменяемые участки набора;
5.12. Произвести гибку балок холостого набора;
5.13. Установить балки набора в корпусе судна;
5.14. Сварить стыки набора;
5.15. Сварить набор с обшивкой;
5.16. Зачисть сварные швы и обшивку в зоне ремонта;
5.17. Испытать зону ремонта на непроницаемость (швы обшивки с набором);
5.18. Загрунтовать выправленный участок обшивки.
6. Правки бухтин и ребристости с нагревом и усилиями(при fобш > 30мм):
6.1. Разметить район правки обшивки;
6.2. Разметить места установки приспособлений для правки;
6.3. Установить приспособления для правки;
6.4. Устранить деформацию обшивки с нагревом и усилиями;
6.5. Зачистить выправленную часть обшивки;
6.6. Загрунтовать выправленный участок обшивки.
7. Безударная (тепловая) правка бухтин и ребристости (при fобш 0,15 нужно менять участок.
При правке применяется 2 метода в зависимости от максимальной стрелки прогиба и площади вмятины:
1метод.
Вмятина небольшого размера со стрелкой прогиба f ≤ 60 мм, размер вмятины не превышает размера рамной шпации. В этом случае правку осуществляют нагревом газовыми горелками до температуры 800°С всего деформированного участка.
Перед нагревом удаляют рамный деформированный набор, холостой, как правило, не удаляется. Запрещено нагревать обшивку во второй раз, иначе при эксплуатации судна могут возникнуть усталостные трещины.
2 метод.
При больших площадях вмятины, правка выполняется комбинированно. Вначале участок подогревают по подошве вмятины, и производят его выдавливание с помощью домкратов, насколько это возможно. Прогревается следующий кольцевой участок ближе к центру и т.д.
Тепловую правку на месте (без вырезки) применяют для устранения плавных бухтин и гофрировки в листах наружной обшивки, настилов палуб, переборок с максимальной стрелкой прогиба, не превышающей 3-х толщин листа (до 20 мм), а также для устранения волнистости свободных кромок листов, прилегающих к заменяемому участку (листу).
В зависимости от характера деформаций корпусную конструкцию при правке следует нагревать: пятнами – при правке бухтин тонколистовой конструкции, полосам – при правке бухтин обшивки или волнистости по свободным кромкам. При правке набора участки нагревают в форме клина, широкая часть которого обращена в сторону выпуклости изогнутой части набора. Для предупреждения потери устойчивости элементов корпуса в зоне нагревания максимальная ширина клина с температурой выше 600°С, или ширина полосы, не должна превышать 3–4 толщин обшивки или полки угольников.
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1403 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник