Тко отходы от ремонта

УФАС о том, относятся ли отходы от текущего ремонта жилья к ТКО

С 1 января 2019 года в большинстве регионов РФ стартовала «мусорная реформа». Но споры о том, какой мусор регоператор должен вывозить в рамках установленных тарифов на обращения с ТКО, не утихают. Рассказываем в данной статье о позиции одного из УФАС по вопросам вывоза и размещения на полигонах отходов от текущего ремонта.

Одна из управляющих организаций обратилась в УФАС по Республике Коми с жалобой на неправомерные действия предприятия, которое согласно лицензии размещало и утилизировало отходы на городских полигонах. Управляющая организация до 2019 года по полученным лицензиям не только управляла несколькими сотнями многоквартирных домов, но и являлась перевозчиком ТКО от жилого фонда к месту их захоронения/утилизации. На эти услуги были заключены договоры с другими УО города. Вывозимые ТКО размещались по установленному в регионе тарифу на городском полигоне в рамках договора между УО и специализированным предприятием.

Строительный мусор, в том числе образовавшийся после текущего ремонта жилого фонда, предприятие принимало от УО и размещало на полигоне строительного мусора за отдельную плату. Стоимость данной услуги в 2018 году превышала тариф по захоронению ТКО на городском полигоне на 177%. Управляющая организация дисциплинированно оплачивала выставленные за услуги предприятия счета.

Читайте также:  Специалист по ремонту контейнеров

Одновременно она обратилась в УФАС с просьбой проверить, не нарушает ли компания, оказывающая услуги по размещению отходов и их утилизации, антимонопольное законодательство. УО посчитала, что предприятие, занимая доминирующее положение на рынке размещения и утилизации отходов на единственном доступном полигоне строительного мусора, пользуется данным преимуществом и устанавливает непомерно высокие цены.

Управление ФАС по Республике Коми по жалобе управляющей организации открыло дело № А 06-05/18, итогом рассмотрения которого стало решение № 02-01/1306, в котором ведомство ответило на следующие, актуальные в рамках «мусорной реформы», вопросы:

Какой мусор относится к ТКО? Является ли строительный мусор от текущего ремонта ТКО? Кто устанавливает тариф на услуги по вывозу, размещению и утилизации отходов от текущего ремонта МКД?

Рассмотрим подробнее позицию и доводы Управления по каждому вопросу.

Как указало УФАС в решении № 02-01/1306, твёрдые бытовые, или твёрдые коммунальные, отходы – это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе:

  1. при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений;

2. при содержании придомовых территорий и мест общего пользования;

3. при содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц;

4. устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода (ГОСТ Р 53692-2009, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст).

Согласно п. 2 ПП РФ № 1156, к твёрдым коммунальным отходам относятся крупногабаритные отходы: мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое) – размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Согласно письму Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 15.03.2018 № 09-15/996, к ТКО могут относиться любые виды отходов, размещение которых допустимо на специализированных полигонах, а также виды отходов, размещение которых на данных полигонах строго запрещено (например, отработанные ртутные лампы).

При этом важно отметить два замечания, сделанные в письме:

— К ТКО могут относиться отходы, входящие в разные блоки Федерального классификационного каталога отходов № 242, не только из блока «Отходы коммунальные твёрдые» (код 7 31 000 00 00 0).

— Отходы, образующиеся при строительстве, не относятся к ТКО.

В решении № 02-01/1306 также проанализирован вопрос о том, относятся ли отходы, образовавшиеся после текущего ремонта МКД, к твёрдым коммунальным отходам. Предупредительный (текущий) ремонт, согласно п. 3.8 постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В соответствии с п. 2 приказа Минприроды России от 14.08.2013 № 298, отходы потребления – это подлежащие обезвреживанию, утилизации или удалению остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров. Поскольку отходы от текущего ремонта жилфонда являются остатками сырья и материалов, образовавшихся в результате потребления в жилых помещениях, то они отвечают признакам ТКО и включаются в их состав.

Отходами от текущего ремонта МКД признаются такие строительные отходы, как обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы шпатлевки, рубероида, толи, незагрязнённые отходы линолеума, мусор от ремонтных работ. Они включены в состав ТКО, цены на вывоз, размещение и утилизацию которых регулируются государством.

Регулированию подлежат следующие виды тарифов в области обращения с ТКО:

  1. единый – на услугу регоператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  2. на обработку ТКО;
  3. на обезвреживание ТКО;
  4. на захоронение ТКО.

Проанализировав нормативно-правовые акты РФ, Управление ФАС по Республике Коми пришло к выводу, что предприятие, принимая на полигон строительного мусора отходы от текущего ремонта по завышенным ценам, нарушило порядок ценообразования и требования п. 10 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ. Организация, получившая лицензию на утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности, было обязано принимать на полигон мусор от текущего ремонта МКД по тарифам, утверждённым в регионе на захоронение ТКО.

Специализированное предприятие, устанавливая собственные цены на размещение отходов от текущего ремонта на полигоне, злоупотребило своим доминирующим положением хозяйствующего субъекта. Оно нарушило установленный порядок ценообразования, что привело к ущемлению интересов потребителей в сфере предпринимательской деятельности.

Решение № 02-01/1306 можно считать ещё одной попыткой разделить строительный мусор и отходы от текущего ремонта жилфонда, входящие в ТКО. Ранее об этом высказалось Минприроды РФ в рамках горячей линии о «мусорной реформе». Вопрос о принадлежности к ТКО разного вида строительных и ремонтных отходов остаётся открытым для обсуждения.

Источник

Отходы после ремонта, кто должен вывозить?

Вопрос. К какому типу отходов относится мусор после ремонтных работ (мешки из под цемента, кирпич, сыпучие материалы, доски, плитка, рамы, двери ит.д..). Кто отвечает за вывоз такого мусора?

В соответствии с ФККО (федеральный классификационный каталог отходов), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, группы отходов:

  • «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0),
  • «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0)
  • «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (8 27 100 00 00 0) относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (8 20 000 00 00 0).

Отходы от капитального ремонта жилых помещений не относятся к ТКО. Это строительные отходы. К ним можно отнести отходы кирпича, гипсокартонных листов, отходы затвердевших строительных смесей и т.п.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

При этом в составе ТКО существуют крупногабаритные отходы.

В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (№ 1156) под крупногабаритными отходами (КГО) понимаются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещении и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.

Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. № 1447-ст, крупногабаритные отходы — отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.

В соответствии с Методическими рекомендациями по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 10.11.1998 № 8, текущий ремонт здания — комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей.

Из этого можно сделать вывод, что к твердым коммунальным отходам, в виде крупногабаритных отходов относятся:

  • мебель, бытовая техника, велосипеды, другие крупные предметы;
  • отходы от текущего ремонта.

Строительный мусор вывозят специализированные компании по отдельному договору

Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (п. 14 ПП РФ № 1156).

Часть таких отходов может предоставлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли.

Занимаются сбором и вывозом строительного мусора специализированные компании, в том числе региональные операторы по обращению с ТКО, за отдельную плату, поскольку эти отходы не включены в утверждённый норматив регоператора. Если кто-то из жителей в многоквартирном доме затеял ремонт, то он не имеет права вынести и разместить образовавшийся строительный мусор на контейнерной площадке. Он обязан сам или через управляющую организацию связаться с компанией, которая специализируется на вывозе такого вида отходов, и заключить с ней договор на вывоз мусора.

Источник

Входит ли строительный мусор в услугу обращение с ТКО? Обязан ли региональный оператор вывезти строительный мусор?

Гражданин в квартире произвел ремонт — демонтировал стену, обновил плитку в ванной комнате и весь мусор вынес на контейнерную площадку. В свою очередь, мусор уже не вывозится около недели, а региональный оператор указывает, что такой мусор он не обязан вывозить в рамках услуги «обращение с ТКО» и собственник должен отдельно заключать договор на вывоз такого мусора. Разберемся в этом вопросе подробнее. Статья будет полезна жителям новостроек, которым, как правило, выставляют отдельной строкой оплату за вывоз строительного мусора.

Что такое твердые коммунальные отходы, обращение с ТКО?

ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Как видно, точного указания на виды отходов нет. Указано лишь, что это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности.

Коммунальная услуга «обращение с ТКО» представляет собой транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах (пп. ж п. 4 Правил 354).

Процессу обращения с ТКО посвящено Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641», которое и поможет нам разобраться в вопросе

Входит ли строительный мусор в услугу «Обращение с ТКО»?

На законодательном уровне чаще всего применяют понятие крупногабаритного мусора, забывая о понятии строительного мусора.

Крупногабаритные отходы являются твердыми коммунальными (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Минприроды, анализируя данное положение в письме от 11 октября 2019 г. № 08-25-53/24802 “О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО”, сделал вывод, что отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Аналогичное мнение и у Минстроя (письмо от 25.09.2018 N 43298-ОГ/06).

Сразу сделаем оговорку, что письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды, Минстроя, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Теперь обратимся к понятию строительного мусора и классификации отходов.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов». В нём твёрдые коммунальные и строительные отходы разделены по классификации. «отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» (код 89000001724) и «лом строительного кирпича незагрязненный» (код 82310101215) входят в состав блока «отходы строительства и ремонта» (код 80000000000).

Определение строительного мусора есть в ГОСТ Р 57678-2017 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов» — отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.

Как видно, к понятию строительных отходов отнесены отходы от капитального и простого (текущего) ремонта. Ремонт в новостройке по своему составу отличается от ремонта, ранее сделанного.

В постановлении Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» даётся определение текущего ремонта:

«Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей».

Определение дано с учетом уже имеющегося ремонта в жилье и предупреждения износа такого ремонта. В понятии не содержится утверждение об устройстве полов, новой отделке стен, устройстве потолков и других работ, не касающихся предупреждения износа конструкций или устранения мелких неисправностей.

Как правило ремонт в новостройках сопровождается:

  • заменой системы электроснабжения (перенос «автомата» на другое место, устройство новых розеток и перенос выключателей, а также устройство новых выключателей, прокладка новых сетей);
  • штукатурка стен (выравнивание стен, если в квартира в «стяжке» сдавалась);
  • устройства сантехнического оборудования (раковина, унитаз);
  • и другие работы.

Согласно п. 7.3 ГОСТ Р 57678-2017 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов» — вывоз строительных отходов с объектов образования строительных отходов и мест хранения строительных отходов осуществляется собственниками (владельцами) строительных отходов либо перевозчиками строительных отходов в соответствии с заключенными договорами.

Таким образом можно сделать вывод:

  • первичный ремонт в новостройках нельзя отнести к «текущему ремонту», ведь такое ремонт направлен не на снижение износа или поддержание уже существующих элементов отделки, а на создание таких элементов. Оплата за такой ремонт в новостройках не может быть отнесена в состав оплаты за «Обращение с ТКО»;
  • отходы от последующего текущего ремонт в уже отремонтированных квартирах можно отнести в состав оплаты за «Обращение с ТКО» с учетом, что такие работы отвечают целям текущего (предупредительного) ремонта (предупреждение износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, устранении мелких повреждений и неисправностей).

Источник

Оцените статью