Ткп текущий ремонт автомобильных дорог
Для предотвращения интенсивного износа покрытия и развития дефектов конструктивных элементов дороги проводится комплекс или отдельные виды работ по устранению дефектов и восстановлению работоспособности дороги и обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов, т.е. – текущий ремонт. Целью проведения текущего ремонта являются восстановление исправности, устранение дефектов и повреждений конструктивных элементов автомобильных дорог, искусственных сооружений и обустройств, постоянно возникающих в процессе эксплуатации, включая появление дефектов и повреждений, вызванных аварийными ситуациями, стихийными бедствиями и т.п.
Текущий ремонт производится по утвержденным проектно-сметной документации и сметам комплексно на всем протяжении ремонтируемого участка автомобильной дороги. Допускается для отдельных дорожных сооружений или элементов автомобильной дороги проводить выборочный текущий ремонт.
Если до начала проведения работ по текущему ремонту участка дороги не были выполнены работы по содержанию автомобильной дороги, проведение которых необходимо для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние, то допускается их выполнение при производстве работ по текущему ремонту.
Работы, выполняемые при текущем ремонте автомобильных дорог
В состав автомобильной дороги входят: земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожная одежда, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения (ТСОДД), инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения, а также расположенные на ней объекты дорожного сервиса (ст. 11 главы 3 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», в редакции от 04.01.2014 № 130-З).
Классификация и состав работ по текущему ремонту автомобильных дорог приведены в п. 5 ТКП 069-2014 «Автомобильные дороги. Классификация и состав работ по текущему ремонту и содержанию», утвержденного приказом Минтранса от 14.04.2014 № 129-Ц.
Приведем некоторые виды работ, выполняемых при текущем ремонте автомобильных дорог.
Работы, выполняемые на земляном полотне и водоотводных сооружениях автомобильных дорог:
- устройство кюветов и канав в местах с необеспеченным водоотводом;
- устройство и ремонт водоотводных и прикромочных лотков;
- укрепление обочин и разделительных полос;
- восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств;
- возведение земляного полотна и системы водоотвода при устройстве единичных остановочных, посадочных площадок, автопавильонов на автобусных остановках, площадок для остановки или стоянки автомобилей, площадок отдыха.
Работы, выполняемые на дорожной одежде автомобильных дорог:
- восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
- устройство защитных слоев, слоев износа, выравнивающих слоев, устранение их дефектов;
- ликвидация колей глубиной до 45 мм с устранением наплывов и других неровностей покрытия с устройством слоя износа на всю ширину покрытия или по полосам наката;
- ремонт и замена бордюров;
- устройство и ремонт укрепительных полос по краям покрытий и обочин.
Дорожная одежда представляет собой многослойную конструкцию, которая предназначена для перераспределения давления на грунт от действия транспортных нагрузок и обеспечивает реализацию запроектированных сроков службы и технико-эксплуатационных показателей автомобильной дороги (подп. 3.5 ТКП 059-2012 «Автомобильные дороги. Правила устройства», утвержденного приказом Департамента «Белавтодор» Минтранса от 14.06.2012 № 127, с учетом изменения № 1).
Работы, выполняемые на искусственных сооружениях автомобильных дорог:
- замена верхнего слоя покрытия проезжей части и тротуаров;
- устранение промоин и просадок в зоне сопряжения моста с насыпью;
- ремонт диафрагм балок пролетных строений; установка тяжей, поперечное обжатие балок;
- замена и ремонт подферменников на опорах и отдельных блоков в кладке;
- ремонт на регуляционных сооружениях разрушенных участков насыпи, укреп-
ления откосов; - замена настила, перил, ограждений и колесоотбойных брусьев на мостах;
- устройство, восстановление и благоустройство переездов и пешеходных переходов через канавы;
- устройство электроосвещения внутри железобетонных коробчатых пролетных строений;
- восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений;
- полная замена окраски с удалением продуктов коррозии, зачисткой металла пролетных строений и нанесением грунтовки.
Работы, выполняемые на ТСОДД, инженерном оборудовании и обустройстве, защитных сооружениях, объектах дорожного сервиса автомобильных дорог:
- устройство и ремонт тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек, съездов (въездов), технологических проездов;
- ремонт виражей, переходно-скоростных, остановочных и дополнительных полос;
- нанесение горизонтальной и вертикальной разметок, шумовых полос;
- восстановление поврежденных и замена морально устаревших, а также установка новых дорожных ограждений, защитных и направляющих устройств на опасных участках дорог, в т.ч. островках безопасности; ремонт шумозащитных сооружений;
- ремонт существующих, установка новых дорожных знаков;
- ремонт и установка ТСОДД на пешеходных переходах, установка единичных опор освещения с подводкой к ним линий электропитания в потенциально опасных местах;
- ремонт включенных в балансовую стоимость автомобильных дорог, линий электроосвещения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других сооружений.
К работам, выполняемым при текущем ремонте автомобильных дорог, относятся также предпроектное обследование, инженерные изыскания для текущего ремонта дорог и дорожных сооружений, проведение диагностики после ремонта автомобильных дорог, подготовка документации и отвод в постоянное и временное пользование земель, а также возмещение затрат, связанных с отводом земель.
В соответствии с подп. 5.5 ТКП 069-2014 в состав прочих работ, выполняемых при текущем ремонте автомобильных дорог, включены затраты на содержание заказчика (застройщика), технического надзора, а также разработка ПСД и смет, их экспертиза или проверка.
Разработка, согласование и утверждение ПСД и смет на текущий ремонт
ПСД или сметы на работы, относящиеся к текущему ремонту автомобильных дорог и сооружений на них, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном ТКП 087-2010 «Порядок разработки, согласования, утверждения проектно-сметной и сметной документации на текущий ремонт», утвержденным приказом Департамента «Белавтодор» Минтранса от 04.06.2010 № 137.
Разрабатываются ПСД и сметы на текущий ремонт автомобильных дорог и входящих в их состав сооружений проектными организациями на договорной основе. Также документация может разрабатываться структурными подразделениями организаций государственного дорожного хозяйства, имеющими технические возможности, нормативную базу и специалистов для разработки соответствующей документации.
Основанием для разработки ПСД и смет на текущий ремонт являются исходные данные, а также утвержденные заказчиком или юридическим лицом, на которое возложены функции заказчика, задание на разработку документации и ведомость дефектов.
Вышеуказанные исходные данные должны содержать информацию об источниках получения и способах транспортировки основных материалов и изделий; справку автотранспортного предприятия с указанием грузоподъемности автомашин для перевозки грунта и строительных материалов, расстояния нулевого пробега от места базирования до места погрузки и разгрузки материалов; другие сведения, необходимые для разработки документации, а также сведения о месте переработки и утилизации строительных отходов.
Задание на разработку ПСД и смет для объектов текущего ремонта оформляется в соответствии с приложением А к ТКП 087-2010, а ведомость дефектов – приложением Б к ТКП 087-2010.
Документация, разработанная в соответствии с заданием на проектирование, исходными данными, техническими условиями и действующими техническими нормативными правовыми актами, согласованию с органами государственного надзора и сторонними организациями не подлежит (подп. 5.6 ТКП 087-2010).
Однако возникают определенные ситуации и случаи, при которых необходимо согласовывать ПСД и сметы для объектов текущего ремонта.
Если работы по текущему ремонту затрагивают интересы смежных землепользователей в части отвода земель, владельцев расположенных в полосе отвода инженерных коммуникаций (при выполнении работ в полосе отвода), а также в случае принятия проектных решений по изменению действующих схем организации дорожного движения и дислокации дорожных знаков, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств и пешеходов, ПСД и сметы подлежат согласованию с органами государственного надзора и сторонними организациями.
В процессе разработки документации с заказчиком согласовываются основные проектные решения по конкретному объекту (конструкция дорожной одежды и мостового полотна, состав и объемы работ, схемы поставки материалов при их несоответствии исходным данным) с оформлением протокола рассмотрения технических решений. С заказчиком также необходимо согласовывать калькуляции на приготовление материалов из минеральных материалов, полученных в дорожных организациях в результате переработки или обогащения (грохочение, мойка и др.) (подп. 5.6.2 ТКП 087-2010).
С органами ГАИ организация – исполнитель работ до начала выполнения работ согласовывает схемы установки ТСОДД и планы обустройства мест производства работ.
При выполнении работ по устройству площадок для приготовления и складирования противогололедных материалов необходимо получить технические условия природоохранных органов и заключение экологической экспертизы (подп. 5.6.4 п. 5.6 ТКП 087-2010).
Разработанные ПСД и сметы для объектов текущего ремонта утверждаются организационно-распорядительным документом организации-заказчика при наличии положительного экспертного заключения по результатам проверки документации или положительного заключения государственной вневедомственной экспертизы (в случае необходимости ее проведения).
В зависимости от вида работ разработанная документация на текущий ремонт объектов должна реализовываться, как правило, в течение не более 6 месяцев после завершения разработки (подп. 4.8 ТКП 087-2010).
Переутверждение документации на текущей ремонт осуществляется в порядке, установленном для ее утверждения. Изменения в разработанные ПСД и сметы для объектов текущего ремонта вносятся ее разработчиком по согласованию с заказчиком. Инициатором изменений может выступать также исполнитель работ (подрядчик). Основанием для внесения изменений являются дополнение к заданию на разработку документации или утвержденный заказчиком акт. В данном документе необходимо указать причины внесения изменений, измененные объемы работ и порядок их оплаты, а также необходимость корректировки и переутверждения документации. Повторная экспертиза и проверка документации проводятся в случае изменения сметной стоимости текущего ремонта и основных технико-экономических показателей объекта (подп. 5.9 ТКП 087-2010).
Финансирование разработки документации предусматривается за счет средств республиканского и местного бюджетов, выделенных на текущий ремонт, или иных источников.
Наталья Ходорик, инженер
Источник
Содержание
Подготовка основания земляного полотна……………………………………………….
Строительство сооружений для регулирования водно-теплового режима земляного полотна……………………………………………………………………………………….
Разработка выемок и возведение насыпей………………………………………..………
Планировочные, укрепительные и отделочные работы……………………….………..
Земляные работы в зимних условиях…………………………………………………….…
Производство земляных работ в условиях повышенной влажности грунтов……….
Возведение земляного полотна на болотах………………………………………………..
Дополнительные слои оснований…………………………………………………….………
Щебеночные, гравийные, шлаковые основания и покрытия…………………………….
Основания и покрытия из грунтов и отходов промышленности, укрепленных неорганическими вяжущими материалами……………………………………………..……….
Основания и покрытия из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими……………………………………………..…………
Основания и покрытия из щебня и щебеночных смесей, обработанных органическими вяжущими…………………………………………………………………….……….
Асфальтобетонные основания и покрытия………………………………………………..
Цементобетонные основания и покрытия…………………………………….……………
Слои износа и защитные слои дорожных одежд………………………………………….
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ Правила устройства
Дата введения 2007-07-01
Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс) распространяется на правила производства и приемки работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте (далее – строительстве) автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям, а также дорог необщего пользования, за исключением временных дорог и испытательных дорог промышленных предприятий.
Технический кодекс устанавливает основные требования и технологию производства работ, а также правила приемки и методы контроля качества работ при строительстве автомобильных дорог.
Требования разделов 4-11 настоящего технического кодекса являются обязательными.
В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА) :
ТКП 45-1.03-26-2006 (02250)
Геодезические работы в строительстве. Правила проведения
ТКП 45-3.03-19-2006 (02250)
Автомобильные дороги. Нормы проектирования
ТКП 035-2006 (02191)
Приемка в эксплуатацию автомобильных дорог и искусственных сооружений, законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом
Материал нетканый синтетический с семенами многолетних трав. Технические условия
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
Битумы нефтяные для верхнего слоя дорожного покрытия. Технические условия
Полотно иглопробивное геотекстильное для транспортного строительства. Технические условия.
Добавки для бетонов. Общие технические условия
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Методы испытаний
Знаки дорожные. Общие технические условия
Битумы модифицированные дорожные. Технические условия
Разметка дорожная. Общие технические условия
Эмульсии битумные катионные. Технические условия
Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
Щебень кубовидный из плотных горных пород. Технические условия
Автомобильные дороги. Метод статического определения модуля упругости грунтов земляного полотна и материалов оснований дорожных одежд
Материалы, укрепленные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований автомобильных дорог
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Экспресс-методы испытаний
Смеси бетонные. Методы испытаний
Дороги автомобильные. Методы испытаний
Элементы обустройства автомобильных дорог и улиц. Термины и определения. Классификация
Асфальтогранулят для транспортного строительства. Технические условия
Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия
Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний
Песок для строительных работ. Методы испытаний
Песок для строительных работ. Технические условия
Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования
Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании
Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия
Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы
Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости
Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару
Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава
Бетоны. Правила контроля прочности
Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия
Грунты. Метод лабораторного определения максимальной
Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 28514-90 (СТ СЭВ 6016)
Строительная геотехника. Определение плотности грунтов методом замещения объема
Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
Смеси органо-минеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
Всеобщее руководство качеством в строительстве. Основные положения
Технический надзор в строительстве. Основные положения
Авторский надзор за строительством зданий и сооружений
Приемка законченных строительством объектов. Основные положения
СНиП 3.01.01-85* изд. 1990 г.
Организация строительного производства
Земляные сооружения, основания и фундаменты
Пособие П2-01 к СНиП 2.05.02-85
Проектирование земляного полотна автомобильных дорог
Пособие П1-98 к СНиП 3.06.03-85
Строительство цементобетонных оснований и покрытий автомобильных дорог
Пособие П2-02 к СНиП 3.06.03-85
Устройство земляного полотна автомобильных дорог
Пособие П12-2000 к СНБ 5.01.01-99
Контроль степени уплотнения грунтов при возведении земляных сооружений
Примечание – При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверять действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует пользоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Термины и определения
В настоящем техническом кодексе применяют следующие термины с соответствующими определениями:
автомобильная дорога: (по ТКП 45-3.03-19).
временная автомобильная дорога: Дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет.
дополнительные слои дорожной одежды: (по ТКП 45-3.03-19).
дорожная конструкция: Система, включающая дорожную одежду и земляное полотно.
дорожная одежда: Многослойная конструкция, предназначенная для перераспределения давления на грунт от действия транспортных нагрузок, обеспечивающая повышение сроков службы и транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги.
дорожное основание: Несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием распределение и передачу нагрузок на грунт земляного полотна.
дренирующий слой: Конструктивный слой дорожной одежды, обеспечивающий осушение верхнего слоя земляного полотна в период избыточного увлажнения, что способствует повышению прочности и надежности дорожной одежды. Функции дренирующего слоя выполняет также подстилающий слой. Формируют дренирующий слой из фильтрующих материалов с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут.
защитный слой, слой износа: Тонкий слой из битумоминерального материала, устраиваемый с целью повышения шероховатости и водонепроницаемости, а также для восстановления и предупреждения разрушения верхнего слоя покрытия.
земляное полотно: (по ТКП 45-3.03-19).
инженерное оборудование дорог: (по СТБ 1635).
капиллярное движение: Перемещение влаги в грунтах или основаниях дорожных одежд, происходящее по капиллярным порам снизу вверх или в стороны под воздействием капиллярных сил, возникающих на границе раздела фаз, входящих в состав грунта.
капитальный ремонт: Ремонт, связанный с восстановлением физико-технических, эстетических и потребительских свойств автомобильной дороги или ее участков и дорожных сооружений, утраченных в процессе эксплуатации.
обустройство дороги: Комплекс дорожных сооружений, устройств и элементов дороги, предназначенных для обеспечения нормальной работы дорожной службы, безопасного и удобного движения по дороге (СТБ 1635).
Примечание – К ним относят инженерное оборудование дорог (дорожные инженерные устройства) и элементы обстановки дороги.
покрытие дорожное: (по ТКП 45-3.03-19).
покрытие дорожное асфальтобетонное: Однослойная или многослойная конструкция, устроенная из различных типов асфальтобетонных смесей с защитным слоем или без него.
Примечание – Может относиться к усовершенствованным дорожным покрытиям капитального типа (горячий асфальтобетон) или к облегченным дорожным покрытиям (теплый и холодный асфальтобетон).
покрытие дорожное цементобетонное: Усовершенствованное капитальное покрытие, одно- или двухслойное монолитное или сборное.
Примечание – Монолитное покрытие может быть армированным и неармированным.
освидетельствование скрытых работ: Промежуточная приемка представителем технического надзора работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями сооружения или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и дорожной одежды, для получения строителями разрешения на производство последующих работ.
Примечание – По результатам освидетельствования скрытых работ составляют акт установленной формы.
проектная документация: Система взаимоувязанных документов, разработанных в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), служащих основой строительства объектов.
проект организации строительства (ПОС): (по СНиП 3.01.01).
проект производства работ (ППР): (по СНиП 3.01.01).
производственный контроль качества строительно-монтажных работ:
Комплекс мероприятий подрядчика при производстве работ, направленный на обеспечение соответствия проектной документации требованиям действующих ТНПА, оборудования и материалов, технологий и правил производства строительных работ, на обеспечение требований безопасности.
Примечание – Включает входной контроль проектной документации, материалов, конструкций, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приемочный контроль строительно-монтажных работ.
реконструкция дорог: Совокупность работ и мероприятий, направленных на повышение потребительских свойств существующей автомобильной дороги или отдельных ее участков и дорожных сооружений.
Примечание – При реконструкции дорога, как правило, переводится в более высокую категорию.
технический надзор: Часть строительного процесса, включающего контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования ТНПА и утвержденной проектной документации, а также освидетельствование, приёмку и учет выполненных работ.
элементы обустройства дорог: Комплекс, включающий технические средства организации дорожного движения; устройства для обслуживания пешеходов и пассажиров; инженерное оборудование по контролю, информационному обеспечению и управлению дорожным движением и состоянием дорог; устройства для освещения дорог; инженерные сооружения для обеспечения непрерывности и безопасности движения; устройства для установки и крепления элементов обстановки на дороге.
При строительстве автомобильных дорог кроме требований настоящего технического кодекса следует соблюдать требования, содержащиеся в других технических нормативных правовых актах и утвержденной в установленном порядке проектной документации.
При применении новых машин, технологий и материалов следует руководствоваться соответствующими техническими нормативными правовыми актами, утвержденными в установленном порядке.
При строительстве автомобильных дорог необходимо принимать меры по охране окружающей среды. Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ.
Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, выполнение планировочных и дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства дороги. Повреждения, нанесенные окружающей среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов, должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию.
При выборе методов производства работ и средств механизации следует учитывать необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм, норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, а также необходимость устранения или максимального уменьшения других видов вредных воздействий на природную среду и прилегающие земельные угодья.
Работы по устройству слоев дорожной одежды следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке непереувлажненном и недеформированном земляном полотне.
Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом и чистом нижележащем слое, а при использовании органических вяжущих материалов, кроме того, – на непромерзшем слое.
До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует производить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоев. При применении машин, оборудованных автоматическими следящими системами, закрепление бровок и высотных отметок осуществляется путем установки копирных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль следует выполнять с использованием геодезических инструментов и средств измерений, поверенных в установленном порядке.
Применение машин без автоматизированных систем управления при устройстве покрытий допускается только при наличии технико-экономического обоснования и с согласия заказчика.
Устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по полностью законченному и принятому до наступления отрицательных температур земляному полотну, за исключением двухстадийного строительства и земляного полотна, возведенного из крупнообломочных и песчаных непылеватых грунтов.
Для защиты земляного полотна от переувлажнения и разрушения, а также для возможности пропуска построечного транспорта с целью доуплотнения и формирования более плотной структуры грунта непосредственно после окончания работ и приемки земляного полотна рекомендуется устраивать технологический слой из песчано-гравийной или щебеночно-гравийно-песчаной смеси, используемый в дальнейшем в качестве нижнего слоя основания.
Устройство нижнего слоя основания после продолжительных дождей, а также при переувлажнении земляного полотна не допускается. Работы в этих случаях приостанавливаются и возобновляются после того, как грунт земляного полотна достигнет оптимальной влажности, позволяющей довести его до требуемой плотности.
Сохранение оптимальной влажности грунта обеспечивается за счет непрерывности процесса возведения земляного полотна, своевременного профилирования и уплотнения, а также с помощью специальных мер: отсыпки защитного слоя из грунта или укрытия отдельных участков пленками, устройства основания дорожной одежды.
Перед началом работ по устройству слоев дорожной одежды в зимнее время земляное полотно или нижележащий слой должны быть очищены от снега и льда на участке сменной захватки. В снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются.
Подборы составов смесей для устройства оснований и покрытий проводятся в соответствии с требованиями действующих на эти материалы ТНПА и согласовываются в соответствии с [1].
Уплотнение катками слоев земляного полотна, оснований и покрытий необходимо осуществлять от краев к середине, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менее чем на 1/3.
Скорость движения катка, при отсутствии специальных указаний в настоящем техническом кодексе, следует принимать равной от 1,5 до 2 км/ч на первых 2-3 проходах и доводить к концу укатки до максимальной рабочей скорости, указанной в паспорте механизма.
Число проходов катка и толщину уплотняемого слоя с учетом коэффициента запаса на уплотнение материалов следует устанавливать по результатам пробного уплотнения. Результаты пробного уплотнения необходимо заносить в журнал работ и специальные журналы.
При устройстве дорожной одежды проводится операционный контроль качества каждого укладываемого слоя, при котором через каждые 100 метров следует контролировать:
высотные отметки по оси дороги;
толщину слоя неуплотненного материала по его оси;
ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,5-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга) .
Перечень других контролируемых параметров и порядок их контроля приведены в соответствующих разделах настоящего технического кодекса.
При выполнении контрольных измерений с учетом требований [2] разрешается применять новые быстродействующие приборы, аттестованные в установленном порядке, показания которых сопоставимы с показаниями традиционных стандартных приборов.
При уширении проезжей части автомобильных дорог в случае их реконструкции и капитального ремонта следует обеспечивать плотное и ровное сопряжение укладываемых слоев с существующей дорожной одеждой.
По завершении строительства все земельные участки, которые предоставлены для временного пользования на период строительства, должны быть рекультивированы в соответствии с требованиями проектной документации и возвращены собственникам земли, землепользователям, в том числе арендаторам.
Организация и планирование дорожно-строительных работ осуществляется на основе проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Содержание, порядок разработки и утверждения ПОС и ППР определены СНиП 3.01.01.
ПОС разрабатываются генеральной проектной организацией или по ее заказу проектной организацией, имеющей лицензию. В ПОС должны быть решены следующие основные вопросы: оптимальный срок строительства, характер распределения капиталовложений по годам и кварталам, определены сроки, объемы и последовательность работ, потребность в материальных, трудовых, энергетических ресурсах; решены вопросы организации производственной базы строительства и разработаны мероприятия по обеспечению надлежащих условий труда.
ППР составляются генеральными подрядчиками или проектными организациями в соответствии со СНиП 3.01.01. ППР является основанием для организации выполнения работ, а также для оперативного контроля и учета.
Поточный метод строительства следует применять как на строительстве всей дороги, так и на отдельных ее участках или при выполнении отдельных видов дорожно-строительных работ.
В условиях строительства группы рассредоточенных объектов небольшой протяженности для выполнения одинаковых видов работ рекомендуется предусматривать организацию специализированных потоков, последовательно перемещающихся с одного объекта на другой в составе, как правило, одного комплексного потока.
Скорости потоков, величина организационных и технологических перерывов между выполнением отдельных видов работ должны устанавливаться на основе технико-экономического сравнения вариантов организации строительства с учетом оптимальной скорости выполнения наиболее сложных и трудоемких строительных процессов и других организационных и экономических факторов (уровня использования и степени готовности технических ресурсов, возможности оперативного маневрирования ресурсами, использования конструкций и материалов, позволяющих механизировать строительные процессы, использования местных материалов, побочных продуктов, отходов производства).
Сроки выполнения сосредоточенных работ должны обеспечить принятую скорость и ритмичность комплексного потока по строительству автомобильной дороги.
К сосредоточенным работам могут относиться работы по строительству больших мостов, сложных регуляционных сооружений, а также земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний покилометровый объем земляных работ в три и более раз или резко отличающимся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, высокие насыпи, слабые грунты, глубокие выемки).
Организация контроля качества строительства автомобильных дорог и ведения производственно-технической документации осуществляется в соответствии с СНБ 1.01.04 и [1].
Организация дорожного движения и обеспечение безопасности на период производства работ должны осуществляться в соответствии с [3].
К производственным базам дорожного строительства относятся притрассовые карьеры, асфальто- и цементобетонные заводы (АБЗ и ЦБЗ), притрассовые склады минеральных материалов (щебня, песка, гравия), органических и минеральных вяжущих, прочие предприятия.
Размещение новых АБЗ и ЦБЗ вдоль дороги и протяженность обслуживаемых ими участков, а также возможность использования действующих заводов устанавливаются проектом организации строительства исходя из скорости строительного потока.
Асфальтобетонные и цементобетонные заводы должны соответствовать действующим экологическим нормам в части охраны окружающей среды.
Склады органических вяжущих материалов должны иметь систему подогрева и быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение почвы и вод (открытых и подземных).
На площадках складирования минеральных материалов на территории асфальтобетонных и цементобетонных заводов, смесительных установок, прирельсовых баз необходимо устраивать твердое покрытие с обеспечением водоотвода.
При производстве щебня в притрассовых карьерах следует предусматривать отбор и, в необходимых случаях, обогащение отходов измельчения (дробления), а при наличии неоднородных горных пород – обогащение более прочными каменными материалами.
При использовании камнедробильных установок целесообразно работу дробилки на последней стадии предусматривать в замкнутом цикле.
При круглогодичном режиме работы карьеров необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению промерзания пород в массиве и горной массы в процессе ее добычи и переработки с дальнейшим складированием щебеночных материалов.
Экологические и санитарные требования и нормы по размещению производственных баз должны отвечать требованиям ТКП 45-3.03-19, СНБ 1.03.04, [4].
Подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать:
изучение инженерно-техническим персоналом проектной документации и детальное ознакомление с условиями строительства, реконструкции или ремонта;
разработку проектов производства работ;
получение разрешения на производство работ;
выполнение работ подготовительного периода (с соблюдением природоохранных требований, требований охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности).
При проведении подготовительных работ должен прорабатываться комплекс вопросов по организации работ и согласованию объемов и сроков их выполнения.
Подготовительные работы включают:
проведение геодезических разбивочных работ;
расчистку полосы отвода;
закрепление на местности границ отвода земельных участков под элементы дороги, карьеры и резервы;
переустройство коммуникаций и устройство поверхностного водоотвода;
устройство временных дорог и объездов;
проведение работ по сносу или переносу строений и сооружений;
снятие и складирование плодородного слоя грунта.
Состав и объем геодезической разбивочной основы при выполнении работ в процессе строительства должны отвечать требованиям ТКП 45-1.03-26.
Отходы от расчистки полосы отвода необходимо полностью вывезти в специально отведенные места до начала земляных работ.
В случаях, когда строящаяся автомобильная дорога пересекает подземные коммуникации, следует по согласованию с заинтересованными организациями предусмотреть предварительную укладку кожухов или других устройств с последующей прокладкой (переустройством) коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна.
Сооружение земляного полотна
Сооружение земляного полотна должно осуществляться без разрывов. Разрывы в земляном полотне допускаются только на участках с особыми грунтовыми условиями, где работы выполняют по индивидуальным проектам, которые предусматривают технологические или сезонные перерывы (глубокие болота, оползневые участки, глубокие выемки ).
Земляное полотно следует возводить с опережением последующих работ (заделом), величина которого должна определяться ПОС и обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий.
Величину задела земляного полотна следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от годовых объемов устройства покрытий в соответствии с таблицей 1.
Виды земляных работ
Готовность земляного полотна (задел), %, при годовом объеме устройства покрытий, км
Сосредоточенные работы (по объему)
Линейные работы (по протяженности)
На участках задела земляное полотно должно быть выполнено до проектной отметки, поверхность его, включая откосы, спланирована, откосы укреплены, обеспечена надежная работа водоотводных сооружений.
Насыпи высотой более 3 м из пылеватых и тяжелых пылевато-глинистых грунтов должны быть закончены, как правило, за год до устройства асфальто- и цементобетонных покрытий, а также покрытий и оснований, устраиваемых с применением вязких битумов, или из материалов, укрепленных минеральными вяжущими.
При невозможности обеспечения задела земляного полотна требуемой протяженности, а также выполнения требований 8.1.4 допускается сокращать сроки начала устройства монолитных слоев дорожной одежды при соответствии степени и однородности (равномерности) его уплотнения требованиям таблицы 2.
Монолитные слои дорожной одежды допускается устраивать непосредственно после возведения земляного полотна, если по результатам приемочного контроля выполняются требования к степени и однородности уплотнения грунтов, приведенные в графах 2 и 4 таблицы 2.
Если фактические значения плотности и однородности уплотнения грунтов соответствуют нормам, приведенным в графах 3 и 4 таблицы 2, то монолитные слои дорожной одежды следует устраивать по истечении технологического перерыва, необходимого для завершения осадок и стабилизации насыпей. При этом не менее одного месяца перед устройством дорожной одежды земляное полотно должно находиться под действием движения построечного транспорта.
При строительстве насыпей на слабых основаниях, использовании в земляном полотне переувлажненных или заторфованных грунтов, оттаивающих мерзлых грунтов, а также при сооружении земляного полотна полностью в зимнее время, до устройства покрытий и оснований, указанных в 8.1.4, должен быть установлен технологический перерыв для стабилизации земляного полотна в соответствии с таблицей 3.
Таблица 2 – Требования к степени и однородности уплотнения насыпей
Глубина расположения слоя от низа дорожной одежды, м
Наименьший коэффициент уплотнения грунта при устройстве монолитных слоев дорожной одежды
Среднее квадратическое отклонение коэффициента уплотнения
непосредственно после возведения земляного полотна
Источник