- Тмз 840 руководство по ремонту
- Руководства по эксплуатации
- ЯМЗ-840: технические характеристики
- Особенности устройства семейства дизелей семейства ЯМЗ-840
- Варианты модификаций дизелей ЯМЗ-840 и их конкретное применение
- ЯМЗ-8401-05
- ЯМЗ-8401-06
- ЯМЗ-8401-14
- ЯМЗ-8401-24
- ЯМЗ-Э8401.10-09
- ЯМЗ-845.10
- Краткое техническое описание ЯМЗ-840
- Отзывы о двигателях ЯМЗ-840 и их место в производственной линейке предприятия
Тмз 840 руководство по ремонту
первый прием — 40—50 Н•м (4—5 кгс•м);
второй прием — 120—150 Н•м (12—15 кгс•м);
третий прием— 190—210 Н•м (19—21 кгс•м— предельное значение).
При затягивании болтов крепления головок цилиндров строго выдерживать заданный крутящий момент. Затяжка болтов моментом, большим, чем указано в инструкции, может привести к разрушению деталей, а герметичность уплотнения не улучшится.
После установки головок цилиндров отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.
Коленчатый вал — стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Все поверхности вала азотированы. Коленчатый вал имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки.
Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми вал балансируется. Кроме того, в систему уравновешивания входят два выносных противовеса, напрессованных на переднем и заднем концах коленчатого вала.
Осевая фиксация вала осуществляется четырьмя биметаллическими полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры. Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими выступами входят в пазы на крышке задней коренной опоры.
Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми манжетами.
На переднем конце коленчатого вала установлен жидкостный гаситель крутильных колебаний, взаимозаменяемый с гасителем двигателя ЯМЗ-240М при условии доработки проточки на ступице корпуса со стороны крышки до диаметра 135 мм в месте установки шкива.
При ремонте двигателя следует помнить, что удары и вмятины на гасителе крутильных колебаний выводят его из строя, что неизбежно приведет к поломке коленчатого вала. Хранить и транспортировать гаситель следует только в специальной таре в вертикальном положении.
Маховик отлит из серого чугуна и крепится болтами к заднему торцу коленчатого вала. Маховик точно фиксируется относительно шеек коленчатого вала штифтом и втулкой.
Зубчатый венец маховика служит для пуска двигателя стартером. Кроме того, в зацепление с зубчатым венцом вводится шестерня механизма проворота при ручном провертывании коленчатого вала. Механизм проворота смонтирован на картере маховика с левой стороны двигателя; над ним установлен фиксатор установки коленчатого вала в определенном положении при регулировке угла опережения впрыскивания.
Шатун — стальной со стержнем двутаврового сечения, с плоским разъемом нижней головки. Нижняя головка шатуна соединяется с крышкой двумя болтами с гайками. Затяжка болтов производится при помощи :специального приспособления до удлинения на 0,33± 0,01 мм . Допускается производить затяжку болтов по углу поворота.
Шатун окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы . На крышке и шатуне выбиваются метки спаренности в виде трехзначного числа и порядковый номер цилиндра. Подшипник нижней головки шатуна снабжен сменными вкладышами, а верхней головки—установленной с натягом сталебронзовой свертной втулкой.
Поршни изготовлены из высококремнистого алюминиевого сплава. С целью повышения износостойкости канавка под верхнее поршневое кольцо выполнена во
вставке из жаропрочного чугуна. Для обеспечения охлаждения поршня маслом в головке поршня выполнена полость. Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки, расположенной на направляющей толкателей. На днище поршня расположена камера сгорания и выточки под клапаны. Разбивка поршней на размерные группы отсутствует. На поршне расположены два компрессионных и одно маслосъемное кольцо (рис. 8).
Верхнее компрессионное кольцо имеет сечение двухсторонней трапеции, хромированное, с бочкообразной рабочей поверхностью.
Второе кольцо — плоское, хромированное, минутное. Маслосъемное кольцо — коробчатого сечения, с хро-
Рис. 11. Положение поршневых колец в канавках поршня:
1 — поршень; 2 — верхнее компрессионное кольцо; 3 — второе компрессионное кольцо; 4 — маслосьемное кольцо; 5 — расширитель маслосъемного кольца; а — метка на поршневых кольцах
мированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем.
При установке поршневых колец на поршень обращать особое внимание на правильность их расположения. Слово «верх» должно быть обращено к днищу. как показано на рис. 8.
Поршневой палец— пустотелый, плавающего типа, азотированный. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.
Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна—сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы. Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала невзаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.
Оба вкладыша нижней головки шатуна взаимозаменяемы.
Для возможности ремонта коленчатого вала предусмотрены три ремонтных размера вкладышей. Клеймо ремонтного размера наносится на тыльной стороне вкладыша, недалеко от стыка. Размеры шеек коленчатого вала и размеры вкладышей в их средней части приведены в таблице 1.
Источник
Руководства по эксплуатации
Двигатели:
8421.10 8424.10, 8424.10-021, 8424.10-03, 8424.10-031, 8424.10-032, 8424.10-033, 8424.10-04, 8424.10-05, 8424.10-06, 8424.10-07, 8424.10-08, 8431.10, 8437.10, 8463.10, 8491.10-032, 8492.10-033, 8482.10, 8482.10-01, 8486.10-02, 8486.10-03, 8486.10-02, 8486.10-03, 8486.10-04, 8521.10, 8522.10, 8481.10-05, 8435.10, 8525.10, 8481.10-07, 8481.10-08, 8481.10-09, 85226.10, 85227.10
Руководство по эксплуатации 8424.3902150 РЭ
Двигатели:
8481.10, 8481.10-02, 8481.10-04
Руководство по эксплуатации 8481.3902150 РЭ
Коробки передач:
ЯМЗ-2381; ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ и их модификации
Руководство по эксплуатации 2381-3902150РЭ
.doc 2,90М .pdf 3,98М
Коробки передач :
ТМЗ-09.130-10; ТМЗ-09.130-11; ТМЗ-09.130-30; ТМЗ-09.130-31; ТМЗ-09.130-50; ТМЗ-09.130-51
Руководство по эксплуатации КПП ТМЗ-09.130
.doc 0,97М .pdf 0,72М
К оробки передач :
ТМЗ-14.180-10; ТМЗ-14.180-30; ТМЗ-14.180-50
Руководство по эксплуатации КПП ТМЗ-14.180
.doc 1,10М .pdf 0,76М
Источник
ЯМЗ-840: технические характеристики
ЯМЗ-840 – семейство V-образных двенадцати цилиндровых дизельных двигателей рабочим объёмом 25,86 литров, производства Ярославского моторного завода. Они выпускаются с середины 1970-х годов. В настоящее время – в шести различных модификациях и комплектациях и имеют диапазон мощности от 550 до 800 лошадиных сил.
Данные двигатели являются одними из наиболее мощных в продуктовой линейке тяжёлых дизелей от ярославского предприятия. Моторы данного семейства относятся к турбированным силовым агрегатам. Они соответствуют экологическим стандартам Евро-0 и Евро-1 и предназначаются как для автомобильной, так и для тракторной техники.
Любой из дизелей семейства ЯМЗ-840 – это четырехтактный мотор с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском дизтоплива, с турбонаддувом, с жидкостным охлаждением и охлаждением наддувочного воздуха.
Эта линейка дизельных силовых агрегатов, выпускаемых с конвейера Ярославского моторного завода, изначально специально создавалась для экстремально тяжёлых условий эксплуатации – таких, как низкая или высокая температура, повышенная влажность, сильные ветра.
Базовым мотором данного семейства является автомобильный дизель ЯМЗ-8401. Моторы серии ЯМЗ-8401 используются главным образом на карьерных самосвалах марки БелАЗ грузоподъёмностью до восьмидесяти тонн. А также – на двухзвенных гусеничных транспортёрах – спецтехнике гражданского и военного предназначения. Дизели, предназначенные для военной техники, поставляются только по линии Министерства обороны и в сбытовую торговую сеть не поставляются. Обычным покупателям являются доступными только лишь их гражданские версии.
Особенности устройства семейства дизелей семейства ЯМЗ-840
От успешно зарекомендовавшей себя на практике архитектуры устройства «V-образная на 12 цилиндров» конструкторы Ярославского моторного завода отказываться не стали. Однако, для оптимизации полезных эксплуатационных характеристик данного семейства дизелей, в их конструкцию было внесено несколько немаловажных изменений.
В частности, были увеличены до 140 миллиметров диаметры цилиндров. Благодаря этому, при ходе поршня в 140 мм, общий рабочий объём камер сгорания данного мотора возрос до 25,86 литра.
Поскольку с самого начала предполагалось оснащать все моторы семейства ЯМЗ-840 системой турбонаддува, то была понижена степень сжатия – до соотношения 14,1:1. Турбокомпрессора было установлено два, и повышена степень нагнетания во впускном тракте.
В итоге и был получен мощный энергонасыщенный двигатель с высоким эксплуатационным ресурсом, способный длительное время выдерживать весьма значительные нагрузки.
Было применено использование индивидуальных для каждого цилиндра унифицированных головок цилиндров, что упростило конструкцию отливки, унифицировало головки цилиндров для моторов с различным числом цилиндров, улучшило приспособленность дизеля к ремонту и упростить проблему уплотнения газового стыка.
Применение стальных прокладок кардинальным образом решило проблему уплотнения газового стыка и регулировку надпоршневого зазора – за счёт установки прокладок разной толщины.
Использование поршней с относительно короткими юбками, с 2-мя компрессионными и 1-м маслосъёмным кольцом уменьшило габариты двигателя по высоте и ширине, повысило жёсткость цилиндровой части блока и гильз цилиндров, а также повысить механический КПД дизеля за счёт сокращения потерь на трение.
Было использовано полостного масляное охлаждение поршней. Конструкция привода газораспределения, топливного насоса и агрегатов автомобиля от заднего конца коленчатого вала обеспечило защищенность двигателя от вибрации и уменьшило его шумность.
Использование четырёх клапанов на каждый цилиндр двигателя с целью улучшения наполнения и снижения насосных потерь, профилированные впускные каналы, обеспечивающие заданный момент закрутки воздушного заряда, существенно повлияли на улучшение топливной экономичности мотора.
Был установлен эффективный гаситель крутильных колебаний коленвала с целями понижения напряжений в его элементах. Для повышения рабочего ресурса (свыше 10-ти тысяч часов) шейки коленчатого вала были азотированы.
Были применены масляные фильтры полнопоточного типа, с высокой степенью очистки и бессопловый центробежный масляный фильтр – для улучшения качества фильтрации моторного масла. Выносными высокоэффективными воздушными фильтрами сухого типа предотвращается вероятность износа цилиндров и улучшаются показатели дизеля.
Гидравлической или дисковой муфтой в приводе вентилятора обеспечиваются автоматическое и ручное управление включением вентилятора.
Был применён встроенный (в систему охлаждения мотора) охладитель наддувочного воздуха типа «вода-воздух» для снижения теплонапряжённости, улучшения экономичности и ресурса.
В процессе выработки оптимальной конструкции были подобраны оптимальные фазы газораспределения, форма камеры сгорания, угол опережения впрыска дизтоплива, элементы топливной системы с целью получения высоких показателей по топливной экономичности, дымности, токсичности и шуму.
Были применены новые топливные насосы высокого давления с максимальным давлением впрыска дизтоплива до 800 кГс/см2.
Варианты модификаций дизелей ЯМЗ-840 и их конкретное применение
В настоящее время выпускается шесть модификаций 12-цилиндровых моторов семейства ЯМЗ-840.
ЯМЗ-8401-05
Данные двигатели применяются в качестве силового агрегата для карьерных самосвалов грузоподъёмностью в 42 тонны: БелАЗ-7548 и БелАЗ-75489, имеющих полную массу до семидесяти тонн.
Мощность этого варианта двигателя ЯМЗ-840 равна 441 килоВатт, или 600 лошадиных сил, при частоте вращения 2100 мин-1. Наибольший крутящий момент составляет 2352 Н.м (или 240 кгс.м). Частота вращения при максимальном крутящем моменте находится в диапазоне 1300-1500 мин-1. Минимальный удельный расход дизельного топлива составляет 206 г/кВт.ч (152 г/л.с.ч).
Габаритные размеры мотора ЯМЗ-8401-05 равны: длина 1690 мм / ширина 1230 мм / высота 1170 мм. Вес дизеля – 1840 килограммов.
ЯМЗ-8401-06
Двигатели ЯМЗ-8401-06 – используются в качестве силового агрегата для карьерных самосвалов грузоподъёмностью в 42 тонны: БелАЗ-75471 и БелАЗ-75481, также имеющих полную массу до семидесяти тонн. А также – для тягачей-буксировщиков модели БелАЗ-7423.
Мощность дизеля данной модификации составляет 404 килоВатт, или 550 лошадиных сил, при частоте вращения 2100 мин-1. Максимальный крутящий момент равен 2254 Н.м (или 230 кгс.м). Частота вращения при максимальном крутящем моменте составляет 1300-1500 мин-1. Минимальный удельный расход дизтоплива составляет 206 г/кВт.ч (152 г/л.с.ч).
Габаритные размеры мотора ЯМЗ-8401-06 таковы: длина 1690 мм / ширина 1230 мм / высота 1170 мм. Его масса – 1840 килограммов
ЯМЗ-8401-14
Двигатели ЯМЗ-8401-14 – применяют в качестве силового агрегата для колёсных тягачей специального назначения по линии Министерства обороны РФ, моделей КЗКТ-7428 и КЗКТ-7427. Производителем данной техники является ОАО «Русич» (Курганский завод колёсных тягачей).
Мощность этой модификации двигателя ЯМЗ-840 достигает 478 килоВатт, или 650 лошадиных сил, при частоте вращения 2100 мин-1. Максимальный крутящий момент равен 2450 Н.м (или 250 кгс.м). Частота вращения при максимальном крутящем моменте находится в диапазоне 1300-1500 мин-1. Минимальный удельный расход дизельного топлива равен 206 г/кВт.ч (152 г/л.с.ч).
Габаритные размеры мотора ЯМЗ-8401-14 – следующие: длина 1630 мм / ширина 1070 мм / высота 1170 мм. Вес дизеля – 1840 килограммов.
ЯМЗ-8401-24
Двигателями ЯМЗ-8401-24 комплектуются, как основными силовыми агрегатами, колёсные тягачи моделей МЗКТ-74131 и шасси МЗКТ-79191 – производства Минского завода колёсных тягачей.
Мощность данного варианта дизеля ЯМЗ-840 также достигает 478 килоВатт, или 650 лошадиных сил, при частоте вращения 2100 мин-1. Максимальный крутящий момент равняется 2450 Н.м (или 250 кгс.м). Частота вращения при максимальном крутящем моменте расположена в диапазоне 1400-1600 мин-1. Минимальный удельный расход дизтоплива составляет 206 г/кВт.ч (152 г/л.с.ч).
Габаритные размеры мотора ЯМЗ-8401-24 – следующие: длина 1630 мм / ширина 1070 мм / высота 1170 мм. Вес дизеля – 1840 килограммов.
ЯМЗ-Э8401.10-09
Дизельные моторы используются в качестве силового агрегата для двухзвенных плавающих гусеничных транспортёров семейств «Витязь» и «Вездесущий» транспортного и грузового предназначения: ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-ЗОПМ и их модификаций. Производится данная техника на Ишимбайском заводе транспортного машиностроения «Витязь», в Башкирии.
Это наиболее мощный вариант дизеля ЯМЗ-840: мощность данной модификации составляет 588 килоВатт, или 800 лошадиных сил, при частоте вращения 2100 мин-1. Максимальный крутящий момент равняется 3087 Н.м (или 315 кгс.м). Частота вращения при максимальном крутящем моменте расположена в диапазоне 1300-1500 мин-1. Минимальный удельный расход дизтоплива составляет 206 г/кВт.ч (152 г/л.с.ч).
Габаритные размеры мотора ЯМЗ-Э8401.10-09 таковы: длина 1860 мм / ширина 1070 мм / высота 1200 мм. Вес дизеля – 1890 килограммов.
Кроме того, двигатели ЯМЗ-Э8401.10-09 мощностью 800 л.с. имеют следующие конструктивные отличия от менее мощных моторов данного семейства: поршни 847.1004015 с изменённым профилем боковой поверхности и изменённой схемой циркуляции охлаждающего масла; топливные насосы высокого давления модели 185.1111 с увеличенными цикловыми подачами дизтоплива Э8401.3902150-09РЭ; форсунки модели 182.1112-10 с распылителями 182.1112110-10 повышенной пропускной способности.
При этом, применение других поршней, форсунок и распылителей на двигателе ЯМЗЭ8401.10-09 не допускается, так как оно может привести к выходу этого варианта мотора из строя.
ЯМЗ-845.10
Двигатели ЯМЗ-845.10 используют для оснащения карьерных самосвалов БелАЗ-7555 – тяжёлых машин грузоподъёмностью 55 тонн, полной массой до 95 тонн.
Мощность дизеля данной модификации составляет 537 килоВатт, или 730 лошадиных сил, при частоте вращения 2100 мин-1. Максимальный крутящий момент равен 2744 Н.м (или 280 кгс.м). Частота вращения при максимальном крутящем моменте составляет 1300-1500 мин-1. Минимальный удельный расход дизтоплива составляет 204 г/кВт.ч (150 г/л.с.ч).
Габаритные размеры мотора ЯМЗ-845.10 – следующие: длина 1910 мм / ширина 1070 мм / высота 1265 мм. Вес дизеля – 2000 килограммов.
Краткое техническое описание ЯМЗ-840
- Расположение цилиндров: V-образное, с углом развала в 90 градусов.
- Диаметр цилиндра – 140 мм, ход поршня – 140 мм.
- Рабочий объём цилиндров – 25,86 литров.
- Степень сжатия – 14,1.
- Число клапанов на каждый цилиндр: 2 выпускных и 2 впускных.
- Частота вращения коленвала двигателя при номинальной мощности – 2100(+50, -20) мин-1.
- Частота вращения коленчатого вала мотора на холостом ходу – не более 550-650 мин-1 (минимальная); 2350 мин-1 (максимальная).
Используемый топливный насос высокого давления: модель 441, либо 442, либо 444. Способ смесеобразования: непосредственный впрыск. Топливоподающая аппаратура: разделённая. Топливоподкачивающий насос: поршневой, с насосом ручной подкачки дизтоплива.
Применяемые форсунки: Мод. 181, закрытые, с многодырчатым распылителем. Муфта опережения впрыскивания: автоматическая, центробежного типа. Фильтры очистки дизтоплива: два, грубой очистки (2 шт.) и тонкой очистки – с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами.
Турбонаддув: газотурбинный, с охлаждением наддувочного воздуха. Турбокомпрессора два, модели ТКР-П, с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором. На двигатели моделей ЯМЗ-8401.01-03, ЯМЗ-8401.10-04, ЯМЗ-8401.10-05 и ЯМЗ-8401.10-06 устанавливаются также по 2 турбокомпрессора модели К-36.
Система смазывания двигателя ЯМЗ-840: смешанная, под давлением плюс разбрызгиванием моторного масла. Масляных фильтров два, они полнопоточные (с тремя сменными бумажными фильтрующими элементами), а также стоит фильтр центробежной очистки.
Система охлаждения: жидкостная, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Насос системы охлаждения – центробежного типа.
В качестве пускового устройства используется электрический стартер модели 16.3708, с номинальным напряжением в 24 Вольта. Для облегчения пуска холодного двигателя ЯМЗ-840 имеется в наличии электрофакельное устройство. Генератор используется переменного тока, модели 631.3701, либо Г-263Б. Компрессор пневмотормозов – поршневой, с шестерёнчатым приводом, одноцилиндровый, модели 18.3509.
Отзывы о двигателях ЯМЗ-840 и их место в производственной линейке предприятия
Эксплуатанты дизелей данного семейства ценят ЯМЗ-840, в первую очередь, за высокую надёжность и исключительную неприхотливость в обслуживания. Роликовые подшипники коленчатого вала ЯМЗ-840 обладают чрезвычайно высоким рабочим ресурсом. При надлежащем соблюдении условий эксплуатации; правильном и регулярном уходе срок службы моторов серии ЯМЗ-840 составляет 25 лет и даже более. Как и вся продукция завода, двигатели данной серии соответствуют стандарту качества ISO-900. Моторы ЯМЗ-840, ввиду безопасной системы запуска, могут успешно применяться в любых экстремальных климатических условиях.
Основной продукцией Ярославского моторного завода по-прежнему остаются шести- и восьмицилиндровые двигатели семейств ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, имеющие размерность цилиндра 130 (140) мм; ЯМЗ-7601 и 7511, а также дизельные силовые агрегаты со сцеплениями и коробками переключения на их базе, находящиеся в диапазоне мощности от 180-ти до 400 лошадиных сил.
Данные двигатели, которые выпускаются в объёмах свыше 50 тысяч единиц в год, периодически модифицируются, чтобы отвечать современным международным нормам по выбросам вредных веществ, и устанавливаются на более чем на триста наименований изделий различных машиностроительных предприятий Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза.
Поскольку в настоящее время двигатели семейства ЯМЗ-240 считаются уже исчерпавшими свои возможности по дальнейшему повышению их мощности, рабочего ресурса и прочих показателей, то семейство двигателей ЯМЗ-840 с размерностью цилиндра 140 (140) мм можно считать пришедшим им на замену.
Двигатели семейства ЯМЗ-840, прежде чем найти своё применение на тяжёлых многоосных автомобилях, карьерных самосвалах и энеронасыщенных колёсных тракторах, прошли полный цикл стендовых испытаний, испытаний на автомобилях МАЗ, КЗКТ, карьерных самосвалах БелАЗ и тракторах «Кировец», подтвердив достойные технико-экономические показатели.
В частности, базовые двигатели модели ЯМЗ-8401 оказались легче их аналогов – американских Катерпиллар 3412 на 300 килограммов, а Камминз VTA28 – на все 800 килограммов. При этом выполненные в начале 1990-х годов в НАТИ контрольные испытания двух новых тракторов Катерпиллар, укомплектованных разными моторами – одного с американским, другого – с двигателем V8 ЯМЗ-842, доказали превосходство последнего на 5–7 процентов в топливной экономичности при любых типах и режимах работ.
Двенадцатицилиндровые двигатели ЯМЗ-840 были определены к производству на самом Ярославском моторном заводе, в отличие от восьмицилиндровых, выпуск которых был размещён на соседнем Тутаевском моторном заводе в Ярославской области.
По заказу Минобороны, на базе семейства ЯМЗ-840 ведутся работы по созданию дизельных моторов для многоцелевых грузовых машин, специальных шасси и колёсных тягачей, в том числе и в рамках программы обеспечения ракетного комплекса «Тополь М».
Основными особенностями двигателей ЯМЗ-840 военного назначения являются: многотопливность, приспособленность для работы на разных топливах и смесях; сочетание электростартерной системы запуска с дублирующей пневмостартерной, для обеспечения холодного запуска которых используется устройство электрофакельного типа; готовность в составе объекта к принятию нагрузки при температуре окружающего воздуха до –50°С за время не более получаса; обеспечение возможности работы моторов на высоте до 4,5 тысяч метров над уровнем моря (при преодолении перевалов до 4650 метров); моторы имеют возможность экстренной остановки, за счёт использования воздушных заслонок с электромагнитным управлением.
Причём специфические требования Минобороны реализуются таким образом, что по требованию потребителя их можно включить в состав любой гражданской модификации двигателя семейства ЯМЗ-840.
Источник