То ремонт обслуживание автомобиля нивы с

Ремонт и техническое обслуживание ВАЗ 21213, 21214 (Нива)

ВАЗ-2121 «Нива» — четырехместный легковой автомобиль повышенной проходимости. Выпускается Волжским автомобильным заводом.

Автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» — конструкторская разработка АО «АВТОВАЗ». Выпускается с 1977 года. Это автомобиль для езды по бездорожью, путешествий в труднодоступные места, поездок на охоту и рыбалку. Складывающееся заднее сиденье позволяет размещать и перевозить различные грузы. Разъем двери багажника по уровню пола обеспечивает удобство погрузки и выгрузки.

«Нива» — автомобиль повышенной проходимости с постоянным неотключаемым приводом всех колес с межосевым блокируемым дифференциалом и раздаточной коробкой с понижающим рядом. Автомобиль обладал очень прогрессивной конструкцией, сочетавшей отличные внедорожные качества с комфортом легкового автомобиля, и практически не имел на то время аналогов. Успешно экспортировался во многие страны. Автомобиль стал одним из первых представителей так популярных нынче «паркетных» внедорожников.

Кузов — цельнометаллический, несущий, трехдверный, оборудован ремнями безопасности. Передние сиденья — с подголовниками, регулируются по длине и наклону спинок, откидываются вперед. Заднее сиденье складывается для увеличения багажного отделения. По заказу автомобиль комплектуется задним стеклом с электрообогревом, очистителем и омывателем заднего стекла.

Еще одной особенностью этой уникальной машины было использование узлов легковых машин. Так, ее двигатель был создан на базе 2106, коробка передач и задний мост также заимствованы от этой машины. Несмотря на это, «Нива» обладает уникальной для такой машины проходимостью.

На автомобиль устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на передачах переднего хода, либо 5-ступенчатая коробка передач. Раздаточная коробка — двухступенчатая, с межосевым дифференциалом, имеющим принудительную блокировку. Карданная передача состоит из промежуточного карданного вала и карданных валов привода переднего и заднего мостов.

Передняя подвеска независимая, на поперечных качающихся рычагах, с цилиндрическими пружинами, гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска зависимая, с цилиндрическими пружинами, гидравлическими амортизаторами, четырьмя продольными и одной поперечной штангами.

С момента начала производства выпускались модификации с рядным четырехцилиндровым карбюраторным бензиновым двигателем объемом 1,6 л. Появившаяся позже модификация 21211 с мотором 1,3 л успеха не имела.

В результате модернизации 1993 года, на свет появилась новая модель «Тайга», которой был присвоен индекс «ВАЗ-21213». Это четырехместный легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным неотключаемым приводом всех колес. Трудно поверить, что между этими модификациями 16 лет. В течение этих лет завод не вносил почти никаких изменений в конструкцию 2121. Да и осуществленные в 21213 модели изменения больше косметические, чем технические.

Внешне новая машина отличается измененной задней частью кузова. У 21213-ой «длинная», до бампера третья дверь и новые задние фонари. Грузить что-либо в багажный отсек стало гораздо проще. С задней двери исчез замок, который постоянно забивался грязью. Открыть ее можно только из салона. Правда, расположение рукоятки, открывающей багажник, под локтем заднего левого пассажира удачным назвать трудно: действовать приходится «на ощупь». Бампера теперь красят в светло-серый цвет, что практичнее, чем прежний неокрашенный алюминий.

В салоне новая панель, новые сиденья, новые облицовки. Панель приборов как у модели ВАЗ-21083. Только вот блик от нее ночью подсвечивает ветровое стекло. Новые сиденья тоже сделаны по образу и подобию «восьмерки». Они удобнее и современнее прежних. А вот механизм, который для прохода заднего пассажира откидывает спинку и сдвигает сиденье вперед, не надежен — через полсотни срабатываний он выходит из строя, из-за появившихся перекосов, спинка не желает вставать на место. Пластмассовые панели задних боковин скрипят и проминаются от легкого нажатия. Зато теперь рядом с левым задним пассажиром в боковине есть карман.

Двигатель тоже обновлен. Рабочий объем увеличен до 1700 см. Применены бесконтактная система зажигания и карбюратор типа «Солекс». Невидимое, но очень серьезное усовершенствование — новая форма камеры сгорания. Доработка мотора вместе с изменениями в трансмиссии позволили заметно снизить расход топлива.

В трансмиссии новой машины пятиступенчатая коробка передач и главные передачи с передаточным числом 3,9. Применены усиленные крестовины. Изменился их размер и появились пресс-масленки для смазки. В приводе раздаточной коробки — шрус. Цель его установки — снизить вибрации и шум трансмиссии.

В тормозной системе применены вакуумный усилитель и главный цилиндр от «восьмерки». Усилие на педали уменьшилось, но колесо теперь лежит «вверх ногами» и положить в него уже ничего нельзя. Кроме этого неимоверно усложнилась процедура регулировки рулевого редуктора — теперь подлезть к нему можно только кривой отверткой. В системе выпуска — новые глушители. Корпуса их не сварные, а завальцованные, как у машин «восьмого» семейства.

Для внешнего рынка выпускалась модификация ВАЗ-21214 с центральным впрыском топлива. В варианте исполнения «стандарт» — ВАЗ-21214-00. Этот автомобиль — конструкторская разработка АО «АВТОВАЗ» с постоянным неотключаемым приводом всех колес с межосевым блокируемым дифференциалом и раздаточной коробкой с понижающим рядом.

В модельный ряд АО «АВТОВАЗ» также входила временно выпускавшаяся переходная модификация 21219 — сочетание старого кузова 2121 и двигателя с трансмиссией 21213. По заказу автомобили могут оснащаться дизельным двигателем Peugeot рабочим объемом 1,9 л (ВАЗ-21215).

Copyright © 2007-2021 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.

Источник

Техническое обслуживание автомобилей Нива и Нива Шевроле

Любой автомобиль нуждается в периодическом сервисном обслуживании, независимо от того, возникли ли в ходе эксплуатации какие-либо технические проблемы. Плановое техническое обслуживание необходимо производить даже если автомобиль полностью исправен.

Читайте также:  Ремонт машин специального назначения

В ходе технического обслуживания производится замена расходных материалов (фильтров, смазок), осуществляются необходимые регулировки, обеспечивающие легкость и удобство управления автомобилем и предотвращающие ускоренный износ деталей.

Вовремя выполненное техническое обслуживание в ходе диагностических работ часто позволяет выявить исчерпание ресурса некоторых деталей до того, как их износ стал критическим и это начало сказываться на потребительских свойствах машины, и на безопасности. Кроме того, не устраненная неисправность имеет тенденцию вызывать ускоренный износ и выход из строя других деталей. Неисправность как бы создает точку роста других неисправностей. 1

Что входит в техническое обслуживание

Объем работ, выполняемых в ходе планового технического обслуживания, фактически можно разделить на две части.

  • Регламентные и диагностические работы. Стоимость таких работ обычно подразумевается как стоимость ТО, полный перечень содержится в сервисной книжке автомобиля. Этот перечень для нивы шевроле здесь,для классической или длинной нивы здесь.
  • Устраниение выявленных в ходе диагностики неисправностей. Стоимость таких работ оплачивается дополнительно, трудно прогнозируется и растет с возрастом и пробегом автомобиля.

Таким образом, можно говорить о ТО в расширенном понимании, что на самом деле и соответствует тому, как большинство автовладельцев профилактически обслуживают свои машины.

Состав работ, выполняемых в ходе технического обслуживания, меняется с возрастом и пробегом автомобиля. Для более новых машин, акцент приходится на моменты, связанные с «обкаткой» — приработкой поверхностей взаимодействующих элементов — и контролем элементов крепления. В этом смысле крайне важным является 1 ТО на пробеге 1500 -2500 км. Для машин старше 3-4 лет и с пробегом более чем (в случае нивы и шевроле нивы) 40-60 тысяч километров акцент при проведении ТО смещается в область диагностики и выявленя деталей, которые начинают показывать признаки износа или иного механического разрушения.

Есть работы, на которые владельцам нивы нужно уделить особое внимание: смазка (шприцевание) карданных валов и регулировка подшипников ступиц. Отсутствие смазки в кардане приводит к появлению вибраций, а езда с неправильным зазорам в ступице — к замене подшипников и самой ступицы, оплате услуг эвакуатора, и т.д.

Что можно не делать

Все работы по сервисной книжке важны. Но есть некоторые моменты и можно немного сэкономить.

Замена охлаждающей жидкости. Ремонт системы охлаждения — патрубков, помпы, радиатора, отопителя достаточно часты, в ходе них осуществляется полная или частичная замена охлаждающей жидкости.

Замена смазки в ступицах передних колес. По сути, такая работа эквивалентна замене подшипников ступиц.

Что обычно не делают, но делать следует

Заменить тормозную жидкость. Важно периодически откручивать прокачные штуцеры тормозных цилиндров, что происходит при замене жидкости, чтобы они не закисли и не пришлось бы менять работоспособные тормозные цилиндры при прокачке тормозов после их непланового ремонта.

Очистить радиатор двигателя от грязи между пластинами. Двигатели 21213- 21214- 2123-[1000260] крайне теплонагружены, легко перегреваются и очень этого не любят. Надо делать все возможное, чтобы они хорошо охлаждались.

ТО — это не просто замена масла

Иногда автовладельцы, примерно раз в год, приезжают в сервис и просят «поменять масло», подсознательно имея ввиду ТО. ТО — это не просто замена масла в двигателе, рачительному автомобилисту следует планировать бюджет на несколько большие расходы. Но есть объективное содержание в таком «сокращенном» представлении о ТО — эта операция является центральной и определяет периодичность обращения в сервис по поводу планово-предупредительного обслуживания.

Сроки проведения технического обслуживания

Первое техническое обслуживание автомобиль проходит через 1500 -2500 км пробега, т.е. почти сразу после того, как его забрали из магазина. Поскольку Нива-центр не является официальным дилером завода, мы рекомендуем первое ТО пройти у того, у кого Вы купили машину, так как возможно, что нужно по гарантии заменить что-нибудь дорогостоящее. Если до первого ТО крупного дефекта в новой машине не выявлено, то далее вероятность его наличия снижается и можно сделать выбор в пользу независимого сервиса, не являющегося официальным. Если Ваш автомобиль на гарантии у официального дилера, хорошей идеей является перед поездкой к нему на ТО приехать к нам на диагностику и за советом.

Что касается следующих плановых ТО, то в настоящее время (2020) завод-изготовитель рекомендует считать межсервисный интервал, то есть периодичность планового технического обслуживания, равным 15000 км. С момента начала выпуска первой нивы ваз 2121 промежуток между ТО был 10000 км. Для переднеприводной классики Автоваз стал рекомендовать увеличенный интервал где-то с середины нулевых годов, в то время как сервисная книжка на классическую ниву 21214 образца 2012 года еще упоминает интервал 10000 км.

Таким образом, в официальных рекомендациях по срокам и периодичности ТО присутствует некий хаос.

Увеличение межсервисного интервала в какой-то мере можно считать оправданным. С середины девяностых улучшилось качество масла в розничной продаже (при условии, что оно не поддельное), а завод-изготовитель упорно борется за качество своих комплектующих.

Пробег между плановыми техническими обслуживаниями специфически для нивы определяется также периодичностью смазки карданных валов. А именно, шлицевых соединений, откуда смазка легко выдавливается, и крестовин (если они есть на Вашей машине). Вероятно, остальные работы действительно могут немного «потерпеть».

Поскольку двигатель на ниве отличается от использовавшихся на вазовской заднеприводной классике двигателей образца 70-х годов прошлого века попыткой получить возможно большую мощность, не меняя принципиально конструкции блока цилиндров и его головки, а карданные валы также, как и раньше, требуют возможно более частой смазки, мы рекомендуем придерживаться «старого» интервала между техническими обслуживаниями в 10000 км.

Самодиагностика: элементы ТО, производимые самостоятельно

Стоит самостоятельно периодически (например, раз в две недели) делать следующее:

Читайте также:  Автосервис по ремонту автомобилей ваз

Осмотреть колеса (нет ли неравномерного износа протектора, не подспущено ли какое-нибудь колесо).

Вечером поставить автомобиль на сухое место и на следующий день проверить, не образовалось ли подтеков,

Открыть капот, посмотреть сухой ли двигатель, есть ли охлаждающая жидкость в расширительном бачке, есть ли масло в картере двигателя; проверить, горят ли фары и габаритные огни, работает ли звуковой сигнал.

Стоит обращать внимание, не появились ли при работе автомобиля звуки, которых раньше не было, движется ли он прямо, если на пару секунд (убедившись в безопасности этого маневра) отпустить руль.

Если Вы обнаружили что-нибудь необычное, возможно, автомобилю пора на ТО)

Источник

Регламент технического обслуживания, проверки

Исправное техническое состояние автомобиля — непременное условие безопасности движения. Установлено, что из-за технической неисправности автомобилей возникает около 5 % дорожно-транспортных происшествий, иногда с тяжелыми последствиями.
Водитель должен уметь определить техническое состояние автомобиля и вовремя обнаружить его неисправности.

Постоянное исправное состояние автомобиля в течение продолжительного времени обеспечивается проведением планово-предупредительного технического обслуживания и, в случае необходимости, ремонта. По периодичности и трудоемкости выполняемых при техническом обслуживании работ различают: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).

ЕО выполняют ежедневно перед выездом, а СО — два раза в год при переходе с весенне-летней эксплуатации на осенне-зимнюю или наоборот и совмещают с очередным ТО-1 или ТО-2.
Периодичность ТО-1 и ТО-2 устанавливается по фактическому пробегу автомобиля в километрах с учетом условий эксплуатации.

Наименование операции ТО Пробег, тыс. км
2 10 20 30 40 50 60 70 80
Двигатель
Проверка отсутствия посторонних шумов и стуков в двигателе + + + + + + + + +
Проверка герметичности систем охлаждения и питания; состояния шлангов, трубок и соединений + + + + + + + + +
Замена топливного фильтра (см. тут) + +
Очистка и промывка элементов системы вентиляции картера +
Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке + + + + + + + + +
Проверка работоспособности термостата (см. тут) + + + +
Замена воздушного фильтра (см. тут) + +
Замена свечей зажигания (см. тут) + +
Замена масла в двигателе и масляного фильтра* (см. тут) + + + + + + + + +
Замена охлаждающей жидкости** (см.тут) +
Проверка токсичности отработавших газов + + + + + + + + +
Проверка отсутствия в памяти контроллера кодов неисправностей ЭСУД.
Если коды имеются, устранение причин их возникновения и удаление их из памяти контроллера
+ + + + + + + + +
Трансмиссия 2 10 20 30 40 50 60 70 80
Проверка состояния пыльников ШРУСов + + + + + + + + +
Проверка отсутствия посторонних шумов и стуков при работе сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, переднего и заднего мостов + + + + + + + + +
Проверка герметичности коробки передач, раздаточной коробки, переднего и заднего мостов + + + + + + + + +
Проверка уровня жидкости в бачке гидропривода сцепления + + + + + + + + +
Проверка свободного хода педали сцепления (см. тут) + + + + +
Проверка уровней масла в коробке передач, раздаточной коробке, редукторах переднего и заднего мостов + + + + + +
Замена масла в коробке передач, раздаточной коробке, редукторах переднего и заднего мостов (см. тут, тут, тут) + + +
Замена тормозной жидкости в системе гидропривода сцепления + +
Смазка шлицевых соединений и подшипников крестовин карданных валов (см. тут) + + + + + + + +
Ходовая часть 2 10 20 30 40 50 60 70 80
Проверка состояния: рычагов и штанг подвесок, их резинометаллических шарниров; шаровых опор: шарниров приводов передних колес; защитных резиновых чехлов и колпачков: буферов отбоя, резиновых втулок амортизаторов + + + + + + + + +
Проверка состояния резиновых подушек стабилизатора поперечной устойчивости + +
Проверка состояния гидравлических амортизаторов + +
Подтяжка креплений элементов передней и задней подвесок + + + + +
Измерение и регулировка зазоров в подшипниках ступиц передних колес + + + + + + +
Замена смазки в подшипниках ступиц передних колес + +
Проверка состояния дисков и шин колёс, балансировка колёс и перестановка их по схеме + + + + + + + +
Регулировка углов установки передних колес (см. тут) + + + + +
Рулевое управление 2 10 20 30 40 50 60 70 80
Проверка уровня жидкости в бачке гидроусилителя рулевого управления (см. тут) + + + + + + + + +
Проверка люфта рулевого колеса + + + + + + + + +
Проверка герметичности уплотнений узлов и агрегатов гидроусилителя рулевого управления, состояния шлангов, трубок и соединений + + + + + + + + +
Проверка состояния и натяжения ремня привода насоса гидроусилителя руля (см. тут) + + + + + + + + +
Регулировка углов установки передних колёс (см. тут) + + + + +
Тормозная система 2 10 20 30 40 50 60 70 80
Проверка передних тормозных колодок (см. тут) + + + + + + + +
Проверка задних тормозных колодок (см. тут) + + + +
Проверка эффективности работы тормозов + + + + + + +
Проверка регулировки стояночного тормоза и положения выключателя сигнала торможения (см. тут) + + + +
Проверка работоспособности регулятора давления и вакуумного усилителя тормозов (см. тут) + +
Проверка уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов и работы контрольной лампы уровня в бачке гидропривода тормозов + + + + + + + + +
Замена тормозной жидкости в системе гидропривода тормозов * (см. тут) + +
Электрооборудование 2 10 20 30 40 50 60 70 80
Проверка состояния и натяжения приводного ремня (см. тут) + + + + + + + + +
Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе (см. тут) + + + + + + + +
Проверка работы генератора, освещения, световой сигнализации и контрольных приборов, регуляторов направления пучков света фар, стеклоочистителей и омывателей + + + + + + + + +
Зачистка коллектора стартера, проверка износа и прилегания щеток. Очистка и смазка деталей привода стартера + +
Зачистка контактных колец генератора, проверка износа и прилегания щеток + +
Зачистка клемм проводов и выводов аккумуляторной батареи, нанесение на них смазки + + + +
Регулировка направления пучков света фар (см. тут) + + + + +
Кузов 2 10 20 30 40 50 60 70 80
Проверка лакокрасочного покрытия на наличие сколов, трещин и очагов коррозии; арок колес и днища на наличие повреждений мастики + + + + + + + + +
Смазка петель дверей, шарниров задних сидений, троса привода замка капота; ограничителей открывания дверей; шарниров и пружины крышки люка топливного бака; замочных скважин дверей; осей пружин и сухарей фиксаторов замков дверей + + + + + + + +
Прочистка дренажных отверстий порогов, дверей и полостей передних крыльев + + + + + + + + +
Читайте также:  Авто калина ремонт вентилятора

то же самое на картинке

Если техническое обслуживание автомобиля (ТО-1, ТО-2, СО) можно проводить на станциях технического обслуживания, укомплектованных специальным оборудованием и кадрами специалистов, то ЕО водитель должен уметь выполнять
самостоятельно.

Перед выездом из гаража необходимо тщательно осмотреть автомобиль и проверить:
его чистоту, отсутствие вмятин, повреждений и царапин;
уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя;
отсутствие течи из радиатора, шлангов и сальников, натяжение ремня вентилятора (прогиб ремня при нажатии на него большим пальцем руки между шкивами генератора и вентилятора с усилием 40—60 П (4—6 кгс) должен составлять 10—15 мм);
уровень масла в поддоне картера двигателя с помощью масломерной линейки (щупа);
наличие тормозной жидкости в питательных бачках механизмов привода сцепления и тормозов; отсутствие подтеканий тормозной жидкости; исправность стояночной тормозной системы;
величину люфтов в шарнирах и соединениях рулевого привода и крепление рулевого механизма;
исправность рессор, пружин, торсионов, реактивных штанг, стабилизаторов и амортизаторов;
состояние шин колес (в том числе и запасного колеса) и давление воздуха в них; давление следует проверять манометром; разница в показаниях правого и левого (особенно передних) колес не должна превышать 10 кПа (0,1 кгс/см2);
наличие топлива в баке, отсутствие подтеканий из него и топливопроводов;
исправность звуковых и световых сигналов; наличие света в фарах и габаритных фонарях; показания контрольно-измерительных приборов; крепление и чистоту номерных и опознавательных знаков; состояние и надежность сцепного устройства автомобиля и прицепа; наличие в автомобиле медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки (или мигающего красного фонаря), упоров под колеса и необходимого в пути инструмента.
Обнаруженные неисправности следует немедленно устранить.

При понижении уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения необходимо своевременно доливать ее. Если в качестве охлаждающей жидкости применяется антифриз, то при понижении его уровня вследствие утечки доливают антифриз, а при естественном испарении — дистиллированную воду.

После осмотра необходимо запустить и прогреть двигатель, убедиться в отсутствии посторонних стуков, проверить устойчивость работы двигателя при разной частоте вращения коленчатого вала. Проехав несколько десятков метров, следует проверить работу сцепления, коробки передач, рулевого управления и тормозной системы.

По возвращении в гараж необходимо произвести уборку в кузове автомобиля и его мойку (при необходимости). Уборку начинают с удаления пыли из салона при помощи пылесоса (это наиболее эффективный способ). Обивку из дерматина, автобима, текстовннита и искусственной кожи протирают влажной ветошыо, желательно из мягкого материала (фланели). Сильно загрязненные места можно мыть раствором нашатырного спирта в воде применение активных растворителей недопустимо), а для мытья стекол применяют средства для мойки окон, зеркал и т. п.

Коврики следует вынуть из автомобиля, резиновые — промыть и просушить, а из матерчатых тщательно выбить пыль.

Мойку автомобиля вручную производят обычной водопроводной водой из шланга с наконечником. Направлять сильную струю воды на внешние поверхности кузова не рекомендуется, так как от этого портится окраска. Необходимо предварительно смочить водой весь кузов автомобиля, направляя струю под углом к его поверхности, а затем смыть грязь губкой из поролона или мягкой щеткой, непрерывно поливая обмываемые места водой. Движения руки при этом должны быть направлены сверху вниз, а губку (щетку) следует прижимать с небольшим усилием, так как имеющиеся в грязи песчинки могут поцарапать (подобно абразиву) окрашенные поверхности, и они потеряют блеск, который трудно восстанавливается. По этой же причине не следует удалять пыль и грязь с лакокрасочного покрытия легкового автомобиля сухими обтирочными материалами. При мойке рекомендуется становиться боком к автомобилю: в таком положении меньше забрызгиваются одежда и обувь мойщика. Во всех случаях мойку необходимо производить в направлении от передней части автомобиля к задней и сверху вниз.

После мойки кузов следует насухо вытереть (желательно замшей, она хорошо впитывает воду), не давая высохнуть отдельным каплям воды, иначе на поверхности кузова автомобиля останутся белые пятна от содержащихся в воде различных солей.

Нельзя мыть автомобиль очень горячей водой, а также водой, температура которой существенно отличается от температуры окружающего воздуха.

Нежелательно, чтобы на окрашенной поверхности длительное время находилась влага, так как она может вызвать разрушение покрытия. Замерзание воды на лакокрасочном покрытии вызывает образование в нем трещин.

Солнечные лучи также оказывают заметное разрушительное действие на окраску автомобиля. Под их воздействием происходит изменение цвета пигмента, выделение его на поверхности покрытия, разрушение пленкообразователя. Поэтому, когда автомобиль не находится в движении, его следует держать в тени или под навесом.

Для восстановления блеска окрашенных поверхностей кузова необходимо пользоваться только специальными препаратами, которые можно приобрести в хозяйственных или автомагазинах в отделе «Автокосметика».

Во время движения водитель обязан следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, прислушиваться к шуму, сопровождающему работу двигателя и движение автомобиля. Каждую стоянку в пути следует использовать для осмотра подвески, рулевого управления, трансмиссии автомобиля, тормозной системы и двигателя.

Видео

Источник

Оцените статью