- Приспособление для разборки стоек подвески своими руками
- Как работает съемник пружин, и какими они бывают?
- Механический съемник пружин
- Полустационарные стойки
- Рычажного типа
- Гидравлический съемник
- Стенд для разборки стоек амотизаторов
- Изготовление съемника пружин амортизаторов
- Как сделать простейший съемник по аналогии с промышленным
- Приспособление для разборки стоек подвески своими руками
- Как устроен амортизатор и как он работает
- Самостоятельный ремонт стойки: нужен ли?
- Необходимое оснащение для работы
- Разборка детали после снятия: как сделать это подручными средствами
- Как разобрать: процесс на видео
- Приспособление для быстрой разборки стоек, замены (сжатия) пружины на них в гараже своими руками
- Дефектовка и ремонт: что делать с пружинами, пыльником и пр.
- Типовые неисправности и проблемы + технологии их устранения
- Люфт штока амортизатора: откуда появляется и как устранить
- Как укоротить шток и зачем это надо для авто
- Как удлинить его
- Восстановление резьбы штока
- Как его зафиксировать
- Это самодельное приспособление не раз выручало водителей и автомехаников
Приспособление для разборки стоек подвески своими руками
Одной из основных процедур при ремонте передней подвески является замена стоек. Это относится к автомобилям с подвеской Макферсон, когда стойка собрана. То есть стойка представляет собой амортизатор, пружину и опору с чашкой. Все это закреплено гайкой, которая накручена на стержень амортизатора. В итоге стойка находится в постоянной «боевой готовности», когда на сжатие работает пружина, а на растяжение амортизатор.
Но в этой статье мы хотим рассказать не о работе стоек, а о том, как трудно порой приходится автолюбителям при снятии пружины. Все дело в том, что пружина на стойке довольно мощная, а значит усилие ее сжатие очень большое. В итоге, при раскручивании гайки на штоке пружина может «стрельнуть», что может привести к травме. Да к тому же еще и при обратной сборке встанет вопрос о том, как же собрать стойку обратно, то есть сжать пружину. В помощь автолюбителям в этом случае предлагаются в основном всевозможные съемники пружин. Обычно это система шпилек с крючками или шайбами. В итоге стягивание пружин происходит за счет скручивания гайки по шпильке. Этот способ снятия пружиня вполне жизненный, однако и имеет свои недостатки. Основным из которых является большое время на закручивание раскручивание гаек по шпильке. В этой статье мы хотели бы вам предложить другую альтернативу, прекрасно справляющуюся с этой задачей, при этом требующую от механика гораздо меньших усилий.
Как работает съемник пружин, и какими они бывают?
Для чего нужен съемник? Он преодолевает распрямляющее усилие пружин. Прилагаемая сила на кронштейнах съемника соизмерима с весом автомобиля, но это не означает, что его конструкция слишком дорогая и высокотехнологичная.
Существует множество вариантов, но они подразделяются всего на два вида: механический и гидравлический привод.
Механический съемник пружин
Чаще всего имеет резьбовой приводной механизм.
При достаточном диаметре шпильки (обеспечивающей хорошее передаточное отношение на резьбе), и длинной рукоятке ключа, можно без избыточных усилий сжимать пружины вручную.
Технология следующая: два съемника симметрично надеваются на стойку. Проворачивая шпильку с резьбой, вы сводите захваты к середине пружины прямо на амортизаторе, сжимая ее до необходимого размера.
Установка одного съемника на пружину приведет к его поломке
Съемники, надетые с двух сторон, обеспечивают равномерное сжатие. При работе с подвеской грузовых автомобилей или тяжелых внедорожников, опытные мастера устанавливают по 3 или даже 4 съемника.
Правильная установка съемников на пружину
Полустационарные стойки
На сервисных станциях часто используют полустационарные стойки для снятия пружин со стоек амортизаторов. Инструмент достаточно универсальный, подходит к большинству подвесок. Благодаря редуктору приводного механизма, работать с ним удобно и безопасно.
Единственный недостаток – не всегда можно сжать пружину прямо на автомобиле. Все-таки это стендовое устройство: съемник работает с подвеской, снятой с автомобиля.
Рычажного типа
Аналогичная «проблема» у съемников рычажного типа. Механизм надежный и безопасный, но его габариты не позволяют подлезть в пространство под крылом авто.
Гидравлический съемник
Может быть переносным и стационарным. Работает по принципу домкрата: есть главный и рабочий цилиндр. Прокачивая жидкость с помощью рукоятки-рычага, оператор сжимает силовые скобы, между которыми находится пружина.
Компактный двухсекционный съемник может стать помощником и в домашнем гараже, а вот напольный стационарный станок подойдет лишь для автосервиса.
Давление в гидравлической системе нагнетается ножным рычагом. При этом руки автослесаря свободны, работать удобно и безопасно.
Разумеется, есть съемники с компрессорами, электроприводом, и прочими приспособлениями, облегчающими жизнь при обслуживании автомобиля. Всё это хорошо, пока вы не увидите ценник.
Порой выгоднее несколько раз посетить автосервис, чем приобрести промышленный съемник для личного пользования. Какой выход? Делать инструмент своими руками.
Стенд для разборки стоек амотизаторов
На данном стенде стойка разбирается на составные элементы: пружина, амортизатор, опорный подшипник, корпус стойки и прочие. Неисправные элементы заменяются новыми, производится обратная сборка. Преимущество стенда состоит в том, что он обладает простой в изготовлении конструкцией, которая обеспечивает эффективную и безопасную работу, связанную с сжатием пружины стойки.
Основной элемент стенда – стойка (1), на которой установлен редуктор, состоящий из корпуса (5), вала-шестерни (6), крышки (7), ступицы (8) и рукоятей (3). К редуктору через подвижное соединение устанавливаются зажимы (12), при помощи которых фиксируется стойка. Фиксация осуществляется болтом (19) и фиксатором (15). Стойка располагается на губках (13). Сжатие пружины стойки производится при помощи прихватов (14) и захватов (2), которые при работе стенда перемещаются вместе со штоком (4), имеющим зубчатый сектор.
Правила эксплуатации и обслуживания
— при работе со стендом допускаются только лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности;
— на стенд устанавливать только стойку в сборе, после чего ее надежно закрепить прижимами стенда;
— сжатие пружины стойки производить постепенно, контролируя положение стойки на стенде;
— периодически следить за состоянием всех сварных и резьбовых соединений;
— при обнаружении неисправных деталей их заменить;
— не реже одного раза в год смазывать трущиеся детали смазкой Литол 24 ГОСТ8581-88;
Расчет на прочность деталей, работающих в напряженных условиях
Произведем расчёт ось прихвата (10) на изгиб.
σmax = Мизгмах/Wx ≤ [ σи ] – условие прочности при изгибе.
δМАХ = МХмах/ WХ £ [δИ]
WХ = JХ /У МАХ – осевой момент сопротивления сечения изгибу;
МХмах – максимальный изгибающий момент, действующий в поперечном сечении;
JХ – осевой момент инерции сечения;
У МАХ – максимальное расстояние от нейтральной оси до точки сечения;
Проектный расчет, в результате которого определяются параметры поперечного сечения детали.
WХ = 0,1 D³ = 21,6 мм³;
Определяем наибольший допускаемый изгибающий момент:
F – наибольшая допускаемая нагрузка (максимальная сила сжатия пружины), F = 5000 Н.
l – плечо силы, l = 120 мм ( в качестве плеча максимальную ширину захвата)
МИЗГмах = F · l = 5000 · 120 = 600 000 Н·мм
Так как усилие сжатия пружины стойки распределяется между двумя прихватами, то:
МИЗГмах / 2= 600000 / 2 = 300 000 Н·мм
Проверочный расчет на прочность
δМАХ = МИЗГмах/ WХ = 300 000 / 21,6 = 138,88 МПа
Принимаем материал оси сталь У10А, у которой [σи] = 600 МПа.
Условие прочности выполнено
Изготовление съемника пружин амортизаторов
Многие автолюбители пользуются обычной цепью: наматывают несколько оборотов вокруг витков пружины, и затягивают цепь. После подъема автомобиля домкратом, амортизационная стойка растягивается, а пружина остается сжатой. Это опасный способ: если цепь соскользнет, распрямившаяся пружина может нанести серьезную травму.
Как сделать простейший съемник по аналогии с промышленным
Механический полустационарный «станок» можно создать из «Волговского» домкрата.
- старый домкрат от «Волги-24», «Москвича 412» или другой советской легковушки = 0 руб.
- старый шатун от любого двигателя = 0 руб.
- стальной уголок со свалки 1 метр = 0 руб.
- пара штоков от сломанных амортизаторов = 0 руб.
- пригоршня болтов и гаек М12 – М14 = условно бесплатно.
Дрель, болгарка, напильник, сварочный аппарат – такой набор либо есть в гараже, либо доступен у соседа за пару пива. К верхней части домкрата (где расположена вертушка с редуктором) собирается площадка из уголка. Затем к ней приваривается кронштейн по размеру опорной чашки. К штатному опорному рычагу домкрата прикручиваем шатун, в него будет заходить стойка амортизатора.
Не нужно беспокоиться за прочность конструкции. Домкрат поднимает автомобиль, шатун также выдерживает огромную нагрузку. А для усиления консольной конструкции кронштейна, привариваем тяги из штоков амортизатора. Съемник универсален: длина амортизатора позволяет обслуживать любые стойки для легковых автомобилей, а также большинство внедорожников.
Следующий съемник пружин, который легко сделать своими руками – стягивающего типа. Подойдет для небольших размеров пружин, поскольку развить на таком приспособлении большое усилие – нереально.
Комплектующие еще более доступные, чем в предыдущей конструкции. Кусок трубы, уголок и длинный болт М14 – М18. Можно использовать шпильку. Из уголка и распиленных кусочков дюймовой трубы свариваем кронштейны. Съемник состоит из двух одинаковых стяжек, так что кронштейнов должно быть четыре.
Обязательно ввариваем направляющие втулки для шпильки. Иначе при затяжке кронштейны будут подклинивать.
Пружина стягивается при синхронном закручивании гаек на шпильках. Если вы пользуетесь набором из 2-х стяжек – устанавливать их следует строго симметрично.
Приспособление для разборки стоек подвески своими руками
Привет всем любителям самоделок. В данной статье я расскажу, как сделать приспособление для разборки стоек подвески своими руками. Такая самоделка понадобится тем, кто обслуживает свой автомобиль самостоятельно и не боится испачкать свои руки. Также данное приспособление будет удобно для фиксирования различных труб для их обработки или сварки.
Перед тем, как прочитать статью, предлагаю посмотреть видеоролик, в котором подробно показан процесс сборки данного приспособления, а также небольшой тест готовой самоделки.
Для того, чтобы сделать приспособление для разборки стоек подвески своими руками, понадобится:
* Углошлифовальная машинка, отрезной круг, зачистная металлическая щетка * Токарный станок по металлу * Сверлильный станок, сверло по металлу 10 мм * Металлический уголок 25 мм * Ручные тиски * Штангенциркуль * Карандаш, рулетка * Дрель или шуруповерт * Швеллер 200 мм * Шпилька М12 и длинная гайка к ней * Профильная труба 20*20 мм * Сварочный аппарат, электроды * Защитные очки, сварочная маска, краги, наушники * Тиски * Пластиковая заглушка для профильной трубы * Баллончик молотковой краски
Для начала нужно зачистить заготовку от ржавчины, с этой задачей отлично справляется углошлифовальная машинка с зачистной металлической щеткой.
При работе с углошлифовальной машинкой будьте осторожны, одевайте защитные очки, перчатки, а также наушники.
Так как для этой самоделки понадобится шинка, то ее сделаем из уголка размером 63 мм. При помощи штангенциркуля делаем разметку на металлическом уголке, шинка должна быть шириной 25 мм.
Далее начинаем отпиливать нужную часть от уголка при помощи УШМ с установленным в нее отрезным кругом. После отпиливания получаем две таких заготовки шириной 25 мм.
От шинок отмеряем 200 мм и отрезаем при помощи углошлифовальной машинки четыре одинаковых заготовки.
Их края желательно немного зашлифовать, чтобы не пораниться.
Шаг второй.
Далее устанавливаем кернер на край, отступив около 10 мм и делаем небольшое углубление.
После этого фиксируем заготовку в тисках и при помощи сверлильного станка делаем два отверстия по краям диаметром 10 мм. В процессе сверления периодически добавляем техническое масло, так сверло будет меньше нагружаться, а значит дольше держать заточку режущей кромки.
Также не забываем о средствах индивидуальной защиты, защитные очки обязательны.
От уголка размером 25 мм отрезаем две заготовки длиной 50 мм при помощи углошлифовальной машинки.
При необходимости этот размер можно увеличить.
Просверленные по краям шинки делим ровно пополам.
Устанавливаем на среднюю линию ранее отрезанный кусок уголка и при помощи него делаем разметку.
Далее по разметке отпиливаем ненужную часть при помощи УШМ, закрепив шинку в тисках, после чего примеряем 25-ый уголок.
Затем из куска 200-го швеллера отрезаем полоску шириной 25 мм и длиной 140 мм, воспользовавшись углошлифовальной машинкой. В итоге получается заготовка толщиной 9 мм, что вполне достаточно для жесткой конструкции.
На этой заготовке размечаем пять точек под будущие отверстия на одинаковом расстоянии. После чего делаем кернение и просверливаем отверстия диаметром 10 мм на сверлильном станке , закрепив деталь в ручных тисках.
В итоге должна получится такая деталь с пятью отверстиями.
Шаг четвертый.
Все детали практически готовы, нужно сделать шайбу на токарном станке по металлу, которую просто вытачиваем из металлического прута необходимого диаметра. Также изготавливаем пруток со сквозным отверстием, на замену которого можно взять обычную трубу нужного диаметра. Затем к нему нужно приварить длинную гайку. Основанием для закрепления в тисках будет профильная труба размером 20*20 мм.
Шаг пятый.
Теперь проделываем сварочные работы. При помощи болтов и ручных тисков собираем конструкцию из шинок. К ней привариваем уголок в специальный пропил, сделанный заранее.
При работе со сварочным аппаратом будьте аккуратны, а также используйте средства индивидуальной защиты, такие как сварочная маска и краги.
После сварки получается такая деталь.
Шлак удаляем при помощи молоточка, после чего сварочный шов зачищаем металлической щеткой, установленной в дрель или шуруповерт. Их нам нужно сделать две, аналогичные действия производим с другой заготовкой. К одной из таких деталей с уголком привариваем профильную трубу строго посередине. Шайбу, изготовленную на станке привариваем к шпильке.
В завершении красим все детали инструмента при помощи баллончика молотковой краски и ждем полного высыхания.
После того, как краска высохла, на профильную трубу набиваем пластиковую заглушку и переходим к сборке всех частей в единое целое.
Скрепляем детали при помощи винтов с гайками М10, после чего можно полностью проверить приспособление в работе.
Зажимаем профильную трубу в тиски в нужном положении.
Между двух уголков вставляем стойку, которую нужно разобрать, далее вращая ручку с приваренной гайкой жестко фиксируем ремонтируемую деталь.
Также в данном приспособлении можно зажимать различные трубы для последующей обработки, отпиливания, приваривания к другой трубе и так далее.
На этом у меня все, всем спасибо за внимание и творческих успехов.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Как устроен амортизатор и как он работает
Несмотря на различие в конструкции амортизационных стоек, принцип работы схожий. Внутри трубы (цилиндра), заполненной жидкостью или газом (или тем и другим), перемещается шток с поршнем. Происходит преобразование кинетической энергии хода подвески в тепловую. Для этого поршень снабжён клапанами прямого и обратного хода. Они замедляют движение жидкости (газа), тем самым демпфируя колебания подвески.
Типовая схема устройства амортизационной стойки
Жидкость (газ) внутри амортизатора нагревается, тепло рассеивается с поверхности корпуса. При продолжительном перемещении по неровностям происходит перегрев. Среда внутри амортизатора теряет свойства, и качество работы ухудшается. При этом компоненты амортизатора начинают деградировать, и стойка быстро выходит из строя.
Самостоятельный ремонт стойки: нужен ли?
Замена этого узла — мероприятие не бюджетное, поэтому многие автовладельцы предпочитают восстанавливать его самостоятельно. Ломается не весь узел, а его отдельные компоненты, поэтому при ремонте можно лишь заменить несколько деталей, и работоспособность восстановится.
Внимание! Не все амортизаторы можно восстановить. Существуют разборные и монолитные конструкции (неразборные). Последние ремонтировать нежелательно, поскольку восстановить распиленный корпус до штатного состояния невозможно.
Необходимое оснащение для работы
- Домкрат, противооткатные упоры, опоры под автомобиль (выполнять работы при помощи только домкрата небезопасно).
- Рожковые и накидные ключи по размеру крепежа.
- Накидные ключи с рукоятью-трещоткой.
- Специальный ключ для разборки цилиндра.
- Плоские отвёртки разных размеров из качественной стали.
- Съёмники стопорных колец.
- Масло для замены в амортизаторе (с запасом на прокачку).
- Воздушный компрессор или баллон с азотом (углекислотой).
Разборка детали после снятия: как сделать это подручными средствами
Рассмотрим процесс на примере переднеприводных моделей ВАЗ, семейство 2110.
- С помощью специального ключа откручиваем гайку корпуса стойки. При отсутствии ключа можно воспользоваться стальным стержнем и молотком.
Откручиваем верхнее крепление
Можно использовать спецключ
Извлеките цилиндр со штоком
Выкладывайте детали в строгой последовательности, новичкам лучше фотографировать процесс
Как разобрать: процесс на видео
Приспособление для быстрой разборки стоек, замены (сжатия) пружины на них в гараже своими руками
Принцип работы этого приспособления основан на увеличении крутящего момента за счет изменения плеча приложения силы. Можно сказать классическое решение для большинства случаев в механике. Так точками опоры будет стена, к которой консолью приделано плечо и стойка вернее пружина. Здесь усилия прилагаемые на стойку будут зависеть от длины рычага плеча. Фактически это ручки нашего приспособления. На них можно просто присесть и человеческого веса вполне хватит для того, чтобы сжать пружину. Взгляните на рисунок.
А теперь по порядку, как будет происходит замена, снятие пружины со стойки. Первоначально необходимо развести плечи приспособления и установить на чашку над пружиной. Далее сводим плечи между собой фиксируем, например отрезком трубы.
Дале просто садимся на трубу и тем самым сдавливаем пружину. Усилие на пружину можно регулировать собственным телом, садясь на рычаге чуть дальше или ближе к стойке. Откручиваем гайку, удерживающую поворотную опору и чашку пружины.
Аккуратно встаем, тем самым снимая напряжение сжатия на самой пружине, которая еще установлена на стойке. После распрямления пружины снимаем ее со стойки.
Установку и сжатие новой пружины производим в обратной последовательности.
Дефектовка и ремонт: что делать с пружинами, пыльником и пр.
Проверяем все компоненты на предмет износа, механических повреждений, зазубрин. Особенно тщательно осматриваем полированные поверхности внутренней стенки цилиндра и штока. Резиновые уплотнительные кольца, сальники, прокладки имеет смысл заменить в любом случае. Даже если на них не видны следы износа, мягкая резина под воздействием масел теряет свойства. Если вы разобрали амортизатор, потратьте небольшую сумму на расходники.
Совет: При замене деталей вы можете изменить характеристики стойки, установив тюнинговые запасные части.
Если вы тщательно промоете все компоненты амортизатора, считайте, половина работы сделана. Мелкие частицы дорожной грязи или продукты износа металлических частей нарушают работу клапанов штока. Закоксованные отложения следует удалять с помощью сильнодействующих растворителей.
Затем проверьте остальные элементы стойки: пружину, демпфирующую подушку, пыльник амортизатора.
Не все детали подлежат ремонту, некоторые придётся заменить на новые
Трещины и отверстия в резиновых деталях не ремонтируются, только замена.
Ниже представлены более частные случаи ремонта деталей стоек и варианты его исполнения.
Типовые неисправности и проблемы + технологии их устранения
Люфт штока амортизатора: откуда появляется и как устранить
Если вы слышите тихий, но отчётливый стук при работе амортизаторов, вероятная причина — люфт штока. Причина возникновения — ослабление крепёжной гайки. Часто неисправность возникает при непрофессиональном ремонте.
Устраняется несложно, достаточно подтянуть гайку. Дополнительно надо проверить люфт в точке крепления штока. Если вы долго ездили с такой неисправностью, появляется выработка. В таком случае шток требует замены.
Как укоротить шток и зачем это надо для авто
Если вы устанавливаете укороченные пружины для занижения подвески, в разжатом состоянии они будут находиться без нагрузки. Причина — несоответствие длины стойки амортизатора. Для устранения разницы в размерах следует отрезать или каким-либо другим способом укоротить шток.
Необходимо обточить его, продолжая резьбовую шпильку на необходимую длину. Во время обточки нельзя перегревать металл, иначе он потеряет прочность. Затем прочной плашкой нарезаем резьбу. Делаем это за несколько проходов, поскольку сталь штока очень твёрдая. Примеряем амортизатор и обрезаем лишнюю часть резьбовой шпильки.
На указанном примере укорачивание происходит на 10 см
Можно проточить шток на токарном станке. Для этого необходимо вынуть его из стойки. Вращать шток внутри амортизатора нельзя. Следующий вариант — закрепить стойку в шпинделе целиком, используя специальные приспособления. Шток должен быть зафиксирован относительно корпуса амортизатора. Обороты шпинделя выбираются минимальные.
Как удлинить его
При лифте подвески возникает необходимость удлинить стойки амортизатора, иначе ход отбоя будет слишком мал. Сварочные работы недопустимы. Это снижает прочность металла при нагреве. Оптимальный вариант — поставить удлиняющие шпильки. Внутренняя и внешняя резьба должна соответствовать параметрам стойки.
Восстановление резьбы штока
Существует как минимум четыре способа:
- При достаточном диаметре штока резьбовая часть спиливается, высверливается отверстие вдоль оси и вкручивается шпилька с аналогичной резьбой.
- Шпилька с сорванной резьбой стачивается на толщину старой резьбы и нарезается новая. Используется гайка с меньшим диаметром резьбы.
- На участок сорванной резьбы наваривается металл, шток обтачивается и восстанавливается резьба.
Гайка крепления штока затягивается с моментом 30–50Nm, если использовать не ручную затяжку, а пистолет, резьбу легко сорвать
Как его зафиксировать
При установке амортизатора необходимо удерживать шток от прокручивания. Закручивая гайку крепления, вы будете проворачивать шток. Это может привести к его повреждению, а также невозможно будет создать момент затяжки.
Это самодельное приспособление не раз выручало водителей и автомехаников
Это приспособление желательно иметь в гараже, а в некоторых поездках и в багажнике автомобиля. Оно выручит и обезопасит вас при ремонте авто. В качестве материала используем две трубы толщиной 57 и 48 мм. Стальная пластина. Мастер взял толщиной 8 мм. Отрезаем от каждой трубы по куску длиной 23 см. Можно применить хитрость для разметки трубы с помощью листа бумаги. На 57 на расстоянии 3 см от одного конца просверливаем отверстие (обе стенки трубы) под болт.
Товары для изобретателей. Распродажа до 50%
Источник