Топливная система судна ремонт

Топливная система судна ремонт

4.4. Обслуживание топливных систем высокого давления судовых дизелей

Техническая эксплуатация топливной аппаратуры судовых дизелей

Во время эксплуатации двигателя элементы топливной аппаратуры подвергаются износу. Увеличение износа сверх допустимого приводит к неисправной работе деталей, участвующих в подаче и распыливании топлива. Кроме неисправностей, вызываемых естественным износом, могут возникнуть неполадки, вследствие неумелого и небрежного обслуживания и несоблюдения правил технической эксплуатации. Наконец, частично неисправности могут быть вызваны дефектами изготовления топливной аппаратуры — нарушением технологических условий и реже — дефектами конструкции. Причинами неполадок в работе бывают неправильные сборка топливной аппаратуры и монтаж ее на двигателе.

Неисправности в работе элементов топливной аппаратуры вызывают нарушение нормальной работы двигателя, что сопровождается повышением расхода топлива, потерей мощности, дымным выхлопом, закоксо-выванием поршневых колец и т.п. Нарушение нормального рабочего цикла может вызвать перегрев форсунки, а это, в свою очередь, явится причиной других неполадок.

Необходимо также отметить, что вследствие применения загрязненного или обводненного топлива, естественный износ деталей топливной аппаратуры резко увеличивается, становится больше допустимого, и аппаратура быстро выходит из строя.

Дефекты в работе топливной аппаратуры чаще всего являются следствием несоблюдения элементарных правил эксплуатации по предохранению топлива от загрязнения или по его очистке.

Под технической эксплуатацией топливной аппаратуры понимаются мероприятия по обеспечению ее нормального технического состояния, т.е. обслуживание во время ее работы, уход за ней, а также проведение ремонта. Надежная работа топливной аппаратуры судовых дизелей обеспечивается ее нормальным техническим состоянием, важнейшим средством улучшения которого являются бережный уход и образцовое обслуживание.

Читайте также:  Ремонт шатуна педали велосипеда

Правильно организованная система технической эксплуатации позволяет предусмотреть мероприятия, предупреждающие прогрессивное увеличение износа основных деталей, при котором нарушается нормальное протекание процесса впрыска топлива. Необходимо ряд операций по техническому уходу выполнять по плану в строго установленное время, с определенной периодичностью проводить профилактические (предупредительные) мероприятия по технической эксплуатации.

Ремонт топливной аппаратуры производят только по мере возникновения необходимости в нем, причем, как отмечалось выше, он сводится

в основном к переборке топливной аппаратуры, замене изношенных или дефектных деталей и последующему регулированию.

Таким образом, можно установить три категории работ по технической эксплуатации топливной аппаратуры дизелей.

1. Обслуживание аппаратуры, наблюдение и уход за ней во время работы двигателя на судне.

2. Контроль и регулирование.

3. Ремонтно-монтажные и регулировочные операции.

Система организации технической эксплуатации топливной аппара туры дизелей строится, таким образом, на разграничении операций текущих, профилактических и монтажно-регулировочных. Чередование этих операций’ зависит от типа дизеля, его топливной аппаратуры и условий эксплуатации. Обслуживание топливной аппаратуры, наблюдение и уход за ней во время работы двигателя ограничиваются сравнительно небольшим объемом операций, которые состоят, в основном, в наружной очи стке деталей, соблюдении необходимых мер, предохраняющих топливо от засорения, очистке и промывке топливных фильтров, устранении неплотностей в топливопроводах, смене масла в насосах и т.п. К числу работ, которые следует проводить на судне, относятся периодическая проверка регулирования форсунок или полная их замена запасными, а также замена топливных насосов или насосных секций, насос-форсунок и т.п.

Контроль и регулирование производят по определенному графику, причем не всегда предусматривается разборка таких агрегатов, как, например, топливный насос. Демонтированную с двигателя топливную аппаратуру промывают и подвергают испытанию на специальных стендах. У топливного насоса проверяют и регулируют момент начала подачи топлива отдельными насосными элементами и равномерность количества подаваемого топлива. Одновременно проверяют и регулируют различное вспомогательное оборудование. Форсунки обязательно разбирают, промывают и регулируют.

Ремонтно-монтажные и регулировочные работы производят после предварительных испытаний топливной аппаратуры, которыми определяется объем работ по тому или иному узлу или детали. Под ремонтом топливной аппаратуры не следует понимать работы по реставрации, восстановлению изнашиваемых деталей. По отношению к дизельной топливной аппаратуре, ремонтом называют полную переборку топливного насоса, форсунки и т.д. с заменой дефектных деталей или узлов. Только как исключение можно указать на предприятия, организовавшие у себя ремонтно-восстановительное производство топливной аппаратуры, на которых производится восстановление не только второстепенных, но и основных, прецизионных деталей, например, плунжеров, способом хромирования. Во всех случаях эксплуатации дизелей массового отечественного производства ремонт топливной аппаратуры следует ограничивать монтажно-контрольными работами, заменой дефектных деталей готовы-ми и комплектацией, подбором прецизионных пар с последующим регулированием.

Контроль и регулирование дизельной топливной аппаратуры требуют устранения всякой субъективной оценки или работы «на глазок». Все операции должны выполняться с применением специальных контрольно-регулировочных устройств и инструмента.

Источник

Судовые дизельные двигатели и их ремонт. Топливная система судового дизельного двигателя

Судовые дизельные двигатели являются источником энергии, которая движет судно. Вращение коленчатого вала передается на трансмиссию, состоящую из редуктора, комплексного вального механизма и лопастного гребного винта, который и придает ход судну. Чем крупнее теплоход, тем более развитой должна быть его энергетическая система, которая должна обеспечивать безопасность судна в плавании. При отказе главного двигателя включается резервный, поскольку остановка огромного контейнеровоза или многопалубного сухогруза посредине океана в штормовых условиях равносильна его гибели.

Первая ласточка

Судовые дизельные двигатели появились в начале ХХвека и сразу заявили о себе как надежные, эффективные и, главное, компактные агрегаты. Первым кораблем с дизельным мотором стала датская «Зеландия», спущенная на воду в 1912 году. На судне было установлено два двигателя по 200 л. с., каждый из которых приводил в движение свой гребной винт. Появление судна с необычным мотором произвело фурор и стало началом новой эры силовых дизельных установок.

Развитие силовых дизельных установок на флоте началось бурными темпами после второй мировой войны. Перспектива дальнейшего использования неприхотливых движителей была очевидной, и многие машиностроительные фирмы по всему миру занялись их производством. Как это обычно бывает, при развитии масштабного промышленного выпуска какой-либо продукции, пользующейся повышенным спросом, началась конкуренция. В результате чего появились уникальные проекты, в ходе реализации которых были созданы мощные, супернадежные судовые двигатели.

Компоновка

Энергетическая дизельная установка на крупном судне состоит из одного основного двигателя и нескольких вспомогательных, которые работают на жизнеобеспечение корабля. Это генераторы, насосы, вентиляция, компрессоры и многие другие механизмы.

На особо крупных океанских лайнерах могут быть установлены несколько основных двигателей и множество вспомогательных. Все моторы дизельные. Обслуживаются они бригадой механиков, слесарей-ремонтников и инженеров-испытателей.

Цикличность

Судовые дизельные двигатели разделяются на четырехтактные и двухтактные. Разница между двумя видами существенная. Четырехтактный принцип действия заключается в прохождении рабочего цикла за два оборота коленвала или четыре хода поршня. Активное действие происходит только во время одного такта, остальные три — подготовительные.

Одинарный цикл двухтактного двигателя осуществляется за один оборот. Принцип сжатия горючей смеси и последующего воспламенения здесь другой. В цилиндре есть так называемые продувочные окна, с помощью которых происходит принудительная продувка камеры сгорания и, таким образом, отпадает необходимость выпуска отработавших газов через клапаны. Количество тактов сокращается ровно вдвое.

Дополнительные отличия

Также существует классификация по частоте вращения. Малооборотные моторы — до 150 об/минуту и среднеоборотные — до 600 об/мин. Высокооборотных двигателей для крупных и особо крупных судов не существует в силу специфики их действия, высокой нагрузки и сверхпродолжительной по времени работы.

Судовые дизельные двигатели для малых судов

Небольшие лодки, катера и корабли речного класса оснащаются, как правило, одним мотором. Мощность такого дизеля может быть разной, в зависимости от того, для каких целей предназначено судно. Скоростные катера располагают приемистыми движками, а на прогулочные, экскурсионные и круизные устанавливаются низкооборотные моторы. Суда патрульной береговой службы обычно имеют два достаточно мощных дизельных двигателя, один из которых задействован постоянно, а второй включается по мере необходимости.

Судовые дизельные двигатели для маломерных судов рассчитаны на стационарную установку. Они, как правило, компактные и экономичные, с высоким ресурсом эксплуатации. Подвесные моторы обычно бензиновые, поскольку они обладают возможностью быстрого запуска.

Дизельное топливо для судовых двигателей

Для устойчивой работы энергетической установки на судне необходимо использовать качественное горючее (дизельное топливо). Его пригодность определяется по следующим критериям:

  • октановое число;
  • устойчивость к детонации;
  • цетановое число;
  • состав фракционный;
  • полнота сгорания, степень дымности, токсичность;
  • вязкость и плотность, как фактор нормальной подачи в систему;
  • свойства низкотемпературные, определяющие функционирование;
  • уровень чистоты;
  • температура вспышки, с точки зрения безопасности применения;
  • присутствие сернистых соединений, металлов и непредельных углеводородов, как стимуляторов нагарообразования.
  • интернациональная — FO, HFO, MGO, MDO, IFO 380, IFO 380LS;
  • аналог российский — Л-62, СМТ1, СМТ2, Ф-5, ДМ, ИФО 380;
  • российский стандарт по фракциям — маловязкое, средневязкое, высоковязкое, легкое, тяжелое.

Основные стандарты, принятые в России, регламентирующие качество дизельного топлива для судовых двигателей:

  • летнее «Л» — используется при температуре выше нуля градусов по Цельсию;
  • зимнее «З» — применяется при температуре до минус 20 градусов;
  • арктическое «А» — температура до минус 50 градусов по Цельсию.
  • маловязкое судовое топливо — производится по ТУ 38.10;
  • марка ДМ — высшей категории для корабельных малооборотных двигателей;
  • мазут флотский Ф-5 — производится по ГОСТу 10-5-85; мазут флотский Ф-30, Ф-180, Ф-380 — производятся по ТУ 0252-003-2905.

Топливная система судового дизельного двигателя

Подача горючего в энергетическую судовую установку осуществляется с помощью топливной системы в главный и вспомогательные двигатели. Одновременно с основной функцией система должна обеспечить:

  • загрузку топлива в баки на базе и его хранение;
  • очистку топлива от посторонних примесей и воды;
  • при необходимости — охлаждение форсунок;
  • сепарацию топлива.

Прием топлива с береговых устройств осуществляется посредством палубного трубопровода, который имеет штуцерные соединения на обоих бортах. На судах пассажирских прием топлива происходит в отдельных изолированных помещениях. Принятое топливо хранится в подпалубных танках и бортовых цистернах, сообщающихся между собой. Все емкости снабжаются насосами для перекачки, которые дублируют друг друга, на случай выхода из строя одного из них. До выхода судна в рейс на борту проводится сепарация топлива и его очищение, после чего горючее закачивается в расходные цистерны.

Марки судовых двигателей

Энергетические дизельные установки производятся в таком количестве, что проследить их номенклатуру не представляется возможным. Известные производители двигателей для крупных морских и океанских судов — это:

  • Scan Diesel (Хорватия).
  • Mitsubishi (Япония).
  • Hyundai (Южная Корея).
  • Lombardini Marine (Италия).
  • Wartsila (Финляндия).

В отдельную категорию входят судовые дизельные двигатели «ЯМЗ», выпускаемые Ярославским моторным заводом. Дизельные моторы «ЯМЗ» для морских судов среднего водоизмещения наиболее доступны российским судостроительным предприятиям и по цене, и по качеству.

Ремонт энергетических судовых установок

У каждого двигателя, работающего в условиях постоянных нагрузок, происходит постепенная естественная выработка трущихся поверхностей механизмов. Рано или поздно возникает необходимость текущего или капитального ремонта. Судовладельцы стараются проводить ремонт на месте, своими силами. Однако не всегда это удается, поскольку для замены изношенных деталей зачастую необходимо специальное оборудование, а также квалифицированные специалисты. В это случае двигатель демонтируют и отправляют производителю.

Ремонт судовых дизельных двигателей занимает несколько месяцев, теплоходы в этом случае простаивают. Однако судовладелец может иметь резервный двигатель, который устанавливается вместо снятого. Так удается избежать вынужденного простоя, который очень дорого обходится.

Корабельные гиганты

Среди судовых двигателей есть свои рекордсмены. Самый большой судовой дизельный двигатель — модель Wartsila-Sulzer-RTA96-C. Произведена на финском предприятии. Модель разработана с учетом многовариантности, в линейку входят несколько видов. Заказать супердвигатель можно в формате 6 или 14 цилиндров. Выбор делает заказчик за полгода до начала работы.

Диаметр цилиндра у этого гиганта составляет 960 мм. Мощность двигателя — 109 тысяч л. с. Океанский контейнеровоз с таким мотором легко развивает скорость 46 километров в час.

Источник

Оцените статью