Топливный насос маз ремонт

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Ремонт и регулировки топливного насоса дизелей Маз-5551, 5335

Проверка и регулировка топливного насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Проверку ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется выполнять в следующей последовательности: проверить начало подачи топлива секциями насоса, а затем проверить величину и равномерность подачи топлива.

Перед проверкой необходимо убедиться в герметичности нагнетательных клапанов. Нагнетательные клапаны в течение 2 мин не должны пропускать топливо под давлением 1,7—2,0 кГ/см2 при положении рейки, соответствующем выключенной подаче. При пропуске топлива нагнетательный клапан следует заменить.

Начало подачи топлива секциями насоса определяется углом поворота кулачкового вала при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.

Начало подачи топлива первой секцией у правильно отрегулированного насоса должно происходить за 38—39° до оси симметрии профиля кулачка.

Для определения оси симметрии профиля кулачка первой секции установить моментоскоп на первую секцию и, поворачивая вал привода стенда по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке моментоскопа.

В момент начала движения топлива в трубке моментоскопа вращение приводного вала следует прекратить и зафиксировать этот момент на лимбе.

Затем повернуть вал по часовой стрелке на 90°, после чего, вращая вал против часовой стрелки, снова зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе.

Отметив середину между зафиксированными точками на лимбе, определяют ось симметрии профиля кулачка первой секции, которая проходит через отмеченную середину участка лимба и через ось кулачкового вала ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

Если угол, при котором начинается подача топлива первой секцией, условно принять за нуль, то топливо в остальные секции должно подаваться в соответствии с величинами углов, приведенными ниже.

Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой допускается не более 0°10′.

Проверку и при необходимости регулировку момента начала подачи топлива следует вести в соответствии с приведенным выше порядком работы секций насоса.

Начало подачи топлива каждой секции ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 регулируют при помощи болта толкателя. При ввертывании болта в толкатель топливо будет подаваться позже, при вывертывании — раньше.

После регулировки болта законтрить и проверить запас хода каждого плунжера при положении толкателя в верхней мертвой точке, который должен быть не менее 0,8 мм.

После регулировки законтрить регулировочные болты гайками.

Проверку и регулировку величины и равномерности подачи топлива секциями насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проводят совместно с комплектом проверенных форсунок и топливопроводов высокого давления длиной 415+3 мм.

Объем внутренней полости каждого топливопровода высокого давления должен быть 1,3±0,1 см3. Он определяется методом заполнения топливом.

Проверять насос следует при давлении топлива в магистрали на входе в насос 0,5—1,0 кГ/см2 при 1050 об/мин кулачкового вала.

Если давление больше или меньше указанного, снять перепускной клапан насоса и поворотом его седла отрегулировать давление открытия клапана. После регулировки седло клапана зачеканить.

Проверку и регулировку ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на величину и равномерность подачи топлива следует выполнять в следующей последовательности:

— при упоре рычага управления регулятором в болт регулирования минимального числа оборотов холостого хода проверить и, если необходимо, отрегулировать (в пределах 225—275 об/мин) обороты полного автоматического выключения регулятором подачи топлива. При вывертывании болта минимальных оборотов и корпуса буферной пружины обороты уменьшаются;

— проверить число оборотов кулачкового вала насоса, при котором начинается выдвигание (выброс) рейки. При этом рычаг управления регулятором должен упираться в болт ограничения максимальных оборотов. Регулятор должен начинать выбрасывать рейку при 1070+10 об/мин кулачкового вала. При необходимости обороты регулируют болтом регулирования максимального числа оборотов;

— проверить число оборотов кулачкового вала насоса, соответствующее концу выдвигания (выброса) рейки (полному выключению подачи) при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальных оборотов.

Конец выдвигания рейки ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должен быть при 1120—1150 об/мин кулачкового вала. В случае необходимости регулировки распломбировать и снять крышку смотрового люка регулятора, сохраняя при этом неизменным положение регулировочного винта.

Число оборотов конца выдвигания рейки регулируют изменением положения винта 6 двуплечего рычага (установить болтом ограничения максимальных оборотов начало выдвигания рейки при 1070±10 об/мин кулачкового вала насоса).

После регулировки проверить число оборотов конца выдвигания рейки и в случае необходимости подрегулировать их.

При ввертывании винта 6 двуплечего рычага и установке начала выдвигания рейки ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337при 1070±10 об/мин кулачкового вала число оборотов конца выброса рейки уменьшается, при вывертывании— увеличивается;

— проверить величину подачи топлива каждой секцией при упоре рычага управления в болт ограничения максимальных оборотов и 1030+-10 об/мин кулачкового вала насоса.

Подача топлива каждой секцией должна быть в пределах 105—107 мм3 за каждый ход плунжера или 108—111 см3 в минуту; регулируют ее смещением поворотной втулки относительно зубчатого сектора.

Для увеличения подачи топлива какой-либо секцией втулку зубчатого венца необходимо повернуть вправо относительно сектора, а для уменьшения подачи — влево, предварительно ослабив стяжной винт зубчатого сектора.

После окончания регулировки стяжные винты зубчатых секторов должны быть надежно затянуты;

— проверить величину пусковой подачи топлива, которая должна быть в пределах 220— 240 мм3 за цикл при 80+10 об/мин кулачкового вала.

Подрегулировку следует выполнять винтом кулисы только в сторону увеличения подачи топлива (вывертывая винт), после чего винт законтрить чеканкой. После подрегулировки ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверить и в случае необходимости отрегулировать производительность секций насоса винтом регулировки номинальной подачи;

— проверить выключение подачи топлива скобой остановки. При повороте скобы в нижнее положение на 45° подача топлива всеми секциями насоса должна полностью прекратиться.

Если подача не выключается, то проверить легкость хода и устранить возможное заедание рейки.

По окончании работ по проверке и регулировке топливной аппаратуры запломбировать топливный насос высокого давления и регулятор, а затем установить автоматическую муфту опережения впрыска на кулачковый вал насоса.

Гайку крепления муфты затягивают с приложением момента 10—12 кГм и подтягивают ее во всех случаях, когда топливный насос снимают с двигателя.

После установки топливной аппаратуры (форсунки устанавливают в порядке их закрепления за секциями насоса) ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и в регуляторе, установить угол опережения впрыска топлива по моментоскопу и отрегулировать двигатель на минимальные холостые обороты коленчатого вала, как описано ниже.

Проверка и регулировка форсунок Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Через одно ТО-2 форсунки необходимо снять с двигателя и проверить герметичность их сопряжений, давление начала подъема иглы и качество распыливания топлива.

Герметичность сопряжений форсунки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверяют следующим образом:

Медленно завертывают регулировочный винт испытываемой форсунки и тем самым дают возможность с помощью рычага прибора довести давление топлива до 300 кГ/см2.

Когда давление снизится до 280 кГ/см2, включают секундомер, а при давлении 230 кГ/см2 выключают его. Время падения давления топлива от 280 до 230 кГ/см2 должно быть не менее 8 сек. Температура топлива должна быть 20±2°С.

Более быстрое падение давления указывает на нарушение герметичности сопряжений форсунки.

Если наблюдается увлажнение носика распылителя, то запорную часть иглы притереть. При просачивании топлива из-под гайки пружины форсунки распылитель заменить.

Повреждение торца корпуса форсунки, или торца распылителя, или резьбового соединения корпуса и гайки распылителя также приводит к нарушению герметичности.

Давление начала подъема иглы должно составлять 165+5 кГ/см2.

Для регулировки форсунки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на это давление необходимо: отвернуть и снять колпак форсунки; отпустить контргайку регулировочного винта: с помощью рычага прибора медленно повышать давление топлива в полости форсунки и, наблюдая за показаниями манометра, определить давление начала подъема иглы, при котором начинается впрыск топлива; установить при помощи регулировочного винта необходимое давление начала подъема иглы.

При ввертывании винта давление повышается, а при вывертывании — понижается; завернуть контргайку регулировочного винта и снова проверить давление начала подъема иглы.

Качество распыливания топлива форсункой Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверяют на этом же приборе при полностью завернутом кране отключения манометра и при перемещении рычага прибора в темпе примерно 70—80 ходов в минуту.

Качество распыливания можно считать удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи и по каждому отверстию распылителя.

Начало и конец впрыска должны быть четкими.

Впрыск топлива новой форсункой сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в употреблении форсунок при проверке их на ручном стенде не служит критерием, определяющим некачественную работу форсунки.

Регулировка двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на минимальные обороты холостого хода

Минимальные обороты холостого хода регулируют на прогретом двигателе (при температуре охлаждающей жидкости 70—75°С).

Рекомендуется следующая последовательность регулировки двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337:

— вывернуть корпус буферной пружины на 2—3 мм, предварительно отвернув предохранительный колпачок и ослабив контргайку;

— вывертывая болт ограничения минимальных оборотов (рычаг управления должен упираться в этот болт), установить минимально устойчивое число оборотов коленчатого вала (450—550) до появления небольших их колебаний;

— ввертыванием корпуса буферной пружины несколько повысить число оборотов до исчезновения неустойчивости оборотов. При этом запрещается ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его торца с торцом контргайки;

— проверить устойчивость работы двигателя на минимальных оборотах холостого хода, для чего увеличить обороты коленчатого вала до 1200—1300 об/мин и резко отпустить педаль управления подачей топлива. Двигатель при этом не должен останавливаться.

После регулировки законтрить болт минимальных оборотов холостого хода и корпус буферной пружины гайками и навернуть предохранительный колпачок корпуса буферной пружины.

Минимальные обороты холостого хода допускается регулировать также на новом двигателе Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 по окончании периода его обкатки.

Нарушать заводскую регулировку максимальных оборотов в процессе эксплуатации категорически запрещается. Заменять фильтрующий элемент фильтра грубой очистки необходимо при каждом ТО-2.

Для этого снять крышку, удалить старый фильтрующий элемент и установить новый элемент и прокладку крышки. После установки крышки тщательно затянуть болты ее крепления.

Заменять фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива следует при каждом ТО-2. Для этого слить топливо из фильтра.

Затем вывернуть болт крепления корпуса фильтра, снять корпус и удалить старый фильтрующий элемент.

Внутренние поверхности корпуса фильтра Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 промыть бензином или чистым дизельным топливом, после чего в корпус поставить пружину, шайбу, резиновую прокладку и новый фильтрующий элемент металлическим фланцем вниз.

На верхний фланец элемента установить резиновую прокладку, а затем установить корпус с элементом и прокладкой корпуса на место; болт крепления корпуса тщательно затянуть.

Установка угла опережения впрыска топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Угол опережения впрыска топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливать в следующей последовательности:

— проверить взаимное положение меток 12 (рис. 23) на муфте опережения впрыска топлива и ведущей полумуфте валика привода топливного насоса; метки должны быть с одной стороны;

— снять трубку высокого давления первой секции топливного насоса;

— на штуцер первой секции насоса установить моментоскоп и включить скобой регулятора подачу топлива;

— прокачать топливом систему питания двигателя, для чего отвернуть рукоятку ручного подкачивающего насоса и, перемещая ее вверх-вниз, прокачать систему в течение 2—3 мин, после чего рукоятку повернуть до упора;

— провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя по часовой стрелке до появления топлива в стеклянной трубке моментоскопа.

Затем, медленно проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке.

В момент начала движения топлива в трубке риска на шкиве коленчатого вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должна находиться против риски с цифрой на крышке шестерен распределения, причем цифра у риски должна соответствовать цифре на торце корпуса муфты или риска с той же цифрой на маховике должна совпадать с указателем картера маховика.

Рис. 23. Привод топливного насоса высокого давления ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — ведомая шестерня привода топливного насоса; 2 — верхняя крышка блока цилиндров; 3 — блок цилиндров; 4 — вал ведомой шестерни; 5 — фланец полумуфты привода топливного насоса; 6 — болт; 7 — полумуфта привода топливного насоса; 8 — текстолитовая шайба; 9 — муфта опережения впрыска топлива; 10 — топливный насос высокого давления; 11 — болт крепления топливного насоса; 12 — метки на фланце и полумуфте; 13 — стяжной болт фланца полумуфты; 14 — гайка; 15 — метка установочного угла опережения впрыска топлива.

Несовпадение рисок допускается не более одного деления.

В противном случае ослабить болты крепления муфты валика привода топливного насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и развернуть муфту относительно ее фланца против направления ее вращения, если в момент начала движения топлива в трубке риски еще не совместились.

После этого затянуть болты крепления муфты и проверить установку угла опережения впрыска.

Если в момент начала движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода развернуть по направлению ее вращения.

При этом следует помнить, что смещение муфты валика привода ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на крышке шестерен распределения или на маховике.

По окончании установки угла опережения впрыска топлива заметить взаимное положение рисок на муфте валика привода насоса и на ее фланце и при каждом техническом обслуживании проверять взаимное положение рисок.

При изменении их взаимного положения подрегулировать угол опережения впрыска.

Источник

Читайте также:  Что такое плановый ремонт судна
Оцените статью