Топливный насос т 130 устройство неисправности ремонт

Топливный насос т 130 устройство неисправности ремонт

ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130

Неисправностями насоса являются: 1) снижение подачи топлива вследствие износа подкачивающих шестерен, корпуса, плиты и нарушения плотности прилегания редукционного клапана к гнезду; 2) перетекание топлива через сальниковое уплотнение валика насоса в картер двигателя.

снятие И РАЗБОРКА

Закрывают кран на топливном баке. Отсоединяют топливопровод от бака и сливную трубку от штуцера насоса. Отвертывают гайки снизу. Снимают насос со шпилек.

Снимают резиновое кольцо 5 (рис. 47) с трубки 6. Расшплинто-вывают и отвертывают корончатую гайку 10 валика. При этом валик удерживают за шестерню 9 привода специальным ключом ПИМ-640. 200.07.

Снимают съемником (рис. 48) с валика 16 (см. рис. 47) шестерню 9, выбивают из паза шпонку и снимают корпус 11 с манжетой 7. Затем снимают прокладку. Выпрессовывают из корпуса 11 манжету (в случае ее замены), отвертывают болты 1 крепления корпуса 14 редукционного клапана и снимают корпус вместе с пружиной 15, клапаном 13 и прокладкой.

Зажимают насос в тисках в перевернутом положении. Отвертывают болты 18, крепящие плиту 20, и снимают ее. Снимают со штифтов 3 корпус 21 шестерен. Снимают с оси 19 ведомую шестерню 17 и вынимают валик 16 с ведущей шестерней. Высверливают сверлом диаметром 2,9 мм стопорный штифт 1 (рис. 49) на глубину 17,5+0’6 мм во впадине зуба ведущей шестерни 2. Устанавливают валик 4 в медное кольцо или между медными губками тисков, ударами медной выколотки по торцу валика выбивают его из ведущей шестерни. Выбивают из паза шпонку 3. Вывертывают переходной штуцер 2 (см. рис. 47). Устанавливают корпус 22 на медную подставку (кольцо) и выпрессовывают из него ось 19 ведомой шестерни через отверстие с противоположной стороны корпуса с помощью медной выколотки’.

Читайте также:  Ремонт механизма дворников калина

Выпрессовывают манжету 7 из корпуса в случае ее замены. Выпрессовывают ступенчатой оправкой втулку 8 из корпуса 11 и втулку 4 из корпуса 22 насоса в сторону верхней плоскости. При необходимости выпрессовывают из корпуса штифты 3 и трубку 6.

Рис. 47. Топливоподкачивающий насос

Рис. 48. Выпрессовка приводной шестерни с валика топливоподкачивающего насоса

Рис. 49. Валик топливоподкачивающего насоса с ведущей шестерней

Источник

Топливный насос т 130 устройство неисправности ремонт

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ ТОПЛИВОМ ТРАКТОРА Т-130М

Топливный насос трактора Т-130М

Он секционный, четырехплунжерный, состоит из четырех секций 28 (рис. 30), механизма

привода плунжера 16 секций, механизма регулирования подачи топлива, корректора подачи топлива. Все детали секции смонтированы в стальном корпусе. Для получения надлежащей плотности плунжер 16 и гильза 18 притерты и подобраны друг к другу с зазором 0,001—0,002 мм.

Секция топливного насоса с помощью плунжера 19 (рис. 31), движущегося в гильзе 18, под большим давлением подает топливо через форсунки в камеру сгорания дизеля.

Рис. 30. Топливный насос:
1—стопорная пластина, 2—болт, 3—контргайка, 4—тяга рейки, 5—крышка корректора, 6—стопорный угольник, 7—пружина толкателя, 8—регулирочная муфта, 9—толкатель, 10— контргайка, 11—отражательная тарелка, 12—регулировочный хвостовик толкателя, 13—заглушка, 14—резиновое кольцо, 15—зубчатый сектор, 16—плунжер, 17—гильза плунжера, 18—седло обратного клапана, 19—соединительная трубка подвода топлива к секции насоса, 20, 21—уплотнительное кольцо, 22—обратный клапан, 23—стопорный штифт, 24—пружина обратного клапана, 25—продувочная игла, 26—стопорное кольцо, 27—штуцер топливопровода высокого давления, 28—секция насоса, 29—стопорный винт гильзы плунжера, 30— болт, 31—угольник крепления секции, 32—направляющая пластина рейки, 33—упорное кольцо тяги рейки, 34—поводок рейки, 35—крышка бокового люка, 36—рейка, 37—передняя втулка кулачкового вала, 38—корпус насоса, 39—пробка заливного отверстия, 40—нижняя крышка, 41—направляющий палец толкателя, 42—пробка сливного отверстия, 43—ролик, 44—кулачковый вал, 45—ось ролика, 46—задняя опорная втулка кулачкового вала, 47—упорная шайба, 48—крышка заднего подшипника.

Рис. 31. Секция топливного насоса:
1—защитный стаканчик, 2—зубчатый сектор плунжера, 3—стяжной винт, 4—деревянная пробка, 5—уплотнительное кольцо, 6—боковое отверстие в гильзе, 7—продувочная игла, 8—стопорный штифт, 9—защитный колпачок, 10—пружина обратного клапана, 11—стопорное кольцо, 12—штуцер, 13—обратный клапан, 14 —седло обратного клапана, 15—медное уплотнительное кольцо, 16—корпус секции, 17—стопорный винт гильзы, 18— гильза плунжера, 19—плунжер; С—метка на плунжере, В—риска на зубчатом секторе, Д — метка на зубе зубчатого сектора.

Подобранные пары (плунжер — гильза) проходят специальное испытание на плотность и их разбивают на две группы. Для обеспечения равномерности подачи топлива на насос ставят комплект пар плунжер — гильза одной и той же группы. Номер группы выбит на корпусе секции возле стопорного винта гильзы. Через боковое отверстие 6 в гильзе диаметром 3 +0,05 мм подводится топливо в надплунжерную полость. Головка плунжера имеет продольный паз, сообщающий надплунжерное пространство с кольцевой канавкой. Нижняя часть головки имеет косой срез, необходимый для изменения количества подаваемого плунжером топлива. Если плунжер повернуть влево, то количество топлива, подаваемого секцией, уменьшится (рис. 32). Если плунжер повернуть влево так, чтобы продольный паз на головке был обращен к впускному отверстию 6, то нагнетания топлива не будет.

Рис. 32. Схема работы плунжерной пары топливного насоса:
а—заполнение топливом надплунжерного пространства, б—нагнетательный ход плунжера, в—прекращение подачи топлива (отсечка); I—максимальная подача топлива, II—подача топлива отключена.

Рис. 33. Схема автоматического отключения цилиндров 2 и 3 при работе двигателя:
а—в момент пуска и под нагрузкой, б—на холостом ходу; /—гильза, 2—плунжер, 3—зубчатый сектор плунжера, 4—рейка, 5—плоскость блока насоса.

Для уменьшения нагаро- и смолообразования в выхлопном тракте, особенно при работе в условиях низких температур окружающего воздуха, автоматически отключаются на холостом ходу второй и третий цилиндры (рис. 33); в результате нагрузка в первом и четвертом цилиндрах возрастает, температура повышается, топливо полнее сгорает и значительно уменьшается выброс в выхлопные каналы частиц несгорающего топлива, которые и образуют смолистые отложения. Для отключения на холостом ходу второго и третьего цилиндров у плунжеров II и III секций топливного насоса сделан более широкий перепускной продольный паз и увеличена высота отсечной кромки косого среза.

II и III секции невзаимозаменяемые с I и IV и имеют для отличия от них метку 0 (отключение), выбитую ниже стопорного винта гильзы, а их плунжеры — отличительный поясок, расположенный в нижней цилиндрической части.

На плунжер в нижней части надет и закреплен стяжным болтом алюминиевый зубчатый сектор 2. На один из зубцов сектора нанесена установочная риска «Д»у которую при сборке насоса совмещают с риской на впадине зубца рейки 36 (см. рис. 30) топливного насоса. Поворачивая зубчатый сектор относительно плунжера, изменяют подачу топлива секцией насоса. Чтобы плунжер можно было удерживать при повороте зубчатого сектора, на шейке плунжера сделаны две лыски под ключ. Внизу плунжер имеет головку, которая входит в паз регулировочного винта толкателя насоса.

Над гильзой плунжера расположен обратный клапан 13 (см. рис. 31), перекрывающий при ходе плунжера вниз нагнетательные каналы (в секции, трубке высокого давления и форсунке) от пространства в гильзе над плунжером. Клапан около тарелки имеет разгрузочный цилиндрический поясок, который при вхождении клапана в седло 14 создает разрежение в нагнетательном канале и увеличивает объем его, чем вызывается быстрое падение давления в канале. Благодаря такому устройству обратного клапана происходит быстрая посадка иглы распылителя форсунки на место и резкая отсечка впрыска топлива без подтекания его из распылителя. Клапан к седлу прижат пружиной 10, установленной в штуцере 12. Клапан
и седло притерты и подобраны парами с зазором 0,006 мм. Такая посадка обратного клапана обеспечивает достаточную легкость движения его в гнезде при необходимой плотности посадки разгрузочного пояска.

Между седлом обратного клапана и нижним торцом штуцера установлено медное уплотнительное кольцо 15. На торцевых поверхностях кольца сделаны кольцевые канавки для лучшего уплотнения кольца.

В верхней части штуцер имеет наружную резьбу для подсоединения топливопровода высокого давления, идущего к форсунке. Снаружи на штуцере нарезаны зубцы, на которые надевают стопорное кольцо 11, удерживающее штуцер от проворачивания. В верхнее отверстие канала ввернута продувочная игла 7 с запирающим конусом, служащая для выпуска воздуха из топливной системы.

Каждую секцию на заводе-изго-товителе регулируют на максимальную подачу топлива, после чего на торцевой поверхности зубчатого сектора наносят риску «В» против метки «С» плунжера. Это позволяет легко установить сектор на место при повороте его относительно плунжера.

Секцию в собранном виде устанавливают в корпус насоса на два установочных штифта и закрепляют четырьмя болтами 30 (см. рис. 30) с помощью прижимных угольников 31. Между корпусом насоса и корпусом секции на соединительную трубку 19 надевают резиновое уплотнительное кольцо 20.

Источник

Топливный насос т 130 устройство неисправности ремонт

ТРАКТОР Т-130. РЕГУЛИРОВКА, ОБКАТКА И ПРОВЕРКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА С РЕГУЛЯТОРОМ — ЧАСТЬ 1

Регулировку топливного насоса производят на стенде КИ-22201А или КИ-921М (СДТА-2) в сборе с регулятором, фильтром тонкой очистки топлива и топливоподкачивающим насосом. Топливный насос подвергается следующим регулировкам и испытаниям: регулировка кулачкового механизма (толкателей) на момент начала подачи топлива, установка полного хода тяги рейки, обкатка, регулировка количества топлива, подаваемого секциями
насоса, регулировка упоров максимальной и минимальной частот вращения регулятора.

Сначала регулируют кулачковый механизм (толкатели) на момент начала подачи топлива. Для этого снимают секции, крышки корректора, бокового люка блока и люков регулятора. Прижимают винтом 3 (рис. 67) приспособление к привалочной плоскости кор-пуса регулятора. Опускают накидной рычаг 5 на шестерню, так чтобы зуб стрелки 6 вошел без зазора во впадину зубьев, против которой имеется метка-керн 1 и цифра 1. Опорный ролик 2 не должен препятствовать вращению шестерни привода, но и не должен отходить от поверхности зубьев более чем на 0,5 мм.

Устанавливают вращением шестерни привода стрелку приспособления на нулевое деление шкалы 4. При этом первый кулачок валика насоса будет установлен в положение начала подачи топлива, а расстояние В между осью впадины зубьев с меткой 1 и привалочной плоскостью корпуса регулятора должно быть 73 мм для дизеля Д-160 и 72 мм для дизеля Д-160Б (или 74 мм от метки-керна на шестерне для дизелей Д-160 и Д-160Б). Крайние деления на шкале приспособления соответствуют допуску ±0,4 мм на указанные размеры.

Устанавливают при положении стрелки приспособления на нулевом делении шкалы размер А = (45,5 ± 0,05) мм (рис. 68) от верхней плоскости блока до упорной поверхности регулировочного хвостовика толкателя первой секции. Стопорят хвостовик контргайкой и снова проверяют размер А с помощью индикаторного приспособления (рис. 69), устанавливаемого на блок, или глубиномером.

Рис. 67. Приспособление для установки кулачкового валика на момент начала подачи топлива (валик установлен в положение начала подачи топлива первой секцией)

Рис. 68. Схема проверки и регулировки топливного насоса на момент начала подачи топлива (первой секцией)
Рис. 69. Приспособление для регулировки толкателя топливного насоса

Рис. 70. Установка полного выхода рейки

Перед установкой индикаторного приспособления плоскость блока тщательно протирают и зачищают выступающие забоины. Приспособление устанавливают на штифты блока без перекоса и плотно прижимают к плоскости блока винтами. Правильность установки приспособления проверяют щупом толщиной 0,03 мм, который не должен проходить между плоскостями блока и приспособления. Индикатор 1 приспособления настраивают на нулевое деление шкалы с помощью специального калибра-шаблона. Завертывать или отвертывать и стопорить гайкой 5 регулировочный хвостовик 4 толкателя следует специальными ключами 2 и 3, вставленными в приспособление с индикатором, или ключами ПИМ-640.200.03 и ПИМ-640.200.04.

По окончании регулировки толкателя первой секции последовательным поворачиванием шестерни привода по часовой стрелке на 90, 180 и 270° регулируют также толкатели третьей, четвертой и второй секций. При каждом повороте шестерни вводят зуб стрелки приспособления во впадину, против которой нанесена соответствующая метка, и устанавливают стрелку на нулевое деление шкалы. При регулировке кулачкового механизма на момент начала подачи топлива шестерню привода вращают только по часовой стрелке, не допуская обратных поворотов.

Установка полного выхода тяги рейки. Устанавливают вращением регулировочной муфты 1 (рис. 70) расстояние А от плоскости блока 2 до торца муфты (26,5 ± 0,2) мм при вытянутой тяге рейки до упора стопорного кольца в переднюю плоскость блока. Вкладывают в паз регулировочной муфты и тяги стопорный угольник, навертывают и затягивают контргайку. Соединяют тягу рейки с двуплечим рычагом регулятора регулируемой тягой.

Обкатку топливного насоса производят с топливопроводами высокого давления и форсунками, отрегулированными на нормальное давление начала впрыска топлива.

Устанавливают на насос секции и рейку, ставят крышки люков. Проверяют затяжку болтов и гаек крепления секций, крышек люков и других соединений. Устанавливают насос на стенд и прикрепляют предварительно к кронштейну. Заливают в насос масло до уровня заливного отверстия. Соединяют вал насоса с валом стенда. Прокручивают вручную на два оборота вал привода стенда, после чего окончательно прикрепляют кронштейн к столу стенда. Включают электродвигатель стенда и открывают ключом 27349 продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки. Открывают поочередно продувочные вентили на секциях насоса и выпускают воздух из топливного насоса (выходящая струя топлива не должна содержать пузырьков воздуха.)

Обкатывают насос при полной подаче топлива (регулировочная муфта касается пружины корректора без ее деформации) и частоте вращения кулачкового валика насоса (600 ± 25) об/мин в течение 15 мин. Во время обкатки течь масла или топлива через места уплотнений не допускается. Проверяют на ощупь степень нагрева отдельных мест и трущихся деталей. Не допускается нагрев последних выше 80 “С.

После обкатки проверяют герметичность обратных клапанов секций. Включают стенд и, передвигая взад и вперед тягу рейки, убеждаются в отсутствии пропуска клапанами и вытекания из штуцеров топлива при положении рейки на выключенной подаче топлива.

Проверка регулировки насоса на момент начала подачи топлива моментоскопом. Этим способом можно проверять только те насосы, у которых установлены новые или малоизношенные плунжерные пары. Моментоскоп 7 (см. рис. 68) представляет собой отрезок топливопровода 8 высокого давления с прикрепленной к нему посредством резиновой трубки 9 стеклянной трубки 10. Устанавливают моментоскоп на штуцер 6 первой секции.

Секцию прокачивают, чтобы в стеклянной трубке не было пузырьков воздуха. Провертывают шестерню 4 привода (кулачковый валик 5) до тех пор, пока топливо, подаваемое плунжером, не заполнит частично стеклянную трубку; затем, медленно поворачивая по часовой стрелке шестерню, определяют момент начала движения мениска (уровня топлива) в стеклянной трубке. Положение шестерни 4 в момент начала движения мениска в стеклянной трубке должно быть таким, чтобы расстояние Б от центра метки-керна с цифрой 1 на ободе шестерни до привалочной плоскости корпуса регулятора было (74 + 0,4) мм [(или от оси впадины зубьев с меткой до привалочной плоскости регулятора для дизеля Д-160 — (73 + ± 0,4) мм; для дизеля Д-160Б — (72 ± 0,4) мм]. Это соответствует началу подачи топлива насосом в тот момент, когда коленчатый вал дизеля не доходит до ВМТ на угол = (24 + 1)° у дизеля Д-160 или (23 ± 1)° у дизеля Д-160Б.

Если момент начала движения мениска не соответствует указанному положению шестерни привода, допускается вывертыванием или завертыванием регулировочного хвостовика толкателя изменить размер А от верхней плоскости блока насоса до упорной поверхности хвостовика до значения (45,5 ± 0,1) мм. Переставляя моментоскоп, дальнейшими поворотами шестерни привода по часовой стрелке проверяют аналогично момент начала подачи остальными секциями (т. е. третьей, четвертой и второй).

Регулировка насоса на количество и равномерность подачи топлива. При регулировке количества подаваемого топлива тягу рейки закрепляют в положении полной подачи (регулировочная муфта касается пружины корректора без ее деформации), а под пружину корректора подкладывают щуп толщиной 2,8 мм для дизеля Д-160 и 3,6 мм для Д-160Б. Насос регулируют с подсоединенными к секциям насоса топливопроводами высокого давления и форсунками. Топливопроводы, применяемые для регулировки насоса, должны

быть для всех четырех секций одинаковой длины 990 мм и иметь одинаковое проходное сечение. Форсунки должны быть отрегулированы на давление впрыска и качество распыла топлива и иметь одинаковую пропускную способность. Для сбора топлива, подаваемого форсунками, их устанавливают в специальные глушители стенда, в которых впрыскиваемое распыленное топливо собирается и через сливную трубку и механизм переключения потока топлива вытекает в мензурки.

Устанавливают на стенд топливный насос, предварительно отрегулированный и проверенный на момент подачи топлива; заправляют насос маслом. Включают стенд и устанавливают механизм переключения потока топлива, так чтобы топливо, впрыскиваемое форсунками, переливалось в бак. Убеждаются во время работы насоса с форсунками в отсутствии течи топлива в соединениях. Устраняют обнаруженные течи. Проверяют при закрепленной тяге рейки в положении полной подачи количество подаваемого топлива каждой секцией (при сборе топлива из форсунок в мензурки). Подача топлива каждой секцией насоса за 500 рабочих ходов плунжера должна быть в пределах, указанных на с. 141.

Наибольшая разность подачи топлива между секциями насоса в положении тяги рейки прн минимальной подаче допускается не более 5,5 см3 за 500 ходов плунжера. При этом выход рейки должен быть 9,7 мм (для дизеля Д-160) или 11,1 мм (для дизеля Д-160Б) от плоскости блока насоса, а частота вращения валика насоса (250 ± ± 20) об/мин.

Уровень топлива следует определять по нижнему мениску, а объем — по шкале, нанесенной на мензурке.

Если собранное количество топлива, подаваемое секцией, больше или меньше необходимого, производят регулировку соответствующих секций поворотом зубчатого сектора относительно плунжера. Для этого ослабляют ключом ПИМ-640.200.01 стяжной винт сектора и ключом ПИМ-640.200.05 проворачивают плунжер: по часовой стрелке (если смотреть снизу) для увеличения подачи; против часовой стрелки—для уменьшения. Затягивают стяжной винт моментом 2,5 Н-м.

Если при проверке оказалось, что все секции подают топливо с отклонением от требуемой величины, а максимальная разность в подачах между секциями не превышает 3,0 см2, то можно отрегулировать подачу топлива в указанных выше пределах поворачиванием регулировочной муфты тяги рейки, но не более чем на пол-обооота.

Вторая и третья секции насоса должны отключать подачу топлива через форсунки пои выходе рейки 12,3 мм и частоте вращения валика насоса (600 ± 20) об/мин для дизеля Д-160 и выходе рейки 13,4 мм при частоте вращения (500 ± 20) об/мин для дизеля Д-160Б.

Регулировка упоров максимальной и минимальной частот вращения регулятора. Устанавливают тягу рейки в положение полной подачи (муфта тяги рейки касается пружины корректора, но не деформирует ее). Прижимают до отказа грузики регулятора к верти-кальному валику регулятора, а муфту регулятора прижимают до отказа к роликам рычагов. Проверяют зазор С между муфтой 3 (рис. 71) регулятора и сухариками 2, который должен быть в пределах 1,5 . 3 мм. Если зазор больше или меньше, то соответственно увеличивают или уменьшают длину тяги 1.

Устанавливают наружный рычаг регулятора в положение максимальной подачи, пускают стенд и, увеличивая частоту вращения валика насоса, определяют начало отхода регулировочной муфты на тяге рейки от пружины корректора.

Устанавливают вращением болта 1 упора максимальной частоты вращения (рис. 72, а) упор 2 так, чтобы начало отхода регулировочной муфты от пружины корректора происходило при частоте вращения (625 ± 10) об/мин для дизеля Д-160 и (535 + 10) сб/мин для дизеля Д-160Б. Полное выключение подачи топлива должно происходить при частоте вращения 700 об/мин, не более, для дизеля Д-160 и при 620 об/мин, не более, для дизеля Д-160Б.

Передвигают наружный рычаг регулятора вперед и устанавливают частоту вращения кулачкового валика насоса (250 ± 20) об/мин. Доводят вращением болта 1 упора минимальной частоты вращения (рис. 72, б) упор 2 до соприкосновения с плечом трехплечего рычага. При указанной частоте вращения кулачкового валика насоса рас-стояние между торцом регулировочной муфты на тяге рейки и плоскостью корпуса насоса должно быть 15 мм для дизеля Д-160 и 16 мм для дизеля Д-160Б.

При переводе наружного рычага регулятора в положение максимальной подачи и снижении частоты вращения валика насоса до 350 об/мин муфта тяги рейки должна под действием пружины регулятора прижать пружину корректора к плоскости блока насоса. Наружный рычаг регулятора после регулировки должен отклоняться вперед к фланцу регулятора на угол 10 . 30° и назад к насосу на угол 35 . 55°.

Рис. 71. Проверка зазора между сухариками и муфтой регулятора
Рис. 72. Упоры максимальной (а) и минимальной (б) частот вращения

Источник

Оцените статью