Подобный тип тормозов в наши дни практически не используется, разве что вы найдете их на очень старых моделях велосипедов. Ножной тормоз, точнее, тормоз, срабатывающий от вращения педалей назад, используется разве что на детских велосипедах, да и то крайне редко. Барабанно-дисковые тормоза устанавливаются на тандемах в качестве тормозов дополнительных и еще на некоторых моделях городских велосипедов.
Уход за ножным тормозом
Основной вид ухода за данным типом тормозов заключается главным образом в регулировке колесных и других подшипников. Такие тормоза имеют тенденцию нагреваться, особенно если на длинных дистанциях ими пользуются очень часто. В экстремальных условиях на подшипниках даже может начать гореть смазка. Если такое произойдет на вашем велосипеде, то подшипники вам придется снимать (разумеется, после того, как остынет втулка) и набивать их маслом, рекомендованным фирмой-производителем. Обычно это высокотемпературная смазка.
Процедура регулировки подшипников
Иногда вам придется осматривать подшипники, точно так же, как и на обычной втулке (см. инструкцию выше). Если подшипники разболтались или, напротив., слишком затянуты, отрегулируйте их. Снимать для этого с велосипеда колесо вовсе не требуется. Для работы вам (обычно небольшой комплект инстру- ментов прилагается к велосипеду при покупке). Если специального комплекта инструмента у вас нет, можете легко купить его в любом магазине.
1 Ослабьте левую осевую гайку, отвернув ее на 2—3 оборота.
2 Ослабьте круглую контргайку с углублениями, отвернув ее на 1 оборот.
3 Если правая сторона оси втулки имеет квадратную форму, то чтобы ослабить ее, поворачивайте ее по часовой стрелке, а чтобы затянуть — против часовой стрелки
4 На моделях без квадратной стороны оси открутите полностью контргайку и ослабьте внутреннюю фигурную пластину, сцепляющую подшипник: при повороте влево он ослабляется, при повороте вправо он затягивается.
5 Сначала, удерживая ось или фигурную пластину, затяните контргайку, после чего закрутите осевую гайку.
Уход за барабанным тормозом
Тормоза данного типа иногда используются на тандемах, а в некоторых странах — на туристических и обычных городских велосипедах. Обслуживание их включает в себя регулировку подшипников и троса (или управляющего стержня, на соответствующих моделях). Очень редко владельцу велосипеда с таким типом тормозов приходится заменять тормозные колодки (когда износятся или сильно загрязнятся прокладки). В последнем случае необходимо снять тормоз, а затем прокладки, после чего либо поставить новые прокладки, либо совсем заменить их. Замену желательно проводить не любителю, а специалисту в мастерской.
Процедура регулировки подшипника:
Делается это точно так же, как и на велосипедах с ручным тормозом. Сначала трос либо ослабляется соответствующим регулировочным устройством, если тормоза не отходят после торможения, либо натягивается, если тормоза прилегают неплотно. Точно так же, как и в случае с тормозами, действующими на обод, проверяются, смазываются и регулируются трос, рычаг, направляющие и анкеры. В случае необходимости изношенные и деформированные детали заменяются. Если регулировка не устраняет возникших проблем, детали следует также заменять.
Процедура регулировки подшипника:
Как я уже говорил в главе 4, подшипники нужно время от времени менять. Все, что вам потребуется для данной работы, это гаечный ключ размером 15 или 16 мм и специальный ключ, который чаше всего входит в комплект инструментов, прилагаемых к велосипеду при покупке. Снимать с велосипеда колесо не нужно.
1 Ослабьте осевую гайку на управляющей стороне, открутив ее на 3—4 оборота.
2 Ослабьте контргайку, открутив ее на 1—2 оборота.
3 Теперь регулировочную пластину, удерживающую конус подшипника, можно повернуть вправо (если вы хотите затянуть подшипники) или влево (если вы хотите их ослабить). Не перетягивайте пластину.
4 Удерживая регулировочную пластину, затяните контргайку.
5 Закрутите осевую гайку, убедитесь, что колесо установлено прочно.
6 Проверьте все соединения и при необходимости повторите регулировку.
Осмотр и регулировка барабанного тормоза
Когда подшипники или тормозные колодки настолько изношены или деформированы, что регулировка их не приводит к улучшению работы, их следует заменять. Колесо с велосипеда необходимо снимать, отсоединять управляющий трос и вывинчивать болт, с помощью которого к вилке или стопорной крепится тормозная пластина или удерживающий рычаг.
Процедура съема:
1 Открутите контргайку и снимите ее вместе со стопорной шайбой.
2 Регулировочной пластиной ослабьте конус (или открутите его гаечным ключом) и снимите его.
3 Снимите тормозную пластину, на которой смонтирован весь механизм, не растеряйте шарики подшипника, которые обычно находятся в держателе.
Техобслуживание и процедура сборки:
1 Прочистите и осмотрите все компоненты:
а) Замените тормозные колодки, если в каком-либо месте их толщина составляет 3 мм и менее или если они очень сильно замаслены.
б) Замените шарики подшипника вместе с держателем, а также любые другие изношенные и деформированные компоненты.
2 Набейте чашки подшипников маслом, втолкните шарики в чашку.
3 Слегка смажьте осевые части и кулачок, на котором сидят тормозные колодки.
4 Удалите лишнее масло, убедитесь, что масла нет на тормозных прокладках и тормозном барабане.
5 Вставьте тормозную пластину с установленными на ней тормозными колодками.
6 Прикрутите конус и затяните его регулировочной пластиной.
7 Удерживая регулировочную пластину, установите стопорную шайбу.
8 Проверьте подшипники, при необходимости отрегулируйте их.
9 Установите колесо и проверьте работу тормозов, при необходимости отрегулируйте натяжение троса.
Управление втулочными тормозами
Если не считать ножного тормоза, который срабатывает от приводного механизма при повороте педалей назад, все остальные втулочные тормоза срабатывают от нажатия тормозного рычага на руле, очень похожего на тот, что мы рассматривали с вами в главе 9, когда говорили о тормозах, действующих на обод. На некоторых моделях велосипедов ручной тормозной рычаг соединен с собственно тормозом бауденовским тросом (его мы рассматривали в главе 9). Некоторые барабанные тормоза срабатывают от нетяжных стержней (тяг ручного тормоза), соединяющих рычаг с рычагом управления тормозами через несколько установленных на раме шарниров.
Тормоза, которые срабатывают от стержня, обычно регулируются круглой гайкой с насечкой или винтом, установленным на конце стержня (тяги) в месте, где он соединяется со стременем или с рычагом, приводящим в действие барабанный тормоз. Такие тормоза помимо обычного ухода за тормозной колодкой требуют ежемесячной смазки шарниров. Во время смазки рекомендуется проверить прочность установки крепежных гаек. При нормальном уходе такая система будет очень надежно работать многие годы. Органы управления тормозами и их обслуживание рассматриваются в главе 9.
Другие втулочные тормоза
Остальные втулочные тормоза можно рассмотреть вкратце, исключительно из любопытства и для общего развития. Если вы надумали заняться ремонтом велосипедов профессионально, даже такой информации вам будет достаточно — имея соответствующий опыт и достаточное воображение, вы легко справитесь с ремонтом — догадаетесь, что нужно делать и как.
Дисковые тормоза
Дисковые тормоза устанавливаются на велосипедах даже еще реже, чем барабанные, Увидеть их можно разве что на тандемах, да и то на заднем колесе. Если инструкция по обслуживанию и ремонту дисковых тормозов не прилагается вместе с велосипедом, ее лучше всего взять у фирмы-производителя.
Самое главное здесь — это проверять натяжение троса (процесс аналогичен регулировке троса в обычных тормозах) и сам диск, который не должен быть деформированным. Время от времени протирайте диск чистой тряпкой, смоченной в растворителе. Внимательно следите за тем, чтобы растворитель или масло не попали на тормозные колодки. Как и на других втулочных тормозах, рычаг, соединяющий неподвижную часть тормоза с рамой, должен быть затянут. После снятия и установки колеса обязательно проверьте его.
Раздельный барабанный тормоз
Такой тормоз является разновидностью барабанного, который как отдельный узел накручивается на резьбу специальной втулки. Устанавливается раздельный барабанный тормоз только на заднем колесе, а используется чаще всего в тандемах. К нему также применимо все, что мы говорили ранее о барабанных тормозах обычного типа.
Полосный тормоз
Велосипеды, оборудованные такими тормозами, можно увидеть разве что в странах Дальнего Востока. Торможение происходит следующим образом — металлическая полоса втягивается внутрь, прижимается к внешней части тормозного барабана и создает трение. Несмотря на то что полосные тормоза отличаются высокой мощностью, у них есть один, но очень существенный недостаток — поскольку на тормоза не поступает воздух, они перегреваются, особенно на длинных спусках. Поэтому при всех своих достоинствах они намного хуже, чем барабанные тормоза, работающие на сжатие, и уж еще больше уступают другим втулочным тормозам и тормозам, действующим на обод.
Тормоза, работающие на сжатие-растяжение
Очень редкая тормозная система, выпускает которую компания Bridgestone под торговой маркой Dynex. В США вы ее встретите только на очень старых велосипедах. Данный тип тормозов сочетает в себе принцип работы барабанного и полосного тормоза вместе взятых, действуя таким образом: тормозные колодки натягиваются и прижимаются и к внешней, и к внутренней стороне тяжелого тормозного барабана, соединенного с установочной пластиной охлаждающими ребрами. Работают такие тормоза хорошо, главным образом благодаря тому, что эффект затухания в одном режиме компенсируется увеличением силы торможения в другом режиме.
Роликовый тормоз
Такие тормоза устанавливаются преимущественно на дешевых складных и детских велосипедах. При нажатии педалей назад ролики перемещаются вверх по скошенной поверхности тормозной головки, попадают в углубления и давят на тормозной барабан. Роликовые тормоза отлично работают при кратковременном торможении, но на длинных спусках они даже опасны, так как начинают перегреваться, поскольку охлаждающая поверхность в них очень мала.
Источник