Тойота королла 4вд ремонт
Eugenio,77
mail@toyota-club.net
© Toyota-Club.Net
Feb 2004 — Feb 2021
Краткий обзор основных схем реализации полного привода на автомобилях Toyota начнем с наиболее массового варианта — с поперечным расположением двигателя и автоматической трансмиссией.
1.1. Постоянный полный привод |
1.1.1. Схема STD I |
Постоянный полный привод. Межосевой дифференциал — симметричный конический (распределение момента между передними и задними колесами 50/50), блокировка — многодисковой гидромеханической муфтой.
A241H — коробка передач с простым гидравлическим управлением и контроль блокировки в ней достаточно примитивен (подробное описание — «АКПП A241H»), тогда как в более совершенной A540H реализовано полноценное электронное управление с обратной связью (подробное описание — «АКПП A540H»).
Максимальный коэффициент блокировки реализуется системой управления в диапазонах «L» и «R».
Включаемый с помощью кнопки режим «C.DIFF AUTO» разрешает блоку управления автоматически выбирать коэффициент блокировки в зависимости от условий движения, при его отключении межосевой дифференциал остается в свободном состоянии. Кнопка присутствует на всех моделях с A241H и на ранних моделях с A540H (на моделях после 1994 г. кнопка отсутствует и автоматический режим задействован постоянно).
Номинальным для повседневной езды является именно автоматический режим, его отключение предусматривается только при буксировке машины или использовании запасного колеса-докатки (выдержка из инструкции).
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
Caldina 190 | 1992-2002 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Carina 190 | 1992-1996 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Carina 210 | 1996-08.1998 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Carina ED 200 | 1993-1998 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Corolla / Sprinter 90 | 1987-1992 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Corolla / Sprinter 100 | 1992-2002 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Corolla / Sprinter 110 | 1995-2000 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Corolla Spacio 110 | 1997-2002 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Corona 190 | 1992-1996 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Corona 210 | 1996-12.1997 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Corona Exiv 200 | 1993-1998 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Ipsum 10 | 1996-04.1998 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
RAV4 10 | 1994-2000 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением, задний — Torsen (опция) |
Sprinter Carib 95 | 1988-1995 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Sprinter Carib 110 | 1995-2002 | 4AT A241H | межосевой — гидромеханической муфтой |
Vista / Camry 20 | 1988-1990 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Vista / Camry 30 | 1990-1994 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
Vista / Camry 40 | 1994-1998 | 4AT A540H+AF2BE | межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением |
1.1.2. Схема STD II |
Постоянный полный привод. Межосевой дифференциал — симметричный конический (распределение момента между передними и задними колесами 50/50), блокировка — вязкостной муфтой.
В данной схеме часто использовался опциональный задний самоблокирующийся дифференциал типа Torsen.
Модель | Выпуск | Трансмиссия | Блокировки дифференциалов |
Alphard 10 | 2002-2008 | 4AT U140F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Caldina 215W GTT | 1997-2002 | 4AT U140F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой |
Caldina 246 GT4 | 2002-2007 | 4AT U140F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Harrier 10 | 1997-2003 | 4AT U140F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Harrier ACU35/GSU3# | 2003-2013 | 4AT U140F+MF2AV 5AT U151F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Highlander 20 | 2000-2003 | 4AT U140F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Kluger | 2000-2007 | 4AT U140F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Lexus RX MCU3# | 1998-2003 | 4AT U140F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
Lexus RX350 GSU3# | 2006-2008 | 5AT U151F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой |
RAV4 20 | 2000-2006 | 4AT U140F+MF2AV | межосевой — вискомуфтой, задний — Torsen (опция) |
1.1.3. Схема VSC+ |
Постоянный полный привод. Межосевой дифференциал — симметричный конический (распределение момента между передними и задними колесами 50/50), свободный.
Эмуляция блокировок осуществляется при помощи системы стабилизации (VSC) — буксующее колесо принудительно подтормаживается, тем самым момент на другом колесе той же оси увеличивается. Аналогичным образом момент перераспределяется между передней и задней осями.
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Harrier MCU35 | 2003-2006 | 4AT U140F’ |
Highlander 20 | 2003-2007 | 4AT U140F’ |
Highlander 40 | 2007-2014 | 5AT U151F |
Sienna 20 | 2003-2010 | 5AT U151F |
Lexus RX MCU35 | 2003-2006 | 4AT U140F’+MF2A |
1.2. Подключаемый полный привод |
1.2.1.1. Схема Flex |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вязкостно-фрикционной муфтой.
Муфта RBC соединяет две части промежуточного карданного вала и срабатывает при пробуксовке передних колес, в остальное время машина остается переднеприводной.
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
bB 30 | 2000-2005 | 4AT U340F |
Funcargo | 1999-2005 | 4AT U340F |
Ist 60 | 2002-2007 | 4AT U340F |
Platz | 1999-2005 | 4AT U340F |
Porte 10 | 2004-2012 | 4AT U340F |
Raum 10 | 1997-2003 | 4AT A244F+CF1A |
Raum 20 | 2003-2011 | 4AT U340F |
Starlet 80 | 1989-1996 | 4AT A244F+CF1A |
Starlet 90 | 1996-1999 | 4AT A244F+CF1A |
Tercel / Corsa / Corolla II 40 | 1990-1994 | 4AT A244F+CF1A |
Tercel / Corsa / Corolla II 50 | 1994-1999 | 4AT A244F+CF1A |
Vitz 10 | 1999-2005 | 4AT U340F+MF1A |
Will Cypha | 2002-2005 | 4AT U340F |
1.2.1.2. Схема V-Flex I |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вязкостно-фрикционной муфтой.
Вискомуфта соединяет две части промежуточного карданного вала и срабатывает при пробуксовке передних колес, в остальное время машина остается переднеприводной.
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Probox / Succeed 50 | 2002-2014 | 4AT U340F |
Probox / Succeed 160 | 2014-.. | CVT K310F |
1.2.2. Схема V-Flex II |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вязкостной муфтой.
Вискомуфта, заполненная силиконовой жидкостью, соединяет карданный вал с входным валом заднего редуктора, срабатывает при существенной пробуксовке передних колес, в остальное время машина остается переднеприводной.
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Avensis 250 | 2003-2008 | 4AT A248F |
bB 20* | 2006-2016 | — |
Belta | 2005-2012 | 4AT U441F |
Caldina 215G | 1997-2002 | 4AT A241F,A243F+MF1A |
Caldina 240 | 2002-2007 | 4AT A248F+MF1A |
Camry / Camry Gracia / Mark II Qualis V20 | 1997-2001 | 4AT A541F |
Camry V30 | 2001-2006 | 4AT U140F» |
Camry V40 | 2006-2011 | 4AT U140F» |
Carina 210 | 08.1998-2001 | 4AT A241F,A243F+MF1A |
Corolla / Fielder / Runx / Allex 120 | 2000-2006 | 4AT U340F,U341F+MF1A |
Corolla Axio / Fielder 140 | 2006-2012 | CVT K310F, K311F |
Corolla Spacio 120 | 2001-2007 | 4AT U341F |
Corona 210 | 12.1997-2001 | 4AT A241F,A243F+MF1A |
Duet* | 1998-2004 | — |
Matrix 130 | 2002-2006 | 4AT U341F |
Opa | 2000-2005 | 4AT U341F+MF1A |
Passo 10* | 2004-2010 | — |
Passo 20* | 2010-2016 | — |
Passo 700* | 2016-.. | — |
Pixis Epoch LA310* | 2012-2017 | — |
Pixis Epoch LA360* | 2017-.. | — |
Pixis Joy* | 2016-.. | — |
Pixis Mega* | 2015-.. | — |
Pixis Space* | 2011-.. | — |
Premio / Allion 240 | 2001-2007 | 4AT U341F+MF1A |
Premio / Allion 260 | 2007-2014 | CVT K311F |
Ractis 100 | 2005-2010 | 4AT U340F |
Sienta 80 | 2003-2015 | 4AT U340F |
Tank / Roomy* | 2016-.. | — |
Vista 50 | 1998-2003 | 4AT U240F+MF1A |
Vitz 90 | 2005-2010 | 4AT U441F |
Voltz | 2002-2004 | 4AT U341F |
Will VS | 2001-2004 | 4AT U341F |
* — модели Daihatsu, реализуемые под маркой Toyota
1.2.3. Схема ATC (DTC) |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес электромеханической муфтой.
Муфта соединяет карданный вал с входным валом заднего редуктора. В большинстве случаев машина остается переднеприводной, однако при необходимости система управления автоматически поддерживает запрограммированное значение момента, передаваемого на задние колеса.
Изначальное наименование — «Active Torque Control», после 2012-го на некоторых моделях система получает обозначение «Dynamic Torque Control».
Существует несколько вариантов реализации управления со стороны водителя:
• С кнопкой «AUTO» (легковые модели и минивэны) — режимы «AUTO 4WD» и «2WD». В выключенном состоянии привод осуществляется только на передние колеса, во включенном — блоку разрешается управление автоматическим подключением задних колес.
• С кнопкой «LOCK» (паркетники) — режимы «AUTO 4WD» и «LOCK». Обычным является режим автоматического управления подключением полного привода, нажатие кнопки заставляет блок поддерживать максимально возможную степень блокировки электромеханической муфты.
• Без кнопок (некоторые модели японского рынка) — постоянно задействован режим автоматического управления полным приводом.
—>
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Alphard / Vellfire 20 | 2008-2015 | 6AT U660F |
Alphard / Vellfire 30 | 2015-.. | CVT K115F |
Auris 150 | 2007-2012 | CVT K310F,K311F |
Auris 180 | 2012-2018 | CVT K310F |
Blade 150 | 2007-2012 | CVT K112F |
C-HR | 2016-.. | CVT K313F |
Camry V70 | 2020-.. | — |
Corolla Axio 160 | 2012-.. | CVT K310F |
Corolla Fielder 160 | 2012-.. | CVT K310F |
Corolla Rumion 150 | 2007-2016 | CVT K311F |
Corolla Sport 210 | 2018-.. | CVT K310F |
Estima 40 | 1999-2006 | 4AT U140F»’ |
Estima 50 | 2006-2019 | 6AT U660F»’ |
Gaia | 1998-2004 | 4AT A243F+MF1A |
Harrier 60 | 2013-2020 | CVT K114F |
Harrier 80 | 2020-.. | CVT K120F |
Highlander 50 | 2013-2019 | 6AT U660F |
Highlander 70 (lo grade) | 2019-.. | 8AT |
Ipsum 10 | 04.1998-2001 | 4AT A243F+MF1A |
Ipsum 20 | 2001-2009 | 4AT A243F+MF1A |
Isis | 2004-2017 | CVT K111F, K311F |
Ist 110 | 2007-2016 | CVT K310F |
Lexus NX GZ15 | 2014-.. | 6AT U661F |
Lexus RX GGL15 | 2008-2015 | 6AT U660F |
Lexus RX AL20 | 2015-.. | 6AT U661F, 8AT U881F |
Mark X Zio | 2007-2013 | CVT K112F |
Matrix 140 | 2008-2013 | 4AT U140F» |
Nadia | 1998-2003 | 4AT A243F+MF1A |
Noah / Voxy 60 | 2001-2007 | CVT K111F, 4AT A248F |
Noah / Voxy 70 | 2007-2014 | CVT K111F |
Noah / Voxy / Esquire 80 | 2014-.. | CVT K114F |
Porte / Spade 140 | 2012-2020 | CVT K310F |
Premio / Allion 260 | 2014-.. | CVT K311F |
Ractis 120 | 2010-2016 | CVT K310F |
Raize* | 2019-.. | — |
RAV4 30 / Vanguard | 2006-2016 | CVT K111F,K112F, 5/6AT U151F, U660F |
RAV4 40 | 2013-2018 | CVT K111F, 6AT U660F,U760F |
RAV4 50 (low grade) | 2018-.. | 8AT UB80F, CVT K120F |
Sienna 30 | 2010-2020 | 6AT U660F |
Sienta 170 | 2015-.. | CVT K310F |
Venza 10 | 2008-2017 | 6AT U660F, U760F |
Vitz 130 | 2010-2020 | CVT K310F |
Wildlander | 2020-.. | CVT K120F |
Wish 10 | 2003-2009 | 4AT U341F |
Wish 20 | 2009-2017 | CVT K311F |
Yaris 210 | 2020-.. | — |
Yaris Cross | 2020-.. | — |
* — модели Daihatsu, реализуемые под маркой Toyota
1.2.4. Схема DTV |
Постоянный передний привод, без межосевого и заднего дифференциалов, подключение задних колес независимыми муфтами.
В большинстве случаев машина остается переднеприводной, при необходимости система управления автоматически регулирует значение момента, передаваемого на каждое из задних колес. Кроме того, предусмотрено размыкание силовой передачи в раздаточной коробке и заднем редукторе, чтобы в режиме 2WD карданный вал и шестерни не вращались впустую.
Официальное наименование — «Dynamic Torque Vectoring AWD», схема представлена в 2018 году.
Подробное описание и неисправности — «Полный привод Toyota. DTV AWD»
Модель | Выпуск | Трансмиссия |
Highlander 70 (hi grade) | 2019-.. | 8AT |
RAV4 50 (hi grade) | 2018-.. | 8AT UB80F, CVT K120F |
Wildlander (hi grade) | 2020-.. | CVT K120F |
1.3. Электрический полный привод |
1.3.1. Схема E-4WD (E-Four) |
Постоянный передний привод, без механической связи между осями, подключаемый привод задних колес отдельным электродвигателем.
Применяются два типа задних силовых модулей с электродвигателем и редуктором — классический трехвальный (в нескольких вариантах мощности и крутящего момента) и компактный двухвальный с маломощным электромотором (HV4WD).
Модель | Выпуск | Задний электромотор (кВт/Нм) |
Alphard ATH10 | 2003-2008 | 1FM (18/108) |
Alphard/Vellfire ATH20 | 2008-2015 | 2FM (50/130) |
Alphard/Vellfire AYH30 | 2015-.. | 2FM (50/139) |
Camry AXVH75 | 2019-.. | 1MM (5.3/55) |
Corolla ZWE214W | 2019-.. | 1MM (5.3/55) |
Corolla Touring ZWE214W | 2019-.. | 1MM (5.3/55) |
Estima AHR10 | 2001-2006 | 1FM (18/108) |
Estima AHR20 | 2006-2019 | 2FM (50/130) |
Harrier MHU38 | 2005-2012 | 2FM (50/130) |
Harrier AVU65 | 2013-2020 | 2FM (50/139) |
Harrier AXUH85 | 2020-.. | 4NM (40/121) |
Highlander MHU28 | 2005-2007 | 2FM (50/130) |
Highlander MHU48 | 2007-2010 | 2FM (50/130) |
Highlander GVU48 | 2010-2014 | 2FM (50/130) |
Highlander GVU58 | 2014-.. | 2FM (50/139) |
Highlander AXUH78 | 2019-.. | 4NM (40/120) |
Kluger MHU28 | 2005-2007 | 2FM (50/130) |
Lexus RX400h MHU38 | 2005-2008 | 2FM (50/130) |
Lexus RX450h GYL15 | 2009-2015 | 2FM (50/130) |
Lexus RX450h GYL25 | 2015-.. | 2FM (50/139) |
Lexus NX300h AYZ15 | 2014-.. | 2FM (50/139) |
Lexus UX250h MZAH15 | 2018-.. | 1MM (5/55) |
Mitsuoka Buddy | 2020-.. | 4NM (40/121) |
Prius ZVW55 | 2015-.. | 1MM (5.3/55) |
RAV4 AVA44 | 2015-.. | 2FM (50/139) |
RAV4 AXAH54 | 2018-.. | 4NM (40/120) |
RAV4 PHV AXAP54 | 2020-.. | 4NM (40/121) |
Sienna 40 | 2020-.. | — |
Suzuki Across | 2020-.. | 4NM (40/121) |
Venza | 2020-.. | — |
Wildlander | 2020-.. | 4NM (40/120) |
Yaris MXPH15 | 2020-.. | 1MM (5.3/52) |
Yaris Cross MXPJ15 | 2020-.. | 1MM (5.3/52) |
Условные обозначения: TM — трансмиссия (коробка передач, вариатор), TR — раздаточная коробка, FD — передний дифференциал, RD — задний дифференциал, CD — межосевой дифференциал, CDC — гидромеханическая муфта, VC — вязкостная муфта, EC — электромеханическая муфта.
Развитие, эффективность, надежность |
Отсчет времени для тойотовского 4WD на исходно-переднеприводных машинах можно вести с 1988 года.
Схема STD I, появившаяся в самые «тучные годы» японского автомобилестроения, так и осталась наиболее совершенной, надежной и эффективной среди всех вариаций полного привода легковых тойот. Этот «Full-Time 4WD» действительно был постоянным, полным и, что немаловажно, строился на базе беспроблемных и выносливых автоматических коробок. Единственный принципиальный недостаток (по современным меркам) — это отсутствие каких-либо межколесных блокировок, что делает машины чувствительными к условному диагональному вывешиванию. К сожалению, выпуск последних моделей с STD I завершился еще в 2002 году.
Для моделей самого младшего B-класса тойотовцы ограничились подключаемым полным приводом по схеме V-Flex I и придерживались этой концепции с конца 1980-х вплоть до 2010-х. В настоящее время схема применяется на единственной, утилитарной модели Toyota.
Затяжной кризис 1990-х сделал новым трендом тотальную экономию — на материалах, на полезных опциях, и, конечно же, на совершенстве конструкций. Для тойотовского 4WD перелом наступил после 1997-го — с запуском и массовым внедрением схемы V-Flex II одна из самых продвинутых систем менялась на самую примитивную. Ее врожденные недостатки общеизвестны:
— запаздывающее «срабатывание» вискомуфты,
— ограниченная степень блокировки,
— потенциальная опасность при активной езде,
— низкая долговечность самой муфты.
Разумеется, даже такой сомнительный 4WD оставался предпочтительнее монопривода, но проблема в том, что опытным тойотовладельцам было с чем его сравнивать. После 2015-го на собственных тойотовских разработках V-Flex II больше не применяется, оставаясь атрибутом только ребейджинговых моделей Daihatsu.
Наиболее распространенный сегодня в мире тип полного привода — с электромеханической муфтой подключения задних колес — появился на тойотах еще в 1998-м (ATC). Изначально — на минивэнах, но постепенно он пришел и в младшие классы, вытеснив V-Flex, и на паркетники, ликвидировав остатки full-time. Недостатки схемы:
— ограниченная степень блокировки,
— ограниченное время работы под нагрузкой,
— износ опорных подшипников муфты (подробнее см. «Ремонт муфты ATC 4WD»).
В целом, по эффективности ATC не дотягивает до постоянного полного привода, но ощутимо превосходит V-Flex.
Стоит отметить еще один момент — конец 1990-х ознаменовался появлением новых моделей автоматов Toyota/Aisin (последние версии серии A24#, U-серии), ресурс которых по сравнению с предшественниками радикально уменьшился, что было особенно ощутимо в условиях повышенных нагрузок от полного привода. В итоге, 4WD-трансмиссии стали не только менее эффективными, но одновременно и менее надежными.
Для только набиравшего в то время обороты класса паркетников/кроссоверов тойотовцы сохранили постоянный полный привод в максимально упрощенном варианте (STD II), который фактически позаимствовали у прежних моделей с механическими коробками (разве что поместив в межосевой дифференциал пять сателлитов вместо четырех). Ожидаемо низкая эффективность вязкостных муфт по сравнению с гидромеханическими отразилась на эксплуатационных характеристиках и в этом случае.
К середине 2000-х развитие технологий позволило полностью отказаться от вискомуфт, оставив все три дифференциала свободными (VSC+) — теперь блокировки эмулировались с помощью тормозной системы. Такое решение оставалось в производстве не слишком долго и уже спустя поколение все паркетники получили полный привод типа ATC.
Вообще, с активным внедрением систем стабилизации (у японских марок — со второй половины 2000-х) и появлением эмуляции блокировок межколесных дифференциалов с помощью тормозов, в мире начался новый этап развития полного привода. У некоторых производителей связка подключаемого 4WD и ESP дает лучший эффект, чем даже некоторые варианты классического постоянного полного привода с излишне «мягкой» блокировкой центра или ее эмуляцией. Но не в случае Toyota — сравнивая реальное поведение современных паркетников разных марок нужно признать — тойотовские настройки подключаемого полного привода и эмуляции межколесных блокировок являются крайне неудачными. Некоторые качественные улучшения здесь наметились только с выходом новых моделей в самом конце 2010-х.
Не лучшим образом отразился на возможностях полного привода отказ от автоматов в пользу вариаторов, постепенно идущий с середины 2000-х (моноприводные версии получали их еще раньше). Если для легких машин младших классов это не так принципиально, то для минивэнов и, тем более, кроссоверов именно вариатор становится наиболее узким, уязвимым и дорогим местом в цепи передачи мощности от двигателя к колесам.
Еще один тип условно полного привода, известный еще с 2001-го, сформировали многочисленные гибридные модели (E-4WD). При внешней заманчивости идеи, красивых цифрах и графиках крутящего момента заднего электромотора, в реальности тяговые возможности не оправдали ожиданий — по эффективности E-4WD не дотягивает даже до ATC аналогичных не-гибридных моделей.
Собственную схему, работающую по принципу «torque vectoring» (DTV) Toyota представила только в 2018-м, лет на восемь позже ниссана, почти на пятнадцать позже хонды и спустя два десятилетия после MMC. Potius sero quam nunquam.
Источник