- Двигатель Toyota 1AZ-FE
- Основные технические характеристики двигателя
- Конструкция силового агрегата Тойота
- Коробки передач для двигателя 1AZ
- На какие автомобили устанавливался двигатель 1AZ-FE
- Основные неполадки в двигателях серии 1AZ
- Гнет ли клапана в моторе при проблемах с ГРМ?
- Эксплуатационные особенности мотора 1AZ-FE
- Тюнинг и доработка двигателя 1AZ-FE
- Выводы – надежность и практичность агрегата 1AZ
- Ремонт двигателя 1AZ-FE без снятия его с автомобиля
- Ремонт двигателя 1AZ-FE без снятия его с автомобиля
- Общие сведения
- Технические данные
- Установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ)
- Крышка головки блока цилиндров
- Система изменения фаз газораспределения (VVT — Variable Valve Timing)
- Цепь привода газораспределительного механизма и звездочки
- Распределительные валы и толкатели клапанов
- Впускной коллектор
- Выпускной коллектор
- Головка блока цилиндров
- Шкив / гаситель колебаний
- Переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала
- Масляный поддон
- Масляный насос
- Маховик / пластина привода
- Заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала
- Опоры силового агрегата
Двигатель Toyota 1AZ-FE
В начале 2000-х годов корпорация Toyota представила новую линейку моторов AZ, которые стали адекватной заменой одной из самых массовых серий моторов серии S. В частности, 1AZ-FE стал заменой одному из наиболее популярных двигателей для среднего класса автомобилей – 3S-FE. Впрочем, Тойота не достигла на новом агрегате такого размаха комплектаций и модификацией, как у предшественника.
Как и многие линейки обычных бензиновых моторов, данная серия получила модификацию 1AZ-FSE – модель с непосредственным впрыском топлива. Этот ДВС менее распространен в России, но также достоин внимания покупателей. Сегодня такие моторы продолжают устанавливаться на ряд классических моделей, но в России продаются уже более современные агрегаты.
Основные технические характеристики двигателя
Силовые агрегаты серии универсальные, поэтому их характеристики не отличаются чрезмерным нагнетанием мощности или удивительным крутящим моментом. Японцы постарались сделать агрегат, который выносит большой пробег без ремонта, имеет практичные цепи ГРМ, а также обладает минимальным количеством серьезных проблем.
Вот основные характеристики двигателя 1AZ-FE:
Производство | Япония (Камиго, Шимояма) |
Серия | 1AZ |
Старт производства | 2000 г. |
Объем агрегата | 1998 куб. см. |
Номинальная мощность | 145-150 л.с. |
Пик мощности, обороты | 5700-6000 об/мин |
Крутящий момент | 190-200 Н*м при 4000 об/мин |
Блок цилиндров | алюминиевый |
Вес мотора | 131 кг |
Подача топлива | инжектор (для модификации FE) |
Расположение цилиндров | рядное |
Цилиндры | 4 |
Клапана | 16 |
Ход поршня | 86 мм |
Диаметр цилиндра | 86 мм |
Степень сжатия | 9.6 – 9.8 |
Топливо | бензин, не ниже 95 |
Экологический допуск | Евро 5 |
Расход топлива на 100 км: | |
— город | 11.4 л |
— смешанный | 9.8 л |
— трасса | 7.3 л |
Расход масла на 1000 км | не более 1000 гр |
Тип масла | 0W-20, 5W20 |
Объем масла в картере | 4.2 л |
Конструкция силового агрегата Тойота
Легкий алюминиевый блок цилиндров и отличная система газораспределения VVT-i стали важными достижениями агрегата. Электронная дроссельная заслонка облегчила работу мотора, сделала ее более стабильной и сняла ряд потенциальных поломок. Ось цилиндров имеет конструктивную особенность – смещение относительно оси коленвала. Сделано это для повышения срока службы гильз.
Ресурс двигателя завод не определял, но отзывы позволяют составить мнение о сроке службы агрегата. Пробег в 300 000 км считается нормальным. При большем пробеге возникают неполадки, которые свидетельствуют о серьезном износе основных механизмов и деталей.
Навесное оборудование ходит долго, не вызывает проблем. Генератор на некоторых авто требует замены после 200 000 км. В системе охлаждения проблемы может вызывать только термостат, который не любит российскую зиму. Непосредственно клапанный механизм, а также вся система ГБЦ проблем не вызывают. Важно следить за условиями эксплуатации и обеспечивать хорошее обслуживание.
Коробки передач для двигателя 1AZ
Коробки устанавливались традиционные механические и автоматические. Механика на 6 ступеней служит вполне качественно, не вызывает никаких проблем. Автоматы отличаются нетрадиционным поведением в режимах D4 и некоторых вариантах принудительного зацепления передачи. Но это вопрос не к мотору, а к самой АКПП. Устройство коробки достаточно сложное, и одной из больших проблем для владельцев таких авто с автоматом станет высокая стоимость ремонта.
На какие автомобили устанавливался двигатель 1AZ-FE
Список моделей для данного агрегата небольшой. Модифицированная версия FSE с непосредственным впрыском ставилась на больший спектр моделей. Описываемый сегодня агрегат служит под капотом таких авто:
- Toyota Camry (в некоторых странах Aurion) 2006-2009 годы выпуска;
- Toyota RAV4 (также ставили на РАВ4 Евро) с 2001 по 2006 годы;
- Toyota Avensis Verso (в некоторых странах Picnic) c 2001 по 2009 годы.
Несмотря на то, что агрегаты уже не ставят на новые авто концерна для РФ, они до сих пор выпускаются и продаются в качестве запчастей для ремонта авто. Основная масса на российском рынке представлена в Камри и RAV4, а вот Авенсис Версо у нас практически не продавался, есть только авто, привезенные б/у из Японии.
Основные неполадки в двигателях серии 1AZ
Несмотря на довольно высокую надежность данных агрегатов, детские болезни были и у них. Важно отметить, что даже новые двигатели не избавились от большей части проблем. Много неприятных мелочей, такие как поломка и необходимость замены толкателей, часто приводят к масштабным работам – гильзовка, замена стандартных деталей на поршни ремонтного размера, к примеру. Но это единичные проблемы. Стоит помнить о более массовых неприятностях:
- Срыв резьбы крепления головки блока цилиндров. Прокладка не спасает, антифриз скапливается на задней стенке блока. Сбивается геометрия конструкции, блок отправляется на помойку, нужен дорогостоящий ремонт.
- Вибрация на холостых оборотах. Это также выливается в проблему холостого хода. Обычно помогает чистка системы подачи топлива, EGR, клапана холостого хода. Также частично снимает вибрацию замена подушек установки агрегата.
- Мотор дергается. 1AZ-FE подвержен образованию нагара, необходимо чистить впускной коллектор. Если и это не сработало, придется посмотреть клапан VVT-i или даже менять лямбда-зонд.
- Плавают обороты. Также часто при этом симптоме мотор тупит, начинается жор топлива. Виновником становится система EGR, которую не устанавливали для европейского рынка, только в японских модификациях. Ее рекомендуется отключить на хорошем сервисе.
- Повышение расхода после 200 000 км пробега. Скорее всего, придется менять форсунки, а также смотреть на систему ТНВД. Вполне возможно, потребуется серьезная капиталка двигателя с хорошими вложениями.
Гнет ли клапана в моторе при проблемах с ГРМ?
Эта модель агрегата оснащается цепью, и многие автомобилисты считают данную систему неубиваемой. Но проблема в том, что перескок цепи станет серьезной неприятностью. При снятии клапанной крышки после такой проблемы вы удивитесь, насколько разрушена система ГБЦ. На высоких оборотах не просто загибает клапана, а разрушает всю головку без шанса восстановления.
Эксплуатационные особенности мотора 1AZ-FE
Многие путают данную серию с моторами 1ZZ. Двигатели с обозначением ZZ имеют меньший объем, построены специально для американского рынка и имеют намного меньше детских болезней. Рассматривая плюсы и минусы покупки нового силового агрегата AZ, вы найдете больше преимуществ. Но при выборе авто с хорошим пробегом, такой мотор может принести много неприятностей. Среди эксплуатационных особенностей стоит отметить такие черты:
- продавцы нередко ремонтируют авто некачественно перед продажей, маскируют трещины на картере и другие проблемы;
- среди минусов стоит отметить малый ресурс, как для силовых установок Toyota, это также большая неприятность;
- дорогие комплектующие – еще один недостаток, при обслуживании даже оригинальный ремень генератора купить будет непросто;
- высокие требования к сервису – масляный фильтр, масла, антифризы и другие расходники должны быть очень качественными.
Тюнинг и доработка двигателя 1AZ-FE
Вопрос доработки и увеличения мощности практически не возникает до 150 тысяч километров. Но после этого рубежа двигатель несколько теряет в мощности. Учитывая надежную конструкцию, силовой агрегат можно легко улучшить как с помощью программных методов, так и с применением аппаратного тюнинга.
Основные возможности увеличения мощности следующие:
- Чип-тюнинг с помощью программных методов (Stage 1). Можно без вреда для мотора увеличить мощность установки до 165-170 л.с.
- Расточка. Растачивать блок цилиндров можно, на выходе получится мотор 2AZ с 2.4-литровым объемом и значительно увеличенной тягой. Но стоимость нереально высокая.
- Наддув. Турбонаддув в комплекте от компании TRD, к примеру, подойдет на данный мотор. Конечно, понадобится интеркулер, новые форсунки, утолщенная прокладка ГБЦ и другие мелкие доработки. Потенциал двигателя – 200 л.с. без изменения поршневой группы.
Также во время тюнинга снимают катализатор, устанавливают прямоточную выхлопную систему, убирают EGR, снимают заводские ограничения и программные блоки (тюнинг Stage 2). Все это поможет добиться более свободного дыхания мотора, что даст больше свободы в передвижении. Но при неверном тюнинге износ двигателя будет чрезмерно высоким.
Выводы – надежность и практичность агрегата 1AZ
Этот мотор не является самым надежным из линейки Toyota. Но мотор без проблем может доходить до 300 000 км пробега без значительных изменений мощности и основных характеристик. Стоит помнить о том, что Тойота нуждается в хорошем масле, оптимальных расходных материалах. Если эксплуатация не соответствует заводским характеристикам, топливная система и головка блока начнут создавать проблемы уже на второй сотне тысяч пробега.
Мастера на сервисе утверждают, что 1AZ-FE вполне ремонтопригоден, но его восстановление стоит довольно дорого. Поэтому при серьезных поломках часто выгоднее найти хороший контрактный мотор из Японии. Перед установкой таких двигателей лучше отключить и снять блок EGR.
Источник
Ремонт двигателя 1AZ-FE без снятия его с автомобиля
Ремонт двигателя 1AZ-FE без снятия его с автомобиля
Общие сведения Технические данные Установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) Крышка головки блока цилиндров Система изменения фаз газораспределения (VVT — Variable Valve Timing) Цепь привода газораспределительного механизма и звездочки Распределительные валы и.
Общие сведения
Этот раздел посвящен ремонту двигателя 1AZ-FE, установленного в моторном отсеке. Двигатель 1AZ-FE объемом 2,0 л устанавливался на автомобили RAV4 с 2001 года. Этот двигатель представляет собой новую конструкцию, с алюминиевыми блоком цилиндров и масляным поддоном. В головке блока цилиндров устано.
Технические данные
Технические данные приведены в таблицах 3.22, 3.23, 3.24, 3.25, 3.26, 3.27. .
Установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ)
Верхняя мертвая точка (ВМТ) – это самая высокая точка, через которую проходит поршень при работе двигателя. Каждый поршень достигает ВМТ в тактах сжатия и выпуска, но термин ВМТ обычно относится к поршню первого цилиндра в такте сжатия. Метка на шкиве гасителя колебаний, закрепленного на коленчатом.
Крышка головки блока цилиндров
Снятие Снятие производите в следующем порядке: – выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи; – отсоедините электрические разъемы от катушек зажигания, выверните гайки крепления жгута проводов к крышке головки блока цилиндров и отведите провода в сторону. Снимит.
Система изменения фаз газораспределения (VVT — Variable Valve Timing)
Система VVT изменяет фазы газораспределения распределительного вала впускных клапанов, поворачивая звездочку распределительного вала в одну или другую сторону. Это в зависимости от режимов работы двигателя увеличивает мощность двигателя, уменьшает расход топлива и эмиссию отработавших газов. .
Цепь привода газораспределительного механизма и звездочки
Снятие Снятие цепи проводите на холодном двигателе в следующем порядке: – выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи; – снимите ремень привода навесных агрегатов; – снимите генератор; – снимите крышку головки блока цилиндров; – при наличии снимите блок AB.
Распределительные валы и толкатели клапанов
Снятие ПРИМЕЧАНИЕ Осевой люфт распределительных валов проверяйте перед их снятием. Снятие производите в следующем порядке: – выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи; – снимите крышку головки блока цилиндров; Рис. 3.52. Совм.
Впускной коллектор
Снятие Снятие впускного коллектора проводите на холодном двигателе в следующем порядке: – сбросьте давление в топливной системе; – выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи; – снимите патрубок воздухозаборника и резонатор; – снимите капот и кожух вентиляци.
Выпускной коллектор
Снятие Снятие выпускного коллектора проводите на холодном двигателе в следующем порядке: – выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи; – затяните стояночный тормоз и установите упоры под задние колеса; – поднимите переднюю часть автомобиля и установите на опо.
Головка блока цилиндров
Снятие Снятие головки блока цилиндров проводите на холодном двигателе в следующем порядке: – сбросьте давление в топливной системе; – выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи; – слейте охлаждающую жидкость; – снимите ремень привода навесных агрегатов; –.
Шкив / гаситель колебаний
Снятие Снятие производите в следующем порядке: – выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи; – снимите ремень привода навесных агрегатов; – затяните стояночный тормоз и заблокируйте задние колеса упорами; – ослабьте гайки крепления правого переднего колеса.
Переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала
Замену производите в следующем порядке: – снимите шкив/ гаситель колебаний с коленчатого вала; – отметьте положение и глубину установки старого уплотнительного кольца; Рис. 3.87. Извлечение переднего уплотнительного кольца коленчатого вала из крышки цепи – специальным инструм.
Масляный поддон
Снятие Снятие производите в следующем порядке: – выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи; – затяните стояночный тормоз и установите упоры под задние колеса; – поднимите переднюю часть автомобиля и установите на опоры; – снимите грязезащитный щиток моторн.
Масляный насос
Снятие Снятие производите в следующем порядке: – снимите цепь привода газораспределительного механизма и звездочку с коленчатого вала; Рис. 3.90. Установка шпонки коленчатого вала в левое горизонтальное положение (А) после поворота коленчатого вал двигателя на 90° против часовой стр.
Маховик / пластина привода
Снятие и установка маховика/ пластины привода на двигателях 1AZ-FE, устанавливаемых на автомобилях с 2001 года, проводите таким же образом, как и на двигателях 3S-FE, устанавливаемых на автомобилях до 2001 года. Соответствующие моменты затягивания болтов приведены в технических данных в начале эт.
Заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала
Замену производите в следующем порядке: – снимите коробку передач; – снимите маховик/пластину привода; – отметьте положение и глубину установки старого уплотнительного кольца; Рис. 3.96. Извлечение заднего уплотнительного кольца коленчатого вала – специальным инструментом и.
Опоры силового агрегата
Замена опор силового агрегата на автомобилях с 2001 года с двигателями 1AZ-FE проводится таким же образом, как и на автомобилях до 2001 года с двигателями 3S-FE. Соответствующие моменты затягивания болтов приведены в технических данных в начале этого раздела. .
Источник