Тойота ремонт двигателя 2ст

Тойота ремонт двигателя 2ст

Страничка, посвященная ремонту и эксплуатации автомобиля

Toyota Master Ace Surf

(Town Ace, Master Ace и Lite Ace, Hi Ace )

Частичный вариант разборки двигателя 2СТ.

Снятие головки блока цилиндров для проверки, дефектовки и ремонта (рассматривается вариант с турбокомпрессором СТ-20).

Рис.1 Стрелками указаны места возможного нанесения меток.

При получении повреждений в головке блока или металлической прокладке между блоком цилиндров и головки (зачастую, в связи с перегревом) не обязательно демонтировать весь двигатель для разборки верхней его части, поскольку можно все сделать по-месту. Чтобы ничего не закоротить случайно (особенно при демонтаже генератора), перед проведением работ отключить клемму от аккумулятора! Сливаем охлаждающую жидкость из системы. Перед началом проведения работ желательно запастись коробочками, чтобы складывать туда крепеж от разбора каждого отдельного устройства (агрегата).

Для этого нам потребуется снять сверху сидения, крышки с рычагами, отвести троса, снять кожух вентилятора, вискомуфту, заливную горловину системы ОЖ с двойными трубками собранную лучше открутить за датчиками температуры у входа в головку блока (3 гайки на 12).

Потребуется ослабить и снять приводные ремни генератора, ремень гидроусилителя можно не трогать, так как нижняя часть двигателя нам не понадобится (за исключением случаев, когда ремень ГРМ и ролик обводной захотим поменять).

Снимаем генератор с вакуумным насосом, чтобы пыль и грязь не попала, одеваем на концы шлангов пакеты, позаботимся сразу при откручивании магистралей о медных шайбах сверху и снизу штуцеров (желательно новые иметь, но можно медные и обжечь). Снимаем кожух ремня ГРМ, откручиваем 6 разных (как по длине, так и по номеру головки) болтов на крышке вентилятора, снимаем крышку.

Головкой на 19 по часовой стрелке вращаем коленвал так, чтобы были выставлены метки ВМТ (метка на шкиве распределительного вала – под верхний срез головки блока и метка на ободке шкива ТНВД с меткой на крышке под ним), берем маркер настоящий (тяжело стираемый и хорошо видимый — белый) и маркируем в трех точках шкив распредвала и шкив ТНВД (как показано на рисунке 1). На нижний кожух и составной шкив приводных ремней на коленвалу наносим тоже пару отметок для удобного их совмещения потом (хотя если трогать коленвал не будем, то за весь процесс работ он так и останется в нетронутом положении). Теперь откручиваем натяжной ролик, убираем пружину и ремень загибаем аккуратно вниз, немного натянув, и зафиксируем его. Если модель двигателя оборудована автоматом прогрева на ТНВД с подводом ОЖ из штуцера головки, отсоединяем патрубок, ослабив хомут.

Далее, — отсоединяем электрическую часть, перед откручиванием желательно побрызгать все элементы крепежа WD 40, снимаем провода от дополнительного резистора или изолятора, откручиваем перемычку на шину свечей накаливания, снимаем защитные колпачки и гайки на 10 у каждой,

освобождаем алюминиевый токопровод. Отсоединяем провод от датчика температуры (для отображения температуры двигателя на панели приборов). Затем, сняв планку крепления 4-х топливных трубок на впускном коллекторе с массовым проводом (гайки на 10), откручиваем хорошим рожковым ключом на 17 клеммеры топливопроводов у форсунок и по очереди, — клеммеры на топливном насосе (порядок снятия – 1 цилиндр, 2 цилиндр, 3 и 4 соответственно, собирать – в обратной последовательности для удобства затяжки клеммеров топливопровода на ТНВД – сначала нижних, а потом верхних). Сдернув шланг, идущий на болт OUT в ТНВД,

откручиваем линию «обратки», чтобы отвернуть гайки сверху «обратки», не поломав ее, побрызгаем керосином или WD 40 ее немного. Если гайка у нас прикипела и пытается откручиваться вместе с форсункой (при этом стараемся зафиксировать от прокручивания корпус форсунки снизу под впускным коллектором, сложно, но можно, обстучим еще медным прутком «обратку» рядом с прикипевшей гайкой). Далее можно выкрутить сами форсунки и свечи накаливания и убрать их подальше, свозив форсунки на проверку и регулировку, а свечи накаливания соединить параллельно и подать на них напряжение 12 вольт секунд 4-5 до их разогрева до красна (оценив равномерность накала кончиков свечей и одновременность).

Следующим этапом необходимо будет открутить 4 гайки на 14 от шпилек выпускного коллектора (воздуховоды отсоединены и теплоотражатели с выпускного коллектора сняты), освободив тем самым турбину. Сделать это легче будет ключиком накидным с трещеткой (места очень мало).

Откручиваем гайки с прорезиненными шайбами у клапанной крышки, снимаем крышку клапанов. Теперь можно приступить собственно к демонтажу головки блока цилиндров. Но не спешите, ослаблять болты на 14 нужно аккуратно в определенной последовательности, чтобы она не выгнулась «домиком».

Открутив, — снимаем сразу головку с впускным и выпускным коллекторами, при этом прокладка металлическая может соскользнуть со шпилек выпускного фланца (при расстыковке деталей выпускного коллектора).

Осматриваем прокладку под головкой, поверхность поршней и прилегающую к ним поверхность головки, определяемся в причинах наших бед (трещины между клапанами, пробой прокладки, трещины в форкамерах и т.д.).

Сборка производится в обратной последовательности, предварительно очищаем всю поверхность блока от окалины и прочих загрязнений, желательно проверить на плоскость тоже.

Ставим прокладку, проследите, чтобы были на месте направляющие (вставленные в блок цилиндров) и прокладка на них хорошо села и по отверстиям четко совпадала. Сверху ставим собранную головку с установленными коллекторами (не забудьте после ремонта головки и ее сборки убедиться, что шкив распердвала затянут моментом 88НМ, и поставить ее в положение, когда совмещены риска на шкиве распределительного вала по верхнему срезу головки, иначе при других положениях клапанов головка у Вас на место просто не сядет). Следим, чтобы четыре шпильки с одетой на них металлической прокладкой вошли в отверстия приемного фланца турбокомпрессора.

Опускаем медленно, придерживая головку блока, следим, чтобы она аккуратно и плотно села на направляющие втулки. Головку блока затягиваем в несколько приемов, сначала в оговоренной последовательности, используя динамометрический ключ, закручиваем с моментом 44-45 НМ, затем белым маркером помечаем положение болтов, наносим риски от центра шляпки болта к лобовине двигателя. Затем доворачиваем болты на 90 градусов в той же последовательности, дав постоять головке, продолжим протяжку, довернем болты еще на 90 градусов, в результате риски на болтах должны смотреть на тыльную сторону двигателя, а момент при этом будет достигать 100-110 НМ. Что касается вопросов, стоит ли, после того как двигатель пройдет 500-1000 км вновь протягивать головку, — это каждый для себя решает сам, в зависимости от материала, из которого изготовлена прокладка и других условий, но прижатая представленным выше способом, головка в дополнительной протяжке нуждаться не должна.

Смотрим, не ушло ли у нас положение коленвала. Используя ключ на 17 придержим шкив ТНВД в таком положении, чтобы без проблем совместились метки, сделанные нами белым маркером перед снятием ремня ГРМ, удерживая шкив ТНВД зацепляем ремнем и шкив распредвала (тоже в соответствии с нанесенными белыми метками на ремне и шкиву), свободный ход выбираем роликом натяжителя с установленной пружиной, еще раз обеспечим натяжение ремня ГРМ и зафиксируем болт натяжителя моментом 37НМ. Проверим правильность установки ремня ГРМ, вращая за болт коленвала по часовой стрелке убеждаемся, что ничего не заедает и клапана с поршнями не встречаются, а метки никуда не уходят и выставлены правильно (как не крути).

1. Датчик температуры (для отображения на панели приборов);

2. дополнительный резистор второй ступени накаливания;

3. вывод ОЖ с головки блока для подключения автомата прогрева на ТНВД;

4. Шпильки к переходному фланцу от выпускного коллектора к турбине.

Выпускной коллектор прикручиваем к головке моментом 47НМ, впускной коллектор прикуручиваем болтами моментом 18НМ.

Так выглядит уже протянутая головка блока цилиндров (метки на головках болтов обращены назад). Цифрами указана последовательность затяжки болтов крест-накрест от центра к краям (если почувствовали, что при протяжке какой-то болт потянулся и стал идти легче, — сразу его выкручивайте и меняйте на новый болт).

Сам ремень, желательно оригинальный, должен стоять так, чтобы маркировка на нем читалась, если смотреть с задней стороны двигателя. Сначала на шкив распредвала одеваем его, затем, удерживая ключом за болт шкива насоса ТНВД проходим через него (никаких провисов быть не должно, хоть ТНВД и не нравится в таком положении, он так и норовит соскользнуть, держим его), затем обратной стороной ремня проходим помпу и попадаем на шестерню коленвала, так, чтобы метки совмещены были тоже (зазубрина на крышке масляного насоса с точкой на юбке шестерни грм коленвала, смотрим снимок снизу), а потом ведем его по обводному ролику, не отпуская, в натяжении. Весь свободный ход ремня выводим на регулирующий натяжение ремня, подпружиненный ролик. Проверяем натяжение и фиксируем ролик.

Если ремень не снимался, правильно выставить метку на шестерне ГРМ коленвала, закрытую кожухом, можно ориентируясь по иголочке на крышке корпуса масляного насоса и выемке на бортике шкива коленвала (при условии, что шпонпаз на шкиву не перетачивался!).

Собираем крышки, кожухи, генератор с вакуумным насосом, прикручиваем фланец коллектора на турбину (4 гайки на 14), ставим ремни. Форсунки должны быть затянуты моментом 64НМ, позаботьтесь заранее об алюминиевых шайбах (4 штуки) с отверстиями под слив обратки, 4 шайбы пламяотражающие трубчатые (на смятие под распылители), бронзовые шайбы под саму форсунку (если не сильно пострадали, то можно использовать повторно). Устанавливаем линию «обратки», сверху нее затягиваем гайки моментом 29НМ. Свечи накаливания закручиваем моментом в 13НМ.

Ставим трубки топливопроводов (под сами трубки проложим кусочки пористой резины между шпильками крепежными снизу трубок и сверху трубок), начинаем с нижних (3-ей и 4-ой) и заканчивая верхними (1-ой и 2-ой), клеммеры на форсунках не затягиваем, как только мы подсоединим все правильно по электрической части, мы будем наполнять ручным топливоподкачивающим насосом корпус ТНВД с отсоединенной «обраткой» (до тех пор, пока с нее не пройдет пена и не польется солярка). Затем подсоединяем клемму аккумулятора и вращаем двигатель до тех пор, пока у нас из под приотданных клеммеров на форсунках не будет брызгать топливо, замечено, что быстрее наполняются короткие трубки 3-его и 4 цилиндров и т.д. Как только из-под всех крышек начнет пробиваться топливо, — затягиваем клеммеры моментом 29НМ. Двигатель к запуску готов, требуется собрать его окончательно, установив шланги ОЖ, воздуховоды, где надо, – ставим прокладки, если их нет, закупаем паронит и сами вырезаем их, где-то садим их с герметиком. По окончании сборки убедитесь, что все шланги ОЖ подцеплены (особенно на автомат прогрева), заливаем охлаждающую жидкость, смотрим, чтобы не было протечек. Не закрывая крышку заливной горловины с перепускным 0,9 Бар запускаем двигатель, выгоняя воздушную пробку доливаем ОЖ, как только уровень установится дадим двигателю поработать, прогреться. В первые запуски наблюдается много дыма из выхлопной, поскольку в двигателе выгорают масла на рабочих поверхностях, химия, которой мы пользовались для очистки и т.д. Двигатель должен работать ровно, если троит, — искать причины, попробовать пораньше выставить зажигание (наклонить максимально близко к двигателю ТНВД, если двигатель стал работать поровнее, а регулировок положения ТНВД не хватает, то необходимо передвинуть на один зуб по часовой стрелке зубчатое колесо ТНВД). Еще возможной причиной троения или тряски двигателя могут быть форсунки, плохо отрегулированные или с сильно изношенным распылителем. В этом случае покупается новый распылитель, перекручивается на старую форсунку и проверяется на стенде перед установкой. Еще на неустойчивую работу и троение могут влиять частички грязи или инородные тела, попавшие в канал подачи топлива в плунжер, и далее в напорные клапана. Это, а так же забитые фильтр-сеточки сильно уменьшают подачу топлива, и тут автолюбители делают большую ошибку, — не устраняют проблему, а крутят винт номинальной подачи, — добавляют топлива. Расход конечно повысят, динамика приподнимется, но проблема со временем только усугубится.

С форсунками встречается еще проблема с забитым каналом обратки в них, обычно после сборки двигателя, трубку обратки я не ставлю, прокачиваю ТНВД и наполняю трубки до клеммеров у форсунок и запускаю двигатель. По тому, как летят капельки солярки из канала обратки каждой форсунки можно судить о прохождении излишков топлива с канала «обратки» форсунки в металлическую линию сбора и отвода излишков дизельного топлива. Та форсунка, откуда излишки топлива не летят, требует чистки и регулировки.

Тряску двигателя могут вызвать так же порванные подушки двигателя или АКПП (МКПП).

Определиться, какая именно форсунка не работает совсем можно на рабочем двигателе, последовательно приотдавая клеммер к каждой форсунке найти ту, у которой меняться работа двигателя практически не будет, но таким методом можно найти только совсем заклинившую форсунку. Действовать нужно аккуратно, потому что рядом находится шина свечей накаливания (на которой в момент запуска, а потом еще какое-то время продолжает держаться напряжение) и можно коротнуть ее, что приведет к искрению и выходу из строя предохранителя в силовом блоке номиналом 80 Ампер. А вот найти ту форсунку, которая льет, или не имеет четкой отсечки, нормального распыла, забитыми каналами на «обратку», – сложнее, требуется их проверка и возможно, переборка и регулировка на стенде.

Возможно, потребуется отрегулировать холостой ход, трос педали газа. Собрать крышки и установить сидения и протестировать частично перебранный двигатель с новой головкой (контрактной или восстановленной старой) в пробном заезде.

Источник

Читайте также:  Рса оценка стоимости ремонта
Оцените статью