Глава VI. Текущий ремонт ТР-3 механической части электровоза
19. Общие сведения
Текущий ремонт ТР-3 является наиболее эффективным средством оздоровления электровозов из всех видов текущего ремонта, выполняемого в условиях локомотивных депо. При нем электровоз подвергается наиболее полной разборке. Восстановление, ревизия и осмотр всех его узлов и агрегатов осуществляются с участием рабочих специализированных цехов и отделений. Этот ремонт наиболее сложный и трудоемкий из всех видов ремонта и характеризуется наибольшим уровнем механизации.
Объем ТР-3, установленный МПС, предусматривает: подъемку кузова и выкатку тележек, их разборку, осмотр и ремонт рам тележек и сочленений; разборку колесно-моторных блоков с ремонтом и заменой отдельных элементов; освидетельствование, ремонт и обточку колесных пар; ремонт и ревизию буксового узла с заменой подшипников и других элементов; разборку, ревизию и ремонт рессорного подвешивания и гидравлических гасителей колебаний; ремонт тормозной рычажной передачи с испытанием ее элементов; ревизию и ремонт ударно-сцепных устройств; осмотр и ремонт главных и дополнительных опор, а также люлечного подвешивания кузова, противоразгрузочных и противоотносных устройств; осмотр и ремонт отдельных элементов кузова; наружную окраску кузова и крыши, а также окраску кабины.
При ТР-3 тяговые двигатели и вспомогательные машины подвергаются ремонту с пропиткой обмоток и испытаниями машин.
По электрическим аппаратам и цепям предусматриваются следующие работы; осмотр и ремонт электрической аппаратуры, регулировка защитных аппаратов и реле, проверка измерительных приборов, промывка аккумуляторной батареи, осмотр и проверка целости изоляции проводов и их крепления. Кроме того, выполняются: ремонт тормозного и пневматического оборудования и компрессоров; осмотр и промывка воздушных резервуаров или гидравлическое испытание в соответствии со сроками; осмотр, очистка и продувка воздухопроводов; осмотр, проверка и ремонт защитных устройств, автоматической локомотивной сигнализации и автостопов, скоростемеров и радиостанций.
При ТР-3 максимально используют принцип взаимозаменяемости, что позволяет заблаговременно ремонтировать и готовить такие узлы и агрегаты, как тяговые двигатели, колесно-моторные блоки, тележки и т. д. Для того чтобы организовать агрегатный метод ремонта, локомотивные депо имеют в своем распоряжении переходящий технологический запас таких узлов и агрегатов.
Объем и характеристика работ определяются Правилами ремонта и уточняются в зависимости от технического состояния электровоза, которое устанавливается перед постановкой его на ремонт. Кроме того, при ремонте колесных пар, роликовых букс, автосцепки, помимо правил ремонта, необходимо соблюдать требования действующих инструкций МПС. Особое внимание следует уделять соблюдению технологии сварочных работ, которые должны выполняться в соответствии с техническими требованиями и инструктивными указаниями МПС.
Все отремонтированные или вновь изготовленные части оборудования и детали перед установкой на электровоз должны быть проверены или испытаны. Оси, бандажи и венцы зубчатых колес колесных пар, шкворни сочленений, поперечные и продольные балансиры, рессорные подвески, детали тормозной рычажной передачи должны подвергаться магнитной дефектоскопии. Кроме того, методом магнитной дефектоскопии проверяют некоторые узлы и детали колесно-моторных блоков и тяговой передачи: болты и подвески редуктора, шлицевые соединения и цапфы карданных муфт тягового привода, а также валы малых шестерен редукторов электровозов ЧС, болты подвески тяговых двигателей.
Ремонтные операции, осуществляемые рабочими комплексных и специализированных бригад, выполняются под руководством мастеров, которые должны проводить приемку выполненных работ. Кроме того, мастера должны лично присутствовать при выполнении таких операций, как подъемка и опускание кузова, выкатка и подкатка тележек, съемка тележек с колесно-моторных блоков или их установка, проверка зацепления зубчатых передач и испытание колесно-моторных блоков, проверка правильности расположения колесных пар в тележках и др.
Качество работ, выполняемых при ремонте, проверяют приемщики локомотивов. В соответствии с установленной технологией, правилами ремонта и инструкциями они принимают в процессе сборки и выпуска из ремонта электровоз в целом и такие узлы, как колесные пары, зубчатые передачи и собранные колесно-моторные блоки, тележки, их рамы, призонные болты, сочленение, подвеска редуктора, люлечное и рессорное подвешивания, гидравлические амортизаторы, тормозная рычажная передача и автосцепное устройство. Кроме того, приемке подлежат буксы, буксовые направляющие и собранные буксовые узлы с проверкой расположения колесных пар в тележках, рамы и опоры кузова. Обращают особое внимание на качество внутренней и наружной окраски.
Особенно тщательно проверяют крепления: междурамные, кожухов и корпусов редукторов зубчатых передач, электрических машин, шапок моторно-осевых подшипников, струнок, путеочистителей, предохранительных скоб и приемных катушек автоматической локомотивной сигнализации, тормозных цилиндров и воздушных резервуаров, песочниц, фрикционных аппаратов.
Приемку из ТР-3 осуществляет начальник депо или его заместитель и приемщик, которые совместно с машинистом осуществляют испытание электровоза путем его обкатки на линии.
При разборке электровоза должны соблюдаться некоторые общие правила выполнения демонтажных работ для ответственных узлов и агрегатов. Перед снятием и разборкой узла проверяют наличие на деталях бирок, клейм и меток спаренности. При необходимости их восстанавливают или наносят заново. Определяют размеры, зазоры и разбеги, нормируемые технологической документацией. Путем осмотра, ориентируясь по таким признакам, как наличие и вытекание смазки, ржавчины, трещины краски, следы натертости, звук при обстукивании молотком, убеждаются в отсутствии ослабления посадки деталей. Определяют также характер износа трущихся деталей в рабочем положении.
При демонтаже сварные детали, узлы, собранные с гарантированным натягом деталей, а также шпильки разбирают или вывертывают только в случае необходимости. Годные регулировочные прокладки и штифты, служащие для центровки и фиксации узлов и деталей, необходимо сохранять и использовать при сборке.
Резьбовые изделия, имеющие забитые или сорванные нитки резьбы (более двух), должны быть заменены.
Дальнейшее описание технологических процессов ремонта будем вести применительно к электровозам ВЛ10, ВЛ11. Ремонт конструктивно отличных узлов электровозов иных серий будет оговариваться особо.
Источник
Система вентиляции ТР-3
Выполните работы в объеме ТР-2.
Осмотрите состояние вентиляторов на целостндсть колес, заклепочного соединения колес. Заметив дефекты, демонтируйте блок вентилятора с электровоза и проведите ремонт в следующей последовательности:
-снимите кожух вентилятора (на блоке сдвоенных вентиляторов);
отогните стопорные выступы шайбы на ступице колеса, выкрутите болт, осмотрите его, спрессуйте колесо с вала (если колесо повреждено), для чего пользуйтесь съемником с захватами, которые располагая’ -те в выточки на ступице; очистите колесо, поправьте погнутые лопатки или восстановите сварные швы;
тщательно проверьте передний и задний диски колеса на отсутствие трещин и надежность заклепочного соединения;
проверьте щупом 0,1 отсутствие зазора между поверхностями прилегания заднего диска и ступицы, при наличии зазоров более 5,мм от окружности ступицы колесо замените, снятое колесо отправьте на ремонт заклепочного соединения. ,
При замене колеса или двигателя предварительно проведите статическую балансировку колеса в отбалансированной оправке на параллелях.
В случае проведения динамической балансировки (без демонтажа колеса) в сборе с электродвигателем установите двигатель с колесом иа жесткой раме и закрепите электродвигатель на амортизаторах болтами. При этом наибольший зазор между опорной поверхностью одной из лап электродвигателя и несущей планкой амортизатора при полностью отпущенных болтах, крепящих двигатель к амортизаторам, не должен быть более 0,2 мм. Подведите к коробке выводов подсоедини-тельный кабель от сети, соблюдая правила техники безопасности. Прокрутите вентилятор. Виброметром ВИПг2 (ГОСТ 9763-67) замерьте вертикальную вибрацию испытуемого объекта, касаясь щупом поверхности электродвигателя в точках, близких к подшипниковым щитам. Если замеренная двойная амплитуда размаха колебаний будет больше 80 мкм, проведите дополнительную балансировку: изготовьте из проволоки, согнутой по профилю лопатки, временный груз так, чтобы он удерживался при вращении колеса на лопатке. Переставляйте проволочку с лопатки на лопатку или, добавляя другие, добейтесь нормируемой величины вибрации двигателя. Замените временныйгруз из проволочек на постоянный, по на 4-5 г меньше для учета массы сварного шва и приварите груз на внутренней стороне заднего диска около лопатки, на которой навешивался временный груз.
Прокрутите двигатель и еще раз проверьте величину вибрации, подкрасьте места приварки груза.
При плановых ремонтах электровозов 8 разборкой оборудования производите чистку улиток с внутренней стороны щетками из синтетического материала и продувку вентиляторов сжатым воздухом.
В случае механических повреждений улиток вентиляторов допускается произвести наклейку стеклоткани компаундом на основе эпоксидной смолы до необходимой толщины.
Источник
Установка оборудования ТР-3
Выполните работы в объеме ТР-2.
Отсоедините трубы санузла, очистите их внутри и вновь установите, сделайте ревизию прокладок крана умывальника, замените прокладки, если обнаружите их износ.
Рекомендуется следующая последовательность операций при демонтаже основного оборудования.
Демонтаж крыши с оборудованием токоприемника. Отсоедините внутри кузова электрические провода и пневматические соединения цепей оборудования, установленного на крышке; отсоедините снаружи токопроводящую шину на дросселе помехоподавления; отсоедините заземление крышки; ослабьте затяжку крепежных узлов крепления крышкц по ее периметру; снимите крышку с токоприемником и помощью крана, используя проушины на крышке.
Демонтаж крышки люка трансформаторного помещения. Отсоедините внутри кузова провода на зажимах к главному выключателю, установленных на крышке; токоведущую шину главного ввода в верхней части; снаружи отсоедините токоведущие шины на опорных изоляторах (или разъединителях); отсоедините заземление крышки; ослабьте затяжку крепежных узлов;крепления крышки по ее периметру, снимите крышку с помощью крана за проушины на крышке и установите на подставку так, чтобы не повредить оборудование, выступающее вниз.
Демонтаж крышки с установленными на ней главными резервуарами. Отсоедините под крышкой трубы пневматической системы и про вода, над крышкой-‘шины на опорных изоляторах (или разъединителе); ослабьте затяжку крепежных узлов крепления крышки по ее периметру; снимите крышку краном, используя проушины на крышке!
Демонтаж блоков вентиляторов охлаждения ВУК. После снятия крышки над блоком вентиляторов отсоедините круглые и прямоугольные патрубки на улитках вентиляторов, провода в коробке приводного двигателя, заземление блока на каркасе кузова; открутите болты крепления блока и демонтируйте блок за проушины блока є помощью крана.
Демонтаж блоков тормозных резисторов, переключателей воздуха, выпрямительных установок и реакторов. Отсоедините шину, проходят щую над крышкой, к которой подвешены тормозные резисторы, сдвиньте ее в любую сторону вдоль электровоза; ослабьте затяжку крепежных узлов крепления крышки по ее периметру; отсоедините токоведущие шины от выводов блоков тормозных резисторов; снимите хомуты крепления переходного патрубка на верхней части переключателя воздуха; с помощью крана снимите крышку вместе с блоками тормозных резисторов и жалюзийными колпаками, используя проушины на крышке. При необходимости отделите от крышки колпаки жалюзи и блоки тормозных резисторов, сняв при этом необходимый крепеж. Для снятия переключателя воздуха отсоедините все провода на рейке зажимов, открутите болты на его нижнем основании; отсоедините гибкие вентиляционные патрубки на стороне переключателя; демонтируйте переключатель краном. Для выемки выпрямительной установки отсоедините шины, подходящие к установке; вкрутите рым-болт (возьмите его в кладовой — болты поступают с электровозом), открутите нижние болты и, отложив их вместе с изоляционными втулками, демонтируйте выпрямительную установку краном.
Чтобы снять реактор, отсоедините шины от его выводов, снимите трап и на его стороне вентиляционные патрубки, отпустив для этого стягивающие хомуты, открутите болты на нижних уголках боковин реактора, которыми он крепится к полу кузова, и демонтируйте реактор краном за проушины.
Демонтаж мотор-вентилятора для охлаждения тяговых двигателей. Снимите крышку на крыше, блок с двумя вентиляторами, отключите провода приводного двигателя, заземление на корпус, открутите болты крепления каркаса вентилятора к полу и крышки к корпусу (улитке) вентилятора, снимите сеточный щит со стороны торца двигателя, приподнимите двигатель краном и выводите колесо вентилятора из корпуса, поворачивая весь блок под углом, демонтируйте блок вверх.
Демонтаж блока трансформатора. Снимите крышку над блоком трансформатора на крыше; отсоедините провода от реек зажимов на главном контроллере, к маслонасоеу и другим аппаратам, гибкие соединительные шунты силовых шин, заземление бака на корпус кузова; снимите отключатели ВУ, ограждения радиаторов под кузовом; отогните фиксирующие угольники по углам уплотнения фартука трансформатора; снимите лампочки, скобы, шины, выступающие в проем крыши, для выемки блока трансформатора; отсоедините со стороны кузова и увяжите в сжатом состоянии воздушные гибкие патрубки охлаждениятрансформаториых радиаторов; демонтируйте блок с установленные иа нем оборудованием за крюки бака трансформатора с помощьк* крана. , ‘
Демонтаж блока мотор-компрессора. Снимите крышку над блоком, отсоедините трубы от компрессора, провода от коробки выводов двигателя и нагревателя картера компрессора; снимите резервуары-отстойники, расположенные над компрессором, и все проходящие над блоком трубы; демонтируйте два блокировочных переключателя вместе с их каркасом, отсоединив подходящие к ним провода; открутите болты крепления блока к полу и болт заземления на каркасе блока; демонтируйте блок с помощью крана специальными стропами, используя отверстия в каркасе под двигателем и рым-болт компрессора (положение строп должно быть вертикальным).
Демонтаж блоков силовых аппаратов. Снимите крышку над блоком, отсоедините шины, подходящие к блоку, заземление блока, трубу, подводящую сжатый воздух, открутите болты крепления блока внизу и вверху, уберите переходные скобы, демонтируйте блок за отверстия для стропления.
Демонтаж другого оборудования. Снимите крышку на крыше над тем оборудованием, которое наметили к демонтажу; отсоедините провода внешнего монтажа на рейках зажимов или выводных коробках; отведите пучки с проводами на съемных полосах в сторону; отсоедините защитное заземление (где оно имеется); демонтируйте оборудование.
Разборка и сборка блока могор-компрессора. Снимите болты крепления электродвигателя к каркасу, перемещая электродвигатель вдоль его оси от редуктора, выведите пальцы муфты из зацепления. Снимите электродвигатель. При необходимости спрессуйте полумуфту с вала электродвигателя с помощью специального приспособления. Снимите болты крепления редуктора к каркасу, снимите пальцы с полумуфш редуктора н вертикальным перемещением редуктора вверх снимите его с фиксирующих штифтов, при необходимости снимите штифты, снимите редуктор с каркаса. Снимите болты крепления компрессора к каркасу и вертикальным перемещением вверх снимите его с фиксирующих штифтов, снимите компрессор с каркаса. При необходимости спрессуйте полумуфту с вала компрессора с помощью специального приспособления. Сборку производите в обратном порядке. При этом необходимо проверить или отрегулировать соосность валов редуктора, компрессора и электродвигателя. Несоосность валов определяйте мерительным штифтом, установив его по наружному диаметру и на торцовой поверхности полумуфты. Замеры производите при повороте муфты на 90,180 и 270°, разница замеров в одной и той же точке при повороте муфты на каждые 90° должна быть не более 0,5 мм для радиального и не более 0,2 мм для углового смещения на диаметре 330 мм. Продольное положение валов определяйте по зазору между торцами полумуфт, который должен быть (6±4 )мм. Установите штифты (допускается штифты устанавливать на прежнее место при достигнутой соосности валов).
Подготовку к пуску и первый пуск собранного блока выполняйте в соответствии с инструкцией но эксплуатации и обслуживанию компрессоров завода-изготовителя.
Источник