- Трактор ХТЗ-17221 и модификации — модернизированные версии Т-150К
- ХТЗ-17221: история создания
- Технические характеристики
- Габаритно-массовые показатели
- Двигатель
- Коробка передач
- Ходовая часть (трансмиссия)
- Кабина ХТЗ-17223. Управление трактором
- Устройство
- Модификации тракторов
- Навесное оборудование
- Опыт эксплуатации. Достоинства и недостатки
- Изменения в дизайне
- Цены на б/у трактора ХТЗ 17221
Трактор ХТЗ-17221 и модификации — модернизированные версии Т-150К
В сельском хозяйстве всегда имелась высокая потребность в использовании колесных тракторов большой мощности. Одним из самых производительных в своем классе на данный момент является ХТЗ-17221. При помощи данной техники возможно реализовывать большое количество самых разных задач при ведении сельскохозяйственных работ и не только.
Прототипом ХТЗ-17221 является трактор под маркировкой Т-150К. По сравнению с более ранним аналогом, ХТЗ-17221 обладает не только большей комфортабельностью, измененным внешним видом, но также высокой производительностью. Она увеличилась более чем на 20%. Что позволяет выполнять задачи по транспортировке и иные в разы быстрее.
С течением времени ХТЗ-17221 модернизировался. В первую очередь уделялось внимание комфортабельности работы водителя. Имеется система виброизоляции, а также термо и звукоизоляция. Что также положительным образом сказывается на производительности труда.
ХТЗ-17221: история создания
Местом разработки ХТЗ-17221 является Харьковский тракторный завод. С конвейера данного производства сошла не одна сотня тысяч тракторов различного назначения. Завод занимался разработкой не только тракторов, но и всевозможной навесной техники. Фактически, ХТЗ был ориентирован именно на сельское хозяйство. Помимо колесных тракторов осуществлялся выпуск всевозможных гусеничных машин.
На 2006 год Харьковский тракторный завод помимо рассматриваемой модели ХТЗ-17221 выпускал также модернизированные версии Т-150, а также гусеничный ХТЗ-181. Большим спросом пользовались машины для фермерских работ – ХТЗ-3510. С 2007 года убытки завода с каждым отчетным периодом стали все больше увеличиваться. По состоянию на конец 2020 года начата ликвидация Харьковского тракторного завода. По этой причине ХТЗ-17221 на ХТЗ перестал выпускаться.
Тем не менее, рынок РФ и Украины наполнен большим количество запасных частей. Причем как новых, так и уже бывших в употреблении. Приобрести подержанный ХТЗ-17221 как в рабочем состоянии и на разборку не составляет труда.
Технические характеристики
Прежде, чем приобрести рассматриваемую модель трактора, необходимо внимательно ознакомиться с его рабочими характеристиками.
Габаритно-массовые показатели
На данный момент как масса, так и габаритные размеры ХТЗ-17221 зависят от конкретной модификации. Выглядят они следующим образом:
Модификация | ХТЗ-17221 | ХТЗ-17221-21 | ХТЗ-17221-19 |
Параметр | |||
База, мм | 2 860 | 3 360 | 2 860 |
Колея, мм | 1 860 | 1 860 | 1 860 |
Длина, мм | 6 000 | 6 000 | 6 500 |
Ширина, мм | 2 460 | 2 460 | 2 460 |
Высота, мм | 3 360 | 3 330 | 3 360 |
Клиренс, мм | 450 | 450 | 450 |
Эксплуатационная масса, кг | 8 980 | 8 870 | 8 480 |
Габаритные размеры существенно отличаются по причине использования двигателей различных модификаций, а также разницы в базовой комплектации. Конструкция отличается в зависимости от назначения конкретного типа трактора.
Двигатель
Сегодня, в зависимости от модификации, в ХТЗ-17221 могут использоваться различные двигателя. На данный момент возможна установка следующих агрегатов:
Основные параметры данных агрегатов выглядят следующим образом:
Параметр | ЯМЗ-236Д-3 | ЯМЗ-238КМ2-3 | Д-260 |
Номинальная мощность, л.с. | 180 | 240 | 210 |
Скорость вращения коленчатого вала, об/мин | 2 100 | 2 100 | 2 100 |
Число цилиндров, шт. | 6 | 8 | 6 |
Тип двигателя | V-образный | V-образный | Рядный |
Диаметр цилиндра/величина хода поршня | 130/140 | 130/140 | 110/125 |
Рабочий объем двигателя, л. | 11.5 | 14.86 | 7.14 |
Запуск | электростартер | ||
Величина расхода топлива, г/кВт/ч | 224 | 251 | 240 |
Коробка передач
В ХТЗ-17221 устанавливается только механическая коробка переключения передач. Имеется специальный гидравлический привод, который сводит необходимое усилие до самого минимума.
КПП имеет следующие параметры:
- используется гидромеханический привод;
- присутствует 12 скоростей для выбора оптимального режима движения;
- возможно переключение на ходу – прерывание движения не требуется;
- суммарное количество диапазонов/скоростей переднего хода – 3/12;
- общее количество диапазонов/скоростей заднего хода – 0.25;
- главная передача является конической, в её состав входит спиральный зуб и межколесный дифференциал;
- Юколенчатая передача – в виде одноступенчатого планетарного редуктора.
Также имеются некоторые особенности в зависимости от используемого типа мотора:
Вид агрегата | ЯМЗ-236Д-3 | ЯМЗ-238КМ2-3 | Д-260 |
Скорость передвижения, км/ч, вперед | 3.7-5.8 7.81-12.2 | ||
Скорость движения, км/ч, задних ход | 5.6-8.8 | 5.10-9.14 | 5.1-9.1 |
Ходовая часть (трансмиссия)
На используемых сегодня ХТЗ-17221 трансмиссия состоит из:
- муфты сцепления сухой, однодисковой;
- гидромеханической коробки переключения передач.
Так же составной частью трансмиссии является вал отбора мощности. Он располагается сзади, имеет целых 2 скорости. Диапазон скоростей у некоторых модификаций ХТЗ-17221 достаточно велик даже по сравнению с зарубежными аналогами:
- 8 скоростей для движения назад;
- 16 скоростей для движения вперед.
Кабина ХТЗ-17223. Управление трактором
Одним из главных достоинств данного трактора является кабина. Она оснащается следующим:
- двойными стеклопакетами – возможно эксплуатировать технику даже при низких отрицательных температурах;
- системами кондиционирования и отопления – что повышает производительность труда, так как усталость водителя снижается в процессе работы.
Все органы управления расположены на доступном для водителя расстоянии. У кабин ХТЗ-17223 последних годов выпуска перед ликвидацией завода имеются некоторые недоработки:
- плохая звукоизоляция – сразу после приобретения стоит проложить ещё один слой специального материала;
- в кабине имеются отверстия, соединяющие моторный отсек с кабиной – необходимо заделать их;
- форточки следует переделать – чтобы открывались в другую сторону, по ходу движения трактора (в противном случае вся пыль во время работы будет оказываться внутри кабины).
Устройство
Рама трактора состоит из 2 полурам, которые соединяют шарнирные устройства и позволяют регулировать угол наклона и положение относительно составных частей вертикально и горизонтально.
Передняя полурама, на которой находиться силовой агрегат, вынесена вперед, что является характеризующим конструкционным отличием ХТЗ. К нему крепиться контур сцепления, закрепленный с механической КПП, которая включает дисковую муфту, пневматический усилитель и раздаточную коробку. Имея 6 диапазона скоростей по 4 передачи в каждом из них, есть возможность переключения скорости без разрыва мощности. Из 4 диапазонов скоростей выбирается наиболее эргономичный для выполнения определенной работы и вида навесного оборудования.
Задний мост – ведущий, соединяет: раздельно–агрегатную гидросистему, ВОМ. Основные тормоза колодочные, стояночный – ленточный, оснащенные пневматикой для управляемости.
Обязательно почитайте: Что такое скрепер
Модификации тракторов
На данный момент существует всего три различных модификации техники рассматриваемого типа:
Все обозначенные выше модели имеют общее назначение и отличаются только лишь установленными в них двигателями. Как следствие – объемом заправочных емкостей, а также расположением агрегатов. В обычную модель ХТЗ-17221 сегодня устанавливают двигатель ЯМЗ-236Д-3. Она имеет следующие отличительные особенности от остальных:
- минимальный радиус разворота, м – 6.6;
- количество масла: в коробке переключения передач, л – 18;
- в обоих мостах, л – 50;
- в гидравлической навесной системе, л – 46;
- в системе гидроусилителя руля, л – 35.
Величина тягового усилия данной модели составляет 3 000-6 000 кгс. В качестве охлаждающего теплоносителя применяется вода, а также тосол. В зависимости от времени года. Объем системы охлаждения – 45 л.
Базовая модификация ХТЗ-17221
ХТЗ-17221-21 является более продвинутой версией данного трактора. Имеет несколько большие габаритные размеры и самый мощный двигатель среди других модификаций. К основным отличиям параметров данной модели можно отнести следующее:
- минимальный радиус разворота, м – 6.7;
- количество масла в двигателе, л – 31.3;
- заправочные емкости, л: в коробку передач – 18;
- в ведущие мосты – 54;
- в гидравлической системе – 46;
- в системе рулевого управления – 35;
- в ВОМ – 6.8.
Несмотря на отсутствие специального назначения у модификации трактора ХТЗ-17221-21, он применяется не только в сельском хозяйстве, но и при строительстве, валке леса. Так как обладает относительно небольшими размерами и отличной проходимостью.
Модификация трактора ХТЗ-17221-21
ХТЗ-17221-19 также снабжается мотором отечественного производства. Мощность его составляет 210 л.с.
Модификация трактора ХТЗ-17221-19
К отличительным особенностям данной техники следует отнести следующее:
- минимальный радиус разворота, м – 6.7;
- количество масла в двигателе, л – 21;
- заправочные емкости иные: в коробке переключения передач, л – 18;
- в ведущих мостах, л – 54;
- в гидравлической системе, л – 46.
Навесное оборудование
Трактор ХТЗ 7 оснащен таким навесным оборудованием:
- Плуг однокорпусной 1ПН-ЗО – служит для вспашки земли глубиной 25 см, ширина корпуса составляет 30 см. Производительность 0.13 гектар в час. Расход топлива на вспашку 1 гектара составляет около 23 литров бензина.
- Свеклоподъемник СВХ -2 – предназначен для уборки свеклы. Производительность составляет 0.43 гектара в час, на обработку одного гектара расходовалось 7.8 литров топлива.
- Прицепная сноповязалка ЖВ-1,8 – используется для уборки зерновых культур, таких как пшеница, рожь, ячмень, гречиха, овес – срезает стебли и автоматически связывает их в снопы. Имеет привод от вала отбора мощности. Производительность 0.77 гектара в час, расход топлива составляет 9.8 литров в час.
Трактор работал с различным навесным оборудованием
К навесному оборудованию трактора ХТЗ 7 относится навесная волокуша ВНХ-3.0, которая предназначена для сбора сена или соломы из валков в снопы и перемещения их в скирду. Производительность – 1 гектар в час, расход топлива 3 литра на 1 гектар.
Опыт эксплуатации. Достоинства и недостатки
Рассматриваемая модель колесного трактора для сельского хозяйства имеет как свои достоинства, так и недостатки. По возможности перед приобретением стоит ознакомиться с полным перечнем всех слабых мест данной техники.
В течение первых 12 лет эксплуатации практически на всех модификациях трактора с разной периодичностью выходят из строя следующие узлы и детали:
- водяной насос – осуществляющий циркуляцию по системе охлаждения;
- манжета насоса, осуществляющего подкачку топлива (2 раза подряд);
- манжета подшипника (заднего коренного).
Непосредственно по самому трактору у пользователей имеются следующие основные замечания:
- через 3 года эксплуатации была осуществлена замена первичного вала коробки переключения передач;
- через 4 года проведена замена гидравлической муфты включения третьей передачи;
- осуществлена замена насоса-дозатора рулевого управления;
- произведена замена фередо – одного из дисков муфты сцепления.
Следует уделить внимание основным минусам рассматриваемого типа трактора:
- плохая вентиляция, шум;
- имеется возможность открыть только лишь боковые стекла;
- при движении от передних колес отлетает грязь и попадает в кабину;
- через 2 года эксплуатации необходимо будет заменить задние крылья.
Неважно себя показывает тросовое управление агрегатами. По возможности стоит переделать его в рычажное.
Вопрос с вентиляцией и отоплением является решаемым.
Имеется возможность осуществить демонтаж печки и установки на её место специального кондиционера, с дополнительной фильтрацией воздуха.
К основным положительным моментам трактора ХТЗ-17221 можно отнести следующее:
- неприхотливость к качеству топлива;
- выносливость и мощность двигателя – даже 180-ти сильный трактор по своей производительности на голову аналогов;
- простота ремонта – практически все поломки возможно устранить своими силами при наличии минимальных знаний и умений ремонта подобной техники;
- все недочеты проектировки и сборки возможно устранить своими руками – затратив при этом минимальное количество времени.
Изменения в дизайне
Как рассказал корреспонденту AgroPravda.com Игорь Лазаренко, тракторы получили новую пластиковую облицовку, изготовленную по RIM-технологиям. Она легкая, прочная, устойчивая к высоким и низким температурам. Верхняя поверхность капота покрыта антибликовым покрытием.
Кабина трактора получила центральную посадку оператора, новый интерьер, рулевую колонку с подвесными педалями и стеклянные двери.
На тракторы планируют устанавливать новые кондиционеры известных производителей. При этом, учитывая количество выпускаемых тракторов, стоимость новых кондиционеров не скажется на стоимости трактора в целом.
Цены на б/у трактора ХТЗ 17221
Стоимость рассматриваемого типа трактора на вторичном рынке зависит от двух различных параметров: года выпуска и наработки моточасов.
Год выпуска | Количество отработанных моточасов | Стоимость, руб. |
2006 | 2 000 | 1 400 000 |
2008 | 2 300 | 1 690 000 |
2004 | 4 300 | 300 000 |
Перед приобретением подержанного трактора данной модели стоит заранее ознакомиться со всеми возможными поломками и обратить внимание на слабые места. В дальнейшем это позволит избежать излишних вложений в ремонт трактора. Низкая стоимость может быть причиной высокой затратности ремонта техники.
Источник