- Коробка передач МТЗ-1221
- МТЗ-1221 трактор: органы управления и технические характеристики, мощность и схема скоростей, двигатель и тормозная система, давление в шинах
- Коробка передач МТЗ-1221. Особенности, схема и ремонт
- Особенности модификации тропик
- Устройство коробки МТЗ-1221
- Автоматизация работы
- Коробка передач МТЗ-1221: схема переключения
- Техническое обслуживание
- Неисправности коробки передач МТЗ-1221
- Описание и сфера применения
- Ремонт КПП МТЗ-1221
- Ценовой критерий на разные модификации
Коробка передач МТЗ-1221
Коробка передач МТЗ-1221 Беларус (см. рис. 4) – механическая, ступенчатая, диапазонная — состоит из узла передач, вала пониженных передач и заднего хода, блока шестерен, вторичного вала установленных в корпус, а также механизма управления и узлов гидравлической системы.
Рис.4. Продольный разрез КПП МТЗ-1221 Беларус
1 – корпус; 2, 4, 5, 6, 10, 17, 19, 20, 31, 32,34, 39, 40, 41, 43, 44, 45 – шестерни; 3, 9, 26, 42 – синхронизаторы; 7 – корпус вилок; 8, 18, 37 – вилки; 11, 23, 25, 27, 28, 30, 35, 38, 46, 49 – подшипники; 12, 15, 47, 50–гайки; 13 – шариковый фиксатор; 14 – механизм управления; 16, 21 – прокладки регулировочные; 22 – гнездо подшипника; 29 – вал привода независимого ВОМ; 33 – вал блока шестерен; 36 – муфта зубчатая; 48 – вал промежуточный; 51 – вал первичный; 52 – стакан подвода смазки; 54 – крышка; 53 — маслопровод.
Узел передач смонтирован на крышке (54) и состоит из вала первичного (51), на котором на игольчатых подшипниках установлены ведущие шестерни (2, 4, 6,10), обеспечивающие включение 5-й, 6-й, 3-й и 4-й передачи соответственно.
Ведущая шестерня 1-й передачи выполнена заодно с валом (51), а ведущая шестерня 2-й передачи жестко соединена с валом. Игольчатые подшипники смазываются под давлением по маслопроводу (53) и отверстиям в валу.
На шлицах вала размещены два инерционных синхронизатора (4) и (9), которые осуществляют переключение 5-й и 6-й, 3-й и 4-й передач. Опорами вала первичного в крышке (54) и корпусе (1) являются шариковые подшипники.
На валу промежуточном (48) с натягом посажены ведомые шестерни (54,40 и 39) 5-й, 6-й, 3-й и 4-й передач соответственно. Ведомые шестерни (43) и (41) соответственно 2-й и 1-й передач установлены на игольчатых подшипниках.
На шлицах вала расположен инерционный синхронизатор (42), с помощью которого происходит включение 1-й или 2-й передачи. Вал пониженных передач и заднего хода 3 (см. рис. 5) установлен в корпусе (4) на подшипниках (1) и (12).
На валу установлены ведомая шестерня (10), соединяемая с валом втулками (9), ведущая шестерня переднего хода (8) и шестерня заднего хода (5), установленные на игольчатых подшипниках.
С валом эти шестерни соединяются с помощью муфты зубчатой (6). Втулка (16), соединенная с валом шлицами, стопорится на валу стопорным кольцом (7).
Рис. 5. Вал пониженных передач и заднего хода КПП МТЗ-1221 Беларус
1,12 – подшипники; 2,13 – гайки; 3 – вал; 4 – корпус; 5,8,10 – шестерни; 6 – муфта зубчатая; 7 – кольцо стопорное; 9 – втулка; 11 – крышка; 14 – стакан подвода смазки; 15 – маслопровод; 16 – втулка.
Вал блока шестерен 33 (см. рис. 4) установлен в корпусе (1) на подшипниках (27) и (35). Шестерни (32) (34) соединяются с валом с помощью шлицев и стопорятся стопорным кольцом.
Ведомая шестерня синхронного ВОМ (31) смонтирована на валу на роликовых подшипниках (28) и (30). Вал вторичный 24 (см.рис. 4) установлен в корпусе (1) на конических роликоподшипниках (23) и (25), регулировка которых производится прокладками регулировочными (16), а положение конической шестерни вала относительно торца корпуса (размер 15-0,15) регулируется подбором регулировочных прокладок (21).
На валу неподвижно установлены ведущая шестерня (20) привода синхронного ВОМ и ПВМ и ступица синхронизатора (26). Ведомые шестерни (17) и (19) установлены на игольчатых подшипниках, смазка которых осуществляется под давлением по отверстиям в валу.
Переключение между шестернями производится с помощью синхронизатора (26) вилкой (18), закрепленной на поводке. Поводок установлен в расточки корпуса (1) и фиксируется шариковым фиксатором.
Комплекты деталей на валах первичном, промежуточном, вторичном и валу пониженных передач и заднего хода затянуты гайками (12,15,47 и 50).
Механизм управления КПП МТЗ-1221.2 Беларус
Механизм управления состоит из механизма переключения передач и механизма переключения диапазонов с электрогидравлической системой переключения высшей «Н» и нижней «L» ступеней редуктора КПП.
Механизм переключения передач смонтирован в узле передач, корпусе вилок (7) и в крышке механизма управления (14) (см. рис. 4). В крышке (54) (см. рис. 4) установлены поводки с закрепленными на них вилками переключения 1-ой, 2-ой и 5-ой, 6-ой передач.
Поводки зафиксированы в крышке шариковыми фиксаторами. Положение вилок на поводках регулируется с помощью конусных винтов.
Рис. 6. Механизм переключения передач
1 – вилка; 2 – чехол; 3 – сфера; 4 – пружина; 5, 7 – пальцы; 6 – корпус; 8 – крышка; 9 – вал; 11 – болт; 12 – втулка; 13 – крышка; 14 – шпонка; 15, 20 – рычаги; 16 – датчик; 17 – винт; 18 – шайба; 19 – кольцо стопорное.
В корпусе вилок (7) установлены три поводка, вилка (8), шариковый фиксатор (13) и детали механизма блокировки одновременного включения двух передач. Корпус вилок закреплен на корпусе (1) коробки передач МТЗ-1221.2 Беларус.
В опорах крышки (13) и корпуса (6) (см. рис. 6) установлен вал (9), на котором закреплены рычаг (15) и втулка (12), между стопорными кольцами (19) установлены две втулки (18) и пружина (10). Втулки своими торцами упираются в винт (17) и торец корпуса (6).
Данное устройство служит для установки рычага передач в нейтральное положение. Вал (9) посредством пальцев (5) и (7), рычага (20) соединяется с вилкой (1), на которой закреплен рычаг переключения передач.
Вилка (1) установлена в корпусе (6) в сфере (3) и подрессорена пружиной (4). Механизм переключения диапазонов (рис. 7) смонтирован в корпусе (1) коробки передач и крышке механизма переключения (14) (см. рис 4).
В корпусе (1) на поводках установлены вилка (37) переключения муфты зубчатой (36), вилка переключения муфты зубчатой (6) (см. рис 5) и вилка (18) переключения синхронизатора (26) (см. рис. 4). Поводки зафиксированы в корпусе шариковыми фиксаторами.
В механизме управления (см. рис. 7) в опорах крышки (12) и корпуса (18) установлен вал (9), на котором на шпонках закреплены рычаги (10).
Вал (9) фиксируется шариковыми фиксаторами (14) и посредством пальцев (5) и (7), рычага (6) соединяется с вилкой (1), на которой закреплен рычаг переключения диапазонов. Вилка (1) установлена в корпусе (18) в сфере (3) и подрессорена пружиной (4).
Рис. 7. Механизм переключения диапазонов коробки передач МТЗ-1221 Беларус
1 – вилка; 2 – чехол; 3 – сфера; 4 – пружина; 5, 7 – пальцы; 6, 10 – рычаги; 8, 12 – крышки; 9 – вал; 11– кулиса; 13, 17 – шпонки; 14 – шариковый фиксатор; 15 – гайка; 16 – болт; 18 – корпус.
Механизм переключения высшей и низшей ступеней редуктора коробки передач (рис. 8) смонтирован на крышке механизма переключения и состоит из цилиндра (11), закрепленного на оси (12), шпильки (7), рычага (5), закрепленного на валике (4). Вилка (16) соединяется с рычагом (5) с помощью пальца (6).
Рычаг валика (4) входит в зацепление с поводком вилки (18) (см. рис. 4) и при повороте валика перемещает муфту синхронизатора (26). Положение рычага (5) регулируется изменением длины шпильки (7) с последующим контрением гайкой (8).
Подключение цилиндра (11) к гидравлической системе производится клапаном электрогидравлическим (14). Датчик (15) подключает клапан (14) к электрической сети только при нейтральном положении рычага переключения передач.
Втянутое положение штока цилиндра (11) соответствует низшей «L» ступени редуктора КПП. Датчики (10) служат для индексации включения ступеней редуктора.
Рис. 8. Механизм переключения высшей и низшей ступеней редуктора
1 — вилка переключения передач; 2 — вилка переключения диапазонов; 3 — болт; 4 — валик; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — толкатель; 8 — контргайка; 9, 13 — маслопроводы; 10 — датчик давления; 11 — цилиндр гидравлический; 12 — ось; 14 — клапан электрогидравлический, 15 — датчик, 16 — вилка, 17 — кронштейн, 18 — винт регулировочный. – ось; 13 – клапан электрогидравлический; 15 – датчик.
Система управления редуктором КПП МТЗ-1221 Беларус
Электрогидравлическая система (рис. 9) состоит из панели управления (1), расположенной в кабине трактора справа от водителя, рычага (3) переключения передач и ступеней редуктора, датчика (5) нейтрали КП, датчиков (7) и (8), установленных на гидроцилиндре переключения редуктора (11), (см. рис. 8), электрогидрораспределителя (6), расположенного сверху на крышке, соединительных кабелей (4) с колодками (9).
Система запитана от бортовой электросети через блок предохранителей (2). Электрическое питание подается в систему после пуска двигателя. На рукоятке рычага (3) расположены кнопки (10, 11) и сигнализаторы (светодиоды) (13, 12) включения низшей и высшей ступеней редуктора, соответственно.
На панели (1) расположены сигнализаторы (15, 14) включения низшей и высшей ступеней редуктора и реле управления редуктором. Система разрешает переключение ступеней редуктора только в нейтральном положении рычага (3) (контакты датчика (5) нейтрали КПП замкнуты).
Сигналы на сигнализаторы (13, 12) и (15, 14) подаются от соответствующих датчиков давления (8, 7). После запуска двигателя в исходном состоянии включена низшая ступень редуктора. При этом должны гореть сигнализаторы (13, 15).
Переключение на высшую ступень редуктора должно происходить при нажатии на кнопку (11). При этом сигнализаторы (13, 15) должны погаснуть, а сигнализаторы (12, 14) – загореться.
Переключение с высшей ступени на низшую осуществляется при нажатии на кнопку (10).
1 – панель управления; 2 – блок предохранителей; 3 – рычаг переключения передач и ступеней редуктора; 4 – соединительные кабели; 5 – датчик нейтрали КПП; 6 – электрораспределитель редуктора; 7 – датчик давления высшей ступени; 8 – датчик давления низшей ступени; 9 – колодки соединительные; 10 – кнопка включения низшей ступени; 11 – кнопка включения высшей ступени; 12 – светодиод сигнализации высшей ступени; 13 – светодиод сигнализации низшей ступени; 14, 15 – контрольные лампы.
Регулировка предохранительного клапана центрифуги коробки передач МТЗ-1221-2 Беларус
— Клапан поддерживает давление масла в системе в пределах 0,9-1,0 МПа (9-10 кгс/см2).
— Если давление упало ниже указанного предела, подрегулируйте клапан путем установки дополнительных шайб между пружиной и пробкой.
— Если давление упало ниже 0,7 МПа (7,0 кгс/см2), остановите трактор и обратитесь к механику.
— Клапан поддерживает давление масла перед ротором центрифуги. Оно должно быть 0,75 МПа (7,5 кгс/см2).
— Клапан смазки установлен на давление 0,2 ± 0,05 МПа (2,0 ± 0,5 кгс/см2) и поддерживает давление масла в системе смазки КП.
— Отрегулируйте клапаны шайбами.
Уровень масла в трансмиссии
— Проверьте уровень масла по масломерному стеклу с правой стороны корпуса коробки передач.
— Уровень масла должен быть между метками «0» и «П».
— Если необходимо, долейте масло, сняв крышку маслозаливной горловины.
Промывка сетчатого масляного фильтра КПП МТЗ-1221-2 Беларус
— Отвинтите и снимите крышку фильтра. Захватив за кнопку, выньте фильтр в сборе из корпуса.
— Отвинтите кнопку, контргайку и гайку-барашек со стержня.
— Снимите шайбу, пружину, поршень, уплотнительное кольцо и сетчатые элементы.
— Промойте сетчатые элементы в чистом дизельном топливе.
— Соберите фильтр в обратной последовательности.
— Убедитесь в том, что уплотнительные кольца установлены с обеих сторон пакета сетчатых элементов.
— Ввинчивайте гайку-барашек до утопания шайбы заподлицо с торцом поршня.
Источник
МТЗ-1221 трактор: органы управления и технические характеристики, мощность и схема скоростей, двигатель и тормозная система, давление в шинах
Коробка передач МТЗ-1221. Особенности, схема и ремонт
Коробка передач является одним из наиболее важных узлов любого транспортного средства. Именно КПП отвечает за изменение направления и скорости движения. Для трактора с его высоким расходом горючего и значительной нагрузкой на силовую установку правильный выбор программы позволяет не только снизить потребление топлива, но и способствует продлению срока службы узлов и агрегатов.
Чтобы эксплуатировать КПП в оптимальном режиме, своевременно выявлять неисправности и осуществлять ремонт, необходимо представлять схему расположения отдельных элементов и принципы функционирования узла.
Особенности модификации тропик
В процессе эксплуатации трактора МТЗ 1221.2 его владельцы обратили внимание на определенные недостатки в конструкции. Трактору с таким мощным двигателем при выполнении сложных задач порой не хватало ресурса системы охлаждения. Чаще всего подобные проблемы возникали на машинах, которые эксплуатировались в жарких погодных условиях. Это приводило к вынужденной остановке работы и простою машины. Этот недостаток устранен в модели МТЗ 1221.2 тропик посредством установки большого “тропического” радиатора и увеличенного вентилятора на нем. Таким образом площадь теплоотдачи охлаждающей жидкости увеличилась и проблема с перегревом двигателя в жаркую погоду была решена.
Также владельцы МТЗ 1221.2 часто отмечали, что даже для относительно экономичного двигателя Д-260 часто не хватает емкости топливного бака на целый день работы. Это приводило к вынужденной повторной дозаправке на протяжении рабочего дня, а следовательно к нежелательной потере времени и продуктивности. Этот недостаток устранен в тракторе МТЗ 1221.2 тропик установкой дополнительного топливного бака емкостью 110 литров.
Таким образом модификация базовой модели МТЗ 1221.2 — тропик лучше справляется с реализацией поставленных задач в условиях жаркого климата, при этом имея дополнительный запас топлива, а следовательно больший промежуток времени между заправками.
Устройство коробки МТЗ-1221
Коробка передач – механическое ступенчатое 6-диапазонное устройство с шестернями постоянного зацепления. Имеет 4 режима переднего хода и 2 режима заднего. Поддерживает возможность переключения 4 скоростей внутри каждого диапазона при помощи специальных синхронизаторов. В результате КПП обеспечивает включение 16 передних и 8 задних режимов движения.
Коробка передач трактора МТЗ включает следующие узлы:
- механизм управления;
- узел передач;
- блок шестерен;
- вторичный вал;
- вал заднего хода и пониженных передач;
- гидросистему;
- корпус, в котором расположены вышеуказанные элементы.
Автоматизация работы
Трактор под вторым сокращенным названием «МТЗ 1221» выпускают в Минске на тракторном заводе. Первое его настоящее название, относится к выпускаемой серийной модели – «Беларус-1221». Все модели МТЗ описаны в этой статье.
Это разновидность уникальной, пропашной машины, способной выполнять любую работу в лесных и коммунальных хозяйствах, при необходимости на строительных площадках и строительных территориях.
Легкость работы обеспечивает встроенная инженерами завода система управления рулем. Она сконструирована как гидрообъемная, имеющая насос с дозатором и 2 дополнительными гидравлическими цилиндрами система.
Смотрите на видео работу в поле:
Коробка передач МТЗ-1221: схема переключения
В тракторе «Беларус» управляющий механизм КПП состоит из двух компонентов: блок переключения передач с синхронизаторами и устройство переключения диапазонов. Каждый из указанных узлов имеет свой отдельный рычаг управления в кабине трактора.
Соответственно, при включении нужной скорости вначале устанавливается в требуемое положение рычаг включения передачи, а затем рычаг выбора диапазонов.
Схема переключения режимов работы КПП представлена на фото, расположенном на сайте. Римскими цифрами обозначены положения рычага включения передач, арабскими – рычага выбора диапазонов.
Техническое обслуживание
Как всем известно, специальная техника также может ломаться. Главное, чтобы вы производили ремонт сцепления и ремонт рулевого управления вовремя. Дело в том, что когда ломается одна конкретная деталь, то она может «потянуть» за собой поломку другой.
Так, если в рулевом появился люфт, необходимо провести осмотр и заменить изношенные детали, после чего отрегулировать все механизмы. Что касается сцепления, то сигналом к его замене является снижение мощности и заметная “пробуксовка”.
Техническое обслуживание ремонта сцепления «МТЗ-1221» необходимо в первую очередь. Без него вы не сможете воспользоваться транспортным средством. Систематически проводите диагностику для того, чтобы заранее обнаружить уже наплывающую постепенно проблему.
В принципе, такие меры безопасности предусмотрены талонами ТО, поэтому нужно всего лишь не нарушать законодательство и проходить его тогда, когда следует. Своевременное техническое обслуживание позволяет ограничиваться смазочными работами и заменой изношенных деталей, без авралов.
Техническое обслуживание рулевого управления трактора «МТЗ 1221» также очень важно. От него напрямую зависит жизнь и здоровье водителя. При неисправности данной системы, вы можете очень сильно пострадать при проведении сельскохозяйственных или других работ.
Существуют несколько определенных порогов, которых нужно придерживаться при обслуживании специальной техники:
- во-первых, первый уровень, который осуществляется на протяжении шестидесяти часов рабочего времени агрегата (сделайте плановый техосмотр, проверьте масла в топливном насосе, жесткие ли ремни в двигательном отсеке, осмотрите колеса и шины, проверьте работу тормозной и рулевой системы);
- во-вторых, второй уровень, который превышает двести сорок часов (нужно проверить, нужно ли менять масло в моторе, заменить топливные фильтра и промыть воздушные очистители, проверить, плавно ли ходят педали тормоза и сцепления);
- в-третьих, третий уровень, предусматривает девятьсот шестьдесят часов работы механизма (проверяются абсолютно все механизмы).
Лучше всего менять все детали на новые, но в случае, если у вас нет таких денег, купите бывшие в употреблении. Разумеется, никаких гарантийных сроков вам никто на них не предоставит, и вам нужно быть готовыми к этому. Тюнинг трактора «МТЗ 1221» также делаете вы сами по необходимости или личному желанию.
Можно установить широкие колеса, форсировать двигатель, придав ему большую мощность. Достаточно посетить тематические форумы, чтобы почерпнуть массу идей.
Неисправности коробки передач МТЗ-1221
КПП трактора является надежным износостойким устройством, способным прослужить более трех лет в режиме ежедневной эксплуатации до проведения первичного ремонта.
Для этого необходимо соблюдать соответствующий режим работы самого узла и сопряженных с ним элементов. На исправность коробки передач оказывают влияние следующие факторы:
- достаточность уровня масла и соответствующее давление;
- своевременность очистки центрифуги и фильтрующих элементов;
- соблюдение режима регулировки сцепления;
- состояние переднего ведущего моста;
- правильность регулировки зацепления ГП заднего моста (для полноприводных моделей).
Описание и сфера применения
Трактор модельного ряда устройства «МТЗ 1221» применяется в целях выполнения различного рода сельских и хозяйственных работ, начиная от того, что с его помощью можно подготовить почву для посева, заканчивая уборочными и транспортировочными операциями. Для тех же целей можно использовать и трактор МТЗ-82.
Чаще всего данный агрегат можно увидеть в лесных и коммунальных хозяйствах у простых рабочих, либо на более крупных промышленных территориях, стройплощадках. Специальная техника полностью приспособлена для тяжелой рабочей обстановки при разных температурных, климатических режимах.
Работает на территориях, где грунты могут быть сыпучими, жидкими или другими – проваливающимися, а сама почва может иметь несущую способность (в не очень больших почвенных всасываниях, чтобы техника не ушла «на дно»).
На рынке представлен дополнительный широкий ассортимент приспособлений и узлов. При необходимости, можно закупить тяговые и сцепные средства, так как иногда его нужно использовать с комбинированием машин второго класса.
То есть, вам может пригодиться вся его функциональность, и случае необходимости скомбинировать с трактором из третьего разряда, который имеет такие же элементы сцепки механизмов, как передние и задние навески.
Функциональные возможности очень распространены, хотя конструкция специальной техники «МТЗ 1221» фото которой это только подтверждает – традиционная, простая, надежная. Что касается производительности:
- трактор очень экономичен в расходах;
- потребляет минимально горючих и смазочных материалов при эксплуатации;
- для него нужно минимум запасных деталей и других частей;
- приспособлен к контролированию и диагностированию состояния с помощью компьютерной техники;
- оборудован для тяжелых работ;
- способен выдержать оперативное, длительное использование, проверенное временем на своем реверсе.
Очень важен для таких тракторов двигатель, так как именно с него вся работа и начинается. Так как он снабжен турбо наддувом, то может достигать при работе высоких мощностей. Экологическая сторона использования отвечает европейскому уровню, поэтому работать на нем можно от заправки до заправки.
Все системы специальной техники полностью синхронизированные, поэтому вы можете безопасно управлять этой машиной.
Европейские модели тракторов отличаются от российских прежде всего более высокой ценой. Не исключение и трактор Бобкат.
В тоже время они отличаются повышенной надежностью при эксплуатации. Прочитайте про один из таких тракторов New Holland.
Еще один пример европейской техники, о котором написано на нашем сайте – самосвал Tatra-t815.
Ремонт КПП МТЗ-1221
Первый этап ремонта – демонтаж коробки передач, полная разборка и мойка узлов и агрегатов. Дальнейшие действия зависят от характера поломки. Наиболее характерные неисправности и причины их возникновения:
- недовключение передач – износ компонентов верхней крышки КПП;
- повреждение или повышенный износ шестерен первичного вала – пониженное давление масла или неисправность сцепления;
- повреждение подшипников или срыв гайки вторичного вала – неправильная регулировка зацепления ГП.
Ценовой критерий на разные модификации
Модель трактора «Беларусь-1221» впервые появилась тридцать лет назад. Каждый клиент может приобрести его на рынке без особых усилий. Если покупать непосредственно через завод, то ценовая политика будет более выгодна, так как будут отсутствовать торговые наценки.
Запчасти можно найти в специализированных магазинах, либо на разных Интернет – ресурсах. Обязательно убедитесь в том, что на них предоставляются гарантийные сроки, потому что все детали должны быть оригинальными и лучше приобрести их у официального дилера.
Если же, вы хотите отыскать бывшие в употребление запасные части машины, тогда лучше воспользоваться всемирной паутиной и найти людей, которые занимаются распродажей отдельных деталей от своего трактора.
Ценовой критерий на каждый из видов «МТЗ 1221» колеблется от 300 000 до 1 300 000 рублей. Это значительно ниже цен, например, на трактора Buhler. Все аспекты зависят от начинки (укомплектованности транспортного средства) и состояния, если вы приобретаете бывший в употреблении.
Что касается модификации, то специальная техника может работать для посадок лесов, их транспортировок, сборов, укладок трелевок и хлыста.
То есть, в основном ее используют в промышленных целях.
Но так как трактор можно снабжать другими приспособлениями, к примеру, погрузочными, навесными, обрезными и другими видами устройств, то им можно воспользоваться и в строительных целях.
Трактор volvo отличается не только большей стоимостью, но и большим ресурсом агрегатов и механизмов.
Источник