Заедание рычага управления валом отбора мощности и затрудненное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод свидетельствуют о неисправности механизма усиления (стакана пружины) и износе кулачковой муфты переключения. Для определения причины неисправности механизма усиления снимают и разбирают стакан пружины (рис. 2.8.20).
При разборке стакана с установленной в нем сжатой пружиной соблюдают осторожность и операции выполняют в определенной последовательности. Сначала переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1. Затем отпускают контргайку 3, заворачивают регулировочный болт 2 до отказа в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины, после чего придерживают стакан рукой и осторожно выворачивают регулировочный болт 2. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. Зажимают его под прессом или в струбцине и выворачивают стопорный болт 4. Неисправные детали заменяют. Для сборки также используют пресс или струбцину.
При неисправности кулачковой муфты переключения отсоединяют коробку передач от заднего моста и заменяют изношенные детали.
Продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМ или неравномерное его вращение свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент и их износе.
Регулировку натяжения тормозных лент и рычага управления ВОМ проводят следующим образом. Снимают крышку люка (рис. 2.8.21) и заворачивают до отказа регулировочные болты (рис. 2.8.22). Заворачивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и снимают механизм сервоусиления в сборе. Отсоединяют тягу от рычага управления ВОМ, выворачивают болты 8 до свободного проворачивания хвостовика ВОМ усилием руки, подсоединяют тягу к рычагу управления, при необходимости вращением вилки изменяют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.
Если не удается устранить неисправность, ВОМ снимают с трактора. Для этого отворачивают болты крепления задней крышки и выпрессовывают ВОМ в сборе технологическими болтами (рис. 2.8.24). Затем снимают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и измеряют их толщину. Ленты заменяют новыми при толщине менее 2.5 мм.
Появление шума, усиливающегося с увеличением передаваемого крутящего момента, и следы смазки на задней крышке свидетельствуют об износе шлицев вала, деталей планетарного редуктора, потере эластичности или разрушении манжет.
В этом случае ВОМ снимают с трактора. Для проверки технического состояния его заднюю крышку зажимают в тисках. Прокручивая хвостовик, осматривают зубья шестерен и рукой проверяют перемещение хвостовика вала в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, ВОМ разбирают, дефектные детали заменяют (рис. 2.8.26).
Водило планетарного редуктора заменяют (рис. 2.8.27, 2.8.28) при износе отверстий под оси сателлитов до размера более 20,2 мм, износе поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.
Замене подлежат: оси сателлитов (рис. 2.8.29) при износе поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм; барабан включения (рис. 2.8.30, 2.8.31) при износе поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и износе посадочного места под наружную обойму подшипника 209 до размера более 85,12 мм; вал планетарного редуктора при износе посадочных мест до размера менее 39,96 мм под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.
При подтекании масла из-под манжет у снятого ВОМ осматривают прокладки между задним мостом и крышкой. Поврежденные прокладки заменяют.
При подтекании масла из-под хвостовика вала для замены манжет отворачивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты, спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки и т. д. Наиболее важные моменты разборки, сборки и регулировки заднего моста и ВОМ показаны на рис. 2.8.32—2.8.44.
Рис. 2.8.39. Установка вала коронной шестерни в корпус заднего моста: 1 — отверстия под установочный винт; 2 — корпус заднего моста; 3 — коронная шестерня
Рис. 2.8.40. Установка регулировочных прокладок для регулировки подшипников дифференциала: 1 — регулировочные прокладки; 2 — стакан подшипника
Рис. 2.8.41. Проверка бокового зазора в зубьях шестерен главной передачи: 1 — ведомая шестерня главной передачи; 2 — индикатор
Рис. 2.8.42. Проверка осевого зазора в конических подшипниках дифференциала: 1 — ведомая шестерня главной передачи; 2 — индикатор
Разборка и ремонт вала отбора мощности трактора МТЗ
Каковы основные признаки неисправности вала отбора мощности? Например, у вас начал заедать рычаг управления валом отбора мощности, тяжелое, проблемное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод. Скорее всего неисправен механизм усиления (стакана пружины) и кулачковя муфта переключения выработала свой ресурс, попросту говоря, износилась. Чтобы выяснить окончательно, что произошло, механизм усиления демонтируют и разбирают стакан пружины как на рис. 2.8.20.
Разборку стакана производят с особой осторожностью и в определенной последовательности. Во-первых, устанавливают рычаг управления валом отбора мощности (далее по тексту ВОМ) в позицию, когда происходит совмещение технологических отверстий в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту, и далее закручивают в них установочный болт за номером 1. На следующем шаге ослабляют контргайку 3, закручивают регулировочный болт 2 до упора в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины. Дальше аккуратно придерживая стакан рукой, плавно выкручивают регулировочный болт 2. Очень важно убедиться, что стакана с корпусом четко зафиксирован. Лишь после этого снимают стакан в сборе. Затем сжимают струбциной и выкручивают стопорный болт 4. Все, что нужно заменить — заменяют. Для обратной сборки также применяют струбцину или, если есть, пресс.
Если определилось, что вышла из строя кулачковя муфта переключения, отключают коробку передач от заднего моста, ну а далее меняют изношенные детали.
Если при отключении ВОМ хвостовик вала все еще крутится — неверно отрегулированы тормозные ленты, либо они износились.
Как настроить натяжение тормозных лент и рычаг управления ВОМ? Эту работу производят следующим образом. Сначала снимают крышку люка (рис. 2.8.21) и заворачивают до упора регулировочные болты (рис. 2.8.22). Потом закручивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и отделяют механизм сервоусиления в сборе. Следующая процедура — отделение тяги от рычага управления ВОМ. Выкручиваем болты 8 до того состояния, когда хвостовик ВОМ от усилия руки проворачивается без труда. Затем снова соединяют тягу с рычагом управления и если нужно, проворачивая вилку регулируют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.
Даже если после всех этих работ не получилось починить, ВОМ снимают с трактора. С этой целью выкручивают стягивающие болты задней крышки и выпрессовывают ВОМ целиком в сборе технологическими болтами (рис. 2.8.24). После этого скидывают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и промеряют их толщину. Ленты сменяют на исправные при толщине меньше 2,5 мм.
Если вы обратили внимание на гул, который возрастает с увеличением передаваемого крутящего момента и появились подтеки от смазки на задней крышке — свидетельство того, что сточились шлицы вала, износились детали планетарного редуктора, и манжеты либо порвались, либо потеряли упругость.
ВОМ при таком положении вещей снимают с трактора. Для его обследования заднюю крышку зажимают в тисках. Проворачивая хвостовик, обращают внимание на зубья шестерен и с помощью руки диагностируют передвижение хвостовика вала в подшипниках. Если выяснилось, что имеются сколы на зубьях, перемещения в сопряжениях отдельных деталей достаточно большие, есть заедание вала — ВОМ нужно перебрать с заменой неисправных деталей (рис. 2.8.26).
Водило планетарного редуктора (рис. 2.8.27, 2.8.28) нужно менять в следующих случаях: при стачивании отверстий под оси сателлитов более 20,2 мм; выработке поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.
Оси сателлитов (рис. 2.8.29) нужно менять при истирании поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм; барабан включения (рис. 2.8.30, 2.8.31) нужно менять при истирании поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и выработке посадочного места под наружную обойму подшипника 209 более 85,12 мм; вал планетарного редуктора нужно менять, если посадочные места стали менее 39,96 мм под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.
Если обнаружено подтекание масла в районе манжет у снятого ВОМ — проводят осмотр прокладки между задним мостом и крышкой. Несоответствующие требованиям прокладки меняют.
Что делать, если просачивается масло из-под хвостовика вала? Нужно заменить манжеты. Вначале откручивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты. Затем спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе. Далее извлекают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки. Самые ответственные моменты пересборки и регулировки заднего моста и ВОМ указаны на рис. 2.8.32—2.8.44.
Рис. 2.8.27. Как спрессовать водило в сборе трактора МТЗ: 1 — водило; 2 — крышка ВОМ; 3 — съемник
Рис. 2.8.28. Как запрессовать водило в сборе трактора МТЗ: 1 — водило; 2 — съемник
Рис. 2.8.39. Установка вала коронной шестерни в корпус заднего моста трактора МТЗ: 1 — отверстия под установочный винт; 2 — корпус заднего моста; 3 — коронная шестерня
Рис. 2.8.40. Установка регулировочных прокладок для регулировки подшипников дифференциала трактора МТЗ: 1 — регулировочные прокладки; 2 — стакан подшипника
Рис. 2.8.41. Проверка бокового зазора в зубьях шестерен главной передачи трактора МТЗ: 1 — ведомая шестерня главной передачи; 2 — индикатор
Рис. 2.8.42. Проверка осевого зазора в конических подшипниках дифференциала трактора МТЗ: 1 — ведомая шестерня главной передачи; 2 — индикатор