- Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ХТЗ
- Тракторы ДТ-20
- Руководство по эксплуатации трактора Т-25
- Трактор Т-25 (устройство и эксплуатация)
- Тракторы Т-25А, Т-40М, Т40-АМ, Т40-АНМ: устройство, работа, ТО
- Трактор ДТ-54А
- Трактор Т-74
- Ремонт тракторов T-150 и Т-150К
- Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К
- Трактор Т-150К
- Устройство и эксплуатация колесного тягача Т-157
- Навесные системы и автономные гидросистемы новых тракторов
- Трактор Т-100. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации
- Разработка и выпуск
- Создание модели
- Назначение трактора Т-100
- Силовая установка трактора
- Модельный ряд и модификации т100
- Модификации
- Технические характеристики
- Вес и габариты Т100
- Тип двигателя
- Коробка передач трактора Т-100
- Трансмиссия и ходовая часть
- Кабина
- Управление трактором Т-100
- Отзывы и цены
- Навесное оборудование
- Кабина трактора
- Особенности эксплуатации и обслуживания
- Испытания и боевое применение
- Основные неисправности и ремонт
- Модификации трактора для нужд сельского хозяйства
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ХТЗ
В книге рассмотрено устройство самоходных шасси Т-16, Т-16М, Т-16МГ, дано описание конструкции узлов и агрегатов шасси, приведен перечень регламентных работ по техническому обслуживанию указанных машин. В качестве примера деталировки в конце книги помещен каталог деталей и сборочных единиц самоходного шасси Т-16М.
- Автор: —
- Издательство: Ранок
- Год издания: 2006
- Страниц: 189
- Формат: PDF
- Размер: 87,6 Mb
Тракторы ДТ-20
Ведущие специалисты Харьковского тракторного завода описывают в этой книге устройство и порядок эксплуатации тракторов ДТ-20. В ней подробно освешены вопросы ухода за машиной, даны рекомендации по наиболее рациональному использованию ее на различных работах.
- Автор: —
- Издательство: Колос
- Год издания: 1965
- Страниц: 254
- Формат: PDF
- Размер: 14,6 Mb
Руководство по эксплуатации трактора Т-25
В руководстве описана конструкция трактора Т-25, приведены указания по наладке и агрегированию трактора для различных работ, по уходу за механизмами во время эксплуатации; правила профилактического обслуживания и смазки.
- Автор: —
- Издательство: Прапор
- Год издания: 1971
- Страниц: 210
- Формат: PDF
- Размер: 90,2 Mb
Трактор Т-25 (устройство и эксплуатация)
В книге даны устройство и порядок эксплуатации трактора Т-25. Подробно освещены вопросы ухода за машиной, приведены рекомендации по наиболее рациональному использованию трактора на всех работах, а также по агрегатированию его с различными с.-х. машинами и орудиями.
- Автор: —
- Издательство: Колос
- Год издания: 1972
- Страниц: 172
- Формат: PDF
- Размер: 19,7 Mb
Тракторы Т-25А, Т-40М, Т40-АМ, Т40-АНМ: устройство, работа, ТО
В пособии практического пользования рассматриваются устройство, работа и общие способы и средства поддержания и восстановления (вне специализированных мастерских) работоспособности тракторов Т-25А, Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ.
- Автор: —
- Издательство: Ранок
- Год издания: 2004
- Страниц: 122
- Формат: DjVu
- Размер: 12,4 Mb
Трактор ДТ-54А
В книге подробно описаны устройство и принцип действия двигателя, силовой передачи, ходовой части и рабочего оборудования трактора ДТ-54А. Особое внимание уделено регулировкам, которые можно выполнять в полевых условиях.
- Автор: А.М.Гуревич, В.И.Горожанкин
- Издательство: Колос
- Год издания: 1968
- Страниц: 245
- Формат: PDF
- Размер: 9,4 Mb
Трактор Т-74
В руководстве описана конструкция гусеничного трактора Т-74 и его отдельных механизмов; приведены указания по уходу за механизмами во время эксплуатации, правила профилактического обслуживания, правила смазки и т. д.
- Автор: —
- Издательство: Прапор
- Год издания: 1965
- Страниц: 333
- Формат: PDF
- Размер: 10,0 Mb
Ремонт тракторов T-150 и Т-150К
В книге рассмотрена технология ремонта тракторов T-150 и T-150K, приведены данные об оборудовании и приспособлениях. Освещены достижения передовых ремонтных предприятий в области технологии ремонта тракторов этих марок.
- Автор: —
- Издательство: Колос
- Год издания: 1982
- Страниц: 223
- Формат: PDF
- Размер: 15,0 Mb
Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К
В справочнике содержатся основные технические данные о гусеничном тракторе Т-150 и колесном Т-150К (техническая характеристика, регулировочные параметры н др.). Приведено краткое описание конструкции и особенностей эксплуатации механизмов и агрегатов, изложены правила технического обслуживания, способы агрегатирования тракторов с сельскохозяйственными машинами и орудиями.
- Автор: —
- Издательство: Прапор
- Год издания: 1975
- Страниц: 402
- Формат: PDF
- Размер: 14,4 Mb
Трактор Т-150К
В инструкции по эксплуатации описана конструкции трактора Т-150К и его механизмов, приведены правила эксплуатации и обслуживание трактора, а также ухода за ним.
- Автор: —
- Издательство: Прапор
- Год издания: 1983
- Страниц: 312
- Формат: PDF
- Размер: 42,7 Mb
Устройство и эксплуатация колесного тягача Т-157
Учебное пособие с описанием конструкции и правилами эксплуатации колесного тягача Т-157
- Автор: —
- Издательство: Лесная промышленность
- Год издания: 1976
- Страниц: 89
- Формат: PDF
- Размер: 48,0 Mb
Навесные системы и автономные гидросистемы новых тракторов
Подробно описаны конструкции, технические характеристики и схемы работы гидравлических навесных систем тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150, Т-150К, К-700. Рассмотрены конструкции и принцип действия новых и модернизированных гидравлических усилителей руля, а также гидромеханизмов поворота гусеничных тракторов. Особое внимание уделено вопросам эксплуатации и обслуживания гидравлических навесных систем и гидромеханизмов управления современных колесных и гусеничных тракторов.
- Автор: —
- Издательство: Урожай
- Год издания: 1976
- Страниц: 150
- Формат: PDF
- Размер: 8,9 Mb
Источник
Трактор Т-100. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации
Разработка и выпуск
Трактор Т-100, получивший среди пользователей короткое звучное прозвище «сотка» — одна из наиболее популярных моделей гусеничных тракторов, выпускавшихся в советское время. Выпуск модели приходился на 1963-1983 годы. Завод-производитель: Челябинский тракторный завод. Прототипом Т-100 послужил трактор Т108, проходивший на производстве под названием Т100М.
Трактор Т-100М
Устройство обладает широким профилем использования, агрегатируется со множеством видов дополнительной техники, например, с бульдозерами, саморазгружающимися прицепами тяжелого типа, кранами, катками, скреперами. Т-100 может работать и с обычным сельскохозяйственным оборудованием, таким как борона, сеялка, картофелекопатель и прочее.
Создание модели
Промышленный советский трактор, как и множество иных видов техники в те времена, названный в честь И. В. Сталина С-100, претерпел серьёзные изменения в начале 60-х годов XX века. Сначала появилась модификация Т-108. Её выпускали всего три года. В 1964-м завод приступил к выпуску «сотки». И уже спустя четыре года трактор Т-100 удостоился золотой медали на международной выставке.
Тяжёлая гусеничная машина была предназначена для промышленности и строительных работ. Проектировалась как бульдозер с канатным управлением отвала. Позднее было принято решение о модернизации под использование разнообразного навесного оборудования. В отличие от предшественника, имевшего всего две модификации, на базе гусеничного Т-100 было выпущено четырнадцать видов спецтехники.
«Сотка», как промышленный трактор, относилась к тяговому классу 10. Кстати, современный колёсный Т-25 (100% универсальный трактор, как его гордо называют) относится к тяговому классу 0,6. Эта категория определяется максимальным усилием, которое при определённых строго установленных условиях может развить колёсная или гусеничная машина.
Назначение трактора Т-100
Основной сферой применения трактора Т-100, планируемой разработчиками, была работа в сочетании с бульдозером Д3-53, однако позднее оборудование для бульдозера модифицировали гидравлической системой. К модели бульдозера Д3-54 (более совершенной версии, последовавшей за Д3-53) было выпущено множество дополнительного оборудования, например, кусторез, устройство для выкорчевывания пней из земли, удалитель камней, разрыхлитель почвы, углубители почвы и другое.
Трактор Т-100
Трактор Т-100 также выполнял функцию укладчика труб и в некоторых случаях — подъемного крана. Таким образом, назначение трактора было более промышленным, чем бытовым. Для посадочных и колхозных работ в то время применялись более легкие, маневренные модели, управление которыми мог освоить любой человек. Благодаря тяжелому весу в 11 100 кг. техника использовалась в лесохозяйственных работах, на строительстве, на промышленных предприятиях.
Силовая установка трактора
Силовая установка, которая использовалась на тракторе С-100, была серьёзно модернизирована специально для «сотки». И получила номер Д-108. Четырехцилиндровый четырехтактный двигатель имел массу больше 2 т . Компоновка двигателя не поменялась, но камеру, в которой происходит смесеобразование и сгорание топлива, выполнили в днище поршня. Он же имел два маслосъемных и три компрессионных кольца. В головки цилиндров для установки форсунок запрессовали бронзовые втулки. Вместо одного распыляющего отверстия, стали выполнять пять. Кроме того, в масляном фильтре установили центрифугу.
Трактор Т-100 стал первой промышленной машиной, в которой был использован пусковой двигатель. С помощью установки П-23 с электростартером зимой запускался основной дизельный мотор. Судя по отзывам людей, которые хоть раз в жизни управляли этой машиной, в тракторе использовали ещё один полезный механизм. Это вакуумное устройство, которое работало от энергии выхлопных газов. Оно позволяло заправлять горючим ёмкости, расположенные ниже уровня топливного бака.
Модельный ряд и модификации т100
Уровень технических возможностей трактора Т100 позволил производителю выпустить 22 модификации на базе флагманской модели. В модельный ряд вошли следующие образцы техники, ставшие впоследствии популярными:
- Т-100М — модель, которую официально называют базовой, не имела гидрообрудования и не была рассчитана на установку навесок заднего типа;
- Т100МГС — с гидроооборудованием и задней системой навешивания оборудования, хвостовик ВОМ, основное назначение — сельскохозяйственное;
- Т100МГП- с гирооборудованием и передней системой навесок, имеется жесткая сцепка, хвостовик ВОМ, основное назначение — промышленное;
- Т100МБ — основное назначение — болотоходный, увеличена общая площадь гусеничного полотна;
- Т100МБГ — болотоходный вариант Т100МГП;
- Т100Т — основное назначение — работа с трубоукладчиком (навесные системы отсутствуют);
- Т-100МГП-1 — облегченный капот, отсутствие кабины, модификация МГП100;
- Т-100МЗ — аналог Т130;
- Т-100МЗБ — основное назначение болотоходное, аналог Т130;
- Т-100МЗГП — последняя модификация в модельном ряду. Была оснащена гидравликой для упрощения процесса поворота, более легкая в управлении.
Модификации
Трактор Т-100 первоначально предназначался для использования в агрегате с бульдозером ДЗ-53. База машины была использована для создания трубоукладчика, крана и свайного копра. За время производства Челябинский тракторный завод выпустил следующие модификации Т-100:
- Т-100 — базовый трактор без гидрооборудования и креплений задней навесной системы. В задней части корпуса трансмиссии устанавливалась лебедка;
- Т-100МГС — модификация для нужд сельского хозяйства. Задняя часть оборудована навесной системой и валом отбора мощности. На тракторе имеется гидравлическое оборудование;
- Т-100МГП — промышленный трактор с передней навесной системой, гидравлическим оборудованием, жестким сцепным устройством в задней части вместо лебедки. Машина дополнялась выходными механизмами для подключения задней навесной системы и вала отбора мощности;
- Т-100Б — болотоход с гусеницами увеличенного сечения;
- Т-100БГ — болотоход на основе Т-100МГП;
- Т-100Т — трубоукладчик на базе Т-100. Вместо задней и фронтальной гидронавесной системы устанавливались крепления для специализированных машин и агрегатов;
- Т-100МГП-1 — облегченная модификация без кабины;
- Т-100МЗГП — добавлены гидравлические сервомеханизмы управления поворотами, облегчившие труд водителя. Последняя модификация Т-100, выпускавшаяся одновременно с Т-130.
Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:
Технические характеристики
Отличительными особенностями трактора Т100 стали: более мощный улучшенный двигатель с высоким крутящим моментом, а также функция легкого запуска за счет наличия двигателя П-23. Часть произведенных машин до настоящего времени используется в России, Белоруссии, Украине. Стоимость данной модели колеблется от 150 до 300 тысяч рублей (от 250 до 470 тысяч гривен).
Вес и габариты Т100
- Длина Т-100 составляет 4255 мм., высота 3059 мм., ширина 2460 мм.
- Создаваемая трактором колея — 1880 мм., клиренс 31,1 см.
- Тяговое усилие на умеренной скорости — 6000 кг., на первой передаче — 9500 кг., на пятой передаче 2000 кг.
- Чем большую скорость развивает машина, тем больше понижается тяговое усилие.
- Вес Т-100 составляет 11100 кг.
Тип двигателя
- Марка двигателя трактора Т100 — Д108, дизельный.
- Четырехтактный, на 4 цилиндра, камера сгорания нераздельного типа.Камера сгорания располагалась в поршне двигателя.
- Мощность трактора составляла 108 л.с при частоте оборотов коленвала в 1070 об/мин.
- Объем цилиндров 15,53 л.
- Масса двигателя — 2100 кг.
Чтобы дизельный двигатель легко запускался в холодное время года, при минусовых температурах, инженеры оснастили машину двигателем П-23, работающим от электростартера.
Емкость топливного бака на устройстве — 235 л. Масляный фильтр оснащен реактивной центрифугой. Пуск устройства стал более легким из-за понижения степени сжатия топлива. Величина крутящего момента была повышена до 82 кГм.
Коробка передач трактора Т-100
- механическая;
- пять передач переднего, четыре заднего хода;
- трехходовая;
- реверсивная;
- коническая центральная передача;
- ведущая шестерня собрана в блок с нижним валом;
- тип крепления ведомой шестерни — к валу центральной передачи;
- поворотные муфты сухие, многодисковые.
Диапазон скоростей трактора Т-100 составлял от 2 до 10 км/час при движении вперед, от 2,8 до 7,6 км/час при движении назад.
Трансмиссия и ходовая часть
Сцепление: сухое, два ведомых диска. Механизм управления сцеплением: рычажно-кулачковый. Сцеплением можно было управлять из кабины водителя с помощью рычага.
Ходовая часть полужесткого типа. Механизм ходовой части включал гусеничные тележки (2 ед.), балансир и сами гусеницы. Гусеничная цепь приводилась в движение колесом натяжения и специальным механизмом.
Кабина
На момент начала выпуска (60-е годы) кабина трактора Т-100 была одной из самых удобных среди устройств аналогичного назначения и тягового класса. Мягкое сиденье оператора, освещение, вентиляция — всё это делало работу оператора трактора комфортной. Небольшим недостатком современники считают шум воздуха в кабине, вызванный принудительной системой вентиляции.
Управление трактором Т-100
Торможение трактора производилось за счет бортовых тормозов. Вхождение в поворот обеспечивали бортфрикционы и тормоза. При управлении машиной водитель ощущал довольно сильную вибрацию, что было обусловлено типом подвески и наличием гусеничной ленты, а не колес.
В сельском хозяйстве модель не нашла широкого применения из-за малой развиваемой скорости, а вот в промышленности «сотка» получил признание как раз из-за веса и плавного режима движения.
Отзывы и цены
Поскольку производство трактора прекращено, то можно приобрести только подержанную технику. Стоимость машины зависит от состояния и дополнительного оборудования, установленного прежними владельцами. Цена трактора составляет от 150 до 500 тыс. рублей.
Дмитрий, Тверская область
Для расчистки лесных делянок применяется Т-100 выпуска середины 70-х гг. Трактор хорошо подходит для корчевания пней и прокладки лесных дорог. К недостаткам относится тугое управление, требующее физических усилий. Зимой в кабине холодно, поскольку тепла от двигателя не хватает. Внеплановые ремонты случаются редко, машина требует своевременного обслуживания.
Навесное оборудование
Наиболее распространенный тип навески для трактора данной модели — это бульдозерный отвал. Кроме отвала можно использовать такие типы навесных орудий:
- лебедки;
- корчеватели пней;
- плуг болотный;
- прицепной гейфер;
- борона;
- окучиватель, рыхлитель, фреза-культиватор;
- сеялки;
- сажатели картофеля;
- прицепы самосвальные;
- экскаваторные приставки;
- погрузчики ковшовые.
Бульдозер Т-100. Корчеватель пней
Кабина трактора
Т- 100 (трактор) отзывы и сейчас, на фоне современной техники, имеет положительные. Он оборудовался комфортной по тем временам кабиной. Она устанавливалась за двигателем на жёсткой раме. Внутри для водителя было предусмотрено мягкое сидение, освещение и система принудительной вентиляции. Сегодня, к сожалению, Т-100 – трактор (фото внизу), что стал только воспоминанием. Но в 70-х годах он достойно соперничал с техникой ведущих зарубежных фирм. Впрочем, её было мало. И использовалась она только на стройках союзного значения, например на БАМе.
Особенности эксплуатации и обслуживания
Эксплуатация трактора Т100 должна производиться по универсальным правилам (подходят для всех гусеничных тракторов):
- управляйте техникой только сидя на месте оператора;
- залезайте в кабину только в положенном месте, держась за ручку возле двери кабины и ставя ногу на специальную боковую платформу;
- перед началом работы убедитесь, что на траектории движения трактора нет посторонних объектов;
- чтобы остановить устройство, воспользуйтесь тормозами, предварительно переведя рычаг КПП в нейтральное положение, и только затем включив тормоз;
- опустите навесные орудия после остановки трактора;
- для поддержания гусеничных механизмов в надлежащем состоянии используйте специальное масло/консистентную смазку;
- в целях безопасности оператора контроль натяжения гусеницы проводится визуально, на небольшом расстоянии от трактора
Масло или смазка выходят из клапана выпуска под высоким давлением, и при попадании на кожу могут ранить, поэтому на выпускной клапан смотреть запрещено.
Техническое обслуживание гусеничного трактора Т-100 выполняется согласно схеме:
- первое обслуживание через 7 рабочих часов (в конце смены);
- далее через 120, 180, 240, 300, 360, 400 часов.
Действия, которые выполняются оператором при ТО:
- регулировка муфты сцепления;
- регулировка педалей тормоза;
- очистка наружной поверхности рабочих узлов;
- замена фильтров топлива;
- регулировка гусениц (степень натяжения).
При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:
- слить охлаждающую жидкость;
- слить отстой топлива;
- все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
- рычаги управления переместите на нейтраль;
- выключите батарею аккумулятора;
- под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.
Испытания и боевое применение
К концу осени 1939 года испытания Т-100 шли полным ходом — танк прошёл свыше 1000 км. После начала 30 ноября 1939 года войны с Финляндией было принято решение отправить танки СМК, Т-100 и КВ-1 в действующую армию для испытания боем в условиях фронта. Перед отправкой на фронт вооружение Т-100 было изменено — вместо 76-мм пушки Л-10 была установлена более мощная пушка Л-11 того же калибра.
Танки были сведены в отдельную роту тяжёлых танков и приданы 90-му танковому батальону 20-й тяжёлой танковой бригады, воевавшей на «Линии Маннергейма».
Экипаж Т-100 в первом бою:
- командир танка лейтенант Астахов Михаил Петрович,
- артиллерист Артамонов,
- артиллерист Козлов,
- радист Смирнов,
- водитель Плюхин Афанасий Дмитриевич,
- запасной водитель Дрожжин Василий Агапович,
- моторист Капланов Владимир Иванович,
- Каштанов В. И.
19 декабря 1939 года отдельная рота тяжёлых танков вместе с остальными частями 90 брн 20 тбр пошла в наступление в районе Сумма — Хоттинен. Танки батальона успешно наступали и продвинулись за линию финских дотов, где СМК подорвался на мине. Экипаж Т-100 пытался при помощи своего танка отбуксировать СМК, однако успехом эти попытки не увенчались. После этого Т-100, встав рядом с СМК и прикрывая его усиленным артиллерийским и пулемётным огнём, обеспечил эвакуацию экипажа из подбитого танка — по аварийным люкам в днищах машин экипаж СМК перебрался внутрь Т-100. При этом танк получил по меньшей мере семь попаданий снарядами 37-мм и 47-мм противотанковых пушек с расстояния менее 500 м, но броня ни разу не была пробита.
В том же бою у Т-100 заглох двигатель — произошёл срез резьбы регулировочной муфты магнето. Однако механик-водитель танка смог, используя один магнето вместо двух, завести мотор снова и продолжить выполнение задачи.
После этого боя Т-100 был отправлен в тыл для ремонта двигателя и вернулся в действующую армию 18 февраля 1940 года. С этого дня и до окончания военных действий Т-100 действовал в составе 20-й (22.02 — 01.03) и 1-й (11.03 — 13.03) танковых бригад. За это время танк прошёл 155 км, получил 14 попаданий снарядами противотанковых орудий (6 — в левый борт, 3 — в нишу главной башни, 3 — в левую гусеницу и по одному — в маску 45-мм пушки и левый ленивец). Во всех случаях броня не была пробита. Всего к 1 апреля 1940 года Т-100 прошёл 1745 км, из них 315 км — во время боёв на Карельском перешейке.
После окончания Финской войны Т-100 вернулся обратно на завод, где был полностью заменён двигатель и произведён лёгкий ремонт танка.
Летом 1940 года танк был передан для хранения в Кубинку. После начала Великой Отечественной войны машина была эвакуирована сначала в Казань, а затем — в Челябинск, где Т-100 был передан в распоряжение опытного завода № 100. На заводе танк пробыл до конца войны, а дальше его следы теряются. По некоторым данным, до середины 1950-х годов Т-100 стоял на заднем дворе Челябинского танкового училища, а затем, видимо, пошёл в переплавку. Впрочем, по другим данным, танк до конца войны не дожил — в конце 1943 года он вместе с Т-29, КВ-7 и рядом других опытных образцов бронетехники был порезан на металл.
Основные неисправности и ремонт
При управлении гусеничным трактором Т-100 оператор может столкнуться с различными неисправностями. В списке далее указаны наиболее частые проблемы и способы их устранения:
- работа двигателя с перебоями (не прогрет, нехватка топлива, засор топливопровода и фильтра — прогреть двигатель, проверить уровень топлива, заменить фильтр, прочистить топливопровод);
- стук двигателя (регулировка зазора клапанов);
- дымный выхлоп (плохое топливо, попадание в топливо воды, холодный двигатель — прогреть, заменить топливо);
- повышенный расход масла (регулируется расположение поршневых колец, устраняется течь масла);
- неисправности карбюратора (выполняется регулировка, отладка);
- буксование муфты сцепления (необходимо промыть фрикционные накладки керосином);
- нагрев тормозных лент или не рабочий тормоз при нажатии (ремонт: регулировка тормозов, промывка бортовых фрикционов без включения).
Модификации трактора для нужд сельского хозяйства
Предполагалось использовать гусеничный трактор Т-100 и в сельском хозяйстве. Но в отзывах пользователей значилось, что его скорость очень низкая. Поэтому распространения он не получил. Модификация имела обозначение Т-100 МГС. Она имела раздельно-агрегатную унифицированную гидравлическую систему и задний механизм навески. Трактор Т-100 МГС-1 этим механизмом не обладал. На месте лебёдки был установлен хвостовик вала отбора мощности. Для сравнения: Т-25, как 100% трактор для сельского хозяйства с габаритами 3,0 × 1,5 м, может менять клиренс и общую высоту в зависимости от навешиваемого оборудования. Диапазон его скоростей при движении вперёд – от 6 до 22 км/час.
Название трактор Т-100 – «сотка» – стало нарицательным. Оно до сих пор обозначает более поздние модели: Т-130, Т-170, Т-10. По сравнению с новыми, современными вариантами, машина отличается тяжёлыми и некомфортными условиями труда для водителя. Несмотря на это, во все времена она была надёжной и выносливой, почти не ломалась и обладала высокой проходимостью.
Источник