- Передний ведущий мост Т-40
- Передний ведущий мост трактора Т-40
- Устройство моста
- Схема переднего моста Т-40
- Каталог запчастей ПВМ Т-40
- Заключение
- Трактор Т-40
- Устройство, схемы, ремонт
- Передний ведущий мост трактора Т-40 — устройство и ремонт
- Инструкция по самостоятельному ремонту основных рабочих узлов трактора Т-40
- Ремонт переднего моста
- Ремонт заднего моста
- Ремонт блокировки
- Ремонт тормозных лент
- Ремонт КПП
- Ремонт ГУР
- Как отрегулировать сцепление
- Установка дозатора
- Если трактор дымит
- Установка топливного насоса и регулировка зажигания
- Печка своими руками
Передний ведущий мост Т-40
Одной из самых популярных моделей сельскохозяйственной техники представляется трактор Т-40 различных модификаций. Передний мост Т-40 относится к числу основных узлов агрегата, поскольку он отвечает не только за увеличение тяги, необходимой для движения, но и способствует лучшей проходимости в условиях влажного грунта.
Передний ведущий мост трактора Т-40
Прежде чем более подробно изучить основные детали, из которых состоит передний ведущий мост Т 40, целесообразно ознакомиться с его особенностями. Он представляет собой один из наиболее значимых составляющих данного транспортного средства, который отвечает за его передвижение по местности.
Благодаря высокому уровню надежности и простой конструкции узел отличается длительным сроком службы. При этом для бесперебойной работы требуется своевременно выполнять техническое обслуживание в соответствии с рекомендациями производителя.
Устройство моста
Схема устройства переднего моста трактора Т 40 позволяет сформировать объективное представление о конструкции подобного элемента. Он состоит из множества крупных и мелких деталей, среди которых целесообразно выделить ряд наиболее важных:
- раздаточная коробка и сопутствующие механизмы;
- дифференциал;
- подвеска;
- передачи — основная и конечная.
Поскольку каждый из них имеет внушительный ряд особенностей, их целесообразно изучить подробнее. Следует рассмотреть главную передачу моста, которая состоит из двух шестеренок конусного типа, а также основной шестерни. Для успешного крепления последней используется подшипник и прочие элементы. Ведомая шестерня монтируется с помощью специальных болтов непосредственно к дифференциалу. Необходимо отметить, что появление посторонних шумов при работе данного узла, а также прочих проблем требует немедленного устранения, поскольку даже при сильном износе зазор в зацеплении между зубьями шестерни должен быть не более 0,2 см. При превышении подобного показателя настоятельно рекомендуется выполнить ремонт, заменив поврежденные элементы.
Другим важным узлом представляется дифференциал, который отвечает за одинаковую скорость вращения передней пары колес. Это позволяет трактору эффективно передвигаться по бездорожью, а также выполнять сложные маневры. Основным элементом этой детали представляется корпус, обойма шлицевая, шестеренки и крышка.
Изучая привод данного агрегата, целесообразно отметить конечную передачу, которая применяется для повышения крутящего момента, снижения оборотов. Важным элементом представляется одноступенчатый редуктор, оснащенный шестеренками с прямыми зубьями.
Для поддержания оптимальных характеристик трактора рекомендуется по окончании сезона сельхозработ осуществлять контроль люфта вилочных осей. Если он превышает показатель в 0,4 мм, это является веской причиной для проведения ремонтных работ.
Необходимо упомянуть и переднемостовую подвеску, которая позволяет трактору осуществлять движение без сильной тряски и колебаний, вызванных неровностями дорожного покрытия. Кронштейн подвески оснащен втулкой и смонтировано на корпусе конечной передачи, что позволяет ему свободно проворачиваться. На комплектующие, подверженные трению, наносится смазка, которая позволяет избежать их чрезмерного износа и последующей поломки.
Привод от трансмиссии к мосту осуществляется с помощью редуктора, состоящего из корпуса, а также шестереночных механизмов, установленных на шлице. Вал привода осуществляет трансформацию движения к основной передаче, оснащается защитным кожухом. Наличие последнего позволяет избежать попадания в этот важный узел растений и прочих посторонних предметов.
Схема переднего моста Т-40
В процессе обслуживания или ремонта подобного агрегата мастеру поможет схема переднего моста Т 40, которая содержит подробную информацию о ключевых элементах конструкции, их расположении и другие полезные сведения. Руководствуясь такой схемой, можно без особых затруднений устранить неисправности самостоятельно, сэкономив на услугах специалистов.
Каталог запчастей ПВМ Т-40
Чаще всего владельцам Т-40 приходится сталкиваться с необходимостью заменить сальники, другие аналогичные элементы. Значительно реже требует ремонта бортовая часть, а также валы. Если изучить каталог запчастей, можно сделать вывод, что данная модель трактора крайне экономична в обслуживании, поскольку для устранения большинства проблем не потребуется много средств.
Заключение
Передний ведущий мост по праву считается одним из важнейших узлов популярной модели трактора Т-40. Используя схему данного элемента, а также детально изучив основные детали моста, можно оперативно выявить и устранить неисправности своими силами.
Источник
Трактор Т-40
Устройство, схемы, ремонт
Передний ведущий мост трактора Т-40 — устройство и ремонт
Устройство переднего моста
Передний ведущий мост тракторов Т-40 АМ и Т-40 АНМ используются для увеличения тяговых усилий и повышения проходимости на увлажненных почвах и в условиях бездорожья. Передний мост состоит из раздатки, дифференциала, главной и конечной передач и подвески.
Схема переднего моста Т-40: 1 — корпус раздаточной коробки; 2 — пробка; 3 — шестерня; 4, 24 — шарикоподшипники: 5 — передняя крышка; 6 — вал раздаточной коробки; 7 — вал привода переднего ведущего моста; 8 — ведущий вал главной передачи; 9 — ведущая шестерня; 10 — стакан; 11 — ведомая шестерня; 12 — регулировочные прокладки; 13 — клин; 14 — полуось; 15 — тормозная шайба; 16 — корпус моста; 17 — ось собачки; 18 — собачка; 19 — крышка корпуса дифференциала; 20 — щиток; 21 — конечная передача; 22 — подвеска переднего колеса; 23 — кардан; 25 — шлицевая обойма; 26 — корпус дифференциала; 27 — штифт; 28 — рукав.
Главная передача переднего моста
Главная передача состоит из пары конических шестерен с круговым зубом. Ведущая шестерня монтируется в стакане на двух шарикоподшипниках. Ведомая шестерня входит в состав дифференциала и крепится к корпусу дифференциала болтами и штифтами.
В ходе эксплуатации переднего моста необходимо контролировать боковой зазор в зацеплении зубьев главной передачи. При появлении шума и других неисправностей, необходимо проверить зазор в зацеплении или осевой люфт ведущей шестерни. Вследствие износа зубьев, увеличение бокового зазора в зацеплении допустимо до 2 миллиметров. В случае увеличения зазора из-за износа беговых дорожек подшипников — их необходимо заменить на новые. Заводская регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен составляет в пределах 0,17-0,65 мм.
Обе шестерни в процессе эксплуатации и дальнейшей выработке своего ресурса заменяются одновременно. При установке рукавов, общее количество регулировочных прокладок с обеих сторон должно быть таким, чтобы дифференциал свободно поворачивался в подшипниках от усилия руки без каких-либо заеданий и смещений.
Дифференциал переднего моста
Дифференциал позволяет вращаться ведущим колесам с одинаковой угловой скоростью, что требуется во время движения трактора по неровной местности и при совершении маневров.
Конструкция дифференциала переднего ведущего моста представляет собой сдвоенную обгонную муфту двойного действия храпового типа. Дифференциал состоит из корпуса, шлицевой обоймы, ведомой шестерни и крышки, соединенные между собой при помощи четырех болтов. В ведомой шестерне, крышке и корпусе дифференциала находятся по две оси, на которых на шпонке установлена собачка. В ходе вращения ведомой шестерни, собачки зацепляются с внутренними обоймами силой трения, появляющаяся между специальными узорами на концах осей собачки и поверхностями тормозных шайб.
При помощи пружин, оси постоянно прижимаются к тормозным шайбам, для создания силы трения. В зависимости от направления вращения, собачка вход в зацепление одним из своих концов. В случае, если задние колеса вращаются с пробуксовкой менее 4%, то шлицевые обоймы обгоняют ведомую шестерню, вынуждая прощелкивать собачки по зубьям обойм. Когда буксование задних колес превысит 4%, поступательное движение трактора снизится, при этом ведомые шестерни и угловые скорости обоймы выровняются. При последующем повышении буксования задних колес, собачки войдут в зацепление со шлицевой обоймой, в следствии чего крутящий момент будет передаваться от ведомой шестерни через шлицевые обоймы и полуоси к передним колесам.
Дифференциал монтируют в рукава на двух шарикоподшипниках: с одной стороны на шейку крышки дифференциала, с другой — на шейку ведомой шестерни.
Корпус переднего моста Т-40 оснащен сапуном, который служит для поддержания стабильного давления в полостях дифференциала, главной передачи и рукавов. Для предотвращения вытекания масла из данных полостей устанавливаются специальные уплотнительные кольца и манжеты.
Через сдвоенные карданы осуществляется передача крутящего момента к конечным передачам. Игольчатые подшипники и крестовины карданов унифицированы с аналогичным комплектующими автомобилей ГАЗ. Все используемые карданные шарниры состоят из крестовины и двух вилок. В отверстиях вилок размещены игольчатые подшипники, внутрь которых вставляются цапфы крестовины.
Переделка и модернизация переднего моста Т-40
В качестве наглядного пособия по переделке переднего моста трактора посмотрите данное видео.
Редуктор переднего моста трактора Т-40
Для передачи привода от коробки передач к переднему ведущему мосту служит редуктор (раздаточная коробка). Редуктор состоит из корпуса и шестерни, которая монтируется на шлицах вала. Вал и шестерня установлены в корпусе на двух шарикоподшипниках. При помощи вала привода передается вращение от вала к ведущему валу главной передачи.
Для предотвращения наматывания растений, на вал привода установлен специальный защитный кожух.
Для смазки подшипников и шестерни используется масло из трансмиссии трактора. В передней крышке корпуса редуктора трактора т-40 установлены манжеты, предотвращающие вытекание масла.
Схема редуктора переднего моста: 1, 8 — манжеты; 2, 13, 19 — болты; 3, 12 — стопорные шайбы; 4 — крышка; 5 — роликоподшипники; 6 — корпус; 7 — стакан подшипника; 9 — вилка ведущей шестерни; 10 — ведущая шестерня; 11 — шарикоподшипник; 14 — ведомая шестерня; 15 — шпилька; 16 — пробка; 17 — поддон; 18 — корпус манжеты; 20 — полуось.
Конечные передачи переднего моста
Конечные передачи используются для увеличения крутящего момента и снижения частоты вращения, передаваемого передним ведущем колесам тракторов Т-40 АНМ и Т-40 АМ. Все конечные передачи представляют собой одноступенчатый редуктор с прямозубыми шестернями. Ведущая шестерня монтируется на шлицевой конец вилки и устанавливается в корпусе на двух конических роликоподшипниках. Ведомая шестерня размещается на шлицах полуоси и устанавливается в корпусе редуктора на двух шарикоподшипниках. Диск колеса крепится к фланцу полуоси при помощи болтов. К корпусу редуктора присоединены поворотные рычаги и кронштейны защитных крыльев передних колес. К поворотным рычагам, в свою очередь, приклеплены тяги рулевой трапеции.
По окончанию сезонных работ рекомендуется проверять осевой люфт вилки. В том случае, если люфт превышает 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зазор в конических подшипниках, путем удаления из-под крышки регулировочных прокладок.
Подвеска переднего моста
На трактор Т-40 Ам устанавливается подвеска, служащая для улучшения плавности хода и снижения колебания. Поворотный кронштейн подвески, соединяющийся при помощи шпилек с корпусом конечной передачи, оснащен запрессованной в него втулкой. Кронштейн имеет возможность поворачиваться относительно приваренного к выдвижному кронштейну, осуществляя поворот передних колес. Трущиеся поверхности втулки и кронштейна смазываются через масленку. При воздействии толчков, поворотный кронштейн с конечной передачей фиксируется на кронштейне сухарями, размещенные в расточке, а также штоком, который соединен штифтом с крышкой поворотного кронштейна.
Схема подвески: 1 — поворотный кронштейн; 2 — пружина; 3, 14 — болты; 4 — штифт; 5 — крышка; 6 — шток; 7 — сухарь; 8 — кронштейн; 9 — масленка; 10 — втулка; 11 — траверса; 12 — упорный шарикоподшипник; 13 — выдвижной кронштейн; 15, 16 — упорные кольца; 17 — гайка.
На тракторе Т-40 АНМ пружины подвески сжимаются болтами, в следствии чего высота передка трактора немного уменьшена. Трактор Т-40 АНМ без особого труда можно переделать в пропашной Т-40 АМ. Для это следует удалить стяжные болты, упорное кольцо и поменять на задние колеса на колеса с шинами 13,6R38.
Двигатель Т-40
Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры
Источник
Инструкция по самостоятельному ремонту основных рабочих узлов трактора Т-40
Ремонт трактора Т40АМ следует проводить в соответствии с руководством пользователя. Имея все необходимые инструменты, ремонтные работы можно выполнять самостоятельно.
Ремонт переднего моста
Трактор Т-40 — ремонт переднего моста проходит следующим образом:
- Отсоединяют тягу рулевого управления.
- Вынимают рычаги поворотных цапф.
- Освобождают стремянки и снимают рессоры.
- Снимают колпаки, ступицы подвески переднего моста и тормозной барабан.
- Разбирают тормозной механизм.
- Отсоединяют от фланцев цапф защитные тормозные диски.
- Выбивают стопоры шкворней, отсоединяют от оси цапфы.
- Проводят ремонт бортовой части или заменяют износившиеся детали.
- Собирают передний ведущий мост, выполняя все действия в обратном порядке.
Причиной поломки может стать прогиб передней оси. Поэтому для определения такого дефекта нужно:
- В отверстие, которое находится под шкворнем, вставить стержни.
- На площадке крепления рессор устанавливать призмы.
- Поставить специальный угольник.
- По промежутку между угольником и призмой определить величину и направление прогиба.
Ось следует подправить под прессом в холодном состоянии, т.к. нагрев может вызвать нарушение ее термической обработки.
Ремонт заднего моста
Устройство заднего моста трактора Т-40 включает в себя:
- корпус редуктора;
- фланец, который относится к карданной передаче;
- шестерни главной передачи;
- самоблокирующийся межосевой дифференциал.
Во время технического обслуживания и ремонта необходимо сделать следующее:
- Слить масляную жидкость из редуктора.
- Отсоединить карданный вал.
- Демонтировать полуоси.
- Снять задние колеса и тормозной барабанный механизм.
- Открутить крепежные болты, которые соединяют редуктор и задний мост.
- Демонтировать сальники, фланцы, подшипники и сателлиты.
- Осмотреть все детали на наличие повреждений и износ.
Порядок действий при сборке редуктора заднего моста:
- К ведущей шестерне присоединить регулировочную шайбу.
- Прикрепить распорную втулку, подшипники и фланец.
- Затянуть контргайку.
- Установить ведомую шестерню в корпус дифференциала.
- Отрегулировать люфт.
- Затянуть все крепежные гайки и болты.
Ремонт блокировки
Для того чтобы отремонтировать механизм блокировки, нужно:
- Установить в нейтральное положение рукоятку переключения передач.
- Отпустить педаль главной муфты, т.е. муфта должна быть включенной.
- Расшплинтовать палец вилки и демонтировать ее с рычага блокировочного механизма.
- Перевести рычаг в крайнее положение, которое будет соответствовать включенной муфте.
- Отвернуть вилку и отсоединить ее от тяги.
- Отрегулировать механизм блокировки.
- Установить на место палец вилки и зашплинтовать его.
Для того чтобы смазать все детали данного механизма, необходимо разбрызгать масляную жидкость по корпусу трансмиссии транспортного средства.
Установка блокировки дифференциала производится следующим образом:
- Устанавливают трактор на специальную платформу.
- Откручивают колеса.
- Снимают тормозные барабанные механизмы.
- Регулируют и вытягивают полуоси, карданный вал, редукторы.
- Ставят блокировку и устанавливают все детали в обратном порядке.
Ремонт тормозных лент
Перед тем как делать замену тормозных лент на Т-40, нужно снять износившуюся деталь:
- Убрать емкость для топливной жидкости.
- Демонтировать переднюю и заднюю панели пола.
- Убрать верхние крышки и задние люки.
- Отсоединить тяговый механизм от тормозного рычага.
- Отвернуть регулировочную гайку.
- Снять рычаг с валиками с кронштейна.
- Разъединить тормозную ленту.
- С внутренней части корпуса отвернуть крепежные болты.
- Демонтировать кронштейн.
- Оттянуть за верхний конец тормозные ленты в заднем направлении.
- Отвернуть болты, которые соединяют верхнюю и нижнюю части лент.
- Снять верхнюю часть тормозной ленты с барабана бортового фрикционного механизма.
- Провернуть нижнюю часть ленты вокруг барабана и вытянуть ее.
- Убрать тормозную пружину и тягу от рычага.
- Открутить болт наружного рычага и снять его с валика.
- Найти шпонку. На шпонке установлена собачка, ее нужно выбить.
- Выбить валик вместе с заглушкой.
- Убрать рычаг и кольцо.
- Заменить тормозную ленту и установить все механизмы обратно.
Ремонт КПП
КПП трансмиссии состоит из следующих деталей:
- первичный вал;
- ведомая шестерня конической формы;
- реверс и стаканы подшипников;
- регулировочные прокладки;
- стопорные шайбы;
- стопорное кольцо;
- дистанционная втулка.
Ремонт коробки передач своими руками:
- Установить транспортное средство на специальную платформу, оснащенную противооткатными упорами.
- Слить рабочую жидкость из коробки передач.
- Отсоединить все основные узлы, чтобы получить доступ к механизму.
- Установить мотор и коробку на подпорки.
- Демонтировать карданный вал.
- Отсоединить КПП от двигателя и от подушек опорного типа.
- Снять коробку.
- Очистить КПП от загрязнений.
- Разобрать коробку.
- Открутить крышку пятой передачи.
- Провести осмотр вилки передач, при необходимости заменить ее на новую.
- Достать валы и муфту.
- Проверить шестерни, конечную передачу трактора и шлицы на износ.
- Новые шестерни проверить на биение.
- Заменить подшипники.
- Собрать КПП и установить ее обратно на транспорт, повторяя все действия в обратном порядке.
Ремонт ГУР
Устранение неисправностей в работе ГУРа (гидроусилителя руля):
- Установить винт в сборе с передней гайкой и передней крышкой в поршневую часть так, чтобы штифт перешел в переднее положение.
- Повернуть поршень.
- Установить в торцевое отверстие гайки стержень.
- При помощи отвертки провернуть гайку до ее полной фиксации с болтом.
- Подсоединить к нагнетательной магистрали рулевой колонны манометр.
- Вывернуть пробку.
- Установить упор между сошкой и передней стороной бруса.
- Отвернуть колпак и контровую гайку.
- Запустить мотор.
- Установить максимальное количество оборотов коленчатого вала.
- Проворачивая сошку, отрегулировать уровень давления перепуска масляной жидкости через предохранительные клапаны.
- Затянуть контргайку и колпак.
- Вернуть на место коническую пробку.
Для того чтобы избежать сбоев в работе гидравлического усилителя руля, нужно периодически проверять люфт рулевого колеса и подтягивать все гайки и болты.
Как отрегулировать сцепление
Порядок действий во время регулировки сцепления:
- Открыть люк корзины муфты сцепления.
- Расшплинтовать и вытащить осевую часть вилки тягового механизма.
- Убрать вилку с рычага.
- Навинчивая вилку, установить длину тяги так, чтобы при соединении вилки с рукояткой, промежуток между концами рычагов и подшипниками выжимного типа составлял 4 мм.
- Установить и зашплинтовать осевую часть вилки.
- Закрыть люк в корзине вместе с крышкой.
Если данный механизм невозможно отрегулировать путем увеличения длины тяги, то можно сделать следующее:
- Открыть верхний люк и расшплинтовать гайки.
- Открутить регулировочные болты.
- Переместить все рычаги в переднее положение.
- Соединить рычаг муфты и тяговую вилку.
- Зашплинтовать ось.
- При помощи щупов отрегулировать зазор.
Замена сцепления проводится так:
- Демонтируют передние колеса.
- Убирают трос крепления с кронштейна.
- Отсоединяют трос.
- Откручивают болты.
- Ослабляют заднее крепление продольного рычага.
- Откручивают болты, которые находятся на левом кронштейне.
- Отворачивают нижний кожух.
- Откручивают заднюю опору двигателя.
- Убирают хомут привода.
- Снимают крепежные элементы двигателя.
- Отворачивают сцепление.
- Меняют подшипники.
- Заменяют ведомый диск.
Установка дозатора
Для того чтобы установить дозатор, нужно сделать следующее:
- Снять рычаги управления.
- Убрать пластины пыльников, сами пыльники и уплотнительные элементы.
- Снять все крышки и вытянуть золотники.
- Демонтировать гидравлический усилитель руля.
- Заменить износившиеся подшипники в системе управления на новые.
- Убрать червяк устройства.
- Установить на место снятого червяка вал дозатора.
- Прикрутить дозирующее оборудование при помощи потайных болтов.
- Проверить работоспособность насосного механизма.
- Установить насос в систему гидроусилителя рулевого управления.
Для того чтобы избежать сбоев в работе дозирующего устройства, следует регулярно очищать его от скопившейся внутри грязи.
Для этого нужно:
- Полностью разобрать все устройство рулевой колонны.
- Снять уплотнительное резиновое кольцо.
- Промыть насос керосином.
- Промыть все втулки.
- Собрать механизм в обратном порядке. Во время установки пары насос должен быть повернут отверстиями наружу.
Если трактор дымит
Если дымит трактор, то причиной этого могут быть:
- некорректная регулировка подачи рабочей жидкости;
- перегрузка мотора;
- неправильная установка поршневой части;
- загрязненный воздухоочиститель;
- небольшой угол опережения системы впрыска топливной жидкости;
- поврежденные форсунки.
В этих случаях требуется ремонт двигателя с использованием запасных частей, а в некоторых ситуациях — капремонт.
Если дым черного цвета, то рекомендуется уменьшить нагрузку на силовой агрегат или переключиться на первую или вторую передачу. Также стоит проверить сопловые отверстия распылительного механизма при помощи иглы, промыть его, а при необходимости — заменить.
Когда валит белый дым, нужно притереть клапаны или заменить головки цилиндрических элементов. Причиной дыма белого цвета может стать попадание воды в дизельное топливо, в этом случае необходимо слить топливную жидкость и залить новую.
Синий дым — это признак того, что были повреждены такие детали поршневой части, как: кольца и гильзы.
Установка топливного насоса и регулировка зажигания
Установка топливного насоса высокого давления (ТНВД):
- Определить положение широкого шлица фланца на топливном насосе.
- Провернуть вал насосного элемента так, чтобы широкая часть впадины шлицевой втулки была напротив широкого шлица фланца.
- При помощи установочной шейки вставить насос в ступицу шестерни.
- Установить насосный механизм.
- Прикрутить насос высокого и низкого давления болтами.
- Прогреть двигатель.
- Завести силовой агрегат на холостых оборотах.
- Подтянуть поднос.
- Ослабить фиксирующую гайку.
- Медленно провернуть трамблер в разных направлениях.
- На максимальных оборотах двигателя попробовать нажать на педаль газа.
- Если при резком нажатии отсутствуют какие-либо перебои, хлопки или выстрелы, то установлено зажигание на тракторе.
- От этого положения провернуть корпус распределительного вала на 2-3° по часовой стрелке.
- Зажать фиксирующий элемент.
Печка своими руками
Для того чтобы сделать печку на данную модель трактора, нужно на коллектор силового агрегата приварить 5 или 6 продольных ребер. Толщина элементов не должна превышать 3 мм, а высота — 30 мм.
На верхнюю часть радиатора необходимо приварить металлический лист (толщиной до 3 мм) с отверстиями для забора и подачи воздушного потока. Торцы получившейся конструкции рекомендуется заглушить.
Снаружи кабины водителя нужно установить турбинный вентилятор. От патрубка следует проложить трубопровод к переднему отверстию радиатора, а из заднего — в салон.
В качестве материала для трубопровода рекомендуется использовать металлические гофры, диаметр которых не превышает 50 мм. Участок, который ведет в кабину, нужно утеплить волокном.
Патрубок необходимо завести в нижнюю часть кабины и направить на ноги водителя или лобовое стекло. На приборной панели будет выведен тумблер для управления турбинным вентилятором.
Источник