Трактор юмз руководство ремонт эксплуатация

Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ЮМЗ

В книге рассматриваются устройство и действие механизмов и систем универсально-пропашных тракторв «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ, их агрегатирование, а также способы и средства поддержания и восстановления работоспособности вне специализированных мастерских.

  • Автор:
  • Издательство: Ранок
  • Год издания: 2003
  • Страниц: 259
  • Формат: DjVu
  • Размер: 11,6 Mb

Тракторы «Беларусь» ЮМЗ-6АЛ и ЮМЗ-6АМ

Руководство содержит описание конструкции тракторов «Беларусь» ЮМЗ-6АЛ и ЮМЗ-6АМ, правила техниче­ской эксплуатации, рекомендации по техническому обслуживанию, примеры возможных неисправностей и способы их устранения.

  • Автор:
  • Издательство: Машиностроение
  • Год издания: 1983
  • Страниц: 257
  • Формат: PDF
  • Размер: 6,0 Mb

Тракторы «Беларусь» ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ

Руководство содержит описание конструкции тракторов «Беларусь» ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ, правила техниче­ской эксплуатации, рекомендации по техническому обслуживанию, примеры возможных неисправностей и способы их устранения.

  • Автор:
  • Издательство: ЮМЗ
  • Год издания: 1989
  • Страниц: 303
  • Формат: PDF
  • Размер: 8,5 Mb

Тракторы ЮМЗ. Текущий ремонт

Руководство по текущему ремонту тракторов ЮМЗ

  • Автор:
  • Издательство: Техпросвет
  • Год издания:
  • Страниц: 147
  • Формат:
  • Размер:

Источник

Трактор ЮМЗ. Обзор, инструкция по эксплуатации, отзывы

Трактор ЮМЗ

История «Южного машиностроительного завода» берет свое начало в 1966 году, когда начался выпуск трактора ЮМЗ-6. Для его разработки конструкторы взяли базу с Беларуса МТЗ-5. Эта машина быстро начала пользоваться спросом. Такого успеха не ожидали даже сами разработчики.

Наиболее ярким подтверждением этих слов станут цифры. Всего за два года было выпущено более 100 тысяч новых экземпляров тракторов ЮМЗ! Эта техника нашла применение практически во всех областях народного хозяйства.

Даже спустя более полувека эта техника все еще соответствует международным стандартам качества.

С развитием техники компании предстояло просто модернизировать его под новые реалии. В связи с этим было выпущено несколько модификаций, при этом качество тракторов оставалось неизменно высоким.

Обзор модификаций

Для того, чтобы лучше понять особенности технических характеристик каждой модели, необходимо обратить внимание на приставку возле названия:

  • Первые трактора назывались ЮМЗ-6Л. Внешне, они были очень похожи на 50 Беларуса;
  • После была выпущена ЮМЗ-6АЛ. На ней была установлена улучшенная приборная панель, появилась возможность настройки положения руля по высоте, кожух двигателя выполнен в прямоугольной форме и установлены улучшенные тормоза.
  • Трактор ЮМЗ-6К предназначен для эксплуатации исключительно с передним навесным оборудованием. Задняя сцепка у этой модели отсутствует, поэтому применяется он в качестве экскаватора для вырывания глубоких траншей и котлованов или бульдозера для выравнивания песчано-гравийных смесей и погрузки сыпучих материалов.
  • На ЮМЗ-6АК была установлена новая версия кабины с увеличенной обзорностью и возможностью настройки режима работы гидравлического насоса;
  • Есть еще два варианта маркировки буквами М и Л, которыми обозначаются трактора с электрическим стартером и карбюраторной системой запуска, соответственно.

За свою длительную историю техника ЮМЗ находила применение в самых различных отраслях народного хозяйства, начиная от фермерских и животноводческих владений, до городских коммунальных и строительных служб.

Стоимость трактора ЮМЗ

Многих будущих владельцев интересует вопрос, сколько будет стоить новая модель трактора ЮМЗ-6. А ответа здесь нет, поскольку последний представитель этой модели был выпущен в 2001 году.

На данный момент трактор купить можно только с рук. На просторах интернета есть большое количество предложение.

Но сколько бы вы не искали модель, необходимо понимать, что качественная рабочая машина будет стоить около 3 тысяч у.е. Если Вы нашли цену ниже, то обязательно полностью проверьте на работоспособность эту машину.

Технические характеристики

Все трактора ЮМЗ схожи в своих технических характеристиках, так что давайте рассмотрим их в едином комплексе.

Габариты и вес

Базовая модель трактора весит 3,4 тонны. Все основные узлы находятся недалеко друг от друга, что позволило конструкторам сделать модель трактора ЮМЗ-6 компактным, с габаритным размерами 4060×1850×2750 мм.

Двигатель

Мотор на ЮМЗ-6 устанавливался двух модификаций:

  • Первые трактора были укомплектованы четырехцилиндровыми дизельными двигателями Д-65. Их мощность составляла 60 лошадиных сил.
  • Однако, такая большая мощность при эксплуатации была необходима крайне редко, в связи с этим, трактора ЮМЗ-6 начали комплектоваться более экономичными двигателями Д242-71. Их мощность составляет 46 лошадиных сил.

Обе эти марки двигателя имеют схожие технические характеристики и отличные тяговые показатели.

В двигателях тракторов ЮМЗ не предусмотрен турбонаддув и декомпрессор имеет всего 1 ступень. Ведущий мост — задний.

Коробка передач

Трактор ЮМЗ-6 оборудован механической КПП. Всего имеется пять положений коробки, прямая передача отсутствует. Понижающий редуктор позволяет удвоить количество ступеней КПП для проведения работ на небольших скоростях.

Скорость проведения работы на тракторах ЮМЗ-6 может варьироваться в пределах от 2,3 до 24,5 км/ч.

Ходовая и трансмиссия

Управление ходом трактора производится непосредственно из кабины оператора: ускорение, торможение, включение ВОМ и блокировка заднего моста. Многие владельцы тракторов отмечают тяжелый поворот рулевой колонки, для облегчения этого процесса в ЮМЗ-6 был установлен гидроусилитель.

Трактора ЮМЗ оснащены задним приводом, который способен передвигать устройство по вязким почвам. Однако, иногда он не может произвести работы, где могла бы справиться машина с передним ведущим мостом.

Кабина

Отличительной особенностью тракторов ЮМЗ-6 является комфортабельная кабина. Приборная панель предоставляет владельцу исчерпывающую информацию о состоянии устройства и его скорости езды.

Многие владельцы новых ЮМЗ-6 отмечают качественную пылеизоляцию. Во время эксплуатации внутрь кабины трактора не попадает пыль и грязь.

Температура воздуха в кабине контролируется вентилятором и кондиционером. Для уменьшения вибрации, на операторское кресло были установлены амортизаторы.

Весь модельный ряд тракторов ЮМЗ-6 способен выполнять широкий спектр работ благодаря совместимому навесному оборудованию.

Отдельно стоит отметить гидравлическую систему, которая способна приводить в работу даже тяжелое навесное оборудование.

Инструкция по эксплуатации

Каждый владелец трактора ЮМЗ должен быть ознакомлен с инструкцией по эксплуатации. Если бумажный носитель потерян, то на форумах можно найти электронную версию инструкции по эксплуатации.
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Скачать Руководство по эксплуатации трактора ЮМЗ

Техническое обслуживание

Для продления ресурса эксплуатации трактора ЮМЗ-6 необходимо проводить техническое обслуживание в соответствии с требованиями руководства пользователя. Очистка трактора от остатков грязи и пыли должна происходить по окончанию каждого выезда. Это поможет предотвратить появление коррозии на элементах устройства.

Рекомендуемые масла:

  • Производите замену моторного масла через каждые 250 часов эксплуатации. Для замены наилучшим образом подойдут марки М-10Г2к или М-10В2.
  • Гидравлическое масло необходимо менять через 500 моточасов. Для гидросистемы можно использовать любое универсальное масло типа STOU.
  • Трансмиссионное масло подлежит замене всего 1 раз в начале сезонных работ. В качестве свежего смазочного материала рекомендуется использовать советский Тап-15В или ТАД-17и.

Основные неисправности и способы их устранения

Инструкция по эксплуатации рекомендует периодически проверять работоспособность всех систем трактора, корректировать положение выпускных клапанов в двигателе, а также производить подтяжку болтовых соединений. Для каждого владельца крайне важна информация касательно путей исправления наиболее часто встречающихся неисправностей.

Следующие причины могли затруднить запуск двигателя:

  • Засорились топливные фильтры (следует промыть их или при невозможности ремонта – заменить);
  • Попадание воздуха в топливную систему (необходимо удалить воздух и заново залить дизель);
  • Неверная настройка топливного насоса (нужно установить его под правильным углом);
  • Двигатель не прогрет до конца (это наиболее актуально в зимний период времени).

Если мотор работает со значительными перебоями или не выдает необходимую мощность:

  • Происходит заедание иглы распылителя или засорение распыляющих отверстий на форсунках (необходимо разобрать и очистить соответствующие элементы);
  • Пониженное давление подачи топлива (необходимо настроить форсунки);
  • Неравномерная подача дизеля насосом (в этом случае настройка должна происходить в специализированной мастерской);
  • Засорились воздухозаборники (очистите их);
  • Происходит заедание плунжерного топливного насоса (здесь помогут только специализированные сервисы).

Видео обзор

Обзор уборки снега трактором ЮМЗ-6 при помощи отвал-лопаты

Обзор пахоты трактором ЮМЗ-6

Обзор боронования трактором ЮМЗ-6

Отзывы владельцев

Вот такие мнения можно встретить о тракторах ЮМЗ-6 на тематических форумах.

Григорий:

«Я считаю, что ЮМЗ-6 ничем не уступает более новым тракторам европейских производителей. У меня он в работе еще с 1986 года. Итого я уже более 30 лет его применяю! Свой ресурс работы в 12 000 часов мне кажется, откатал он уже давненько, при этом серьезных поломок в нем я до сих пор не наблюдал. Мелкий ремонт заключался в реставрации старых узлов. Все это можно с легкостью выполнить в домашних условиях. В мастерскую ни разу не обращался. Двухкорпусный плуг приводит в работу на целинной земле без проблем. Прицеп максимально нагружал 3-мя тоннами угля, также тянул легко. Ему бы еще передний мост и цены бы ему не было»

Источник

ТРАКТОРЫ «БЕЛАРУСЬ» ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ

1 ш ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЮЖНЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» ТРАКТОРЫ «БЕЛАРУСЬ» ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДНЕПРОПЕТРОВСК г. expert22 для

2 Техническое описание и инструкцию по эксплуатации составил инженер В. П. Озерный Ответственный за выпуск инженер В. П, Муха В подготовке исходных материалов участвовали инженеры А. Г. Д уда, А. И. Лучкииа, И. В. Прыгунов, Б. Н. Нечипоренко, В. П. М уха, И. В. Воловнцкиб, В. Г. Фот, А. Л. Ижко Техническое описание н инструкция по эксплуатации содержат описание конструкции тракторов «Беларусь» Ю МЗ-6КЛ и ЮМЗ- 6КМ, их технические данные, основные правила эксплуатации и технического обслуживания, возможные неисправности и способы их устранения. Техническое описание предназначено для лиц, связанных с эксплуатацией и обслуживанием тракторов «Беларусь». Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» 1989

3 ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ! 1. Прежде чем, приступить к эксплуатации трактора, изучите настоящую инструкцию. Соблюдая правила, изложенные в ней, и своевременно выполняя все рекомендации по техническому обслуживанию, Вы сможете эффективно использовать трактор в течение многих лет. 2. При отгрузке трактора с завода отдельные приборы и узлы (бачок стеклоомывателя, термос, вентилятор, зеркала заднего вида, присоединительную арматуру отопителя и др.) укладывают в ящик ЗИП. Установку их на трактор производите самостоятельно. 3. Перед эксплуатацией в обязательном порядке обкатайте трактор. 4. Помните, что рычаг коробки передач сблокирован с системой пуска днзеля, и пуск пускового двигателя возможен только при нейтральном положении рычага коробки передач. 5. Механизм переключения передач сблокирован с механизмом выключения муфты сцепления, что позволяет переключать передачи только при полностью выключенной главной муфте сцепления. 6. Содержите трактор в чистоте и следите за состоянием крепления составных частей, узлов и деталей, особенно ходовой системы, рулевого управления, трансмиссии, тормозов, приборов освещения и световой сигнализации. 7. Смазывание механизмов и узлов трактора проводите согласно таблице смазывания, соблюдая периодичность и рекомендации по смазочным материалам. 8. Не рекомендуется работа дизеля на холостом ходу более 15 мин. 9. Не выключайте дизель сразу же после снятия нагрузки. Дайте ему поработать 1 2 мин на малой частоте вращения для охлаждения, а затем выключите подачу топлива. 10. Не оставляйте включенным включатель «массы» на неработающем тракторе, так как это приводит к разряду аккумуляторной батареи. 11. Выключайте включатель «массы» при подтяжке гаек крепления проводов на клеммах генератора, а также при проведении сварочных работ непосредственно на тракторе. 12. При проведении сварочных работ на тракторе или сельскохозяйственной машине, навешенной на трактор, кроме выключения включателя «массы», обязательно отсоедините наружные электро 3

4 провода от зажимов «+» и Д генератора. Несоблюдение указанного требования может привести к выходу из строя интегрального реле-регулятора генератора. 13. Кабина трактора оборудована одноместным сиденьем, поэтому при движении трактора в кабине должен находиться только водитель. 14. Открывайте дверь кабины поворотом ручки замка вверх. 15. Завод ведет постоянную работу по усовершенствованию конструкции трактора, в связи с чем возможны изменения в конструкции отдельных узлов и деталей, внедренные за время издания и не отраженные в настоящей инструкции. В качестве информации о конструктивных изменениях, влияющих на эксплуатацию трактора, к техническому описанию и инструкции по эксплуатации прикладываются дополнения и информационные бюллетени. Поэтому при эксплуатации трактора руководствуйтесь также и рекомендациями, приведенными в дополнениях и информационных бюллетенях.

5 1. ВВЕДЕН И Е Колесные универсальные тракторы «Беларусь» ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ предназначены для выполнения самых разнообразных сельскохозяйственных работ в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями. Их можно использовать для привода в движение рабочих органов различных мобильных и стационарных машин, для выполнения транспортных работ в агрегате с прицепами и полуприцепами. Возможность установки на трактор оборудования специального назначения со сменными рабочими органами делает его универсальной дорожно-строительной и землеройной машиной, используемой в качестве экскаватора, бульдозера, погрузчика. Длительная и надежная работа тракторов «Беларусь» Ю МЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ обеспечивается при условии правильной эксплуатации и своевременного проведения технического обслуживания. Поэтому прежде чем приступить к работе на тракторе, внимательно изучите его устройство, правила технического обслуживания и особенности эксплуатации, изложенные в настоящей инструкции, и точно выполняйте данные в ней указания и рекомендации.

6 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАН Н Ы Е Таблица 1 Наименование Единица измерения Значение О бщие данные Т яговцй класс 1,4 Тяговы е усилия с редуктором на дан (кгс) передаче: первой 1400 второй 1400 третьей 1400 четвертой 1400 пятой 1400 Тяговые усилия без редуктора на дан (кгс) передаче: первой 1400 второй 1250 третьей 960 четвертой 430 пятой 265 Расчетные скорости движ ения с ре км/ч дуктором на передаче: первой 2,1 второй 2,5 третьей 3,1 четвертой 5,3 пятой 6,8 при заднем ходе Расчетные скорости движ ения без км/ч 1,6 редуктора на передаче: первой 7,6 второй 9 третьей 11,1 четвертой 19 пятой 24,5 при заднем ходе 5,7 Скорость движ ения при номинальной км/ч частоте вращения коленчатого вала дизеля и отсутствии буксования: переднего хода наименьшая зам едленная 2,1 наибольшая рабочая 11.1 наибольшая транспортная 24,5 заднего хода наименьшая 1,6 наибольшая 5,7 Наибольшее отношение смежных пе 1,19 редаточных чисел в рабочем ди ап а зоне скоростей Размеры: мм длина с навесной системой ± 1,5 % длина без навесной системы ,5% ширина 1884 ±1,5% высота по кабине ,5 % высота по глушителю ,5 % 6

7 Продолж ение табл. I Наименование Единица измерения Значение Б аза трактора ММ 2450 К о л ея: передних колес Р егулируем ая в пределах мм с интервалом 100 мм задних колес Регулируем ая в пределах мм Просвет: мм дорожный (под задним мостом) % агротехнический (под передней 645± 5 % осью и рукавами полуосей конечных передач) Н аименьший радиус поворота посе м 4,2 редине следа внешнего переднего колеса п ри колее 1360 мм с притормаживанием внутреннего заднего колеса М асса трактора: кг сухая конструкционная с рабочим % оборудованием сухая конструкционная без рабо % чего оборудования эксплуатационная (с дополнительными % грузами) Распределение эксплуатационной мас кг сы по осям: на переднюю ось % на заднюю ось % У дельная конструкционная масса кг/кв т 62,5 (45,95) без рабочего оборудования (кг/л. с.) Координаты центра тяжести (ц. т.) мм в состоянии отгрузки: высота относительно ,5% опорной плоскости расстояние от ц. т. до вертикальной ,5% плоскости, проходящей через ось задних колес Допускаемая масса агрегатяруемого кг 6000 прицепа (по покрытым и грунтовым дорогам среднего качества) Номинальная масса орудий, навеш и ваемых на трактор кг 1150 иа расстоянии 610 мм от оси подвеса при навеске сзади Число агрегатируемых машнн 285 Предельные углы подъема и спуска: * без прицепа 20 с прицепом 12 П уть торможения при наибольш ей м транспортной скорости: без прицепа 8,5 с прицепом 10 Угол поперечной статической устой 40 чивости Глубина преодолеваемого брода м 0.8

8 Наименование Единица измерения Продолж ение табл. 1 Значение Температура, при которой можно С ( ) ( + 40) эксплуатировать трактор Д лительность непрерывной работы моточас 10 без дозаправки топливом Время подготовки двигателя к ра ч 0,5 (с применением предботе и время его пуска при темпера пускового подогреватетуре окружающ его воздуха ( 40 С) ля) Ресурс работы трактора до первого моточас капитального ремонта Срок служ бы ГОД 10 У дельная суммарная оперативная чел-ч/моточас 0,029 трудоемкость технического обслуж и вания О перативная трудоемкость еж есмен чел. ч 0,0586 ного технического обслуживания Д и зель М ощность: квт (л. с.) номинальная 45,6+3 7 (62+5) эксплуатационная 44,5+3-7 (60,5+5) максимальная на ВОМ (57+V ) Удельный расход топлива: г/<кв т-ч) [г/(л. с. - ч) ] при эксплуатационной мощности 249(183) при максимальной мощности иа 261(192) ВОМ Относительный расход масла дизе % лем: общий 1,2 на угар 0,6 Частота вращ ения коленчатого вала об/мин 1750 ± 2 5 прн эксплуатационной мощности Максимальный крутящий момент дан -м (кгс-м) 27,5 Число цилиндров 4 Дяам етр цилиндра мм 110 Ход поршня мм 130 Расчетная степень сж атия 17,3 Рабочий объем цилиндров л 4,94 Порядок работы цилиндров Давление впрыскивания топлива фор М Па 17,5+ -* сункой Конструктивная масса дизеля: кг Д65М % Д65Н % П усковой двигатель Номинальная мощность квт 7,36 Частота вращ ения вала при номи об/мин 3500 нальной мощности Диаметр цилиндра мм 72 Ход поршня мм 85 Х одовая система Обозначение шин: :! передних колес 1 7,50 20 или 1 i 9,00 20!

9 Продолж ение табл. I Нанненованне Единица измерения Значение задних колес 15.5R38 Д авление воздуха в шинах в зави М Па симости от нагрузки: передних колес 0,14 0,25 для шин 7,50 20 и 0,12 0,26 для шин 9,00 20 задних колес 0,1 0,18 Сходимость передних колес мм 10 ± 6 Элект рооборудование Номинальное напряжение в сети В 12 Аккумуляторные батареи: для трактора Ю МЗ-6КМ ЗСТ-215ЭМ напряжение В 6 емкость А-ч 215 число 2 (последовательно соединенные) для трактора Ю М З-6КЛ 6СТ-50ЭМ напряжение В 12 емкость А-ч 50 число 1 Стартер: для дизеля Д65М мощность квт 4 + 0,4 для пускового двигателя дизеля СТ362А Д65Н мощность квт 0,44 Г идравлическая система д ля работы с навесными сельскохозяйст венными машинами Ч исло раздельно управляемых испол 3 нительных органов П одача насоса (в зависимости от л/мин частоты вращ ения коленчатого вала дизеля) М аксимальная расчетная отдаваем ая % 34,88 мощность насоса по отношению к номинальной мощности дизеля М аксимальное давление жидкости МПа 20_г в гидросистеме Д иаметр цилиндров: мм основного 80 выносного 63 Ход поршня (основного и выносного мм Д о 200 цилиндров) Размеры соединительного треуголь мм ника: высота 460, ОСН0Ьай.й 600 и 800 9

10 Продолж ение табл. I Наименование Единица измерения Значение В ал отбора мощности (В О М ) Ч астота вращения об/мин 540 К П Д передачи от коленчатого вала 0,946 дизеля к ВОМ П рицепное устройство Возможное перемещение точки прицепа: в горизонтальной плоскости в обе До 160 мм с интервастороны от среднего положения лом 80 мм в вертикальной плоскости от грун В пределах мм та бесступенчато Р асстояние от торца ВОМ до оси мм 350 и 630 поперечины прицепного устройства (два положения) Привод управления тормозами прицепов Тип _ Пневматический Д авление воздуха в пневмосистеме: М П а поддерживаемое регулятором 0,63 0,73 максимальное (давление срабаты 0, вания предохранительного клап а на) Д авление воздуха, поступающего в М Па 0,58 0,73 тормозную систему прицепа 3. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТРАКТОРА 3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ Колесные тракторы «Беларусь» ЮМЗ-6КЛ (рис. 1) и ЮМЗ-6КМ (рис. 2) являются универсальными сельскохозяйственными тракторами тягового класса 1,4 и различаются системой пуска дизелей: на тракторы ЮМЗ-6КЛ установлены дизели Д65Н1 с карбюраторным пусковым двигателем, а на тракторы Ю М З-6КМ дизели Д65М1 с электростартером. Тракторы выполнены по нормальной для сельскохозяйственных тракторов схеме с колесной формулой 4К.2. Остов трактора состоит из полурамы, корпусов муфты сцепления и коробки передач и заднего моста. Полурама состоит из двух лонжеронов, соединенных между собой передним брусом. Остов опирается на переднюю ось, установленную шарнирно в приливах переднего бруса полурамы, и на рукава полуосей конечных передач, жестко скрепленных с корпусом коробки передач и заднего моста. Задние (ведущие) колеса установлены на полуосях конечных передач и являются ведущими. Передние (направляющие) колеса смонтированы на поворотных цапфах передней оси. Колеса 10

11 оборудованы пневматическими шинами низкого давления и закрыты крыльями. Колею передних колес тракторов можно регулировать в интервале от 1360 до 1860 мм и задних от 1400 до 1800 мм. В передней части остова установлен дизель. Сзади дизель через картер маховика жестко прикреплен к корпусу муфты сцепления, а спереди закреплен на переднем брусе полурамы с помощью шарнирной опоры. На переднем брусе размещен также радиатор системы охлаждения дизеля с масляным радиатором и шторкой регулирования температурного режима дизеля. Рис. 1. Трактор Ю М З-6КЛ Спереди, сверху и частично с боков дизель с радиаторами закрыт облицовкой. Облицовка откидывающаяся, что облегчает доступ к узлам и системам дизеля при техническом обслуживании или ремонте. Кроме того, правая и левая боковины облицовки быстросъемные. Сзади облицовка заканчивается постаментом, на котором установлен щиток приборов. Непосредственно за дизелем в корпусе муфты сцепления и корпусе коробки передач и заднего моста находятся механизмы трансмиссии. В корпусе муфты сцепления расположены главная муфта с муфгой привода вала отбора мощности (ВОМ), привод ВОМ и соединительная муфта. Муфта сцепления двойная, сухая, фрикционная, постояннозамкнутая с раздельным приводом на коробку передач и вал отбора мощности. Корпус муфты сцепления передним фланцем прикреплен к картеру маховика дизеля и лонжеронам, а задним к корпусу коробки передач и заднего моста, разделенному на два отсека. В переднем отсеке смонтирована коробка передач с понижающим редуктором, обеспечивающая десять передач переднего 11

12 и две заднего хода, а также возможность установки ходоуменьшителя СН-5А вместо понижающего редуктора. Задний мост, включающий в себя главную передачу, дифференциал и конечные передачи, размещен в заднем отсеке корпуса. В этом же отсеке расположен ВОМ, шлицевой конец которого выходит за заднюю стенку корпуса, а также механизм блокировки дифференциала и передачи на тормоза. Сверху корпус закрыт крышками заднего моста и коробки передач. На крышке коробки передач установлены колонка переключения передач и механизм блокировки, позволяющие переключать передачи только при полностью выключенной главной муфте сцепления. На корпусе коробки передач и заднего моста установлены тормоза и ножной привод управления тормозами. Ручной привод Рис. 2. Трактор IOM 3-6KM управление тормозами, механизм включения БОМ и привод включения блокировки дифференциала смонтированы на крышке заднего моста. С правой стороны к корпусу муфты сцепления прикреплен механизм рулевого управления с гидро>. илетелем. Механизм посредством продольно!! тяги связан с рулевой трапецией передней оси, а через карданную передачу с рулевым колесом. Для удобства управления положение рулекого колеса по высоте может регулироваться бессгтк’нчато в -ич’::д-лах 120 мм. а по наклону рулевое колесо ei ‘ы*ь yciairotueuo и зафиксировано в четырех положения.1!. Pv leisoc колой ка ус :’ано;злена па сюнке расположенно!! по с си трактора н закрепленном сверху на коргг-‘е муфты сцепления. На этой же стойке смой шроьаны механизм фиксации рулевой колонки и пег-. и чыклю’^нт! qjiы сцепления. Стойка закрыта каркасе-я и >суыя бокошшамь посч аудита.

13 На задней стенке корпуса коробки передач и заднего моста на специальном кронштейне н оси установлен механизм задней навески, предназначенный для присоединения к трактору сельскохозяйственных машин и орудий и обеспечения рабочего или транспортного их положения. Механизм навески представляет собой регулируемой гидрофицированный шарнирный четырехзвенник, имеющий три присоединительные точки и рабочий ход оси подвеса 750 мм. Механизм навески оборудован: механизмом фиксации в транспортном положении; тягово-сцепным прибором, устанавливаемым на механизм навески вместо прицепной вилки; автоматической сцепкой СА-1, управляемой с места водителя; защитным кожухом ВОМ; жестким (поперечина с прицепной вилкой) регулируемым по высоте и в горизонтальной плоскости прицепным устройством с диаметром пальца прицепной вилки 30 мм и диаметром отверстия в поперечине 32 мм. Прицепную вилку можно переставлять в горизонтальной плоскости в обе стороны от среднего положения на расстояние до 160 мм с интервалом 80 мм, а в вертикальной плоскости бесступенчато в зоне, расположенной на расстоянии от грунта в пределах мм. На задней стенке корпуса коробки передач и заднего моста имеются резьбовые отверстия для установки механического догружателя задних колес. Для догрузки передних колес на переднем брусе полурамы установлен кронштейн с четырьмя грузами массой по 20 кг. На кронштейне грузов имеется буксирная скоба и предусмотрено место еще для четырех дополнительных грузов. Для навешивания на трактор машин, прикрепляемых к лонжеронам, на последних выполнены отверстия, расположение и диаметры которых соответствуют агрегатируемым машинам. Топливный бак системы питания дизеля установлен на крышке заднего моста и закрыт защитным листом, прикрепленным к крыльям задних колес. На защитном листе размещены сиденье водителя и ручное управление подачей топлива Сиденье одноместное, мягкое, подрессоренное, с амортизатором, расположено по оси симметрии трактора. Сиденье можно регулировать по массе тела водителя, в продольном направлении и углу наклона спинки. Регулируемые сиденье и рулевое колесо обеспечивают установку их в соответствии с индивидуальными особенностями водителя. Постамент облицовки, задние крылья и защитный лист топливного бака соединены поликами. На поликах установлены ножное управление подачей топлива и рычаг дистанционного управления пуском дизеля от пускового двигателя. Остальные органы управления расположены на постаменте, щитке приборов и рулевой колонке. Крылья задних колес опираются па опоры с амортизаторами, предусматривающими установку кабины. На крышках коробки передач и заднего моста, постаменте, поликах, а также частично на крыльях задних колес н защитном листе топливного бака уложена шумоизоляция. 13

14 Кабина трактора каркасная одноместная, двухдверная, без опасная, шумовиброизолированная, с открывающимися боковым! и задним окнами. Кабина установлена на крыльях задних колес i через резиновые амортизаторы закреплена на опорах крыльев установленных на рукавах полуосей. Спереди кабина через рези новые амортизаторы прикреплена к кронштейнам, установленным на остове трактора. Кабина оборудована зеркалами заднего вида, стеклоочистителями переднего и заднего стекол, омывателем переднего ветрового стекла, солнцезащитным козырьком, отопителем, вентилятором, ящиком для медицинской аптечки, термосом, пепельницей. Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидросистемой, пневмосистемой, системой электрооборудования. Раздельно-агоегатная гидросистема предназначена для управления механизмом задней навески, а также для приведения в действие гидравлических исполнительных органов (гидроцилиндров, гидромоторов и Др-)> гидрофицированных сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с трактором. Сельскохозяйственные машины подключаются к гидросистеме трактора посредством двух пар автономно управляемых боковых выводов и одной задней пары, дублирующей левые боковые выводы. К трактору приложены выносной гидроцилиндр и гидрошланги. Пневмосистема обеспечивает работу с прицепами и другими машинами, имеющими пневматический илн гидравлический привод тормозов. Пневмосистема может быть использована для накачивания шин, а также для других целей эксплуатации и технического обслуживания. Система электрооборудования постоянного тока номинальным напряжением 12 В обеспечивает дистанционный пуск дизеля и пускового двигателя, работу электрооборудования кабины и работу трактора в ночное время. На тракторе установлено современное светосигнальное оборудование, позволяющее ему двигаться в общем потоке транспорта по дорогам с любой интенсивностью движения. Для подключения светосигнального оборудования транспортных прицепов или других сельскохозяйственных машин имеется специальная розетка с гнездами, к которым подключены выводы, дублирующие соответствующее оборудование трактора. На тракторе установлены кронштейны для крепления инструментальной сумки, лопаты и предусмотрено места для крепления огнетушителя. Конструкцией предусмотрена установка на трактор следующего дополнительного оборудования, поставляемого по дополнительному заказу за отдельную плату: 1) приводного шкива для привода стационарных машин плоскоременной передачей; шкив получает вращение от ВОМ; закрепляют его на задней стенке корпуса коробки передач и заднего моста (частота вращения шкива 874 об/мин при частоте вращения коленчатого вала дизеля 1750 об/мин; диаметр шкива 300 мм, ширина 200 мм); I i

15 2) гидроцилиндра Ц63Х для установки иа агрегатируемые сельскохозяйственные машины; 3) разрывные муфты с кронштейном для соединения гидросистемы трактора с гидросистемой агрегатируемых сельскохозяйственных машин; 4) колеса с шинами 9,5 42 для работы в узких междурядьях; 5) полугусеничный ход для повышения проходимости трактора; 6) бензиновый предпусковой подогреватель ПЖБ-200; 7) механический догружатель задних колес; 8) гидрофицированный прицепной крюк для работы с одноосными прицепными машинами; 9) утеплительный чехол; 10) присоединительный фланец ВОМ СПОСОБЫ И СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ И РЕГУЛИРОВОК Для визуального контроля технического состояния основных систем трактора и работы их на щитке приборов (рис. 3) установлены следующие контрольно-измерительные приборы. Указатель манометр 1 давления воздуха в пневматической системе; шкала указателя имеет три зоны: 0 4 кге/см2 (0 0,4 МПа) и 8 10 кгс/см2 (0,8 1 МПа) нерабочие и 4 8 кге/см2 (0,4 0,8 МПа) рабочая. Указатель манометр 2 давления масла в смазочной системе дизеля; шкала указателя имеет три зоны: 0 1 кгс/см2 (0 0,1 МПа), 4 6 кгс/см2 (0,4 0,6 МПа) нерабочие и 1 4 кгс/см2 (0,1 0,4 МПа) рабочая. При работающем дизеле на номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре С давление в смазочной системе должно быть в пределах 2 3,5 кгс/см2 (0,2 0,35 М Па). На холодном дизеле давление масла может быть выше, а на горячем дизеле при минимальной частоте вращения холостого хода допускается снижение давления до 0,8 кгс/см2 (0,08 МПа). Указатель 3 температуры охлаждающей жидкости в система охлаждения дизеля; рабочая зона шкалы указателя находится в интервале С. Указатель амперметр 4 силы тока аккумуляторной батареи показывает силу тока заряда (стрелка отклоняется в сторону знака «+») или разряда (стрелка отклоняется в сторону знака ) аккумуляторной батареи; цена деления шкалы 10 А; прибор имеет обозначенные деления: 20; 0; +20. При работающем на номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеле и полностью заряженной аккумуляторной батарее стрелка амперметра должна находиться на отмегке «0». Если же батарея разряжена, стрелка отклоняется в сторону знака «+» на величину, соответствующую степени разряженности батареи, а по мере заряда батареи величина отклонения уменьшается. Отклонение стрелки амперметра (при работающем на номинальной частоте вращения коленчатого 15

16 вала дизеле) в сторону знака или постоянные устойчивые показания тока заряда свидетельствуют о неисправности или неправильно установленном уровне регулируемого напряжения генераторной установки. Указатель 5 уровня топлива в топливном баке дизеля; шкала указателя обозначена; 0 отсутствие топлива, Ч г наличие половины бака топлива, П полный бак топлива. Рис. 3. Щ иток приборов и постамент: j _указатель давления воздуха; 2 указател ь давления масла; 3 указател ь темпера* туры охлаж даю щ ей ж идкости; 4 указател ь силы гока аккумуляторной батареи (ам перм етр); 5 указатель уровня топлива; 6 контрольная лам па дальнего света; 7 контрольная лам па указателей поворота; «переклю чатель указателей поворота; 9 шток выключения; 10 вклю чатель аккумуляторной батареи; И шток включения Контрольная лампа 6 дальнего света с рассеивателем синего цвета. Лампа зажигается при включении дальнего света передних фар. Контрольная лампа 7 указателей поворота с рассеивателем зеленого цвета. Лампа сигнализирует о работе указателей поворота и мигает с частотой включений в минуту ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ Основные органы управления трактором, его механизмами и системами расположены в кабине перед водителем и справа от него. Органы управления трактором состоят из органов управле 16

17 ния дизелем во время пуска, трактором во время движения, светосигнальным оборудованием, оборудованием кабины, гидросистемой н другим рабочим оборудованием. Органы управления дизелем и светосигнальным оборудованием показаны на рис. 3 и 4. Переключатель 8 указателей поворота. Рукоятка переключателя имеет три положения: левое «Включены указатели левого поворота», среднее «Выключено», правое «Включены указатели, правого поворота». В положение «Выключено» рукоятка переклю- 12 U П Рис. 4. Щ иток приборов и постамент (продолжение): 1 2 вклю чатель стеклоом ы вателя; 1 3 выклю чатель зажигании пускового двигателя; 14 включатель звукового сигнала: 15 включа гель ciapiepa, 16 рычаг управления механизмом передачи вращ ения от пускового двигателя к дизелю; 17 рукоятка управления воздушной з&слонкой карбю ратора пускового двигателя; 1 8 рукоятка крана топливного бака пускового двигателя; 19 рукоятка управления шторкой радиатора; 2 0 центральны й переклю чатель света; 21 переклю чатель света передних ф ар чателя возвращается автоматически после установки рулевого колеса для движения по прямой. Включатель 10 аккумуляторной батареи (включатель «массы»). Аккумуляторную батарею («массу») включают нажатием на шток //, выключают нажатием на шток 9. 1?

18 Выключатель 13 зажигания пускового двигателя. Для остановки пускового двигателя нажимают на кнопку выключателя и удерживают ее до полной остановки двигателя. Включатель 14 (рис. 4) звукового сигнала; сигнал включается при нажатии на кнопку включателя. Включатель 15 стартера. Стартеры пускового двигателя (на тракторе ЮМЗ-6КЛ) или дизеля (на тракторе ЮМЗ-6КМ) включают поворотом рычажка включателя по часовой стрелке до упора. В положение «Выключено» рычажок возвращается автоматически. Рычаг 16 управления механизмом передачи вращения от пускового двигателя к дизелю. При перемещении рычага на себя сначала выключается муфта сцепления пускового двигателя, затем вводится в зацепление шестерня привода венца маховика дизеля. Перемещением рычага от себя включается муфта сцеплёния пускового двигателя. Шестерня привода венца маховика выходит из зацепления автоматически после пуска дизеля. Рукоятка 17 управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя. Для прикрытия воздушной заслонки 1янут за рукоятку на себя. Рукоятка 18 крана топливного бака пускового двигателя. Для открытия крана перемещают рукоятку на себя. Рукоятка 19 управления шторкой радиатора предназначена для регулирования положения шторки при прогреве и поддержании оптимальной температуры дизеля. При вращении рукоятки по часовой стрелке шторка поднимается и закрывает радиатор системы охлаждения. В заданном положении рукоятка и шторка удерживаются стопорным механизмом. Для опускания шторки нажимают на рукоятку в осевом направлении и вращают ее против часовой стрелки. Центральный переключатель 20 света. Шток переключателя может быть установлен в три положения: выдвинут наполовину включены передние и задние габаритные огни, фонарь освещения номерного знака и лампы освещения щитка приборов; выдвинут полностью включены передние фары, передние и задние габаритные огни, фонарь освещения номерного знака и лампы освещения щитка приборов; утоплен до упора выключено. Переключатель 21 света передних фар. Ближний свет включают перестановкой рычажка переключателя вправо, дальний свет влево. При включении дальнего света зажигается контрольная лампа 6 (см рис. 3). К органам управления движением трактора и вала отбора мощности относятся следующие. Рукоятка 22 (рис. 5) зажима рулевого колеса предназначена для установки рулевого колеса в положение, удобное для управления. Для этого отвертывают рукоятку на 3 5 оборотов против часовой стрелки, затем перемещают рулевое колесо по высоте в нужное положение и завертывают рукоятку по часовой стрелке до отказа. 18

19 Рычаг 23 управления подачей топлива. При перемещении рычага назад подача топлива увеличивается, при перемещении вперед уменьшается. Педаль 24 управления подачей топлива. При нажатии на педаль подача топлива увеличивается. Когда педаль отпущена, подача топлива зависит от положения рычага 23. Педали 25 тормозов. При нажатии на левую педаль включаются левый тормоз и тормозиый кран пневмосистемы, а при нажатии на правую педаль правый тормоз и стоп-сигнал. Для одновременного включения Рис. 5. О рганы управления движением трактора: 22 рукоятка заж им а рулевого колеса; 23 рычаг управления подачей топлива, 2 4 педаль управления подачей топлива, 25 педали тормозов; 26 пед ал ь блокировки диф ф еренциала; 27 рычаг включения ВОМ, 28 педаль муфты сцепления; 2 9 педаль ф иксатора рулевой колонки; 30 ры чаг блокировки выклю чения муфты привода ВОЛ», Ш ры чаг переклю чения передач; 32 ры чаг стояночного тормоза быть сблокированы соединительной планкой, имеющейся на правой педали. Педаль 26 блокировки дифференциала. Дифференциал блокируется при нажатии на педаль. При отпущенной педали блокировка выключается. Рычаг 27 включения ВОМ. Включают ВОМ перемещением рычага в положение II (см. поз. 13 на рис. 14) при выключенной муфте привода ВОМ. Педаль 28 муфты сцепления предназначена для выключения главной муфты и муфты привода ВОМ. При нажатии на педаль до упора в специальный фиксатор, удерживаемый рычагом 30, выключается только главная муфта. Для выключения муфты привода ВОМ необходимо предварительно переместить рычаг 30 ипе- 19

20 ред, а затем нажать на педаль муфты сиепления до отказа, При этом также выключается главная муфта. Педаль 29 фиксатора рулевой колонки. Для более свободного входа и выхода из кабины нажимают на педаль и отклоняют рулевую колонку вперед по ходу трактора. Для удобства управления рулевую колонку устанавливают в одно из четырех фиксируемых положений. Рычаг 30 блокировки выключения муфты привода ВОМ. Для выключения муфты привода ВОМ перемещают рычаг вперед, а затем нажимают на педаль 23 муфты сцепления до отказа. J5 Рис. 6. О рганы управления механизма задней навески: 33 р кч аг фиксации механизма задней нанесли; 3 4 рукоятка регулирования длины раскоса Рис. 7. Включение отопителя: 35 вклю чатель вентилятора отопителя Рычаг 31 переключения передач. Управление коробкой переда«осуществляется одним рычагом. Вначале включают повышенный II (см. поз. 11 на рис. 14) или пониженный I диапазон, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу в соответствии со схемой, расположенной на стойке колонки переключения передач. Символом III обозначена передача заднего хода. Рычаг 32 стояночного тормоза. При перемещении рычага назад тормоза включаются. Д ля снятия трактора с тормозов оттягивают рычаг назад, нажимают на кнопку, расположенную сверху на рукоятке рычага, и, удерживая ее в нажатом положении, перемещают рычаг вперед до отказа. Рычаг 33 (рис. 6) фиксации механизма задней навески. Механизм задней навески фиксируют перемещением рычага в сторону крыла и стопорением его в этом положении путем установки кольца за скобу. Рукоятка 34 регулирования длины раскоса. Для увеличения длины раскоса вращают рукоятку по часовой стрелке (если смот

21 реть сверху), а для уменьшения против часовой стрелки. К органам управления оборудованием, размещенным в кабине, относятся: включатель 12 (см. рис. 4) стеклоомывателя, включатель 35 (рис. 7) вентилятора отопителя, включатель 36 (рис. 8) стеклоочистителя, включатель 37 освещения кабины, включатель 38 вентилятора кабины, включатель 43 (см. рис. II) света задних фар. Рис. 8. О рганы управлении оборудованием, размещ енным в кабине: 36 вклю чатель стеклоочистителя; 37 вклю чатель освещ ения кабины ; 38 вклю чатель вентилятора кабины Для управления гидросистемой и рабочим оборудованием пользуются следующими рукоятками 39 и рычагами и 44. Рукоятка 39 (рис. 9) включения насоса гидросистемы. Насос включают при неработающем дизеле или при малой частоте вращения коленчатого вала дизеля. Для включения насоса оттягивают рукоятку вместе с фиксатором до выхода его из паза опорной пластины и переводят ее в верхнее положение, для выключения рукоятку оттягивают и устанавливают в нижнее положение. v

1 распределителя гидросистемы. Правый рычаг предназначен f для управления гидроцилинд- Ш П * Р / /.

f. ром механизма задней навески; средний рычаг 4 1 для управления исполнительными органами, подключаемыми к левым боковым и задним до-. D Рис. 9. Включение насоса полнительным выводам; левый стемы: идросирычаг. 42 для управления да-рукоятка 2 22 Рис.!0- Управление гидрораепределителем: 40, 41, рычаги гидросаспредели гел* Рис. i h Включение задних фар: 43 включатель исполнительными органами, подключаемыми к правым боковым выводам. Каждый рычаг связан со своим независимым от двух других золотником распределителя и может быть установлен в одно из четырех фиксируемых положений (см. поз. 8 на рис. 14): I «Подъем»; II «Нейтральное»; III «Принудительное опускание»; IV «Плавающее». Рычаг 44 (рис. 12) декомпрессора. Для выключения компрессии в дизеле пе- Рис. 12. Включение декомпрессионного механизма: 44 рычаг декомпрессора 32

23 Рис, 13. Счетчик моточасов: 8 счетчик ремещают рычаг вверх до отказа. Наработка трактора, по которой определяется необходимость проведения очередного технического обслуживания или ремонта, учитывается счетчиком моточасов (рис. 13), установленным на дизеле. Указатели органов управления и их положений показаны на рис. 14. Рис. 14. У казатели органов управления: S указатель включения звукового сигнала; 2 управление воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя, 3 указатель включения омывателя ветрового стекла; 4 указатель центрального переключателя света; 5 указатель выключения магнето; 6 указатель включения стартера; 7 указатель включения дальнего и ближнего света

24 4. УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТРАКТОРА 4.1. ДИЗЕЛЬ Дизель представляет собой четырехтактный, четырехцилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания жидкостного охлаждения с воспламенением от сжатия и непосредственным впрыскиванием топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне. Д и зель состоит из блока цилиндров, головки блока цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, а также узлов и агрегатов систем питания, смазочной, охлаждения и пуска. На дизеле установлены насосы гидросистемы и гидроусилителя рулевого управления, генератор, пневмокомпрессор, счетчик моточасов работы, а также предусмотрены места для подсоединения предпускового подогревателя и отопителя кабины трактора. Дизель Д65Н1 (рис. 15) отличается от дизеля Д65М1 (рис. 16) системой пуска. Дизель Д65Н1 имеет систему пуска от карбюраторного пускового двигателя, пускаемого электрическим старте 24

25 ром, а дизель Д65М1 пускается непосредственно электрическим стартером. На дизели Д65Н н Д65М пневмокомпрессор не устанавливается Блок цилиндров Блок 14 (рис. 17) цилиндров служит остовом, в котором установлены отдельные механизмы и детали дизеля. Блок представляет собой отливку из чугуна, в которой выполнены полость рубашки охлаждения цилиндров, полость масляного картера, каналы смазочной системы, постелн для коренных подшипниког коленчатого вала и подлинников распределительного вала, а также места для крепления г ‘ ‘ ‘ ч. узлов и деталей дизеля. В вертикальных < ' ix блока установлены четыре гильзы 2. На наружной п ' *,>лости каждой гильзы имеются два посадочных пояска и бурт Поясками гильза центрируется в расточках блока, а буртом упирается в выточку на верхней плоскости блока и прижимается к нему головкой 13 блока цилиндров. В нижней части гильза уплотнена по наружному пояску двумя резиновыми кольцами 22, установленными в канавках блока цн-

26 линдров. Уплотнительные кольца препятствуют перетеканию охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения в масляный картер дизеля. В верхней части гильза уплотнена прокладкой головки цилиндров. Для надежного уплотнения цилиндра и закрепления в блоке гильза немного (на 0,09 0,23 мм) выступает над верхней плоскостью блока. Снизу в трех вертикальных перегородках, а также в передней и задней стенках блока цилиндров расположены постели коренных подшипников коленчатого вала, которые образуются блоком цилиндров и съемными крышками 21, закреплен- Рис. 17. Дизель (продольный р азрез): / _ насос системы охлаждения; 2 гнльза цилиндра; 5 термостат; 4 выпускной клапан; 5 впускной клапан; 6 направляю щ ая втулка клап ана; 7 патрубок корпуса те р мостата; 8 ры чаг декомпрессора; 9 валик декомпрессионного механизма; 10 кры ш ка головки блока цилиндров; 11 валик коромысел; 12 стойка; 13 головка блока цилиндров; 14 блок цилиндров; 15 картер м аховика;!б распределительны й вал; 17 к а н а лы смазочной системы: 18 сма’зочный иасос; 19 пробка сливного отверстия; 20 яоддон K apiepa: 21 кры ш ка второго кореиного подш ипника; 22 уплотнительное кольцо; 2 3 привод смазочного насоса, 24 ш естерня коленчатого вала: 25 коленчатый вал; 26 пром еж уточная шестерня; 27 кры ш ка щита распределительны х шестерен ными шпильками. Крышки подшипников расточены вместе с блоком, поэтому замена и перестановка крышек запрещается. На передней стенке блока имеется площадка для крепления насоса 1 системы охлаждения и окно для прохода охлаждающей жидкости. Ниже на блоке выполнены фланец для крепления щита распределительных шестерен и его крышки 27, а также отверстие для запрессовки пальца, на котором вращается промежуточная 26

27 распределительная шестерня 26. К заднему торцу блока цилиндров прикреплен болтами картер 15 маховика, который установлен соосно с постелями коренных подшипников коленчатого вала и зафиксирован двумя установочными штифтами. Разукомплектовка блока и картера маховика без проверки их соосности не рекомендуется, так как это может вызвать повышенное изнашивание и поломку деталей муфты сцепления. К нижней плоскости блока прикреплен поддон 20 масляного картера, служащий резервуаром для масла и предохраняющий от попадания в картер пыли и грязи Головка блока цилиндров Головка 13 установлена на верхней плоскости блока цилиндров и прикреплена к нему шпильками. Между головкой и блоком установлена прокладка из асбостального полотна. Головка представляет собой чугунную отливку, внутренняя полость которой служит рубашкой охлаждения, соединяющейся через отверстия в нижней плоскости н прокладке с рубашкой охлаждения блока цилиндров. Надежное уплотнение цилиндров обеспечивается затяжкой гаек шпилек крепления головки блока в определенной последовательности и с определенным усилием. В головке блока кроме каналов охлаждения выполнены каналы для подвода воздуха к цилиндрам и отвода от них отработавших газов. Каналы выведены на боковую поверхность головки с левой стороны, где на шпильках прикреплены впускной и выпускной коллекторы. Между поверхностями головки и коллекторов установлены асбостальные прокладки. В нижней части головки против цилиндров расположены гнезда для впускных 5 и выпускных-# клапанов. Сверху над этими гнездами запрессованы направляющие втулки 6 клапанов. С правой стороны против каждого цилиндра в наклонных расточках установлены и закреплены специальными гайками латунные стаканы для топливных форсунок. Между каждым стаканом и головкой со стороны цилиндра установлено медное уплотнительное кольцо, а с внешней стороны резиновое. На задней торцовой поверхности головки выполнены отверстие и флаиец для крепления патрубка, соединяющего рубашку охлаждения головки блока с рубашкой охлаждения цилиндра пускового двигателя. У дизелей Д65М это отверстие закрыто заглушкой. На переднем торце головки имеются отверстие и фланец для крепления корпуса термостата 3. Через это отверстие охлаждающая жидкость поступает из рубашки охлаждения головки блока в насос или радиатор системы охлаждения. На верхней плоскости головки блока на четырех шпильках и стойках 12 закреплены валики 11 и 9 соответственно коромысел и декомпрессионного механизма, а также крышка 10 головки блока. Между крышкой н головкой установлена прокладка из паронита. 27

28 Кривошипно-шатунный механизм Коленчатый вал 25 (рис. 18) кривошипно-шатунного механизм а пятиопорный, стальной с шатунными шейками, расположенными под углом 180. Шатунные шейки вала полые. В их полостях, закрытых резьбовыми заглушками 1, происходит центро- Рис. 18. Кривошипно-щатунный механизм: I заглушка; 2 шатун; 3 стопорное кольцо; 4 поршневой палец; 5 поршень.; # верхнее компрессионное кольцо; 7 компрессионные кольца; 8 маслосъемные кольца; 9 расширитель; 1 0 втулка верхней головки шатуна; 11 вкладыш уплотнения; /2 манжета; 13 палец маховика; 14 шарикоподшипники; 15 болт; 16 маховик; 17 венец; 18 вставка; 19 клинья; 2 0 вкладыш пятого коренного подшипника; 21 вкладыши коренных подшипников; 22 вкладыши шатуна; 23 шестерня; 24 маслоогра* жатель; 25 коленчатый вал; 26 шкив бежная очистка масла, поступающего от коренных шеек по наклонным каналам в щеках. Для подвода чистого масла из этих полостей к шатунным подшипникам в отверстия шатунных шеек вставлены и закреплены в них латунные трубки. 28

29 Вкладыши коренных п шатунных подшипников изготовлены из. сталеалюминиевой ленты. Вкладыши 20 пятого коренного подшипника залиты бронзовым сплавом. На переднем конце вала установлена шестерня 23, с помощью которой приводятся в движение распределительный вал, топливный и смазочный насосы, а также насосы гидросистемы и гидрораспределителя рулевого управления. На этом же конце вала установлен шкив 26 для привода насоса и вентилятора системы охлаждения, генератора и пневмокомпрессора. Передний конец коленчатого вала уплотнен самоподжимной манжетой, запрессованной в гнездо крышки 27 (см. рис. 17) щита распределения. Для уменьшения количества масла, попадающего к манжете, между шкивом 26 (см. рис. 18) и шестерней 23 установлен маслоотражатель 24. От продольных перемещений коленчатый вал удерживается пятой коренной шейкой, имеющей упорные бурты, в которые упираются бурты вкладышей 20 пятого коренного подшипника. С помощью этих буртов вал фиксируется от продольных перемещений. В крышке и постели пятого коренного подшипника установлены вкладыши 11 уплотнения заднего конца коленчатого вала. В каиавки этих вкладышей уложен асбографитовый шнур, с помощью которого уплотняется задний конец коленчатого вала. По наружной поверхности вкладыши 11 уплотняются манжетами 12, а от проворачивания удерживаются штифтом. Между крышкой пятого коренного подшипника и блоком с двух сторон установлены резиновые уплотнительные вставки 18 Г-образной формы, поджатые к стенкам блока и крышки с помощью клиньев 19. Маховик 16, отлитый из серого чугуна, прикреплен к коленчатому валу шестью болтами 15, запрессованными во фланец вала. Неравномерное расположение болтов по окружности фланца обеспечивает согласованное положение маховика относительно коленчатого вала. На переднем торце маховика имеется отверстие, по которому коленчатый вал устанавливается в нужном положении при регулировании угла опережения подачи топлива в цилиндры дизеля. В маховик запрессованы три пальца 13 для установки: ведущих дисков муфты сцепления, а в торце обода маховика выполнены резьбовые отверстия для крепления опорного диска муфты сцепления. В центральное отверстие маховика установлен шарикоподшипник 14 вала муфты сцепления. На маховик напрессован стальной зубчатый венец 17, служащий для проворачивания коленчатого вала дизеля пусковым двигателем или стартером. Поршни 5 изготовлены из алюминиевого сплава и имеют по три канавки под компрессионные и по одной канавке под маслосъемные кольца. В днище поршня выполнена камера сгорания. Поршиевые кольца изготовлены из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо по наружной цилиндрической поверхности хромировано. Второе и третье компрессионные кольца установлены метками «вверх» к днищу поршня. В нижнюю канавку поршня установлены два маслосъемных кольца 8 и расширитель. По на 29

30 ружной цилиндрической поверхности маслосъемные кольца также хромированы. Поршиевые пальцы 4 от осевого перемещения в бобышках поршней удерживаются стопорными кольцами 3. Для смазывания поршневого пальца в верхней головке шатуна 2 и втулке 10 имеется отверстие. Для обеспечения возможности выемки через гильзу цилиндра разъем нижней головки шатуна выполнен под углом 45 к его оси Механизм газораспределения Механизм газораспределения верхнеклапанный с распределительным валом, расположенным внизу, предназначен для своевременного впуска в цилиндры воздуха и выпуска из него отработавших газов. Распределительный вал 21 (рис. 1 9 ) трехопорный, штампованный из углеродистой стали. Кулачки и опоры вала закалены Рис. 19, Механизм газораспределения: 7 ш естерня распределительного вала; 2 упорное кольцо; 3 упорный ф ланец; 4 толкатели; 5 впускной кл ап ан ; 6 разж им ная пруж ина; 7 нап равляю щ ая втулка клала* ня; 8

наруж ная пружина; 9 сухарик; 10 тарелка; 11 регулировочный винт декомпрессионного м еханизм а; 12 коромысло клапана, 13 регулировочный винт; 14 рукоятка управления деком прессионны м механизмом; 15 валик декомпрессора; 1$ валик коромысел; 17 стойка; 18 выпускной клапан; 19 ш танги толкателей; 20 внутренняя пруж ина; 21 распределительный вал; 22 втулка токами высокой частоты. На переднем конце вала смонтирована шестерня 1. Вал получает вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню. От осевого перемещения в г л удерживается упорным фланцем 3. Между фланцем и шестерней установлено бронзовое кольцо 2, играющее роль упорного подшип- 30 ex pert2 2 для

31 ника. Передняя втулка распределительного вала изготовлена из бронзы, а средняя и задняя из чугуна. В связи с большими радиальными нагрузками, воспринимаемыми передней втулкой, последняя зафиксирована от проворачивания специальным полым штифтом, установленным в канале подвода масла к опоре. На кулачки вала опираются толкатели 4. Кулачки выполнены с небольшими скосами, в результате чего толкатели кроме поступательного движения получают еще медленное произвольное вращение, что обеспечивает их равномерное смазывание н приработку. Толкатели 4 имеют цилиндрическую форму, их рабочая поверхность закалена. В толкателе имеется косое сверление для слива масла в масляный картер дизеля. Внутри толкателя выполнена сфера, в которую входит нижний сферический конец штанги. На верхнем конце штанги имеется сфера, в которую входит сферический конец регулировочного винта 13, ввернутого в коромысло 12. Коромысла клапанов надеты на валики 16, смонтированные в. стойках 17, и поджаты к стойкам разжимными пружинами 6. Коромысла бойками упираются в торцы штоков клапанов. Впускные клапаны 5 изготовлены из хромоникелевой стали. Диаметр их тарелок больше диаметра тарелок выпускных клапанов. Выпускные клапаны 18 изготовлены из жаропрочной стали. На штоках клапанов выполнены цилиндрические канавки, куда входят выступами сухарики 9 клапанов, изготовленные из углеродистой стали. Наружная поверхность сухариков конусная, внутренняя цилиндрическая с цилиндрическим выступом. Конусной поверхностью сухарики входят в конусное отверстие тарелки 10, имеющей две цилиндрические выточки, на которые опираются клапанные пружины наружная 8 и внутренняя 20. При вращении распределительного вала кулачок поднимает толкатель вверх. Движение через штангу и коромысло передается клапану, который открывается, сжимая при этом пружины. Когдэ верхняя точка кулачка пройдена, детали клапанного механизма под действием пружин возвращаются в прежнее положение. Клапан закрывается. Для обеспечения гарантированного закрытия клапанов во время работы дизеля между штоками клапанов я бойками коромысел установлен тепловой зазор 0,25 0,35 мм. Шестерни распределения косозубые. Осевое усилие шестерни 3 (рис. 20) коленчатого вала направлено от блока и воспринимается буртиками пятого коренного подшипника. Осевые усилия промежуточной шестерни 7, шестерни 10 распределительного вала и шестерни 8 топливного насоса направлены в сторону блока и воспринимаются бронзовыми упорными кольцами. Для согласованной работы механизмов дизеля шестерни распределения при сборке устанавливают по меткам. Зуб шестерни 3 коленчатого вала, на котором стоит метка С, должен быть помещен между двумя зубьями промежуточной шестерни 7 с таким!! же метками. Одновременно зубья с метками промежуточной шестерни должны входить во впадины с метками шестерни 8 топливного насоса и шестерни 10 распределительного вала. 31

32 Декомпрессионный механизм предназначен для обеспечения ручного проворачивания коленчатого вала дизеля при различных регулировках. Механизм состоит из двух цилиндрических валиков 15 (см. рис. 19), соединенных между собой и установленных в приливах стоек 17 валиков коромысел. Против выпускных клапанов в валики 15 ввернуты винты 11 с контргайками. На фланце передней части крышки головки блока смонтирован узел рукоятки 14 управления декомпрессионным механизмом, соединенный с валиками 15. При повороте рукоятки в верхнее положение ввернутые Рис. 20. Схема установки шестерен распределения: J, 2 шестерни привода масляного насоса; S шестерня коленчатого вала; 4 палец про* межуточной шестерни; 5 бронзовая шайба; б упорная шайба; 7 промежуточная шестерня; 8 шестерня топливного насоса; 9 поводок; 10 шестерня распределительного вала; / / шестерня привода насоса гидросистемы в валики 15 винты нажимают на коромысла 12 и открывают клапаны, выключая тем самым компрессию в цилиндрах дизеля. Открытие клапанов декомпрессионным механизмом следует регулировать винтами 11 после регулирования зазоров в клапанах. К регулированию декомпрессионного механизма нужно относиться внимательно, так как зазор между клапаном и поршнем, когда последний находится в верхней мертвой точке, невелик и неправильное регулирование может привести к ударам поршней о клапаны при включенном декомпрессоре. 32

Источник

Читайте также:  Охрана труда при ремонте высоковольтных выключателей
Оцените статью