Требование наличия сро при текущем ремонте

Нужен ли допуск СРО на текущий ремонт зданий?

Имею ли я право, как индивидуальный предприниматель, выполнять работы по текущему ремонту жилых домов, в том числе многоквартирных, административных зданий, без соответствующего допуска СРО строителей (не являюсь членом ни одной саморегулируемой организации)?

Ответ:

Для выполнения текущего ремонта зданий нет необходимости вступать в строительную СРО и получать соответствующие допуски к определенным видам работ. Такая позиция поддерживается антимонопольными органами (УФАС), а также судами.

Например, в информационной карте аукциона заказчик установил предмет торгов: «производство ремонтных работ административного помещения».

В техническом задании аукционной документации содержится требование о представлении свидетельства СРО.

Антимонопольный орган признал жалобу заявителя обоснованной, усмотрено нарушение закона о размещении заказов. Заказчику, по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. ФАС РФ, в обоснование указанного решения, указала, что представление свидетельств СРО требуется только для видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства. Но, учитывая, что предмет аукциона – работы по текущему ремонту, свидетельство о допуске к данным работам не требуется, потому как в Перечень, утвержденный Приказом Минрегиона № 624, данные работы не включены. (из решения ФАС РФ от 02.11.2010 года по делу N К-1065/10).

Читайте также:  Ремонт расходомер воздуха ауди

В письме Минрегиона № N 31330-ИП/08 от 31.08.2010 года также указывалось, что при осуществлении текущего ремонта зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, не требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства СРО о допуске к работам…

Указанная позиция разделяется и судами.

Например, суды двух инстанций пришли к выводу том, что Перечень, утвержденный Минрегионом РФ, устанавливает виды работ, к которым не относятся работы по текущему ремонту.

Указание заказчиком в аукционной документации на необходимость наличия у участника размещения заказа свидетельства СРО, является необоснованным, потому как предметом открытого аукциона является текущий ремонт помещений спортзала. Требования заказчика о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, относящимся к текущему ремонту влечет за собой ограничение участников размещения заказа. Нарушены требования как закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции», так и закона N 94-ФЗ «О размещении заказов…». (из постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 по делу N А27-8476/2012)

Вместе с тем, обращаем внимание на то, что не во всех случаях проведения текущего ремонта, соответствующие допуски СРО на определенные работы не нужны. Суды при разрешении подобного рода споров, иногда учитывают не только вид ремонта (капитальный или текущий), но и характер работ. См. подробнее в статье «Когда допуск СРО требуется и на проведение текущего ремонта»?

Материал предоставлен ООО «Правовой центр «Логос» (г. Омск)

Источник

Требование наличия сро при текущем ремонте

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заказчик, руководствующийся Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляет закупку работ по текущему ремонту внутренней инженерной системы электроснабжения. Должен ли заказчик устанавливать требование о наличии у участников закупки членства в СРО и свидетельства о допуске к работам?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Когда допуск СРО требуется и на проведение текущего ремонта?

Формулировка ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса вызывает некоторые вопросы по поводу текущего ремонта, которые необходимо прояснить.

Напомним ее еще раз: в данной части статьи упоминаются работы по «строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Закон устанавливает, что данные работы могут выполнять только индивидуальные предприниматели или юридические лица, у которых есть выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Поскольку в статье упоминаются лишь работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, возникло мнение, что свидетельство о допуске СРО не является обязательным для проведения работ по текущему ремонту. Были случаи, когда на такую позицию становились не только строительные фирмы, но и некоторые контролирующие органы из числа территориальных органов ФАС. Действительно, по общему правилу, допуск саморегулируемой организации на текущий ремонт зданий, сооружений не требуется, о чем мы писали в статье «Нужен ли допуск СРО на текущий ремонт зданий?»

Однако, правоприменительная практика свидетельствует о том, что такая трактовка не всегда допустима. В частности, об этом свидетельствуют решения арбитражных судов, которые неоднократно выносили постановления о том, что упомянутая позиция основана на неправильном понимании норм права, поскольку во внимание должен приниматься реальный характер работ, а не только вид ремонта. Именно от характера работ зависит безопасность объекта. И, если конкретно данный вид работ включен в государственный Перечень, то, вне зависимости от того, о каком ремонте идет речь – о капитальном или текущем, — наличие свидетельства о допуске является непременным условием для выполнения таких работ.

Приведем пример из практики в пользу такой аргументации.

Вид ремонта и характер работ

Согласно позиции УФАС, требование к участникам размещения заказа, содержащееся в конкурсной документации, о предоставлении копии свидетельства, выданного СРО, о допуске к определенным видам работ, которые составляют предмет контракта, признано противоречащим законодательству.

Речь шла о заключении контракта на текущий ремонт моста, который, в отличие от капитального ремонта объекта, не влияет на безопасность, следовательно, требование относительно свидетельства о допуске СРО – не обязательно.

По проекту ремонта моста необходимо было выполнить следующие работы: заменить пролетные строения, провести ремонт опор, восстановить регуляционные сооружения, переустроить переходными плитами сопряжения моста с насыпями подходов, провести работы по устройству водоотвода для моста и подходов к нему и др.

Решение судов по этому делу было обосновано таким образом: суд сослался на Приказ Минтранса России N 160 от 12.11.2007, и руководствуясь утвержденной Приказом Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, установил, что специальные нормы, содержащиеся в упомянутой Классификации, подразумевают следующее: в ходе ремонта искусственных дорожных сооружений (мосты относятся к таковым), может требоваться выполнение таких видов работ:

  • работы по устройству монолитных и сборных железобетонных и бетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов, конструкций пешеходных мостов (пп. 29.1-29.3);
  • работы по монтажу стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов (п. 29.4);
  • устройство деревянных а также каменных мостов, эстакад и путепроводов (пп. 29.5-29.6).

Поскольку упомянутые виды работ включены в Перечень работ, право выполнять которые имеют только специально допущенные СРО субъекты, а также поскольку мостостроение относится к специализированному строительству, при котором предусматривается усиленный контроль качества и повышенные требования к существующим нормам, правилам и допускам, при котором затрагивание конструктивных элементов сооружения неизбежно, то участники размещения заказа, не имеющие соответствующего свидетельства о допуске к работам, от которых зависит безопасность капитальных объектов, не могут быть привлеченными к таким работам. (Постановление N А64-826/2011 от 22.11.2011 года; определением N ВАС-2275/12 от 15.03.2012 ВАС РФ в передаче дела N А64-826/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления отказано.)

Источник

Требование наличия сро при текущем ремонте

Необходимо ли требовать выписки из СРО при закупках на текущий ремонт со стоимостью более 3 млн. рублей?

В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; под строительством — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В свою очередь предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.8 Постановление Госстроя России от 05.03.2004 года N 15/1″Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»).

Таким образом, законодатель четко разграничивает понятия строительство, реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства и текущий ремонт.

На основании изложенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что выполнение работ по текущему ремонту, вне зависимости от суммы сделки, не требует членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.

Источник

Когда заказчик не должен устанавливать требование о членстве подрядчика в СРО

Заказчик, руководствующийся Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, осуществляет закупку работ по текущему ремонту внутренней инженерной системы электроснабжения. Должен ли заказчик устанавливать требование о наличии у участников закупки членства в СРО и свидетельства о допуске к работам?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В отношении работ, связанных с безопасностью объектов капитального строительства, такие требования устанавливаются Градостроительным кодексом РФ (далее также – ГрК РФ).

Обратим внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, внесенной в указанный Закон ст. 6 Закона № 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемыми организациями в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также – СРО) свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.

Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии указанных свидетельств у участников закупки соответствующих работ.

С 1 июля 2017 года согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, по общему правилу должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО. Работы по договорам указанных видов, заключенным с иными лицами, могут выполняться лицами, не являющимися членами таких СРО.

Таким образом, при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства заказчик, относящийся к категориям лиц, указанных в ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, как правило, обязан устанавливать требование к участникам закупки о наличии у них членства в СРО.

Заметим, что из этого правила существует ряд исключений. В частности, членство в СРО не требуется для выполнения строительных работ любыми подрядчиками, если размер обязательств по одному договору не превышает 3 млн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ), а также для отдельных категорий подрядчиков, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, при выполнении любых работ по договорам строительного подряда.

Однако в любом случае требование, вытекающее из ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, в части ремонтных работ распространяется только на работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек – п. 10 ст. 1 ГрК РФ). Необходимости членства в СРО для выполнения работ по текущему ремонту законом не установлено.

Отметим, что в период, когда действовало требование о наличии выданных СРО допусков к выполнению определенных видов работ, установленное в отношении тех же самых видов работ, для выполнения которых в настоящее время необходимо членство в СРО, правоприменительная практика однозначно стояла на позиции отсутствия необходимости наличия таких свидетельств о допуске для выполнения работ по текущему ремонту (смотрите также решение ФАС России от 14.12.2016 № К-1982/16, решение Воронежского УФАС России от 30.03.2017 № 192-з, постановление Восьмого ААС от 11.05.2017 № 08АП-3456/17).

Таким образом, текущий ремонт объекта капитального строительства, в том числе ремонт его внутренней инженерной системы электроснабжения, не требует наличия у подрядчика членства в саморегулируемой организации. Соответственно, при закупке таких работ заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупки, вытекающие из необходимости у них членства в СРО.

К сведению:
Пункт 14.2 ст. 1 ГрК РФ определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Текущий ремонт определяется как комплекс мероприятий, осуществляемый в плановом порядке в период расчетного срока службы здания (сооружения) в целях восстановления исправности или работоспособности, частичного восстановления его ресурса, установленной нормативными документами и технической документацией, обеспечивающих их нормальную эксплуатацию (п. 3.12 Свода правил СП255.1325800.2016 “Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения”, утвержденного приказом Минстроя России от 24.08.2016 № 590/пр).

Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Серков Аркадий, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник

Оцените статью