Энергоэффективность
при капитальном ремонте –
как?
Результаты данной работы представлены заказчику и, очевидно, будут впоследствии использованы в соответствии с принятыми решениями. О проведении аналогичных изысканий объявил и Минстрой. Цель данного материала – учитывая актуальность вопроса, познакомить с ними строительное сообщество.
Зачем делали?
Не секрет, что велика доля зданий, требующих модернизации. Среди них особо выделяются здания учреждений бюджетной сферы и многоквартирные дома, поскольку в первом случае финансовое бремя капитальных ремонтов лежит на соответствующих бюджетах, а во втором – на собственниках, которые не всегда готовы платить.
Одновременно с высокой степенью износа проблемой являются значительные непроизводительные потери энергоресурсов в зданиях. Бюджеты выделяют определенные средства на ремонт «своих» зданий, новое законодательство создает условия для аккумуляции средств жителей МКД на капитальный ремонт, однако при этом на объектах нет понимания, как потратить выделяемые средства наиболее эффективно.
Таким образом, необходимо вооружить собственников жилья, главных распорядителей бюджетных средств, руководителей бюджетных учреждений, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти регионального уровня рядом методик, которые бы позволили повысить энергетическую эффективность зданий в результате капремонта:
- объяснить суть предмета;
- научить простейшему энергоаудиту объекта;
- дать перечень основных мероприятий по энергоэффективному капремонту с количественно формализуемыми требованиями к ним, с учетом комплементарности мероприятий;
- научить отбирать мероприятия, подходящие для конкретного объекта;
- научить оценивать эффективность мероприятий, а впоследствии контролировать их качество и достигнутый эффект;
- предоставить справочные данные с описаниями технологий и материалов, которые должны быть использованы, к каждому из мероприятий;
- предложить механизм реализации всего вышеперечисленного.
С чем столкнулись?
- Нет предела совершенству. За последние пару лет появилось несколько работ в этом направлении, с разными подходами к проблеме. При этом внешняя среда (в т.ч. законодательная) продолжает динамично меняться, и постоянно появляются новые потребности и направления для дальнейшей разработки.
- Целевая аудитория. Даже если ставить целью создать типовой нормативный акт регионального уровня, конечный пользователь методики – лица, принимающие решения о капитальном ремонте зданий и о составе его мероприятий. По большей части они не являются специалистами в строительстве, теплоэнергетике и инженерных системах зданий.
- Дешево или качественно? Задача ставилась, чтобы пользователи смогли быстро, дешево, самостоятельно разобраться и принять достаточно квалифицированное решение по составу мероприятий капитального ремонта с целью повышения энергоэффективности на объекте. Однако сделать a la комикс от Икеа по сборке шкафа здесь вряд ли реально. Здание – это строительные конструкции большого количества типов, сложные инженерные системы, совершенно различные условия регионального климата, функциональной принадлежности зданий, условий их эксплуатации, износа, и т.д.
- Обобщения vs точность. Любая типологизация и обобщения сложны тем, что очень много различий, начиная с климатических. Много конкретной специфической информации – сложно воспринять, мало – не учитывает всего разнообразия и приводит к расхождениям с реальностью.
- Мало пока среди резидентов зданий и лиц, принимающих решения, информированности и понимания вопроса, т.е. любую подобную методику надо начинать с объяснений. Поэтому в ней появился элемент ликбеза.
Члены авторского коллектива, состав которых не ограничивается авторами данной статьи, обладают собственным опытом в проведении исследований и реализации проектов по оптимизации энергопотребления на различных типах объектов, профессиональными знаниями в том числе в сфере «устойчивой архитектуры» и энергоэффективности зданий. В процессе работы было изучено большое количество информационных источников: работы ведущих отечественных экспертов, методические и учебные материалы, аналитические и эмпирические исследования в области энергоэффективности зданий российских и международных агентств и институтов развития, законодательство и регулятивная база, методики «устойчивого» капремонта зарубежных стран.
Как двигались?
Коротко показать, как двигалась мысль разработчиков, поможет следующая схема, где продемонстрированы задачи, поставленные в процессе работы, и что было сделано для их решения:
* цветом выделены пункты, необходимость в которых определилась уже в процессе работы, они формируют перспективные направления
Методика выявления резервов позволяет на основе исходных данных, выявленных особенностей ограждений, инженерных систем здания, показаний приборов учета и анализа расходов на ТЭР по договорам и счетам сделать выводы о степени соответствия расчетных и фактических параметров, эффективности энергопотребляющих систем, чтобы затем выбрать энергосберегающие мероприятия.
Перечень типовых мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности в МКД и в зданиях бюджетной сферы – это таблица, где собран возможно полный список классифицированных мероприятий: описано содержание мероприятия, ограничения и оговорки для его реализации, указан уровень затратности, ожидаемый процент экономии, приведены конкретные примеры из отечественной и зарубежной практики.
Выделены группы мероприятий для экономии тепловой энергии (повышение теплозащиты отдельных элементов контура здания, снижение теплопотерь в местах общего пользования, повышение энергоэффективности систем вентиляции, отопления и ГВС); экономии электрической энергии (системы освещения придомовой территории, МОП, инженерное оборудование здания); экономии воды; природного и сжиженного газа; общестроительные инновации, использование вторичных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии.
Этот список был отфильтрован, и составлен Минимальный перечень работ. Каждое мероприятие в нем описано от причины потерь энергоресурса, указан ожидаемый эффект, произойдет ли удорожание капремонта (например, многие мероприятия направлены на выполнение требований СНиПов, СанПиНов), ожидаемый примерный срок окупаемости, косвенные эффекты, механизм внедрения.
В целом состав Минимального перечня можно представить схематически (рис.1).
Рис. 1. Визуализация минимального перечня мероприятий по обеспечению повышения энергоэффективности зданий при капремонте
Поскольку здание – это единая система, мероприятия должны проводиться в комплексе. Был сформирован Перечень-матрица мероприятий по капитальному ремонту зданий, где указаны комплементарные (взаимоувязанные и дополняющие) меры. Кроме описания мероприятия, приводятся требования к результату (формализованные показатели и ссылки на нормативные документы), дается список комплементарных мероприятий, которые подлежат обязательному выполнению вместе с основным мероприятием, и минимальные требования к ним.
Например, для замены окон дополняющими являются адаптация системы отопления к меняющейся тепловой нагрузке; промывка системы отопления; наладка и балансировка системы отопления; установка малоинерционных отопительных приборов, снабженных автоматическими терморегуляторами; замена однотрубной системы отопления на двухтрубную; установка приборов учета тепловой энергии.
Для подкрепления выбора технических решений экономическими аргументами в комплекте сформирована Методика технико-экономического обоснования мероприятий. В ее основу положены несколько базовых принципов: расчет на протяжении всего жизненного цикла объекта (реконструируемого участка); моделирование денежных потоков на каждом этапе жизненного цикла; приведение различных вариантов в сопоставимые условия посредством дисконтирования, необходимость учитывать как количественные, так и качественные эффекты.
Вся предварительная работа и полученные результаты позволили предложить интегральный комплексный документ – План первоочередных мероприятий – «дорожную карту» по повышению эффективности выполняемых мероприятий по энергосбережению в составе капитального ремонта зданий, содержащий, в том числе, предложения поправок в действующие нормативно-правовые акты.
В частности, в ближайшие два года предлагается сформировать минимальный перечень первоочередных работ и включить его в планы проведения капремонта на уровне регионов; включить в перечень критериев определения очередности проведения капитального ремонта в МКД обязательный критерий «уровень энергопотребления»; соответствующим образом изменить условия предоставления субсидий региональным бюджетам на реализацию региональных программ в области энергосбережения и программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В части совершенствования НПА предложено, прежде всего, разработать Свод правил «Энергоэффективность зданий, строений, сооружений» (наименование рабочее). А также ввести обязательность разработки проектной документации при проведении капремонта в рамках региональных программ; включить в действующие Своды правил ужесточающиеся требования по результатам энергоэффективности после капремонта.
Для определения приоритетов при проведении капремонта необходимо совершенствовать существующие информационные системы, сформировать систему федеральных и региональных операторов энергоэффективности; создать базы лучших практик по энергосбережению и повышению энергоэффективности, обновить формы статистического наблюдения проведения капитального ремонта (реконструкции).
Таким образом, в составе методики рассмотрены основные этапы планирования капитального ремонта и оценка его эффективности. Выявлены базовые принципы формирования требований к капремонтам зданий на основе отечественного и зарубежного опыта, даны предложения по их применению.
Стали видны перспективные направления, которые следует развивать с привлечением экспертного сообщества и специализированных организаций. Требует обсуждения и доработки План первоочередных мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности выполняемых мероприятий по энергосбережению в составе капитального ремонта зданий, а также возможная структура комплексного СП «Энергоэффективность зданий и сооружений».
Евгений Гашо
эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ, доцент МЭИ, к.т.н., руководитель коллектива разработчиков
Алексей Пирогов
главный инженер ГБУ СО «Институт энергосбережения»,
Мария Степанова,
эксперт Уральского филиала АСМС, к.э.н.
Октябрьский номер отраслевого журнала «Строительство» можно скачать здесь.
Источник
Приложение. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 17 ноября 2017 г. N 1550/пр
Требования
энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
I. Сфера применения требований энергетической эффективности
1. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (далее — требования энергетической эффективности) устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4160, 4206; 2011, N 29, ст. 4288, 4291; N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7061; N 50, ст. 7344, 7359; N 51, ст. 7447; 2012, N 26, ст. 3446; N 29, ст. 3989; N 53, ст. 7595; 2013, N 14, ст. 1652; N 23, ст. 2871; N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6961, 6964, 6966; 2014, N 40, ст. 5322; N 45, ст. 6149, 6154; 2015, N 1, ст. 19; N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4202; 2017, N 31, ст. 4745; N 31, ст. 4828) (далее — Федеральный закон N 261-ФЗ) и Правилами установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст. 742; 2013, N 50, ст. 6596; 2014, N 14, ст. 1627; 2017, N 12, ст. 1719; N 22, ст. 3160) (далее — Правила установления требований).
2. Требования энергетической эффективности устанавливаются к проектируемым, реконструируемым, проходящим капитальный ремонт и эксплуатируемым отапливаемым зданиям, строениям, сооружениям, оборудованным теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.
II. Показатели, характеризующие выполнение требований энергетической эффективности
3. Выполнение требований энергетической эффективности обеспечивается соблюдением удельного годового расхода:
энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию всех типов зданий, строений, сооружений;
электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение многоквартирных домов.
4. При проектировании всех типов зданий, строений, сооружений и при эксплуатации зданий, строений, сооружений (за исключением многоквартирных домов) удельный расход энергетических ресурсов рассчитывается на 1 отапливаемого объема помещений. При эксплуатации многоквартирных домов удельный расход энергетических ресурсов рассчитывается на 1 общей площади квартир и полезной площади нежилых помещений многоквартирных домов.
5. Выполнение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений при проектировании, строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений обеспечивается путем достижения значения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (Приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (Приложение N 2 к настоящим Требованиям) при соблюдении санитарно-гигиенических требований к помещениям зданий, строений, сооружений.
6. Удельный годовой расход энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию определяется актами, указанными в пунктах 35 и 42 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465; N 40, ст. 5568; 2016, N 50, ст. 7122) (далее — перечень стандартов и сводов правил).
7. Для вновь создаваемых зданий (в том числе многоквартирных домов), строений, сооружений удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается:
с 1 июля 2018 г. — на 20 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (Приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (Приложение N 2 к настоящим Требованиям);
с 1 января 2023 г. — на 40 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (Приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (Приложение N 2 к настоящим Требованиям);
с 1 января 2028 г. — на 50 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (Приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (Приложение N 2 к настоящим Требованиям).
8. Для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий, строений, сооружений (за исключением многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается с 1 июля 2018 г. на 20 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (Приложение N 2 к настоящим Требованиям). Дальнейшее уменьшение удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не проводится.
9. При эксплуатации многоквартирных домов удельный годовой расход энергетических ресурсов в многоквартирном доме включает в себя суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды. Указанный удельный годовой расход энергетических ресурсов устанавливается в соответствии с пунктом 22 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (далее — Правила определения класса энергетической эффективности), утвержденных приказом Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 399/пр (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2016 г., регистрационный N 43169).
10. При вводе в эксплуатацию здания, строения, сооружения застройщик обеспечивает подтверждение соответствия удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, установленной в пунктах 5-8 настоящих Требований.
11. Застройщик обеспечивает подтверждение соответствия удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, строения, сооружения, установленной в пунктах 5-8 настоящих Требований, не реже 1 раза в 5 лет получением значений потребления энергетических ресурсов по показаниям приборов учета с пересчётом в соответствии с фактическими условиями указанных значений к расчетным условиям, влияющим на объем потребления энергетических ресурсов (далее — инструментально-расчетный метод).
12. Для многоквартирных домов классов энергетической эффективности В, А, А+, А++, определенных в соответствии с пунктом 7 Правил определения класса энергетической эффективности, застройщик обеспечивает подтверждение соответствия удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, указанного в пункте 9 настоящих Требований, инструментально-расчетным методом в течение первых 10 лет эксплуатации многоквартирного дома.
13. Для многоквартирного дома, в котором проведены работы по капитальному ремонту общего имущества, обязательное подтверждение требований энергетической эффективности, указанных в главах II и III настоящих Требований, обеспечивается управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, с использованием инструментально-расчетного метода для элементов конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, изменяемых при капитальном ремонте общего имущества.
В случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений многоквартирного дома, обязательное подтверждение требований энергетической эффективности, указанных в главах II и III настоящих Требований, обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
III. Обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности
14. К обязательным техническим требованиям энергетической эффективности относятся первоочередные требования энергетической эффективности, установленные пунктом 8(1) Правил установления требований:
а) для административных и общественных зданий общей площадью более 1000 , подключенных к системам централизованного теплоснабжения, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения:
установка (при условии технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;
оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях;
б) для проектируемых многоквартирных домов, подключаемых к системам централизованного теплоснабжения, — установка (при условии наличия технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения многоквартирного дома поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;
в) для помещений административных и общественных зданий с проектным числом работы осветительных приборов свыше 4 тыс. часов в год и систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при проектировании новых, а также при реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем освещения — использование для рабочего освещения источников света со светоотдачей не менее 95 лм/Вт и устройств автоматического управления освещением в зависимости от уровня естественной освещенности, обеспечивающих параметры световой среды в соответствии с установленными нормами.
15. К обязательным техническим требованиям относятся поэлементные, комплексное и санитарно-гигиеническое требования к теплозащитной оболочке здания, указанные в акте пункта 35 перечня стандартов и сводов правил.
IV. Дополнительные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимые в действие с 2023 и 2028 года
16. С 1 января 2023 года для проектируемых, реконструируемых, капитально ремонтируемых зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов, рекомендуется (при наличии технической возможности и технико-экономического обоснования) устанавливать в инженерные системы зданий, строений, сооружений возобновляемые и альтернативные источники энергии и вторичных энергоресурсов, определенные в ГОСТ Р 54531-2011 «Нетрадиционные технологии. Возобновляемые и альтернативные источники энергии. Термины и определения», принятом и введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2011 года N 610-ст 1 , при этом обеспечивая удельное поступление энергетических ресурсов от указанных источников в инженерные системы зданий, строений, сооружений не менее 10 в год — с 1 января 2023 года и не менее 20 в год — с 1 января 2028 года.
Источник