Охрана Труда
Инструкция по охране труда для слесаря по обслуживанию грузоподъемных кранов и крановых путей
Инструкция по охране труда для слесаря по обслуживанию грузоподъемных кранов и крановых путей
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1.К ремонту грузоподъемных кранов, допускаться лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение в специализированных учебных заведениях (ПТУ, учебных комбинатах, курсах), в том числе создаваемых на предприятиях, располагающих материально-технической базой для теоретического и практического обучения, и имеющие удостоверение на право ремонта грузоподъемных кранов, а также прошедшие медицинское освидетельствование для работы на высоте, назначенные распоряжением по цеху, в ведении которого находятся ремонт и межремонтное обслуживание грузоподъемных механизмов.
1.2.Персонал, назначений для обслуживания и ремонта кранов, обязан:
— знать настоящую инструкцию, а также инструкцию по монтажу и эксплуатации крана;
— знать устройство крана, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
— знать ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана, нормы и периодичность смазки;
— знать порядок обмена сигналами с крановщиками, установленный на предприятии;
— знать порядок производства работ кранами вблизи линий электропередачи установленный приказом по предприятию;
— знать лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;
— знать какие стали можно применять для замены или ремонта металлоконструкций крана, их узлов и деталей;
— знать основные виды и причины износа деталей и узлов механизмов крана и их влияние на работу крана, а также допустимый износ деталей и узлов в соответствии с требованиями завода изготовителя или Правил по кранам;
— знать порядок вывода крана в ремонт;
— знать требования, предъявляемые к подкрановым путям и их содержанию;
— знать «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» в части, касающейся общих технических требований, предъявляемым к кранам; газа- и электросварке, применяемой при монтаже и ремонте кранов, в том числе при приварке перил, лестниц, ограждений, ребер жесткости и других элементов; устройства грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений, канатов, цепей, барабанов, блоков, звездочек, тормозов, опорных деталей, упоров, буферов, противовесов, балласта, приборов безопасности, механизмов, ограждения галерей, площадок, лестниц и подкрановых путей; порядка установки кранов и их регистрацию в Госнадзорохрантруда, получения на пуск в работу, проведения технического освидетельствования, надзора, норм браковки канатов, цепей, крюков;
— знать систему планово-предупредительных ремонтов кранов;
— знать производственные инструкции для крановщика и стропальщика и руководствоваться ими;
— знать приемы освобождения от воздействия электрического тока лиц, попавших под напряжение и способы оказания первой помощи при поражении электрическим током и других случаях травмирования;
1.3.Слесарь, назначенный для обслуживания и ремонта кранов, обязан уметь:
— находить и устранять повреждения в механической части крана;
— производить ревизию и ремонт болтовых и шпоночных соединений, соединительных муфт, подшипников, зубчатых передач редукторов, тормозов и подкрановых путей;
— производить регулировку тормозов;
— в составе бригады производить текущий, малый и капитальный ремонты кранов и подкрановых путей;
— подбирать для выполнения слесарно-ремонтных работ материалы, заготовки, запчасти, рабочий и мерительный инструменты, приспособления и определять их пригодность;
— определять качество выполненных работ и устранять возможные в работе дефекты;
— составлять дефектные ведомости на ремонт кранов:
1.4.Последующая проверка знаний слесарей и бригадиров, обслуживающих краны, должна производиться квалификационной комиссией:
— периодически не реже одного раза в 12 месяцев;
— при переходе с одного предприятия на другое;
— повторно, по требованию инженера по надзору за безопасной эксплуатацией кранов или инспектора Госнадзорохрантруда во всех случаях при нарушении настоящей инструкции.
1.5.Работы, выполняемые по ремонту кранов и подкрановых путей, должны производиться под руководством и наблюдением ответственного лица за безопасное производство ремонтных работ.
1.6.Слесарь обязан вести тщательное наблюдение за порученными ему кранами, съемных грузозахватными приспособлениями и подкрановыми путями, путем их осмотра и проверки действия, поддерживать это оборудование в исправном состоянии.
1.7.На бригадира возлагается ответственность за своевременное и качественное проведение профилактических осмотров и ремонтов кранов, съемных грузозахватных приспособлений и подкрановых путей.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Требования, предъявляемых к бригадиру, распространяются (в случае отсутствия ремонтных бригад) на слесарей, назначенных для обслуживания и ремонта кранов.
1.8.За каждым из бригадиров приказом по цеху должны быть закреплены определенные краны.
2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РОБОТЫ.
2.1.Перед началом работы слесарь-ремонтник обязан:
— получить инструктаж у ответственного за проведение ремонтных работ;
— ознакомиться в нем.
2.2.Место внизу под ремонтируемым или кран балкой оградить и выставить необходимые предупреждающие знаки.
2.3.Бригадир (слесарь по ремонту) обязан:
— следить за тем, чтобы имелось в наличии достаточное количество запасных частей на случай ремонта вверенных ему кранов, а также достаточное количество смазочных и обтирочных материалов;
— наблюдать за работой крановщиков и стропальщиков на порученных ему кранах и сообщить механику цеха обо всех замеченных нарушениях, а также о небрежном отношении к оборудованию крана, съемным грузозахватным приспособлениям;
— обо всех несчастных случаях с людьми и авариях, происшедших на кранах, немедленно сообщить механику цеха.
2.4.При обнаружении неисправностей, могущих вызвать аварию или несчастный случай, бригадир(слесарь) обязан принять меры к немедленной остановке крана и сообщить механику (мастеру службы механика) цеха.
В частности, кран не должен допускаться при:
— наличии трещин в ответственных местах металлоконструкций;
— недопустимом износе крюков, канатов, цепей;
— неисправности механизмов подъема груза или изменении вылета стрелы;
— неисправности тормоза механизма подъема груза;
— неисправности ограничителей высоты подъема, сигнального прибора и других неисправностей.
3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
Во время работы слесарь обязан:
3.1.Осмотры кранов, их ремонты, рихтовка и ремонт подкрановых путей обязаны проводиться в сроки, установленные графиком ППР, составленным механиком цеха, с обязательной записью в журнале периодических осмотров, о результате осмотра и принятых мерах по устранению выявленных неисправностей.
3.2.1.Осмотр имеет целью установить, что кран отвечает требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и находиться в исправном состоянии, обеспечивающим его безопасную работу.
3.2.2.При осмотре слесарь обязан проверить все механизмы крана, как путем осмотра, так и путем проверки совместно с крановщиком их в работе, состояние подкрановых путей, металлоконструкций, произвести тщательный осмотр грузовых канатов, крюковой подвески или грейфера, чал очных приспособлений.
3.2.3.При проверке механизмов крана необходимо:
1).проверить крепление и исправность всех движущихся деталей, при обнаружении ослабления шпоночных соединений муфт, барабанов, зубчатых колес и пр., ослабление немедленно устранить или заменить изношенные шпонки новыми. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения должны быть предохранены от произвольного развенчивания или разъединения;
2).при обнаружении ослабления болтового соединения обеих половин соединительных муфт подтянуть ослабшие гайки, а при износе кожаных или резиновых колец у пальцев муфт, немедленно поставить новые кольца;
3).при обнаружении излома зуба у шестерен любого зубчатого колеса, а также при обнаружении трещин во вращающихся деталях механизмов кранов (зубчатые передачи, блоки, тормозные шкивы и пр.) прекратить работу крана для смены дефектной детали, сообщив об этом механику цеха;
4).у колодочных тормозов проверить надежность креплений колодок, электрогидротолкателя или электромагнита, а также замыкающего груза на рычаге.
Если при приложении рукой усилия колодки в замкнутом состоянии остаются неподвижными, то тормоз действует.
Регулировку тормозов производить так, чтобы пути торможения механизмов передвижения соответствовали указанным в паспорте крана;
5).периодически, но не реже одного раза в месяц, проверять состояние осей уравнительного и других блоков и деталей их крепления, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов;
6).следить, чтобы все зубчатые и червячные передачи, муфты трансмиссионного вала, соединительные муфты с выступающими болтами и шпонками, а также вал около выхода на мост крана, были закрыты прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку;
7).проверить крепление каната, которое должно быть произведено надежным способом, предохраняющим канат как от перетирания, так и от выскальзывания из мест крепления.
8).проверить состояние крепления рельсов и тупиковых упоров пути крана и тележки, щитков ходовых колес, а также опорных деталей, буферов и упоров. Зазор между щитками и рельсом должен быть не более 10 мм, а между опорными деталями и рельсом не менее 20 мм;
9).обеспечить наличие на каждом кране сохранность таблички, указывающей регистрационный номер крана, его грузоподъемность и дату испытания, следующего испытания;
10).проверить исправность, надежность крепления и действия приборов безопасности;
Концевых выключателей для автоматической остановки перед подходом к упору механизма подъема грузозахватного органа, стрелы, механизма передвижения крана и тележки, механизма передвижения при подходе одного крана к другому.
Концевой выключатель механизма подъема должен быть установлен так, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме зазор между грузозахватным органом и упором был у электроталей не менее 50мм, а у всех других кранов не менее 200 мм.
Концевой выключатель механизма передвижения должен быть установлен таким образом, чтобы отключение двигателя последнего происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизма, а у башенных и козловых кранов – не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 0.5 м;
Концевого выключателя, автоматически отключающего троллейные провода при выходе на галерею крана, с которой не исключаться случайное прикосновение к не огражденным проводам;
Электрический блокировки двери кабины, не позволяющей начать передвижение крана при открытой двери;
Ограничителей грузоподъемности, стреловых самоходных и башенных кранов, автоматически отключающих механизмы подъема груза, изменения вылета стрелы и вращение в случае, если вес на крюке при данном вылете стрелы превышает 110% грузоподъемности, установленной для этого вылета;
Устройства, автоматически отключающего электродвигатель механизма поворота поворотного крана на время, необходимое для перехода с неповоротной части в кабину на вращающейся части, исключающего возможность зажатия людей между поворотной и неповоротной частями крана;
Автоматического указателя грузоподъемности, соответствующей установленному вылету стрелы;
Автоматического указателя наклона стреловых самоходных кранов в поперечном и продольном направлениях;
Ане метров, автоматически включающих сирену башенных, портальных и козловых кранов при достижении скорости ветра, при котором должна быть прекращена работа крана;
11).следить, чтобы не реже одного раза в неделю крановщика производил общую чистку крана;
12).следить за правильным использованием системы смазки крановщиками и принимать меры к устранению вытекания смазки из подшипников и редукторов;
13).не реже одного раза в месяц производить проверку:
— состояния металлоконструкции фермы крана и рамы тележки и их сварных (заклепочных) соединений (отсутствие трещин, деформация, утонения стенок вследствие коррозии, ослабление клепаных соединений и других дефектов), а также состояния крепления кабины, лестниц, площадок и ограждений;
— состояния крюка и деталей его подвески в разобранном виде (износ и отсутствие трещин в зеве, в нарезной части и других местах);
— результаты осмотра записывать в журнал осмотра крана;
14).у кранов, транспортирующих расправленный металл и жидкий шлак, ревизию крановых и штампованных крюков и деталей их подвески производить не реже одного раза в год в заводской лаборатории с применением физических методов контроля. Заключения лаборатории хранить совместно с паспортом крана;
15).на кранах, оборудованных противоугонными средствами осматривать состояние этих средств;
16).принимать меры к предохранению металлоконструкции и металлических деталей крана от коррозии;
17).не реже одного раза в три месяца производить слив загрязненного масла с редуктора, промывку и наполнение их чистым маслом по установленным нормам, а также смазку канатов. Смазка канатов должна производиться на реже одного раза в месяц в зависимости от условий работы крана;
18).производить осмотр съемных грузозахватных приспособлений в сроки, установленные графиком, составленным механиком цеха, но не реже чем:
через 1 месяц – клещей, других захватов и траверс;
через каждые 10 дней – стропов (цепных и канатных).
Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений заносить в журнал учета и осмотра их;
19).следить за наличием:
на съемных грузозахватных приспособлениях клейм или прочно прикрепленных бирок с указанием номера грузоподъемности и даты испытания;
на специальной таре под отходы – указания ее назначения, номера, собственного веса, веса груза, для транспортировки которого она предназначена.
3.3.1.Вывод крана в ремонт должен производиться лицом, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным руководством цеха.
При производстве ремонта мостовых и консольных передвижных кранов, а также подкрановых путей, бригадир (лицо ответственное за ремонт) должен получить наряд-допуск в порядке, установленном на предприятии, в котором должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения работ.
3.3.2.Бригадир(слесарь) обязан выполнять все требования, указанные в наряде допуске, в том числе:
1).потребовать от крановщика отвести кран к ремонтной площадке;
2).вызвать электрика, который должен отключить рубильник в кабине крана, снять вставки плавких предохранителей и на рубильнике вывесить предупреждающий плакат с надписью;
«Не включать – работают люди».
Плакат, может быть, снять лишь по окончанию ремонта лицом, ответственным за его проведение;
3).ремонт элементов крана, расположенных со стороны главных троллейных проводов, производить при отключенном и закрытом на замок рубильнике, подающем напряжение на главные троллейные провода, и снятых вставках плавких предохранителей, при этом на рубильнике должен, закрыт на замок и вывешен предупреждающий плакат:
«Не включать работают люди».
4).на обеих сторонах крана внизу зоны оградить и вывесить предупреждающие плакаты с хорошей видимой надписью:
«Хода нет – ремонт крана».
5).при ремонте узлов тележки последнюю установить в крайнее положение, с противоположной стороны от главных троллейных проводов, а при ремонте механизма передвижения моста, тележка обязана быть установлена напротив ремонтируемого узла;
6).предупредить всех рабочих ремонтных бригад об опасности работы на высоте и в непосредственной близости от троллеев;
7).запретить рабочим подниматься в непридназначеных для этого местах;
8).запретить рабочим подниматься на кран, имея в руках инструмент, детали и т.п. Рабочий инструмент обязан находиться в специальном ящике, зачаленном на страховочный канат или специальной сумке через плечо;
9).запретить при ремонте крана свешиваться с фермы крана, а в случае необходимости надежно прикрепиться страхующим поясом к местам, определенным для этих целей;
10).запретить сбрасывать что-либо с крана;
11).не производить ремонтные работы на башенных, портальных и козловых кранах при ветре силой более 6 балов и при гололедице.
3.3.3.Выход на кран, подкрановый путь производить с специально установленных (посадочная площадка, ремонтная площадка) местах.
3.3.4.Выход на подкрановый путь производить только при открытых дверях с электроблокировкой и вынутой ключ-марке на ремонтируемом кране.
3.3.5.При выходе на подкрановый путь и производстве работ на подкрановом пути слесарь-ремонтник должен закрепиться за предохранительный канат, натянутый вдоль подкрановых путей (при отсутствии каната или ограждения высотой не менее 1 метра, работа по ремонту подкрановых путей и проход вдоль подкрановых путей запрещаться).
3.4.РЕМОНТ И ОСМОТР КРАНОВ И ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ В ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗНИЧНЫЕ ДНИ.
3.4.1.Главные троллеи в пролете, где ремонтируются или осматриваются краны или подкрановые пути и в смежных пролетах обязаны быть отключены электриком, предохранители вынуты, ручки главных рубильников запереть на замок. Ключи должны находится у ответственного за проведение ремонтных работ.
3.4.2.Выход на подкрановые пути, доступ на краны и выполнение ремонтных работ производить, соблюдая требования, изложенные в подразделе 2.2.
4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
4.1.После окончания ремонтных работ убрать инструмент и посторонние предметы, находящиеся на подкрановых путях и кране. Запрещается оставлять на кране какие-либо незакрепленные предметы, а также инструмент в местах, не предназначенных для его хранения.
4.2.Ремонтному персоналу спуститься с крана подкрановых
путей по предусмотренным лестницам.
4.3.По указанию лица, ответственного за безопасное производство ремонтных работ, дежурный электрик должен поставить предохранители и включить рубильник главных троллей. Снять плакат «РАБОТАЮТ ЛЮДИ» и с разрешением ответственного пустить кран в эксплуатацию.
4.4.Лицо, ответственное за безопасное проведение ремонтных работ обязано сделать записи в журнале отремонтированного и рядом работающих кранов о разрешении пуска их в работу, после опробования всех механизмов и приборов безопасности.
5.ОТВЕТСТВЕНОСТЬ.
5.1.Слесарь по обслуживанию грузоподъемных кранов и крановых путей, обученный и аттестованный в соответствии с Правилами, несет личную ответственность за нарушение требований, изложенных в настоящей инструкции в соответствии с действующим законодательством Украины.
6.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
6.1.Ремонтный персонал должен выйти на кран, соблюдая требования, изложенные в пунктах и принять меры для устранения неисправностей крана и отгона его к ремонтной площадке для продолжения ремонта. Дальнейшие ремонтные работы производить согласно раздела 3.4. настоящей инструкции.
6.2.В случае невозможности перемещения крана на ремонтную площадку администрация цеха принимает решение о ремонте крана, соблюдая требования раздела 3.4. настоящей инструкции или отключить кран до проведения ремонта в выходные дни. В случае принятия решения ремонтировать кран, необходимо перед ремонтом вывести людей, работающих под краном из зоны ремонта крана.
6.3.Производить ремонт крана, подкрановых путей одному человеку категорически запрещается.
6.4.В случае недомогания одного из членов бригады в процессе работы, работу необходимо приостановить и, в случае необходимости, принять меры для безопасного спуска больного с крана или подкрановых путей.
6.5.Изучить правила оказания помощи при поражении электротоком.
6.6.Человеку, попавшему под напряжение, должна быть оказана медицинская помощь. Необходимо освободить пострадавшего от действия электрического тока, отключить установку и отделить пострадавшего от токоведущих частей, используя сухую доску, палку или каким либо другим сухим предметом.
6.7.Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся дыханием, его необходимо уложить в удобное положение создать приток свежего воздуха.
6.8.Если пострадавший дышит очень резко и судорожно, ему делают искусственное дыхание и массаж сердца. Искусственное дыхание должно проводиться до тех пор, пока восстановится нормальное дыхание, или до прибытия медицинского персонала.
6.9.Искусственное дыхание (изо рта в рот, изо рта в нос):
— если у пострадавшего определяется пульс и необходимо приводить только искусственное дыхание, интервал между искусственными входами должен быть 5сек. (12 раз в минуту).
— В случае отсутствия не только дыхания, но и пульса на сонной артерии, делают подряд 2 искусственных вдоха и приступают к наружному массажу сердца. Надавливание следует производить быстрыми толчками, так, чтобы смешать грудину на 4-5 см., продолжительность надавливания не более 0.5 сек., интервал между отдельными надавливаниями 0.5 сек. На каждые 2 вдувания проводится 15 надавливаний на грудину.
6.10.При оказании помощи 2 человеками соотношение «дыхание-масаж» составляет 1:5.
Источник