- Требования правил по охране труда при проведении технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники. Занятие
- Требования пожарной безопасности на посту ТО
- Характеристики помещения
- Охрана труда и окружающей среды ПБ при техническом обслуживании эксплуатации техники
- 3.2 Пожарная безопасность при обслуживании и ремонте автомобиля
- 3.3 Техника безопасности для слесаря ремонтника
Требования правил по охране труда при проведении технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники. Занятие
В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.
На посту ТО необходимо иметь:
- инструкции по охране труда при работе на каждом виде оборудования;
- защитные очки, резиновые перчатки, фартуки, брезентовые рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;
- первичные средства пожаротушения;
- стенд с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц для работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и список лиц, допущенных к работе на станках, инструкцией по охране труда и пожарной безопасности;
- аптечку первой помощи.
На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:
- загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
- держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;
- мыть детали ЛВЖ и ГЖ;
- держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;
- заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.
Щелочь, кислота, дистиллированная вода, используемые в аккумуляторной, должны храниться раздельно в стеклянной плотно закрытой посуде.
На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой и нейтрализующими растворами должны быть сделаны соответствующие надписи (указаны наименования).
При работе с кислотными аккумуляторными батареями необходимо:
- использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг;
- производить переливание кислоты только посредством специального сифона;
- осуществлять приготовление электролита в специально отведенном помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах, при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор;
- производить перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и электролитом в корзинах или деревянных клетях.
Транспортировку аккумуляторных батарей разрешается производить только на специальных тележках. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.
- приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту, работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, сапог и резинового передника;
- входить в аккумуляторную с открытым огнем, курить;
- устанавливать в аккумуляторной выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;
- пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.д.);
- проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;
- хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.
Требования пожарной безопасности на посту ТО
Характеристики помещения
- категория производства по взрывопожарной и пожарной опасности – В-2.
- класс зоны по ПУЭ П-2а.
- площадь помещения – 76,2 м.
Помещение склада оборудовано одним огнетушителем типа ОУ-5, одним порошковым огнетушителем.
Помещение предназначено для проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей, не связанных с обращением ЛВЖ и ГЖ, а также снятием и разборкой двигателей и агрегатов автомобилей. Ответственный за пожарную безопасность на посту ТО – старший механик части.
Ответственный за пожарную безопасность обязан:
- обеспечивать соблюдение установленного противопожарного режима при проведении работ по ТО автомобилей;
- следить за исправным состоянием электрооборудования, систем отопления и ПСПТ, принимать немедленные меры для устранения выявленных нарушений;
- проводить инструктаж личного состава, работающего на посту ТО;
- по окончании рабочего дня производить осмотр помещения с записью результатов осмотра в «Журнале осмотра помещений в части перед закрытием» на ЕДДС «Служба спасения 01».
Хранение сгораемых материалов, ЛВЖ, ГЖ и ГСМ в помещении не допускаются.
Проходы, подступы к ПСПТ должны быть свободными. Автомобили должны устанавливаться в соответствии норм.
По окончании рабочего дня электрооборудование должно быть обесточенным.
Запрещается мыть агрегаты и детали ЛВЖ и ГЖ.
При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на посту ТО и ТР запрещается.
Кузнечные, термические, сварочные, молярные, деревообрабатывающие работы должны производиться в специально отведенных помещениях автотранспортных предприятий, за которыми закреплены автомобили.
Для освещения мест проведения работ должны использовать светильники с применением гибких кабелей, оборудованные защитными колпаками, защитными стеклами и крючками для подсветки.
Не допускается нахождение на посту ТО посторонних лиц.
Работы по подзарядке и ремонту аккумуляторов должны производиться в вытяжном шкафу, при включенной местной вытяжной вентиляции и исправных контрольных приборах. Совместное проведение работ по зарядке аккумуляторных батарей с производством пожароопасных работ запрещено.
На посту ТО запрещается:
- производить работы, не связанные с ТО и ТР автомобилей;
- курить и применять открытый огонь;
- хранить ЛВЖ, ГЖ и ГСМ, а также тару из под них;
- оставлять автомобили с включенной системой зажигания;
- хранить спецодежду и обтирочный материал;
- производить подзарядку аккумуляторов непосредственно на автомобилях;
- заправлять автомобили;
- оставлять на рабочих местах и в кабинах автомобилей обтирочные материалы и ГСМ;
- держать автомобили с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии неисправностей топливной системы;
- эксплуатировать электрооборудование, не соответствующее классу зоны по ПУЭ.
Электрооборудование поста ТО должно соответствовать классу зон по ПУЭ и проверяться электротехническим персоналом цеха 33 не реже одного раза в квартал.
Охрана труда и окружающей среды ПБ при техническом обслуживании эксплуатации техники
Работа по охране труда, охране окружающей среды и обеспечению пожарной безопасности в учреждениях производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России по следующим основным направлениям:
- изучение руководителями, специалистами, водителями, рабочими, другими работниками учреждения нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России об охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности;
- соблюдение правил по охране труда обеспечение безопасных условий и сокращение применения тяжелого физического труда;
- соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (механиков-водителей и др.) техники;
- строгое соблюдение требований законодательства Российской Федерации о труде, других нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании техники, ремонте технологического, подъемно-транспортного, вентиляционного, санитарно-технического, отопительного и другого оборудования, механизмов, энергетических установок, паровых и водогрейных котлов, сосудов и аппаратов, работающих под давлением, транспортных средств и других потенциально опасных объектов;
- уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу, недопущение сброса неочищенных сточных вод, загрязнения земли производственными и бытовыми отходами;
- оснащение парков (гаражей) специальным оборудованием, приборами и системами для обнаружения вредных веществ и оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты и иным инвентарем; иные профилактические мероприятия.
Источник
3.2 Пожарная безопасность при обслуживании и ремонте автомобиля
На постах ТО и ТР запрещается мыть агрегаты и детали легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива.
Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на постах ТО и ТР запрещается.
Во избежание искрообразования при переливании бензина к отверстию сливной трубы следует прикреплять латунную цепочку и опускать ее до дна наполняемого сосуда.
Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина.
Кузнечные, термические, сварочные, малярные, деревообрабатывающие работы должны производиться только в специально отведенных помещениях.
Перед обслуживанием или ремонтом легкового автомобиля на опрокидывателе необходимо слить топливо из топливного бака и плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя.
Перед ремонтом цистерны для перевозки ЛВЖ, ГЖ и взрывоопасных грузов ёмкость необходимо полностью очистить от остатков груза и надежно заземлить.
Рабочий, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под ЛВЖ или ГЖ, должен применять инструмент, не дающий искру.
Ремонтировать заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления из них остатков бензина и обезвреживания с соблюдением мер безопасности, исключающих возможность загорания или взрыва.
Для подтягивания гаек газобаллонной аппаратуры необходимо предварительно закрыть все вентили газовых коммуникаций. При обслуживании и ремонте газовой аппаратуры следует проявлять особую осторожность, не допуская искрообразования. Ударные нагрузки при указанных работах запрещаются.
. Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле необходимо плотно закрыть все вентили и тщательно проветрить подкапотное пространство.
Регулировать системы питания и зажигания газобаллонных автомобилей, а также проверять на герметичность и ремонтировать газовую аппаратуру разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно — вытяжной вентиляции. Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует по правилам Госгортехнадзора сжатым воздухом или азотом под руководством специально выделенного лица из числа специалистов.
3.3 Техника безопасности для слесаря ремонтника
Настоящая инструкция предусматривает основные требования по организации и проведению безопасной работы слесаря-ремонтника при обслуживании оборудования обогатительной фабрики.
К самостоятельной работе в качестве слесаря-ремонтника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:
профессиональное обучение и имеющие соответствующее удостоверение по профессии;
предварительный медицинский осмотр и получившие заключение о пригодности к данной профессии;
вводный инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности и оказанию доврачебной помощи пострадавшему;
первичный инструктаж на рабочем месте и обученные безопасным методам и приемам выполнения работ.
Слесарь-ремонтник, занятый на работе, где организацией труда предусматривается совмещение производственных профессий, должен пройти обучение по всем видам работ, сдать экзамены и получить допуск.
Слесарь-ремонтник обязан проходить:
периодические медицинские осмотры — ежегодно;
повторный инструктаж по безопасности труда — не реже одного раза в квартал;
обучение безопасным методам и приемам работ и проверку их знаний в объеме программы, утвержденной администрацией предприятия, — один раз в год;
внеплановый и целевой инструктаж — по мере необходимости.
Слесарь-ремонтник с признаками явного недомогания, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения к работе не допускается.
Слесарь-ремонтник обязан: соблюдать правила внутреннего распорядка и дисциплину труда; своевременно и точно исполнять распоряжения администрации; соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; бережно относиться к имуществу предприятия; соблюдать порядок передвижения по железнодорожным путям и автодорогам; знать значения применяемых на предприятии знаков безопасности, звуковых и световых сигналов, быть внимательным к подаваемым сигналам и выполнять их требования.
Каждый неправильно поданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал «Стоп».
В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ.
В течение всей рабочей смены следует соблюдать установленный администрацией режим труда и отдыха.
Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.
Для питья следует использовать воду только из сатураторов, питьевых фонтанчиков, питьевых бачков. Использовать другие, случайные источники не допускается.
Прием пищи следует производить только в специально оборудованных помещениях (местах).
При обслуживании и ремонте оборудования имеют место такие опасные и вредные производственные факторы как: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны с содержанием в пыли волокон асбеста; повышенная температура поверхности оборудования и материалов; повышенный уровень шума; повышенный уровень общей вибрации; возможность поражения электрическим током при приближении к открытым токоведущим частям оборудования.
Администрация предприятия должна обеспечивать слесаря-ремонтника средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:
костюм хлопчатобумажный пылезащитный — 1 комплект на год;
ботинки кожаные — 1 пара на год;
рукавицы брезентовые — 6 пар на год;
каска защитная — 1 шт. на 2 года;
респиратор — до износа;
очки защитные — до износа;
вкладыши противошумные — до износа.
На наружных работах зимой дополнительно:
куртка на утепляющей прокладке — 1 шт. на 2 года;
брюки на утепляющей прокладке — 1 шт. на 2 года;
валенки — 1 пара на 2,5 года.
При наличии нескольких видов равноэффективных респираторов работники могут пользоваться правом выбора респиратора, наиболее приемлемого для них с точки зрения защиты и комфорта.
Слесарь-ремонтник без полагающихся по условиям производства спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений к выполнению работ не допускается.
соблюдать на производстве требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;
соблюдать меры предосторожности при проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами и другими опасными в пожаро- и взрывоопасном отношении веществами, материалами и оборудованием;
знать месторасположение главного и запасных выходов из цехов фабрики и пути эвакуации из зоны возникновения пожара или аварии;
уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Использовать первичные средства пожаротушения, немеханизированный пожарный инструмент и инвентарь для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.
Сбор использованных обтирочных материалов должен производиться в специальные металлические ящики с закрывающимися крышками.
Ящики с использованным обтирочным материалом должны очищаться по мере их наполнения, но не реже одного раза в смену.
Слесарь-ремонтник должен иметь элементарное представление об опасности электрического тока и мерах безопасности при работе на обслуживаемом участке электрооборудовании, установке; знать правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим от электрического тока.
Запрещается прикасаться к открытым токоведущим частям оборудования и оголенным проводам, производить самовольное исправление или подключение электропроводки, устанавливать или заменять электролампы, а также вешать одежду и класть какие-либо предметы на провода, изоляторы, выключатели, розетки, посты управления и другую коммутационную аппаратуру.
О случаях травмирования и всех неисправностях в работе механизмов, оборудования, нарушениях требований безопасности, ухудшении условий труда, возникновении чрезвычайных ситуаций слесарь-ремонтник должен сообщить мастеру (механику) смены и принять профилактические меры по обстоятельствам, обеспечив собственную безопасность.
При заболевании, отравлении или несчастном случае слесарь-ремонтник должен немедленно прекратить работу, известить об этом мастера (начальника) смены и обратиться за медицинской помощью.
При несчастном случае с другими работниками необходимо: оказать пострадавшему первую помощь, соблюдая меры собственной безопасности; по возможности сохранить обстановку случая и о случившемся доложить мастеру (начальнику) смены.
В процессе работы слесарь-ремонтник обязан соблюдать правила личной гигиены: обеспыливать спецодежду; мыть руки с мылом перед приемом пищи; следить за чистотой рабочего места, спецодежды и средств индивидуальной защиты.
По мере загрязнения или износа спецодежда слесаря-ремонтника должна подвергаться химчистке, стирке или ремонту за счет средств предприятия.
Не допускается обработка и стирка загрязненной спецодежды на дому самими работниками, а также применение для этой цели взрыво- и пожароопасных веществ.
За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции в зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий, слесарь-ремонтник несет дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Источник