Нужен ли допуск СРО для проведения дорожного ремонта?
Нужен ли допуск СРО для проведения дорожного ремонта?
Казалось бы в законодательстве достаточно четко прописаны виды работ, требующих получения допуска СРО, однако проблем в этой сфере все еще достаточно, о чем красноречиво свидетельствует судебная практика. Одной из таких «проблемных точек» является ремонт дорог.
Законодательством предусмотрено, что допуск СРО обязателен при выполнении работ, относящихся к строительству, реконструкции и капитальному ремонту – это вытекает из самого названия перечня Минрегиона, в котором эксплицитно указано, что речь идет о «видах работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту». Исходя из этой логики, текущий ремонт дороги, коль скоро это не строительство, не реконструкция и не капитальный ремонт, не предполагает наличия у компании допуска СРО. На это неоднократно указывалось и в разъяснениях Минрегиона (см. письма № 31330-ИП/08 от 31.08.2010, № 20456-ИП/08 от 29.07.2011), подчеркивающего, что для проведения текущего ремонта дороги вступать в СРО не нужно. И тем не менее, судебная практика знает множество случаев когда при выполнении текущего ремонта дороги от компании-подрядчика требуют наличие допуска СРО – либо сам заказчик в тендерной документации, либо антимонопольный орган, надзирающий за заказчиком. В чем же причина?
Если говорить просто, то причин две. Первая заключается в том, что понимать под капитальным ремонтом в противоположность текущему. С разграничением таких видов работ, как строительство и ремонт, проблем обычно не возникает, а вот развести текущий и капитальный ремонт оказывается сложнее. Градостроительный кодекс (ст. 1, пп. 13-14) дает следующее определение: «капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов». Это определение дифференцирует капитальный ремонт и реконструкцию (которая предполагает изменение класса или категории объекта, а также изменение границ полос отвода и охранных зон). Но оно не дифференцирует капитальный ремонт и текущий ремонт.
Зато это разграничение между капитальным и текущим ремонтом установлено приказом Министерства транспорта РФ № 402 от 16.11.2012 (ред. от 09.08.2013) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», где все виды дорожных работ четко подразделяются на капитальный ремонт, ремонт и работы по содержанию (аналогичное разделение существовало и ранее, см. приказ Минтранса РФ № 160 от 12.11.2007). Капитальный ремонт, действительно, представляет собой специфический комплекс мероприятий, связанный с переустройством дороги: заменой дорожного полотна, восстановлением или заменой инженерных сооружений, приведением геометрии полотна к требованиям нормативов и проч. В этом смысле капитальный ремонт, в отличие от текущего, максимально приближен по своим техническим параметрам к строительству.
Проблема заключается в том, как соотносятся между собой указанный перечень Минтранса и всем хорошо известный перечень Минрегиона. Напомним, что в утвержденном Минрегионом РФ перечне строительных работ, которые требуют получения допуска СРО, дорожные работы перечислены в п.25. К таковым работам относятся:
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.3. Устройство оснований перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.4. Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.5. Устройства покрытий перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
Пункты 25.3, 25.5 и частично 25.1 относятся к работам на особо опасных объектах (аэродромы) и безусловно требуют допуска СРО. Пункты 25.1 и 25.2 в целом относятся к строительству дорог и, следовательно, тоже требуют допуска. Однако виды работ, перечисленные в пунктах 25.4, 25.6, 25.7 и 25.8, могут производиться как при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорогие, так и во время текущего ремонта. Перечень Минрегиона как будто бы не предусматривает такую возможность. Отсюда и потенциальные судебные споры.
Например, в перечне Минрегиона п. 25.4 предусматривает получение допуска СРО, если речь идет об «устройстве покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами». В то же время в приказе Минтранса разграничиваются, например: а) «поднятие земляного полотна на подтопляемых и снегозаносимых участках, переустройство пучинистых, оползневых и обвальных участков автомобильной дороги» (капитальный ремонт), б) «ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений» (ремонт), в) «восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2» (работы по содержанию автомобильной дороги). По идее, только работы, относящиеся к капитальному ремонту, требуют допуска СРО, однако на деле необходимость получения допуска могут потребовать и для выполнения работ, в сущности, не относящихся к капитальному ремонту. Для этого достаточно просто проигнорировать приказ Минтранса. Это и есть вторая причина проблемы.
Практика показывает, что суды не всегда обращают внимание на разницу между капитальным и текущим ремонтом (в том числе работами по содержанию автомобильной дороги). В ряде случаев суды руководствуются исключительно перечнем «видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденным приказом Минтрансом № 624, т.е. принимают во внимание только характер работ, но не вид ремонта. В то же время, судебная практика свидетельствует и о том, что апелляция к перечню Минтранса принимается и учитывается судами при вынесении решений. По этой причине заинтересованным компаниям следует внимательно отнестись к этому документу.
Чтобы избежать проблем, подрядным организациям, занимающимся ремонтом дорог, уже при подготовке заявки на участие в тендере следует внимательно анализировать то, как составлена конкурсная документация, при этом руководствоваться следует именно перечнем Минтранса. Если фактически в перечне работ, предусмотренных в тендерной документации, содержатся лишь те работы, которые никак не могут быть отнесены к работам, связанным с капитальным ремонтом, то на выполнение этих работ может претендовать организация, не имеющая допуска СРО. В этом случае свое право на участие в тендере она сможет защитить в суде. Однако, если в тендерных документах указаны хотя бы отдельные работы, которые могут быть расценены (заказчиком, антимонопольным органом или судом) как относящиеся к капитальному ремонту, то подрядчику необходимо озаботиться получением допуска СРО (разумеется, за исключением тех случаев, когда по условиям подряда подрядная организация может привлечь субподрядчика с соответствующим допуском для выполнения требуемых работ).
Источник
Нужен ли СРО на ремонт дорог?
С вступлением в силу закона об учреждении саморегулируемых организаций вопрос о том, нужен ли СРО на ремонт дорог, стал особенно актуальным. В кодексах содержится большое количество информации о том, какие именно виды работ относятся к тем, что требуют допуск. Однако охватить все нюансы часто оказывается невозможно. Поможет разобраться в них компания «Ригби».
Допуск СРО на ремонт дорог
Саморегулируемая организация представляет собой союз учредителей и наемных работников. Они создают общий финансовый фонд, условия для профессионального роста участников, получают дополнительные возможности при проведении архитектурно-инженерной деятельности.
Допуск СРО на ремонт автомобильных дорог необходим в случаях, когда планируется капитальное воздействие на объект. Предполагается, что для проведения текущих и отделочных работ допуск не требуется. Однако рамки понятия капитального ремонта зачастую носят достаточно размытый характер. Имеют место судебные разбирательства, связанные с отсутствием допуска саморегулируемой организации.
Капитальный ремонт дорог и допуск СРО взаимосвязаны на основании того, что строительство и поддержание качественного состояния путей наземного сообщения находится в ведомстве государства. К таким видам работ относятся:
- поднятие и усиление земляного полотна;
- устройство дренажных и водоотводных сооружений;
- отвод земель с участков строительства.
Нужно ли допуск СРО при ремонте дорог получать в случаях, когда предполагаемые работы выходят за пределы этого перечня, рассматривается индивидуально. К капитальному ремонту относится также создание дорожных одежд, установка бордюров и укрепительных линий, ликвидация колей размером более 45 сантиметров.
Ремонт дорог общего пользования: допуск СРО
В зависимости от того, какие типы действий предусмотрены для выполнения, уровень доступа саморегулируемой организации может быть разным. При проведении ремонтных работ общего характера разрешение не требуется. К таким действиям относятся:
- укрепление насыпей засевом трав;
- обустройство дренажных прорезей;
- улучшение состояния обочин.
На ремонт дороги нужно СРО в тех случаях, когда планируемые работы выходят за рамки проведения работ общего характера. Они связаны с обновлением грунтового покрытия, асфальтированием больших участков, с перестилкой плиточной или булыжной поверхности.
Нужно ли СРО на капитальный ремонт дорог — это вопрос, который необходимо решать в связи с запланированным объемом работ и их видами. Он необходим, если предполагаются действия, связанные с заменой основных компонентов полотна, имеют отношение к характеристикам надежности. Это главное отличие от текущего ремонта, при котором учитывается лишь поддержание функционирования.
Нужно ли на ремонт дорог СРО при проведении плановых работ, определяется в индивидуальном порядке. Далеко не всегда организация может самостоятельно выяснить, к какому уровню восстановления относится тот или иной вид деятельности. Полный перечень работ приведен в Приказе Минрегиона РФ №624.
Нужен ли СРО на ямочный ремонт дорог?
Такой вид деятельности предполагает обработку отдельных участков покрытия с заменой асфальтного полотна незначительной площади. Чаще всего под ямочным ремонтом подразумевается наложение заплат на основную поверхность без полного ее снятия. В этой ситуации допуск саморегулируемой организации не требуется.
Нужно ли СРО для ямочного ремонта дороги определяется в случаях, когда перечень предполагаемых работ не выходит на уровень капитального воздействия. Если оно будет носить обширный характер, то разрешение может потребоваться. Это актуально для таких видов работ:
- капитальный ремонт;
- масштабное строительство;
- реконструкция сооружений.
При ремонте дорог нужен СРО или нет, определяет перечень работ, приведенных в пункте № 624. При этом необходимо учитывать, не выходит ли предполагаемый масштаб действий за рамки текущего ремонта. При нарушении условий работы могут быть начислены штрафные санкции, а организация будет привлечена к административной ответственности.
На ремонт дорог надо СРО только в случаях полномасштабного влияния на объект. К таким действиям относится замена полотна площадью более 100 метров, воздействие на фундаментные цементобетонные плиты, восстановление насыпей и откосов, блочных укреплений подвесных конструкций.
СРО для ремонта автомобильных дорог
Так как пути наземного сообщения относятся к стратегически важным объектам, контроль их состояния осуществляется государственными инстанциями. Именно поэтому любые действия, имеющие характер капитальных, проводятся под ведомственным надзором. Для проведения таких работ необходима соответствующая квалификация.
Требуется ли СРО для ремонта дорог, определяется по характеру запланированных работ. Только для осуществления полномасштабных действий по ремонту необходим допуск саморегулируемой организации. Помимо работ, связанных с грунтом и дорожной одеждой, это касается также искусственных сооружений:
- мостов;
- труб;
- подпорных стен;
- тоннелей;
- вентиляционных шахт.
СРО для ремонта и содержания дорог обеспечивает доступ к получению вспомогательных функций. К ним относят возможность использовать общие коммунальные сети, расширенные страховые условия, рост профессионализма работников. Членам саморегулируемых организаций можно принимать участие в семинарах и курсах повышения квалификации.
Чтобы определить, при ремонте дорог требуется СРО или нет, можно проконсультироваться со специалистами. Нередко из-за смежности понятий в законодательстве возникает путаница, которая может привести к ошибкам в трактовке. Их результатом становятся штрафные санкции и административные взыскания.
Капитальный ремонт дорог: требуется ли СРО?
При проведении широкомасштабных восстановительных работ следует получить все необходимые справки, так как без них возможности подрядчика будут сильно ограничены. Действия, связанные с восстановлением больших площадей покрытия, переустройством грунтовой подстилки, боковых насыпей, без разрешения не осуществляются.
Требуется ли СРО на ремонт автомобильных дорог — это еще один вопрос, который вызывает много споров. Для работы на таком объекте необходима высокая квалификация, так как неправильно положенное полотно может привести к авариям и порче имущества автомобилистов. Поэтому для выполнения масштабных работ необходимо разрешение.
СРО на строительство и ремонт дорог дает подрядчику ряд преимуществ, которые помогут значительно упростить проведение работ, а также в перспективе сэкономят значительную сумму. К таким плюсам относятся:
- упрощение бюрократического режима;
- расширенный набор функций;
- дополнительное страхование;
- повышение уровня квалификации рабочих.
Свидетельство СРО на ремонт автомобильных дорог можно получить, подав заявление в соответствующие инстанции. Необходимо также собрать пакет документов, необходимый для присвоения полномочий. Перед подтверждением членства происходит оплата необходимых взносов или взятие рассрочки на них.
СРО на ямочный ремонт дорог
Работы по устранению небольших дефектов асфальтного или мостового покрытия происходят без специальных разрешений. Они относятся к текущему или отделочному ремонту, поэтому повышенные требования к ним не предъявляются. Восстановление верхнего слоя полотна не требует лицензии саморегулируемой организации.
Свидетельство СРО на ремонт дороги необходимо только в случае проведения капитального ремонта или реконструкции. Полный перечень этих работ приведен в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Проведение ремонта без разрешения на него является административным нарушением и карается законом.
СРО на ремонт дорог по 44 ФЗ требуется только при проведении радикальных реконструкций. Наведение разметки, обновление покрытия, реставрация бордюров, обочин и насыпей к ним не относятся.
Источник