- Вправе ли УК требовать доступа в квартиру для осмотра на предмет перепланировки, ремонта общедомового оборудования со вскрытием полов и стен?
- Бесплатные услуги ЖКХ в приватизированной квартире, на что можно претендовать
- За что несут ответственность УК и ЖКХ?
- Какие бывают бесплатные услуги ЖКХ в приватизированной квартире?
- Что делать если ЖКХ не желает выполнять ремонт или требует дополнительную плату?
- Что делать если услуги ЖКХ некачественные или не предоставляются в полной мере?
- От чего еще зависит сумма оплаты услуг УК?
Вправе ли УК требовать доступа в квартиру для осмотра на предмет перепланировки, ремонта общедомового оборудования со вскрытием полов и стен?
monkeybusiness / Depositphotos.com |
Собственники и наниматели квартир в МКД обязаны впускать внутрь:
- управляющую домом организацию (УК) – для осмотра квартиры (как части МКД) и внутриквартирного оборудования. На это указал Верховный Суд Российской Федерации;
- бригаду, которая занята капитальным ремонтом дома, – для ремонта внутридомовых инженерных сетей, которые располагаются в стенах или под полами в квартире, в том числе для демонтажа нужного участка пола или стен (после ремонта оборудования их потом обязаны заделать – соответствующие работы включаются в проект капремонта, а расходы – в смету). Так сказал Минстрой России (письмо Минстроя России от 28 мая 2019 г. № 20295-ОГ/06, Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 7 мая 2019 г. № 4-КГ19-6).
При этом впускать УК нужно в любом случае (но количество «неаварийных» визитов можно ограничить до 1 раза в 3 месяца). А вот отказаться впускать бригаду капремонта можно, оформив акт о невозможности замены/ремонта внутридомовой инженерной системы в связи с отказом в доступе. Конечно, если собственник квартиры убежден, что внутридомовые инженерные системы под его полом в полном порядке и не требуют замены или ремонта. Акт подписывают собственник, УК, заказчик капремонта и подрядчик. После чего заказчик капремонта идет в суд – за получением доступа в квартиру, а сам капремонт продолжается. Только вот если за это время –из-за недопуска ремонтников – кому-то из соседей будет причинен ущерб, то оплачивать его будет тот, кто не впускал ремонтников.
Подробнее о деятельности управляющих организаций по управлению многоквартирными домами – в материале в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Напомним, что Правила технической эксплуатации жилфонда (далее –Правила), утв. постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170, требуют от собственников квартир обеспечения круглосуточного доступа к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через квартиру (п. 3.4.5 Правил).
Что же касается допуска УК в квартиру с целью осмотреть внутриквартирное оборудование и саму квартиру – на предмет возможных перепланировок, то соответствующая обязанность собственника впускать УК в квартиру обосновывается так:
- пункт 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса требует проводить – в процессе эксплуатации здания – его эксплуатационный контроль и техобслуживание, в том числе путем периодических осмотров и мониторинга состояния строительных конструкций и инженерных систем (п. 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ). Чтобы можно было оценить надежность и безопасность здания, его соответствие проектной документации;
- а техобслуживание зданий должно обеспечить надлежащее техническое состояние здания, то есть поддержание параметров его устойчивости и надежности, исправность строительных конструкций и сетей, в том числе согласно проектной документации (п. 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ);
- занимается эксплуатационным контролем лицо, которое отвечает за эксплуатацию здания (п. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ), а эксплуатация МКД регулируется с учетом требований Жилищного кодекса (п. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ), который возлагает это полномочие на лицо, управляющее МКД (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ);
- да и вообще, надлежащее состояние внутриквартирного оборудования, – а оно должно соответствовать требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, –само является условием предоставления коммунальных услуг (подп. «е» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов);
- а значит, УК – раз она обязана осуществлять эксплуатационный контроль и техобслуживание МКД, а также предоставлять коммунальные услуги, – имеет право требовать допуска в квартиру, в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца. Просто в целях обеспечения сохранности жилфонда и выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов;
- это право допуска не зависит от того, произошла ли авария или имеются ли жалобы других жильцов (например, на незаконную перепланировку). Напротив, такое право имеется у представителей УК в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено, в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Источник
Бесплатные услуги ЖКХ в приватизированной квартире, на что можно претендовать
Есть ли бесплатные услуги ЖКХ в приватизированной квартире?
Ремонт коммуникаций в приватизированной квартире — частая проблема, с которой сталкиваются собственники и арендаторы жилья. Потому, стоит узнать какие бесплатные услуги ЖКХ в приватизированной квартире могут предоставляться.
Неосведомленность граждан в этом вопросе приходится на руку сотрудникам жилищно-коммунальных хозяйств, и они безосновательно приписывают добавочные счета за услуги, которые фактически оплачены собственниками квартир ежемесячным обязательным платежом.
За что несут ответственность УК и ЖКХ?
Договоренность с УК о выполнении ремонтных работ составляется в письменном виде
Давайте разберемся, какие услуги ЖКХ бесплатно предоставляются гражданам РФ.
Как известно, данная компания является коммерческим хозяйством, которую добровольно выбирают жильцы многоквартирного дома. Это нужно для поддержания надлежащего состояния принадлежащего ему имущества и доверительного управления.
Обычно договоренность о проведении ремонтных и строительных работ закрепляется соглашением между УК и собственниками жилья.
Документ будет являться гарантом соблюдения ЖКХ всех пунктов договора.
На общем собрании владельцев квартир и представителей коммунального хозяйства должны оговориться следующие вопросы:
- Какие ремонтные работы внутри квартир, снаружи дома и на общей территории жильцов будут возложены на УК?
- Каков ежемесячный платеж за оказанные услуги?
Какую ответственность будет нести управляющая компания перед собственниками квартир? - На какие услуги от ЖКХ идет уплата коммунальных платежей?
При условии систематической оплаты коммуналки жильцы дома имеют право на получение бесплатного обслуживания общедомовых площадей, в частности — лестниц
Ежемесячно оплачивая коммунальные услуги, арендатор или владелец жилья имеет право требовать с УК вовремя осуществить ремонт общедомового имущества, исходя из пунктов заключенного соглашения.
В этом случае имеются в виду ремонт коммуникаций и площадей, которые относятся к нескольким квартирам или всему дому в целом, а именно:
- Водопровод и стоки.
- Газоснабжение
- Отопительная система.
- Электроэнергия
- Уборка и ремонт этажных пролетов.
- Перекрытие крыши и ремонтные работы на чердачных помещениях.
- Поддержание должного состояния прилежащей к дому территории.
Стоит отметить, что среди собственников квартир бытует заблуждение, что на коммунальные службы можно возложить любой ремонт, касательно их жилья или всего дома, однако это не так.
Законодательством РФ, а точнее Жилищным кодексом ст. №36 и Решением властей от 13.08. 2016 г. №491 принят перечень ремонтных услуг, возлагающихся на коммунальные хозяйства, а также список имущества, починку которого обязаны самостоятельно осуществлять владельцы квартир и арендаторы государственного жилья.
Какие бывают бесплатные услуги ЖКХ в приватизированной квартире?
Бесплатному ремонту подлежит все общедомовое имущество
Есть услуги ЖКХ, которые вы должны получать бесплатно. То имущество, которое является общедомовым и находится внутри квартир, ремонтируется представителями ЖКХ бесплатно.
Для того чтобы разобраться какое именно оборудование относится к общему имуществу дома, и что обязаны ремонтировать коммунальщики, давайте обратимся к списку, установленному законом.
Газоснабжение
Ремонтные работы выполняются до крана перекрытия, находящегося в кухонной зоне, а именно у плиты.
Система отопления
Сюда входят ремонт ответвлений до места соединения труб отвода. Ветви снабжения горячей и холодной водой. До места соединения с центральным трубопроводом. Стоки и их ветви (фитинги, соединительные муфты, штуцера) до места начального подсоединения к трубам отвода.
Приборы учета потребляемых услуг
До места соединения с перекрывающим краном или устройством отключения.
Все выше перечисленные системы снабжения, а точнее их ремонт можно расценивать как бесплатные услуги ЖКХ в приватизированной квартире.
Бесплатному ремонту подлежат все виды коммуникаций, к примеру — система подачи воды в квартиру, но до перекрывающего крана
Приборы, техника и оборудования, являющиеся собственностью владельца жилья, ремонтируются из его личных средств.
В этот список можно внести:
- Газовая плита и электрические приборы.
- Радиаторы отопления.
- Лично установленные счетчики, без регистрации и пломбирования в коммунальных службах.
- Люстры и патроны под лампочку, дополнительные кабеля электроэнергии, розетка, выключатель, располагающиеся на территории квартиры.
- Все сантехническое оборудование, за исключением труб.
Предоставленный список распространяется как на правообладателей квартир, так и на арендаторов государственного жилья.
Что делать если ЖКХ не желает выполнять ремонт или требует дополнительную плату?
В случае аварии, произошедшей с общедомовым имуществом УК должна провести весь объем ремонтных работ в оговоренные сроки
Перечень бесплатных услуг ЖКХ в приватизированной квартире, является не единственным важным нюансом в правовых взаимоотношениях УК и правообладателей жилья.
В аварийной ситуации общего домового имущества или при выходе его из строя внутри квартиры, управляющая компания должна в определенные сроки выполнить соответствующий ремонт.
Правообладатели квартир должны быть информированы, что в ситуации, когда ремонт оборудования жилых помещений, сломанного или пришедшего в негодность по вине коммунальщиков и некачественного предоставления услуг, — их права будут защищены Решением Властей РФ от 6. 05. 2011 г. №354 п.149.
Данный закон обеспечивает право на требование вернуть потраченные средства или осуществить ремонтные работы сотрудниками коммунального предприятия.
Важно знать! Если коммунальщики требуют дополнительную оплату услуг или уклоняются от своих обязательств перед жильцами, их действия можно расценить как противоречащие правам потребителей, что регламентирует 310 статья Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, собственники квартир вправе подать письменную жалобу с указанием своих претензий в органы исполнительной власти РФ, а именно в ГЖИ. Далее правообладатели жилья могут подать иск в суд с прошением взыскать с УК штрафные санкции в размере 50%.
Что делать если услуги ЖКХ некачественные или не предоставляются в полной мере?
Законодательство РФ выступает надежным щитом защиты прав собственников жилья, которые могут не оплачивать услуги УК, если те предоставляются некачественно.
Если быть информированным о нужных действиях, можно добиться перерасчета. А это значит, что возможно получить не только пересчитанные счета, а и возмещение морального ущерба.
В случае некачественного обслуживания жильцы могут добиваться осуществления перерасчета оплаты за коммунальные услуги
Как это ни печально, но случаев недобросовестного выполнения пунктов соглашения управляющими компаниями довольно много.
То на длительное время отключили горячую воду, не осуществили должную уборку прилежащей к дому территории, протекающая крыша так и не была отремонтирована — перечислять можно долго, и происходит это постоянно.
Эксперты утверждают, что алгоритм решения вопроса поможет добиться справедливости.
Кроме базовых услуг ЖКХ в договорах могут указываться дополнительные пункты
Помимо базовых услуг, которые предоставляют ЖКХ, в договоре прописываются дополнительные ремонтные работы общедомового имущества.
Это может быть ремонт вентиляционных проходов, установка забора на детской площадке и т. п.
Если будет доказано, что услуги так и не представлены или выполнились не должным образом, перерасчет станет законен.
Однако на практике УК просто устраняют недочеты.
Чтобы получить вычет с ежемесячного счета за услуги необходимо зафиксировать правонарушения и обратиться с заявлением в управляющую компанию. Она, в свою очередь, обязана вычесть определенную сумму за некачественно предоставленную услугу или работу, входящую в список бесплатных действий коммунальщиков.
Также действительно телефонное обращение в коммунальную службу, которая фиксирует звонок, как подачу жалобы и присваивает ему отдельный номер. После чего, звонок считается официальным заявлением.
От чего еще зависит сумма оплаты услуг УК?
Расчет коммунальных платежей производится с учетом многих факторов, начиная от площади помещения и заканчивая количеством прописанных на ней жильцов
Счет за коммунальные услуги, который ежемесячно получает собственник квартиры, может зависеть от нескольких особенностей.
Зачастую тарификация двух идентичных квартир имеет существенные различия. Конечная сумма формируется, беря во внимание некоторые факторы.
К ним относятся:
- Площадь квартиры.
- Тип жилья.
- Величина потребляемых услуг, исходя из показаний приборов учета.
- Количество жильцов, прописанных в квартире.
- Положения и договоренности, указанные в соглашении сторон.
Все подсчеты будут осуществляться исходя из потребляемых ресурсов, которые фиксирует прибор учета.
В случае если таковой отсутствует, в оплату включаются установленные законом нормы.
Какие сантехнические работы выполняются бесплатно управляющей компанией? Какие бесплатные услуги оказывает ЖКХ? Какие есть платные услуги управляющей компании в сфере ЖКХ? Интересная информация о платных и бесплатных услугах ЖКХ представлена в видео:
Источник