- Тренажеры для капитального ремонта скважин
- Тренажеры для капитального ремонта скважин
- Тренажеры для капитального ремонта скважин
- «КАФЕДРА:«Бурение нефтяных и газовых скважин» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к проведению лабораторных работ на тренажере – имитаторе капитального ремонта скважин АМТ-411по дисциплине . »
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
- ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №
- ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №
- ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
- ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- СОДЕРЖАНИЕ
Тренажеры для капитального ремонта скважин
Тренажеры • Тренажер — имитатор капитального ремонта скважин АМТ-411 учебный класс |
Тренажер — имитатор капитального ремонта скважин АМТ-411 учебный класс
Разработан для повышения эффективности и удобства компьютерного обучения. Позволяет индивидуальное и бригадное обучение. Обслуживает до нескольких десятков рабочих мест. Обеспечивает контроль действий обучаемых с рабочего места инструктора. Предназначен для инженерного персонала подразделений капитального ремонта скважин нефтегазодобывающих предприятий, а также студентов по специальностям бурение скважин, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. Программное обеспечение тренажера содержит средства проектирования учебных заданий с любыми начальными условиями выполнения капитального ремонта скважин: характеристиками продуктивного пласта, конструкцией скважины, набором оборудования и инструмента, технологий выполнения ремонта, нестандартными ситуациями. Оно также содержит средства контроля и оценки действий обучаемых, ведения персональных журналов прохождения учебного процесса, формирования протокола обучения. Кроме того, программное обеспечение учебного класса позволяет выполнять учебные задания как индивидуально, так и в составе бригады. Тренажер позволяет обучаемым увидеть скрытые от прямого наблюдения процессы, происходящие в скважине, наблюдать процессы возникновения и развития осложнений и аварийных ситуаций. Он дает возможность обучаемым проверить и сравнить различные варианты решения технологических задач.
Преподавателю даны возможности: Учебный класс тренажера АМТ-411 является новейшим эффективным техническим средством обучения и повышения квалификации работников предприятий по капитальному ремонту скважин. Позволяет приобрести и усовершенствовать практические навыки выполнения, контроля и оптимизации основных технологических процессов, распознавания и предотвращения осложнений и аварийных ситуаций, ликвидации нефтегазопроявлений и выбросов. Приобрести понимание физических процессов в скважине. Приобрести навыки коллективной работы в составе ремонтной бригады. Базовая поставка учебного класса АМТ-411 включает лицензию на 15 рабочих мест. Источник Тренажеры для капитального ремонта скважин |
Тренажеры • Тренажер — имитатор капитального ремонта скважин АМТ-411 |
Тренажер — имитатор капитального ремонта скважин АМТ-411
Предназначен для обучения рабочего и инженерного персонала подразделений капитального ремонта скважин нефтегазодобывающих предприятий, а также студентов по специальностям бурение скважин, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. Аппаратно-программный комплекс тренажера состоит из пультов и постов управления оборудованием для капитального ремонта скважин, персонального компьютера и программного обеспечения. Тренажер имитирует в реальном и ускоренном масштабах времени технологические процессы капитального ремонта скважин:
На практике применяют следующие разновидности тампонирования под давлением. Тампонирование под давлением через трубы с последующим разбуриванием стакана. В скважину спускают НКТ и устанавливают на 5 — 10 м выше верхних отверстий фильтра или дефекта в колонне и через них под давлением продавливают тампонажный раствор. Оставшиеся излишки раствора вымывают способом обратной или прямой промывки. Стакан, образующийся в скважине ниже конца НКТ, после твердения разбуривают. Тампонирование под давлением через трубы с вымыванием излишков цементного раствора применяют в случаях, если необходимо избежать разбуривание цемента в колонне. При этом конец НКТ должен быть установлен у верхних отверстий фильтра. После продавки раствора в пласт колонну НКТ наращивают и вымывают тампонажный раствор из скважины. Эту операцию можно выполнять и без наращивания труб, для чего конец их следует устанавливать ниже нижних отверстий фильтра. В таком случае процесс вымывания будет протекать с противодавлением на пласт, а сама промывка должна закончиться до начала схватывания цемента. Этот способ рекомендуется применять при использовании нефтецементных растворов. Комбинированные способы применяют при необходимости оставления скважины под давлением до конца схватывания раствора. Сущность его заключается в следующем. Нижний конец НКТ устанавливают у нижних отверстий фильтра. После прокачки и вытеснения тампонажного раствора из труб, последние поднимают с таким расчетом, чтобы конец их оказался выше уровня раствора; затем устьегерметизируют, тампонажный раствор продавливают в пласт закачкой жидкости в трубы и в затрубное пространство. Затем скважину герметически закрывают и оставляют под давлением до конца схватывания раствора. Задача:Задача «Имитация тампонирования при КРС» тренажера-имитатора капитального ремонта скважин АМТ-401 (411). Исходные данные:см. Приложение 1 Необходимо определить следующие показатели: температуру на забое скважины; допустимое время цементирования; объем колонны заливочных труб; время, необходимое для полного заполнения колонны заливочных труб; время вымыва излишков тампонажного раствора при обратной промывке;время на затворение и продавку тампонажного раствора в пласт; объем раствора, который необходимо закачать в пласт; количество сухого цемента; количество тампонажного материала; количество жидкости, необходимой для затворения тампонажного материала; плотность в скважине. Расчет цементирования скважины под давлением: Определим температуру на забое скважины по формуле: Тзаб=tср+ТНскв (2) где tср- среднегодовая температура воздуха, °С; T- температурный градиент, (0,01 — 0,025) °С/м; (max) Hскв — глубина скважины, м. Выбираем тип цемента и определяем время начала схватывания с момента затворения — Tзат. (цемент для горячих скважин (ГЦ).) Допустимое время цементирования рассчитывается по формуле: Tдоп =0, 75Тзат (3) Затем определяем объем комбинированной колонны заливочных труб: V= ( (4) где d — внутренний диаметр НКТ, м; h — длина колонны заливочных труб, м; — коэффициент сжимаемости продавочной жидкости, равный 1,01-1,10 (принимаем 1,02). Затем определяем время, необходимое для полного заполнения колонны заливочных труб при работе одним агрегатом ЦА-320М на 4 скорости при диаметре втулок насоса 100 мм: qIV- подача ЦА на 4й скорости (13,5л/с); Время вымыва излишков тампонажного раствора при обратной промывке при работе одним агрегатом ЦА-320М на 3 скорости составит: где То– время на подготовительные и заключительныеработы при затворении цемента (5 – 10 мин). Определим объем раствора, который необходимо закачать в пласт за расчетное время T мин: Wтр = QпрT (8) где Qпр — приемистость пласта, м3/мин. Определим плотность тампонажного раствора по формуле: (9) где m – жидкостно-цементное отношение (m = 0,4- 0,5); и – плотность, соответственно, тампонажного цемента и жидкости ц ж Подставив численные значения, получаем: Количество тампонажного материала, которое необходимо заготовить с учетом потерь при его затворении, составит: G1 = K1G (11) где K1 – коэффициент, учитывающий потери при затворении тампонажного материала (при использовании цементосмесительных машин K1=1,01, при затворении в ручную K1=1,05 — 1,15). Принимаем К1 = 1,01 Количество жидкости, необходимой для затворения тампонажного материала, определяем по формуле: (12) где K2 – коэффициент, учитывающий потери жидкости при затворении, который на практике принимают K2 = 1,05 — 1,10. Определим плотность раствора в скважине по формуле: P = gh(13) P – пластовое давление, Па; g – ускорение свободного падения, Н/м; h – высота столба жидкости, м. Порядок выполнения работы: Задача «Имитация цементирования при КРС» моделирует процесс ликвидации негерметичности обсадных колонн и заколонного пространства методом тампонирования под давлением через отверстия фильтра скважины с целью продавить в пласт расчетный объем раствора, необходимый для надежной изоляции нефтяного горизонта от проникновения чуждых вод. В процессе работы имитационной задачи не контролируются требуемые объемы тампонажного и продавочного растворов и корректные диапазоны по плотности и расходу при закачке тампонажного и продавочного растворов, а только правильная последовательность действий и общие аварийные ситуации, такие как поглощение, проявление и т.д. Модель имеет следующие ограничения и допущения: • поэтапная схема работы задачи (строгая последовательность действий); • используется только одноразмерная колонна нагнетательных труб (НКТ); • тампонирование осуществляется через отверстия фильтра; • продуктивный и слабый по гидроразрыву пласт находятся на забое скважины. Для управления имитационной задачей используются: • пульт управления гидроразрывом (ПГП) • пост устьевой арматуры (ПУА). На рисунке экрана модели изображены следующие органы управления: 1. — насосные агрегаты; 2. — пробковый кран 3; 3. — пробковый кран 5; 4. — пробковый кран 1; 5. — пробковый кран 4; 6. — пробковый кран 6; 7. — пробковый кран 2; 8. — смесительная машина; 9. — водоподающий насос; 10. — переключатель емкостей Последовательность действий обучаемого состоит в следующем: 1.Установка начальных (стартовых) значений. На посту устьевой арматуры: • закрыть пробковый кран 3 (верхний левый); • закрыть пробковый кран 4 (верхний правый); • закрыть пробковый кран 5 (нижний левый); • закрыть пробковый кран 6 (нижний правый). На пульте гидроразрыва пласта: • открыть пробковый кран 1 или пробковый кран 2; • выключить привод насосной установки; • выключить привод цементно-смесительной машины (ЦСМ); • выключить привод вспомогательного насоса; • трехходовой кран в положение — емкость 0 (закр); • колличество насосных агрегатов -1; • плотность раствора в смесительной машине — от 1.0 до 1.5 г/см3. Плотность, заданная до Старта задачи, определяет плотность раствора в скважине. Произвести Старт задачи. При неверной установке начальных условий старт задачи не производится и регистрируется ошибка начальных установок. 2. I этап. Закачка необходимого объема тампонажного раствора в скважину методом прямой промывки. 2.1. Поставить трехходовой кран в положение емкость 1 или 2. Задать на ПГП расчетную плотность тампонажного раствора, включить привод насоса, привод ЦСМ. Подождать пока закончится процесс приготовления тампонажного раствора. Плотность раствора на входе должна стать равной плотности цемента в смесительной машине. 2.2. На ПУА открыть пробковый кран 3 или 4. Открыть пробковый кран 5 или 6. Включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной. Задать обороты вала двигателя. 2.3. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и закачать в НКТ расчетный объем тампонажного раствора. После закачки необходимого объема тампонажного раствора, 2.4. выключить привод насосного агрегата, вспомогательного насоса и ЦСМ, закрыть пробковые краны 3, 4, 5 и 6 на ПУА. На этом первый этап заканчивается. 3. II этап. Продавка тампонажного раствора в заколонное пространство методом прямой промывки. 3.1. Установить на ПГП плотность продавочной жидкости, включить вспомогательный насос и подождать пока закончится процесс приготовления продавочной жидкости. Плотность на входе должна стать равной плотности продавки в смесительной машине. 3.2. На ПУА открыть пробковый кран 3 или 4. Открыть пробковый кран 5 или 6. Включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной. Задать обороты вала двигателя. 3.3. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и продавить в заколонное пространство тампонажный раствор так, чтобы его нижняя граница дошла до забоя, а верхняя граница в КП была примерно на 20 — 30 м выше верхних отверстий перфорации. 3.4. Выключить привод насосного агрегата и вспомогательный насос, закрыть пробковые краны 3, 4, 5 и 6 на ПУА. На этом второй этап заканчивается. 4. III этап. Продавка тампонажного раствора в пласт через отверстия перфорации методом прямой промывки. 4.1. На ПУА открыть пробковый кран 3 или 4 (верхние краны). 4.2. Включить привод насосного агрегата и вспомогательный насос. Задать 1-ю скорость и обороты вала двигателя. 4.3. Изменяя число оборотов вала двигателя для регуляции забойного давления, продавить необходимый объем тампонажного раствора в пласт так, чтобы часть цемента осталась в НКТ. 4.4. Выключить привод насосного агрегата и вспомогательный насос, закрыть пробковые краны 3 и 4 на ПУА и закрыть пробковые краны 1 и 2 для изменения способа промывки на ПГП. На этом третий этап заканчивается. 5. IV этап. Вымывание излишков тампонажного раствора из КП и НКТ методом обратной промывки. 5.1. Открыть пробковые краны 1 и 2. При этом на мультипликации перекидываются шланги с прямой промывки на обратную. На ПУА открыть пробковый кран 5 или 6. Открыть пробковый кран 3 или 4. Включить вспомогательный насос, привод насосного агрегата, задать скорость, отличную от нейтральной, и обороты вала двигателя. 5.2. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя для регуляции забойного давления, вымыть излишки тампонажного раствора из скважины и НКТ. Вымывание цемента можно контролировать по изменению плотности на выходе. 5.3. Выключить привод насосного агрегата и вспомогательный насос, на ПУА закрыть пробковый кран 3, 4, 5 и 6. 5.4. На ПУА открыть пробковый кран 5 или 6. Включить привод насосного агрегата. Создать в скважине давление равное 70% от конечного давления продавки. 5.5. Выключить привод насосного агрегата, закрыть пробковые краны 5 и 6 на ПУА. На этом процесс тампонирования заканчивается. Форма отчетности. По результатам выполнения работы подготовить отчет, с результатами расчетов и описанием хода выполнения на тренажере АМТ-401 (411) безаварийного ремонтного цементирования обсадной колонны. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3Соляно-кислотная обработка скважин Цель работы:Освоить технологиюсоляно-кислотной обработки скважин. Производительность нефтяных и газовых скважин, поглотительная способность нагнетательных скважин зависят, главным образом, от вязкости нефти и проницаемости продуктивных пород. Чем больше проницаемость пород в зоне действия скважины, тем при прочих равных условиях больше ее производительность или приемистость. Первоначальная проницаемость пород пласта в процессе бурения и эксплуатации скважины под влиянием различных причин с течением времени может ухудшиться. Так при вскрытии продуктивного пласта в процессе бурения призабойная зона скважины закупоривается глинистым раствором, что приводит к снижению проницаемости пород и к уменьшению притока нефти и газа. При эксплуатации скважин проницаемость пород призабойной зоны может ухудшиться в результате закупорки пор и трещин в породе глинистыми частицами, парафинистыми и смолистыми отложениями. В нагнетательных скважинах проницаемость призабойной зоны ухудшается в результате отложения в порах и трещинах породы механических примесей, содержащихся в нагнетаемой воде. Кислотные обработки скважин предназначены для увеличения проницаемости призабойной зоны скважины, для очистки забоев (фильтров), призабойной зоны, НКТ от солевых, парафинисто-смолистых отложений и продуктов коррозии. Кислотная обработка призабойной зоны скважин основана на способности соляной кислоты растворять карбонатные породы (известняки, доломиты) или карбонатные породообразующие минералы, входящие в состав песчаников или других пород. При взаимодействии соляной кислоты и карбонатных пород происходят следующие реакции: для известняков СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + Н2О + СО2 для доломитов MgСа (СО3)2 + 4НСl = СаСl2 + МgСl2 + 2Н2О + 2СО2 Под воздействием соляной кислоты в породах призабойной зоны скважины (ПЗС) образуются пустоты, каверны, каналы разъедания, в следствии чего увеличивается проницаемость пород, а следовательно, и производительность нефтяных и приемистость нагнетательных скважин. Кислотные обработки под давлением применяют с целью продавки кислоты в малопроницаемые интервалы продуктивного пласта. При простых солянокислотных обработках кислота проникает в хорошо проницаемые пропластки, а плохо проницаемые остаются не охваченные обработкой. Кислотные обработки под давлением устраняют этот недостаток, обусловленный слоистой неоднородностью пласта. Вначале путем закачки нефти или воды создают циркуляцию. Затем в трубы нагнетают заготовленный раствор солной кислоты. Обьем нефти, вытесненной из скважины через кольцевое пространство, измеряют в мернике. При этом объем первой порции кислоты рассчитывают так, чтобы она заполнила трубы и кольцевое пространство от башмака до кровли пласта. После этого закрывают кран на отводе затрубного пространства и под давлением закачивают в скважину остатки кислотного раствора. Кислота начинает проникать в пласт. Оставшуюся в трубах и в фильтровой части скважины кислоту продавливают в пласт нефтью или водой. Объем рабочего раствора соляной кислоты устанавливают в зависимости от толщины и физических свойств пласта, химического состава пород и числа предыдущих обработок. Задача:Проведение«Имитациисоляно-кислотной обработки скважин» тренажера-имитатора капитального ремонта скважин АМТ-401 (411). Исходные данные:см. Приложение 2 Необходимо определить:объем рабочего раствора соляной кислоты, выбранной концентрации; количества воды, необходимой для его приготовления; количества различных добавок к рабочему раствору. Расчет данных соляно-кислотной обработки скважин. Рекомендуемые средние объемы кислоты, расходуемые на 1 мобрабатываемого интервала (8 — 15% -ной концентрации) для карбонатных пород, установленные на основании имеющегося опыта по обработкам, приведены в табл. 1. Объем раствора HClм3/м № ПОРОДА Первичная обработка Вторичная обработка Гранулярная малопроницаемая 0,4 – 0,6 0,6 – 1,0 1 Тонкопористая 0,4 – 0,6 0,6 – 1,0 2 Гранулярная высокопроницаемая 0,6 – 1,0 1,0 – 1,5 3 Трещиноватая 0,6 – 0,8 1,0 – 1,5 Объем концентрированной товарной кислоты (Wтк), необходимый для получения расчетного объема рабочего раствора заданной концентрации (в м3) определяют по формуле: (1) где: Wр.р. — объем рабочего раствора заданной концентрации, м3; — плотность товарной кислоты, кг/м3; — плотность готового рабочего раствора, кг/м3 (находят по таблице, приложение 5). Количество воды (Wв), необходимое для получения рабочего раствора заданной концентрации определяется по формуле: Wв = Wр.р. – (2) Добавки ингибитора, стабилизатора, хлористого бария и интенсификатора обычно настолько незначительны, что поправки на объемы этих реагентов не вводят. Порядок выполнения работы: Задача Имитация кислотной обработки при КРС моделирует процесс обработки призабойной зоны соляной кислотой с целью увеличения проницаемости пород, слагающих коллектор. В процессе работы имитационной задачи не контролируются требуемые объемы кислотного раствора и корректные диапазоны по плотности и расходу при закачке, а только правильная последовательность действий и общие аварийные ситуации, такие как поглощение, проявление и т.д. Модель имеет следующие ограничения и допущения: • поэтапная схема работы задачи (строгая последовательность действий); • используется только одноразмерная колонна нагнетательных труб (НКТ); • кислотная обработка осуществляется через отверстия фильтра; • продуктивный и слабый по гидроразрыву пласт находятся на забое скважины. Для управления имитационной задачей используются: • пульт управления гидроразрывом пласта (ПУГП); • пост устьевой арматуры (ПУА). На рисунке экрана модели изображены следующие органы управления: 1. — насосные агрегаты; 2. — пробковый кран 3; 3. — пробковый кран 5; 4. — пробковый кран 1; 5. — пробковый кран 4; 6. — пробковый кран 6; 7. — пробковый кран 2; 8. — смесительная машина; 9. — водоподающий насос; 10. — переключатель емкостей Последовательность действий обучаемого состоит в следующем: 1. Установка начальных (стартовых) значений. На посту устьевой арматуры: • закрыть пробковый кран 3 (верхний левый); • закрыть пробковый кран 4 (верхний правый); • закрыть пробковый кран 5 (нижний левый); • закрыть пробковый кран 6 (нижний правый). На пульте гидроразрыва пласта: • открыть пробковый кран 1 или пробковый кран 2; • выключить привод насосной установки; • выключить привод смесительной машины (СМ); • выключить вспомогательный насос; • трехходовой кран в положение — емкость 0 (закрыто); • колличество насосных агрегатов -1; • плотность раствора в смесительной машине — от 0.9 до 1.5 г/см3. Плотность раствора, заданная до Старта, определяет плотность раствора в скважине. Произвести Старт задачи. При неверной установке начальных условий старт задачи не производится и регистрируется ошибка начальных установок. 2. I этап. Закачка необходимого объема кислотного раствора в скважину методом прямой промывки. 2.1. Поставить тр хходовой кран в положение мкость 1 или 2. Задать на ПГП плотность кислотного раствора, включить вспомогательный насос, привод кислотного агрегата (КСА) и подождать пока закончится процесс приготовления кислотного раствора. Плотность раствора на входе должна сравняться с плотностью кислоты в КСА (в качестве КСА в данной задаче выступает смесительная машина). 2.2. На ПУА открыть пробковые краны 3 или 4, а также 5 или 6, включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной, и обороты вала двигателя. 2.3. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и закачать расчетный объем кислоты. 2.4. После закачки необходимого объема, выключить привод насосного агрегата, вспомогательный насос и КСА, закрыть пробковые краны 3, 4, 5, 6 на ПУА. На этом первый этап заканчивается. 3. II этап. Продавка кислотного раствора в КП скважины продавочным раствором. 3.1. Если расчетный объем кислоты меньше, чем суммарный объем НКТ и КП от башмака до кровли продуктивного пласта, то в скважину закачивается продавочный раствор с целью продавить кислоту из НКТ в КП так, чтобы она заполнила кольцевое пространство от башмака до кровли продуктивного пласта. 3.2. Для этого необходимо задать на ПГП плотность продавочного раствора, включить вспомогательный насос и подождать пока закончится процесс приготовления. Плотность раствора на входе должна сравняться с плотностью в смесительной машине. 3.3. На ПУА открыть пробковые краны 3 или 4, а также 5 или 6, включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной, и обороты вала двигателя. 3.4. Изменяя скорость и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и закачать необходимый объем продавочного раствора, так, чтобы кислота заполнила КП от башмака ОК до кровли продуктивного пласта. 3.5. После закачки необходимого объема продавочного раствора, выключить привод насосного агрегата, вспомогательный насос, закрыть пробковые краны 3, 4, 5, 6 на ПУА. На этом второй этап заканчивается. 4. III этап. Продавка кислотного раствора в пласт. 4.1. Если объем кислоты, закачанной на 1-ом этапе занял все НКТ и КП от башмака до кровли продуктивного пласта и все равно меньше расчетного, то ее продавку в пласт необходимо осуществлять дальнейшей закачкой кислоты до тех пор, пока в скважине не окажется достаточное количество кислотного раствора. Для этого, не изменяя плотность на задатчике плотности ПГП, открыть пробковый кран 3 или 4, включить вспомогательный насос и привод насосного агрегата, задать 1-ю скорость и обороты вала двигателя. После того, как расчетный объем будет закачан, выключить привод насосного агрегата и вспомогательный насос, закрыть пробковые краны 3 и 4. 4.2. Если объем кислоты, закачанной на I этапе занял все НКТ и КП от башмака до кровли продуктивного пласта и при этом равен расчетному, то дальнейшую продавку ее в пласт необходимо осуществлять продавочным раствором другой плотности. Для этого установить на задатчике плотности ПГП плотность продавочного раствора, включить вспомогательный насос и подождать пока завершится процесс приготовления. Плотность раствора на входе должна сравняться с плотностью в смесительной машине. Открыть на ПУА пробковый кран 3 или 4, включить привод насосного агрегата и задать 1-ю скорость и обороты вала двигателя. Если на предыдущем (втором) этапе кислота уже была продавлена из НКТ в КП скважины до кровли продуктивного пласта продавочным раствором, то ее продавку в пласт осуществляют тем же самым продавочным раствором. Для этого на ПУА открыть пробковый кран 3 или 4. Включить привод насосного агрегата и задать 1-ю скорость и обороты вала двигателя. 4.3. Изменяя число оборотов вала двигателя для регуляции забойного давления, продавить кислоту в пласт из расчета ее полного вытеснения из НКТ в КП, а из КП — в пласт. 4.4. Выключить привод насосного агрегата, закрыть пробковые краны 3 и 4 на ПУА. На этом процесс кислотной обработки заканчивается. Скважину оставляют на некоторое время (8 -12 часов, а иногда и больше) в покое для реагирования кислоты с породой. Форма отчетности. По результатам выполнения работы подготовить отчет, с результатами расчетов и описанием хода выполнения на тренажере АМТ-401 (411) соляно – кислотной обработки. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4Глушение нефтяной скважины Цель работы: Научиться глушить скважину для производства в ней ремонтных работ в условиях репрессии на пласт. Перед проведением в скважине ремонтных работ скважину необходимо заглушить, т.е. заменить имеющуюся в скважине жидкость на промывочный раствор заданной плотности. Для этого в скважину закачивается раствор глушения с плотностью, обеспечивающей предотвращение поступления флюида из продуктивного пласта в кольцевое пространство. Закачку раствора глушения можно осуществлять прямой или обратной промывкой. Задача:«Имитация глушения нефтяной скважины» тренажера-имитатора капитального ремонта скважин АМТ-401. Исходные данные:см. Приложение 4 Необходимо определить плотность раствора глушения, объем раствора глушения. Расчет параметровглушения скважины: Плотность раствора глушения можно определить по формуле •используется только одноразмерная колонна нагнетательных труб (НКТ); •НКТ спущена до продуктивного пласта; •глушение осуществляется за один этап; •продуктивный и слабый по гидроразрыву пласт находятся на забое скважины. Для управления имитационной задачей используются: •пульт управления ЦС; •пост фонтанной арматуры. На рисунке экрана модели изображены следующие органы управления: 3. пробковый кран 7; 4. пробковый кран 9; 5. лубрикаторный пробковый кран; 6. центральный пробковый кран; 7. пробковый кран 8; 8. задвижка прямой промывки; 9. пробковый кран 10; 10. задвижка обратной промывки; 11. задвижка линии обратной промывки; 12. насосный агрегат; 13. задвижка линии прямой промывки; 14. задвижка сепаратора; 16. трехходовой кран; 19. блок очистки. 1. Установка начальных (стартовых) значений. При прямой промывке: А. На посту манифольда: •закрыть задвижку линии обратной промывки; •открыть задвижку прямой промывки; •открыть задвижку линии прямой промывки. Б. На посту фонтанной арматуры: •закрыть пробковый кран 7, •закрыть пробковый кран 8, •закрыть пробковый кран 9, •закрыть пробковый кран 10, •закрыть пробковый кран лубрикатора, •открыть центральный пробковый кран. В. На пульте управления циркуляционной системой: •выключить привод насоса; •трехходовой кран в положении «емкость 0»; •закрыть выходную задвижку сепаратора; •плотность раствора в скважине 0,8-0,9 г/см3. При неверной установке начальных условий старт задачи не производится и регистрируется ошибка начальных условий. При обратной промывке: A. На посту манифольда: •открыть задвижку линии обратной промывки; •закрыть задвижку линии прямой промывки; •закрыть задвижку прямой промывки; •открыть задвижку обратной промывки. Б. На посту фонтанной арматуры: •закрыть пробковый кран 7; •закрыть пробковый кран 8; •закрыть пробковый кран 9; •закрыть пробковый кран 10; •закрыть пробковый кран лубрикатора; •открыть центральный пробковый кран. B. На пульте управления циркуляционной системой: •выключить привод насоса; •трехходовой кран перевести в положение «емкость 0»; •закрыть выходную задвижку сепаратора; •плотность раствора в скважине 0,8-0,9 г/см3. Произвести Старт задачи. При неверной установке начальных условий старт задачи не производится и регистрируется ошибка начальных условий. 2.Закачать в скважину раствор глушения в одну стадию методом пря мой или обратной циркуляции. 2.1.Задать на пульте управления циркуляционной системой плотность раствора глушения для выбранной емкости, ожидая пока закончится переходный процесс. При прямой промывке: • на посту фонтанной арматуры открыть пробковый кран 8; • на пульте управления циркуляционной системой включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной; • на посту фонтанной арматуры открыть пробковый кран 9 и регулируемый штуцер 1. При обратной промывке: • открыть пробковый кран 10; • на пульте управления циркуляционной системой включить привод насосного агрегата и задать скорость, отличную от нейтральной; • на посту фонтанной арматуры открыть пробковый кран 7 и регулируемый штуцер 2. 2.2. Регулируя диаметр открытия штуцера и число оборотов вала двигателя, установить необходимое значение забойного давления и закачать в скважину расчетный объем раствора глушения. 2.3. После закачки необходимого объема раствора глушения выключить привод насосного агрегата, закрыть пробковые краны 7, 8, 9, 10. На этом процесс глушения заканчивается. Форма отчетности: По результатам выполнения работы подготовить отчет с описанием реализованной технологии глушения скважины, привести результаты расчетов параметров, произведенных и использованных при выполнении работы. Контроль и распознавание аварийных ситуаций. При управлении ИМИТАТОРОМ КРС в процессе имитации гидропескоструйной перфорации, гидроразрыва пласта, цементирования, кислотной обработки скважины возможны ошибочные действия, которые при управлении установкой КРС могли бы привести к поломкам оборудования или авариям в скважине. Реакция ИМИТАТОРА КРС на такие ошибки состоит в следующем: • выдается сигнал об ошибке — загорается красная лампочка на пульте бурильщика, пульте ЦС, пульте гидроразрыва пласта и стойке показывающих приборов (в инженерном варианте красный сигнал появляется в левом верхнем углу экрана); • если ошибка изменяет параметры технологического процесса, то эти изменения отражаются на показывающих контрольно-измерительных приборах (в инженерном варианте в бланках оперативной информации); • название ошибки и начисленное штрафное время записывается в журнал (протокол выполнения задачи) обучаемому, которые после выполнения задачи можно вывести на печатающее устройство. Ниже приводится перечень возможных ошибок управления, описание реакции на ошибки, способы исправления ошибок, если они не приводят к необратимым (для условий установки КРС) последствиям: В процессе истечения песчаножидкостной смеси через насадки, после того, как произошла перфорация, закачки жидкости разрыва, кислотного, тампонажного и продавочного растворов рекомендуется поддерживать забойное давление в следующем диапазоне: Рпл Рзаб Рпгл (1) где: Рпл — пластовое давление, кг/см2; Рзаб — забойное давление, кг/см2; Рпгл — давление начала поглощения, кг/см2. Нарушение диапазона ведет к появлению аварийных ситуаций. Если выполняется неравенство: Рзаб Рпгл, (2) то имеет место аварийная ситуация ПОГЛОЩЕНИЕ. При этом стрелками на мультипликации призабойной зоны скважины показывается поступление раствора в пласт. Для ликвидации аварийной ситуации нужно, управляя расходом снизить забойное давление. Если выполняется неравенство: Рзаб Рпл, (3) то имеет место аварийная ситуация ПРОЯВЛЕНИЕ. При этом стрелками на мультипликации призабойной зоны скважины показывается поступление флюида из пласта в скважину. Для ликвидации аварийной ситуации нужно, управляя расходом повысить забойное давление. Открыт выходной пробковый кран. Если в процессе закачки продавочного раствора его нижняя граница дошла до конца НКТ, а продавка кислоты в пласт еще не началась, либо если в процессе продавки кислоты в пласт был открыт пробковый кран 5 или 6, то имеет место аварийная ситуация «ОТКРЫТ ВЫХОДНОЙ ПРОБКОВЫЙ КРАН». Для ее ликвидации нужно закрыть пробковые краны 5 и 6. Перегрузка насосного агрегата. Если в процессе работы насосного агрегата возникнет ситуация при которой давление на входе (на насосе) на данной скорости превысит максимально допустимое давление для этой скорости (берется из сценария), то происходит перегрузка насосного агрегата. При этом давление на насосе приравнивается максимально допустимому на данной скорости, а расход на входе обнуляется. Если: (Рн Р1 max); (Рн Р2 max); (Рн Р3 max); (Рн Р4 max) (4) то имеет место аварийная ситуация ПЕРЕГРУЗКА НАСОСНОГО АГРЕГАТА. Для имитации ремонта насосного агрегата необходимо выключить его привод, а потом опять включить. Блокирован насосный агрегат. Если в процессе работы насосного агрегата перевести тр хходовой кран в положение мкость 0 (закрыто), то возникает аварийная ситуация БЛОКИРОВАН НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ. Для е ликвидации тр хходовой кран открыть. Фатальные аварийные ситуации. Если в процессе имитации задача перестала реагировать на внешние управляющие воздействия, то произошла фатальная аварийная ситуация и дальнейшая работа не имеет смысла. Рекомендуется выйти из задачи. Распознаются следующие фатальные аварийные ситуации: • разрыв эксплуатационной обсадной колонны. Если выполняется неравенство: Ре Ргр.доп или Рзаб Рз.гр, (5) где: Ре — давление на выходе, кг/см2; Ргр.доп — допустимое давление на устье по гидроразрыву пласта, кг/см2; Рз.гр — допустимое давление на забое по гидроразрыву пласта, кг/см2, то имеет место фатальная аварийная ситуация Гидроразрыв пласта. Если выполняется неравенство: Ре Рэк.доп или Рн Рэк.доп, (6) где: Рэк.доп — допустимое рабочее давление для эксплуатационной ОК, кг/см2, то имеет место фатальная аварийная ситуация Разрыв эксплуатационной обсадной колонны. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Молчанов А.Г. Подземный ремонт скважин. М: Недра, 1986, 207 стр. 2. Лаврушко П.И. Подземный ремонт скважин. М: ГНТИ нефт. и горн. — топл. 3. Сулейманов А.В. и др. Техника и технология капитольного ремонта скважин. М: Недра, 1987,315 стр. 4. Сулейманов А.Б., Карапетов К.А., Яшин А.С. Практические расчеты при текущем и капитальном ремонте скважин. М.: Недра,1984, 224 стр. 5. Самохвалов М.А. Методические указания по выполнению лабораторных работ на тренажерах-имитаторах бурения АМТ-221 и капитального ремонта АМТ-401 нефтяных скважин. Томск: Из-во ИОА СО РАН, 2008, 100 стр. 0,36 1,000 0,099 2 1,008 0,553 4 0,018 1,118 6 1,028 1,692 8 1,038 2,276 10 1,047 2,872 12 1,057 3,481 14 1,068 4,100 16 1,078 4,729 18 1,088 5,370 20 1,098 6,022 22 1,108 6,686 24 1,119 7,364 26 1,129 8,049 28 1,139 8,746 30 1,149 9,455 32 1,159 10,170 34 1,169 10,903 36 1,179 11,643 38 1,189 12,381 СОДЕРЖАНИЕ«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова Энергетический факультет Кафедра «Электроснабжение промышленных предприятий» Л. Н. Татьянченко МОДЕЛЬ КАСКАДНОГО ВЫПРЯМИТЕЛЯ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ Учебно-методическое пособие Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Техника высоких напряжений» для студентов направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника» Внимание! Ссылки на локальные ресурсы (файла PDF, презентаций, видео и т.д.) доступны. » «КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра Управления качеством А.Р. ЗАКИРОВА Статистические методы в управлении качеством Пособие для проведения практических занятий Казань – 2015 УДК 65.011 ББК (Ж/О) 30.606 Принято на заседании учебно-методической комиссии Инженерного института Протокол № 3 от 26 ноября 2014 года Рецензенты: кандидат технических наук, доцент кафедры Управления качеством КФУ И.И. Хафизов; доктор технических наук, профессор кафедры Производства летательных. » «1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью изучения дисциплины Производственно-техническая инфраструктура предприятий является формирование у студентов системы научных и профессиональных знаний и практических навыков в области организации технической эксплуатации транспортных и транспортнотехнологических машин и комплексов, проектирования и реконструкции производственно-технических баз автотранспортных предприятий с учетом интенсификации и ресурсосбережения производственных процессов. Основные задачи. » «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) Налоги и налогообложение Методические указания к выполнению контрольной работы Составители: Н. В. Свиридова, А. А. Акимов, А. Н. Денисенко Пенза Издательство ПГУ УДК 336.22 Н23 Рецензент кандидат технических наук, генеральный директор ООО «Бирос» А. А. Оськин Налоги и налогообложение : метод. указания к. » «Федеральное агентство по образованию Архангельский государственный технический университет НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕРЕВООБРАБОТКЕ Методические указания к курсовой и дипломной работам Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета механической технологии древесины Архангельского государственного технического университета 5 ноября 2008 года Составитель А.Д. Голяков, канд. техн. наук, проф. кафедры лесопильно-строгальных производств Рецензент Г.П. Бородина, доц. кафедры. » «Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» УТВЕРЖДАЮ Начальник УМУ АлтГТУ Н. П. Щербаков «»2015 г. Программа преддипломной практики Направление подготовки 13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника Направленности (профили) подготовки Электроснабжение Электропривод и автоматика Электрооборудование и. » «Запрос ценовых предложений. Объект закупки: на оказание услуг по техническому обслуживанию кислородногазификационной станции и системы газораспределения для нужд ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского в 2016 году г. Москва «17» ноября 2015 г. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского» (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского) в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального. » «МИНОБРНАУКИ РОССИИ ВОТКИНСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Т. КАЛАШНИКОВА» (ВФ ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова») Кафедра: «Экономика и организация производства» Краткие методические указания ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», очно-заочной и. » «ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» Государственный научный центр Российской Федерации УДК 678.747.2:620.179 Генералов Александр Сергеевич ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ УГЛЕПЛАСТИКОВ УЛЬТРАЗВУКОВЫМ РЕВЕРБЕРАЦИОННО-СКВОЗНЫМ МЕТОДОМ Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Специальность: 05.11.13 – Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий Научный. » «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» В. В. БОБРОВА Ю.И. КАЛЬВИНА МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Оренбург УДК 339.9 (07) ББК 65.5 я Б Рецензент Боброва. » «МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) Технология и машины лесовосстановительных работ Часть 4. Машины и механизмы для борьбы с грибными болезнями леса и вредителями Методические указания Ухта, УГТУ, 2015 УДК 630*23 (075.8) ББК 43.4 я7 К 61 Коломинова, М. В. К 61 Технология и машины лесовосстановительных работ. Часть 4. Машины и механизмы для борьбы с. » «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» Кафедра начального образования О. А. КОЛМОГОРОВА ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ Учебное пособие Магнитогорск УДК 91 ББК Д820я73 Колмогорова О. А. Землеведение: учебное пособие. – Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2015. – 176 с. Рецензенты: кандидат педагогических наук. » «УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Д.В. БУЛГАКОВ « 30 » января 2015 года МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации, планированию и порядку проведения паркового дня в Вооруженных Силах Российской Федерации ГЛАВНОЕ АВТОБРОНЕТАНКОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации, планированию и порядку проведения паркового дня в Вооруженных Силах Российской Федерации Утверждено заместителем Министра обороны Российской. » «Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет Кафедра информационных технологий и моделирования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ С2.В.5 Прикладное программирование Специальность 23.05.01 (190109.65) «Наземные транспортно-технологические средства» Специализация – Автомобили и тракторы Квалификация (степень) – специалист Количество зачетных единиц (Трудоемкость, час) 4 (144) Разработчик ст.преподаватель Т.С. Крайнова Екатеринбург 2015 Содержание. » «Министерство образования и науки Российской Федерации Иркутский государственный технический университет БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа и методические указания к выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения Иркутск 2011 Рецензент: канд.техн.наук, профессор кафедры Управления промышленными предприятиями Иркутского государственного технического университета Конюхов В.Ю. Груничев Н.С., Захаров С.В., Голодкова А.В., Карасев С.В. Безопасность жизнедеятельности: Метод. » «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Сборник материалов III международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 9 сентября 2015 г.) Ростов-на-Дону ДГТУ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ. » «ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ А. В. Островский РОССИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ Допущено Ученым советом университета в качестве учебного пособия по дисциплине Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе для специальностей 030701.65 Международные отношения, 080102.65 Мировая экономика Мурманск ББК 65.59 (2Рос)я 73 УДК 339.92 (075.8) О 77. » «МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) Экономическое обоснование дипломных проектов Часть I. Обоснование и расчёт сметной стоимости при проектировании поисково-оценочных и научно-исследовательских работ в дипломных проектах для студентов специальности 130306 М и ГГ «Прикладная геохимия, петрология, минералогия» Методические указания 2-е издание. » «Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский лесотехнический техникум» РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Тюмень, 20 ББК 74.04. П 2 Рекомендации по аттестации педагогических работников. /Составитель Пащенко Т.С., заместитель директора по НМР ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум». – Тюмень: ГАПОУ ТО «ТЛТ», 2015 Рецензент: Рагозина Т.М., заведующая учебно-методической. » «Министерство образования и науки Российской Федерации Вологодский государственный университет Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ для студентов очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения (выпуск 3) Вологда УДК 378.16 (076) ББК 74.48 Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ для студентов очной, очнозаочной (вечерней) и заочной форм обучения. – Вологда: ВоГУ, 2015. –. » 2016 www.metodichka.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Методички, методические указания, пособия» Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам. Источник |