- Редуктор триммера – смазка и устранение неисправностей
- Устройство и принцип действия триммерного редуктора
- Особенности разных видов редукторов
- Типичные неисправности – причины и устранение
- Алгоритм смазывания редуктора
- Правила выбора смазки
- Разборка и замена редуктора
- Профилактика поломок
- Самые лучшие бензокосы
- Ремонт и смазка редуктора триммера
- Устройство редуктора триммера
- Основные неисправности редуктора и способы их устранения
- Смазка редуктора триммера
- Используемые виды смазки
- Алгоритм самостоятельного смазывания редуктора
- Как заменить редуктор триммера: алгоритм действий
Редуктор триммера – смазка и устранение неисправностей
Регулярно используя мотокосу, ее владелец может заметить повышение температуры редуктора либо возникновение в нем новых нехарактерных звуков, которых раньше не было слышно. Эти признаки сообщают, что механизм требует смазки. Если их проигнорировать, через некоторое время появятся новые, более существенные проблемы. Так, без смазки шестерни изнашиваются гораздо быстрее и вскоре требуют замены. В некоторых случаях деталь заклинивает при работе. Стоит понимать, что поврежденный передаточный механизм может нанести ущерб и другим деталям конструкции. Провести ремонт редуктора триммера, а также смазать деталь вполне осуществимо своими руками, если знать, как правильно выполняются такие процедуры, а также иметь нужный инструмент и материалы.
Устройство и принцип действия триммерного редуктора
Редуктор — это устройство для передачи вращения на режущую часть от вала двигателя. Второе его предназначение – преобразование угловой скорости вращения выходного вала в более низкие или в более высокие обороты. В первом случае устройство называется «демультипликатор» и используется на триммерах с мощными двигателями, во втором – «мультипликатор» и устанавливается на маломощных инструментах. Редуктор всегда размещается в нижней части штанги бензиновых и электрических кос разных марок, будь то «Чемпион», Huter или другой бренд.
Устройство редуктора выглядит следующим образом. Основные детали – это вал-шестерня (для передачи движения от мотора) и зубчатое колесо, установленное на ведомый вал (для вращения режущего блока). Чтобы снизить силу трения во время движения, на опорные точки валов размещаются подшипники качения. Они защищаются специальными шайбами, позволяющими сохранить смазку и предотвратить проникновение грязи внутрь посадочного места. Все детали помещены в дюралевый корпус со специальным технологическим отверстием для ввода смазки. Оно необходимо, чтобы не приходилось постоянно разбирать узел для выполнения смазывания.
Таким образом, в конструкцию редуктора в зависимости от модели и бренда, выпустившего технику (например, Sterwins, «Прораб»), входит несколько шестерней, сцепленных между собой зубьями для передачи вращения и движущихся с высокой скоростью. Из-за значительного трения они сильно греются.
Важно! При отсутствии или недостатке смазки происходит перегрев шестерней с последующей их поломкой, после чего возникает необходимость замены поврежденных элементов. Чтобы избежать таких неприятных последствий, необходимо вовремя использовать смазку и обрабатывать ею передаточный узел.
Особенности разных видов редукторов
Производители электро- и бензокос устанавливают на свою технику различные модели редукторов. Обычно они отличаются друг от друга формой и габаритами посадочного места, которое выполняется в виде круга (популярный диаметр – 24, 25,5 и 26мм), квадрата или звездочки.
Еще одно отличие редукторов российских, китайских и европейских марок – типы передач. Они бывают конические, червячные, спироидные, комбинированные, волновые, планетарные, цилиндрические. Обычно на бензокосах используются червячные редукторы.
Типичные неисправности – причины и устранение
При интенсивной эксплуатации редуктор может повредиться. Большинство неисправностей этого узла являются типовыми для разных марок триммеров и устраняются одинаково.
- Сильный нагрев передаточного узла. Причин две – новые не притершиеся шестерни либо смазка: несоответствующая, низкого качества или вовсе отсутствует. Если проблема в смазочном материале, его следует заменить другим. А новые шестеренки должны пройти обкатку в течение короткого времени без существенных нагрузок и с перерывами, чтобы детали успевали остывать.
- Вал заедает во время движения, появились стук и люфт. Такие признаки сообщают об износе подшипников. Необходимо разобрать редуктор и установить новую деталь. Разрушение подшипника вызывается плохой смазкой или ее отсутствием, а также повышенной нагрузкой триммера или попаданием металлических предметов в его посадочное гнездо, что происходит из-за поврежденного пыльника. Чтобы снять и установить новый подшипник, потребуется специальный съемник или молоток с деревянным бруском. Бить нужно осторожно, чтобы не испортить посадочное гнездо. Предварительный его нагрев допускается только в самых сложных случаях.
- При косьбе редуктор болтается или слетает со штанги. Это значит — поврежден его корпус, необходимо установить новую деталь. Если дефекты незначительны, можно металлическим хомутом стянуть место разлома.
- Если передаточный механизм не держится на штанге, это означает, что стыковочное место изношено. Нужно заменить штангу новой или подмотать крепление изолентой, если оно повреждено частично.
- Нож на валу не вращается либо останавливается при возрастающей нагрузке. Причина — в износе одной из шестерней или зубьев. Необходимо поменять изношенные детали на новые.
Большинство неисправностей редуктора владелец триммера может устранить самостоятельно. Необходимо лишь иметь подходящий инструмент, запасные детали (рекомендуется использовать оригинальные — для конкретной модели мотокосы), а также знать, как разобрать редуктор, чтобы поменять поврежденный элемент на новый.
Алгоритм смазывания редуктора
Чтобы смазать передаточный механизм редуктора, разбирать узел нет необходимости — для этого в верхней части корпуса предусмотрено специальное отверстие. Помимо шестерней, необходимо тщательно смазать такие элементы, как подшипниковый узел. Износ его уплотненных стенок приводит к тому, что смазка выходит из посадочного места и начинается вибрация техники. Данная проблема актуальна для китайских триммеров. Решением станет замена «родных» подшипников на высококачественные детали. Также смазке подлежит маховик – при эксплуатации деталь покрыта фрагментами травы, создающими дополнительное сопротивление при косьбе.
Важно! Смазывать необходимо и собачку катушки стартера, так как при запуске она касается пазов на маховике. Это приводит к ее износу, а также к появлению механохимической коррозии из-за того, что детали выполнены из различных материалов (маховик – алюминий, собачка – сталь).
Твердая смазка или масло помещаются внутрь через отверстие, защищенное винтом. При этом выполняют следующие действия:
- корпус редуктора старательно вычищают от загрязнений, особенно рядом с заглушкой, чтобы исключить попадание мусора внутрь узла;
- в комплекте с мотокосой поставляется специальное приспособление, им извлекают пробку;
- из тюбика или с помощью шприца вводят в отверстие смазку, плавно проворачивая режущий узел, чтобы вещество равномерно распределялось по зубьям шестерней;
- возвращают на прежнее место пробку.
Совет! Если возникнет необходимость разобрать редуктор, следует удалить старую смазку из корпуса, с поверхности вала и шестеренок, а затем нанести новую. В разобранном виде очень удобно смазывать детали твердыми веществами.
Смазывание редуктора в обязательном порядке проводят ежегодно, а при интенсивной эксплуатации выполнять эту процедуру следует через каждые 20 часов работы инструмента. Если же появляются признаки поломки, обработать составом места смазки следует в самое ближайшее время.
Правила выбора смазки
Многие компании, производящие садовый инструмент, например, Stihl и Husqvarna, самостоятельно выпускают смазку для своих изделий. В этом случае рекомендуется использовать именно такую продукцию — она лучшим образом уменьшает износ техники. Если же для триммера недоступна оригинальная смазка, при выборе состава стоит учитывать несколько факторов:
- качество продукции бренда, выпускающего смазывающий материал;
- вязкость состава — на этот параметр влияет вращающий момент вала;
- адгезия к поверхности составляющих узла;
- расход смазывающего покрытия — нужно принять во внимание температуру воздуха, тип и объем проводимых работ.
Совет! При затруднении в выборе смазочного материала лучше приобрести универсальный состав. Обычно он содержит ряд дополнительных компонентов, защищающих редуктор и продлевающих срок его службы.
По консистенции смазки могут быть жидкими и полужидкими, с содержанием различных добавок и присадок, а также пластичными и твердыми. Пластичные являются самыми распространенными, а твердые представляют собой их первоначальное состояние. Наиболее популярными по составу считаются:
- графитовые смазки, уменьшающие трение и улучшающие движение шестерней;
- литиевые составы, обладающие высокими антикоррозийными свойствами и добавками, снижающими износ металла;
- универсальные вещества, содержащие минеральные масла и добавки, повышающие эксплуатационные свойства редуктора.
К самым распространенным смазочным материалам относятся: Литол-24, Champion EP-0, Азмол 158, а также состав производства фирмы «Штиль».
Разборка и замена редуктора
Из-за различных типов передач, формы и размера посадочного места взаимозаменяемость редукторов возможна в редких случаях. Поэтому, приобретая новую деталь, следует учитывать модель старого узла и марку триммера. В том случае, если все-таки нужно использовать неоригинальное устройство, необходимо выбирать его с учетом следующих нюансов:
- диаметр штанги (обычно 24,5 или 26 мм);
- форму посадочного места и диаметр (чаще всего – 8 мм);
- способ фиксации защиты.
Если перечисленные параметры одинаковы, старый редуктор допускается заменить подходящей неоригинальной деталью. А чтобы осуществить замену, нужно снять редуктор со штанги и разобрать. Для этого потребуется ослабить расположенные под конструкцией стяжные болты и снять пару штопорных колец с помощью круглогубцев, а затем удалить подшипники с ведомого и ведущего валов, используя для этого специальный съемник. А чтобы собрать механизм, нужно в обратном порядке установить снятые детали.
Совет! При отсутствии съемника подшипники можно бережно выбить с помощью молотка и деревянного бруска. Удары нужно наносить осторожно, чтобы не повредить посадочное место. Однако прикипевшие детали провернуть невозможно, поэтому для извлечения их нужно прогреть с помощью строительного фена (температура равна 600°С).
Сборка редуктора проводится проще, чем разборка. Части конструкции устанавливаются на свое место с помощью легких ударов молотка. Когда устройство собрано, нужно убедиться, что ведомый вал свободно проворачивается, если привести его в движение рукою.
Профилактика поломок
Чтобы избежать поломок и проведения последующего дорогостоящего ремонта, рекомендуется соблюдать ряд простых правил по эксплуатации триммера и обслуживанию редуктора.
- Смазывать данный садовый инструмент нужно сразу после приобретения — перед началом эксплуатации. Обычно производитель (например, «Интерскол» или Huter) наносит лишь малое количество смазочного материала, которого достаточно только для проведения обкатки.
- По окончанию сезона или перед длительным хранением триммера следует разобрать редуктор, проверить состояние подшипников и шестерней, смазать узел.
- Требуется добавлять смазку после того, как инструмент отработает от двадцати до сорока часов. При интенсивных нагрузках это время сокращается до двадцати часов.
- Менять смазку на новую необходимо при ремонте конструкции или перед началом сезона.
- Когда редуктор перегревается или издает сильный шум, нужно проверить наличие смазки. Если она присутствует в достаточном количестве, рекомендуется заменить ее полностью на другую.
Итак, провести ремонт и смазку редуктора мотокосы можно самостоятельно в домашних условиях. Добавление смазочного материала не составит труда, подробное описание этого процесса и рекомендации по выбору подходящего вещества можно найти в инструкции по эксплуатации инструмента или на видео, которых в Интернете представлено множество. Большинство поломок редукторов являются типовыми для триммеров разных марок, устранить их довольно легко, если знать правильный порядок действий. А чтобы избежать их появления, достаточно соблюдать простые правила эксплуатации и проводить своевременное обслуживание редуктора триммера.
Самые лучшие бензокосы
Триммер Husqvarna 128R на Яндекс Маркете
Триммер Makita EBH341U на Яндекс Маркете
Триммер Huter GGT-2500S на Яндекс Маркете
Источник
Ремонт и смазка редуктора триммера
При частом, интенсивном использовании мотокосы редуктор может начать греться или издавать нехарактерные для его нормальной работы звуки, например, скрежет. Это свидетельствует о том, что механизм необходимо смазать. Если этого не сделать вовремя, то возникнут более серьезные проблемы (например, быстро износятся шестерни и понадобится их заменить), вплоть до заклинивания. С передаточным механизмом возникают также и другие поломки. Ремонт и смазку редуктора можно выполнить самостоятельно — для этого нужно просто ознакомиться с особенностями проведения данных работ и запастись некоторыми доступными инструментами.
Устройство редуктора триммера
Редуктор триммера – это узел, который передает вращательное движение вала двигателя ножу либо леске. Он расположен на нижнем конце штанги мотокосы. Передаточный узел также предназначен для понижения оборотов двигателя триммера.
Механизм состоит в зависимости от модели мотокосы из нескольких шестерен, вращающихся с большой скоростью. В результате этого они нагреваются из-за сильного трения. Если смазки недостаточно, либо ее вообще нет, то процесс приводит к сильному перегреву и выходу из строя деталей, и, соответственно, необходимости проводить сложный ремонт. Чтобы этого не происходило, следует вовремя смазывать передаточный узел. Разобранный редуктор представлен на фотографии ниже.
Редукторы современных триммеров разных моделей от различных производителей отличаются друг от друга конструкцией и размером посадочного места. Оно бывает:
Наиболее распространенные диаметры круглых посадочных мест – это 24, 25,5 и 26 мм.
Мотокосы оснащают редукторами с разными типами передач:
- коническими;
- червячными;
- спироидными;
- цилиндрическими;
- планетарными;
- волновыми;
- комбинированными.
Вал привода и редуктор – это сильно нагружаемые узлы триммера, которые в значительной степени подвержены износу. Между ними движение передается из-за сцепления зубьев шестерней, расположенных под разными углами друг к другу. Эффективно зубчатая передача работает только в том случае, если отсутствуют механические повреждения. При этом механизм не должен перегреваться, иначе может произойти его заклинивание.
Основные неисправности редуктора и способы их устранения
С редуктором электрического или бензинового триммера случаются различные поломки. Наиболее частые из них представлены в таблице далее. Там же можно найти причины их возникновения и методы устранения.
Неисправность редуктора | Возможные причины поломки | Способ устранения |
передаточный узел сильно греется | использование неподходящей (некачественной) смазки либо ее отсутствие | нужно заменить либо добавить смазочный материал |
шестерни новые и не притерлись | следует для обкатки поработать непродолжительное время без сильных нагрузок с регулярными остановками, чтобы механизм успевал остывать | |
заедание вала во время вращения, появление люфта и стука | разрушение или значительный износ какого-либо из подшипников | заменяют вышедший из строя подшипник новым |
передаточный механизм слетает со штанги мотокосы либо шатается | повреждение его корпуса | необходимо произвести замену детали |
в некоторых случаях при незначительных повреждениях хомутом, изготовленным из металла, выполняют стягивание места с разломом | ||
не фиксируется на трубе | износ стыковочного места | можно сделать подмотку из изоляционной ленты в месте крепления либо же поменять штангу |
выходной вал с ножом не вращается либо останавливается в случае возрастания нагрузки | износ зубьев на шестернях либо одной из них | требуется замена взаимодействующей пары износившихся деталей |
Подшипники разрушаются из-за применения неподходящей смазки либо по причине ее отсутствия. Также их повреждение вызывают тяжелые условия эксплуатации мотокосы и попадание посторонних частиц материала (например, поломанных металлических зубьев механических передач) из-за того, что целостность пыльников нарушена.
Чтобы снять подшипник, нужно разобрать редуктор и воспользоваться специальным съемником. Если его нет, то можно попробовать это сделать молотком с наставкой. В этом случае работать следует аккуратно, чтобы не повредить посадочное место. Использовать метод предварительного нагрева для съемки подшипника при этом не рекомендуется. Связано это с тем, что металл может потерять требуемые эксплуатационные характеристики.
Если нож перестает вращаться под нагрузкой или вовсе стоит на месте, то это сопровождается нехарактерным звуком.
Большинство неполадок редуктора легко можно устранить своими руками. Заменяемые детали рекомендуется приобретать «родные», предназначенные для используемой модели мотокосы.
Смазка редуктора триммера
Смазывание шестерен необходимо производить регулярно в соответствии с рекомендациями, изложенными в эксплуатационной инструкции используемой модели. Делать это нужно также, если:
- были установлены новые шестерни;
- от редуктора исходят нетипичные звуки во время работы триммера;
- ножи тяжело вращаются.
Кроме редуктора регулярно смазывать необходимо также вал триммера. Это является нормой правильного ухода за устройством.
При постоянном использовании триммера его передаточный механизм испытывает нагрузку от налипшей на ножи травы, грязи или из-за изменения крутящего момента. Смазочный материал нужно выбирать качественный, чтобы продлить срок службы редуктора.
Используемые виды смазки
При выборе смазки необходимо учитывать такие факторы:
- степень адгезии состава с металлом узла;
- бренд продукции;
- расход смазочного материала передаточным механизмом.
Известные производители, например, Stihl, Husqvarna и прочие, кроме триммеров, выпускают и смазку к ним. Такая продукция не только уменьшает износ, но также защищает металл шестерен от коррозии. Поэтому для мотокос от этих брендов лучше использовать их же смазочную продукцию.
Если используемый для смазывания состав обладает хорошей адгезией, то он практически не выдавливается из редуктора через зазоры.
У разных моделей смазка расходуется по-разному. Это определяется в значительной степени интенсивностью использования мотокосы и нагревом передаточного механизма. Считается, что смазочного материала достаточно, если температура редуктора при работе не превышает 40°С.
По консистенции смазочные материалы для триммера могут быть:
По составу востребованными являются следующие виды смазок:
- графитовые, значительно снижающие трение, вследствие чего вращение шестерней улучшается;
- литиевые, являющиеся еще и отличным антикоррозийным составом, насыщенные повышающими износостойкость металла добавками без вредных веществ;
- универсальные, содержащие минеральные масла высокой степени очистки и улучшающие эксплуатационные характеристики компоненты.
Примером подходящих смазок являются: Champion EP-0, Gear Grease OREGON, Олео-Мас, Азмол 158, Литол -24. Также следует обращать внимание на советы производителей по этому вопросу и использовать предлагаемые ими материалы. Купить их можно в специализированных торговых точках.
Смазка Champion EP-0 универсальная 120 гр
Алгоритм самостоятельного смазывания редуктора
Для проведения смазывания передаточного механизма его предварительная разборка не нужна. В устройство уже заложено специальное отверстие для этих целей (оно показано на фото ниже). Кроме шестерен при проведении смазки нужно уделить внимание таким элементам механизма:
- подшипниковому узлу;
- маховику и собачке катушки стартера.
Отверстие для введения смазки
Заливать масло либо вносить твердую смазку следует через тавотницу, закрытую винтом. При этом выполняют действия в следующей последовательности:
- очищают от грязи и налипшей травы корпус редуктора, особенно тщательно участок вокруг заглушки, чтобы мусор не попал внутрь механизма;
- с помощью соответствующего инструмента (часто он идет в комплекте с триммером) выкручивают пробку;
- в открытое технологическое отверстие выбранный смазочный материал вводят из тюбика, либо используя шприц, как показано на фотографии далее;
- вкручивают пробку на место.
Смазывание передаточного механизма
При внесении смазки нужно вращать нож, чтобы она равномерно распределялась по зубьям движущихся шестерней.
Если по какой-либо причине редуктор нужно разобрать, то старый смазочный материал необходимо полностью удалить со всей поверхности зубчатых передач и корпуса, вала, а только потом использовать новый. Разобранный механизм удобно смазывать твердыми составами.
Весь процесс смазки редуктора продемонстрирован в видеоролике:
Смазывать передаточный узел требуется минимум один раз в течение года, но рекомендуется это делать через каждые 20 часов интенсивного использования мотокосы. Если появятся первые признаки неисправностей с механизмом, то внести смазочный материал нужно как можно быстрее.
Как заменить редуктор триммера: алгоритм действий
Чтобы заменить редуктор аналогичной деталью от такого же производителя, его необходимо вначале разобрать и снять со штанги. Действуют при этом по следующему алгоритму:
- ослабляют стяжные болты, расположенные под передаточным механизмом;
- используя круглогубцы, снимают два штопорных кольца;
- применяя съемник, стягивают подшипники с ведомого и ведущего валов;
- затем собирают механизм, в обратном порядке устанавливая все запчасти.
Разобранный передаточный механизм показан на фотографии ниже.
Если съемника нет под рукой, то можно попробовать аккуратно сбить подшипники. Когда они прикипели и не сдвигаются с места совсем, можно нагреть их с помощью промышленного фена (при температуре 600°С) и снять.
Собирать передаточный узел легче, чем разбирать его. Может понадобиться только легонькое постукивание молоточком для посадки деталей на место. После сборки обязательно нужно проверить, чтобы ведомый вал проворачивался от руки.
Когда есть необходимость замены передаточного узла неоригинальной деталью, тогда следует учитывать их взаимозаменяемость. При этом следует учитывать:
- диаметр штанги (данный параметр часто составляет 25,4 либо 26 мм);
- параметры приводного вала — форму стыковочного места и диаметр (распространенная величина его составляет 8 мм);
- вариант закрепления защиты.
Если рассмотренные параметры совпадают, то можно будет установить деталь от других моделей.
Своевременная смазка редуктора обеспечит продолжительную его эксплуатацию без проведения ремонтов. Кроме того, современные материалы хорошо защищают металл от коррозии, повышают его износостойкость. Предпочтение при выборе следует отдавать смазке, рекомендуемой производителем эксплуатируемого триммера. Если такие составы приобрести нет возможности, то следует применять рассмотренные либо другие подходящие по свойствам аналоги. Когда необходимо разобрать механизм при проведении ремонта, делать это следует аккуратно, чтобы не повредить отдельные детали.
Источник